Меню Закрыть

Амортизаторы. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.

Амортизаторы. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.

Амортизаторы.

Техническая характеристика.

Тип Гидравлический, телескопический, двустороннего действия
Применяемая эксплуатационная жидкость МГП-10
Вместимость, л:  
переднего амортизатора 0,120
заднего амортизатора 0,195

Амортизаторы.

Амортизаторы. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.

1 – Нижняя проушина амортизатора. 2 – Корпус клапана сжатия. 3 – Диски клапана сжатия. 4 – Дроссельный диск клапана сжатия. 5 – Пружина клапана сжатия. 6 – Обойма клапана сжатия. 7 – Тарелка клапана сжатия. 8 – Гайка клапана отдачи. 9 – Пружина клапана отдачи. 10 – Поршень амортизатора. 11 – Тарелка клапана отдачи. 12 – Диски клапана отдачи. 13 – Кольцо поршня. 14 – Шайба гайки клапана отдачи. 15 – Дроссельный диск клапана отдачи. 16 – Перепускной клапан. 17 – Пружина перепускного клапана. 18 – Ограничительная тарелка перепускного клапана. 19 – Резервуар. 20 – Шток. 21 – Рабочий цилиндр амортизатора. 22 – Кожух. 23 – Направляющая втулка штока. 24 – Уплотнительное кольцо резервуара. 25 – Обойма сальника штока. 26 – Сальник штока. 27 – Прокладка защитного кольца штока. 28 – Защитное кольцо штока. 29 – Гайка резервуара. 30 – Верхняя проушина амортизатора. 31 – Гайка крепления верхнего конца амортизатора. 32 – Пружинная шайба. 33 – Шайба подушки крепления верхнего конца амортизатора. 34 – Подушка амортизатора. 35 – Распорная втулка. 36 – Кожух амортизатора. 37 – Буфер штока, 38 – Резинометаллический шарнир амортизатора.

а – выштамповка дроссельного диска; б – перепускные каналы поршня; в – подводные отверстия поршня; г – сливное отверстие.

Амортизаторы передней и задней подвесок отличаются нижним и верхним креплением, рабочей диаграммой, ходом штока и некоторыми деталями, описанными ниже.

Амортизатор состоит из следующих основных узлов:

1. штока в сборе с поршнем, клапанами, направляющей втулкой с уплотнителями, гайкой резервуара и кожухом;

2. рабочего цилиндра;

3. резервуара в сборе с проушиной;

4. клапана сжатия.

Резервуар 19 изготовлен из стальной трубы. В калиброванный поясок нижнего конца трубы вставлено и приварено дно резервуара с проушиной 1. Верхний конец резервуара имеет внутреннюю резьбу для гайки 29. В дно резервуара упирается четырьмя выступами корпус 2 клапана сжатия, причем между корпусом и вертикальной внутренней стенкой дна остается кольцевой зазор (примерно 0,75 мм) для прохода эксплуатационной жидкости. Корпус клапана — сложная по конфигурации деталь, изготовляемая из металлокерамики. В седло корпуса свободно вставлены два диска 3 клапана, дроссельный диск 4, тарелка 7 и пружина 5, которая прижимает пакет дисков и тарелку к седлу.

Пакет дисков клапана сжатия и тарелка плотно перекрывают центральное отверстие корпуса клапана, но для дросселирования жидкости при спокойном ходе поршня 10 остается проход, образуемый выштамповкой а края отверстия дроссельного диска и нижней стороной тарелки. На посадочный буртик корпуса клапана напрессована обойма 6, которая удерживает в седле диски, тарелку и пружину клапана, а на поясок обоймы вставлен рабочий цилиндр 21 амортизатора. Внутри рабочего цилиндра перемещается шток 20 с металлокерамическим поршнем 10. Поршень имеет четыре равномерно расположенных в концентрической канавке перепускных канала в и четыре подводных отверстия 6. На наружной поверхности поршня выполнена канавка, в которую для уплотнения зазора между поршнем и цилиндром вставлено металлокерамическое поршневое кольцо 13.

Положение поршня на штоке фиксируется ограничительной тарелкой 18 и фасонной гайкой 8. Момент затяжки гайки на штоке 10-15 Н·м (1-1,5 кгс·м).

При сборке перед установкой ограничительной тарелки и поршня на шток амортизатора только передней подвески устанавливается полиуретановый буфер 37, смягчающий при ходе отдачи удары ограничительной тарелки о направляющую втулку 23 штока.

Между ограничительной тарелкой и поршнем помещены перепускной клапан 16 и прижимающая его пластинчатая пружина 17. Перепускной клапан перекрывает сверху каналы в поршне. Подводные отверстия 6 снизу перекрываются клапаном отдачи, состоящим из двух дисков 12 и дроссельного диска 15. По наружному краю дроссельного диска выштампованы шесть равномерно расположенных выреза, через которые при медленном перемещении поршня дросселируется эксплуатационная жидкость. Внутренний край отверстия клапана отдачи жестко поджат к поршню гайкой 8, а наружный край прижат к поршню пружиной 9 через упорную тарелку 11. Шайба 14 стабилизирует работу клапана и предохраняет нижний диск 12 от повреждения гайкой.

