Конструкция, особенности, возможные неисправности. Коробка передач C45R92-1700010-01 (с джойстиком) ГАЗель Next.
- Коробка передач C45R92-1700010-01 с дистанционным приводом ГАЗель Next. Руководство по ремонту.
- Джойстик КПП (Atsumitec) ГАЗель Next. Инструкция по ремонту и обслуживанию.
Конструкция, особенности, возможные неисправности.
На автомобиле устанавливается пятиступенчатая коробка передач. Масса коробки (без заправки) – 37 кг.
Картер коробки передач состоит из трех частей: картеров переднего 8 (рис. 3.2.) и заднего 40 и промежуточной пластины 17, которые изготовлены из алюминиевого сплава. Для обеспечения необходимой соосности опор валов и отверстий под штоки механизма переключения, картеры и пластину центрируют по установочным втулкам 72, запрессованным в пластине коробки передач, и скрепляют друг с другом десятью болтами 66 с пружинными шайбами.
Первичный вал 57, а также шестерни 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач и заднего хода, установленные на вторичном валу 1, находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала 52, имеют косые зубья и вращаются на игольчатых подшипниках с пластмассовыми сепараторами. Промежуточная шестерня заднего хода вращается на насыпных роликах на оси 70, опоры которой расположены в пластине и заднем картере.
Все передачи снабжены синхронизаторами инерционного типа и имеют зубчатые венцы, выполненные за одно целое с конусами. Синхронизаторы 3-й, 4-й, 5-й передач и заднего хода – одноконусные. Необходимое для безударного переключения передач выравнивание оборотов включаемой шестерни до оборотов вторичного вала достигается с помощью тормозного момента, возникающего за счет сил трения на наружной поверхности конуса зубчатого венца шестерни и внутренней конусной поверхности блокирующего кольца синхронизатора, соединенного через ступицы с вторичным валом.
Синхронизатор 1-й и 2-й передач (фирмы Hoerbiger Antriebstechnik GmbH), трехконусный (рис. 3.3), имеет повышенный тормозной момент за счет увеличения количества конических поверхностей пар трения: наружная поверхность зубчатого венца шестерни – внутренняя поверхность внутреннего кольца, наружная поверхность внутреннего кольца – внутренняя поверхность среднего кольца, наружная поверхность среднего кольца – внутренняя поверхность наружного кольца. Кольца связаны выступами следующим образом: наружное кольцо со ступицей синхронизатора, среднее кольцо с насадным зубчатым венцом шестерни (выступы входят в пазы на зубчатом венце), внутреннее кольцо с наружным кольцом. Синхронизатор состоит из ступицы, муфты и трех сухарей. Сухарь синхронизатора, неразборный, состоит из корпуса, в который установлены пружина и шарик. Шарик после установки обжат с двух сторон.
Рис. 3.2. Коробка переключения передач.
1 – вал вторичный; 2, 25, 66, 69, 71 – болты; 3, 6, 22, 38, 59, 62 – кольца стопорные; 4 – ролики подшипника; 5 – сапун в сборе; 7 – синхронизатор 3-й и 4-й передач; 8 – картер коробки передач передний; 9 – вилки переключения 1-й, 2-й и 3-й, 4-й передач; 10 – кольца блокирующие синхронизатора; 11 – полукольца упорные вторичного вала; 12 – кольцо стопорное полуколец вторичного вала; 13, 15 – кольца блокирующие синхронизатора (комплект); 14 – синхронизатор 1-й и 2-й передач; 16, 34 – подшипники роликовые конические; 17 – пластина с гнездами подшипников; 18, 36, 46, 48 – подшипники роликовые игольчатые двухрядные; 19 – шестерня заднего хода вторичного вала; 20 – вилка переключения 5-й передачи и заднего хода; 21 – синхронизатор 5-й передачи и заднего хода; 23 – крышка механизма управления в сборе; 24, 51 – втулки распорные; 27 – фланец вторичного вала; 28 – шайба гайки фланца; 29 – гайка фланца; 30, 55 – манжеты; 31 – ротор датчика скорости; 32 – кольцо упорное; 33 – кольцо регулировочное; 35, 63, 64 – шайбы упорные; 37 – шестерня 5-й передачи вторичного вала; 39 – подшипник шариковый; 40 – картер коробки передач задний; 41 – шестерня 5-й передачи промежуточного вала; 42 – пробка магнитная; 43 – шестерня заднего хода промежуточного вала; 44, 53 – наружные кольца конических подшипников; 45 – шестерня 1-й передачи вторичного вала; 47 – кольцо стопорное ступицы 1-й и 2-й передач; 49 – шестерня 2-й передачи вторичного вала; 50 – шестерня 3-й передачи вторичного вала; 52 – вал промежуточный с подшипниками; 54 – кольцо регулировочное; 56 – крышка подшипника первичного вала; 57 – вал первичный с блокирующим кольцом синхронизатора; 58 – шарик; 60, 61 – штифты; 65 – датчик импульсов; 67 – выключатель света заднего хода; 68 – кронштейн тросов; 70 – ось в сборе с промежуточной шестерней заднего хода; 72 – втулки центрирующие; 73 – заглушки.
Рис. 3.3. Трехконусный синхронизатор 1-й-2-й передач.
1 – муфта; 2 – ступица; 3 – вторичный вал; 4 – шестерня 2-й передачи; 5 – сухарь синхронизатора; 6 – шестерня 1-й передачи; 7 – зубчатый венец; 8 – кольца блокирующие.
Включение передач производится соединением внутренних зубьев муфт (см. рис. 3.2) с наружными зубчатыми венцами синхронизаторов. Боковые стороны зубьев муфт и венцов синхронизаторов скошены внутрь и при включенном положении образуют замок, препятствующий самовыключению передач. Выступы на зубьях венцов синхронизаторов третьей, четвертой, пятой передач и передачи заднего хода ограничивают перемещение муфт при включении передач. Перемещение муфты первой и второй передач ограничивают торцы шестерен.
Осевые силы от косых зубьев шестерен вторичного вала воспринимаются стопорными кольцами 22, 47, 59 и 62, упорными шайбами 63, 64 и 35 и расположенными в канавке на вторичном валу, двумя упорными полукольцами 11, которые охватываются кольцом 12.
Шариковые подшипники первичного и промежуточного валов фиксируются на валах с помощью стопорных колец. Первичный вал фиксируется в переднем картере стопорным кольцом 3 и крышкой 56 подшипника первичного вала, прикрепляемой к переднему картеру болтами с пружинными шайбами.
Вторичный и промежуточный валы вращаются на трёх подшипниках.
Вторичный вал – на насыпных роликах 4 первичного вала и двух конических подшипниках 16 и 34, установленных в глухих гнездах пластины и заднего картера. Преднатяг конических подшипников создаётся подбором и установкой при сборке одного из регулировочных колец 33 в гнездо заднего картера.
Промежуточный вал вращается на шариковом 39 и двух конических подшипниках 44 и 53, установленных в глухих гнездах заднего картера, пластины и переднего картера. Преднатяг конических подшипников создаётся подбором и установкой при сборке одного из регулировочных колец 54 в гнездо переднего картера. Шариковый подшипник 39 устанавливается в глухое гнездо заднего картера с зазором по торцу.
Шестерня 3-й передачи и шестерня привода промежуточного вала посажены с натягом на вал, на котором нарезаны зубья шестерён 1-й и 2-й передач.
Ось 70 промежуточной шестерни заднего хода с втулкой, фиксируемой штифтом, установлена в отверстие в пластине и в постель заднего картера и закреплена болтом 71.
Механизм переключения (рис. 3.4) содержит штоки, на которых крепятся вилки 3, 4 и 9 переключения передач и головки 14 и 19. Вилки имеют съемные сухари 28, которые входят в пазы муфт включения. Фиксация штоков во включенном и выключенном положениях осуществляется посредством шариков 17 и пружин 18. Блокировочное устройство, состоящее из двух стопорных плунжеров 24 и стопорного пальца 23, предохраняет коробку от одновременного включения двух передач. Кроме того, между головкой штока включения заднего хода и стенкой заднего картера располагается блокировочная втулка 13 с пружиной 10, которая делает невозможным случайное перемещение рычага переключения из положения включенной 5-й передачи в положение заднего хода.
