Эксплуатация автомобиля. SADKO Next – руководство по эксплуатации.
Перейти к главной странице руководства:
Эксплуатация автомобиля.
Перейти к разделам:
Система регулирования давления воздуха в шинах.
Топливный бак расположен с левой стороны за кабиной автомобиля. На некоторых автомобилях может быть установлен дополнительный топливный бак с правой стороны за кабиной автомобиля.
Для заправки автомобиля топливом откройте пробку топливного бака, вращая ее против часовой стрелки.
Для того чтобы снова закрыть пробку топливного бака, наденьте ее на горловину и завинтите до упора вращением по часовой стрелке до щелчка.
Опасно!
- Не допускайте присутствия открытого огня или зажженной сигареты у заправочной горловины топливного бака, поскольку это может привести к возгоранию.
Внимание!
- Автомобиль с дизельным двигателем необходимо заправлять только автомобильным дизельным топливом. Использование других нефтепродуктов или смесей может привести к серьезной поломке двигателя и стать причиной отказа производителя от гарантийного ремонта.
- В случае ошибочной заправки бака топливом другого типа, не пускайте двигатель и слейте топливо из топливного бака. Если двигатель уже успел поработать на топливе, не предназначенном для автомобиля, то необходимо слить топливо из всей системы подачи топлива автомобиля.
Внимание!
- Автомобиль оборудован современным дизельным двигателем, в системе выпуска которого установлен окислительный нейтрализатор, поэтому применение топлива с повышенным содержанием серы (более 15 ррм) может привести к отложению серы на внутренних ячейках нейтрализатора и выходу его из строя.
Для работы двигателя необходимо применять дизельное топливо по ГОСТ 32511-2013 (ЕN 590:2009) класса K5.
В зависимости от температуры окружающего воздуха рекомендуется применять топливо соответствующего класса или сорта указанного в таблице:
Класс топлива | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Температура применения, °С, не ниже | -20 | -26 | -32 | -38 | -44 |
Сорт топлива | A | B | C | D | E | F |
Температура применения, °С, не ниже | +5 | 0 | -5 | -10 | -15 | -20 |
Автомобиль не требует специальной обкатки, однако долговечность узлов и агрегатов автомобиля в значительной степени зависят от стиля вождения и условий эксплуатации на протяжении первых 2000 км пробега.
Во время движения автомобиля, даже в режиме торможения двигателем на спуске не допускайте длительной работы двигателя с частотой вращения свыше 2300 об/мин.
Не допускайте работы непрогретого двигателя на высоких оборотах коленчатого вала – ни на стоянке, ни в движении автомобиля.
Своевременно, в соответствии с дорожными условиями, переходите на низшую передачу, исключайте перегрузки двигателя, связанные с чрезмерно низкими оборотами коленчатого вала двигателя.
Движение автомобиля рекомендуется начинать на частично прогретом двигателе. Если такой возможности нет, и прогрев двигателя производится при движении автомобиля, то при низкой температуре окружающего воздуха и после длительной стоянки рекомендуется некоторое время двигаться на низших передачах с невысокой частотой вращения коленчатого вала двигателя. По мере прогрева последовательно переходите на высшие передачи.
После преодоления брода, после мойки автомобиля, а также при длительном движении по мокрой дороге, когда в тормозные механизмы колес попадает вода, необходимо при движении произвести несколько плавных торможений, чтобы просушить барабаны и тормозные накладки.
При движении по лужам снижайте скорость во избежание аквапланирования, что может вызвать занос или потерю управления; при изношенных шинах эта опасность возрастает.
По возможности управляйте автомобилем без резких ускорений и замедлений, так как это приводит к повышенному износу шин и увеличению расхода топлива.
Для обеспечения долговечной работы коробки передач при эксплуатации автомобиля обязательно соблюдайте следующие правила, при выполнении которых достигается легкое и бесшумное переключение передач:
1. Привод сцепления должен обеспечивать полное выключение сцепления. При выжатой педали сцепление не должно «вести».
2. Не допускается переключение передач с неполностью выключенным сцеплением, а также одновременное действие педалью и рычагом.
3. Все переключения передач должны осуществляться плавным перемещением рычага только после полного выключения сцепления. Слишком быстрое переключение передач приводит к появлению скрежета и увеличению усилия на рычаге, к преждевременному износу синхронизаторов или к их выходу из строя. Для легкого и бесшумного переключения
передач, а также для исключения преждевременного износа синхронизаторов рекомендуется пользоваться приёмом «перегазовка» (при переключении с высших передач на низшие). При переходе со второй передачи на первую, применение этого приема обязательно. Перед включением первой передачи или передачи заднего хода на стоящем автомобиле следует полностью выжать педаль сцепления и сделать выдержку 2-3 секунды, после чего плавным движением рычага включить передачу.
4. Выключение каждой передачи осуществлять при достижении определённой скорости движения автомобиля (в зависимости от дорожных условий и нагрузки на автомобиль определяется по лёгкости включения и отсутствию скрежета в момент переключения передачи). Рекомендуемые скоростные режимы при переключении передач: с четвертой на третью – не более 35 км/ч, с третьей на вторую – не более 20 км/ч.
5. Не допускается включение сцепления при недовключенной передаче.
6. Включение передачи заднего входа производите только после полной остановки автомобиля.
7. При торможении двигателем на спуске не допускается работа двигателя с частотой вращения свыше 3300 об/мин.
Внимание!
- Видимая поверхность задних фонарей скрывается открытым задним бортом.
- Для предупреждения других участников дорожного движения о присутствии Вашего транспортного средства, оставшегося на проезжей части с открытым задним бортом, установите знак аварийной остановки или другие сигнальные приспособления в соответствии с требованиями правил дорожного движения.
Внимание!
- На отдельных комплектациях автомобилей устанавливается блок управления двигателем с функцией ограничения скорости до 90 км/ч. При получении сигнала с датчика скорости блок управления двигателем регулирует подачу топлива и ограничивает скорость автомобиля до 90 км/ч.
В трудных дорожных условиях – на разбитых грязных грунтовых дорогах, заболоченных и песчаных участках, снежной целине следует пользоваться системой регулирования давления воздуха в шинах, устанавливая давление в соответствии с плотностью грунта преодолеваемого участка пути.
Допустимая скорость движения автомобиля при пониженном давлении воздуха в шинах не должна превышать значений, указанных в таблице.
Виды дорог | Допустимое внутреннее давление в шинах, кПа (кгс/см²) | Максимальная допустимая скорость, км/ч |
Тяжёлые участки заболоченной местности, снежной целины и сыпучих песков | не ниже 90 (1,0) | 15 |
не ниже 200 (2,1) | 25 | |
не ниже 350 (3,6) | 30 | |
Дороги всех типов, только в период подкачки шин до номинального давления после преодоления тяжёлых участков пути | более 350 (3,6) | 40 |
Необходимо учитывать, что на скользких дорогах (обледенелых или с размокшим тонким поверхностным слоем на твёрдом сухом основании) снижение давления в шинах не даёт положительных результатов, а наоборот, приводит к заносам и сползанию в сторону крена и к пробуксовке колёс при преодолении подъёма. В этих случаях не следует снижать давление в шинах.
При преодолении трудно проходимых участков, крутых подъёмов и других препятствий нужно включить передний мост (режим 4H). Включать и выключать передний мост можно на любой скорости движения, предварительно выключив сцепление, при этом автомобиль должен двигаться прямо.
В особо тяжёлых условиях необходимо включать понижающую передачу в раздаточной коробке (режим 4L). При этом передний мост также подключен. Передачи надо включать и выключать только после остановки автомобиля или при необходимости, при скорости автомобиля до 5 км/ч, при этом необходимо выключать сцепление.
На скользкой грунтовой дороге необходимо включить передний мост и двигаться с небольшой скоростью, не меняя резко частоту вращения коленчатого вала двигателя. Тормозить плавно, не выключая сцепления, в несколько приёмов, так как при резком торможении с выключенным сцеплением возможны заносы.
При начавшемся заносе следует прекратить торможение и поворачивать колёса в сторону заноса. При заносе во время торможения двигателем на скользкой дороге следует нажать на педаль подачи топлива (прекратив тем самым торможение двигателем) до прекращения заноса.
Следует иметь в виду, что при движении с включенным передним мостом на исправном автомобиле может прослушиваться повышенный шум трансмиссии.
Движение с включенным передним мостом по дорогам с твердым покрытием приводит к повышенным нагрузкам на трансмиссию и к преждевременному выходу ее из строя, увеличивает износ шин и повышает расход топлива. Кроме того, при включении переднего ведущего моста отключается антиблокировочная система тормозов. Поэтому перед выездом на дорогу с твердым покрытием передний мост должен быть выключен, а давление в шинах колес следует привести к номинальным значениям.
На части автомобилей устанавливается раздаточная коробка, позволяющая отбирать мощность с помощью коробки отбора мощности (КОМ в комплектацию автомобиля не входит). В этом случае работа КОМ допускается только при движении автомобиля!
Возможность использования КОМ, установленной на раздаточную коробку, должна быть согласована с предприятием-изготовителем автомобиля.
Движение автомобиля по дорогам с крутыми подъёмами и спусками требует повышенного внимания и быстроты действия.
Крутые подъёмы нужно преодолевать на понижающей передаче раздаточной коробки и на первой передаче коробки передач.
На подъёме следует двигаться без остановок и по возможности без поворотов.
При наличии удобного подъезда и хорошей дороги короткие подъёмы (длиной до 15-20 м) можно преодолевать с разгона на прямой передаче раздаточной коробки.
Преодолевая крутой спуск, необходимо предусмотреть все меры предосторожности, обеспечивающие безопасность спуска.
При переходе к длинному спуску водитель должен оценить его крутизну и включать те передачи коробки передач и раздаточной коробки, на которых он стал бы преодолевать подъём подобной крутизны при этом запрещается выключать двигатель, так как на затяжных спусках нужно всегда применять торможение двигателем.
Запрещается движение автомобиля по дорогам с крутыми подъёмами и спусками, если уровень масла в картере двигателя ниже метки MAX на указателе (масляном щупе) более чем на 5 мм.
Заболоченные участки нужно проходить на второй передаче и при включённой понижающей передаче в раздаточной коробке. Давление в шинах колёс автомобиля рекомендуется снизить до 90-350 кПа (1,0-3,6 кгс/см²).
При движении по заболоченному участку надо выдержать установившуюся скорость движения, не допуская снижения скорости, рывков, а тем более остановок. Если необходимо остановиться, то для этого нужно выбрать пригорок или относительно сухой участок местности.
Начинать движение по заболоченному участку надо при включенной понижающей передаче в раздаточной коробке на второй передаче коробки передач, с осторожной пробуксовкой сцепления, не допуская буксования колёс. Как только начнётся буксование колёс, нужно немедленно выключить сцепление и включить задний ход. Если буксование повторится при заднем ходе, надо немедленно подложить под колёса хворост, доски или другой подручный материал, чтобы увеличить сцепление колёс с грунтом и обеспечить движение автомобиля.
Не рекомендуется делать резкие и крутые повороты. Нужно заранее учитывать необходимость поворота и делать его плавно, большим радиусом. Такой поворот не снижает скорости движения автомобиля и исключает возможность срыва дёрна, неизбежную при резком повороте. При движении в колонне не надо двигаться по следу, проложенному впереди идущим автомобилем, а лучше прокладывать новую колею. После выхода на сухой и твёрдый грунт нужно сразу же поднять давление воздуха в шинах колёс до максимального (см. раздел «Техническая характеристика»).
Песчаные участки следует преодолевать также с пониженным давлением воздуха в шинах до 90-350 кПа (1,0-3,6 кгс/см²).
Давление устанавливается в зависимости от плотности песка и условий движения. При движении по песку выгоднее пользоваться возможно более высокими передачами при включенном переднем мосту, преодолевая с ходу наметы и короткие песчаные подъёмы.
На особо тяжёлых участках при падении скорости нельзя допускать пробуксовку колёс. При начавшейся пробуксовке нужно выжать сцепление, сдать автомобиль назад для разгона и попытаться преодолеть трудный участок с ходу. Необходимо соблюдать возможную плавность движения, избегая рывков и остановок. Повороты производить плавно, большим радиусом.
В отличие от способа движения колонной по заболоченным участкам на песке нужно двигаться по следу впереди идущего автомобиля на дистанции 40-50 метров. Дистанция необходима для того, чтобы впереди идущий автомобиль мог сдать назад и разогнаться для преодоления с ходу трудного участка.
Грунтовые дороги на глинистых и чернозёмных почвах при размокании верхнего слоя грунта представляют для автомобиля опасность заносов и боковых скольжений. Особенно затруднено движение по грязным профилированным дорогам. Двигаясь по таким дорогам, следует устанавливать максимальное давление в шинах, выбирать для движения горизонтальные участки обочины, а также использовать проложенную ранее колею или же двигаться осторожно по гребню дороги.
Преодоление брода. Автомобиль способен преодолевать брод глубиной до 1,2 метра, с учётом высоты волн и течения.
Непосредственно перед переездом брода надо установить давление в шинах соответственно прочности прибрежного грунта, а также проверить отсутствие повреждений трубок и рукавов системы сапунирования и их соединений возле передних и задних тормозных камер. Входить в брод следует осторожно, не создавая большой волны перед автомобилем, двигаться при преодолении брода следует на первой или второй передаче коробки передач и на понижающей передаче раздаточной коробки, избегая маневрирования и крутых поворотов. При переезде брода нельзя останавливаться, так как вода начнёт вымывать грунт из-под колёс, и они будут погружаться глубже. Протяжённость брода в случае, если дно его тщательно разведано и не представляет опасности для застревания, ограничивается временем движения автомобиля в воде, которое не должно превышать 20 минут. Скорость движения по броду должна быть не более 5 км/ч.
После преодоления брода при первой возможности, но не позднее чем в этот же день, необходимо проверить состояние масла во всех агрегатах, приоткрывая их сливные пробки. Если в масле какого-либо агрегата будет обнаружена вода, необходимо слить масло из этого агрегата. Наличие воды в масле можно определить по изменению его цвета. Необходимо также смазать до выдавливания свежей смазки все пресс-маслёнки шасси.
Каждый раз после выхода из брода следует произвести несколько торможений рабочим тормозом для просушки накладок тормозных колодок.
При остановке двигателя во время преодоления брода допускается сделать две-три попытки пустить двигатель стартером. Если двигатель не пускается, автомобиль должен быть немедленно эвакуирован из воды с помощью лебёдки другого автомобиля или другими средствами.
После движения по жидкой грязи глубиной 0,4-0,8 метра необходимо проверять состояние масла в агрегатах.
При первом пользовании лебёдкой после преодоления автомобилем брода следует обратить внимание на нагрев её картера. Если картер редуктора не будет нагреваться, это свидетельствует о наличии в нём воды.
Масло в редукторе заменить.
При движении задним ходом и буксировке автомобиля в трудных дорожных условиях (пашня, песчаная дорога, снежная целина и колея, крутые подъёмы) рекомендуется включать понижающую передачу в раздаточной коробке.
Стиль вождения автомобиля является наиболее важным фактором, влияющим на расход топлива.
– Поддерживайте достаточную дистанцию до впереди идущего автомобиля, позволяющую двигаться более равномерно в транспортном потоке. Избегайте резких ускорений и частых торможений.
– С повышением скорости движения возрастает сопротивление движению автомобиля, а, следовательно, возрастает расход топлива. Кроме того, с увеличением скорости движения автомобиля увеличивается интенсивность износа шин.
– Для экономичного режима движения рекомендуется выбирать передачу в диапазоне частоты вращения коленчатого вала от 1200 до 2000 об/мин, что соответствует зеленой зоне тахометра.
Движение под нагрузкой на высших передачах с низкой частотой вращения коленчатого вала, приводит к увеличению расхода топлива, повышенному шуму в трансмиссии и более интенсивному износу деталей двигателя.
К увеличению расхода топлива также ведет неправильное использование пониженных передач с повышенной частотой вращения коленчатого вала, резкие ускорения и движение на высоких скоростях.
Общее состояние автомобиля и исправность его систем во многом определяют расход топлива.
– Постоянно поддерживайте автомобиль в технически исправном состоянии. Значения регулируемых параметров должны соответствовать требованиям завода-изготовителя.
– Регулярно проверяйте давление воздуха в шинах. При недостаточном давлении увеличивается сопротивление качению. Это влечет увеличение расхода топлива, повышенный износ шин и негативно сказывается на поведении автомобиля на дороге.
Повышенное сверх нормы давление в шинах отрицательно сказывается на плавности хода автомобиля.
Включение сигнализатора «Внимание» системы управления двигателем в движении свидетельствует о работе двигателя в аварийном режиме, часто приводящем к изменениям в расходе топлива (снижение мощности двигателя).
Особенности и условия эксплуатации автомобиля оказывают существенное влияние на расход топлива.
– Недостаточно прогретое масло в двигателе и в агрегатах трансмиссии приводит к повышенному сопротивлению и износу трущихся поверхностей. Для более быстрого прогрева рекомендуем начинать движение на умеренных оборотах коленчатого вала двигателя без резких ускорений через одну-две минуты после пуска холодного двигателя. При низкой температуре окружающего воздуха и после длительной стоянки рекомендуется некоторое время двигаться на низших передачах с невысокой частотой вращения коленчатого вала двигателя.
Используйте только рекомендуемые заводом-изготовителем смазочные материалы. Температурный диапазон масла, используемого в системе смазки двигателя, должен соответствовать диапазону устойчивых температур окружающего воздуха.
– Избегайте поездок на короткие расстояния, когда приходится останавливать двигатель, затем пускать его вновь.
Это не позволяет двигателю достичь нормальной рабочей температуры.
– Избегайте, без необходимости, работы двигателя на стоянках.
– Избегайте перевозки в автомобиле лишних предметов и грузов.
Опасно!
- Запрещается производить прогрев двигателя в закрытом помещении.