Шток 20 воспринимает осевые нагрузки, возникающие от колебаний кузова и подвески, и перемещает поршень по рабочему цилиндру. Поверхность трения штока о направляющую втулку 23 и сальник 26 закаливают до высокой твердости, полируют, покрывают слоем хрома и затем снова полируют. Высокая чистота обработки поверхности необходима для сохранения надежного уплотнения выхода штока; хромирование увеличивает износостойкость поверхности.

Направляющая втулка 23 кроме центрального (под шток) имеет наклонное отверстие г для сообщения полости сальника с резервуаром. Сверху в буртик втулки с небольшим натягом установлен сальник 26, изготовленный из бензомаслостойкой резины. Направляющая втулка свободно установлена в калиброванный посадочный поясок верхнего конца резервуара 19. На нижний бурт направляющей втулки напрессован верхний конец рабочего цилиндра. Место соединения резервуара с направляющей втулкой уплотнено резиновым кольцом 24, поджатым сверху обоймой 25. Между обоймой сальника и гайкой 29 (крышкой резервуара) установлены резиновая прокладка 27 и металлокерамическое защитное кольцо 28, которое снимает абразивные частицы (грязь) со штока при ходе сжатия.

Корпус клапана сжатия, рабочий цилиндр с направляющей втулкой, уплотнительное кольцо, обойма, резиновая прокладка и защитное кольцо зажимаются гайкой 29, ввернутой в верхний конец резервуара специальным ключом (для этого в гайке имеются четыре отверстия). Момент затяжки гайки 70-90 Н·м (7-9 кгс·м).

На верхний конец штока 20 приварена верхняя проушина 30 с кожухом 22.

Конструкция переднего амортизатора незначительно отличается от конструкции заднего амортизатора: шток имеет верхний резьбовый конец, на который до упора в заплечики напрессована крышка с приваренным к ней кожухом 36, в проушину впрессован резинометаллический шарнир 38; дроссельный диск 15 клапана отдачи имеет только два выреза вместо шести; рабочий цилиндр короче, так как ход поршня меньше, соответственно короче и резервуар; пружина 9 клапана отдачи по характеристике жестче аналогичной пружины заднего амортизатора и в отличие от нее омеднена; на шток установлен буфер 37 хода отдачи.

Работа амортизатора. Рабочий цилиндр с поршнем и корпус резервуара образуют в амортизаторе три полости: верхнюю (в рабочем цилиндре – над поршнем), она должна быть постоянно заполнена эксплуатационной жидкостью; нижнюю (в рабочем цилиндре – под поршнем), постоянно заполненную эксплуатационной жидкостью полость между рабочим цилиндром и корпусом резервуара содержит резервное количество эксплуатационной жидкости и воздух.

Ход сжатия. Под влиянием сжимающих усилий поршень перемещается вниз. Жидкость под поршнем поднимает перепускной клапан 16 и по каналам в перетекает в верхнюю полость. Часть жидкости, по объему равная вдвигаемому штоку, перетекает через клапан сжатия в резервуар.

При малой скорости движения поршня жидкость перетекает через проход а дроссельного диска.

При большой скорости движения поршня резко возрастающее давление жидкости прогибает внутренний край пакета дисков 3 и 4 и поток жидкости устремляется в кольцевую щель между тарелкой 7 и дроссельным диском 4, сбрасывая избыток давления.

При ходе сжатия гасящее действие оказывает только дросселирование через клапан сжатия объема жидкости, равного объему вдвигаемого штока. Перетекание жидкости через перепускные каналы почти не оказывает тормозящего действия.

Ход отдачи. При растяжении амортизатора поршень начинает перемещаться вверх и оказывает давление на жидкость в верхней полости. Перепускной клапан 16 закрывается. Жидкость начинает перетекать из верхней полости в нижнюю.

При малой скорости движения поршня жидкость, подводимая через фигурные вырезы перепускного клапана 16 и отверстия 6 поршня, дросселируется через постоянно открытые дроссельные Щели, образуемые вырезами на дроссельном диске 15. Этим создается сопротивление отбоя.

При большой скорости движения поршня давление жидкости возрастает настолько, что диски клапана отдачи прогибаются и основной поток жидкости перетекает через образовавшуюся кольцевую щель между дроссельным диском и поршнем, сбрасывая избыток давления.

Объем жидкости в верхней полости рабочего цилиндра меньше объема жидкости в нижней полости на величину объема выходящего из цилиндра штока. Поэтому недостающий объем жидкости поступает в нижнюю полость под всасывающим воздействием поршня и давления воздуха в резервуаре через кольцевой зазор между корпусом 2 и резервуаром, по’ четырем пазам между выступами корпуса, по центральному отверстию корпуса, по центральному отверстию пакета дисков, через кольцевую щель, которая открывается под давлением жидкости на тарелку 7, между пакетом дисков и тарелкой, через четыре отверстия тарелки и далее через шесть отверстий обоймы 6.

Сопротивление хода отдачи в несколько раз больше сопротивления хода сжатия и достигается подбором соответствующих конструктивных элементов амортизатора. Это необходимо для уменьшения влияния толчков на кузов автомобиля, возникающих при наезде колеса на дорожное препятствие.

Для предотвращения вытекания жидкости, проникающей при ходе отдачи в полость сальника 26, предназначено наклонное отверстие г в направляющей втулке, которое сообщает полость сальника с резервуаром.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства