Меню Закрыть

Колёса и шины МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Колёса и шины МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Выбор шин.

Колёса и шины МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

  • При выборе шин руководствуйтесь действующими национальными требованиями по допуску шин к эксплуатации. Эти требования могут предписывать строго определенный тип шин запрещая остальные допущенные в других странах.
  • На полноприводных автомобилях к использованию разрешены шины только одной размерности А, конструкции, типа профиля и одного и того же изготовителя шин.
  • Запрещена установка на одну ось шин с различными рисунками протектора, разной размерности, диагональной и радиальной конструкции, а также шин разных моделей и изготовителей.
  • Разница пути, проходимого за один оборот шинами передним и задним мостом полноприводного автомобиля должна быть менее 2 %. Иначе при включенном приводе переднего моста или соответственно при постоянном приводе на все колеса автомобиля и заблокированном межосевом дифференциале в трансмиссии автомобиля будут возникать дополнительные нагрузки. В результате этого значительно снижается безопасность движения и ходовая динамика автомобиля, а также увеличивается износ шин.

Вгимание!

  • При отсутствии на автомобиле устройства ограничения скорости выбор шин производится по индексу скорости В исходя из максимальной скорости автомобиля установленной его конструкцией: 90 км/час – G; 100 км/час – J; 110 км/час – К; 120 км/час – L; 130 км/час – М.
  • Шина запасного колеса должна иметь допустимые параметры!

Типы рисунка протектора.

  • На осях и запасном колесе – дорожный.
  • На мостах – универсальный (дорожный по требованию заказчика).

Эксплуатация шин.

Причины повышенного износа и повреждения шин.

  • Условия эксплуатации шин.
  • Старение шин.
  • Наезды на бордюры.
  • Проникновение инородных предметов в профиль и между сдвоенными шинами.
  • Заниженное и завышенное давление.
  • Погодные условия, атмосферные воздействия и экологическая обстановка.
  • Контакты с маслами, смазками, топливом и т. д.
  • Внешние повреждения.

Условия эксплуатации шин.

Колёса и шины МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

  • Наличие зазоров в подшипниках ступиц и деталях рулевого управления, неправильная регулировка схождения колес, наличие люфта в шкворневом соединении передней оси, а также неправильная регулировка геометрии передней оси и взаимного расположения осей являются причиной неравномерного и усиленного износа шин.
  • Неправильный стиль вождения (злоупотребление тормозами) приводит к преждевременному износу шин.
  • Наезд на бордюрный камень приводит к визуально скрытым повреждениям каркаса шины. Результатом этого может быть разрыв шины, который часто приводит к тяжелым последствиям. Если же сложившуюся ситуацию возможно решить только наехав на бордюр, то совершайте наезд на малой скорости и по возможности под прямым углом к бордюру.
  • Превышение указанной максимально допустимой нагрузки и/или максимальной скорости, а также неравномерное распределение груза снижает срок службы шин (примерно на 40 % при перегрузке на 25 %) Допустимые нагрузки на оси автомобиля 1, указаны в маркировке автомобиля.
  • Не допускайте стоянки автомобиля с полной нагрузкой на одном месте более двух суток.

Колёса и шины МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Протектор шин.

Минимальная высота протектора предписана законодательством. Строго соблюдайте требования законодательств соответствующих стран.

  • Чем меньше остаточная высота рисунка протектора, тем хуже сцепление шин с дорожным покрытием и динамические характеристики автомобиля, особенно на мокрой или заснеженной дороге.
  • На высокой скорости чрезмерно изношенный протектор шин в сильный дождь и мокрый снег увеличивает опасность аквапланирования, так как протектор не в состоянии отводить воду из под шин.
  • При подборе сдвоенных шин по степени износа, разница в глубине рисунка протекторов сдвоенных шин должна быть меньше 5 мм, при замере канавки рисунка протектора по центру беговой дорожки.
  • Меняйте шины до достижения предписанной законодательством минимальной высоты протектора.

Возраст шин.

Шины подвержены процессу старения, в том числе и тогда, когда они не используются или эксплуатируются очень мало. Эксплуатационная надежность и безопасность шин со временем ухудшается. Поэтому рекомендуем заменить шины, возраст которых равен или превышает 5 лет.

Давление в шинах.

Скорость движения, безопасность движения, свойства движения автомобиля, а также срок службы шин зависит от правильного давления в шинах:

  • Пониженное давление воздуха вызывает сильный нагрев шин, их повышенный износ, ухудшается устойчивость автомобиля на дороге и повышает расход топлива, а также может стать причиной разрыва шин при повышенной нагрузке и скорости.
  • Повышенное давление воздуха в шинах ухудшает сцепление шин с дорожным покрытием, увеличивает длину тормозного пути и износ шин.
  • При движении температура в шинах и давление воздуха в них повышается. После поездки на высокой скорости давление воздуха в разогретых шинах может подняться на 10 кПа. Поэтому никогда не снижайте давление воздуха в разогретых шинах, так как после охлаждения давление воздуха в шинах будет слишком низким.
  • Постоянное падение давления воздуха в шине может быть вызвано наличием внешних повреждений: трещинами, разрывами, пузырями, а также застрявшими в протекторе или сопряжении сдвоенных шин предметами, или пропусканием вентиля.

Не проверяйте и не регулируйте давление воздуха в нагретых шинах. Допустимое отклонение давления в шинах должно находиться в пределах ±20 кПа.

Внимание!

Давление воздуха в шинах изменяется приблизительно на 20 кПа на каждые 10 °C изменения температуры воздуха. При контроле давления воздуха в помещениях зимой на это следует обращать особое внимание!

Цепи противоскольжения.

  • Цепи следует одевать только в случае преодоления труднопроходимых участков пути. После преодоления таких участков цепи должны быть сняты.
  • Подбор цепей осуществляется по размеру шин.
  • Использование цепей на дорогах с твердым покрытием запрещено.

Снятие/установка запасного колеса.

Снятие/установка запасного колеса на шасси.

Колёса и шины МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

  • Вставить вороток с удлинителем (бортовой инструмент) в хвостовик 2.
  • Натянуть трос, повернув вороток против часовой стрелки.
  • Открутить четыре гайки 1.
  • Опустить колесо 3, поворачивая вороток по часовой стрелке.
  • Освободить колесо от крестообразного держателя.
  • Установка запасного колеса производится в обратном порядке.

Запасное колесо автомобилей-тягачей 6×4 находится на полуприцепе.

При транспортировке одиночного автомобиля к потребителю запасное колесо временно крепится к поперечине рамы.

Снятие/установка запасного колеса на платформе.

Колёса и шины МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

  • Опрокинуть кабину.
  • Вставить вороток (бортовой инструмент) в хвостовик 1 подъемника 7.
  • Натянуть трос повернув вороток против часовой стрелки.
  • Снять прижимы 4 отвернув гайки крепления 6.
  • Повернуть консоль 2 с колесом 5 на 180 градусов.
  • Опустить колесо поворачивая вороток по часовой стрелке.
  • Освободить колесо от троса отцепив крюк 3.
  • Установка запасного колеса производиться в обратном порядке.
  • Перед подъемом колеса трос заправить так, чтобы крюк находился по середине беговой дорожки.

Внимание!

Категорически запрещается находиться в зоне подъема и опускания колеса.

Замена колёс и шин.

Предостережение!

Установка и снятие шин может быть опасна, поэтому работы по замене, а также ремонту шин должны выполняться обученным персоналом с использованием надлежащего инструмента и оборудования на сервисном центре.

Общие рекомендации.

Запрещается!

  • Запрещается демонтировать одно из сдвоенных колес без применения домкрата, путем наезда второго сдвоенного колеса на выступающий предмет.
  • Запрещается использовать для подъема автомобилей, оборудованных краном или грузоподъемным бортом, имеющимися на них гидравлическими опорами. Это может привести к повреждению рамы автомобиля.
  • Запрещается для снятия или установки колес применять кувалды и подобные предметы, способные деформировать колесо.

 

  • Колеса следует центрировать по центральному отверстию диска, сопрягаемому с цилиндрическим буртиком ступицы колеса, и крепить к десяти болтам ступицы специальными фланцевыми гайками. Для удобства накачивания шин задние внутренние колеса оборудованы удлинителями вентилей.
  • Следует быть осторожным при снятии или установке колеса на ступицу. Из-за значительного веса колеса даже при малом смещении его центра тяжести может произойти его опрокидывание, что может привести к травмам.
  • При замене колеса на дороге следует надевать поверх одежды специальную заметную издалека накидку яркого цвета и принять необходимые меры по обеспечению личной безопасности и безопасности автомобиля в соответствии с законодательными предписаниями соответствующей страны.
  • Не допускайте установку на одну ось шин с различными рисунками протектора (кроме временной установки запасного колеса для следования до ближайшего места стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности), разной размерности, диагональной и радиальной конструкции, а также шин разных моделей и изготовителей.
  • Шины с направленным рисунком протектора должны устанавливаться на автомобиль с учетом требуемого направления вращения.
  • При установке новых шин убедитесь, что указанные на ее боковой поверхности индексы несущей способности и категории скорости соответствуют характеристикам автомобиля, а также обеспечьте выполнение рекомендаций изготовителя шин по нормам давления воздуха в шинах (нормы давления рассчитываются для нагруженного автомобиля).

Рекомендации по применению домкрата.

Запрещается!

  • Применение домкрата на подъемах или спусках запрещается – возможно соскальзывание.
  • На поднятом автомобиле запрещается включать двигатель, а также следует следить за отсутствием других вибраций – возможно соскальзывание домкрата.
  • При работе с домкратом на автомобиле с пневмоподвеской запрещается включать зажигание, так как при этом будет осуществляться регулирование дорожного просвета автомобиля.

 

  • Использовать домкрат только для кратковременного подъема автомобиля (домкрат не предназначен для подъема автомобиля с целью выполнения под ним каких-либо работ).
  • Опорная площадка под установку домкрата должна быть твердой и ровной.
  • Автомобильный домкрат следует минимум раз в год представлять на проверку уполномоченному на это специалисту в соответствии с действующим законодательством.

Установка колеса.

  • Перед установкой колеса очистить поверхности прилегания ступицы и диска колеса, а также гайки крепления колеса от ржавчины, загрязнений, металлических заусенцев, остатков краски и т.п. Смазать небольшим количеством моторного масла резьбу болтов крепления.
  • При установке сдвоенных колес совмещать окна дисков обоих колес для обеспечения возможности монтажа удлинителя вентиля внутреннего колеса и облегчения доступа к вентилю наружной шины.

Наживить гайки крепления колес и затянуть их от руки ключом в следующей последовательности: сначала завернуть верхнюю гайку, затем диаметрально противоположную ей, остальные гайки завернуть также попарно (крест на крест).

  • После опускания автомобильного домкрата затянуть гайки крепления колес в последовательности крест на крест с заданным моментом затяжки.
  • Для затяжки применять специально предназначенный для этого инструмент (ключ для затяжки гаек крепления колес прикладывается в комплект инструментов автомобиля). Для качественной затяжки рекомендуется тянуть снизу вверх за плечо рычага инструмента.

Запрещается!

Запрещается искусственно наращивать плечо инструмента (трубы, удлиняющие стержни и т.п.), чтобы не превысить допустимого момента затяжки гаек. Чрезмерная затяжка гаек опасна.

  • В целях обеспечения безопасности после замены колеса и пробега первых 50 км проверить затяжку колесных гаек и, если нужно, подтянуть их с соблюдением нормативных моментов затяжки. При установке новых или свежеокрашенных колес следует дополнительно подтянуть колесные гайки после пробега 1000-5000 км.
  • Для облегчения монтажа колес на ступицу перед их установкой рекомендуется смазывать центральные отверстия дисков колес графитной смазкой или иными специально предназначенными для этого материалами.
  • При монтаже удлинителя вентиля вручную заверните на корпус вентиля накидную гайку удлинителя до соприкосновения уплотняющего кольца с металлом, а затем затяните гайку ключом на один оборот, не более.

Установите на место запасное колесо с соответствующими требованиями давления воздуха, соблюдая при этом осторожность с тем, чтобы не повредить резьбу болтов.

Снятие колеса.

Запрещается!

Ложиться под поднятый автомобиль, подставлять ноги и/или руки.

  • Заглушить двигатель, выключить зажигание.
  • Затормозить автомобиль с помощью стояночного тормоза.
  • Включить первую передачу в коробке передач.
  • Подложить под невывешиваемые колеса противооткатные упоры.
  • Убедиться в безопасной установке домкрата. На рыхлом грунте обязательно устанавливать домкрат на прочную подкладку, исключив возможность соскальзывания автомобиля.
  • При подъеме автомобиля люди в нем должны отсутствовать.
  • Отпустить все без исключения гайки колес.
  • Открутить все гайки кроме трех, расположенных эксцентрично.
  • Поднять автомобиль с помощью автомобильного домкрата Вывешиваемое колесо должно сидеть на болтах свободно. При подъеме колеса высота отрыва шины от грунта должна быть не более 30 мм. В ином случае автомобиль может соскользнуть с домкрата.
  • Отвинтить три последние гайки крепления колеса.
  • Снять колесо, сохраняя резьбу болтов, после полного освобождения его от любых перекосов.
  • Замененные колеса следует отремонтировать и отбалансировать.

При шиномонтажных работах категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • Приступать к демонтажу шины с обода, не убедившись в том, что из нее выпущен воздух.
  • Устанавливать детали, не предусмотренные конструкцией.
  • Использовать обода с поверхностными повреждениями (некруглостью, местными вмятинами, трещинами, износом наружной торцовой поверхности канавки обода, а также с грязью, коррозией и наплывами краски; колеса с трещинами и другими значительными повреждениями, не подлежащими восстановлению).
  • Допускать к сборке шину, не убедившись в ее чистоте внутри.
  • Использовать шины с порезами, пробоинами, повреждениями бортов, выступанием корда.
  • Накачивать или подкачивать шину, которая была спущена, без разборки и проверки на предмет повреждений.
  • Монтировать шину на обод, не соответствующий по размерам данной шине.
  • Приступать к накачиванию шин, не убедившись в правильности установки шины на ободе. Накачку бескамерных шин следует осуществлять с увеличенной подачей воздуха в первоначальный момент.
  • Накачивать шину вне специального ограждения, а в дорожных условиях без предохранительных устройств (цепей, тросов и др.). При накачивании или стравливании воздуха из шины без использования предохранительных устройств категорически запрещается находиться напротив колеса.

После монтажа шины следует проверить балансировку колеса.

Накачивание шин.

Для накачивания шин от пневматической системы автомобиля следует пользоваться клапаном контрольного вывода или клапаном накачки шин.

Для этого:

  • Снять с клапана и вентиля колеса защитные колпачки.
  • Навернуть гайку шланга накачки шин на вывод клапана.
  • Прижать головку шланга накачки шин к корпусу вентиля. Перед накачкой шин следует поднять давление в системе пневмотормозов до 800 кПа (до срабатывания регулятора давления на разгрузку компрессора).

Балансировка колес.

Запрещается!

Запрещается монтировать на обод грузы с повреждениями, деформированными пружинами или ослабленным соединением груза и пружины.

В эксплуатации балансировка колес в сборе с шинами должна выполняться после каждого монтажа шины. Также проверка балансировки колес должна осуществляться при увеличении вибронагруженности автомобиля, появлении признаков неравномерного износа шин по беговой дорожке или ухудшении управляемости автомобиля.

Балансировка производится со снятием колес с автомобиля или непосредственно на автомобиле с использованием при этом стационарных или передвижных станков. Перед балансировкой колесо и шина должны быть очищены от грязи и посторонних предметов. Давление в шине должно быть доведено до нормы.

Колеса с бескамерными шинами подвергаются динамической балансировке.

Динамическая балансировка производится на специальных балансировочных станках установкой балансировочных грузов на правую и левую бортовые закраины обода колеса. Допустимый остаточный дисбаланс должен быть менее 0,4 Нм.

Балансировка колеса осуществляется в соответствии с технологическим процессом балансировки для конкретного балансировочного станка. Балансировочные грузы должны устанавливаться при помощи специального приспособления (например, специальных монтажных клещей), исключающего удары по пружине металлическими предметами, что необходимо для исключения ее поломки или деформации и ослабления крепления груза. Если дисбаланс значителен и его не удается устранить, то следует заменить колесо, либо шину.

После балансировки следует убедиться в надежности крепления установленных балансировочных грузов.

Демонтаж балансировочного груза осуществляется при помощи отвертки, установленной в паз пружины балансировочного груза.

Схемы перестановки колес.

Колёса и шины МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

1, 2 – Схемы перестановки колес автомобилей с шинами на задней оси и запасном колесе с дорожным рисунком протектора, на ведущем мосту – с универсальным рисунком протектора.

3, 4 – Схемы перестановки колес автомобилей с шинами с одинаковым рисунком протектора.

Рекомендации по перестановке колес.

Перестановку колес производите при выявлении технической необходимости (повреждение шин, необходимость правильного подбора сдвоенных шин, обеспечение эксплуатации более надежных шин на передней оси автомобиля, неравномерный интенсивный износ рисунка протектора шин и др.)

При перестановке колес (шин) следует учитывать направление рисунка протектора. Шины с направленным рисунком протектора должны устанавливаться на автомобиль с учетом требуемого направления вращения.

Проверка шин.

Колёса и шины МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Проверку производить на холодных шинах. Не накачивайте и не подкачивайте шину, которая была спущена, без разборки и проверки на предмет повреждений.

Минимально допустимая остаточная высота рисунка протектора регламентирована законодательством страны, в которой эксплуатируется автомобиль.

Ежедневно проверить:

  • Наличие колпачков на вентилях.
  • Состояние шин, износ (односторонний, неравномерный) и глубину протектора. Для шин, имеющих индикатор износа (высота которых равна минимально допустимой остаточной высоте), при равномерном износе протектора предельный износ определяется появлением одного индикатора, а при неравномерном – двух. Шина с высотой рисунка протектора менее 1 мм должна быть снята с эксплуатации.
  • Наличие предметов в профилях и сопряжении сдвоенных шин.
  • Наличие внешних повреждений (трещины, разрывы, пузыри).

Для выявления скрытых дефектов шин обратитесь в соответствующую шиноремонтную мастерскую.

Еженедельно или перед продолжительными поездками проверить:

  • Давление в шинах, включая запасное колесо. При необходимости довести его до нормы. Давления в шинах одного моста должны быть одинаковыми.
  • Плотность затяжки гаек путем приложения соответствующего момента затяжки.

Для проверки давления служит ручной манометр, входящий в комплект инструмента. Периодически следует проводить сверку показаний ручного манометра с показаниями контрольного манометра.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства