Меню Закрыть

Сцепление. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Сцепление. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

5. Сцепление.

Сцепление (рис. 38) – сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной, состоит из нажимного диска в сборе и ведомого диска в сборе.

Рис. 38. Сцепление в сборе.

Сцепление. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

1 – маховик; 2 – болты крепления нажимного диска сцепления; 3 – ведомый диск; 4 – нажимной диск; 5 – диафрагменная нажимная пружина; 6 – опорное кольцо; 7 – кожух нажимного диска; 8 – пластинчатые соединительные пружины; 9 – усилитель; 10 – подшипник первичного вала коробки передач.

К заднему фланцу блока цилиндров двигателя крепится коробка переключения передач. Передний конец первичного вала коробки передач входит в подшипник 10, установленный в маховике, и шлицами – в ступицу ведомого диска сцепления.

Для обеспечения точной соосности первичного вала коробки передач и подшипника, установленного в отверстие маховика, коробка передач устанавливается на два штифта, запрессованных в задний торец блока цилиндров.

Нижняя часть картерной части коробки переключения передач соединяется с блоком цилиндров двигателя через Г-образный усилитель 9 для повышения жесткости крепления.

Нажимной диск состоит из кожуха, диафрагменной нажимной пружины, нажимного диска и пластинчатых пружин.

Кожух 7 закреплен на маховике 1 шестью специальными центрирующими болтами 2. Усилие нажимной диафрагменной пружины 5 создает необходимую силу трения на поверхностях фрикционных накладок и обеспечивает передачу крутящего момента от маховика через нажимной диск 4, кожух и соединительные пластины 8 на ведомый диск сцепления и первичный вал коробки передач.

Нажимная пружина представляет собой тарельчатый усеченный конус, имеющий за счет прорезей в центральной части пятнадцать лепестков, выполняющих роль рычажков выключения сцепления. Наружная неразрезанная часть зажата между опорным кольцом 6 и выступами, выштампованных на кожухе, за счет загибки усиков кожуха. Опорное кольцо и выступы кожуха выполняют роль шарнира, относительно которого происходит поворот неразрезанной верхней части диафрагменной пружины при нажатии на концы лепестков.

Наружной частью диафрагменная нажимная пружина опирается на кольцевой выступ нажимного диска, отжимая его к маховику. Соединительные пластины одним концом приклепаны к выступам нажимного диска, другим – к кожуху сцепления. С их помощью происходит передача крутящего момента от кожуха на нажимной диск и отвод нажимного диска от маховика при выключении сцепления.

Нажимной диск в сборе подвергнут статической балансировке путем установки во фланец кожуха специальных балансировочных грузиков.

Ведомый диск имеет две фрикционные накладки, приклепанные независимо одна от другой к пластинчатым пружинам, также снабжен встроенным демпфером холостого хода и двухступенчатым гасителем крутильных колебаний.

Демпфер холостого хода снижает стуки и вибрации шестерен коробки передач на холостом ходу. С ростом передаваемого крутящего момента вступает в действие двухступенчатый гаситель крутильных колебаний. Сначала вступают в работу пружины первой ступени демпфирования гасителя крутильных колебаний, далее начинают работать пружины второй ступени.

Наружный диаметр фрикционных накладок 240 мм, внутренний – 160 мм для ведомых дисков 514.1601130 (155 мм для ведомых дисков 316380-1601130-00), толщина каждой накладки 3,5 мм. Размерность шлицев ступицы ведомого диска 4×23×29 мм, число шлиц 10.

5.1 Эксплуатация и техническое обслуживание сцепления.

Внимание!

  • Неправильная эксплуатация сцепления может привести к поломке деталей сцепления: соединительных пластин нажимного диска, к срыву, сильному износу фрикционных накладок, перегреву и короблению ведомого диска, разрушению гасителя крутильных колебаний.

Долговечность и надежность работы сцепления в большой мере зависит от правильного им пользования. Далее приведены основные правила правильного пользования сцеплением:

1. Выключайте сцепление быстро, до упора педали в пол.

2. Включайте сцепление плавно, не допуская как броска сцепления, сопровождающегося дерганьем автомобиля, так и замедленного включения с длительной пробуксовкой.

3. Не держите сцепление выключенным при включенной передаче и работающем двигателе на стоящем автомобиле (на переезде, у светофора и т.п.). Обязательно используйте в таких случаях нейтральную передачу в коробке передач и полностью включенное сцепление.

4. Не держите ногу на педали сцепления при движении автомобиля.

5. Не используйте пробуксовку сцепления как способ удержания автомобиля на подъеме.

6. Переключение через одну или две передачи вниз и включение сцепления, когда скорость движения автомобиля выше предельно-допустимой для этой передачи, может привести к поломке ведущего диска сцепления.

7. Переключение на пониженную передачу производите с «перегазовкой» – предварительно перед включением сцепления нажмите на педаль газа для выравнивания частот вращения коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки передач с целью исключения рывка в трансмиссии при включении сцепления.

В процессе эксплуатации сцепление не требует каких-либо регулировок и специальных видов обслуживания.

5.2 Возможные неисправности сцепления и способы их устранения.

Таблица 3.

Причина неисправности Способ устранения
Неполное выключение сцепления – сцепление «ведет» (не включаются или включаются с трудом передачи переднего хода; передача заднего хода включается с треском)
Наличие воздуха в системе гидравлического привода Прокачать систему гидравлического привода сцепления
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала Устранить заедание на шлицах (зачистить шлицы)
Коробление ведомого диска Заменить ведомый диск
Неполное включение сцепления – сцепление буксует (ощущается специфический запах, наблюдается замедленный разгон, падение скорости движения, замедленное преодоление подъемов)
Ослабление диафрагменной пружины Заменить нажимной диск в сборе
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска Заменить ведомый диск. В случае небольшого замасливания промыть поверхность накладок керосином и зачистить мелкой шкуркой
Чрезмерный износ фрикционных накладок (до заклепок), рабочих поверхностей маховика и нажимного диска Заменить ведомый диск. Заменить маховик или нажимной диск или устранить на них задиры и кольцевые риски механической обработкой
Неплавное включение сцепления
Износ фрикционных накладок (до заклепок) Заменить ведомый диск
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала Устранить заедание на шлицах
Потеря упругости пластинчатых пружин ведомого диска Заменить ведомый диск
Вибрация и шумы в трансмиссии при движении
Поломка или износ деталей демпферного устройства ведомого диска Заменить ведомый диск

5.3 Проверка технического состояния деталей сцепления.

Нажимной и ведомый диски сцепления в процессе эксплуатации не ремонтируются, а при их непригодности заменяются новыми.

Перед проведением проверки деталей сцепления проверить работу и отрегулировать привод выключения сцепления. При необходимости прокачать гидропривод сцепления, ослабленные крепления подтянуть.

Причиной неудовлетворительной работы сцепления может послужить несоосность ступицы ведомого диска и первичного вала коробки передач (рис. 39), одной из причин которой может быть ослабление креплений коробки передач к блоку цилиндров двигателя.

Рис. 39.

Сцепление. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Поверхность маховика при наличии на его поверхности, контактирующей с фрикционными накладками, задиров и кольцевых рисок можно исправить проточкой и шлифовкой. Величина снятого при обработке слоя металла должна быть такой, чтобы толщина маховика после обработки была не менее 19 мм.

Ведомый диск необходимо заменить, если на поверхности фрикционных накладок имеются следы перегрева, трещины или сильное замасливание, а также если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок менее 0,2 мм.

При наличии мелких забоин, заусенцев и ржавчины на шлицах ступицы ведомого диска произвести зачистку данных поверхностей.

Для контроля торцового биения поверхностей фрикционных накладок, диск установить на шлицевой вал на переходной посадке для исключения влияния зазоров в шлицах. Затем вал установить в центрах приспособления (рис. 40) и замерить биение у края диска.

Рис. 40. Проверка биения рабочей поверхности ведомого диска.

Сцепление. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Для контроля неплоскостности (тарельчатости) диск положить на новый маховик и щупом замерить зазор между накладками и маховиком. Контроль производить с обеих сторон диска. Наиболее полно оценить неплоскостность позволяет замер горячего диска, непосредственно после снятия с автомобиля.

Если сумма отклонений торцового биения и неплоскостности превышает величину 0,5 мм, то диск подлежит замене.

Нажимной диск. При отсутствии на нажимном диске видимых повреждений: надиров, кольцевых канавок, прижогов и выработки более 0,3 мм на рабочей поверхности нажимного диска, износов концов лепестков диафрагменной пружины более 0,3 мм, наличия деформации соединительных пластин, зазоров между ними и т. д. необходимо проверить расположение концов лепестков диафрагменной пружины, чистоту выключения диска и нажимное усилие диска.

Для этого закрепить нажимной диск на рабочей поверхности нового маховика (поверхность должна быть ровной и неизношенной), поместив между ними три равномерно расположенные шайбы 2 (рис. 41) толщиной А=8,5 мм. Диск закрепить к маховику шестью болтами, затягивая болты равномерно в несколько этапов до момента затяжки 19,6…24,5 Н·м (2,0…2,5 кгс·м), что необходимо для исключения коробления кожуха и, вследствие этого, повышенного биения лепестков диафрагменной пружины.

Размер от торца маховика до концов лепестков Б должен быть равен 42,5±2 мм. Биение концов лепестков (отклонение от положения в одной плоскости) на диаметре 60 мм не должно превышать 0,65 мм, при необходимости подогнуть лепестки диафрагменной пружины.

Рис. 41. Регулировка концов лепестков и проверка нажимного диска сцепления.

Сцепление. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

1 – нажимной диск; 2 – шайба; 3 – маховик.

Нажимая на концы лепестков, переместить их на величину 8,5 мм. При этом отход нажимного диска должен быть не менее 1,4 мм, а максимальное усилие нажатия на концы рычагов должно быть не более 2500 Н.

Убрать шайбы. Нажимая на концы лепестков, переместить нажимной диск до размера от маховика до диска 10 мм, а затем до размера А=8 мм. Освободить нажимную пружину и замерить усилие на нажимном диске при размере до маховика равным величине А=8 мм, которое должно быть не менее 8500 Н.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства