Вал распределительный. Двигатель ВАЗ-11183 (LADA KALINA) – снятие и установка основных систем, узлов и деталей.
- Двигатель автомобиля ВАЗ-11183 (LADA KALINA) – снятие и установка основных систем, узлов и деталей.
- Автомобиль ВАЗ-11183 (LADA KALINA) и его модификации. Технология технического обслуживания и ремонта.
- Технологические инструкции (ТИ) ВАЗ.
5. Вал распределительный автомобиля ВАЗ-11183 – снятие и установка (на автомобиле).
5.1 Снятие распределительного вала.
5.1.1 Установить автомобиль на двухстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом, выключить зажигание, открыть капот и отсоединить клемму ’’минус” от АКБ (подъемник электрогидравлический типа ПВ-З-Т-СП, грузоподъемностью 3 т, ключ гаечный 10).
5.1.2 Ослабить хомут крепления и отсоединить шланг впускной трубы от датчика массового расхода воздуха (отвертка крестообразная).
5.1.3 Отсоединить колодки жгута проводов системы зажигания.
5.1.4 Отвернуть гайку воздухозаборника на радиаторе (ключ кольцевой 10).
5.1.5 Отвернуть два болта крепления кронштейнов воздушного фильтра, извлечь резиновую опору из кронштейна крепления воздушного фильтра к площадке АКБ (при необходимости – срезать), снять фильтр с датчиком расхода воздуха и воздухозаборником в сборе (ключ гаечный 10, нож технологический, отвертка плоская).
5.1.6 Отвернуть три гайки крепления кронштейна троса привода дроссельной заслонки к модулю впуска 1, рис. 8, и крышке головки цилиндров, вывести наконечник троса из зацепления с сектором дроссельного патрубка 3 и отвести в сторону с кронштейном в сборе (ключ 10 мм 67.7812-9521 или головка сменная 10 и вороток).
Рис.8. Двигатель ВАЗ-21114.
1 – модуль впуска; 2 – трубка вентиляции картера; 3 – патрубок дроссельный; 4 – шланг верхний вентиляции картера; 5 – заглушка; 6 – жгут высоковольтных проводов; 7 – модуль зажигания; 8 – шланг нижний вентиляции картера.
5.1.7 Ослабить хомуты и отсоединить шланги верхний 4, нижний 8, и трубку 2 вентиляции картера от крышки головки цилиндров (отвертка крестообразная).
5.1.8 Отвернуть три болта крепления передней защитной крышки ремня привода ГРМ и снять крышку 1, рис.9, с уплотнителем (ключ гаечный 10).
Рис.9. Механизм привода ГРМ двигателя ВАЗ-21114.
1 – крышка защитная передняя привода ГРМ; 2 – гайка крепления натяжного ролика; 3 – ролик натяжной; 4 – болт самоблокирующий; 5 – шкив распределительного вала; 6 – крышка защитная задняя; 7 – ремень зубчатый привода ГРМ.
5.1.9 Отвернуть две гайки и болт, снять шайбы и заглушку 5, рис.8, с уплотнительным кольцом (ключ гаечный кольцевой 10 или головка сменная 10, вороток и удлинитель).
5.1.10 Отвернуть две гайки, снять шайбы и крышку 1, рис. 10, головки цилиндров с прокладкой 2. Прокладка выбраковывается (ключ 10 мм 67.7812-9521 или головка сменная 10 и вороток коловоротный).
Рис. 10. Снятие распределительного вала двигателя ВАЗ-21114.
1 – крышка головки цилиндров; 2 – прокладка; 3 – корпус подшипников задний распределительного вала; 4 – вал распределительный; 5 – головка цилиндров; 6 – сальник; 7 – корпус подшипников передний распределительного вала.
5.1.11 Снять зубчатый ремень привода ГРМ согласно п.4.1 данной ТИ.
5.1.12 Отвернуть болт 4 с шайбой и снять шкив 5, рис.9, распределительного вала со шпонкой (ключ кольцевой 17, приспособление 67.7812-9565).