Маслосливная пробка 42 (см. рис. 3.2) имеет магнит, улавливающий содержащиеся в масле мелкие частички металла – продукты износа деталей коробки передач.
В привод спидометра входит датчик импульсов 65, установленный в заднем картере и ротор 31 датчика скорости – на вторичном валу.
Рис. 3.4. Механизм переключения передач.
1 – передний картер; 2, 7 – болты; 3 – вилка включения 3-й и 4-й передач; 4 – вилка включения 1-й и 2-й передач; 5 – прокладка пластины фиксаторов штоков; 6 – пластина фиксаторов штоков переключения передач; 8 – пластина с гнездом подшипника; 9 – вилка включения 5-й передачи и заднего хода; 10 – пружина блокировочной втулки; 11 – рычаг переключения передач; 12 – крышка механизма управления в сборе; 13 – блокировочная втулка; 14 – головка штока включения 5-й передачи и заднего хода; 15 – задний картер; 16, 23 – пальцы; 17 – шарик; 18 – пружина; 19 – головка штока включения 1-й и 2-й передач; 20 – шток включения 5-й передачи и заднего хода; 21 – шток включения 3-й и 4-й передач; 22 – шток включения 1-й и 2-й передач; 24, 25 – плунжеры; 26 – выключатель света заднего хода; 27 – прокладка; 28 – сухарь вилки.
На автомобиле установлен тросовый привод дистанционного управления коробкой передач. Тросовый привод управления включает мастер-опору 1 (рис. 3.5) с рычагом переключения передач, установленную на панели приборов, крышку 3 механизма управления (транслятор), установленную на заднем картере коробки передач, а также два троса 2, передние концы которых шарнирно соединены с рычагом переключения передач мастер-опоры, а периферийные концы – с рычагами крышки механизма управления.
Рис. 3.5. Схема тросового привода управления коробкой передач.
1 – мастер-опора с рычагом переключения передач; 2 – тросы выборки и включения передач (комплект); 3 – крышка механизма управления в сборе.
Мастер-опора со смонтированным на ней рычагом переключения передач преобразует движения этого рычага в перемещения тросов дистанционного привода.
Мастер-опора закреплена на кронштейне панели приборов четырьмя болтами.
Комплект тросов, заключенных в жесткие оболочки, включает в себя трос выборки и трос переключения передач с наконечниками и уплотнитель пола кабины. Наконечники тросов устанавливаются на сферические пальцы рычага мастер-опоры и рычагов выборки и включения передач крышки механизма управления. Оболочки тросов закреплены по длине на кронштейнах мастер-опоры и коробки передач.
Мастер-опору и тросы (фирмы «Atsumitec», Япония), в случае возникновения неисправностей, необходимо отремонтировать или заменить на новые (см. «Инструкцию по ремонту и обслуживанию джойстика» раздел «Приложения»).
Крышка механизма управления в сборе состоит из крышки 6 (рис. 3.6), в которую на двух шариковых подшипниках 10 линейного перемещения установлен вал 9 переключения передач.
Для рычага переключения передач АЗ 1R3 2-1702120-20.
На валу 9 установлен рычаг 5 переключения передач и зафиксирован от перемещения относительно вала винтом 20. Винт застопорен от отворачивания шплинт-проволокой 19.
Для рычага переключения передач A31R32-1702120-10 (устанавливается на части автомобилей).
На валу 22 на шпонке 24 установлен рычаг 23 переключения передач и зафиксирован от перемещения относительно вала стяжным болтом 21.
На одном конце вала переключения передач, имеющего две лыски, закреплён с помощью болта рычаг 13 включения передач. В нижней части рычага имеется шаровой палец для крепления троса включения передач. На другом конце вала закреплен с помощью болта противовес 8. Инерционная масса противовеса способствует более четкому и информативному включению и выключению передач. На стенке крышки механизма установлен рычаг 1 выборки передач в сборе с опорой.
В рычаг выборки 6 (рис. 3.7) вмонтированы шаровой палец 5 для крепления троса выборки передач и шаровой палец 7. На шаровой палец 7 установлен ползун 8, который при монтаже на крышку связывает рычаг выборки с рычагом 13 (см. рис. 3.6) включения передач, входя в паз, образованный двумя шайбами 12 и рычагом 13 включения передач.
Крышка механизма управления в сборе прикреплена к заднему картеру коробки передач четырьмя болтами.
С помощью пружин 4 и предохранителей 3 нижняя головка рычага 5 переключения в нейтральном положении всегда находится в пазе штока включения 3-й и 4-й передач.
В случае отказа крышку механизма управления необходимо снять с автомобиля и отремонтировать.
Рис. 3.6. Крышка механизма управления.
1 – рычаг выборки с опорой в сборе; 2 – заглушки; 3 – предохранители включения; 4 – пружины; 5 – рычаг переключения передач (АЗ 1R32-1 702120-20); 6 – крышка; 7, 15, 17, 21 – болты; 8 – противовес; 9 – вал переключения передач; 10 – подшипники шариковые линейного перемещения; 11 – штифт; 12, 14, 18 – шайбы; 13 – рычаг включения; 16 – манжеты; 19 – шплинт-проволока; 20 – винт; 22 – вал переключения передач; 23 – рычаг переключения передач (АЗ 1 R32- 1702120-10 – устанавливается на части автомобилей); 24 – шпонка.
Рис. 3.7. Рычаг выборки с опорой.
1 – опора; 2 – шплинт; 3 – палец; 4 – шайбы; 5, 7 – пальцы шаровые; 6 – рычаг выборки; 8 – ползун
При переключении передач (в соответствии со схемой на рукоятке рычага (см. рис. 3.5) рычаг мастер-опоры передаёт усилие через тросы на рычаги выборки и включения передач и далее на рычаг переключения передач крышки механизма управления.
При выборке передачи воздействие передается рычагом выборки передач через ползун на рычаг включения передач 13 (см. рис. 3.6), перемещая вал 9 вместе с рычагом 5 переключения передач вдоль своей оси.
При включении передачи, воздействуя на рычаг 13 включения передач и поворачивая его вместе с валом и рычагом 5 переключения передач, включается выбранная передача в коробке передач.
Особенности технического обслуживания коробки передач.
Обслуживание коробки передач заключается в периодическом наружном осмотре, проверке крепления коробки передач, проверке уровня и смене масла согласно Руководству по эксплуатации автомобиля, и очистке сапуна в соответствии с указаниями по обслуживанию автомобиля.
Уровень масла проверяют через наливное отверстие коробки передач на автомобиле, стоящем на горизонтальной площадке, через некоторое время после поездки, чтобы дать возможность маслу остыть и стечь со стенок, а пене – осесть.
Сливать масло следует сразу после поездки, пока оно горячее с соблюдением мер предосторожности. Если отработавшее масло оказывается очень грязным и в нем содержатся металлические частицы, коробку необходимо промыть.
Промывать коробку передач следует указанным ниже способом:
– через наливное отверстие коробки залить в картер 1,4 л трансмиссионного масла;
– установить упоры под передние колеса и вывесить задний мост до отрыва колес одной из сторон или всех колес моста от пола;
– включить первую передачу в коробке передач и пустить двигатель на 2-3 мин;
– слить масло через сливное отверстие в нижней части картера коробки;
– заправить коробку свежим маслом до уровня нижней кромки заливного отверстия. Уровень масла проверяется через отверстие, расположенное с правой стороны переднего картера. При заправке коробки не следует проворачивать шестерни, так как при этом будет залито масла больше, чем следует, что может вызвать течь масла через манжеты.
В процессе эксплуатации следует обращать особое внимание на состояние сапуна, расположенного на переднем картере.
Сапун служит для сообщения внутренней полости коробки с атмосферой, и его загрязнение приводит к повышению давления и возникновению течи масла.
В начальный период эксплуатации до приработки манжет допускается незначительное (но не в виде капель) просачивание масла и образование масляных пятен в местах сальниковых уплотнений.
Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения.
Причина неисправности | Способ устранения |
Затрудненное переключение передач | |
Неполное выключение сцепления, наличие воздуха в гидроприводе выключения сцепления или недостаток жидкости в главном цилиндре сцепления | Довести до нормы уровень жидкости в бачке главного цилиндра тормозов и прокачать систему гидропривода сцепления |
Ослабление затяжки стопорных болтов головок или вилок механизма переключения | Вывернуть и заменить изношенные болты, смазать резьбовую часть болтов герметиком и затянуть болты заданным моментом (см. подраздел «Сборка коробки передач») |
Ослабление затяжки болтов крепления рычагов крышки механизма управления | Затянуть болты крепления заданным моментом.
Перед затяжкой болта крепления рычага включения и винта крепления рычага переключения передач (для АЗ 1R32- 1702120-20) смазать резьбовую часть болта (винта) герметиком (см. подраздел «Сборка крышки механизма управления») |
Заусенцы на внутренней поверхности зубьев муфт включения передач | Зачистить заусенцы |
Заедание или затрудненное перемещение тросов из-за попадания под оболочку троса влаги, грязи, или износа троса | Заменить тросы (комплектом) |
Нарушение синхронизации включения передач (включение с треском) | |
Для 3-й, 4-й, 5-й передач и заднего хода – уменьшение зазора между торцами блокирующего кольца синхронизатора и съемного зубчатого венца вследствие износа их конических поверхностей | При зазоре менее 0,5 мм установить новый комплект шестерни или первичного вала со съемным зубчатым венцом и блокирующим кольцом или установить новое кольцо, притерев его по конусу венца шестерни или первичного вала |
Для 1-й и 2-й передач – уменьшение зазора между торцами колец синхронизатора и съемного зубчатого венца в следствии износа конических поверхностей комплекта блокирующих колец | При зазоре менее 0,2 мм установить новый комплект блокирующих колец (см. подраздел «Сборка коробки передач») |
Деформация блокирующего кольца (кольцо не стопорится на конусе при нажатии и повороте рукой) | Для 3-й, 4-й, 5-й передач и заднего хода – установить новый комплект шестерни или первичного вала со съемным зубчатым венцом и блокирующим кольцом или установить новое кольцо, притерев его по конусу венца шестерни или первичного вала.
Для 1-й и 2-й передач установить новый комплект блокирующих колец или шестерню (см. подраздел. «Сборка коробки передач») |
Самопроизвольное выключение передач | |
Ослабление затяжки гаек крепления коробки передач к картеру сцепления или болтов крепления картеров коробки передач | Затянуть гайки или болты |
Износ торцов зубьев муфт включения передач или износ зубьев шлицевых венцов на шестернях 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач, заднего хода и на первичном валу | Заменить изношенные детали |
Ослабление пружин фиксаторов | Заменить изношенные пружины |
Шум в коробке передач | |
Износ подшипников | Заменить подшипники |
Износ или выкрашивание рабочей поверхности зубьев, поломка зубьев шестерен | Заменить поврежденные шестерни |
Пониженный уровень масла в картере | Долить масло до нормального уровня |
Течь масла из коробки передач | |
Износ манжет | Заменить манжеты |
Загрязнение сапуна или его повреждение | Очистить сапун от грязи или заменить новым |
Ослабление затяжки маслосливной и маслоналивной пробок | Подтянуть пробки до прекращения течи |
Негерметичность заглушек картеров и крышки механизма управления | Установить новые заглушки (см. подраздел. «Сборка коробки передач» и «Сборка крышки механизма управления») |
Ослабление затяжки болтов крепления передней крышки, переднего и заднего картеров с пластиной и крышки механизма управления переключением передач | Затянуть болты крепления картеров.
Вывернуть болты крепления передней крышки или крышки механизма управления переключением передач, смазать резьбовую часть болтов герметиком и затянуть болты заданным моментом (см. подраздел «Сборка коробки передач») |
Повреждение прокладок или наличие забоин на привалочных поверхностях | Заменить прокладки, зачистить забоины |
При включении всех передач крутящий момент не передается на карданный вал | |
Ослабление посадки шестерни привода промежуточного вала на валу | Заменить промежуточный вал в сборе |
При включении 3-й передачи крутящий момент не передается на карданный вал | |
Ослабление посадки шестерни 3-й передачи на промежуточном валу | Заменить промежуточный вал в сборе |
Не работает датчик импульсов (нет показаний спидометра) | |
Налипание металлических частиц на магнитную головку датчика | Очистить головку датчика от металлических частиц |