Меню Закрыть

Устройство. Автомобили ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 – многокрасочный альбом.

Устройство. Автомобили ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 – многокрасочный альбом.

Устройство (компоновка) автомобилей.

Автомобили семейства ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 являются моделями последовательного развития конструкции малолитражных автомобилей “Жигули”. Их отличают хорошие динамические качества и комфортабельность. Вместе с тем, для наиболее полного удовлетворения запросов покупателей на основе базовых моделей ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 завод выпускает модификации автомобилей, которые отличаются, в основном, установкой двигателей с другим рабочим объемом цилиндров.

Компоновка (расположение узлов и агрегатов) автомобилей ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 – классическая, т.е. двигатель расположен спереди вдоль осевой линии автомобиля, а ведущими являются задние колеса. Крутящий момент от двигателя передается к задним колесам через узлы трансмиссии, к которой относятся сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси заднего моста. Двигатель вместе со сцеплением и коробкой передач образует силовой агрегат, который закреплен на автомобиле в трех точках на резиновых опорах.

В конструкции автомобилей учтены требования активной и пассивной безопасности, которым на Волжском автозаводе всегда уделялось большое внимание. Автомобили отвечают всем требованиям по безопасности Европейской Экономической комиссии ООН.

Двигатель. На автомобилях устанавливаются унифицированные двигатели ВАЗ различной мощности в зависимости от модели автомобиля или ее модификации. Двигатели – четырехтактные, карбюраторные, рядные, с верхним расположением распределительного вала.

Система смазки двигателя снабжена полнопоточным масляным фильтром 10 и рассчитана на применение специальных масел с комплексом присадок, придающих маслу высокие смазочные свойства, стойкость против окисления и позволяющих работать в широком диапазоне температур. Система вентиляции картера – закрытого типа, обеспечивает отсос газов из картера во впускной трубопровод и повышает долговечность двигателя.

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа. В систему охлаждения двигателя включен отопитель кузова, в который жидкость поступает из головки цилиндров через кран и отводится к насосу. Охлаждающая жидкость – специальная с низкой температурой кипения, не действует на металлы и резину. Жидкость заливают на заводе, и не требуется ее замены в течение двух лет.

Система питания двигателя включает воздушный фильтр 17, карбюратор, топливный насос 11 с рычагом ручной подкачки топлива и топливный бак. Карбюратор с падающим потоком имеет две последовательно включающиеся смесительные камеры.

Техническая характеристика автомобилей.

Параметры Модель автомобиля ВАЗ
2103 21033 21035 2106, 21065 21061 21063
Тип кузова седан
Количество мест, включая место водителя 5
Грузоподъемность, кг 400
Масса снаряженного автомобиля, кг 1035 1035 1035 1035 1035 1035
Максимальная скорость движения на высшей передаче, км/ч:            
при полной массе автомобиля 150 143 138 148 148 143
с водителем и одним пассажиром 152 145 140 150 150 145
Время разгона автомобиля с места с переключением передач до скорости 100 км/ч, с:            
при полной массе автомобиля 19 21 22 17,5 19 21
с водителем и одним пассажиром 17 19 20 16 17 19
Наименьший радиус поворота (по оси следа переднего внешнего колеса), м 5,6 5,6 5,6 5,6 5,6 5,6
Максимальный подъем при протяженности не менее двойной длины автомобиля, преодолеваемый без разгона при полной массе автомобиля, % 36 34 34 36 36 36
Тормозной путь при полной массе автомобиля при скорости 80 км/ч, м 43,2 43,2 43,2 43,2 43,2 43,2
Модель двигателя 2103 21011 2101 2106 2103 21011
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 76×80 79×66 76×66 79×80 76×80 79×66
Рабочий объем, л 1,45 1,3 1,2 1,6 1,45 1,3
Степень сжатия 8,5 8,5 8,5 8,5 8,5 8,5
Номинальная мощность по ГОСТ 1484 (нетто) при частоте вращения коленчатого вала 5600* об/мин, л.с. 71,1 63,9 58,8 74,5 71,1 63,9
Передаточные числа коробки передач**:            
первая 3,75 3,75 3,75 3,67 3,67 3,67
вторая 2,3 2,3 2,3 2,1 2,1 2,1
третья 1,49 1,49 1,49 1,36 1,36 1,36
четвертая 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
пятая 0,82 0,82 0,82

На карбюраторе установлен высокоэффективный воздушный фильтр сухого типа, имеющий бумажный фильтрующий элемент с дополнительным очистителем из нетканого синтетического волокна. Топливный бак 20 размещен в багажнике.

