Вал рулевого управления. Рулевое управление LADA GRANTA 2190 – снятие/установка основных узлов и деталей.
- Рулевое управление LADA GRANTA 2190 – снятие/установка основных узлов и деталей.
- Сборник технологических инструкций LADA GRANTA 2190.
- Технологические инструкции (ТИ) ВАЗ.
2. Вал рулевого управления – снятие и установка.
Снятие.
Установить автомобиль на рабочий пост, затормозить стояночным тормозом, выключить зажигание и отсоединить клемму провода “массы” от аккумуляторной батареи (ключ гаечный 10).
Снять модуль надувной подушки безопасности водителя (МНПБВ) в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20555.
Внимание. При снятии модуля надувной подушки безопасности водителя для предотвращения несанкционированного срабатывания модуля строго соблюдать все меры безопасности и порядок выполнения работ в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20555.
Отвернуть гайку 2, рисунок 2-1, крепления рулевого колеса и установить рулевое колесо в положение соответствующее прямолинейному движению автомобиля (головка сменная 24, удлинитель и вороток).
Извлечь из кармана рулевого колеса красный транспортировочный предохранитель 4 и установить его в отверстие вращающегося устройства соединителя 3, при этом подвижный элемент соединителя фиксируется в среднем положении и исключается его случайное проворачивание относительно корпуса соединителя (предохранитель транспортировочный).
Рисунок 2-1. Снятие рулевого колеса.
1 – рулевое колесо; 2 – гайка крепления рулевого колеса; 3 – устройство вращающееся соединителя; 4 – предохранитель транспортировочный.
Внимание. После установки предохранителя в отверстие вращающегося устройства соединителя, вращение рулевого колеса не допускается.
Снять рулевое колесо 1 с вала руля.
Рисунок 2-2. Снятие облицовочных кожухов.
1, 2 – винт 4,3×12,7 самонарезающий 00001-0076701-07; 3 – винт 4,3×9,5 самонарезающий 00001-0076710-01; 4 – винт М5х20 00001-0033112-01; 5 – винт самонарезающий 21140-5325388-00; 6 – кожух облицовочный нижний вала рулевого управления.
Отвернуть винты 1…5, рисунок 2-2, крепления облицовочных кожухов вала рулевого управления и снять верхний и нижний кожухи и уплотнительное кольцо замка зажигания (отвертка крестообразная).
Отсоединить колодки жгута панели приборов от соединителя с устройством вращающимся, от переключателей световой сигнализации и стеклоочистителя, от выключателя зажигания.
Ослабить стяжной болт 6, рисунок 2-3, и снять соединитель 4 в сборе с переключателями стеклоочистителей и световой сигнализации с трубы 3 кронштейна вала руля (ключ гаечный 8).
Отвернуть четыре болта 2 крепления выключателя зажигания и снять выключатель зажигания 7 и скобу 1 крепления выключателя с трубы кронштейна вала руля (ключ гаечный 13, приспособление 67.7812-9564 для отворачивания болтов с отрывной головкой, молоток).
Рисунок 2-3. Снятие соединителя и выключателя зажигания.
1 – скоба крепления выключателя зажигания; 2 – болт с отрывной головкой; 3 – труба кронштейна вала руля; 4 – соединитель с устройством вращающимся; 5 – устройство вращающееся; 6 – винт крепления соединителя; 7 – выключатель зажигания.
Для автомобилей не оборудованных электроусилителем руля.
Отвернуть болт 1, рисунок 2-4, крепления фланца муфты промежуточного вала к валу шестерни рулевого механизма и извлечь болт с пружинной шайбой (ключ кольцевой 13).
Отвернуть два болта 22 с отрывной головкой и две гайки 21 крепления кронштейна вала рулевого управления, снять пружинные и плоские шайбы. Вывести вал 3 рулевого управления из проема панели приборов и, прикладывая усилие вдоль оси вала, отсоединить рулевой вал 3 в сборе с промежуточным валом 2 от вала шестерни рулевого механизма (ключ гаечный 13, приспособление 67.7812-9564 для отворачивания болтов с отрывной головкой, молоток, головка сменная 13, удлинитель и вороток).
Отвернуть гайку болта 24 крепления вилки промежуточного вала к валу рулевого управления, снять пружинную шайбу, извлечь болт и отсоединить промежуточный вал от вала руля (ключ кольцевой 13, ключ гаечный 13).
При необходимости снять с вала руля кольцо 23 установочное, выпрессовать из трубы кронштейна крепления вала рулевого управления подшипники и извлечь вал рулевого управления.
При необходимости отвернуть две гайки 6 крепления опорного кронштейна рулевого управления к кронштейну педалей сцепления и тормоза и три болта 5 крепления к поперечине панели приборов, снять плоские шайбы и снять опорный кронштейн 7 рулевого управления (головка сменная 13, удлинитель и вороток).
Рисунок 2-4. Детали рулевого управления.
1 – болт крепления фланца муфты промежуточного вала к валу шестерни рулевого механизма; 2 – вал промежуточный; 3 – вал рулевого управления с кронштейном в сборе; 4 – выключатель зажигания; 5 – болт с пружинной шайбой крепления опорного кронштейна рулевого управления; 6 – гайка крепления опорного кронштейна рулевого управления; 7 – кронштейн опорный рулевого управления; 8 – кожух облицовочный верхний; 9 – переключатели стеклоочистителей и световой сигнализации; 10 – рулевое колесо; 11 – гайка крепления рулевого колеса; 12 – модуль надувной подушки безопасности; 13 – кольцо уплотнительное; 14 – кожух облицовочный нижний; 15…18 – винты крепления кожухов облицовочных вала рулевого управления; 19 – соединитель с устройством вращающимся; 20 – винт с отрывной головкой крепления выключателя зажигания; 21 – гайка крепления кронштейна вала рулевого управления; 22 – винт с отрывной головкой крепления кронштейна вала рулевого управления; 23 – кольцо установочное; 24 – болт крепления вилки промежуточного вала к валу руля.
Для автомобилей оборудованных электроусилителем руля.
Отсоединить колодки жгута панели приборов от блока управления электроусилителя вала руля.
Отвернуть гайку болта 1, рисунок 2-5, крепления вилки промежуточного вала к валу шестерни рулевого механизма, снять пружинную шайбу и извлечь болт (ключ кольцевой 13 – 2 шт.).
Отвернуть четыре гайки 21, крепления кронштейна вала рулевого управления, вывести вал рулевого управления из проема панели приборов и, прикладывая усилие вдоль оси вала, отсоединить рулевой вал 5 в сборе с электроусилителем и карданным валом от вала шестерни рулевого механизма (головка сменная 13, вороток, удлинитель).
Рисунок 2-5. Детали рулевого управления.
1 – болты крепления вилок карданных шарниров к валу руля и валу шестерни рулевого механизма; 2 – вал карданный с шарниром; 3 – болт крепления карданного шарнира к валу карданному; 4 – шарнир карданный; 5 – вал рулевого управления с кронштейном и электроусилителем в сборе; 6 – выключатель зажигания; 7 – болт крепления промежуточного кронштейна; 8 – кожух облицовочный верхний; 9 – кронштейн промежуточный; 10 – переключатели стеклоочистителей и световой сигнализации; 11 – рулевое колесо; 12 – гайка крепления рулевого колеса; 13 – модуль надувной подушки безопасности; 14 – кольцо уплотнительное; 15 – кожух облицовочный нижний; 16…19 – винты крепления кожухов облицовочных вала рулевого управления; 20 – соединитель с устройством вращающимся; 21 – гайка крепления вала рулевого управления.
Отвернуть гайки болтов 1 и 3 снять пружинные шайбы, извлечь болты и отсоединить поочередно карданный вал 2 от карданного шарнира 4 и карданный шарнир от вала 5 рулевого управления (ключ кольцевой 13, ключ гаечный 13).
При необходимости отвернуть три болта 7 крепления промежуточного кронштейна рулевого управления к поперечине панели приборов и снять промежуточный кронштейн 9 (головка сменная 13, удлинитель и вороток).
Установка.
Очистить детали рулевого управления и проверить их состояние. Трещины и деформации деталей не допускаются.
Для автомобилей не оборудованных электроусилителем руля.
В случае, когда выполнялось снятие – установить на место опорный кронштейн 7, рисунок 2-4, рулевого управления и навернуть две гайки 6 крепления опорного кронштейна к кронштейну педалей сцепления и тормоза. Момент затяжки гаек 15…19 Н·м (1,5…1,9 кгс·м).
Завернуть три болта 5 крепления опорного кронштейна с пружинными и плоскими шайбами к поперечине панели приборов. Момент затяжки болтов 23…28 Н·м (2,3…2,8 кгс·м) (головка сменная 13, удлинитель и вороток, ключ моментный).
Рисунок 2-6. Сборка рулевого вала (обеспечить основные размеры и взаимное расположение деталей в узле).
1 – промежуточный вал; 2 – установочное кольцо; 3 – вал рулевого управления; 4 – подшипник; 5 – кронштейн крепления вала рулевого управления.
В случае, когда выполнялось снятие – установить в трубу кронштейна 5, рисунок 2-6, крепления вала рулевого управления вал 3 рулевого управления и запрессовать подшипники 4. При сборке обеспечить установочный размер от торца наружной обоймы подшипника до торца трубы кронштейна крепления вала 2,8±0,3 мм. Размер от торца вала руля до торца трубы 81±0,3 мм – справочный (штангенциркуль, оправка технологическая, молоток).
Проверить вращение вала рулевого управления, для чего провернуть вал рулевого управления на 2-3 оборота. Вал должен вращаться свободно, без заеданий.
Установить на вал 3 рулевого управления установочное кольцо 2.
Установить на вал 3 рулевого управления промежуточный вал 1, вставить болт крепления 24, рисунок 2-4, установить пружинную шайбу и навернуть гайку. Момент затяжки гайки 23…28 Н·м (2,3…2,8 кгс·м) (ключ гаечный 13, головка сменная 13, вороток, ключ моментный).
Внимание. При сборке промежуточного вала с валом руля обеспечить их относительную ориентацию таким образом, чтобы ось риски “Г“, рисунок 2-6, на торце вала руля совпадала с осью паза “Д” на фланце муфты промежуточного вала. При этом зазор между установочным кольцом 2 и внутренней обоймой подшипника 4, а также зазор между установочным кольцом и вилкой карданного шарнира промежуточного вала 1 не допускается.
Установить рулевой вал в сборе с кронштейном крепления и промежуточным валом на вал шестерни рулевого механизма и завернуть, не затягивая, болт 1, рисунок 2-4, крепления фланца муфты промежуточного вала к валу шестерни рулевого механизма, предварительно установив на болт крепления пружинную шайбу (ключ кольцевой 13).
Завести вал рулевого управления в проем панели приборов и закрепить его на опорном кронштейне двумя гайками 21 с пружинными и плоскими шайбами и двумя новыми винтами 22 с отрывной головкой с пружинными и плоскими шайбами. Момент затяжки гаек 15…19 Н·м (1,5…1,9 кгс·м). Момент затяжки болтов с отрывной головкой – до обрыва головки (головка сменная 10, 13, удлинитель и вороток, ключ моментный).
Затянуть болт 1 крепления фланца муфты промежуточного вала к валу шестерни рулевого механизма. Момент затяжки болта 23…28 Н·м (2,3…2,8 кгс·м) (головка сменная 13, ключ трещоточный, ключ моментный).
Для автомобилей оборудованных электроусилителем руля.
В случае, когда выполнялось снятие – установить на место промежуточный кронштейн 9, рисунок 2-5, крепления вала рулевого управления и закрепить его на поперечине панели приборов тремя болтами 7. Момент затяжки болтов 23…28 Н·м (2,3…2,8 кгс·м) (головка сменная 13, удлинитель и вороток, ключ моментный).
Проверить вращение вала рулевого управления и работу механизма регулировки по углу наклона, перемещения должны быть плавными, без стуков и заеданий.
Установить на вал 5 рулевого управления карданный шарнир 4 и закрепить его болтом 1 и гайкой с пружинной шайбой. Момент затяжки гайки 23…28 Н·м (2,3…2,8 кгс·м) (ключ гаечный 13, головка сменная 13, ключ трещоточный, ключ моментный).
Рисунок 2-7. Установка рулевого вала на вал шестерни рулевого механизма.
1 – рулевой механизм; 2 – болт крепления карданного вала к валу шестерни рулевого механизма; 3 – карданный вал; 4 – болт крепления карданного шарнира к карданному валу; 5 – шарнир карданный.
Установить на вал шестерни рулевого механизма 1, рисунок 2-7, карданный вал 3, выставить размер 24±3 мм от торца вилки карданного шарнира до торца болта крепления крышки картера рулевого механизма. Установить в отверстие вилки карданного шарнира болт 2, установить на болт пружинную шайбу и навернуть гайку. Момент затяжки гайки 23…28 Н·м (2,3…2,8 кгс·м) (штангенциркуль, ключ гаечный 13, головка сменная 13, ключ трещоточный, ключ моментный).
Установить вал рулевого управления в сборе с электроусилителем и карданным шарниром на карданный вал 3, установить в отверстие вилки карданного шарнира болт 4, установить на болт пружинную шайбу и завернуть, не затягивая, гайку.
Завести вал 5, рисунок 2-5, рулевого управления в проем панели приборов и закрепить его на промежуточном кронштейне 9 и кронштейне педалей сцепления и тормоза четырьмя гайками 21. Момент затяжки гаек 15… 19 Н·м (1,5… 1,9 кгс·м) (головка сменная 13, удлинитель и вороток, ключ моментный).
Затянуть гайку болта 4, рисунок 2-7, крепления вилки карданного шарнира 5 к карданному валу 3. Момент затяжки болта 23…28 Н·м (2,3…2,8 кгс·м) (головка сменная 13, ключ трещоточный, ключ моментный).
Подсоединить колодки жгута панели приборов к блоку управления электроусилителя вала руля.
Общий порядок установки.
Установить на трубу кронштейна рулевого вала выключатель зажигания, скобу выключателя и закрепить четырьмя новыми болтами с отрывной головкой. Момент затяжки болтов с отрывной головкой – до обрыва головки болта (головка сменная 10, вороток).
Рисунок 2-8. Установка соединителя с устройством вращающимся.
1 – болт крепления соединителя; 2 – труба кронштейна крепления рулевого вала; 3 – соединитель с устройством вращающимся.
Установить на трубу 2, рисунок 2-8, кронштейна рулевого вала соединитель 3 в сборе с переключателями стеклоочистителей и световой сигнализации, совместив выступ на трубе с пазом во втулке соединителя. Выставить размер 60,3±0,3 мм от торца вала руля до оси отверстия крепления нижнего облицовочного кожуха к соединителю и затянуть болт 1 крепления. Момент затяжки болта 1,3… 1,6 Н·м (0,13…0,16 кгс·м) (штангенциркуль, головка сменная 8, ключ моментный).
Внимание. При утере или выпадении транспортировочного предохранителя 4, рисунок 2-1, из вращающегося устройства соединителя, необходимо вновь выставить устройство в среднее положение относительно корпуса соединителя. Полный ход вращения от упора до упора устройства в корпусе соединителя составляет 5 оборотов. Для установки устройства в среднее положение необходимо довернуть его, без приложения усилий, в одно из крайних положений и затем, отсчитав 2,5 оборота в обратную сторону, вновь установить транспортировочный предохранитель.
Подсоединить колодки жгута панели приборов к соединителю с устройством вращающимся, к переключателям световой сигнализации и стеклоочистителя, к выключателю зажигания.
Установить на выключатель зажигания уплотнительное кольцо, установить и закрепить винтами верхний и нижний кожухи вала руля (отвертка крестообразная).
Внимание. Перед установкой рулевого колеса на рулевой вал убедится, что передние колеса автомобиля находятся в положении, соответствующем прямолинейному движению автомобиля.
Проложить через верхнее отверстие в ступичной части рулевого колеса жгут проводов к модулю надувной подушки безопасности и два провода к выключателю звукового сигнала. Установить рулевое колесо на вал рулевого управления, при этом верхние спицы рулевого колеса должны быть расположены горизонтально. Удалить из вращающегося устройства транспортировочный предохранитель и вставить его в карман рулевого колеса.
Навернуть на рулевой вал гайку крепления рулевого колеса и затянуть ее. Момент затяжки гайки 32…51 Н·м (3,2…5,1 кгс·м) (головка сменная 24, удлинитель, вороток, ключ моментный).
Установить модуль надувной подушки безопасности в соответствии с требованиями ТИ 3100.25100.20555.
Подсоединить клемму провода “массы” к аккумуляторной батарее (ключ гаечный 10).
Предъявить автомобиль ОТК. ОТК проверить автомобиль на соответствие требованиям ТУ 017200-254-00232934-2006, пп. 1.19.20, 1.19.21 в объеме выполненных работ.