5.1.13 Отвернуть десять гаек и снять корпусы 3 и 7, рис. 10, подшипников и распределительный вал 4 с сальником 6 (головка сменная 13 и вороток коловоротный).
5.1.14 Снять сальник 6 с распределительного вала.
5.1.15 Извлечь толкатели 1, рис.11, клапанов в сборе с регулировочными шайбами 2 из головки цилиндров 3. Для сохранения порядка установки промаркировать детали клапанного механизма любым способом, не приводящим к повреждению деталей.
Рис.11. Извлечение толкателей клапанов на двигателе ВАЗ-2114.
1 – толкатель клапана; 2 – шайба регулировочная; 3 – головка цилиндров.
5.2 Установка распределительного вала.
5.2.1 Смазать моторным маслом гнезда толкателей в головке 3, рис. 11, цилиндров, рабочие поверхности толкателей 1 клапанов и регулировочных шайб 2 (масло моторное в соответствии с Приложением 1 действующих ’’Норм расхода материалов для ТО и ремонта автомобилей ВАЗ”, норма расхода – 10 г).
5.2.2 Установить толкатели 1 клапанов в сборе с регулировочными шайбами 2 в соответствии с нанесенными ранее метками.
5.2.3 Установить на двигатель распределительный вал 4, рис. 10, с сальником 6 и нанести на плоскости крайних опор корпуса подшипников распределительного вала, прилегающие к головке цилиндров, жидкую уплотняющую прокладку ПС-1 ТУ 2252-003-11512695-99, как показано на рис. 12.
Рис. 12. Нанесение уплотняющей прокладки на поверхность головки цилиндров двигателя ВАЗ-21114.
5.2.4 Установить корпусы 3 и 7, рис. 10, подшипников распределительного вала и завернуть гайки крепления в последовательности, указанной на рис. 13. Момент затяжки гаек – 19…22 Н·м (1,9…2,2 кгс·м) (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт, ключ моментный).
Рис. 13. Порядок затяжки гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала двигателя ВАЗ-21114.
5.2.5 Установить шкив 5, рис.9, распределительного вала, затянуть болт 4 крепления шкива. Момент затяжки – 70…83 Н·м (7,0…8,3 кгс·м) (приспособление 67.7821-9565, головка сменная 19, вороток, ключ моментный).
На резьбовую часть болта крепления шкива распределительного вала нанести герметик УГ-6.
5.2.6 Установить зубчатый ремень привода ГРМ в соответствии с п. 4.2 данной ТИ.
5.2.7 Проверить и, при необходимости, отрегулировать зазоры в механизме привода клапанов согласно пп.3.2.15, 3.2.16 данной ТИ.
5.2.8 Установить прокладку 2, рис.З, крышку 1 головки цилиндров, установить и затянуть две гайки крепления крышки головки цилиндров с шайбами. Момент затяжки гаек – 2,0…4,0 Н·м (0,2…0,4 кгс·м) (головка сменная 10 и вороток, ключ моментный).
5.2.9 Выполнить операции по пп.5.1.2 – 5.1.9 в последовательности обратной снятию.
5.2.10 Запустить двигатель и дать ему поработать 2…3 мин. на холостых оборотах. При работающем двигателе контрольная лампа «Проверьте двигатель» на панели приборов не должна загораться. При загорании лампы произвести диагностику ЭСУД согласно ТИ 3100.25100.12023, определить код неисправности и устранить причину его возникновения.
Внимание. Запуск двигателя разрешается не ранее, чем через 1 час после нанесения уплотняющей прокладки.
5.2.11 Запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры. Двигатель должен надежно запускаться стартером не более, чем с третьей попытки, и, прогретый до рабочей температуры, устойчиво работать на минимальной частоте вращения коленчатого вала, без «провалов» увеличивать частоту вращения при открывании дроссельной заслонки. При работе двигателя не должно прослушиваться выделяющихся посторонних шумов и стуков.