Система выпуска газов снабжена тремя последовательно расположенными глушителями. Соединенные хомутами узлы системы крепятся к полу кузова двумя резиновыми ремнями на корпус основного глушителя и резиновой подушкой за выпускную трубу.

Трансмиссия. Сцепление – однодисковое сухое с диафрагменной нажимной пружиной и гасителем крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске. Для управления сцеплением служит ножная педаль с сервопружиной и гидравлическим приводом.

Коробка передач 46 имеет четыре передачи для движения вперед и одну передачу для заднего хода. На автомобилях в вариантном исполнении возможна установка пятиступенчатой коробки передач. Все передачи переднего хода снабжены синхронизаторами, которые до включения шестерен выравнивают скорости вращения соединяемых деталей. Выбранные передаточные числа обеспечивают уверенное трогание с места, хороший разгон и высокую экономичность.

Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче и состоит из двух валов с промежуточной опорой 43, резиновой муфты и двух карданных шарниров на игольчатых подшипниках.

Главная передача и дифференциал находятся в картере заднего моста. Главная передача – коническая, гипоидного зацепления, дифференциал – двухсателлитный.

Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода, передающего усилие водителя к управляемым колесам. Редуктор рулевого механизма – червячный, с глобоидальным червяком и двухгребневым роликом. Передаточное отношение редуктора – 16,4. Рулевой привод – трехзвенный, включает в себя одну среднюю и две боковые симметричные тяги, сошку, маятниковый и поворотные рычаги.

Рис. 1. Компоновка автомобилей ВАЗ-2103.

Устройство. Автомобили ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 – многокрасочный альбом.

1 – Бачок для жидкости гидропривода сцепления; 2 – Передний тормоз; 3 – Пружинный амортизатор передней подвески; 4 – Рычаги передней подвески; 5 – Расширительный бачок системы охлаждения двигателя; 6 – Боковой указатель поворота; 7 – Подфарник; 8 – Бачок омывателя ветрового стекла; 9 – Фары; 10 – Масляный фильтр; 11 – Топливный насос; 12 – Указатель уровня масла; 13 – Распределитель зажигания; 14 – Бачок для жидкости гидропривода тормозов; 15 – Радиатор; 16 – Аккумуляторная батарея; 17 – Воздушный фильтр; 18 – Двигатель; 19 – Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 20 – Картер сцепления; 21 – Приемная труба глушителей; 22 – Рычаг переключения передач; 23 – Рычаг стояночного тормоза; 24 – Рулевое колесо; 25 – Передний дополнительный глушитель; 26 – Задний дополнительный глушитель; 27 – Пружина задней подвески; 28 – Задний амортизатор; 29 – Топливный бак; 30 – Задний указатель поворота; 31 – Стоп-сигнал и габаритный свет; 32 – Основной глушитель; 33 – Инструментальная сумка; 34 – Фонарь освещения регистрационного знака; 35 – Домкрат; 36 – Запасное колесо; 37 – Инструментальная коробка; 38 – Задний тормоз; 39 – Продольные реактивные штанги задней подвески; 40 – Задний мост; 41 – Заднее сиденье; 42 – Задний вал карданной передачи; 43 – Промежуточная опора карданной передачи; 44 – Передний вал карданной передачи; 45 – Переднее сиденье; 46 – Коробка передач; 47 – Педаль привода дроссельных заслонок; 48 – Педаль гидропривода колесных тормозов; 49 – Педаль гидропривода сцепления.

Подвеска передних колес – независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Амортизаторы размещены внутри пружин.

Штампованные верхние и нижние рычаги 4 подвески соединены с кованой поворотной цапфой с помощью двух шаровых шарниров.

При помощи резинометаллических шарниров, осей, болтов и гаек нижние рычаги соединены с поперечиной передней подвески, а верхние рычаги – с несущей частью кузова.