- Отработавшие газы двигателя содержат ядовитые продукты сгорания топлива, которые при вдыхании вызывают тяжёлые отравления и могут привести даже к смертельному исходу. Не рекомендуется также включать вентиляцию салона на стоянке при работающем двигателе.
Опасно!
- Двигатель оборудован электрическим подогревателем во впускной трубе для облегчения пуска.
- Применение эфира или других легковоспламеняющихся жидкостей для облегчения пуска двигателей может привести к взрыву и ранению.
Опасно!
- Использование дополнительных утепляющих чехлов на двигатель может привести к воспламенению утеплителя и пожару, так как отдельные части двигателя имеют высокую температуру.
- При эксплуатации автомобиля при отрицательных температурах рекомендуем устанавливать предпусковой подогреватель.
Внимание!
- Не допускается пуск холодного двигателя на масле класса вязкости 10W-40 при температуре окружающего воздуха ниже минус 20°С, на масле класса вязкости 5W-40 – ниже минус 25°С, на масле класса вязкости 0W-40 или 0W-30 – ниже минус 30°С. Пуск двигателя при более низких температурах воздуха должен осуществляться только после его предварительного подогрева.
Внимание!
- Во избежание преждевременного выхода из строя системы нейтрализации отработавших газов нельзя производить пуск двигателя с разгона, толкая автомобиль, буксируя его или двигаясь по склону.
Внимание!
- Не оставляйте без присмотра автомобиль с заведенным двигателем. В случае отсутствия водителя при работающем двигателе и загорании сигнализатора критической неисправности, двигатель не будет своевременно остановлен, что может привести к его поломке.
Внимание!
- Запрещается перемещать автомобиль при помощи стартера, т.к. это приведет к выходу его из строя даже при незначительном времени работы.
Рабочий диапазон температур моторного масла должен соответствовать температуре окружающего воздуха, при которой автомобиль эксплуатируется. В случаях, когда температура окружающего воздуха ниже рабочего диапазона температур моторного масла необходимо производить пуск двигателя после его предварительного разогрева. При эксплуатации автомобиля в регионах с низкой температурой окружающей среды рекомендуется установить на двигатель предпусковой подогреватель.
Перед пуском двигателя следует проверить уровни охлаждающей жидкости в системе охлаждения, масел в картере двигателя и в бачке гидроусилителя руля.
Пуск двигателя.
Пуск двигателя производите в следующем порядке:
1. Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение.
2. Нажмите до отказа на педаль сцепления.
3. Установите ключ выключателя приборов и стартера в положение I. При этом должны кратковременно (до 5 с) загореться отдельные сигнализаторы (см. раздел Сигнализаторы комбинации приборов). Сигнализатор холодного старта в зависимости от температуры воздуха информирует водителя о возможности включения стартера (как только он гаснет, водитель может включать стартер). Сигнализатор «Внимание» должен погаснуть после нажатия на педаль тормоза (проверка работоспособности датчика тормоза). Сигнализатор «MIL» должен погаснуть после запуска двигателя. Продолжительное горение сигнализаторов «Внимание» и «MIL» системы управления двигателем указывает на наличие неисправности системы управления двигателем, при которой водитель может пустить двигатель и продолжить движение до станции технического обслуживания.
4. Включите стартер не более чем на 10 секунд. На газ-педаль не нажимать! Сигнализатор разряда аккумуляторной батареи должен погаснуть.
5. Как только двигатель заработает, отпустите ключ и педаль сцепления.
При необходимости, допускается производить 2-3 попытки пуска двигателя с интервалом между ними не менее 1 мин, каждый раз из положения «0» выключателя приборов и стартера.
После пуска холодного двигателя поддержание частоты вращения коленчатого вала и прогрев двигателя осуществляются автоматически.
Пуск двигателя с применением предпускового подогревателя.
Для облегчения пуска двигателя и для стабилизации температурного режима работы двигателя в зимнее время, на отдельные комплектации автомобиля установлен предпусковой подогреватель.
На панели приборов установлен модуль управления предпусковым подогревателем.
Для включения предпускового подогрева двигателя включите предпусковой подогреватель или запрограммируйте его запуск в соответствии с инструкцией по эксплуатации на модуль управления, прикладываемой к автомобилю.
Работа предпускового подогревателя.
Если перед выключением двигателя было включено отопление салона, то при последующем включении предпускового подогрева двигателя циркуляционный насос предпускового подогревателя прокачивает нагретый теплоноситель через систему отопления, тем самым первоначально прогревая радиаторы отопителей салона, а затем двигатель. Вентилятор отопителя при этом не работает.
Если перед выключением двигателя было выключено отопление салона (ручка регулятора температуры воздуха находится в крайнем левом положении), то при последующем включении предпускового подогрева двигателя циркуляционный насос предпускового подогревателя прокачивает нагретый теплоноситель только через двигатель автомобиля. В этом случае происходит более быстрый прогрев двигателя.
Предпусковой подогреватель прогревает теплоноситель до температуры облегчающей пуск двигателя в зимнее время, после этого отключается.
Для использования предпускового подогревателя в режиме догревателя нажмите кнопку выключателя догревателя (описание работы догревателя – см. подраздел «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»).
Для обеспечения нормальной работы предпускового подогревателя рекомендуется его включать, в том числе и в теплое время года примерно один раз в месяц на 10 минут.
Перед началом постоянной эксплуатации в холодное время года выполните пробный пуск. Отверстия подачи воздуха в камеру сгорания и отвода выхлопных газов после длительного простоя необходимо проверить, при необходимости – почистить.
Топливные магистрали и дозирующий насос после заправки зимнего дизельного топлива необходимо заполнить новым топливом путем эксплуатации отопительного прибора в течение 15 минут!
Остановка двигателя.
После работы двигателя с большой нагрузкой нельзя останавливать двигатель немедленно. Необходимо дать ему поработать 2-3 минуты на холостом ходу.
Остановка двигателя производится переводом ключа выключателя приборов и стартера в положение «0».
Коробка передач.
Исполнение 1.
Исполнение 2.
