Карбюратор автомобилей ВАЗ-2107, -21047.
Карбюратор.
Схема карбюратора «Озон».
1 – винт регулировки хода впускного клапана ускорительного насоса; 2 – крышка карбюратора; 3 – топливный жиклер переходной системы второй камеры; 4 – воздушный жиклер переходной системы; 5 – воздушный жиклер эконостата; 6 – топливный жиклер эконостата; 7 – главный воздушный жиклер второй камеры; 8 – эмульсионный жиклер эконостата; 9 – пневмопривод дроссельной заслонки второй камеры; 10 – малый диффузор; 11 – жиклеры; 12 – нагнетательный клапан ускорительного насоса; 13 – распылитель ускорительного насоса; 14 – воздушная заслонка; 15 – главный воздушный жиклер первой камеры; 16 – жиклер пускового устройства; 17 – автоматическое пусковое устройство; 18 – воздушный жиклер холостого хода; 19 – топливный жиклер холостого хода; 20 – игольчатый клапан подачи топлива; 21 – топливный фильтр; 22 – штуцер подвода топлива; 23 – поплавок; 24 – винт заводской подстройки системы холостого хода; 25 – главный топливный жиклер первой камеры; 26 – регулировочный винт качества рабочей смеси; 27 – регулировочный винт количества рабочей смеси; 28 – дроссельная заслонка первой камеры; 29 – корпус карбюратора; 30 – дроссельная заслонка второй камеры; 31 – корпус дроссельных заслонок; 32 – эмульсионная трубка; 33 – главный топливный жиклер второй камеры; 34 – перепускной жиклер ускорительного насоса; 35 – впускной клапан ускорительного насоса; 36 – рычаг привода ускорительного насоса.
Описание конструкции.
На автомобилях ВАЗ-2107 и ВАЗ-21047 в настоящее время устанавливается карбюратор «Озон» модели ДААЗ 2107-1107010. С 1986 года на части автомобилей устанавливается карбюратор ДААЗ 21053-1107010 (модель на базе семейства карбюраторов «Солекс»). На автомобиле ВАЗ-21072 с двигателем меньшего литража использовали карбюратор ДААЗ 2105-1107010, имеющий другие тарировочные данные.
Тарировочные данные карбюратора ДААЗ 2107-1107010.
Карбюратор «Озон» – эмульсионного типа, двухкамерный, с падающим потоком. Он имеет одну сбалансированную поплавковую камеру, две главные дозирующие системы, обогатительное устройство (эконостат) во второй камере, автономную систему холостого хода с экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ), переходные системы первой и второй камер, диафрагменный ускорительный насос с распылителем в первой камере, золотниковое устройство отвода картерных газов в задроссельное пространство, пневматический привод дроссельной заслонки второй камеры. Управление воздушной заслонкой первой камеры – ручное, с тросовым приводом. После пуска двигателя заслонка автоматически приоткрывается пусковым устройством диафрагменного типа под действием разрежения во впускном трубопроводе. Карбюратор снабжен штуцером отбора разрежения для управления вакуумным регулятором опережения зажигания.
Топливо поступает в карбюратор через сетчатый фильтр и игольчатый клапан. Клапан механически связан с поплавком и поддерживает заданный уровень топлива в поплавковой камере.
Из поплавковой камеры топливо поступает через главные топливные жиклеры (первой и второй камер) в эмульсионные колодцы и эмульсионные трубки, где смешивается с воздухом, поступающим через главные воздушные жиклеры. Топливовоздушная эмульсия поступает через распылители в диффузоры карбюратора.
Система холостого хода и экономайзер принудительного холостого хода объединены в одну общую систему.
Система холостого хода отбирает топливо из эмульсионного колодца первой камеры. Топливо проходит через жиклер холостого хода и смешивается с воздухом, поступающим через воздушный жиклер холостого хода и отверстия переходной системы первой камеры. Образовавшаяся эмульсия по двум каналам (один имеет калиброванное отверстие – жиклер, а другой – регулировочный винт – винт качества) подается к отверстию, перекрываемому иглой экономайзера, где дополнительно смешивается с воздухом и далее через эмульсионное отверстие попадает во впускной трубопровод. Количество смеси изменяется регулировочным винтом, который действует на иглу экономайзера, а состав смеси регулируется винтом качества.
При частичном открытии дроссельных заслонок (до включения в работу главной дозирующей системы) топливовоздушная смесь поступает в камеры через переходные отверстия – по два в каждой камере.
Эконостат обеспечивает поступление топлива непосредственно из поплавковой камеры в распылитель эконостата, который расположен в диффузоре второй камеры. Эконостат включается в работу на режимах максимальной мощности, дополнительно обогащая рабочую смесь.
Ускорительный насос – диафрагменного типа, с механическим приводом от оси дроссельной заслонки первой камеры. При резком открытии заслонки порция топлива впрыскивается через распылитель в первую камеру карбюратора, обогащая смесь. Насос снабжен шариковыми клапанами. Один клапан – обратный – расположен в канале, связывающем поплавковую камеру с полостью ускорительного насоса. Он открывается при заполнении полости насоса топливом и закрывается при нагнетании топлива диафрагмой. Другой клапан расположен в распылителе. Он открывается под давлением нагнетаемого топлива и закрывается под действием веса шарика, как только подача топлива прекращается. Избыток топлива при нагнетании перетекает через дренажный канал с жиклером обратно в поплавковую камеру. Производительность насоса зависит от профиля кулачка, диаметра отверстия перепускного жиклера, профиля и длины регулировочной иглы в канале перепускного жиклера. Регулировке в процессе эксплуатации ускорительный насос не подлежит.
Пусковое устройство состоит из воздушной заслонки, рычага управления воздушной заслонкой, телескопической тяги, тяги привода дроссельной заслонки, диафрагменного механизма и привода управления дроссельной заслонкой. При вытягивании рукоятки привода («подсоса») воздушной заслонки с места водителя она закрывается, а дроссельная заслонка первой камеры приоткрывается на 0,7-0,8 мм (пусковой зазор). При первых вспышках в цилиндрах разрежение за дроссельной заслонкой передается за диафрагму, которая через шток и тягу приоткрывает воздушную заслонку. Максимальная величина приоткрытия заслонки регулируется упорным винтом диафрагмы, расположенным под винтом-заглушкой.
Внимание! Все работы по ремонту и регулировке карбюратора, связанные с частичной его разборкой, а потому требующие чистоты и аккуратности, рекомендуем проводить на снятом карбюраторе. Перед разборкой карбюратора небольшой жесткой кистью с невыпадающим волосом с использованием бензина или керосина удаляем грязь с его наружной поверхности. Удобно пользоваться для этой цели аэрозольным баллончиком «для промывки карбюратора» со специальным составом. Используемая ветошь должна быть чистой и не оставлять волокон и нитей.
Очистка топливного фильтра.
Ключом «на 19» отворачиваем пробку топливного фильтра (для наглядности корпус воздушного фильтра снят)
и вынимаем ее вместе с фильтром.
Фильтр и пробку промываем в ацетоне и обдуваем сжатым воздухом от шинного насоса.
Устанавливаем фильтр в порядке, обратном снятию.
Регулировка карбюратора.
Регулировка привода карбюратора.
Снимаем корпус воздушного фильтра (см. «Замена карбюратора»).
Замеряем межцентровое расстояние между наконечниками тяги, которое должно быть равно 80 мм. При необходимости снимаем один из наконечников с рычага карбюратора (см. «Замена карбюратора»,
ключом «на 8» ослабляем контргайку и, вращая наконечник, регулируем длину тяги.
Затянув гайку и установив тягу на место, просим помощника нажать на педаль «газа» до упора. Если дроссельная заслонка первой камеры при этом открылась не полностью – рычаг заслонки имеет дополнительный ход.
Снимаем наконечник продольной тяги с промежуточного рычага.
Ослабив контргайку, сокращаем длину тяги, ставим ее на место и снова проверяем открытие заслонки.
Затем отпускаем педаль и проверяем положение дроссельной заслонки, которая теперь должна быть полностью закрыта. При необходимости удлиняем тягу.
Ослабляем крепление троса привода воздушной заслонки (см. «Замена карбюратора»). В салоне автомобиля утапливаем рукоятку управления воздушной заслонкой до упора.
Нажав на трехплечий рычаг, полностью открываем воздушную заслонку
и в таком положении заворачиваем стопорный винт.
Вытянув рукоятку управления, закрываем воздушную заслонку. После этого снова утапливаем ее до упора. Если заслонка полностью открылась, окончательно затягиваем стопорный винт. При необходимости регулировку повторяем.
Регулировка положения дроссельных заслонок.
Регулируем заслонки на снятом карбюраторе (см. «Замена карбюратора»).
Поворачиваем рычаг привода дроссельных заслонок до соприкосновения верхнего усика рычага дроссельной заслонки первой камеры с рычагом, ограничивающим открытие заслонки второй камеры.
В таком положении измеряем зазор между заслонкой и стенкой камеры, который должен составлять 6±0,1 мм.
При необходимости регулируем зазор подгибанием верхнего усика рычага оси дроссельной заслонки первой камеры.
Поворачивая рычаг, открываем полностью дроссельную заслонку первой камеры. Расстояние между стенкой камеры и заслонкой должно составлять 13±0,5мм, при необходимости
добиваемся полного открытия заслонки первой камеры, подгибая нижний выступ рычага оси дроссельной заслонки.
Расстояние между заслонкой второй камеры и стенкой должно составлять 17±0,5мм. Величину максимального открытия заслонки регулируем изменением длины штока пневмопривода (см. «Ремонт карбюратора»).
Регулировка пускового устройства.
Проверить и отрегулировать величину приоткрытия воздушной заслонки можно на автомобиле, сняв крышку воздушного фильтра (показано на снятом карбюраторе).
Отворачиваем пробку пускового устройства. Под пробкой расположен регулировочный винт.
Нажимая на трехплечий рычаг (если карбюратор на автомобиле, то вытянув рукоятку «подсоса»), закрываем воздушную заслонку полностью и утапливаем тягу в корпус пускового устройства до упора.
Сверлом диаметром 5,5 мм проверяем величину зазора между нижней кромкой воздушной заслонки и стенкой камеры (5,5±0,25 мм).
Тонкой отверткой, вращая регулировочный винт, изменяем величину зазора. Для уменьшения – винт заворачиваем, для увеличения – отворачиваем.
Отрегулировав, устанавливаем пробку пускового устройства на место.
Удерживая за трехплечий рычаг воздушную заслонку в полностью закрытом положении, с помощью сверла соответствующего диаметра или проволоки от небольшой канцелярской скрепки проверяем зазор между дроссельной заслонкой и стенкой камеры в районе отверстий переходных режимов, который должен составлять 0,7-0,8 мм.
Регулируем зазор
либо переставив тягу в другое отверстие рычага,
либо подогнув саму тягу.
Регулировка уровня топлива в поплавковой камере.
Необходимый уровень топлива в поплавковой камере карбюратора обеспечивается определённым положением поплавка, которое и подлежит регулировке.
Снимаем крышку карбюратора (см. «Ремонт карбюратора»).
Предупреждение! Перед регулировкой проверяем надежность работы игольчатого клапана (см. «Ремонт карбюратора»).
Удерживая крышку вертикально (язычок поплавка касается демпферного шарика клапана, но не утапливает его), штангенциркулем измеряем расстояние между прокладкой крышки и поплавком, которое должно составлять 6,5±0,25 мм. Для установки этого зазора можно использовать сверло подходящего диаметра.
При необходимости регулируем зазор, аккуратно подгибая или отгибая язычок поплавка.
Отклонив поплавок до упора из положения, в котором проверяли уровень топлива, проверяем максимальный ход поплавка, который должен составлять 8±0,25 мм.
При необходимости подгибаем верхний язычок поплавка, добиваясь нужной величины хода.
Регулировка холостого хода.
Систему холостого хода регулируют с целью обеспечить устойчивые обороты двигателя на холостом ходу с минимальным содержанием оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах. Данную операцию рекомендуем проводить на пунктах регулировки «СО-СН».
Для регулировки холостого хода карбюратор имеет винт количества, уменьшающий или увеличивающий количество смеси, поступающей в двигатель, и винт качества, определяющий состав смеси (см. «Описание конструкции»).
На заводе на эти винты напрессованы ограничительные пластмассовые втулки.
Они не позволяют нарушать заводские регулировки. Винт количества смеси с ограничительной втулкой можно повернуть не более чем на 90°, а качества – на 50°, что позволяет, не имея газоанализатора, только подстроить частоту вращения на холостом ходу.
Если со втулками отрегулировать холостой ход не удается, отверткой ломаем их и повторяем регулировку.
Ее проводим с использованием газоанализатора на прогретом до рабочей температуры двигателе с отрегулированными зажиганием и зазорами в приводе клапанов (см. соответствующие разделы), при полностью открытой воздушной заслонке.
Регулировку производим в следующем порядке:
- винтом количества устанавливаем по тахометру частоту вращения коленчатого вала 820-900 мин⁻¹;
- винтом качества добиваемся концентрации СО в отработавших газах в пределах 0,5-1,2% при данном положении винта количества; винтом количества восстановите частоту вращения коленчатого вала до 820-900 мин⁻¹;
- при необходимости винтом качества восстанавливаем концентрацию СО в пределах 0,5-1,2%.
Замена карбюратора.
Ослабив затяжку хомута, отсоединяем гофрированный шланг забора теплого воздуха от патрубка терморегулятора.
Снимаем фильтр (см. «Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра»).
Ключом «на 8» отворачиваем четыре гайки крепления корпуса воздушного фильтра к карбюратору. Чтобы не уронить их случайно во впускной коллектор, карбюратор можно прикрыть чистой тканью.
Снимаем пластину.
Ослабив хомут, снимаем шланг вентиляции картера с патрубка.
Снимаем корпус воздушного фильтра.
Ключом «на 8» ослабляем затяжку болта крепления оболочки троса привода воздушной заслонки,
отверткой ослабляем затяжку винта крепления троса, удерживая гайку ключом «на 7», и вынимаем трос.
Снимаем со штуцера шланг отвода картерных газов.
Отсоединяем наконечники двух проводов от выводов микропереключателя системы управления ЭПХХ.
Поддев отверткой, снимаем тягу с рычага привода дроссельной заслонки.
Снимаем со штуцера шланг вакуумного регулятора опережения зажигания.
Снимаем шланг электромагнитного клапана системы управления ЭПХХ со штуцера корпуса экономайзера.
Снимаем возвратную пружину.
Ослабив хомут, снимаем шланг подачи топлива.
Ключом «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления карбюратора к впускному коллектору.
Снимаем карбюратор с двигателя.
Устанавливаем новый карбюратор в порядке, обратном снятию. Прокладку под карбюратором заменяем новой.
Внимание! Не прилагайте большое усилие при затягивании гаек крепления карбюратора к впускному коллектору (6,6-15,4 Н·м [0,7-1,6 кгс·м]).
Ремонт карбюратора.
Нарушения в работе карбюратора в ходе эксплуатации автомобиля чаще всего связаны с засорением его каналов (калиброванных отверстий малого диаметра и топливных жиклеров), а также с отложением в них смол. Такую неисправность устраняем промывкой жиклеров и внутренних полостей карбюратора ацетоном и продувкой их сжатым воздухом под давлением не менее 4 кгс/см².
Нарушение герметичности каналов карбюратора приводит к некорректной работе или полной неисправности системы холостого хода, привода заслонки второй камеры и других его систем и устройств. Причины неисправности: повреждение прокладок, уплотнительных резиновых колец; ослабление затяжки крепежных соединений; деформация крышки и нижней плоскости корпуса карбюратора – результат перетягивания гаек и винтов их крепления; повреждение диафрагм ЭПХХ, привода дроссельной заслонки второй камеры, пускового устройства и ускорительного насоса.
Часть неисправностей может быть вызвана износом отдельных элементов карбюратора, например игольчатого клапана с седлом.
Для примера здесь показан ремонт карбюратора в целом. На практике бывает достаточно выполнить только часть этих операций, необходимых для устранения конкретных неисправностей. Некоторые из них можно выполнить на автомобиле (см. «Описание конструкции»).
Ремонт игольчатого клапана.
Сжав пружину телескопической тяги пускового устройства,
отсоединяем ее от трехплечего рычага воздушной заслонки.
Крестообразной отверткой отворачиваем пять винтов крепления крышки
и, придерживая прокладку, снимаем ее (не потеряйте винты).
Перевернув крышку поплавком вверх, проверяем герметичность игольчатого клапана. Для этого резиновой грушей (или ртом через шланг, надетый на штуцер подачи топлива) создаем разрежение. Неисправный или засорившийся клапан разрежение не держит – груша тут же распрямляется.
Снимаем телескопическую тягу.
Тонким бородком выбиваем ось поплавка.
Приподняв поплавок,
снимаем с его упора игольчатый клапан.
Снимаем прокладку крышки.
Ключом «на 10» отворачиваем седло клапана.
Под седлом установлена прокладка из мягкого металла.
Осматриваем конус иглы – имеет ли он выработку (ободок у острия). Если следов износа нет, промываем клапан с седлом (предварительно промыв топливный фильтр) и еще раз проверяем на герметичность. Неисправный и изношенный клапан меняем.
Восстановить работоспособность клапана можно, если немного увеличить отверстие в седле, но эта операция требует аккуратности, слесарных навыков и не всегда приносит успех.
Разборка и проверка деталей крышки карбюратора.
Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления корпуса пускового устройства
и снимаем корпус и тягу.
Вынимаем резиновое уплотнительное кольцо.
Нажав на шток диафрагмы, закрываем пальцем входное отверстие.
У исправного пускового устройства шток вернется в исходное положение только после открытия отверстия.
Если пусковое устройство негерметично, то
крестообразной отверткой отворачиваем три винта
и, разобрав корпус пускового устройства, меняем неисправную прокладку или диафрагму.
Собираем крышку корпуса карбюратора в порядке, обратном разборке. Регулируем уровень топлива и величину приоткрытия воздушной заслонки (см. «Регулировка карбюратора»).
Ремонт пневмопривода дроссельной заслонки.
Поддев шилом, снимаем стопорное кольцо тяги пневмопривода дроссельной заслонки второй камеры.
Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления корпуса пневмопривода,
снимаем его и прокладку.
Проверяем исправность диафрагмы пневмопривода и заменяем ее по аналогии с пусковым устройством.
Надавив на шток диафрагмы, закрываем пальцем входное отверстие.
У исправного пневмопривода шток вернется в исходное положение только после открытия входного отверстия.
Не рекомендуем разбирать корпус пневмопривода без необходимости, так как придется опытным путем подбирать длину тяги.
Если диафрагменный механизм пневмопривода второй заслонки разбирали – регулируем длину его тяги:
ослабляем контргайку на тяге
и регулируем ее длину, чтобы при полностью закрытой дроссельной заслонке второй камеры отверстие тяги находилось напротив пальца промежуточного рычага.
Надеваем шток на палец и фиксируем его стопорным кольцом.
Нажимая на шток, утапливаем его в корпус диафрагменного механизма. (При закрытой заслонке первой камеры вторая должна остаться закрытой).
Удерживая шток диафрагмы поджатым, открываем рычагом заслонку первой камеры, при этом заслонка второй должна автоматически открыться. Если заслонка открылась не полностью – укорачиваем тягу. По окончании регулировки затягиваем контргайку тяги.
Неисправность пневмопривода часто вызвана нарушением герметичности каналов, по которым разрежение подается к диафрагме. В этом случае необходимо проверить нижнюю плоскость корпуса карбюратора (см. «Разборка и ремонт корпуса карбюратора»). В результате перетягивания гаек крепления карбюратора она может быть искривлена – нужного разрежения при этом не создается и заслонка второй камеры не открывается или открывается не полностью, с запаздыванием.
Разборка и ремонт корпуса карбюратора.
Снимаем возвратную пружину.
Крестообразной отверткой отворачиваем винт крепления трехплечего рычага
и, удерживая его, снимаем кронштейн крепления пружины.
Снимаем рычаг вместе с тягой
и его пружину.
Отворачиваем два винта крепления корпуса дроссельных заслонок
и снимаем его.
Отверткой с широким лезвием отворачиваем корпус топливного жиклера системы холостого хода.
Извлекаем его.
Вынимаем жиклер.
Снимаем с корпуса резиновое уплотнительное кольцо.
Жиклер с корпусом промываем в ацетоне и обдуваем сжатым воздухом. Поврежденное резиновое кольцо меняем.
Снимаем теплоизоляционную прокладку.
Отворачиваем клапан ускорительного насоса.
Снимаем распылитель с клапаном и уплотнительными прокладками из мягкого металла.
Промываем их в ацетоне и обдуваем сжатым воздухом.
Отворачиваем воздушные жиклеры.
Извлекаем из каналов эмульсионные трубки главной дозирующей системы. Если они сами не выпадают из каналов, вворачиваем в их отверстия метчик М4 и вынимаем.
Отворачиваем главные топливные жиклеры.
Отворачиваем корпус топливного жиклера переходной системы.
Вынимаем топливный жиклер из корпуса.
Отворачиваем регулировочный винт ускорительного насоса.
Крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта крепления крышки ускорительного насоса.
Снимаем крышку, диафрагму и вынимаем пружину.
Ручкой отвертки осторожно выбиваем диффузоры
и вынимаем их вверх.
Жиклеры, эмульсионные трубки и другие снятые детали, кроме прокладок, промываем в ацетоне и обдуваем сжатым воздухом.
Линейкой на просвет проверяем основание корпуса на искривление.
Основание должно быть плоским. Если обнаружено искривление плоскости, вынимаем переходные трубки, для чего подбираем сверла чуть меньшего диаметра, чем их отверстия. Вставляем сверло в трубку. Чтобы оно вошло плотно, на него можно намотать мелкозернистую шлифовальную шкурку.
Пассатижами вынимаем трубки.
Если деформация невелика (зазор не более миллиметра), выравниваем основание, сжимая корпус в губках мощных тисков. Чтобы не повредить верхнюю поверхность карбюратора, под губку подкладываем лист фанеры или деревянный брусок. Сильно деформированную поверхность предварительно рихтуем, легко ударяя деревянной киянкой по загнутым углам основания. Делать это нужно аккуратно, так как можно легко отколоть кусок от корпуса. После грубой правки широким бархатным напильником выравниваем поверхность. Напильник при этом держим параллельно плоскости основания, не «заваливая» на краях. Постоянно контролируем процесс, прикладывая к поверхности линейку.
Перед сборкой промываем корпус в ацетоне и продуваем все каналы (отверстия) сжатым воздухом. Собираем корпус карбюратора в порядке, обратном разборке.
Внимание! Жиклеры первой и второй камер имеют разную пропускную способность и должны быть установлены каждый на свое место (см. таблицу «Тарировочные данные карбюратора»).
Разборка и ремонт корпуса дроссельных заслонок.
Снимаем корпус экономайзера принудительного холостого хода (см. «Ремонт системы ЭПХХ»).
Тонкой отверткой заворачиваем винт качества до упора, записав количество сделанных при этом оборотов, а затем полностью выворачиваем винт
и вынимаем его. Сняв с него резиновое уплотнительное кольцо, промываем винт в ацетоне и обдуваем сжатым воздухом.
Отверткой отгибаем усик стопорной шайбы гайки оси дроссельной заслонки первой камеры.
Ключом «на 11» отворачиваем гайку.
Снимаем стопорную пластину,
рычаг привода дроссельных заслонок,
шайбу,
рычаг, ограничивающий открытие дроссельной заслонки второй камеры,
втулку,
пружинную шайбу,
рычаг связи с воздушной заслонкой,
шайбу,
рычаг-упор дроссельной заслонки,
пружину
и золотник системы вентиляции картера двигателя. Запомните положение, в котором он установлен на ось, чтобы при сборке установить его правильно.
Тщательно промываем золотник и корпус дроссельных заслонок в ацетоне или растворителе, после чего продуваем каналы корпуса сжатым воздухом.
Приоткрыв заслонки, проверяем состояние переходных отверстий, при необходимости прочищаем их тонкой медной проволокой.
Собираем корпус дроссельных заслонок в порядке, обратном разборке, обращая особое внимание на правильное положение рычагов на оси. Перед затягиванием гайки убеждаемся, что рычаг-ограничитель расположен ниже выступа рычага дроссельной заслонки второй камеры.
Винт качества заворачиваем на место до упора (предварительно смочив его резиновое кольцо моторным маслом) и отворачиваем его, сделав записанное при разборке количество оборотов.
Для надежной работы системы холостого хода дроссельные заслонки должны закрывать свои каналы плотно – без зазора. Допускается еле заметная щель, которую можно увидеть только при взгляде на свет через заслонки. Иногда устранить зазор удается, изменив положение заслонки в прорези оси. Но делают это обычно в крайнем случае. Карбюратор нового автомобиля в такой регулировке, как правило, не нуждается.
Приоткрыв заслонку, надфилем стачиваем резьбовую часть винтов – на заводе их контрят, сминая резьбу. Для сборки потребуются новые винты.
Крестообразной отверткой отворачиваем два винта и заменяем их новыми.
Ослабляем упорный винт рычага заслонки. Изменяя положение заслонки, добиваемся наименьшего зазора по всему ее периметру.
Для лучшего прилегания заслонки к стенкам можно подточить ее с торца. Стачивать лучше мелким плоским надфилем. Границы избытка металла определяем на просвет, пометив их карандашом.
Перед сборкой убеждаемся, что заслонки не клинят (особенно это важно для второй камеры) – при необходимости регулируем их упорным винтом, а новые винты крепления заслонок контрим, расклепывая резьбу.
Упорные винты стопорим, разжимая их прорезь.
Собирая карбюратор, поврежденные и деформированные прокладки заменяем.
При установке крышки на корпус карбюратора убеждаемся, что поплавок не касается стенок поплавковой камеры.
Затягивая винты крепления крышки, не прилагайте чрезмерных усилий во избежание деформаций.
Замена микропереключателя системы ЭПХХ.
Отсоединяем два наконечника проводов от выводов переключателя (см. «Замена карбюратора»).
Отверткой отворачиваем два винта крепления микропереключателя к кронштейну карбюратора (для наглядности воздушный фильтр снят)
и снимаем его.
Проверка микропереключателя.
Подсоединяем щупы омметра к выводам переключателя – у исправного контакты должны быть замкнуты (сопротивление близко к нулю),
нажимаем на рычажок – контакты должны разомкнуться (сопротивление возрастет до «бесконечности»).
Неисправный переключатель заменяем.
Установив новый переключатель, регулируем его положение на кронштейне карбюратора, для чего
ослабляем затяжку винтов крепления, смещаем корпус переключателя вдоль овальной прорези до щелчка контактов, которые должны разомкнуться, и в таком положении затягиваем винты, начиная с нижнего. Провода подсоединяем произвольно.
Ремонт системы ЭПХХ.
Разрежение из впускного коллектора через пневмоклапан подается к диафрагме экономайзера, благодаря чему игольчатый клапан экономайзера открывается. При отключении пневмоклапана полость экономайзера над диафрагмой сообщается с атмосферой – игольчатый клапан закрывается, прерывая подачу топливной смеси по каналу холостого хода в двигатель.
Блок управления 25.3761 отключает пневмоклапан при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1600 мин⁻¹ и снова включает при падении оборотов до 1200 мин⁻¹
Микропереключатель подает напряжение на пневмоклапан в обход блока управления, когда дроссельная заслонка открыта.
Электропневмоклапан установлен в моторном отсеке на левом брызговике.
Для проверки работоспособности ЭПХХ на работающем на холостом ходу двигателе отсоединяем от вывода электромагнитного пневмоклапана изолированный провод. Двигатель должен заглохнуть.
Схема системы экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) автомобилей ВАЗ-2107, -21047.
Проверка электропневмоклапана.
Вольтметр или контрольную лампу подсоединяем к проводам питания клапана. Если при включении зажигания на них нет напряжения – проверяем блок управления (см. «Проверка блока управления электропневмоклапаном»).
Для дальнейшей проверки клапана отсоединяем от него соединительные шланги.
Надеваем на штуцер «1» (центральный) подходящий резиновый шланг и ртом создаем разрежение в нем. При этом штуцер «2» (боковой) закрываем пальцем. Клапан должен быть герметичен.
Включив зажигание, подаем на вывод клапана напряжение. Клапан штуцера «1» должен открыться, издав характерный щелчок, и снова закрыться при снятии напряжения.
Неисправный электропневмоклапан заменяем. Для этого ключом «на 8» отворачиваем гайку крепления клапана.
Шланг от экономайзера карбюратора подсоединяем к боковому штуцеру, а шланг от впускного коллектора – к центральному.
Проверка блока управления электропневмоклапаном.
Блок управления электропневмоклапаном ЭПХХ закреплен на левом брызговике в моторном отсеке.
Из соединительной колодки блока делаем дополнительный вывод параллельно серому проводу с красной полосой (вывод «1» блока). Для этого вставляем в колодку оголенный на конце отрезок провода.
К другому концу провода подсоединяем «плюс» вольтметра. «Отрицательный» щуп соединяем с «массой».
Пускаем двигатель. Вольтметр должен показывать напряжение не менее 10 В.
Плавно увеличиваем обороты двигателя. В момент выключения электропневмоклапана напряжение должно скачкообразно понизиться до 0,5-1,5 В.
Уменьшаем обороты. Когда клапан включится, напряжение должно скачкообразно возрасти до 10 В (не менее).
Неисправный блок заменяем, для чего
отсоединяем колодку
и крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления блока.
Проверка игольчатого клапана ЭПХХ.
Отсоединяем шланг от штуцера экономайзера карбюратора.
Сняв шланг отбора разрежения из впускного коллектора со штуцера «2» (боковой вывод) электропневмоклапана, подсоединяем его к экономайзеру. Пускаем двигатель. Если на холостом ходу двигатель работает, значит, клапан экономайзера исправен. Если нет – возможен разрыв его диафрагмы.
Отсоединяем наконечники проводов от выводов микропереключателя.
Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления корпуса неисправного экономайзера к карбюратору.
Снимаем кронштейн с микропереключателем
и экономайзер в сборе.
Снимаем с него прокладку.
Отворачиваем два винта, стягивающие корпус и крышку экономайзера
Снимаем крышку и проверяем состояние диафрагмы.
Если диафрагма повреждена, а также при износе иглы и седла – заменяем экономайзер в сборе.
В ранней конструкции была возможность заменять детали по отдельности.
Собираем экономайзер в порядке, обратном разборке.