Устройство. Автомобили ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 – многокрасочный альбом.
Устройство (компоновка) автомобилей.
Автомобили семейства ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 являются моделями последовательного развития конструкции малолитражных автомобилей “Жигули”. Их отличают хорошие динамические качества и комфортабельность. Вместе с тем, для наиболее полного удовлетворения запросов покупателей на основе базовых моделей ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 завод выпускает модификации автомобилей, которые отличаются, в основном, установкой двигателей с другим рабочим объемом цилиндров.
Компоновка (расположение узлов и агрегатов) автомобилей ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 – классическая, т.е. двигатель расположен спереди вдоль осевой линии автомобиля, а ведущими являются задние колеса. Крутящий момент от двигателя передается к задним колесам через узлы трансмиссии, к которой относятся сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси заднего моста. Двигатель вместе со сцеплением и коробкой передач образует силовой агрегат, который закреплен на автомобиле в трех точках на резиновых опорах.
В конструкции автомобилей учтены требования активной и пассивной безопасности, которым на Волжском автозаводе всегда уделялось большое внимание. Автомобили отвечают всем требованиям по безопасности Европейской Экономической комиссии ООН.
Двигатель. На автомобилях устанавливаются унифицированные двигатели ВАЗ различной мощности в зависимости от модели автомобиля или ее модификации. Двигатели – четырехтактные, карбюраторные, рядные, с верхним расположением распределительного вала.
Система смазки двигателя снабжена полнопоточным масляным фильтром 10 и рассчитана на применение специальных масел с комплексом присадок, придающих маслу высокие смазочные свойства, стойкость против окисления и позволяющих работать в широком диапазоне температур. Система вентиляции картера – закрытого типа, обеспечивает отсос газов из картера во впускной трубопровод и повышает долговечность двигателя.
Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа. В систему охлаждения двигателя включен отопитель кузова, в который жидкость поступает из головки цилиндров через кран и отводится к насосу. Охлаждающая жидкость – специальная с низкой температурой кипения, не действует на металлы и резину. Жидкость заливают на заводе, и не требуется ее замены в течение двух лет.
Система питания двигателя включает воздушный фильтр 17, карбюратор, топливный насос 11 с рычагом ручной подкачки топлива и топливный бак. Карбюратор с падающим потоком имеет две последовательно включающиеся смесительные камеры.
Техническая характеристика автомобилей.
Параметры | Модель автомобиля ВАЗ | |||||
2103 | 21033 | 21035 | 2106, 21065 | 21061 | 21063 | |
Тип кузова | седан | |||||
Количество мест, включая место водителя | 5 | |||||
Грузоподъемность, кг | 400 | |||||
Масса снаряженного автомобиля, кг | 1035 | 1035 | 1035 | 1035 | 1035 | 1035 |
Максимальная скорость движения на высшей передаче, км/ч: | ||||||
при полной массе автомобиля | 150 | 143 | 138 | 148 | 148 | 143 |
с водителем и одним пассажиром | 152 | 145 | 140 | 150 | 150 | 145 |
Время разгона автомобиля с места с переключением передач до скорости 100 км/ч, с: | ||||||
при полной массе автомобиля | 19 | 21 | 22 | 17,5 | 19 | 21 |
с водителем и одним пассажиром | 17 | 19 | 20 | 16 | 17 | 19 |
Наименьший радиус поворота (по оси следа переднего внешнего колеса), м | 5,6 | 5,6 | 5,6 | 5,6 | 5,6 | 5,6 |
Максимальный подъем при протяженности не менее двойной длины автомобиля, преодолеваемый без разгона при полной массе автомобиля, % | 36 | 34 | 34 | 36 | 36 | 36 |
Тормозной путь при полной массе автомобиля при скорости 80 км/ч, м | 43,2 | 43,2 | 43,2 | 43,2 | 43,2 | 43,2 |
Модель двигателя | 2103 | 21011 | 2101 | 2106 | 2103 | 21011 |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 76×80 | 79×66 | 76×66 | 79×80 | 76×80 | 79×66 |
Рабочий объем, л | 1,45 | 1,3 | 1,2 | 1,6 | 1,45 | 1,3 |
Степень сжатия | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 |
Номинальная мощность по ГОСТ 1484 (нетто) при частоте вращения коленчатого вала 5600* об/мин, л.с. | 71,1 | 63,9 | 58,8 | 74,5 | 71,1 | 63,9 |
Передаточные числа коробки передач**: | ||||||
первая | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,67 | 3,67 | 3,67 |
вторая | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,1 | 2,1 | 2,1 |
третья | 1,49 | 1,49 | 1,49 | 1,36 | 1,36 | 1,36 |
четвертая | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
пятая | – | – | – | 0,82 | 0,82 | 0,82 |
На карбюраторе установлен высокоэффективный воздушный фильтр сухого типа, имеющий бумажный фильтрующий элемент с дополнительным очистителем из нетканого синтетического волокна. Топливный бак 20 размещен в багажнике.
Система выпуска газов снабжена тремя последовательно расположенными глушителями. Соединенные хомутами узлы системы крепятся к полу кузова двумя резиновыми ремнями на корпус основного глушителя и резиновой подушкой за выпускную трубу.
Трансмиссия. Сцепление – однодисковое сухое с диафрагменной нажимной пружиной и гасителем крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске. Для управления сцеплением служит ножная педаль с сервопружиной и гидравлическим приводом.
Коробка передач 46 имеет четыре передачи для движения вперед и одну передачу для заднего хода. На автомобилях в вариантном исполнении возможна установка пятиступенчатой коробки передач. Все передачи переднего хода снабжены синхронизаторами, которые до включения шестерен выравнивают скорости вращения соединяемых деталей. Выбранные передаточные числа обеспечивают уверенное трогание с места, хороший разгон и высокую экономичность.
Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче и состоит из двух валов с промежуточной опорой 43, резиновой муфты и двух карданных шарниров на игольчатых подшипниках.
Главная передача и дифференциал находятся в картере заднего моста. Главная передача – коническая, гипоидного зацепления, дифференциал – двухсателлитный.
Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода, передающего усилие водителя к управляемым колесам. Редуктор рулевого механизма – червячный, с глобоидальным червяком и двухгребневым роликом. Передаточное отношение редуктора – 16,4. Рулевой привод – трехзвенный, включает в себя одну среднюю и две боковые симметричные тяги, сошку, маятниковый и поворотные рычаги.
Рис. 1. Компоновка автомобилей ВАЗ-2103.
1 – Бачок для жидкости гидропривода сцепления; 2 – Передний тормоз; 3 – Пружинный амортизатор передней подвески; 4 – Рычаги передней подвески; 5 – Расширительный бачок системы охлаждения двигателя; 6 – Боковой указатель поворота; 7 – Подфарник; 8 – Бачок омывателя ветрового стекла; 9 – Фары; 10 – Масляный фильтр; 11 – Топливный насос; 12 – Указатель уровня масла; 13 – Распределитель зажигания; 14 – Бачок для жидкости гидропривода тормозов; 15 – Радиатор; 16 – Аккумуляторная батарея; 17 – Воздушный фильтр; 18 – Двигатель; 19 – Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 20 – Картер сцепления; 21 – Приемная труба глушителей; 22 – Рычаг переключения передач; 23 – Рычаг стояночного тормоза; 24 – Рулевое колесо; 25 – Передний дополнительный глушитель; 26 – Задний дополнительный глушитель; 27 – Пружина задней подвески; 28 – Задний амортизатор; 29 – Топливный бак; 30 – Задний указатель поворота; 31 – Стоп-сигнал и габаритный свет; 32 – Основной глушитель; 33 – Инструментальная сумка; 34 – Фонарь освещения регистрационного знака; 35 – Домкрат; 36 – Запасное колесо; 37 – Инструментальная коробка; 38 – Задний тормоз; 39 – Продольные реактивные штанги задней подвески; 40 – Задний мост; 41 – Заднее сиденье; 42 – Задний вал карданной передачи; 43 – Промежуточная опора карданной передачи; 44 – Передний вал карданной передачи; 45 – Переднее сиденье; 46 – Коробка передач; 47 – Педаль привода дроссельных заслонок; 48 – Педаль гидропривода колесных тормозов; 49 – Педаль гидропривода сцепления.
Подвеска передних колес – независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Амортизаторы размещены внутри пружин.
Штампованные верхние и нижние рычаги 4 подвески соединены с кованой поворотной цапфой с помощью двух шаровых шарниров.
При помощи резинометаллических шарниров, осей, болтов и гаек нижние рычаги соединены с поперечиной передней подвески, а верхние рычаги – с несущей частью кузова.
Торсионный стабилизатор поперечной устойчивости уменьшает боковой наклон кузова на повороте и снижает поперечные раскачивания кузова. Соединен с кузовом и нижними рычагами с помощью кронштейнов, охватывающих резиновые подушки штанги стабилизатора.
Подвеска задних колес – зависимая, с цилиндрическими пружинами и гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия. Представляет собой жесткую балку (задний мост) 40, связанную с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами 39. Имеет три буфера сжатия, расположенные по концам балки заднего моста и в центре. Амортизаторы 28 установлены вне пружин и крепятся сверху к кузову, а снизу – к концам балки заднего моста через конические резиновые втулки.
Тормоза. Тормозная система снабжена гидравлическим приводом к колесным механизмам, управляется педалью подвесного типа и действует на все колеса. Система стояночного и запасного (аварийного) торможения (т.е. ручной тормоз) управляется рычагом 23 (рис. 2) и действует только на задние колеса. Эта система имеет механический тросовый привод.
Передние тормоза 2 – дисковые, состоят из диска и суппорта. Диск прикреплен к ступице колеса, а суппорт, охватывающий диск тормоза, прикреплен к кронштейну, установленному на поворотной цапфе. Внутри суппорта находятся колесные гидравлические цилиндры с поршнями, передающими усилия на колодки с фрикционными накладками.
Задние тормоза 39 – барабанные, с самоустанавливающими колодками, с приводом от одного главного цилиндра или от рычага механического привода. В алюминиевом барабане заднего тормоза находится чугунное рабочее кольцо.
Гидравлический привод тормозов состоит из двух независимых контуров (систем) торможения передних и задних колес. Поэтому бачок имеет две емкости для тормозной жидкости, а в главном цилиндре сделаны две независимые полости с двумя поршнями. Две независимые системы введены для безопасности: в случае повреждения одной из них (утечка жидкости или повреждения трубопровода), вторая остается в действии. Имеющийся в системе привода задних проводов регулятор давления уменьшает вероятность блокировки колес при торможении.
Электрооборудование автомобилей выполнено по однопроводной схеме, в которой отрицательные выводы источников тока и потребителей электроэнергии соединены с, “массой”, выполняющей функцию второго провода.
Источниками тока в системе являются генератор переменного тока типа Г-221 с встроенным полупроводниковым выпрямителем и свинцовая аккумуляторная батарея типа 6СТ-55.
Для пуска двигателя применяется стартер СТ-221 с электромагнитным тяговым реле и роликовой обгонной муфтой.
В систему зажигания входят катушка зажигания, распределитель зажигания с прерывателем, центробежным автоматом и вакуумным корректором угла опережения зажигания, провода высокого и низкого напряжения, свечи зажигания и выключатель зажигания.
Система освещения и световой сигнализации автомобилей обеспечивает ближнее и дальнее освещение дороги, обозначение габарита автомобиля сигнальными огнями, освещение контрольно-измерительных приборов и внутреннее освещение кузова, а также световую сигнализацию о повороте автомобиля и о работе отдельных систем двигателя и автомобиля.
Основными приборами наружного освещения являются фары, подфарники, боковые указатели поворота, задние фонари, катафоты и фонари освещения регистрационного знака.
Салон освещают два плафона, которые включаются выключателями, расположенными на корпусах плафонов. Кроме того, имеются дверные выключатели на стойках передних и задних дверей. При открывании какой-либо двери включаются оба плафона.
На щитке приборов размещены тахометр, спидометр со счетчиками пройденного пути, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва и указатель давления масла с контрольной лампой недостаточного давления. Кроме того, в спидометре и тахометре находится шесть контрольных ламп.
Кузов автомобилей – типа “седан”, цельнометаллический, несущей конструкции, т.е. такой, к которому крепится силовой агрегат (двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением) и все остальные узлы и механизмы автомобиля. Корпус кузова представляет собой сварную пространственную ферму, основными деталями которой являются стойки боковины, лонжероны и пороги пола, боковой брус крыши и различные поперечины. Эти элементы коробчатого сечения в сочетании с несущими внутренними и наружными панелями и соединительными деталями придают конструкции требуемую жесткость.
Передние двери с передней навеской имеют два безопасных стекла: переднее – поворотное с рукояткой и фиксатором, заднее – опускное с приводом от ручки стеклоподъемника. Передние двери запираются ключом снаружи и кнопкой изнутри; запертая дверь может быть открыта внутренней ручкой.
Задние двери с передней навеской имеют два безопасных стекла: переднее – опускное с приводом от ручки, заднее – неподвижное. Замок задней двери имеет блокировку. Дверь запирается изнутри кнопкой; запертая дверь не может быть открыта внутренней ручкой. Запорное устройство каждой двери состоит из замка, внутреннего привода замка с ручкой, наружной ручки и фиксатора, расположенного на стойке кузова.
Ветровое стекло типа “триплекс”, состоящее из двух слоев стекла с прозрачной пластмассовой пленкой между ними, даже при растрескивании остается прозрачным. Заднее и боковые стекла – безопасные, закаленные.
Капот, открывающийся в сторону движения автомобиля, навешен на кузов по переднему краю и закреплен сзади в одной точке замком. Багажник размещен в задней части кузова. Замок крышки багажника запирается и отпирается ключом. В багажнике размещается запасное колесо 37, домкрат, а также набор шоферского инструмента и принадлежностей.
Передние сиденья раздельные с откидными спинками и с механизмом регулировки положения сиденья и наклона спинки. Заднее сиденье – неподвижное, цельное.
Модификации автомобилей ВАЗ-2103 различаются установкой двигателей различной мощности (см. “Техническая характеристика автомобилей”).
Автомобиль ВАЗ-2106 отличается от ВАЗ-2103 установкой более мощного двигателя с рабочим объемом 1,6 л, внутренним и наружным оформлением кузова, измененной схемой оборудования. Модификации ВАЗ-21061 и ВАЗ -21065 отличаются от ВАЗ-2106 установкой двигателей с другим рабочим объемом.
Модификация ВАЗ-2106 оснащена двигателем 2106, как и автомобиль ВАЗ-2106, но комплектуется пятиступенчатой коробкой передач и главной передачей с передаточным числом 3,9. На ВАЗ-21065 может быть установлена бесконтактная система зажигания и карбюратор 21053-1107010 (типа “Солекс”), галогеновые фары, электрообогреваемое заднее стекло. В кузове изменены обивка и подголовники сидений.
Рис. 2. Компоновка автомобилей ВАЗ-2106.
1 – Бачок для жидкости гидропривода сцепления; 2 – Передний тормоз; 3 – Пружина и амортизатор передней подвески; 4 – Рычаги передней подвески; 5 – Расширительный бачок системы охлаждения двигателя; 6 – Боковой указатель поворота; 7 – Подфарник; 8 – Фары; 9 – Бачок омывателя ветрового стекла; 10 – Масляный фильтр; 11 – Топливный насос; 12 – Указатель уровня масла в двигателе; 13 – Распределитель зажигания; 14 – Радиатор; 15 – Бачок для жидкости гидропривода тормозов; 16 – Аккумуляторная батарея; 17 – Воздушный фильтр; 18 – Двигатель; 19 – Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 20 – Картер сцепления; 21 – Приемная труба глушителей; 22 – Рычаг переключения передач; 23 – Рычаг стояночного тормоза; 24 – Рулевое колесо; 25 – Передний дополнительный глушитель; 26 – Задний дополнительный глушитель; 27 – Пружина задней подвески; 28 – Задний амортизатор; 29 – Топливный бак; 30 – Основной глушитель; 31 – Задний указатель поворота; 32 – Стоп-сигнал; 33 – Фонарь освещения регистрационного знака; 34 – Регистрационный знак; 35 – Инструментальная сумка; 36 – Домкрат; 37 – Запасное колесо; 38 – Инструментальная коробка; 39 – Задний тормоз; 40 – Продольные реактивные штанги задней подвески; 41 – Задний мост; 42 – Заднее сиденье; 43 – Задний вал карданной передачи; 44 – Промежуточная опора карданной передачи; 45 – Передний вал карданной передачи; 46 – Переднее сиденье; 47 – Коробка передач; 48 – Педаль гидропривода колесных тормозов; 49 – Педаль гидропривода сцепления.