Для бесшумного переключения передач нажимайте на педаль сцепления до упора. Во избежание преждевременного износа синхронизаторов, рычаг следует передвигать плавно, с кратковременной задержкой в нейтральном положении, согласно схеме, показанной на рисунке.
Передачи включаются только из нейтрального положения N.
Задний ход следует включать после полной остановки автомобиля.
При включении заднего хода если включены приборы и стартер, в задних фонарях загорается свет заднего хода.
Внимание!
- Не держите постоянно ногу на педали сцепления во время движения автомобиля. Это может вывести сцепление из строя.
- Во избежание повреждения сцепления не включайте первую передачу на скорости автомобиля свыше 15 км/ч.
Переключатель управления раздаточной коробкой.
Управление раздаточной коробкой осуществляется с помощью ручки 1 переключателя.
Положение переключателя соответствует следующим режимам работы:
2H – передний мост выключен, включена прямая передача раздаточной коробки;
4H – передний мост включен, включена прямая передача раздаточной коробки;
4L – передний мост включен, включена понижающая передача раздаточной коробки.
На автомобиле также предусмотрен режим включения нейтральной передачи раздаточной коробки (см. подраздел «Выключатели на панели приборов»), который необходим, например, при буксировке автомобиля (см. подраздел «Буксировка автомобиля»).
Коробка отбора мощности привода лебедки.
Переключение осуществляется согласно схеме, показанной на рисунке, где 1 – включение размотки, 2 – включение намотки.
На автомобилях с двумя топливными баками справа от водителя под декоративной крышкой находится кран переключения между левым и правым баком. Для доступа к крану снимите крышку 1, потянув её за край в направлении стрелки. Используя ручку крана 2, можно выбрать режим подачи и слива топлива из левого (положение I) или правого (положение II) бака.
Внимание!
- Переключение крана подачи и слива топлива производить при выключенном двигателе. Запрещается эксплуатация автомобиля с ручкой крана в любом другом промежуточном положении, отличном от положения I или положения II.
На панели приборов расположен переключатель 1 датчиков указателя топлива в баках. При нажатии переключателя в положение L на комбинации приборов отображаются параметры левого бака, в положение R – правого бака.
Для затормаживания автомобиля стояночным тормозом потяните рукоятку тормозного крана назад до фиксированного положения. При стоянке на уклоне рекомендуется также дополнительно включить первую передачу коробки переключения передач.
На заторможенном автомобиле, если включены приборы и стартер, на комбинации приборов загорается мигающим светом сигнализатор (дублируется кратковременным звуковым сигналом при движении автомобиля).
При растормаживании потяните рукоятку крана вверх, рукоятка вернется под воздействием упругого элемента в исходное положение, при этом сигнализатор гаснет.
Внимание!
- Приведение в действие крана стояночного тормоза в движении может привести к блокировке задних колес автомобиля.
Внимание!
- При аварийном падении давления воздуха в ресивере стояночной тормозной системы и неработающем двигателе срабатывают пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер и автомобиль затормаживается.
Если в пневмоприводе тормозной системы нет достаточного давления воздуха для растормаживания стояночной тормозной системы при аварийных ситуациях и невозможно наполнить ресиверы сжатым воздухом, то автомобиль можно растормозить механически. Для этого необходимо вывернуть до упора (приблизительно 37 оборотов) винты механического растормаживания на энергоаккумуляторах задних тормозных камер. После устранения неисправностей в пневмоприводе тормозной системы винты ввернуть.
Внимание!
- Во избежание поломки механизма механического растормаживания энергоаккумулятора момент отворачивания винта не должен превышать 80 Н·м (8 кгс·м).
Опасно!
- Если в пневмоприводе тормозной системы нет достаточного давления воздуха, то после механического растормаживания стояночной тормозной системы автомобиль не имеет никаких тормозных систем.
Особенности стояночной тормозной системы автопоезда.
Для затормаживания автопоезда на стоянке потяните рукоятку тормозного крана назад до фиксированного положения I. При этом срабатывают тормозные механизмы задних колес и клапаны управления тормозными системами прицепа, которые приводят в действие рабочую тормозную систему прицепа.
Останавливать автопоезд на подъеме или спуске не рекомендуется. В случае вынужденной остановки на подъеме или спуске, для предотвращения скатывания автопоезда, необходимо обязательно произвести проверку возможности удержания автопоезда стояночной системой тягача. Для этого необходимо переместить рукоятку крана из положения I «парковка» в положение II «проверка», надавив на рукоятку крана и подав ее назад как показано на рисунке. При этом прицеп растормаживается, а тягач остается заторможенным с помощью пружинных энергоаккумуляторов. В случае скатывания необходимо отпустить рукоятку, которая возвратится в положение I «парковка», после чего привести в действие стояночную тормозную систему на прицепе. Кроме того, рекомендуется подложить противооткатные клинья под задние колеса автомобиля и прицепа. Также необходимо включить низшую передачу в коробке передач.
Автомобиль оборудован антиблокировочной системой тормозов (АБС), которая при экстренном торможении на дороге с различным покрытием (например, асфальт – лед) предотвращает блокировку колёс, находящихся в менее благоприятных по сцеплению условиях (на льду), обеспечивая минимальный тормозной путь автомобиля для данного дорожного покрытия при сохранении его устойчивости и управляемости.
Внимание!
- Для получения оптимальной эффективности при экстренном торможении автомобиля с использованием АБС необходимо нажимать на тормозную педаль с максимальным усилием.
Автомобиль имеет двухконтурную систему тормозов. В случае выхода из строя одного из контуров, торможение автомобиля обеспечивает второй контур. При этом снижается эффективность торможения, что в первый момент может быть воспринято как отказ тормозов. В этом случае не отпускайте педаль тормоза, а продолжайте нажимать на нее с наибольшим возможным усилием для получения максимально эффективного торможения. Повторные нажатия только увеличат тормозной путь.
При движении по глубоким лужам, по мокрой дороге, а также при мойке автомобиля возможно попадание воды в тормозные механизмы колес. Это может вызвать снижение эффективности тормозов. В этих случаях во время движения автомобиля произведите несколько плавных торможений, чтобы просушить тормозные механизмы.
