Меню Закрыть

Техническое обслуживание. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Техническое обслуживание. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Техническое обслуживание двигателя.

Для обеспечения надлежащего технического состояния, постоянной готовности двигателя к работе и поддержания его высоких эксплуатационных качеств необходимо применять топливо, моторное масло и охлаждающую жидкость, рекомендуемые настоящим Руководством, и своевременно выполнять работы по техническому обслуживанию.

Операции технического обслуживания и их периодичность приведены в сервисной книжке автомобиля или двигателя.

Периодичность технического обслуживания.

Периодичность технического обслуживания устанавливается в километрах пробега автомобиля и по сроку эксплуатации, в зависимости от того, что наступит ранее.

Периодичность обслуживаний ТО-1 и ТО-2 в километрах пробега устанавливается в зависимости от категории условий эксплуатации автомобиля – в соответствии с ГОСТ 21624 (табл.1). Отклонение от километража допускается в пределах ±500 км.

По сроку эксплуатации периодичность обслуживания ТО-1 не должна превышать 12 месяцев, ТО-2 – 24 месяца.

Таблица 1.

Категория условий эксплуатации Периодичность технического обслуживания, км
ТО – 1 (А*) ТО – 2 (Б*)
I 10 000 20 000
II 9 000 18 000
III 8 000 16 000
IV 7 000 14 000
V 6 000 12 000

* – обозначение вида обслуживания по сервисной книжке.

Сезонное техническое обслуживание выполняется один раз в год – осенью совместно с проведением очередных работ по ТО-1 или ТО-2 для подготовки двигателя к смене сезона эксплуатации.

Техническое обслуживание.

Система смазки.

Внимание!

  • Следует применять только рекомендованные моторные масла. От этого зависит долговечность деталей двигателя.
  • Запрещается смешивать моторные масла различных марок и фирм изготовителей! При заливке моторного масла другой марки или фирмы промывка системы смазки промывочным маслом обязательна. Выбор промывочного масла осуществляйте в соответствии с рекомендациями фирмы изготовителя заливаемого нового масла.

1. Проверку уровня масла производить ежедневно перед первым запуском двигателя, при этом автомобиль должен стоять на ровной горизонтальной площадке. После остановки двигателя уровень масла следует проверять не ранее, чем через 10 минут, чтобы оно успело стечь в масляный картер.

На указателе уровня масла имеются две метки: «0» и «П». Уровень масла должен находиться между этими метками. При эксплуатации автомобиля по пересеченной местности уровень масла следует поддерживать вблизи метки «П», не превышая ее. При необходимости долить масло.

Количество масла, необходимое для доливки в масляный картер от метки «0» до метки «П», составляет примерно 1 литр.

Смешивание масел разных марок не допускается, так как эксплуатационные свойства смеси масел ухудшаются.

2. Замену масла производить с одновременной заменой масляного фильтра.

Слив масла производить на прогретом двигателе. В этом случае масло имеет меньшую вязкость и хорошо стекает.

Для замены масла установить автомобиль на ровной площадке или эстакаде, открыть крышку маслоналивной горловины крышки клапанов и отвернуть сливную пробку масляного картера двигателя. Масло стекает не менее 10 минут.

При сливе масла соблюдайте осторожность – масло может быть очень горячим.

Завернуть сливную пробку масляного картера.

Перед заворачиванием пробки сливного отверстия проверить состояние уплотнительной прокладки. Поврежденную прокладку заменить новой.

Одновременно со сменой масла необходимо заменить масляный фильтр.

Перед установкой фильтра смазать моторным маслом резиновую прокладку фильтра. Навернуть фильтр на штуцер до касания резиновой прокладкой фильтра поверхности термоклапана и затем довернуть рукой на ¾ оборота.

Внимание!

  • На новые двигатели завод-изготовитель устанавливает масляные фильтры уменьшенной высоты, которые должны быть заменены при проведении первого технического обслуживания на масляные фильтры увеличенной высоты (не менее 90 мм) и диаметром 95…100 мм, имеющих увеличенную грязеёмкость и рассчитанных на больший пробег до своей замены.
  • При смене масляного фильтра проверить затяжку штуцера масляного фильтра, при необходимости подтянуть.

Залить свежее масло до верхней метки на указателе уровня масла и установить крышку маслоналивной горловины крышки клапанов, затем пустить двигатель. После выключения лампы сигнализатора аварийного давления масла остановить двигатель, убедиться в отсутствии течи масла из-под прокладки фильтра.

Дать маслу стечь в картер в течение 10 минут и еще раз проверить уровень масла.

При необходимости долить.

При замене одной марки масла на другую необходимо промыть систему смазки двигателя. Для промывки системы смазки двигателя необходимо:

  • слить из картера прогретого двигателя отработавшее масло;
  • залить специальное промывочное или заменяющее масло на 2…4 мм выше верхней метки «П» указателя;
  • пустить двигатель и дать ему поработать на минимальной частоте вращения коленчатого вала не менее 10 минут;
  • слить специальное промывочное или заменяющее масло;
  • заменить масляный фильтр;
  • залить свежее масло;
  • пустить двигатель. После выключения лампы аварийного давления масла остановить двигатель и через 10 минут проверить уровень масла. При необходимости долить масло.

Система вентиляции картера.

Уход за системой вентиляции картера заключается в периодической проверке герметичности соединений, промывке и очистке каналов деталей системы вентиляции.

Проверку герметичности системы производить ежедневно перед выездом автомобиля путем визуального осмотра.

При необходимости, величину давления в картере двигателя можно определить с помощью водного пьезометра, соединенного с картером через трубку указателя уровня масла. При работе двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала холостого хода должно быть разрежение в картере двигателя.

Периодически при проведении технического обслуживания или в случае наличия давления картерных газов следует произвести очистку деталей системы вентиляции в следующей последовательности:

1. Снять шланги вентиляции и крышку клапанов.

2. Очистить от смолистых отложений и нагара промывкой в моющем растворе полость маслоотделителя крышки клапанов, каналы шлангов вентиляции.

Промывку полости маслоотделителя производить без снятия маслоотражателя.

Прочистить отверстия в трубках слива масла маслоотражателя, отверстия патрубков вентиляции крышки клапанов и корпуса дросселя, трубки вентиляции крышки клапанов и трубки добавочного воздуха.

3. Протереть детали насухо или продуть сжатым воздухом. Установить снятые детали на двигатель. При сборке и установке деталей системы вентиляции обеспечить герметичность соединений.

Система охлаждения.

Уход за системой охлаждения заключается в ежедневной проверке уровня охлаждающей жидкости и герметичности системы, периодической замене охлаждающей жидкости с промывкой системы и очистке контрольного отверстия водяного насоса.

Внимание!

  • При обслуживании системы охлаждения следует учитывать, что низкозамерзающие охлаждающие жидкости являются пищевым ядом и при работе с ними необходимо соблюдать меры предосторожности и не допускать их попадание в организм.

1. Проверку уровня охлаждающей жидкости производить ежедневно перед первым запуском двигателя. Уровень жидкости в расширительном бачке должен соответствовать указанному в руководстве по эксплуатации автомобиля. При необходимости долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок. Для заправки использовать только рекомендованные охлаждающие жидкости.

Проверять уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке следует только на холодном двигателе. Не следует заправлять расширительный бачок выше максимально допустимого уровня потому, что низкозамерзающие охлаждающие жидкости имеют высокий коэффициент теплового расширения и при увеличении температуры их объем существенно увеличивается.

В случае частой доливки проверить герметичность системы охлаждения и устранить подтекание.

Внимание!

  • Не допускается использование воды в качестве охлаждающей жидкости. Применение воды приводит к появлению коррозии и образованию накипи, которая забивает протоки в головке, блоке цилиндров и радиаторе, из-за чего ухудшается циркуляция жидкости и охлаждение деталей двигателя. В результате происходит ускоренный износ деталей двигателя и может произойти выход двигателя из строя. В холодное время года замерзание воды в системе охлаждения может привести к разрушению блока цилиндров, головки цилиндров и радиатора.

2. Проверку плотности охлаждающей жидкости производить при сезонном обслуживании перед началом зимней эксплуатации с помощью ареометра, которая при температуре жидкости плюс 15…25°С должна быть следующей:

ОЖ-40 «Лена», Тосол-А40М 1,075-1,085 г/см³
ОЖ-65 «Лена», Тосол-А65М 1,085-1,100 г/см³
«Cool Stream Standard-40» 1,068-1,072 г/см³
«Cool Stream Standard-65» 1,083-1,085 г/см³
Термосол марки А-40 1,070-1,090 г/см³
Термосол марки А-65 1,075-1,095 г/см³

При несоответствии плотности указанным величинам необходимо заменить охлаждающую жидкость.

3. Замену охлаждающей жидкости необходимо производить в связи с тем, что она начинает терять антикоррозионные свойства.

Замену охлаждающей жидкости необходимо производить с промывкой системы охлаждения для лучшего удаления остатков старой охлаждающей жидкости. Присадки свежей охлаждающей жидкости могут вступить в реакцию с остатками старой жидкости, в результате чего ресурс залитой новой охлаждающей жидкости будет меньше. Для промывки использовать дистиллированную воду.

Для слива охлаждающей жидкости из двигателя отвернуть сливную пробку на левой стороне блока цилиндров при снятой крышке расширительного бачка.

Пробку слива охлаждающей жидкости заворачивать моментом 17,6…34,3 Н·м (1,8…3,5 кгс·м), предварительно нанеся на резьбу пробки анаэробный герметик «Фиксатор-6» или силиконовый герметик «Юнисил-Н70».

Рекомендуется раз в сезон проверять охлаждающую жидкость на помутнение. Значительное помутнение охлаждающей жидкости означает начало интенсивного процесса коррозии деталей системы охлаждения. Необходимо незамедлительно заменить охлаждающую жидкость с промывкой системы.

4. Очистка контрольного отверстия водяного насоса.

Периодически необходимо производить очистку контрольного отверстия 10 (рис.33) водяного насоса. Загрязнение этого отверстия приведет к накапливанию охлаждающей жидкости в дренажной полости водяного насоса, последующему проникновению охлаждающей жидкости в подшипник водяного насоса и быстрому выходу подшипника из строя. Очистку отверстия проводить металлическим стержнем диаметром 2…3 мм.

Рис.33. Водяной насос с электромагнитной муфтой.

Техническое обслуживание. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

1 – ступица вентилятора; 2 – шкив; 3 – фиксатор подшипника; 4 – отверстие для испарения жидкости; 5 – гнездовая колодка; 6 – корпус водяного насоса; 7 – уплотнение; 8 – крыльчатка; 9 – дренажная полость; 10 – контрольное отверстие; 11 – подшипник; 12 – катушка электромагнита; 13 – ведомый диск; 14 – пластинчатые пружины.

5. Проверка натяжения ремня привода водяного насоса и генератора.

Прогиб ремня привода водяного насоса и генератора посередине между шкивами водяного насоса и генератора должен находиться в пределах 14±1 мм при приложении на него нагрузки 78,5 Н (8 кгс).

Натяжение ремня привода водяного насоса и генератора (рис.41) производится перемещением натяжного ролика 6, для чего необходимо ослабить болт 7 крепления натяжного ролика на оси и, закручивая болт 3, перемещающий ролик, произвести натяжение ремня. Затянуть болт 7.

При слабом натяжении ремня на высоких оборотах работы двигателя начинается пробуксовка ремня, излишний его перегрев и расслоение. Это приводит также к перегреву двигателя и недостаточной зарядке аккумулятора.

Чрезмерное натяжение ремня вызывает быстрый износ подшипников генератора, водяного насоса и натяжного ролика, а также вытягивание ремня.

Рис.41. Натяжение ремня привода водяного насоса.

Техническое обслуживание. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

1 – шкив генератора; 2 – шкив водяного насоса; 3 – болт перемещения натяжного ролика; 4 – ремень привода водяного насоса и генератора; 5 – шкив коленчатого вала; 6 – натяжной ролик; 7 – болт крепления натяжного ролика на оси.

6. Проверку состояния ремня и подшипника натяжного ролика.

Состояние ремня проверять визуально. При растрескивании, расслоении, обнажении корда и других дефектах ремень подлежит замене. Рекомендуется заменять ремень привода водяного насоса каждые 50 000 км пробега.

При обнаружении шума подшипника натяжного ролика при работе двигателя или ощутимого люфта ролика (после снятия ремня при его замене) необходимо заменить ролик.

Система подачи топлива.

Внимание!

  • Запрещается отсоединение подающего топливопровода на работающем двигателе или сразу после его остановки. Перед отсоединением топливопровода на неработающем двигателе необходимо устранить давление топлива в топливопроводе выработкой топлива из магистрали работой двигателя при отключенном электробензонасосе до момента прекращения работы двигателя.

Обязательным условием надежной работы системы подачи топлива является чистота ее приборов и узлов.

Следует тщательно проверять герметичность соединений топливопровода.

Эта проверка должна производиться при хорошем освещении и работающем на холостом ходу двигателе. Подтекание топлива создает опасность пожара. Неплотности резьбовых соединений устраняются подтяжкой гаек и штуцеров с умеренным усилием, обеспечивающим герметичность.

Система впуска воздуха.

Внимание!

  • Во время проведения работ по обслуживанию воздушного фильтра необходимо тщательно предохранять впускные шланги от попадания посторонних предметов, грязи и песка.

Уход за системой заключается в периодической очистке корпуса воздушного фильтра и замене его фильтрующего элемента. Заменять фильтрующий элемент воздушного фильтра также необходимо при снижении мощности двигателя при эксплуатации автомобиля по запыленной местности.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства