Система пассивной безопасности ГАЗель NN.
Автомобиль может быть оборудован системой пассивной безопасности (СПБ), которая включает в себя:
- ремни безопасности (РБ) с устройством предварительного натяжения ленты;
- подушку безопасности водителя;
- подушку безопасности передних пассажиров;
- систему оповещения о непристёгнутом ремне водителя и неисправности СПБ;
- блок управления СПБ с датчиком фронтального удара.
Ремни безопасности.
Ремни безопасности являются эффективным средством защиты водителя и пассажиров от тяжёлых последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Автомобили комплектуются тремя типами ремней: трёхточечными (диагонально-поясными) с инерционными катушками, двухточечными (поясными) статическими с ручной регулировкой длины ленты или двухточечными (поясными) с инерционной катушкой. Диагонально-поясные ремни, а также двухточечные (поясные) ремни с инерционной катушкой не нуждаются в регулировке. В случае поясных статических ремней необходима индивидуальная регулировка длины лямки ремня, при этом поясная лямка должна плотно прилегать к бёдрам. Изменение длины лямки осуществляется регулятором.
На автомобилях, оборудованных подушками безопасности, для водителя и пассажиров переднего ряда применяются трёхточечные (диагонально-поясные) РБ с инерционными катушками. В катушки РБ водителя и переднего правого пассажира встроены устройства предварительного натяжения ленты и ограничения нагрузки. Устройство предварительного натяжения ленты предназначено для выбора возможной слабины ленты ремня, а устройство ограничения нагрузки снижает усилие удержания человека для обеспечения более эффективной защиты при ДТП. Устройство предварительного натяжения срабатывает независимо от того, пристёгнут ремнём безопасности человек или нет.
Ремни безопасности водителя и переднего правого пассажира оснащены механизмами, позволяющими отрегулировать верхнюю направляющую ремня безопасности по высоте, обеспечивая тем самым удобство пользования ремнем людям различных ростовых групп. Крайние диагонально-поясные ремни безопасности второго ряда сидений указанными механизмами не оснащаются.
Для регулировки положения верхней направляющей потяните на себя кнопку 1 и одновременно двигайте ее либо вверх, либо вниз по необходимости.
Для пристёгивания ремнём медленно (без рывков) потяните ленту ремня за язычок 1, чтобы её длина по груди и бёдрам была примерно одинаковой, и вставьте его в соответствующий данному сиденью замок 2 до характерного щелчка.
Верхняя часть ремня должна проходить через середину плеча, и ни в коем случае через шею или под рукой, и должна плотно прилегать к верхней части туловища.
Поясная часть ремня должна лежать как можно ниже и всегда плотно прилегать к бёдрам. В противном случае следует отпустить ремень и потянуть его.
Для освобождения ремней нажмите на красную кнопку 3 соответствующего замка. При этом язычок будет вытолкнут пружиной из своего гнезда. Отведите ленту ремня за язычок рукой назад, чтобы механизму было легче её смотать.
Ремнями безопасности должны пристёгиваться и беременные женщины. Необходимо помнить, что лента ремня должна располагаться таким образом, чтобы избежать любого давления на живот. Поясная часть ремня должна располагаться ниже живота.
Внимание!
- Ремни, которые испытали большую нагрузку при дорожно-транспортном происшествии или которые имеют потёртости, разрывы и другие повреждения, должны быть обязательно заменены на соответствующие новые ремни безопасности в сборе.
- Недопустимы любые изменения в конструкции ремней безопасности.
- Нельзя вдвоём пристёгиваться одним ремнём, особенно недопустимо пристёгивать ремнём ребёнка, сидящего на коленях пассажира.
Подушки безопасности.
Подушки безопасности являются дополнительным средством защиты водителя и передних пассажиров при ДТП и служат для снижения тяжести последствий ДТП.
В зависимости от комплектации автомобиль может быть оборудован надувными подушками безопасности водителя и передних пассажиров или только подушкой безопасности водителя.
Модуль подушки безопасности водителя размещается внутри рулевого колеса. Модуль подушки безопасности передних пассажиров размещается в правой части панели приборов перед сиденьем передних пассажиров.
О наличии соответствующей подушки безопасности в автомобиле говорят надписи «AIRBAG»:
- на кнопке звукового сигнала рулевого колеса;
- на крышке модуля пассажирской подушки в правой части панели приборов.
На автомобиле с подушкой безопасности передних пассажиров с двух сторон правого противосолнечного козырька располагаются таблички с предупреждающими пиктограммами.
Опасно!
- ЗАПРЕЩЕНО устанавливать на переднее пассажирское сиденье детское удерживающее устройство (ДУУ) универсальной категории, в котором ребёнок расположен лицом назад, если автомобиль оснащён фронтальной ПОДУШКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ передних пассажиров.
- Невыполнение данного требования может привести к ГИБЕЛИ РЕБЕНКА или НАНЕСЕНИЮ ЕМУ СЕРЬЕЗНЫХ ТЕЛЕСНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ! При этом, установка на переднее пассажирское сиденье ДУУ универсальной категории, в котором ребёнок расположен лицом вперёд, не гарантирует исключения этой опасности.
Система оповещения о непристегнутом ремне водителя.
На автомобилях, оборудованных подушками безопасности водителя, замок ремня безопасности водителя оборудован датчиком, который при включении приборов (зажигания) активирует световой сигнализатор на комбинации приборов при непристёгнутом ремне водителя. В случае движения автомобиля с непристегнутым ремнем водителя при достижении скорости 20-25км/ч помимо светового сигнализатора активируется звуковой сигнализатор.
Система оповещения о неисправности СПБ.
При включении приборов (зажигания) система пассивной безопасности запускает процедуру самотестирования, при этом на 2-3 сек. включаются сигнализаторы и в комбинации приборов (см. «Сигнализаторы комбинации приборов ГАЗель NN.»). После завершения самотестирования (примерно через 3 секунды) сигнализаторы переходят в истинное рабочее состояние.
Если после включения приборов (зажигания) сигнализатор не погас или включился вновь, то это означает, что в системе пассивной безопасности обнаружена неисправность и ее срабатывание при столкновении не гарантировано. В этом случае для устранения неисправности следует обратиться на предприятия сервисно-сбытовой сети ГАЗ.
Срабатывание систем пассивной безопасности.
Подушки безопасности активируются блоком управления СПБ, который определяет ускорения, возникающие при столкновении в ДТП.
Подушка безопасности приводится в действие пиротехническим устройством, наполняющим газом тканевый мешок, чем объясняется звук хлопка, а также выделение тепла и дыма при их срабатывании (что не означает начало пожара).
Раскрываясь, подушки безопасности снижают силу удара головы и грудной клетки водителя о рулевое колесо и головы передних пассажиров о панель приборов при столкновении. При раскрытии подушки безопасности ограничение видимости для водителя практически отсутствует, так как она наполняется и сдувается за короткий промежуток времени.
При срабатывании подушек безопасности человек может получить повреждения кожи или иные травмы. При раздражении глаз следует промыть их чистой водой. При длительных беспокойствах следует обратиться к врачу.
Раскрытие подушек безопасности осуществляется в зависимости от силы, направления удара и других факторов (скорости движения автомобиля, плотности и жесткости объекта, с которым сталкивается автомобиль и т.д.). При определенном сочетании этих факторов от датчика блока СПБ поступает сначала электронный сигнал срабатывания устройства предварительного натяжения РБ водителя и правого переднего пассажира, а затем сигнал на раскрытие подушек безопасности водителя и передних пассажиров.
Примеры ситуаций со срабатыванием СПБ:
- столкновения на небольшой скорости (до 15 км/ч), переворачивание, наезд колесом на невысокое препятствие (бордюр, яма и т.д.), падение автомобиля с невысокого выступа: срабатывает блокировка ремней безопасности запирающим устройством инерционного типа, подушки безопасности в такой ситуации могут не раскрыться, поскольку их срабатывание не приводит к повышению уровня защищенности, обеспечиваемого ремнями безопасности и сигнал на раскрытие блоком СПБ не выдается;
- столкновение с неподвижным недеформируемым препятствием: подушка может сработать при небольшой скорости движения;
- столкновение с подвижным деформируемым препятствием (например, с другим автомобилем вдогон): подушки безопасности в такой ситуации могут не раскрыться, поскольку замедление, регистрируемое датчиком удара, при таких столкновениях сравнительно невелико;
- при сильном фронтальном столкновении (ориентировочно при движении со скоростью свыше 24км/ч) срабатывает устройство предварительного натяжения ремней безопасности водителя и переднего правого пассажира и надуваются подушки безопасности водителя и передних пассажиров.
В целях безопасности после попадания автомобиля в небольшие ДТП (когда не сработали подушки безопасности) следует проверить исправность СПБ. Во всех случаях, требующих ремонта, замены или диагностики элементов СПБ, необходимо обращаться на предприятия сервисно-сбытовой сети ГАЗ.
Внимание!
- Подушки безопасности, а также устройства предварительного натяжения ремней безопасности водителя и переднего правого пассажира срабатывают только при включенном зажигании, независимо от того, находится на сиденье человек или нет.
- Подушки безопасности, а также устройства предварительного натяжения ремней безопасности могут сработать при ударе сзади, переворачивании, ударе по кузову автомобиля, наезде на бордюр, попадании колеса в яму, падении автомобиля с выступа и т.д., если автомобиль будет испытывать воздействия аналогичные тем, которым он подвергается при столкновении.
- Система пассивной безопасности водителя и переднего пассажира является автономным устройством разового использования.
- После срабатывания блок управления, модули надувных подушек безопасности и ремни безопасности с устройством предварительного натяжения подлежат обязательной замене на предприятиях сервисно-сбытовой сети ГАЗ.
- Во всех случаях, требующих ремонта, диагностики или замены компонентов СПБ, а также рулевого колеса, панели приборов и (или) сидений, обращайтесь на предприятия сервисно-сбытовой сети ГАЗ.
Внимание!
- Надувные подушки безопасности являются дополнительным средством защиты для водителя и передних пассажиров, пристегнутых ремнем безопасности.
- Подушки безопасности обеспечивают оптимальную защиту при правильной установке положения сиденья, спинки сиденья и подголовника. Спина должна опираться на спинку сиденья, а сиденье водителя должно быть отодвинуто назад настолько, насколько это практически удобно водителю, чтобы в вертикальном сидячем положении слегка согнутыми в локтях руками можно было держать рулевое колесо.
- Ремни безопасности способствуют тому, что при ДТП человек примет наиболее безопасное положение, при котором подушка безопасности может обеспечить наибольшую эффективность защиты. Дополнительно РБ водителя и переднего правого пассажира имеют устройства предварительного натяжения ленты, которые срабатывают перед открытием подушек и дополнительно притягивают водителя и пассажира к спинкам сидений.
Опасно!
- Сразу после срабатывания подушек безопасности некоторые элементы системы могут иметь высокую температуру. Во избежание ожогов не прикасайтесь к горячим деталям.
Опасно!
- Запрещается размещать посторонние предметы (наклейки, часы, держатели для телефона или навигатора и т.д.) на рулевом колесе и панели приборов в зонах установки подушек безопасности, а также посторонние предметы (зонты, сумки и т.д.) между передними пассажирами и панелью приборов, поскольку при раскрытии подушек безопасности они могут привести к травмам. Такая же опасность существует и в тех случаях, когда водитель или пассажир курит трубку или использует мобильный телефон во время движения.
- Ремни безопасности должны быть пристёгнуты и отрегулированы по росту человека. Во время движения не кладите предплечья/ладони на место, в котором смонтирована подушка безопасности. Пассажиры на переднем сиденье не должны опираться на панель приборов и держать какие-либо предметы, которые могут причинить травмы при срабатывании СПБ.
- Также нельзя упираться коленями ног в панель приборов или класть ноги на сиденье. Пассажирам рекомендуется пристегнуться и занять такое положение, при котором все части его тела (колени, руки, голова и т.д.) будут располагаться на достаточном удалении от панели приборов.
- Неправильная посадка и (или) непристёгнутый ремень безопасности в случае срабатывания подушек безопасности может привести к серьёзной травме. т.к. водитель или пассажиры могут получить удар раскрывающейся подушкой, если будут находится в месте, предусмотренном для раскрытой подушки.
Опасно!
- ЗАПРЕЩЕНО устанавливать на переднее пассажирское сиденье детское удерживающее устройство (ДУУ) универсальной категории, в котором ребёнок расположен лицом назад, если автомобиль оснащён фронтальной ПОДУШКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ передних пассажиров.
- Невыполнение данного требования может привести к ГИБЕЛИ РЕБЕНКА или НАНЕСЕНИЮ ЕМУ СЕРЬЕЗНЫХ ТЕЛЕСНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ! При этом, установка на переднее пассажирское сиденье ДУУ универсальной категории, в котором ребёнок расположен лицом вперёд, не гарантирует исключения этой опасности.
- Запрещено держать ребенка на коленях во время движения автомобиля.
- Рекомендуется перевозить детей в возрасте до 12 лет на автомобиле с двумя рядами сидений на боковых сиденьях второго ряда с использованием ДУУ универсальной категории, соответствующих возрасту и весу ребенка.
Опасно!
Запрещается:
- самостоятельный демонтаж подушек безопасности, разборка, ремонт, поджигание, подключение к источникам напряжения;
- самостоятельная замена или ремонт подушек безопасноcти, рулевого колеса, ремней безопасности;
- вносить изменения в конструкцию элементов системы пассивной безопасности (подушек безопасности, РБ и их креплений).
Все работы по системам пассивной безопасности должны выполняться только на предприятиях сервисно-сбытовой сети ГАЗ специально обученным персоналом.