Торсионный стабилизатор поперечной устойчивости уменьшает боковой наклон кузова на повороте и снижает поперечные раскачивания кузова. Соединен с кузовом и нижними рычагами с помощью кронштейнов, охватывающих резиновые подушки штанги стабилизатора.

Подвеска задних колес – зависимая, с цилиндрическими пружинами и гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия. Представляет собой жесткую балку (задний мост) 40, связанную с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами 39. Имеет три буфера сжатия, расположенные по концам балки заднего моста и в центре. Амортизаторы 28 установлены вне пружин и крепятся сверху к кузову, а снизу – к концам балки заднего моста через конические резиновые втулки.

Тормоза. Тормозная система снабжена гидравлическим приводом к колесным механизмам, управляется педалью подвесного типа и действует на все колеса. Система стояночного и запасного (аварийного) торможения (т.е. ручной тормоз) управляется рычагом 23 (рис. 2) и действует только на задние колеса. Эта система имеет механический тросовый привод.

Передние тормоза 2 – дисковые, состоят из диска и суппорта. Диск прикреплен к ступице колеса, а суппорт, охватывающий диск тормоза, прикреплен к кронштейну, установленному на поворотной цапфе. Внутри суппорта находятся колесные гидравлические цилиндры с поршнями, передающими усилия на колодки с фрикционными накладками.

Задние тормоза 39 – барабанные, с самоустанавливающими колодками, с приводом от одного главного цилиндра или от рычага механического привода. В алюминиевом барабане заднего тормоза находится чугунное рабочее кольцо.

Гидравлический привод тормозов состоит из двух независимых контуров (систем) торможения передних и задних колес. Поэтому бачок имеет две емкости для тормозной жидкости, а в главном цилиндре сделаны две независимые полости с двумя поршнями. Две независимые системы введены для безопасности: в случае повреждения одной из них (утечка жидкости или повреждения трубопровода), вторая остается в действии. Имеющийся в системе привода задних проводов регулятор давления уменьшает вероятность блокировки колес при торможении.

Электрооборудование автомобилей выполнено по однопроводной схеме, в которой отрицательные выводы источников тока и потребителей электроэнергии соединены с, “массой”, выполняющей функцию второго провода.

Источниками тока в системе являются генератор переменного тока типа Г-221 с встроенным полупроводниковым выпрямителем и свинцовая аккумуляторная батарея типа 6СТ-55.

Для пуска двигателя применяется стартер СТ-221 с электромагнитным тяговым реле и роликовой обгонной муфтой.

В систему зажигания входят катушка зажигания, распределитель зажигания с прерывателем, центробежным автоматом и вакуумным корректором угла опережения зажигания, провода высокого и низкого напряжения, свечи зажигания и выключатель зажигания.

Система освещения и световой сигнализации автомобилей обеспечивает ближнее и дальнее освещение дороги, обозначение габарита автомобиля сигнальными огнями, освещение контрольно-измерительных приборов и внутреннее освещение кузова, а также световую сигнализацию о повороте автомобиля и о работе отдельных систем двигателя и автомобиля.

Основными приборами наружного освещения являются фары, подфарники, боковые указатели поворота, задние фонари, катафоты и фонари освещения регистрационного знака.

Салон освещают два плафона, которые включаются выключателями, расположенными на корпусах плафонов. Кроме того, имеются дверные выключатели на стойках передних и задних дверей. При открывании какой-либо двери включаются оба плафона.

На щитке приборов размещены тахометр, спидометр со счетчиками пройденного пути, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва и указатель давления масла с контрольной лампой недостаточного давления. Кроме того, в спидометре и тахометре находится шесть контрольных ламп.

Кузов автомобилей – типа “седан”, цельнометаллический, несущей конструкции, т.е. такой, к которому крепится силовой агрегат (двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением) и все остальные узлы и механизмы автомобиля. Корпус кузова представляет собой сварную пространственную ферму, основными деталями которой являются стойки боковины, лонжероны и пороги пола, боковой брус крыши и различные поперечины. Эти элементы коробчатого сечения в сочетании с несущими внутренними и наружными панелями и соединительными деталями придают конструкции требуемую жесткость.

Передние двери с передней навеской имеют два безопасных стекла: переднее – поворотное с рукояткой и фиксатором, заднее – опускное с приводом от ручки стеклоподъемника. Передние двери запираются ключом снаружи и кнопкой изнутри; запертая дверь может быть открыта внутренней ручкой.

Задние двери с передней навеской имеют два безопасных стекла: переднее – опускное с приводом от ручки, заднее – неподвижное. Замок задней двери имеет блокировку. Дверь запирается изнутри кнопкой; запертая дверь не может быть открыта внутренней ручкой. Запорное устройство каждой двери состоит из замка, внутреннего привода замка с ручкой, наружной ручки и фиксатора, расположенного на стойке кузова.

Ветровое стекло типа “триплекс”, состоящее из двух слоев стекла с прозрачной пластмассовой пленкой между ними, даже при растрескивании остается прозрачным. Заднее и боковые стекла – безопасные, закаленные.

Капот, открывающийся в сторону движения автомобиля, навешен на кузов по переднему краю и закреплен сзади в одной точке замком. Багажник размещен в задней части кузова. Замок крышки багажника запирается и отпирается ключом. В багажнике размещается запасное колесо 37, домкрат, а также набор шоферского инструмента и принадлежностей.

Передние сиденья раздельные с откидными спинками и с механизмом регулировки положения сиденья и наклона спинки. Заднее сиденье – неподвижное, цельное.

Модификации автомобилей ВАЗ-2103 различаются установкой двигателей различной мощности (см. “Техническая характеристика автомобилей”).

Автомобиль ВАЗ-2106 отличается от ВАЗ-2103 установкой более мощного двигателя с рабочим объемом 1,6 л, внутренним и наружным оформлением кузова, измененной схемой оборудования. Модификации ВАЗ-21061 и ВАЗ -21065 отличаются от ВАЗ-2106 установкой двигателей с другим рабочим объемом.

Модификация ВАЗ-2106 оснащена двигателем 2106, как и автомобиль ВАЗ-2106, но комплектуется пятиступенчатой коробкой передач и главной передачей с передаточным числом 3,9. На ВАЗ-21065 может быть установлена бесконтактная система зажигания и карбюратор 21053-1107010 (типа “Солекс”), галогеновые фары, электрообогреваемое заднее стекло. В кузове изменены обивка и подголовники сидений.

Рис. 2. Компоновка автомобилей ВАЗ-2106.

Устройство. Автомобили ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 – многокрасочный альбом.

1 – Бачок для жидкости гидропривода сцепления; 2 – Передний тормоз; 3 – Пружина и амортизатор передней подвески; 4 – Рычаги передней подвески; 5 – Расширительный бачок системы охлаждения двигателя; 6 – Боковой указатель поворота; 7 – Подфарник; 8 – Фары; 9 – Бачок омывателя ветрового стекла; 10 – Масляный фильтр; 11 – Топливный насос; 12 – Указатель уровня масла в двигателе; 13 – Распределитель зажигания; 14 – Радиатор; 15 – Бачок для жидкости гидропривода тормозов; 16 – Аккумуляторная батарея; 17 – Воздушный фильтр; 18 – Двигатель; 19 – Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 20 – Картер сцепления; 21 – Приемная труба глушителей; 22 – Рычаг переключения передач; 23 – Рычаг стояночного тормоза; 24 – Рулевое колесо; 25 – Передний дополнительный глушитель; 26 – Задний дополнительный глушитель; 27 – Пружина задней подвески; 28 – Задний амортизатор; 29 – Топливный бак; 30 – Основной глушитель; 31 – Задний указатель поворота; 32 – Стоп-сигнал; 33 – Фонарь освещения регистрационного знака; 34 – Регистрационный знак; 35 – Инструментальная сумка; 36 – Домкрат; 37 – Запасное колесо; 38 – Инструментальная коробка; 39 – Задний тормоз; 40 – Продольные реактивные штанги задней подвески; 41 – Задний мост; 42 – Заднее сиденье; 43 – Задний вал карданной передачи; 44 – Промежуточная опора карданной передачи; 45 – Передний вал карданной передачи; 46 – Переднее сиденье; 47 – Коробка передач; 48 – Педаль гидропривода колесных тормозов; 49 – Педаль гидропривода сцепления.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства