Система зажигания. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.
Система зажигания.
К приборам системы зажигания относятся: катушка зажигания, свечи зажигания, выключатель зажигания, распределитель зажигания и провода высокого и низкого напряжения.
Система зажигания.
1 – Изолятор. 2 – Корпус катушки зажигания. 3 – Изоляционная бумага обмоток. 4 – Первичная обмотка. 5 – Вторичная обмотка. 6 – Изоляция между обмотками. 7 – Клемма вывода конца первичной обмотки. 8 – Контактный винт. 9 – Клемма высокого напряжения. 10 – Крышка. 11 – Клемма «+ Б» вывода начала первичной и конца вторичной обмоток. 12 – Пружина центральной клеммы. 13 – Каркас вторичной обмотки. 14 – Наружная изоляция первичной обмотки. 15 – Скоба крепления катушки. 16 – Наружный магнитопровод. 17 – Сердечник. 18 – Контактная гайка. 19 – Изолятор. 20 – Стержень. 21 – Корпус свечи. 22 – Уплотнительное кольцо. 23 – Теплоотводящая шайба. 24 – Центральный электрод. 25 – Боковой электрод свечи зажигания. 26 – Резиновый чехол. 27 – Наконечник провода. 28 – Токопроводная обмотка.29 – Внутренняя оболочка. 30 – Сердцевина из льняного волокна 31 – Наружная изолирующая оболочка. 32 – Запорный стержень противоугонного устройства. 33 – Корпус выключателя зажигания. 34 – Контактная часть. 35 – Пружинное кольцо. 36 – Заклепка. 37 – Валик контактной части. 38 – Корпус. 39 – Возвратная пружина. 40 – Кулачковая шайба. 41 – Проставка. 42 – Толкатель. 43 – Основание контактов. 44 – Неподвижные контакты. 45 – Пружины контактной пластины. 46 – Контактная пластина.
1 – Валик распределителя зажигания. 2 – Маслоотражательная муфта валика. 3 – Шайба. 4 – Провод подвода тока к распределителю. 5 – Запорная пружина крышки. 6 – Корпус вакуумного регулятора. 7 – Мембрана. 8 – Крышка вакуумного регулятора. 9 – Гайка. 10 – Пружина вакуумного регулятора. 11 – Тяга вакуумного регулятора. 12 – Смазочный фитиль (фильц) кулачка. 13 – Опорная пластина регулятора опережения зажигания. 14 – Ротор распределителя зажигания. 15 – Боковой электрод с клеммой для провода к свече зажигания. 16 – Крышка распределителя. 17 – Центральная клемма для провода от катушки зажигания. 18 – Центральный угольный электрод с пружиной. 19 – Центральный контакт ротора. 20 – Резистор для подавления радиопомех. 21 – Наружный контакт ротора. 22 – Пружина центробежного регулятора опережения зажигания. 23 – Ведущая пластина центробежного регулятора. 24 – Грузик регулятора опережения зажигания. 25 – Изоляционная втулка. 26 – Кулачок прерывателя. 27 – Изоляционная колодка рычажка. 28 – Рычажок прерывателя. 29 – Стойка с контактами прерывателя. 30 – Контакты прерывателя. 31 – Подвижная пластина прерывателя. 32 – Конденсатор. 33 – Корпус распределителя зажигания. 34 – Подшипник подвижной пластины прерывателя. 35 – Корпус масленки. 36 – Винт клеммового зажима. 37 – Стопорная пластина подшипника. 38 – Распределитель зажигания. 39 – Прерыватель распределителя зажигания. 40 – Катушка зажигания. 41 – Аккумуляторная батарея. 42 – Генератор. 43 – Монтажный блок. 44 – Выключатель зажигания. 45 – Свечи зажигания.
Катушка зажигания.
На автомобилях ВАЗ-2105 устанавливают катушку зажигания типа Б-117А отечественного производства или Б-117 производства НРБ. Характеристики этих катушек одинаковые, а различия касаются только мелких элементов конструкции. Катушка находится в отсеке двигателя и крепится на двух болтах, приваренных к нижней части брызговика левого колеса.
Катушка зажигания служит для преобразования прерывистого тока низкого напряжения (12 В) в ток высокого напряжения (11—20 кВ) для пробоя воздушного зазора между электродами свечи зажигания. Катушка представляет собой трансформатор на «железных» сердечнике 17 и кольцевом наружном магнитопроводе 16. Сердечник набран из пластин электротехнической стали толщиной 0,5 мм, а наружный магнитопровод состоит из свернутой в два слоя ленты из электротехнической стали толщиной 0,3 мм. Для уменьшения вихревых токов лента имеет вертикальные прорези. Сердечник 17 находится в картонном каркасе 13, на котором намотана вторичная обмотка 5, имеющая 55 слоев медного провода в эмалевой изоляции, разделенных слоями изоляционной бумаги. В первом и последнем слое намотано по 50 витков, а в промежуточных – по 395. Поверх вторичной намотана первичная обмотка 4, состоящая из 6 слоев. В последнем слое намотано 48 витков, а в остальных по 52 витка медного провода в эмалевой изоляции. Слои обмотки отделены друг от друга слоями изолированной бумаги. Первичная обмотка изолирована от вторичной и от магнитопровода 16 слоями изоляционного картона.
Обмотки вместе с магнитопроводом и сердечником помещены в цельнотянутый алюминиевый корпус 2 и залиты трансформаторным маслом. Заливка маслом повышает надежность изоляции и улучшает охлаждение обмоток. Обмотки установлены в корпусе на чашеобразном изоляторе 1 из керамического материала – стеатита. Сверху корпус катушки закрыт пластмассовой крышкой 10, буртик которой завальцован в корпусе и уплотнен прокладкой из маслостойкой резины. Крышка имеет три ребра, которыми она упирается в обмотки, и центральный кольцевой выступ, закрывающий верхнюю часть сердечника 17. К залитым в крышке клеммам присоединяются выводы обмоток. К клемме 11, имеющей маркировку «+Б», припаяны выводы начала первичной и конца вторичной обмотки, а к клемме 7 (без маркировки) припаян вывод конца первичной обмотки. Вывод начала вторичной обмотки (вывод высокого напряжения) соединен с пластинами сердечника и, далее, через пружину 12 и винт 8 с клеммой 9, к которой подсоединяется провод высокого напряжения. Винт 8 ввернут в крышку и уплотнен резиновой шайбой.
Свеча зажигания предназначена для воспламенения горючей смеси в цилиндрах двигателя искровым разрядом между электродами.
На автомобилях ВАЗ-2105 применяются свечи А-17ДВ отечественного производства или аналогичные свечи производства ГДР. Буква А в обозначении свечи указывает, что резьба ввернутой части М14Х1,25. Цифры (17) характеризуют калильное число свечи. Вторая буква (Д) означает, что длина резьбовой части корпуса свечи зажигания равна 19 мм. Последняя буква В означает, что тепловой конус (юбка) изолятора выступает за торец корпуса.
Конструкция свечей неразборная. Стальной корпус 21 имеет резьбовую часть и шестигранную с размером под ключ 20,8 мм. К корпусу приварен боковой электрод 25 из никельмарганцевой проволоки. Изолятор 19 изготовляется из высококачественного керамического материала хилумина, обладающего очень высокой механической и электрической прочностью при высоких температурах. Наружная поверхность изолятора глазурована для улучшения изоляционных свойств и уменьшения отложения влаги, благодаря чему уменьшается возможность поверхностного разряда при подводе к свече высокого напряжения. В отверстии изолятора находится составной центральный электрод, состоящий из собственно электрода 24, изготовленного из жаростойкого хромоникелевого сплава, и стального стержня 20. На верхней части стержня имеется резьба, на которую навертывается контактная втулка 18 для присоединения наконечника провода высокого напряжения. На некоторых свечах втулка приваривается к стержню. Стержень 20 залит в изоляторе токопроводным стеклогерметиком, не допускающим прорыва газов через отверстие изолятора.
Для исключения утечки газов через резьбу корпуса служит уплотнительное кольцо 22 из мягкого железа, которое зажимается между корпусом свечи и поверхностью гнезда в головке цилиндров. Зазор между корпусом свечи и изолятором герметизирован завальцовкой корпуса вокруг буртика изолятора, а также медной шайбой 23, которая одновременно служит и для отвода тепла от изолятора к корпусу, поддерживая температуру юбки изолятора на определенном уровне.
Температура юбки изолятора в основном зависит от длины юбки и от тепловой напряженности двигателя. Чем длиннее юбка, тем хуже теплоотвод от юбки к корпусу, тем «горячее» свеча. Для каждой модели двигателя свеча подбирается индивидуально, так как юбка изолятора должна нагреваться до температуры 500-600° С. Если температура будет ниже 500°С, т. е. юбка короткая и свеча «холодная», то на юбке изолятора будет интенсивно отлагаться нагар. Если температура выше 600°С, то нагар будет сгорать, но в двигателе будет происходить преждевременное воспламенение горючей смеси от нагретой юбки, а не от искры. Такое явление называется калильным зажиганием. Оно проявляется стуками в двигателе и тем, что после выключения зажигания двигатель некоторое время продолжает работать.
Калильное зажигание явление вредное. Оно приводит к снижению мощности и перегреву двигателя, к преждевременному износу его основных деталей, может быть причиной трещин на изоляторах свечей и выгорания электродов.
Чтобы оценить способность свечи к калильному зажиганию, в ее обозначении приводится калильное число – отвлеченная величина, пропорциональная среднему индикаторному давлению в цилиндрах двигателя, при котором наступает калильное зажигание. Его определяют на специальных одноцилиндровых двигателях путем постепенного увеличения рабочего давления (а, следовательно, и температуры) в цилиндре. Чем больше давление в цилиндре, при котором наступает калильное зажигание, тем больше калильное число (тем «холоднее» свеча).
Провода высокого напряжения.
Провода высокого напряжения служат для передачи импульсов тока высокого напряжения от катушки зажигания к распределителю и от распределителя к свечам зажигания. Для уменьшения радиотелевизионных помех провода имеют распределенное по длине сопротивление, составляющее 2000 Ом/м. Сердечник 30 провода, представляющий собой шнур из льняной пряжи, заключен в оболочку 29, изготовленную из пластмассы с максимальным добавлением феррита. Поверх этой оболочки намотан провод Ø0,11 мм из сплава никеля и железа, по 30 витков па сантиметр. Снаружи провод имеет изолирующую оболочку 31 из поливинилхлорида.
Выключатель зажигания.
На автомобилях ВАЗ-2105 устанавливается выключатель зажигания типа 24.3710. Он предназначен для включения и отключения цепей зажигания, приборов, фонарей и других потребителей электроэнергии автомобиля. Выключатель зажигания установлен на кронштейне с левой стороны рулевой колонки и закреплен двумя винтами.
Выключатель состоит из корпуса 33 с замком и противоугонным устройством и контактной части 34, закрепленной в корпусе пружинным кольцом 35. Принцип действия противоугонного устройства заключается в том, что после вынимания ключа из замка, установленного в положение III – СТОЯНКА, запорный стержень 32 выдвигается, входит в паз вала рулевого управления и блокирует вал. При этом рулевое колесо необходимо повернуть вправо-влево, чтобы паз вала оказался против запорного стержня замка. Замок выключателя устроен так, что ключ можно вынуть только в положениях III – СТОЯНКА и 0 – ВЫКЛЮЧЕНО.
На контактной части имеются три выступа (один широкий и два узких), которые входят в соответствующие три паза корпуса 33 выключателя. Поэтому контактную часть можно установить в корпус только в одном определенном положении. Контактная часть состоит из пластмассовых основания 43, проставки 41 и корпуса 38, соединенных тремя трубчатыми заклепками 36. В прорези основания 43 вставляются неподвижные контакты 44. а в гнездах основания находятся контактные пластины 46, прижимаемые пружинами 45 к неподвижным контактам. В корпусе 38 находится валик 37 с кулачковой шайбой 40 и возвратная пружина 39. Назначение пружины – возвращать валик из положения II — СТАРТЕР в положение I — ЗАЖИГАНИЕ. В проставке 41 имеются отверстия, в которых перемещаются цилиндрические толкатели 42. Одним концом толкатели упираются в контактные пластины 46, а другим – в кулачковую шайбу 40. На кулачковой шайбе имеются кольцеобразные выемки. Когда выемка шайбы располагается против толкателя 42, он пружинами 45 перемещается в сторону шайбы и контактная пластина прижимается к неподвижным контактам. При повороте кулачковой шайбы в положение, при котором толкатель выталкивается из выемки, он отжимает контактную пластину от неподвижных контактов и контакты размыкаются. В головке валика 37 имеется паз, в который входит выступ ведущей втулки противоугонного устройства. Одна сторона паза имеет ширину 2,5 мм, а другая 2 мм. Поэтому валик соединяется с ведущей втулкой только в одном определенном положении.
Напряжение от аккумуляторной батареи и генератора подводится к контактам «30» «30/1». В таблице (см. текст к рис. «Схема электрооборудования») показано, какие контакты замыкаются при различных положениях ключа.
Распределитель зажигания.
Распределитель зажигания служит для прерывания тока в цепи низкого напряжения катушки зажигания и распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания.
На автомобилях ВАЗ-2105 применяется четырехискровой неэкранированный распределитель зажигания типа 30.3706-01 с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания. Он устанавливается в левой передней части двигателя и приводится во вращение от винтовой шестерни (см. «Двигатель»), имеющей шлицевое отверстие, в которое вставляется хвостовик валика распределителя.
Распределитель зажигания имеет литой алюминиевый корпус 33 с запрессованной металлокерамической пористой втулкой, в которой вращается валик 1. Смазка к втулке подводится через войлочный фитиль от масленки 35. От осевых перемещений валик удерживается маслоотражательным кольцом 2, закрепленным на валике спиральной шпилькой. На корпусе распределителя зажигания закреплены конденсатор 32 и корпус 6 вакуумного регулятора опережения зажигания. Сверху корпус распределителя зажигания закрыт пластмассовой крышкой 16, под которой находятся основные части распределителя зажигания: прерыватель, центробежный регулятор опережения зажигания и распределитель.
Прерыватель состоит из кулачка 26 с четырьмя выступами и стойки 29 с контактами, которые кулачок размыкает при вращении. Выступы кулачка имеют специальный профиль. Чтобы обеспечить четкое размыкание контактов и уменьшить искрение между контактами, набегающая часть выступов выполнена с острой кромкой. Для устранения вибрации контактов при замыкании сбегающая часть выступов выполнена более пологой. Кулачок смазывается войлочным фильцем 42, пропитанным маслом. К стойке 29 приклепана ось, на которой на текстолитовой втулке 25 установлен рычажок 28 с контактом, прижатым пластинчатой пружиной к контакту стойки. К рычажку прикреплена текстолитовая колодка 27. соприкасающаяся с выступами кулачка. Колодка 27 и втулка 25 изолирует рычажок с пружиной от массы. Ток к контакту рычажка подводится от винта 36 через провод и пружину.
Стойка 29 закреплена двумя винтами на подвижной пластине 31 прерывателя, которая установлена в корпусе З3 на шарикоподшипнике 34 и может поворачиваться относительно корпуса тягой 11 вакуумного регулятора. Нижний конец оси рычажка входит в отверстие подвижной пластины 31. Поэтому при регулировании зазора между контактами стойку можно поворачивать вокруг этой оси после ослабления затяжки винтов ее крепления.
К верхнему концу втулки кулачка припаяна опорная пластина 13 центробежного регулятора опережения зажигания. К пластине приклепаны оси металлокерамических грузиков 24 и стойки пружин 22. Другим концом пружины 22 крепятся к стойкам, приклепанным к пластине 23 центробежного регулятора. Нижние концы заклепок являются ограничителями. Они входят в овальные пазы пластины 13 и не позволяют ей поворачиваться относительно валика распределителя более чем на 15,5°.
При работе двигателя под действием центробежных сил грузики расходятся, упираются в пластину 23 и, преодолевая сопротивление пружин, поворачивают пластину 13 (а, следовательно, и кулачок 26) по часовой стрелке относительно валика распределителя зажигания. Таким образом, кулачок 26 приводится во вращение не непосредственно от валика распределителя, а через грузики и может поворачиваться грузиками на 15,5° относительно валика распределителя.
Пружин 22, стягивающих пластины 13 и 23, установлено две. Они различаются числом витков, диаметром проволоки и длиной. Пружина, имеющая большую упругость, установлена с небольшим натяжением и не дает грузикам расходиться при небольшой частоте вращения двигателя. Регулятор вступает в работу после 800 об/мин двигателя, когда центробежная сила грузиков начинает преодолевать сопротивление этой пружины. При более высокой частоте вращения вала вступает в действие вторая пружина (более жесткая и установленная свободно). Этим обеспечивается нужное изменение угла опережения зажигания при разной частоте вращения вала двигателя.
Распределитель состоит из ротора 14 и электродов, установленных пластмассовой крышке 16. Пластмассовый ротор 14 закреплен двумя винтами на пластине 13 регулятора опережения зажигания. Ротор крепится в определенном положении, что обеспечивается пазом и круглым отверстием в пластине 43, в которые входят соответствующие выступы ротора. На роторе приклепаны центральный 19 и наружный 21 контакты ротора, между которыми в специальном углублении находится резистор 20 величиной 5000-6000 Ом, предназначенный для подавления радиопомех.
В центральный контакт ротора упирается подпружиненный угольный электрод 18, передающий импульсы высокого напряжения от катушки зажигания к ротору. При вращении ротора эти импульсы передаются от наружного контакта 21 к боковым электродам 15, залитым в крышке, и, далее, к свечам зажигания. Провода от свечей зажигания присоединяются к боковым электродам в порядке по номерам цилиндров 1—3— 4—2 (по часовой стрелке), соответствующем порядку чередования рабочих ходов в цилиндрах двигателя.
При работе распределителя в результате искрения между электродами образуются пары азотной кислоты и озона, вызывающие интенсивную коррозию контактов прерывателя, кулачка и других деталей. Для удаления этих паров имеется отверстие в корпусе распределителя и два отверстия в крышке.
Вакуумный регулятор опережения зажигания состоит из корпуса 6 с крышкой 8, между которыми зажата гибкая мембрана 7. С одной стороны к мембране крепится тяга 41, с другой стороны находится пружина, отжимающая мембрану с тягой в направлении вращения кулачка 26. Тяга 11 шарнирно соединена с подвижной пластиной 31 прерывателя. Под действием разрежения мембрана изгибается и через тягу 11 поворачивает пластину 34 вместе с контактами прерывателя против часовой стрелки.
Работа системы зажигания.
Система зажигания имеет первичную цепь (низкого напряжения) и вторичную цепь (высокого напряжения). Ток в первичной цепи замыкается по пути: «плюс» аккумуляторной батареи — клемма «30» генератора — монтажный блок 43— контакты «30/1» и «15/1» выключателя зажигания — монтажный блок — зажим «+ Б» катушки зажигания — прерыватель 39 — масса — «минус» аккумуляторной батареи. Если напряжение генератора больше напряжения аккумуляторной батареи, то ток идет от зажима «30» генератора и замыкается через массу на его выпрямитель. В остальном путь тока будет таким, как описано выше.
Ток, протекающий по первичной обмотке катушки зажигания, создает вокруг витков магнитное силовое поле. При размыкании контактов прерывателя ток в первичной цепи исчезает, магнитное силовое поле резко сокращается и, пересекая витки первичной и вторичной обмоток, индуктирует в них ЭДС, пропорциональную количеству витков. Во вторичной обмотке ЭДС достигает 12000-24000 В, а в первичной – 200-300 В. Чем быстрее магнитные силовые линии пересекают витки обмоток (т. е. чем. быстрее исчезновение магнитного поля), тем больше индуктируемая в них ЭДС.
Индуктируемая в первичной обмотке катушки зажигания ЭДС носит название ЭДС самоиндукции. Она стремится поддержать исчезающий ток и, следовательно, замедлить сокращение магнитного поля. Кроме того, она вызывает искрение между разомкнутыми контактами прерывателя. Чтобы не допустить этих явлений, в распределителе зажигания имеется конденсатор 32. В начальный момент размыкания контактов ток самоиндукции заряжает конденсатор, что уменьшает прохождение тока между контактами прерывателя и искрение между ними. Затем конденсатор разряжается через первичную обмотку катушки зажигания, причем ток разряда направлен против тока самоиндукции, благодаря чему исчезновение тока в первичной цепи происходит быстрее и, следовательно, быстрее сокращается магнитное поле. Если бы не было конденсатора, то исчезновение магнитного силового поля происходило сравнительно медленно и ЭДС во вторичной обмотке не превышала 4000-5000 В.
Большое значение имеет правильный выбор емкости конденсатора. При большой емкости искрение между контактами прерывателя будет незначительным, но увеличится время заряда и разряда конденсатора, что уменьшит ЭДС, индуктируемую во вторичной обмотке. При малой емкости конденсатора будет сильное искрение между контактами прерывателя и ЭДС во вторичной обмотке катушки зажигания также уменьшится. В распределителе зажигания 30.3706-01 емкость конденсатора составляет 0,20-0,25 мкФ.
При замыкании контактов прерывателя магнитное силовое поле расширяется и опять пересекает витки обмоток катушки зажигания. На этот раз ЭДС самоиндукции в первичной обмотке препятствует нарастанию тока в цепи низкого напряжения. Магнитные силовые линии намного медленнее пересекают витки и ЭДС, индуктируемая во вторичной обмотке, не превышает 2000 В.
Ток высокого напряжения, индуктируемый во вторичной обмотке катушки зажигания, замыкается по следующему пути: вторичная обмотка катушки зажигания — провод высокого напряжения — центральная клемма 17 крышки, центральный контакт 19, резистор 20, наружный контакт 21 ротора, боковой электрод 15 крышки распределителя — свеча зажигания — масса. Затем по параллельным цепям ток проходит через аккумуляторную батарею, через, генератор, через все включенные потребители на контакты «30/1» и «15/1» выключателя зажигания, а затем на зажим «+Б» к вторичной обмотке катушки зажигания.
Высокое напряжение, подводимое к центральному электроду свечи зажигания, пробивает воздушный зазор между электродами и между ними проскакивает искра, воспламеняющая рабочую смесь в цилиндре двигателя. Рабочая смесь сгорает примерно за тысячные доли секунды. За это время коленчатый вал двигателя поворачивается на 20-50° (в зависимости от частоты вращения). Для получения максимальной мощности и экономичности двигателя необходимо воспламенять рабочую смесь несколько ранее прихода поршня в в.м.т., чтобы сгорание закончилось при повороте кривошипа коленчатого вала на 10-15° после в.м.т., т. е. искровой разряд должен создаваться с необходимым опережением.
При излишне раннем зажигании, когда угол опережения зажигания слишком большой, рабочая смесь сгорает до прихода поршня в в.м.т. и тормозит его. В результате снижается мощность двигателя, возникают стуки, двигатель перегревается и неустойчиво работает при малой частоте вращения (на холостом ходу). При позднем зажигании рабочая смесь будет сгорать, когда поршень пойдет вниз, т. е. в условиях увеличивающегося объема. В этом случае давление газов будет значительно ниже, чем при нормальном зажигании, и мощность двигателя понизится. Кроме того, возможно загорание смеси в выпускном трубопроводе.
Чтобы сгорание топлива происходило своевременно, каждой частоте вращения вала двигателя необходим свой угол опережения зажигания. При уменьшении частоты вращения коленчатого вала угол опережения зажигания должен уменьшаться, а при увеличении частоты вращения увеличиваться. Эту работу выполняет центробежный регулятор, опережения зажигания. При увеличении частоты вращения валика распределителя грузики 24 под действием центробежной силы поворачиваются относительно осей. Выступы грузиков упираются в ведущую пластину 23 и, преодолевая натяжение пружин, поворачивают опорную пластину 13 вместе с кулачком 26 прерывателя в направлении вращения валика распределителя на угол α. Выступы кулачка раньше размыкают контакты прерывателя и опережение зажигания увеличивается. При уменьшении частоты вращения валика центробежные силы, действующие на грузики, уменьшаются и пружины поворачивают опорную пластину 13 с кулачком 26 против направления вращения валика, т. е. опережение зажигания уменьшается.
При изменении нагрузки на двигатель изменяется содержание остаточных газов в цилиндрах двигателя. При больших нагрузках, когда дроссельные заслонки карбюратора полностью открыты, содержание остаточных газов в рабочей смеси низкое, поэтому смесь сгорает быстрее и зажигание должно происходить позже. При снижении нагрузки на двигатель (прикрытие дроссельных заслонок) содержание остаточных газов увеличивается, рабочая смесь горит дольше и зажигание должно происходить раньше. Корректировку угла опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель выполняет вакуумный регулятор опережения зажигания. На мембрану 7 вакуумного регулятора распределителя зажигания действует разрежение, отбираемое из зоны над дроссельной заслонкой первичной камеры карбюратора. Когда дроссельная заслонка закрыта (холостой ход), отверстие для отбора разрежения находится выше кромки дроссельной заслонки, поэтому разрежения нет и вакуумный регулятор не работает. При небольшом открытии дроссельной заслонки появляется разрежение, мембрана 7 оттягивается и тягой 11 поворачивает подвижную пластину 31 прерывателя против направления вращения валика распределителя зажигания. Опережение зажигания увеличивается. По мере дальнейшего открытия дроссельной заслонки (увеличение нагрузки) разрежение уменьшается и пружина отжимает мембрану в исходное положение. Подвижная пластина прерывателя поворачивается в направлении вращения валика распределителя зажигания и опережение зажигания уменьшается.