Дополнительное электрооборудование и звуковые сигналы. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.
Дополнительное электрооборудование и звуковые сигналы.
1 – Ярмо. 2 – Якорь. 3 – Обмотка. 4 – Контактная колодка. 5 – Сердечник. 6 – Пробковые прокладки. 7 – Регулировочный винт. 8 – Пружина регулировочного винта. 9 – Мостик. 10 – Текстолитовая пластина. 11 – Держатель неподвижного контакта. 12 – Корпус. 13 – Пластина подвижного контакта. 14 – Мембрана. 15 – Диффузор. 16 – Кольцо. 17 – Держатель магнитов. 18 – Якорь. 19 – Пружинная шайба. 20 – Верхняя втулка. 21 – Войлочное кольцо. 22 – Постоянный магнит. 23 – Щеткодержатель. 24 – Щетка. 25 – Нижняя втулка якоря. 26 – Коллектор. 27 – Траверса. 28 – Крышка. 29 – Пластина крепления крышки. 30 – Выходной вал мотор-редуктора. 31 – Шатун. 32 – Ведомая шестерня второй ступени редуктора. 33 – Толкатель. 34 – Корпус редуктора. 35 – Пружинная пластина. 36 – Микропереключатель. 37 – Кожух. 38 – Втулка. 39 – Крышка электродвигателя. 40 – Корпус электродвигателя. 41 – Ведомая шестерня первой ступени редуктора. 42 – Ведущая шестерня второй ступени редуктора. 43 – Поводок. 44 – Основание резистора. 45 – Керамический изолятор. 46 – Спираль резистора. 47 – Рукоятка. 48 – Светорассеивающий ободок. 49 – Колпачок. 50 – Лампа А12-4. 51 – Биметаллическая скоба. 52 – Гайка крепления прикуривателя. 53 – Изолятор биметаллической скобы. 54 – Нагревательный элемент. 55 – Чашка. 56 – Внутренний стакан. 57 – Электродвигатели очистителей фар. 58 – Аккумуляторная батарея. 59 – Генератор. 60 – Электродвигатель омывателя фар. 61 – Монтажный блок. 62 – Реле включения очистителей и омывателя фар. 63 – Реле включения дальнего света фар. 64 – Реле включения ближнего света фар. 65 – Выключатель омывателя фар (одновременно является выключателем омывателя ветрового стекла). 66 – Выключатель зажигания. 67 – Переключатель света фар. 68 – Выключатель наружного освещения.
Звуковые сигналы.
Техническая характеристика.
Номинальное напряжение, В | 12 |
Сила тока, потребляемая сигналом, А | 4 |
Основная частота звучания сигнала, Гц: | |
С-304 | 420-455 |
С-305 | 470-495 |
На автомобилях ВАЗ-2105 устанавливаются два звуковых сигнала: один высокого, а другой низкого тона. Звуковые сигналы размещаются в отсеке двигателя и крепятся на кронштейнах к передней панели передка.
Сигналы С-304 низкого тона и С-305 высокого тона относятся к электромагнитным сигналам шумового типа, создающим звук сравнительно широкого диапазона частот. Они отличаются только толщиной мембраны 14: у сигнала С-304 она толще, чем у С-305. Сигналы имеют стальной корпус 12, к которому контактной электросваркой приварены сердечник 5 и ярмо 1, образующие магнитную систему электромагнита. Под ярмом находится обмотка 3, изолированная от корпуса пробковыми прокладками 6 и нейлоновой втулкой. Между корпусом и кольцом 16 зажата мембрана 14 из легированной закаленной стали. В центре мембраны закреплен якорь 2 и стальной диффузор 15. Диффузор служит для создания звука необходимой частоты и тембра. Для нормальной работы сигнала между якорем 2 и сердечником 5 должен быть зазор 0,4 ±0,05 мм. Этот зазор обеспечивается подбором прокладки между мембраной 14 и корпусом 12.
Внутри корпуса сигнала находится мостик 9 с прерывателем, имеющим вольфрамовые контакты. Один конец мостика прикреплен к корпусу, а другой – может перемещаться винтом 7. На мостике закреплены изолированные гетинаксовыми прокладками держатель 11 с неподвижным контактом прерывателя и пружинная пластина 13 с подвижным контактом. Между ними установлена текстолитовая или гетинаксовая пластина 10. Пластина 13 прижимает подвижный контакт к неподвижному и поэтому у выключенного сигнала контакты прерывателя замкнуты.
При включении сигнала ток проходит через замкнутые контакты прерывателя и через обмотку 3, создавая магнитную силу, притягивающую якорь 2. Якорь притягивается, буртиком большего диаметра нажимает на пластину 10 и размыкает контакты прерывателя, отключая питание обмотки. Сердечник 5 размагничивается и якорь 2 упругими силами мембраны оттягивается назад. Контакты прерывателя замыкаются и цикл повторяется. С частотой 420-495 Гц колебания мембраны и диффузора создают колебания воздуха и обеспечивают получение звука. Силу и тембр звука можно регулировать, перемещая винтом 7 край мостика 9 вместе с пластинами контактов. При этом изменяется момент размыкания и замыкания контактов прерывателя.
Сигналы С-304 и С-305 предназначены для включения по двухпроводной схеме. Вывод обмотки 3 и провод пластины 13 припаяны к штекерам, которые находятся в пластмассовой колодке 4, прикрепленной к корпусу. Один из штекеров соединяется с источником тока, а другой – через выключатель звуковых сигналов с массой.
Электродвигатель отопителя.
Техническая характеристика.
Номинальное напряжение, В | 12 |
Номинальная мощность, Вт | 20 |
Частота вращения вала якоря с крыльчаткой при номинальной мощности, об/мин | 3000 |
Потребляемая сила тока при номинальной мощности, не более, А | 4,5 |
Малая частота вращения вала якоря с крыльчаткой, об/мин | 2200 |
Потребляемая сила,тока при 2200 об/мин вала якоря, не более, А | 2,7 |
В отопителе автомобиля ВАЗ-2105 применяется электродвигатель типа МЭ-255. Он представляет собой двухполюсный двухщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Электродвигатель имеет две скорости вращения: 3000 и 2200 об/мин. Меньшая скорость обеспечивается включением в цепь его питания дополнительного резистора 12.3729.
Электродвигатель имеет стальной штампованный корпус 12, в котором пружинными держателями 17 закреплены два постоянных магнита 22. Вал якоря 18 вращается в двух металлокерамических втулках 20 и 25. Втулки удерживаются шайбами. Шайба верхней втулки 20 зачеканена в корпусе, а шайба нижней втулки 25 приклепана к крышке 28. Наружная сферическая поверхность втулок окружена войлочными кольцами 21. Вкладыши и войлок пропитаны маслом.
Якорь имеет сердечник, набранный из пластин электротехнической стали. По краям сердечника на вал напрессованы пластмассовые изоляционные пластины. В пазы сердечника, изолированные картоном, уложена волновая обмотка, выводы которой припаяны к медным пластинам коллектора 26. Коллектор напрессовывается на нижний конец вала, а на верхнем (выходном) конце устанавливается пластмассовая крыльчатка. Она имеет стальную цанговую ступицу, которая обжимает вал после навинчивания на нее специальной гайки. Осевой свободный ход якоря регулируется подбором стеклотекстолитовых шайб, расположенных по обе стороны втулки 20. Вал якоря фиксируется в корпусе с помощью пружинной шайбы 19.
Снизу корпус электродвигателя закрыт крышкой 28. Она крепится к корпусу двумя винтами, которые ввертываются в стальные пластины 29, вставляемые снаружи в пазы крышки и корпуса. К крышке прикреплена текстолитовая траверса 27 со щеткодержателями.
Добавочный резистор электродвигателя отопителя.
Для уменьшения частоты вращения вала якоря электродвигателя отопителя на автомобилях ВАЗ-2105 применяется добавочный резистор типа 12.3729. Величина его сопротивления 1,5 Ом при 20° С. Он представляет собой спираль 46 из нихромовой проволоки, помещенную в трубчатый керамический изолятор 45. Изолятор со спиралью закреплен на основании 44 из термостойкой пластмассы. На нижней стороне основания имеется цилиндрические выступы, с помощью которых резистор крепится к кожуху вентилятора отопителя. Выступы входят в отверстия кожуха и фиксируются пружинными шайбами.
Переключатель электродвигателя отопителя.