Этот же прием рекомендуем использовать и перед применением стояночного тормоза в холодную мокрую погоду для снижения вероятности примерзания влажных тормозных колодок к тормозным барабанам.
На продолжительных спусках целесообразно включать низшую передачу и использовать эффект торможения двигателем совместно с тормозной системой, включив функцию «Моторный тормоз».
Общая информация.
Автомобиль укомплектован стальными дисковыми штампованными колесами размерностью 228Г-457 (465-228) с разборным ободом, двумя бортовыми и одним разрезным замочным кольцом.
Запасное колесо расположено на держателе на переднем борту изнутри грузовой платформы автомобиля.
Опасно!
- На автомобиле применяются колёса с центрированием крепёжными гайками со сферическими фасками.
- Во избежание аварийных ситуаций запрещается применение на автомобиле колес с другим типом центрирования (на ступице автомобиля) и другим типом крепления (гайками с упорными шайбами (тип ИСО) и т.д.).
Опасно!
- Во избежание ухудшения параметров устойчивости и управляемости автомобиля необходимо использовать комплект колес одного типа и комплект шин одной размерности и модели.
Обозначение шины.
Модель и обозначение шины выполнено на её боковине.
Завод-изготовитель автомобиля комплектует колеса шинами камерными 12.00R18 137К или 136J.
Обозначение шины включает в себя:
12.00 – условная ширина профиля шины в дюймах (или миллиметрах);
R – радиальная шина;
18 – посадочный диаметр обода колеса, в дюймах (или миллиметрах);
137 (136) – индекс несущей способности, обозначающий максимально допустимую нагрузку на шину (для одинарных колес), в данном случае 2300 кг (2240 кг);
К (J) – индекс категории скорости, указывающий максимальную скорость для шины – 110 км/ч (100 км/ч).
Индикаторы износа.
У основания протектора имеются «индикаторы износа» шин, расположенные поперек беговой дорожки протектора на одинаковом расстоянии по окружности.
Местонахождение индикаторов износа показывает маркировка на боковине шины (например, обозначение «TWI» или пиктограммы). Индикаторы износа проявляются в виде сплошных участков резины и соответствуют предельному износу шины. В этом случае шина подлежит замене.
Рекомендуется менять изношенные шины целым комплектом новых шин.
Внимание!
- Чем меньше остаточная высота протектора, тем хуже устойчивость и управляемость автомобиля, сцепление шин с поверхностью дороги, особенно на мокрой и заснеженной дороге. Во избежание аварийных ситуаций своевременно заменяйте шины. Шины подлежат обязательной замене при достижении минимально допустимой глубины протектора шины (протектор изношен до индикаторов износа).
Давление воздуха в шинах.
Отклонение давления воздуха в шинах от номинальных значений приводит к быстрому и неравномерному износу протектора, негативно сказывается на управляемости автомобиля, на шумности и вибрациях в салоне. Пониженное давление вызывает повышение расхода топлива.
Регулярно (один раз в неделю и дополнительно перед длительными поездками) проверяйте давление воздуха в шинах.
Значения давления воздуха в шинах приведены в разделе «Техническая характеристика» данного Руководства. Давление воздуха в шинах проверяйте на холодных шинах. Не следует ездить при пониженном давлении в шинах даже на небольшие расстояния (кроме преодоления труднопроходимых участков согласно рекомендациям раздела «Движение автомобиля»).
При движении автомобиля шины нагреваются. Это приводит к повышению давления воздуха в них. Не следует корректировать давление сразу после остановки автомобиля.
Поддерживайте давление воздуха и в запасном колесе.
Если в движении вы почувствовали, что автомобиль «уводит» вправо или влево, то это может указывать на снижение давления в одной из шин или нарушение углов установки передних колес.
В случае постоянного падения давления в шине, требуется определить причину падения давления, может потребоваться ремонт шины.
Рекомендуем, по возможности, выполнить его на предприятии технического обслуживания, имеющее для этого необходимое оборудование.
Балансировка колес.
Высокие скорости движения автомобиля требуют хорошей динамической балансировки колёс с шинами в сборе.
Повышенный дисбаланс проявляется появлением вибрации, негативно сказывающейся на устойчивости автомобиля и вызывающих ускоренный износ шин, деталей передней и задней подвесок, рулевого управления и кузова. Вибрации, вызванные дисбалансом передних колёс, могут передаваться на рулевое колесо, органы управления и пол кузова.
Если Вы обнаружили признаки нарушения балансировки колёс, или шины демонтировались для ремонта, нужно проверить и, при необходимости, произвести их балансировку.
Эту операцию необходимо выполнять на предприятии технического обслуживания, имеющее для этого необходимое оборудование. Перед балансировкой, шины и колеса должны быть вымыты и очищены от грязи и посторонних предметов.
В случае, если не представляется возможным произвести динамическую балансировку колёс, можно выполнить статическую. При этом балансировочные грузики следует устанавливать на закраине обода, расположенной ближе к поверхности крепления диска колеса.
Перестановка колес.
Перестановку колес следует производить по необходимости в соответствии с рисунком.
Основанием для перестановки колес могут служить необходимость получения равномерного износа всех шин, в том числе и запасной, а также обеспечение правильного подбора шин по осям. На оси следует устанавливать шины, имеющие одинаковый износ протектора, причем более надёжные шины следует устанавливать на переднюю ось автомобиля.
Делайте перестановку колес, не дожидаясь появления явных признаков износа протектора шины, которыми являются износ боковых зон протектора для шин передних колес и износ середины протектора для шин задних колес.
В процессе эксплуатации автомобиля необходимо производить своевременную подтяжку гаек крепления колес.
Уход за колесами и шинами.
В процессе эксплуатации автомобиля производите своевременную подтяжку гаек крепления колёс.
Периодически осматривайте шины оценивая их состояние, степень и равномерность износа рисунка протектора и своевременно выявляйте наличие видимых дефектов. Заменяйте шину при наличии вздутий, трещин или значительных порезов.
При затруднении с оценкой возможности дальнейшей эксплуатации шины или её ремонта, обратитесь на предприятие технического обслуживания.
Удар колесом о препятствие может привести к скрытому повреждению шины. Такая шина представляет собой угрозу безопасности движения автомобиля на высокой скорости.
Поэтому, при необходимости, проезжайте препятствие, например, бордюр, осторожно, на небольшой скорости и, по возможности, перпендикулярно к нему.
Храните снятые шины или колеса с шинами в темном, сухом и холодном помещении. Если шины эксплуатировались, то пометьте, например, мелом направление вращения шин для сохранения прежнего направления вращения при повторной установке на автомобиль.
Опасно!
- Регулярно следите за колёсами и шинами. Их неудовлетворительное состояние может быть причиной дорожно-транспортного происшествия.
Как замедлить износ шин.
– Поддерживайте необходимое давление воздуха в шинах.
– Начинайте движение плавно и снижайте скорость перед крутыми поворотами.
– Избегайте резких торможений.
– Помните, что интенсивность износа шин увеличивается с увеличением скорости движения автомобиля.
– Радиальные шины автомобиля должны иметь одно направление качения в течение всего срока их службы.
– Значения регулируемых параметров передней подвески автомобиля должны соответствовать требованиям завода-изготовителя.
– Избегайте касания боковин шин к бордюрам дорог и быстрой езды по дорогам с нарушенным покрытием.
– Неотбалансированные колеса ускоряют износ шин и ухудшают комфортабельность автомобиля.
– Не перегружайте автомобиль.
– Защищайте шины от попадания на них масла, смазок, топлива, химикатов и других веществ, разрушающих резину.
Система регулирования давления воздуха в шинах.
Система снижения давления воздуха в шинах при движении по мягкому грунту уменьшает удельное давление на грунт и повышает проходимость автомобиля.
Система регулирования давления воздуха в шинах обеспечивает изменение давления в шинах с места водителя, как на стоянке, так и на ходу в зависимости от характера дорожного покрытия и скорости движения автомобиля, а также контроль за давлением воздуха в шинах.
При незначительных повреждениях камеры система регулирования давления в шинах позволяет продолжать движение автомобиля, не прибегая при этом к немедленной замене колеса, поскольку компрессор восполняет утечку воздуха из камеры.
Работа системы регулирования давления в шинах.
Воздух из воздушного баллона привода тормозной системы по трубопроводу поступает в клапан управления давлением воздуха в шинах.
На панели приборов расположены переключатели 1 и 2 управления давлением воздуха в шинах передней и задней оси соответственно. При нажатии переключателя в положение УВЕЛИЧЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ воздух из воздушного баллона привода тормозной системы по трубопроводам поступает в камеры колёс (при открытых запорных воздушных кранах).
При нажатии переключателя в положение СНИЖЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ воздух из шин (при открытых воздушных кранах) выходит в атмосферу.
При переводе переключателя в НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ воздух из воздушного баллона привода тормозной системы не поступает.
При открытых воздушных кранах камеры колёс соединены между собой, и давление в шинах контролируется по многофункциональному дисплею комбинации приборов.
В процессе накачки и спуска давления воздуха в шинах показания величины давления воздуха на комбинации приборов будут некорректными. Для определения и контроля правильной величины давления необходимо периодически переводить переключатели в нейтральное положение и дать давлению стабилизироваться в течение 5 секунд.
Внимание!
- Запрещается ставить переключатели управления давлением воздуха в шинах в положение УВЕЛИЧЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ при закрытых воздушных кранах.
Внимание!
- После работы с системой регулирования давления воздуха в шинах рекомендуется выпустить оставшийся воздух из системы. Для этого необходимо закрыть запорные краны колес, перевести переключатели управления давлением воздуха в шинах передней и задней оси в положение СНИЖЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ и через 5 секунд вернуть их в НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Снижение давления до нуля необходимо контролировать по комбинации приборов.
На длительных стоянках, во избежание утечки воздуха из шин через неплотности соединений трубопроводов и сальников, запорные воздушные краны необходимо закрывать.
В период подкачки шин (после преодоления тяжёлых участков пути) до внутреннего давления воздуха в них не менее 150 кПа (1,6 кгс/см²) рекомендуется, если позволяет обстановка, автомобиль остановить.
При длительном движении по дорогам с твёрдым покрытием колёсные краны рекомендуется закрыть. Переключатели управления давлением воздуха в шинах нужно поставить в положение СНИЖЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ (для выхода оставшегося воздуха) и затем поставить в НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Это необходимо делать во избежание выхода из строя манжет блока уплотнителей системы регулирования давления воздуха в шинах.
Проверка давления воздуха в шинах колёс и подкачка шин.
Давление воздуха в шинах колёс необходимо проверять на холодных шинах при нейтральном положении переключателей управления давлением воздуха в шинах и открытых колёсных кранах соответственно передних или задних колёс в следующем порядке:
– открыть колёсные краны передних колёс
– перевести переключатель управления давлением воздуха в шинах передней оси в положение «увеличение давления»
– при необходимости, пустить двигатель и накачать шины колёс до номинального давления воздуха;
– закрыть колёсные краны передних колёс
– вернуть переключатель управления давлением воздуха в шинах передней оси в нейтральное положение.
Аналогично производить проверку давления в шинах задних колёс.
Уход за системой регулирования давления воздуха в шинах, кроме своевременной смазки манжет блока уплотнителей, состоит в следующем:
1. Проверка герметичности системы в целом и её отдельных элементов. Особое внимание надо обращать на герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов. Места сильной утечки воздуха могут быть определены на слух, места слабой утечки – при помощи мыльной пены.
В исправной системе при открытых запорных воздушных кранах и нейтральном положении переключателей управления давлением воздуха в шинах падение давления воздуха в шинах не должно быть более чем 50 кПа (0,5 кгс/см²) за 10 часов. При этом следует иметь в виду, что проверка герметичности должна производиться после охлаждения шин до температуры окружающей среды.
2. Во избежание образования ледяных пробок в системе при длительных стоянках и безгаражном хранении автомобиля в зимнее время необходимо продуть систему сжатым воздухом. Для этого следует накачать радиальные шины до 600 кПа (6,1 кгс/см²) и снизить давление воздуха в шинах задних колес до номинального значения.
Закрыть колёсные краны заднего моста и снизить давление воздуха в шинах передних колес до номинального значения. Закрыть колёсные краны переднего моста.
Лебёдка смонтирована в передней части рамы на двух угольниках и оснащена защитным кожухом. Перед использованием лебедки необходимо демонтировать защитный кожух, который крепится к раме автомобиля с помощью двух сферических гаек. После использования лебедки кожух необходимо установить на место. Привод лебёдки осуществляется карданным валом.
На валу редуктора лебедки свободно установлен барабан 1 лебёдки. На шлицованной части вала установлена стальная кулачковая муфта 2, имеющая возможность перемещаться вдоль вала и входить в зацепление с кулачками барабана, благодаря чему барабан может быть соединён с валом или отъединён от него. Включается и выключается муфта посредством вилки 3, которая снабжена тормозом 4, притормаживающим барабан во время разматывания троса от руки. При выключении муфты колодка тормоза (с фрикционной накладкой) прижимается к реборде барабана, притормаживая его. Кулачковая муфта должна постоянно находиться в зацеплении с кулачками барабана, за исключением случаев разматывания троса лебёдки вручную.
Нельзя разматывать трос полностью с барабана, чтобы не перегружать заделку троса. Необходимо оставлять 3-4 витка троса на барабане. Заделка конца троса осуществляется стремянкой, устанавливаемой в литейном приливе барабана.
Выступание стремянки во внутреннюю полость барабана не допускается.
Разматывать трос следует вручную, выключив кулачковую муфту лебёдки. Допускается пользование передачей для разматывания троса, трос при этом надо подтягивать вручную.
Для предохранения лебёдки от перегрузок вал червяка редуктора соединён с вилкой карданного шарнира с помощью предохранительного пальца 5. При перегрузке лебёдки палец срезается, а барабан останавливается автоматическим тормозом 6, установленным на валу червяка.
Автоматический тормоз предназначен для дополнительного подтормаживания червяка редуктора лебёдки при выключенном сцеплении, а также после того, как срезан предохранительный палец.
После среза предохранительного пальца необходимо немедленно выжать сцепление и выключить коробку отбора мощности, так как иначе может произойти заедание вилки на валу. Срезанный палец надо заменить новым. Использовать болты и другие предметы вместо предохранительного пальца категорически запрещается.
Следует иметь в виду, что если при подтягивании лебёдкой на большом радиусе намотки троса на барабане («полный» барабан) её тягового усилия не хватает (происходит срез предохранительных пальцев), то размотав трос, можно увеличить силу тяги. При этом во время самовытаскивания автомобиля надо выбрать более отдалённую опору для крюка троса, а при вытаскивании другой машины отвести автомобиль с лебёдкой назад.
Для направления троса в вырезе переднего бампера автомобиля размещено направляющее устройство, служащее для обеспечения ровной укладки троса и состоящее из одного горизонтального нижнего и двух вертикальных боковых роликов.
Для вытаскивания посторонней застрявшей машины к автомобилю придаётся блок лебёдки, предназначенный для придания тросу перпендикулярного направления в горизонтальной плоскости по отношению к оси барабана.
Для того, чтобы завести трос в ручей блока, необходимо расшплинтовать со стороны съёмной серьги ось блока и траверсу крюка и снять серьгу. После того, как трос будет заведён в ручей, поставить серьгу на место, ось блока и траверсу зашплинтовать.
Вытаскивание автомобиля А с помощью лебёдки и блока автомобиля B необходимо выполнять как показано на рисунке.
Крепление блока осуществляется буксирным тросом автомобиля.
Для вытаскивания застрявших автомобилей следует включать только коробку отбора мощности.
Кроме того, необходимо рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, включить сцепление и несколько увеличить частоту вращения двигателя.
Для самовытаскивания автомобиля необходимо включить передний мост, понижающую передачу в раздаточной коробке, коробку отбора мощности и первую передачу в коробке передач.
Включить сцепление и дать среднюю частоту вращения двигателю, нажав на педаль газа.
Для самовытаскивания из глубоких ям под трос в месте перегиба необходимо подкладывать бревно или какой-либо другой подручный материал.
Внимание!
- При пользовании лебёдкой нельзя давать двигателю большую частоту вращения коленчатого вала.
Для выдачи и ослабления натянутого троса необходимо:
а) включить в коробке отбора мощности «размотку»
б) рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение
в) плавно включить сцепление (при выдаче троса увеличивать частоту вращения двигателя не нужно).
Для остановки лебёдки нужно выключить сцепление и поставить рычаг коробки отбора мощности в нейтральное положение.
После окончания работы с лебёдкой рычаг коробки отбора мощности следует закрепить в нейтральном положении откидной петлей упора.
Во избежание перегрева масла в редукторе (свыше 130°) в тех случаях, когда требуется длительная работа лебёдки, необходимо делать перерывы для снижения температуры масла после непрерывного подтягивания на суммарную длину троса 70
Уход за лебёдкой.
1. При пользовании лебёдкой проводить периодическую чистку и смазку. Трос по мере надобности следует протирать и смазывать жидким маслом. Перед пользованием блоком лебёдки необходимо смазать его через пресс-маслёнку смазкой ЛИТОЛ-24 или солидолом.
2. Регулировка тормоза-замедлителя производится по мере необходимости. Тормоз-замедлитель должен быть отрегулирован так, чтобы при разматывании троса вручную (кулачковая муфта выключена) барабан не мог вращаться со скоростью большей, чем скорость сматывания троса, то есть, чтобы трос на барабане не ослабевал. Для обеспечения надёжной работоспособности тормоза нельзя допускать замасливания трущихся поверхностей колодки барабана.
3. Регулировка автоматического тормоза производится по мере надобности. Его следует регулировать так, чтобы при работе лебёдки на намотку в течение 3-5 минут крышка картера тормоза не нагревалась выше температуры, которую может выдержать рука.
4. Периодически проверять крепление лебёдки.