Датчик детонации ЯМЗ-53404, ЯМЗ-53604.
Датчик детонации предназначен для определения момента возникновения детонации в двигателе внутреннего сгорания. Детонация возникает при содержании 50 % газа в топливовоздушной смеси. Детонационное сгорание сопровождается резким возрастанием амплитуды вибраций и высокими ударными нагрузками на стенки цилиндров, поршень и головку цилиндров.
Принцип действия датчика основан на пьезоэффекте. Датчик крепится на блок цилиндров двигателя с левой стороны: на четырехцилиндровых двигателях один, а на шестицилиндровых два. При возникновении детонации происходит вибрация двигателя, приводящая к сжатию пьезокерамического элемента датчика, в результате чего на его концах возникает разность потенциалов. С ростом амплитуды и частоты механических колебаний двигателя возрастает напряжение.
Датчик детонации.
На основании электрических импульсов датчика, электронный блок управления двигателем изменяет качественный состав рабочей смеси и угол опережения зажигания. Данное устройство помогает также добиться более экономичной работы и развить максимальную мощность двигателя. Существует определенный порог безопасности, если величина напряжения его превысит, то ЭБУ отдаст команду на уменьшение угла опережения зажигания.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДАТЧИКА ДЕТОНАЦИИ
Датчик детонации двухполюсный с кабелем, длиной 480 мм.
Характеристика датчика детонации:
Частотный диапазон………………………………….1…20 кГц
Диапазон измерения………………………………….0,1…400 g1)
Чувствительность при 5 кГц…………………………26±8 мВ/g
Линейность при резонансе в диапазоне 5…15 кГц……………………………………+20/-10% от 5 кГц (15…41 мВ/g)
Доминирующая резонансная частота……………….более 25 кГц
Полное сопротивление………………………………более 1 Мом
Емкостной диапазон…………………………………800…1400 ПФ
Температурная зависимость чувствительности……не более 0,06 мВ/(g·ºС)
Диапазон рабочих температур………………………минус 40…плюс 130 ºС
Допустимые колебания:
устойчивые……………………не более 80 g
краткосрочные………………..не более 400 g
Крепление датчика винтом М8×25.…………………моментом 20±5 Нм
1) ускорение свободного падения g=9,81 м·с-2.
КОНФИГУРАЦИЯ РАЗЪЁМА
Конфигурация разъёма датчика детонации приведена на рисунке.
Вывод 1 (провод 061/062 для первого/второго) – ЭБУ вывод Р1-61/Р1-62 выходной сигнал (минус);
Вывод 2 (провод 080/081 для первого/второго) – ЭБУ вывод Р1-80/Р1-81 выходной сигнал (плюс)
ОТКАЗ ДАТЧИКА ДЕТОНАЦИИ.
ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА .
При отказе датчика детонации проверить наличие ошибки в памяти ЭБУ. При выходе датчика из строя:
падает мощность;
ухудшается динамика разгона ТС и резко увеличивается расход топлива; появляется дымный выхлоп.
При этом на панели загорается индикатор неисправности двигателя. Причем, он может, как гореть постоянно, так и загораться кратковременно при увеличении нагрузки.
Основные неисправности датчика детонации: произошёл обрыв сигнального провода;
оборвалась экранирующая оплетка провода;
произошло замыкание на массу или же замкнуло бортсеть одного из проводов датчика;
возникли неисправности в самом датчике; возникли неисправности ЭБУ, способствующие некорректной работе датчика.
Во всех вышеперечисленных случаях необходима проверка датчика детонации.
В случае, если произошел обрыв сигнального провода; необходимо проверить надежность соединения разъема жгута и датчика. Если же с подсоединением все в порядке, тогда следует оценить состояние контактов разъема, и при необходимости заменить их. Также осмотреть и состояние жгута, для этого его следует отсоединить от датчика и при выключенном зажигании проверить целостность цепи с помощью омметра.
При замыкании на массу: отсоединить ЭБУ и датчик детонации от жгута проводови проверить состояние цепи. Выключив зажигание, при помощи омметра проверить соединение цепи жгута и массы двигателя. Если обнаружена какая-либо неисправность, то ее следует устранить. В завершении включить зажигание и проверить корректность работы датчика.
При замыкании бортсети, нужно в первую очередь отсоединить защитный чехол его разъема и при включенном зажигании проверить напряжение между разъемом и массой двигателя. Если оно пределах 12/24 В, то, отключив зажигание, проверить, не произошло ли замыкание в цепи жгута и электропитании системы управления.
При неисправности датчика, по нему необходимо просто постучать каким-либо не металлическим предметом (при этом двигатель должен работать на холостом ходу), а затем проверить с помощь вольтметра наличие сигналов. При невозможности выполнения этой операции необходимо замерить сопротивление. Если оно отличается от нормального, нужна замена. Также можно проверить напряжение на электрических контактах датчика, для чего нужно отсоединить электрический разъем питания датчика и снять его с двигателя. После этого мультиметр переводится в режим измерения напряжения в милливольтах, его плюсовой щуп соединяется с сигнальным контактом, а минусовой – с массой датчика (отверстие, через которое проходит болт крепления к двигателю).
Проверка датчика детонации заключается в том, что датчик с присоединенными щупами зажимается в ладони, которой затем нужно несильно постучать по какой-нибудь поверхности. При ударах мультиметр должен фиксировать появление напряжения (обычно оно составляет порядка 30-40 мВ). Принцип прост: чем сильнее удар, тем большая разность потенциалов возникнет между электродами. Полное отсутствие разности потенциалов свидетельствует о том, что датчик детонации неисправен.