Меню Закрыть

Сцепление. Двигатель ЗМЗ-409.10 – руководство по ремонту.

Сцепление. Двигатель ЗМЗ-409.10 – руководство по ремонту.

Сцепление.

Сцепление (рис.63) – сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной, состоит из двух основных частей: нажимной диск в сборе и ведомый диск в сборе.

Рис. 63. Сцепление.

Сцепление. Двигатель ЗМЗ-409.10 – руководство по ремонту.

1 – маховик; 2 – картер; 3 – ведомый диск; 4 – нажимной диск; 5 – диафрагменная нажимная пружина; 6 и 7 – опорные кольца; 8 – кожух сцепления; 9 – соединительные пружины; 10 – усилитель картера.

Нажимной диск состоит из кожуха, нажимного диска, диафрагменной пружины и опорных колец. Диск с кожухом соединен посредством девяти соединительных пластин по три штуке в пакете.

В двигателе мод.409.10 применен ведомый диск, который состоит из фрикционных накладок, соединенных с диском посредством пружинных пластин, обеспечивающих осевую упругость, что необходимо для плавного включения сцепления и уменьшения износа фрикционных накладок. Ведомый диск передает крутящий момент на ступицу через шесть пружин, уменьшающих крутильные колебания в трансмиссии. Кроме того, диск снабжен фрикционным гасителем крутильных колебаний, состоящим из шайбы, пружины и теплоизолирующей шайбы.

Наружный диаметр фрикционной накладки равен 225 мм, внутренний – 150 мм, толщина накладки – 3,5 мм. Размерность шлиц ступицы ведомого диска – 4×3×29 мм.

Особенности технического обслуживания сцепления.

Уход за сцеплением заключается в периодической проверке крепления картера сцепления, степени изношенности фрикционных накладок.

О степени изношенности фрикционных накладок можно судить по расстоянию между маховиком и нажимным диском при включенном сцеплении.

Если это расстояние составляет менее 6 мм, то целесообразно снять ведомый диск для ремонта или замены новым.

Расстояние между маховиком и нажимным диском целесообразно проверять через 80 000 – 100 000 км при эксплуатации автомобиля в нормальных

условиях и через 40 000-50 000 км при эксплуатации в тяжелых условиях.

Возможные неисправности сцепления и методы их устранения.

Неисправность и ее признаки Вероятная причина Способ устранения
1. Неполное выключение сцепления (сцепление ведет) а) Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала Устранить заедание на шлицах (зачистить шлицы)
б) неплоскостность и торцевое биение ведомого диска Заменить ведомый диск или произвести его правку
2. Неполное включение сцепления (сцепление пробуксовывает) а) Ослабление диафрагменной пружины сцепления Заменить пружину или нажимной диск в сборе
б) попадание масла на фрикционные               накладки ведомого диска Заменить ведомый диск или фрикционные накладки. При небольшом замасливании промыть накладки керосином и зачистить мелкой шкуркой
в) чрезмерный               износ фрикционных накладок Заменить фрикционные накладки или ведомый диск
г) см. п. 1а  
3. Вибрация, шумы и металлическое дребезжание в трансмиссии а) поломка или износ деталей демпферного устройства Заменить ведомый диск в сборе
б) износ фрикционной шайбы или ослабление нажимной пружины фрикционного гасителя Заменить фрикционную шайбу или пружину гасителя

Ремонт сцепления.

Разборка ведомого диска сцепления производится в следующем порядке:

  • приподнять один из усов тарельчатой пружины гасителя выше выступа шайбы демпфера и повернуть пружину на 45°;
  • снять пружину, теплоизолирующую шайбу и шайбу демпфера со ступицы;
  • высверлить три упорных пальца и вынуть шесть демпферных пружин;
  • высверлить заклепки крепления фрикционных накладок;
  • высверлить заклепки крепления пружинных пластин к ведомому диску.

Разборка нажимного диска сцепления производится в следующем порядке:

  • высверлить три заклепки крепления соединительных пластин к кожуху и снять нажимной диск;
  • высверлить три заклепки крепления соединительных пластин к нажимному диску и снять пластины;
  • отогнуть 15 усов кожуха и снять нажимную диафрагменную пружину и опорные кольца.

Осмотр и контроль деталей сцепления. После разборки детали сцепления необходимо тщательно промыть и подвергнуть внимательному осмотру, обратив особое внимание на отсутствие погнутости, изношенности, трещин, забоин и сколов на нажимном и ведомом дисках, пружинах, ступице, кожухе, опорных кольцах и на других деталях механизма.

Фрикционные накладки ведомого диска необходимо заменить, если на их поверхности имеются следы перегрева, трещины и сильное замасливание, а также если расстояние от поверхности накладок сцепления до головок заклепок менее 0,2 мм.

Поверхности нажимного диска и маховика при наличии на них задиров и кольцевых рисок можно исправить проточкой и шлифовкой. Величина снятого при обработке слоя металла должна быть такой, чтобы толщина нажимного диска после обработки была не менее 14,0 мм, а толщина маховика – не менее 19 мм.

Сборка сцепления.

Сборка ведомого диска сцепления производится в следующем порядке:

  • приклепать пружинные пластины к диску стальными заклепками;
  • приклепать фрикционные накладки к пружинным пластинам алюминиевыми заклепками;
  • установить диск и пластину демпфера на ступицу с пружинами и расклепать упорные пальцы;
  • на квадратный конец ступицы надеть фрикционную шайбу гасителя, теплоизолирующую шайбу, тарельчатую пружину;
  • сжать пружину до совпадения с канавкой на ступице и повернуть на 45° до фиксации выступом шайбы гасителя.

Сборка нажимного диска сцепления производится в следующем порядке:

  • надеть на усы кожуха опорные кольца и диафрагменную пружину;
  • сжать пружину до плоского состояния и загнуть 15 усов кожуха;
  • приклепать соединительные пластины к нажимному диску так, чтобы после приклепки они могли с усилием проворачиваться;
  • установить нажимной диск с пластинами в сборе в кожух с диафрагменной пружиной в сборе и приклепать соединительные пластины к кожуху;
  • установить нажимной диск в сборе в приспособление и проверить размер от привалочной плоскости кожуха до концов лепестков пружины, который должен быть 43,5±2 мм, а также биение (отклонение лепестков от положения в одной плоскости), которое не должно превышать 0,65 мм. При необходимости лепестки выровнять путем их деформации, не снимая с приспособления, после чего произвести статическую балансировку.

При необходимости дисбаланс устранять установкой специальных грузиков в отверстия кожуха. Допустимый остаточный дисбаланс 10 г·см.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства