Газовое оборудование ГАЗель.
Газовое оборудование автомобилей ГАЗель.
2. Газовое оборудование.
Перейти к подразделам:
2.1. Особенности газового оборудования автомобилей.
2.2. Правила техники безопасности.
2.3. Возможные неисправности газового оборудования и методы их устранения.
2.4. Техническое обслуживание и ремонт газового оборудования.
2.5. Проверка после ремонта герметичности газобаллонной аппаратуры сжатым воздухом.
2.6. Заправка баллона (блока баллонов) сжиженным нефтяным газом.
2.7. Проверка токсичности отработавших газов на газовом топливе.
2.1. Особенности газового оборудования автомобилей.
Для работы на сжиженном нефтяном газе на автомобилях установлена газобаллонная аппаратура фирмы «OMVL» Италия, баллоны фирмы ООО «Балсити».
Газобаллонная аппаратура грузового автомобиля состоит из газового баллона с арматурой (мультиклапан с указателем уровня газа, заправочное устройство, трубка), редуктора (с фильтром жидкой фазы газа и запорным электромагнитным клапаном (ЭМК)), фильтра паровой фазы газа, рампы с газовыми форсунками, переключателя вида топлива (бензин-газ), трубопроводов и шлангов.
Газобаллонная аппаратура автофургонов и автобусов отличается от газобаллонной аппаратуры грузового автомобиля установкой блока газовых баллонов с арматурой (мультиклапан с указателем уровня газа), выносного заправочного устройства и трубки от заправочного устройства к мультиклапану.
Схемы установки газобаллонной аппаратуры на автомобили приведены на рис. 2.1 и 2.2.
На панели приборов расположен переключатель вида топлива.
Блок управления двигателем МИКАС 12 позволяет работать двигателю как на бензине, так и на сжиженном газе.
Заправка баллона (Для грузовых автомобилей) (блока баллонов (Для автофургонов и автобусов)) сжиженным нефтяным газом проводится через заправочное устройство, после которого газ через мультиклапан поступает в баллон (блок баллонов).
Сжиженный газ из баллона через расходный вентиль мультиклапана по газовому трубопроводу поступает через газовый фильтр жидкой фазы редуктора в редуктор, где происходит испарение газа.
Для подогрева и испарения газа используется жидкость из системы охлаждения двигателя, которая поступает в редуктор из водяной рубашки головки блока цилиндров двигателя и сливается из редуктора в сливной трубопровод системы отопления.
Из редуктора газ поступает по шлангу через фильтр паровой фазы в рампу с форсунками, а затем по шлангам через газоподающие штуцеры во впускные каналы головки цилиндров двигателя.
Газовый баллон (блок газовых баллонов с арматурой) предназначен для хранения возимого на автомобиле сжиженного нефтяного газа.
Газовый баллон установлен на кронштейнах на раме автомобиля справа (по направлению движения автомобиля). Защитный кожух крепится к приварной скобе баллона с помощью двух болтов.
Блок газовых баллонов установлен на кронштейнах на раме в задней части автомобиля (в районе поперечины № 5). Защитный кожух крепится к приварным стяжкам блока баллонов с помощью четырех болтов.
Рис. 2.1. Схема установки газобаллонной аппаратуры.
а) – грузового автомобиля ГАЗ-33025; б) – грузовых автомобилей ГАЗ-330252 и ГАЗ-330253 с удлиненной базой; 1 – переключатель вида топлива; 2 – фильтр паровой фазы газа; 3 – рампа форсунок; 4 – датчик давления и температуры газа; 5 – редуктор газовый; 6 – трубка газового трубопровода; 7 – блок управления двигателем; 8 – кожух защитный; 9 – трубка заправочного устройства; 10 – устройство заправочное; 11 – мультиклапан; 12 – баллон газовый.
Рис. 2.2. Схема установки газобаллонной аппаратуры автобуса и автофургона.
1 – переключатель вида топлива; 2 – фильтр паровой фазы газа; 3 – рампа газовых форсунок; 4 – датчик давления и температуры газа; 5 – редуктор газовый; 6 – блок управления двигателем; 7 – трубка газового трубопровода; 8 – кожух защитный; 9 – блок баллонов газовый; 10 – мультиклапан; 11 – трубка заправочного устройства; 12 – устройство заправочное.
Полная емкость баллона грузового автомобиля 100 л, грузового автомобиля с удлиненной базой – 117,5-122,5 л, блока баллонов автофургона и автобуса – 85-90 л; полезная емкость баллона грузового автомобиля 80 л, грузового автомобиля с удлиненной базой – 94-98 л, блока баллонов автофургона и автобуса – 70-74 л. Рабочее давление в баллонах – 2 Мпа (20 кгс/см²).
К баллону (блоку баллонов) придается паспорт на сосуд высокого давления, в котором делается отметка о результате и времени прохождения периодического освидетельствования баллона.
На баллон (блок баллонов) устанавливается металлическая маркировочная табличка, на которой указаны: обозначение баллона, его номер, масса, объем, испытательное давление и дата испытания баллона, максимальная степень наполнения, знак и дата официального утверждения.
Заполнение баллона сжиженным газом проводится только на 80% полного объема с немедленным прекращением дальнейшей заправки; 20% объема предусмотрено на страховку от расширения жидкого газа при нагревании вследствие его большого коэффициента объемного расширения.
Мультиклапан (рис. 2.3) баллона (блока баллонов) предназначен для:
– наполнения сжиженным нефтяным газом (СНГ) газового баллона и контроля наполнения;
– обеспечения подачи СНГ в газовую систему питания двигателя:
– прекращения подачи газа при аварийной разгерметизации газовой системы;
– контроля за уровнем СНГ в баллоне;
– “стравливания” повышенного давления СНГ в баллоне вследствие его нагрева или пожара.
Рис. 2.3. Мультиклапан.
1 – фильтр заборной трубки; 2 – заборная трубка; 3 – поплавок; 4 – указатель уровня газа; 5 – разъем электрический указателя уровня газа; 6 – разъем электрический катушки электромагнитного клапана; 7 – устройство сброса давления; 8 – катушка электромагнитного клапана; 9 – вентиль расходный; 10 – патрубок выпускной; 11 – штуцер впускной трубы.
Описание устройства мультиклапана см. «Технические характеристики изделия. Мультиклапан АТ-02 для баллона с СНГ (Сжиженным нефтяным газом)» ф. OMVL (см. «Приложение»).
Редуктор-испаритель одноступенчатый, диафрагменного типа установлен через кронштейн на левом лонжероне рамы (по направлению движения автомобиля).
Редуктор предназначен для:
– подогрева газа с помощью охлаждающей жидкости, которая поступает из системы охлаждения двигателя;
– перевода сжиженного газа, поступающего из баллона (блока баллонов), в паровую фазу;
– поддержания рабочего давления на выходе из редуктора при различных режимах работы двигателя.
Запорные электромагнитные клапаны (ЭМК) редуктора и мультиклапана предназначены для включения или отключения подачи сжиженного нефтяного газа.
Фильтр жидкой фазы газа встроен в редуктор. Фильтрация жидкой фазы газа от механических примесей осуществляется фильтрующим элементом.
Фильтр паровой фазы газа предназначен для тонкой очистки паровой фазы газа, поступающей из редуктора.
Рампа газовых форсунок предназначена для распределения и дозирования цикловой подачи газового топлива в цилиндры (во впускные каналы головки цилиндров) двигателя. Рампа установлена через кронштейн на крышке коромысел (клапанов).
2.2. Правила техники безопасности.
К вождению, обслуживанию и ремонту газобаллонного автомобиля, работающего на сжиженном нефтяном газе, допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку по устройству газовой аппаратуры, правилам техники безопасности.
При утечке газа из баллона или газовой аппаратуры плохо рассеивающийся в воздухе испаренный нефтяной пропанобутановый газ, плотность которого в 1,5 раза больше, чем воздуха, может образовать взрывчатую газо-воздушную смесь, особенно в закрытых помещениях, имеющих ямы, подвалы и т.п.
Основным требованием техники безопасности при эксплуатации автомобиля на сжиженном нефтяном газе является регулярная тщательная проверка герметичности газовой аппаратуры и немедленное устранение причин обнаруженных утечек.
Проверку герметичности соединений газовых трубопроводов и газовой аппаратуры проводить пенообразующим негорючим (мыльным) раствором или течеискателем.
Устранение негерметичности следует проводить при отсутствии газа в системе, соблюдая осторожность, чтобы исключить образование искры при работе с инструментом.
Заправку баллона газом проводите только на автомобильной газовой заправочной станции (АГЗС). Постоянно следите за наличием и исправностью резиновой прокладки, герметизирующей разъем заправочного устройства автомобиля с заправочным блоком АГЗС.
Не храните в автомобиле обтирочные материалы и спецодежду с запахом одоранта газа.
Автомобиль должен быть укомплектован углекислотным огнетушителем.
Сжиженный нефтяной газ выходит на воздух в виде жидкости, интенсивно испаряется, отнимая тепло от окружающей среды. Поэтому попадание жидкого газа на тело человека может вызвать обморожение.
Не допускайте попадание сжиженного газа на незащищенные участки тела во избежание обморожения.
Категорически запрещается:
– эксплуатировать газобаллонный автомобиль на газе при обнаружении внешних механических повреждений или неисправностей газобаллонной аппаратуры и утечках газа из системы;
– продолжать движение на автомобиле при обнаружении запаха газа;
– эксплуатировать газобаллонный автомобиль после истекшего срока очередного испытания (переосвидетельствования) баллона в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»;
– эксплуатировать автомобиль после истекшего срока очередного регламентированного технического обслуживания газобаллонного оборудования;
– заправлять баллон газом при работающем двигателе;
– проводить ремонт газовой аппаратуры, а также любой ремонт других узлов (агрегатов) автомобиля при работающем двигателе, а также не выработав газ из системы питания или при открытом расходном вентиле мультиклапана;
– устранять негерметичность соединений, находящихся под давлением;
– ремонтировать баллон при наличии газа в баллоне;
– проводить сварочные работы или другие виды работ с открытым пламенем, не демонтировав баллон со сжиженным нефтяным газом с автомобиля;
– проводить выпуск газа из системы питания или баллона в закрытом помещении;
– проводить проверку герметичности соединений открытым пламенем;
– ставить автомобиль, имеющий утечку газа, на стоянку.
2.3. Возможные неисправности газового оборудования и методы их устранения.
Причина неисправности | Способ устранения |
Запах газа, подозрительный свист | |
Утечка газа в уплотнении мультиклапана | Проверить на герметичность соединение мультиклапана с газовым баллоном (Для грузовых автомобилей) (блоком баллонов (Для автофургонов и автобусов)). Опорожнить газовый баллон (блок баллонов), сняв его с автомобиля, демонтировать мультиклапан и заменить прокладку. Установить детали на место и вновь проверить герметичность соединения |
Повреждение газовых трубопроводов, нарушение герметичности соединений | Заменить трубопроводы, имеющие вмятины, скручивания и другие повреждения
Проверить герметичность соединений газовых трубопроводов с компонентами ГБО, определить место утечки газа; выработать газ из системы, затянуть соединения или заменить дефектные детали |
Утечка газа из-за износа уплотнителей фильтра жидкой фазы газа редуктора | Выработать газ из системы, снять редуктор, заменить уплотнители фильтра редуктора, используя ремонтный комплект фильтра редуктора |
Утечка газа из-за износа уплотнителей или деталей газового редуктора | Заменить редуктор |
Утечка газа через датчик давления и температуры газа | Заменить датчик |
Утечка газа при заправке из-за износа уплотнителей или повреждения клапана заправочного устройства | Заменить заправочное устройство |
Течь охлаждающей жидкости | |
Ослабление соединений или повреждение водяных шлангов | Затянуть хомуты крепления. При необходимости заменить шланги |
Износ прокладок и уплотнителей газового редуктора | Заменить редуктор |
Отсутствие подачи или недостаточная подача газа в двигатель | |
Отсутствие сжиженного нефтяного газа в газовом баллоне (блоке баллонов) | Заправить газовый баллон (блок баллонов) |
Закрыт расходный вентиль мультиклапана | Открыть расходный вентиль мультиклапана |
Неисправен переключатель вида топлива | Проверить правильность электрических соединений переключателя, предохранителей, при необходимости заменить переключатель |
Не открывается запорный ЭМК редуктора или мультиклапана | Проверить электрические контакты и предохранители. При необходимости заменить катушку запорного ЭМК редуктора или мультиклапана |
Наличие ледяной пробки в газовых трубопроводах | Прогреть газопроводы теплой водой или воздухом. Не допускается прогрев открытым пламенем |
Двигатель глохнет, теряет мощность | |
Неполное открытие расходного вентиля мультиклапана | Открыть расходный вентиль мультиклапана |
Засорение выпускного клапана мультиклапана | Заменить мультиклапан |
Засорение фильтрующего элемента фильтра жидкой фазы газа редуктора | Заменить фильтрующий элемент фильтра редуктора и уплотнители, используя ремонтный комплект |
Засорение фильтра паровой фазы газа | Заменить фильтр и зажимы, используя ремонтный комплект |
Недостаточный обогрев редуктора | Проверить герметичность и отсутствие перегибов водяных шлангов подогрева редуктора, проверить работу термостата двигателя. Устранить неисправности |
Засорение датчика давления и температуры газа | Заменить датчик |
Самопроизвольное переключение автомобиля с газа на бензин при движении или при резком ускорении | |
Отсутствие сжиженного нефтяного газа в газовом баллоне | Заправить газовый баллон |
Засорение фильтрующего элемента фильтра жидкой фазы редуктора | Заменить фильтрующий элемент фильтра редуктора и уплотнители, используя ремонтный комплект |
Износ мембраны газового редуктора | Заменить мембрану газового редуктора и прокладку запорного ЭМК редуктора, используя ремонтный комплект |
Слабое давление газа в рампе форсунок | Заменить фильтр паровой фазы и зажимы, используя ремонтный комплект |
Неверные показания датчика давления и температуры газа из-за загрязнения | Заменить датчик |
Повышенная вибрация двигателя, перебои с зажиганием, медленный разгон автомобиля | |
Утечка газа в двигатель из-за неполного закрытия форсунок в результате их загрязнения или износа уплотнителей | Заменить детали газовой рампы, используя ремонтный комплект или заменить газовую рампу |
Повреждение или износ мембраны газового редуктора | Заменить мембрану и прокладку запорного ЭМК редуктора, используя ремонтный комплект |
Утечка вакуума из-за повреждения вакуумного шланга и ослабления его соединений | Заменить вакуумный шланг и зажимы |
Утечка вакуума через датчик давления и температуры газа из-за износа уплотнителей | Заменить датчик |
Неверные показания датчика давления и температуры газа из-за загрязнения | Заменить датчик |
Прерывистая работа газового редуктора из-за нарушения прогрева | Проверить герметичность и отсутствие перегибов водяных шлангов подогрева редуктора, проверить работу термостата двигателя. Устранить неисправности |
Автомобиль не переключается с бензина на газ | |
Отсутствует питание на запорном ЭМК редуктора или мультиклапана | Проверить электрические соединения запорного ЭМК редуктора или мультиклапана |
Неисправен датчик давления и температуры газа | Заменить датчик |
Переключатель вида топлива не работает (не горят световые диоды), автомобиль работает на бензине | |
Неисправен предохранитель | Заменить предохранитель |
Неисправен переключатель вида топлива | Заменить переключатель |
2.4. Техническое обслуживание и ремонт газового оборудования.
Уход за газовым оборудованием заключается в периодической проверке герметичности 1) компонентов газового оборудования, трубопроводов и соединений, состояния поверхности медных трубок, шлангов системы питания двигателя газом на отсутствие трещин, вздутий, и механических повреждений, крепления соединений газовой магистрали, редуктора, газового баллона (блока баллонов), защитного кожуха мультиклапана, надежности крепления электрических соединений, промывке и продувке сжатым воздухом фильтра заборной трубки мультиклапана, очистке газовой аппаратуры от грязи и замене фильтра паровой фазы газа (ремкомплект), ремонтного комплекта редуктора или редуктора в сборе, ремонтного комплекта газовой рампы или рампы в сборе, фильтрующего элемента фильтра жидкой фазы газа в газовом редукторе (ремкомплект), шлангов газовых, вакуумного и подогрева газового редуктора и проверке работоспособности газовой аппаратуры с помощью диагностического тестера ASKAN-10. Объем и периодичность работ технического обслуживания – согласно Сервисной книжке.
После проведения работ по замене узлов и затяжке соединений газовой аппаратуры необходимо проверить герметичность компонентов и соединений.
Предостережения:
1. Техническое обслуживание или ремонт газовой аппаратуры, а также других узлов (агрегатов) автомобиля осуществлять только после выработки газа из газовой системы питания (предварительно перекрыв расходный вентиль мультиклапана).
2. Ремонт баллона или его арматуры проводить только после слива газа из баллона и продувки его воздухом или нейтральным газом.
3. Своевременно предъявляйте баллон на периодическое переосвидетельствование в сроки, определенные «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», которое проводится на специальных испытательных пунктах, имеющих разрешение органов Госгортехнадзора. Дата следующего испытания и клеймо наносятся на табличке баллона с соответствующей отметкой в паспорте.
4. Перед проверкой электрооборудования на автомобиле убедитесь в отсутствии скопления газа в подкапотном пространстве автомобиля и окружающем пространстве. Техническое обслуживание или ремонт электрооборудования проводите только при отключенной аккумуляторной
батарее. Не допускайте ненадежного крепления контактов, а также неизолированных концов проводов, находящихся под напряжением, во избежание искрения или короткого замыкания.
5. Запрещается проводить ремонтные работы в смотровой яме при открытом расходном вентиле мультиклапана на баллоне.
6. В случае обнаружения утечки (запаха) газа, необходимо немедленно перекрыть расходный вентиль на баллоне, переключить систему для работы на бензине и обратиться на станцию технического обслуживания.
7. В случае пожара, при возможности, закройте расходный вентиль на баллоне, выключите зажигание. Пламя тушите углекислотным огнетушителем, песком, ветошью, одеждой.
Внимание:
- Проверка герметичности всех соединений газовой аппаратуры проводится при работе двигателя на газу.
Внимание:
- При проведении работ обеспечить отсутствие попадания загрязнений в отверстия разъемов трубопроводов и узлов газовой системы установкой заглушек.
Снятие и установка газовых баллонов (блока баллонов).
Баллон (блок баллонов) должен периодически подвергаться испытаниям в соответствии с правилами, утвержденными Госгортехнадзором.
Конструкция должна соответствовать требованиям
Правил № 67 ЕЭК ООН, ОСТ 37.001.653-99 и Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением ПБ 03-576-03.
Снятие газового баллона с грузового автомобиля ГАЗ-33025 необходимо выполнять в следующей последовательности:
– отсоединить провода от аккумуляторной батареи;
– снять крышку (рис. 2.4) защитного кожуха мультиклапана;
– закрыть расходный вентиль мультиклапана;
– отсоединить разъемы проводов от катушки и указателя уровня газа мультиклапана и вынуть провода из защитного кожуха мультиклапана;
– отвернуть нажимную гайку и отсоединить трубку газового трубопровода от выходного штуцера мультиклапана. Демонтировать резиновую втулку 18 и вынуть трубку из защитного кожуха мультиклапана;
– установить под газовый баллон монтажную тележку (подъемник);
– отсоединить наконечники хомутов крепления газового баллона от кронштейнов крепления, отвернув гайки крепления;
– снять газовый баллон в сборе с арматурой и защитным кожухом баллона с помощью монтажной тележки (подъемника) с автомобиля.
Рис. 2.4. Установка газового баллона в сборе с арматурой (указатель уровня газа не показан) на грузовой автомобиль ГАЗ-33025.
1 – крышка защитного кожуха мультиклапана; 2, 11, 24 – болты; 3 – мультиклапан в сборе с прокладкой; 4 – ниппель; 5 – баллон газовый; 6, 14 – прокладки; 7 – хомут; 8 – палец; 9 – шплинт; 10, 12 – шайбы; 13, 15, 17, 26 – гайки; 16 – кронштейн; 18 – втулка резиновая; 19 – гайка нажимная; 20 – трубка от заправочного устройства к мультиклапану; 21 – гайка крепления заправочного устройства; 22 – устройство заправочное; 23 – винт крепления заправочного устройства; 25 – кожух защитный.
Установку газового баллона на грузовой автомобиль ГАЗ-33025 необходимо выполнять в следующей последовательности:
– при необходимости приклеить прокладки на кронштейны и хомуты крепления баллона клеем 88-НП ТУ 2513-042-23336352-01 или 88-НП ТУ 38.105.540-85, или 88-КР ТУ 201-951-10-96. Отверстия прокладок должны совпадать с отверстиями в кронштейнах;
– поднять баллон в сборе с арматурой и защитным кожухом баллона с помощью монтажной тележки (подъемника) (выступ на баллоне должен быть направлен вниз) и установить его на кронштейны так, чтобы выступ на баллоне вошел в отверстие заднего кронштейна (по направлению движения автомобиля);
– обхватить баллон хомутами, наконечники хомутов завести в отверстия кронштейнов. Затянуть гайки 15 крепления хомутов моментом 8-15 Н·м (0,8-1,5 кгс·м) и затем затянуть гайки 17;
– убрать из-под баллона монтажную тележку (подъемник);
– завести трубку газового трубопровода в отверстие защитного кожуха мультиклапана и установить резиновую втулку 18 в отверстие кожуха, установить трубку в отверстие выходного штуцера мультиклапана до упора и затянуть нажимную гайку моментом 16-35 Н·м (1,6-3,5 кгс·м);
– завести провода в отверстие защитного кожуха мультиклапана, соединить разъемы проводов катушки и указателя уровня газа мультиклапана;
– присоединить провода к аккумуляторной батарее;
– проверить герметичность соединений сжатым воздухом (см. подраздел «Проверка после ремонта герметичности газобаллонной аппаратуры сжатым воздухом».
– установить крышку защитного кожуха мультиклапана.
Снятие газового баллона с грузовых автомобилей ГАЗ-330252, ГАЗ-330253 с удлиненной базой необходимо выполнять в следующей последовательности:
– отсоединить провода от аккумуляторной батареи;
– снять крышку (рис. 2.5) защитного кожуха мультиклапана;
– закрыть расходный вентиль мультиклапана;
– отсоединить разъемы проводов катушки и указателя уровня газа мультиклапана и вынуть провода из защитного кожуха мультиклапана;
– отвернуть нажимную гайку и отсоединить трубку газового трубопровода от выходного штуцера мультиклапана. Демонтировать резиновую втулку 18 и вынуть трубку из защитного кожуха мультиклапана;
– отсоединить от газового баллона и снять защитный кожух баллона;
– установить под газовый баллон монтажную тележку (подъемник);
– отсоединить наконечники хомутов крепления газового баллона от кронштейнов, отвернув гайки крепления;
– вывести газовый баллон в сборе с арматурой из-под кабины и снять с автомобиля с помощью монтажной тележки (подъемника).
Рис. 2.5. Установка газового баллона в сборе с арматурой (указатель уровня газа не показан) на грузовые автомобили ГАЗ-330252, ГАЗ-330253 с удлиненной базой.
1 – крышка защитного кожуха мультиклапана; 2, 12, 16 – болты; 3 – мультиклапан в сборе с прокладкой; 4 – баллон газовый; 5, 10 – прокладки; 6 – хомут; 7 – палец; 8 – шплинт; 9 – шайба; 11 – кронштейн; 13, 14, 15 – гайки; 17 – кожух защитный; 18 – втулка резиновая; 19 – ниппель; 20 – гайка нажимная; 21 – трубка от заправочного устройства к мультиклапану; 22 – гайка крепления заправочного устройства; 23 – устройство заправочное; 24 – винт крепления заправочного устройства.
Установку газового баллона на грузовые автомобили ГАЗ-330252, ГАЗ-330253 с удлиненной базой необходимо выполнять в следующей последовательности:
– при необходимости приклеить прокладки на кронштейны и хомуты крепления баллона клеем 88-НП ТУ 2513-042-23336352-01, или 88-НП ТУ 38.105.540-85, или 88-КР ТУ 201-951-10-96. Отверстия прокладок должны совпадать с отверстиями в кронштейнах;
– поднять и завести газовый баллон в сборе с арматурой с помощью монтажной тележки (подъемника) под кабину автомобиля (выступ на баллоне должен быть направлен вниз), установить его на кронштейны так, чтобы выступ на баллоне вошел в отверстие заднего кронштейна (по направлению движения автомобиля);
– обхватить баллон хомутами, наконечники хомутов завести в отверстия кронштейнов. Затянуть гайки 14 крепления хомутов моментом 8-15 Н·м (0,8-1,5 кгс·м) и затем затянуть гайки 13;
– убрать из-под баллона монтажную тележку (подъемник);
– установить защитный кожух баллона;
– завести трубку газового трубопровода в отверстие защитного кожуха мультиклапана и установить резиновую втулку 18 в отверстие кожуха, установить трубку в отверстие выходного штуцера мультиклапана до упора и затянуть нажимную гайку моментом 16-35 Н·м (1,6-3,5 кгс·м);
– завести провода в отверстие защитного кожуха мультиклапана, соединить разъемы проводов катушки и указателя уровня газа мультиклапана;
– присоединить провода к аккумуляторной батарее;
– проверить герметичность соединений сжатым воздухом (см. подраздел «Проверка после ремонта герметичности газобаллонной аппаратуры сжатым воздухом»;
– установить крышку защитного кожуха мультиклапана
Снятие блока газовых баллонов с автофургона или автобуса необходимо выполнять в следующей последовательности:
– отсоединить провода от аккумуляторной батареи;
– снять защитный кожух блока баллонов (рис. 2.6), вывернув четыре болта крепления;
– вывести из зацепления защелки и снять защитный кожух мультиклапана;
– закрыть расходный вентиль мультиклапана;
– отсоединить разъемы проводов катушки и указателя уровня газа мультиклапана;
– отвернуть нажимные гайки и отсоединить трубки газового трубопровода и заправочного устройства от штуцеров мультиклапана;
– установить под блок баллонов монтажную тележку (подъемник);
– вывернув болты крепления хомутов к переднему кронштейну, снять блок баллонов в сборе с арматурой с автомобиля с помощью монтажной тележки (подъемника).
Рис. 2.6. Установка блока газовых баллонов в сборе с арматурой на автофургон или автобус.
1 – лонжерон; 2, 3, 6 – гайки; 4 – поперечина №5; 5, 10 – прокладки; 7 – кожух защитный блока баллонов; 8 – блок баллонов газовый; 9 – трубка заправочного устройства; 11 – хомут; 12 – гайка нажимная; 13 – ниппель; 14 – устройство заправочное; 15 – мультиклапан; 16, 18 – болты; 17 – кожух мультиклапана защитный; 19 – трубка газового трубопровода; 20 – кронштейн.
Установку блока газовых баллонов на автофургон или автобус необходимо выполнять в следующей последовательности:
– при необходимости приклеить прокладки на передний и задний кронштейны, поперечину №5 и хомуты крепления блока баллонов клеем 88-НП ТУ 2513-042-23336352-01, или 88-НП ТУ 38.105.540-85, или 88-КР ТУ 201-951-10-96;
– поднять блок баллонов в сборе с арматурой с помощью монтажной тележки (подъемника) и установить его на кронштейны;
– обхватить блок баллонов хомутами и затянуть гайки болтов крепления хомутов к переднему кронштейну моментом 24-36 Н·м (2,4-3,5 кгс·м);
– убрать из-под блока баллонов монтажную тележку (подъемник);
– установить трубки газового трубопровода и заправочного устройства в штуцеры мультиклапана до упора и затянуть гайки моментом 16-35 Н·м (1,6-3,5 кгс·м);
– соединить разъемы проводов катушки и указателя уровня газа мультиклапана;
– присоединить провода к аккумуляторной батарее;
– проверить герметичность соединений сжатым воздухом (см. подраздел «Проверка после ремонта герметичности газобаллонной аппаратуры сжатым воздухом»;
– установить защитный кожух мультиклапана;
– установить защитный кожух блока баллонов.
Снятие и установка арматуры газового баллона грузовых автомобилей.
Снятие арматуры газового баллона необходимо проводить в следующей последовательности:
– снять газовый баллон с автомобиля;
Предостережение:
- Снятие арматуры проводить только после слива газа из баллона и продувки его воздухом.
– ослабить гайки винтов крепления заправочного устройства, заправочное устройство не снимать с кронштейна;
– вывести из зацепления защелки и снять защитный кожух мультиклапана;
– закрыть расходный вентиль мультиклапана;
– отсоединить разъемы проводов катушки и указателя уровня газа мультиклапана;
– отвернуть нажимные гайки и отсоединить трубки газового трубопровода и заправочного устройства от штуцеров мультиклапана;
– установить под блок баллонов монтажную тележку (подъемник);
– вывернув болты крепления хомутов к переднему кронштейну, снять блок баллонов в сборе с арматурой с автомобиля с помощью монтажной тележки (подъемника).
Установку блока газовых баллонов на автофургон или автобус необходимо выполнять в следующей последовательности:
– при необходимости приклеить прокладки на передний и задний кронштейны, поперечину №5 и хомуты крепления блока баллонов клеем 88-НП ТУ 2513-042-23336352-01, или 88-НП ТУ 38.105.540-85, или 88-КР ТУ 201-951-10-96;
– поднять блок баллонов в сборе с арматурой с помощью монтажной тележки (подъемника) и установить его на кронштейны;
– обхватить блок баллонов хомутами и затянуть гайки болтов крепления хомутов к переднему кронштейну моментом 24-36 Н·м (2,4-3,5 кгс·м);
– убрать из-под блока баллонов монтажную тележку (подъемник);
– установить трубки газового трубопровода и заправочного устройства в штуцеры мультиклапана до упора и затянуть гайки моментом 16-35 Н·м (1,6-3,5 кгс·м);
– соединить разъемы проводов катушки и указателя уровня газа мультиклапана;
– присоединить провода к аккумуляторной батарее;
– проверить герметичность соединений сжатым воздухом (см. подраздел «Проверка после ремонта герметичности газобаллонной аппаратуры сжатым воздухом»;
– установить защитный кожух мультиклапана;
– установить защитный кожух блока баллонов.
Снятие и установка арматуры газового баллона грузовых автомобилей.
Снятие арматуры газового баллона необходимо проводить в следующей последовательности:
– снять газовый баллон с автомобиля;
Предостережение:
- Снятие арматуры проводить только после слива газа из баллона и продувки его воздухом.
– ослабить гайки винтов крепления заправочного устройства, заправочное устройство не снимать с кронштейна;
– отвернуть нажимную гайку и отсоединить трубку от заправочного устройства;
– отвернуть болт 4 (рис.2.7) и снять катушку 3 с мультиклапана;
– отвернуть нажимную гайку и отсоединить трубку заправочного устройства от мультиклапана. Демонтировать резиновую втулку и вынуть трубку из защитного кожуха мультиклапана;
– снять защитный кожух мультиклапана;
– снять мультиклапан в сборе с прокладкой с баллона, отвернув шесть болтов крепления.
Рис. 2.7. Установка мультиклапана газового баллона.
1 – баллон газовый; 2, 4 – болты; 3 – катушка электромагнитного клапана; 5 – мультиклапан; 6 – указатель уровня газа; 7 – винт; 8 – прокладка.
Установку арматуры газового баллона необходимо проводить в следующей последовательности:
– установить новую прокладку на мультиклапан;
– установить мультиклапан в сборе с прокладкой на фланец баллона, просунув внутрь баллона трубку забора газа и поплавок, закрепить мультиклапан шестью болтами, обеспечив их равномерную затяжку;
– установить и закрепить защитный кожух мультиклапана;
– завести трубку заправочного устройства в отверстие защитного кожуха, мультиклапана и установить резиновую втулку в отверстие кожуха, установить
трубку в отверстие штуцера мультиклапана до упора, затянуть нажимную гайку моментом 16-35 Н·м (1,6-3,5 кгс·м);
– установить катушку 3 (рис. 2.7) на мультиклапан, выдержав расположение как показано на рис. 2.7, и закрепить болтом 4;
– установить трубку в отверстие заправочного устройства до упора, затянуть нажимную гайку моментом 16-35 Н·м (1,6-3,5 кгс·м), затянуть гайки винтов крепления заправочного устройства;
– установить газовый баллон на автомобиль;
– проверить герметичность соединений сжатым воздухом (см. подраздел «Проверка после ремонта герметичности газобаллонной аппаратуры сжатым воздухом»;
Снятие и установка арматуры блока газовых баллонов автофургона и автобуса.
Снятие арматуры блока баллонов необходимо проводить в следующей последовательности:
– снять блок баллонов с автомобиля;
Предостережение:
- Снятие арматуры проводить только после слива газа из блока баллонов и продувки его воздухом.
– ослабить хомут 10 (рис. 2.8) крепления основания 8 кожуха мультиклапана;
– отвернув шесть болтов крепления, снять мультиклапан в сборе с прокладкой и основание кожуха с блока баллонов.
Рис. 2.8. Установка мультиклапана газового блока баллонов.
1 – баллон газовый; 2, 6 – болты; 3 – указатель уровня газа; 4 – винт; 5 – мультиклапан; 7 – катушка электромагнитного клапана; 8 – основание защитного кожуха мультиклапана; 9 – прокладка; 10 – хомут.
Установку арматуры блока баллонов необходимо проводить в следующей последовательности:
– установить новую прокладку на мультиклапан;
– установить основание кожуха мультиклапана, мультиклапан в сборе с прокладкой на фланец блока баллонов, просунув внутрь баллона трубку забора газа и поплавок, закрепить мультиклапан шестью болтами, обеспечив их равномерную затяжку. Затянуть хомут крепления основания кожуха мультиклапана;
– проверить блок баллонов в сборе с арматурой на герметичность давлением воздуха 1,55-1,65 МПа (15,5-16,5 кгс/см²) и провести вакуумирование блока баллонов;
– установить блок газовых баллонов на автомобиль;
– проверить герметичность соединений сжатым воздухом (см. подраздел «Проверка после ремонта герметичности газобаллонной аппаратуры сжатым воздухом».
Снятие и установка газового редуктора.
Снятие газового редуктора необходимо проводить в случае его замены в следующей последовательности:
– запустить двигатель и во время работы двигателя на газу закрыть расходный вентиль мультиклапана. Дождаться перехода работы двигателя на бензин. Заглушить двигатель;
– отсоединить провода от аккумуляторной батареи;
– отсоединить электрический разъем проводов электромагнитного клапана 20 (рис. 2.9) редуктора;
– отсоединить шланг 10 от патрубка редуктора, ослабив зажим 11 (выпустить оставшийся в системе газ в открытое пространство);
– медленно отвернуть нажимную гайку (выпустить оставшийся газ в трубке в открытое пространство) и отсоединить трубку газового трубопровода от редуктора;
– отсоединить вакуумный шланг 22 от патрубка редуктора, ослабив зажим;
– отвернуть две гайки 15 болтов крепления, отсоединить редуктор в сборе с кронштейном 18 от левого лонжерона;
– приподняв редуктор выше уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке и ослабив хомуты, отсоединить водяные шланги 2 и 3 от редуктора и зафиксировать их в этом положении на автомобиле. Отверстия шлангов 2 и 3 закрыть заглушками для предотвращения вытекания жидкости. Снять редуктор в сборе с кронштейном с автомобиля;
– отсоединить кронштейн от редуктора, отвернув три гайки болтов крепления.
Рис. 2.9. Установка газового оборудования грузового автомобиля.
1 – штуцер водяной; 2 – шланг слива охлаждающей жидкости из редуктора; 3 – шланг отвода охлаждающей жидкости на газовый редуктор; 4 – поясок; 5 – рампа; 6, 10, 22 – шланги; 7 – фильтр паровой фазы; 8 – скоба; 9 – втулка; 11 – зажим; 12, 17 – болты; 13, 15 – гайки; 14, 16 – шайбы; 18 – кронштейн; 19 – редуктор газовый; 20 – электромагнитный клапан; 21 – трубка газового трубопровода; 23 – датчик давления и температуры газа; 24 – хомут.
Установку газового редуктора необходимо проводить в следующей последовательности:
– установить кронштейн на редуктор, затянуть гайки болтов крепления моментом 6-8 Н·м (0,6-0,8 кгс·м);
– приподняв отсоединенные концы водяных шлангов выше уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке и сняв заглушки, установить водяные шланги 2 и 3 на патрубки редуктора и затянуть хомуты крепления. Хомуты водяных шлангов устанавливать на расстоянии 3-5 мм от края шланга;
– заменить зажим вакуумного шланга на новый, установить вакуумный шланг 22 на патрубок радиатора и закрепить зажимом. Зажим вакуумного шланга устанавливать на расстоянии 1-3 мм от края шланга;
– установить редуктор в сборе с кронштейном на лонжерон, затянуть гайки болтов крепления моментом 32-36 Н·м (3,2-3,6 кгс·м);
– заменить зажим 11 шланга на новый, установить шланг 10 на патрубок редуктора и закрепить зажим. Зажим устанавливать на расстоянии 1-3 мм от края шланга;
– присоединить трубку газового трубопровода к редуктору и затянуть нажимную гайку моментом 16-35 Н·м (1,6-3,5 кгс·м);
– соединить электрический разъем проводов электромагнитного клапана редуктора;
– при необходимости долить охлаждающую жидкость в систему охлаждения двигателя согласно «Карте смазки»;
– открыть расходный вентиль мультиклапана;
– после сборки проверить омыливанием герметичность соединений и газового редуктора при работе двигателя на газовом топливе.
– присоединить провода к аккумуляторной батарее.
Замену фильтра паровой фазы, фильтрующего элемента и уплотнительных колец фильтра жидкой фазы газа редуктора, ремонтных комплектов редуктора и газовой рампы см. «Приложения».
Замену газовой рампы см. Руководство по двигателю «УМЗ-421647. Устройство. Ремонт. Техническое обслуживание», разработанное ОАО «Ульяновский моторный завод».
2.5. Проверка после ремонта герметичности газобаллонной аппаратуры сжатым воздухом.
Внимание:
1. Проверку герметичности газобаллонной аппаратуры (см. рис.2.1 и 2.2) следует проводить при отсутствии газа в баллоне (блоке баллонов).
2. На автомобиле должны быть присоединены все трубопроводы.
3. При проведении проверки температура окружающего воздуха должна быть от плюс 10 до плюс 35 °С.
4. Автомобиль должен быть с неподключенными штатными жгутами проводов системы управления двигателем к разъемам запорных электромагнитных клапанов (ЭМК) мультиклапана и редуктора;
Проверку герметичности системы необходимо проводить в следующей последовательности:
– закрыть расходный вентиль мультиклапана;
– присоединить к заправочному устройству специальное устройство для подачи сжатого воздуха, закачать в баллон (Для грузовых автомобилей) (блок баллонов (Для автофургонов и автобусов)) воздух до давления 1,55-1,65 МПа (15,5-16,5 кгс/см 2 ) и выдержать систему под этим давлением не менее 2 мин;
– проверить омыливанием герметичность следующих соединений:
- заправочное устройство – трубка заправочного устройства;
- трубка заправочного устройства – мультиклапан;
- мультиклапан – фланец баллона (блока баллонов).
– отсоединить устройство для подачи воздуха и проверить омыливанием герметичность входного отверстия заправочного устройства;
– открыть запорный ЭМК на мультиклапане автомобиля. Для этого необходимо подсоединить к запорному ЭМК автономный стабилизированный источник постоянного тока напряжением 12-14 В и силой тока до 10 А, используя колодку гнездовую №282080-1, гнездо №282110-1, уплотнитель №281934-2 (ф. «AMP», Германия) и провода 1,5 мм² через предохранитель 6-10А. Подключение запорного ЭМК мультиклапана: 1 вывод – «+», 2 вывод – «-».
– медленно открыть расходный вентиль на мультиклапане, не допуская закрытия скоростного клапана (определяется по стуку клапана в момент его закрытия) и подать сжатый воздух в трубку газового трубопровода;
– по истечении не менее 2 мин проверить омыливанием герметичность соединений:
- мультиклапан – трубка газового трубопровода;
- трубка газового трубопровода – запорный ЭМК редуктора.
В соединениях газовой аппаратуры появление пузырьков газа в пенящейся массе не допускается.
При обнаружении негерметичности допускается подтяжка:
- гаек трубки заправочного устройства моментом не более 3,5 кгс·м (35 Н·м);
- гаек трубки газового трубопровода – не более 3,5 кгс·м (35 Н·м).
Если герметичность после подтяжки гаек не обеспечивается, необходимо заменить дефектные детали на новые и повторить проверку герметичности;
– открыть запорный ЭМК редуктора. Для этого необходимо подсоединить к запорному ЭМК автономный стабилизированный источник постоянного тока напряжением 12-14 В и силой тока до 10 А, используя колодку гнездовую №282080-1, гнездо №282110-1, уплотнитель №281934-2 (ф. «AMP», Германия) и провода 1,5 мм² через предохранитель 6-10 А. Подключение запорного ЭМК редуктора: 1 вывод – «-», 2 вывод – «+».
– по истечении не менее 2 мин, проверить омыливанием герметичность газовых шлангов и места соединений шлангов с редуктором, газовым фильтром и газовой рампой. Появление пузырьков газа в пенящейся массе не допускается. При обнаружении негерметичности необходимо заменить дефектные детали на новые и повторить проверку герметичности;
– отключить подачу питания на запорный ЭМК редуктора, отсоединить технологический разъем автономного источника постоянного тока, подсоединить штатный разъем жгута проводов системы управления двигателем к запорному ЭМК редуктора;
– закрыть расходный вентиль на мультиклапане;
– ослабить гайку трубки газового трубопровода на запорном ЭМК редуктора до начала истечения воздуха и выпустить воздух из трубки газового трубопровода;
– отсоединить трубку газового трубопровода от запорного ЭМК редуктора и подсоединить ее к специальному устройству для выпуска сжатого воздуха и вакуумирования баллона. Затянуть накидную гайку крутящим моментом 16-35 Н·м (1,6-3,5 кгс·м);
– медленно открыть расходный вентиль на мультиклапане, не допуская закрытия скоростного клапана (определяется по стуку клапана в момент его закрытия), и выпустить воздух из баллона (блока баллонов). Закрыть расходный вентиль мультиклапана;
– переключить устройство для выпуска сжатого воздуха и вакуумирования баллона (блока баллонов) на вакуумирование и медленно открыть расходный вентиль на мультиклапане, не допуская закрытия скоростного клапана. Провести вакуумирование баллона (блока баллонов) до разрежения 75-85 кПа (0,75-0,85 кг/см²);
– закрыть расходный вентиль на мультиклапане и отсоединить от трубки газового трубопровода устройство для вакуумирования баллона (блока баллонов);
– отключить подачу питания на запорный ЭМК мультиклапана, отсоединить технологический разъем автономного источника постоянного тока, подсоединить штатный разъем жгута проводов системы управления двигателем к запорному ЭМК мультиклапана;
– трубку газового трубопровода подсоединить к редуктору. Крутящий момент затяжки накидной гайки – 16-35 Н·м (1,6-3,5 кгс·м).
Внимание.
- После первой заправки газом проверить герметичность соединения трубки газового трубопровода с редуктором во время работы двигателя на газовом топливе.
2.6. Заправка баллона (Для грузовых автомобилей) (блока баллонов (Для автофургонов и автобусов)) сжиженным нефтяным газом.
Заправка баллона (блока баллонов) газом проводится в строгом соответствии с правилами автомобильной газовой заправочной станции (АГЗС).
В обычных условиях работы заправочный и расходный вентили мультиклапана находятся в открытом положении, поэтому процесс заправки упрощается.
Порядок заправки:
– затормозить автомобиль стояночным тормозом и выключить зажигание;
– подсоединить к заправочному устройству штуцер газонаполнительной станции, открыть подачу газа на колонке АГЗС и провести заправку.
Заправка контролируется:
– по работе газового счетчика на колонке АГЗС;
– по движению стрелки указателя уровня мультиклапана.
Заправка прекращается автоматически по заполнении баллона (блока баллонов) сжиженным нефтяным газом до 80% по объему, что контролируется:
– по прекращению работы газового счетчика;
– по характерному щелчку автоматического клапана и остановке движения стрелки мультиклапана, которая должна находиться примерно в положении 4/4 или 1.
Переполнение не допускается. Если стрелка указателя зашла за положение 4/4 или 1, и есть основания предполагать, что в баллон (блок баллонов) заправлено более 80% сжиженного нефтяного газа по объему, то необходимо немедленно после заправки выработать газ до положения 4/4 или 1 движением автомобиля.
Отсоединить от заправочного устройства штуцер газонаполнительной станции.
С целью безопасности заправки строго соблюдайте требования правил АГЗС, а также следующее:
– не подтягивайте газовые соединения, находящиеся под давлением;
– не стойте около наполнительного шланга во время наполнения баллона;
– не стучите металлическими предметами по аппаратуре и трубопроводам находящимся под давлением;
– не проводите регулировку, ремонт газобаллонного оборудования и не курите на АГЗС;
– во избежание повреждения уплотнителей закрывайте наполнительный и контрольный вентили баллона без применения какого-либо инструмента.
При эксплуатации автомобиля необходимо предъявлять газовый баллон (блок баллонов) для освидетельствования в организацию, уполномоченную Госгортехнадзором, один раз в два года.
2.7. Проверка токсичности отработавших газов на газовом топливе.
Проверка содержания СО и СН в отработавших газах проводится после окончательной сборки автомобиля, тестирования газового оборудования.
Проверку необходимо проводить на двигателе, прогретом до температуры охлаждающей жидкости 70-90 °С (температура определяется по указателю на панели приборов автомобиля), и переключенном режиме работы двигателя на газовом топливе.
Для проверки применяют газоанализаторы, которые должны пройти метрологическую аттестацию в установленном порядке и соответствовать требованиям приложения Б ГОСТ Р 52033-2003.
Проверку содержания СО и СН в отработавших газах необходимо проводить в следующей последовательности:
– установить пробный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза;
– проверить содержание СО и СН в отработавших газах на минимальной и повышенной частоте вращения холостого хода. Измерения проводить после стабилизации показаний газоанализатора, но не ранее, чем через 30 с после начала работы двигателя на газовом топливе при соответствующей частоте вращения коленчатого вала;
Частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин | Содержание СО, %, не более | Содержание СН, млн⁻¹, не более | |
Грузовые автомобили категории N1 | 800±50 | 0,5 | 100 |
3000±50 | 0,3 | 100 | |
Автобусы категории М2 | 800±50 | 0,5 | 200 |
3000±50 | 0,3 | 200 |
– при превышении нормы содержания СО и СН необходимо провести контроль технических параметров двигателя и его систем с помощью диагностического прибора ASCAN-10 (разработчик тестера ООО «АБИТ», г. Санкт-Петербург).
После выявления и устранения дефекта повторно замерить содержание СО и СН в отработавших газах;
– закрыть вентиль подачи газа к редуктору автомобиля и выработать газ из трубопроводов до перехода двигателя на работу на бензине;
– выключить зажигание;
– вынуть пробный зонд газоанализатора из выпускной трубы.