Тип переключателя П-147-03.25. Он имеет такую же конструкцию, как и выключатель наружного освещения ВК-343-03.23 (см. «Выключатели и реле фонарей освещения и световой сигнализации»). Отличается тем, что контактные пластины имеют выемку в средней части для того, чтобы фиксировать клавишу в среднем положении. Кроме того, у переключателя отопителя используется для коммутации только одна контактная пластина.
Электродвигатель очистителя фар.
Номинальное напряжение, В | 12 |
Мощность, Вт | 4 |
Потребляемая сила тока при моменте 1,0 Н·м (0,1 кгс·м)*, не более, А | 1,5 |
Число двойных ходов вала в минуту при моменте 1,0 Н·м (0,1 кгс·м)* | 50±5 |
* При напряжении 12 В и температуре +25° C.
На автомобилях ВАЗ-2105 может быть установлен мотор-редуктор очистителя фар типа 22.3730 (для правой фары) или 221.3730 (для левой фары). Правый мотор-редуктор от левого отличается направлением вращения вала электродвигателя и зеркальным размещением деталей редуктора. Мотор-редуктор состоит из электродвигателя, объединенного в одном узле с редуктором, который преобразует быстрое вращение вала электродвигателя в медленное колебательное вращение выходного вала редуктора.
В мотор-редукторе применяется двухщеточный двухполюсный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянного магнита. Корпус 40 электродвигателя – стальной штампованный. В корпусе установлен кольцевой постоянный магнит 22. С задней стороны к корпусу электродвигателя крепится пластмассовая крышка 39, в которой устанавливаются щетки 24 и задняя втулка 38 вала якоря. Передняя втулка вала якоря установлена в корпусе 34 редуктора. Втулки – металлокерамические, пропитанные маслом.
Редуктор – двухступенчатый, с прямозубыми шестернями, с передаточным отношением 14:1. Вращение от вала якоря электродвигателя, на конце которого нарезаны зубья, передается шестерне 41. Эта шестерня находится на одной оси с шестерней 42, которая, в свою очередь, передает вращение шестерне 32. С помощью шатуна 31 и поводка 43 вращение шестерни 32 преобразуется в колебательное вращение выходного вала 30.
На корпусе редуктора закреплен микропереключатель 36, который служит для остановки щеток в верхнем положении при выключении очистителей фар. На кнопку микропереключателя через пружинную пластину 35 действует толкатель 33. В определенном положении шестерни 32 толкатель утопает в лунке на шестерне и микропереключатель срабатывает.
Снаружи мотор-редуктор закрыт пластиковым кожухом 37 и залит спереди эпоксидной смолой. В мотор-редукторе имеется биметаллический предохранитель, отключающий электродвигатель при перегрузках. У некоторых мотор-редукторов вместо биметаллического устанавливается плавкий предохранитель в проводе подвода питания.
Очистители и омыватели фар можно включить только при включенном ближнем или дальнем свете фар. Включаются они тем же выключателем, что и омыватель ветрового стекла.
Прикуриватель.
Прикуриватель типа ПТ-10-01 устанавливается на панели приборов. Панель зажимается гайкой 52 между корпусом 12 и светорассеивающим ободком 48.
С задней стороны патрона прикуривателя гайкой закреплен керамический изолятор с биметаллической пружинной скобой 51. С передней стороны в патрон вставляется стакан с нагревательным элементом. Нагревательный элемент представляет собой спираль из специального сплава и крепится на керамическом изоляторе 45, который через внутренний стакан 56 жестко соединен с пластмассовой рукояткой 47. Один конец спирали соединен с чашкой 55, а другой с пальцем, которым приклепывается к изолятору чашка и внутренний стакан 56.
При нажатии на ручку чашка 55 защемляется между лапками биметаллической скобы 51 и удерживается в этом положении. Ток от источника тока подводится к биметаллической скобе и замыкается на массу через чашку 55, нагревательный элемент, палец, внутренний стакан и контактное кольцо. Нагревательный элемент раскаляется, биметаллическая скоба также нагревается и ее лапки расходятся, освобождая чашку 55. Под действием пружины нагревательный элемент, а вместе с ним и ручка возвращаются в исходное положение, сигнализируя, что прикуриватель готов к использованию.
Сверху на корпусе прикуривателя устанавливается патрон с лампой 50 освещения прикуривателя. Свет от лампы проходит сквозь отверстие в корпусе, а затем через светорассеивающий ободок 48 и светится оранжевым светом.