Меню Закрыть

Конструкция, особенности, возможные неисправности. Коробка передач A21R22-1700010-11 (с рычагом на полу) ГАЗель Next.

Конструкция, особенности, возможные неисправности. Коробка передач A21R22-1700010-11 (с рычагом на полу) ГАЗель Next.

Конструкция, особенности, возможные неисправности.

На автомобиле устанавливается пятиступенчатая коробка передач. Масса коробки (без заправки) – 37 кг.

Картер коробки передач состоит из трех частей: картеров переднего 8 (рис. 3.28.) и заднего 40 и промежуточной пластины 17, которые изготовлены из алюминиевого сплава. Для обеспечения необходимой соосности опор валов и отверстий под штоки механизма переключения, картеры и пластину центрируют по установочным втулкам 71, запрессованным в пластине коробки передач, и скрепляют друг с другом десятью болтами 67 с пружинными шайбами.

Первичный вал 57, а также шестерни 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач и заднего хода, установленные на вторичном валу 1, находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала 52, имеют косые зубья и вращаются на игольчатых подшипниках с пластмассовыми сепараторами. Промежуточная шестерня заднего хода вращается на насыпных роликах на оси 68, опоры которой расположены в пластине и заднем картере.

Все передачи снабжены синхронизаторами инерционного типа и имеют зубчатые венцы, выполненные за одно целое с конусами. Синхронизаторы 3-й, 4-й, 5-й передач и заднего хода – одноконусные. Необходимое для безударного переключения передач выравнивание оборотов включаемой шестерни до оборотов вторичного вала достигается с помощью тормозного момента, возникающего за счет сил трения на наружной поверхности конуса зубчатого венца шестерни и внутренней конусной поверхности блокирующего кольца синхронизатора, соединенного через ступицы с вторичным валом.

Синхронизатор 1-й – 2-й передач (фирмы Hoerbiger Antriebstechnik GmbH), трехконусный (рис. 3.29), имеет повышенный тормозной момент за счет увеличения количества конических поверхностей пар трения: наружная поверхность зубчатого венца шестерни – внутренняя поверхность внутреннего кольца, наружная поверхность внутреннего кольца – внутренняя поверхность среднего кольца, наружная поверхность среднего кольца – внутренняя поверхность наружного кольца. Кольца связаны выступами следующим образом: наружное кольцо со ступицей синхронизатора, среднее кольцо с насадным зубчатым венцом шестерни (выступы входят в пазы на зубчатом венце), внутреннее кольцо с наружным кольцом. Синхронизатор состоит из ступицы, муфты и трех сухарей. Сухарь синхронизатора, неразборный, состоит из корпуса, в который установлены пружина и шарик. Шарик после установки обжат с двух сторон.

Рис. 3.28. Коробка переключения передач.

Конструкция, особенности, возможные неисправности. Коробка передач A21R22-1700010-11 (с рычагом на полу) ГАЗель Next.

1 – вал вторичный; 2, 25, 67, 69 – болты; 3, 6, 22, 38, 59, 62 – кольца стопорные; 4 – ролики подшипника; 5 – сапун в сборе; 7 – синхронизатор 3-й и 4-й передач; 8 – картер коробки передач передний; 9 – вилки переключения 1 -й, 2-й и 3-й, 4-й передач; 10 – кольца блокирующие синхронизатора; 11 – полукольца упорные вторичного вала; 12 – кольцо стопорное полуколец вторичного вала; 13, 15 – кольца блокирующие синхронизатора (комплект); 14 – синхронизатор 1-й и 2-й передач; 16, 34 – подшипники роликовые конические; 17 – пластина с гнездами подшипников; 18, 36, 46, 48 – подшипники роликовые игольчатые двухрядные; 19 – шестерня заднего хода вторичного вала; 20 – вилка переключения 5-й передачи и заднего хода; 21 – синхронизатор 5-й передачи и заднего хода; 23 – картер рычага переключения передач ; 24, 51 – втулки распорные; 27 – фланец вторичного вала; 28 – шайба гайки фланца; 29 – гайка фланца; 30, 55 – манжеты; 31 – ротор датчика скорости; 32 – кольцо упорное; 33 – кольцо регулировочное; 35, 63, 64 – шайбы упорные; 37 – шестерня 5-й передачи вторичного вала; 39 – подшипник шариковый; 40 – картер коробки передач задний; 41 – шестерня 5-й передачи промежуточного вала; 42 – пробка магнитная; 43 – шестерня заднего хода промежуточного вала; 44, 53 – наружные кольца конических подшипников; 45 – шестерня 1-й передачи вторичного вала; 47 – кольцо стопорное ступицы 1-й и 2-й передач; 49 – шестерня 2-й передачи вторичного вала; 50 – шестерня 3-й передачи вторичного вала; 52 – вал промежуточный с подшипниками; 54 – кольцо регулировочное; 56 – крышка подшипника первичного вала; 57 – вал первичный с блокирующим кольцом синхронизатора; 58 – шарик; 60, 61 – штифты; 65 – выключатель света заднего хода; 66 – датчик импульсов; 68 – ось в сборе с промежуточной шестерней заднего хода; 70 – заглушки; 71 – втулки центрирующие.

Рис. 3.29. Трехконусный синхронизатор 1-й – 2-й передач.

Конструкция, особенности, возможные неисправности. Коробка передач A21R22-1700010-11 (с рычагом на полу) ГАЗель Next.

1 – муфта; 2 – ступица; 3 – вторичный вал; 4 – шестерня 2-й передачи; 5 – сухарь синхронизатора; 6 – шестерня 1-й передачи; 7 – зубчатый венец; 8 – кольца блокирующие.

Включение передач производится соединением внутренних зубьев муфт (см. рис. 3.28) с наружными зубчатыми венцами синхронизаторов. Боковые стороны зубьев муфт и венцов синхронизаторов скошены внутрь и при включенном положении образуют замок, препятствующий самовыключению передач. Выступы на зубьях венцов синхронизаторов третьей, четвертой, пятой передач и передачи заднего хода ограничивают перемещение муфт при включении передач. Перемещение муфты первой и второй передач ограничивают торцы шестерен.

Осевые силы от косых зубьев шестерен вторичного вала воспринимаются стопорными кольцами 22, 47, 59 и 62, упорными шайбами 63, 64 и 35 и, расположенными в канавке на вторичном валу, двумя упорными полукольцами 11, которые охватываются кольцом 12.

Шариковые подшипники первичного и промежуточного валов фиксируются на валах с помощью стопорных колец. Первичный вал фиксируется в переднем картере стопорным кольцом 3 и крышкой 56 подшипника первичного вала, прикрепляемой к переднему картеру болтами с пружинными шайбами.

Вторичный и промежуточный валы вращаются на трёх подшипниках.

Вторичный вал – на насыпных роликах 4 первичного вала и двух конических подшипниках 16 и 34, установленных в глухих гнездах пластины и заднего картера. Преднатяг конических подшипников создаётся подбором и установкой при сборке одного из регулировочных колец 33 в гнездо заднего картера.

Промежуточный вал вращается на шариковом 39 и двух конических подшипниках 44 и 53, установленных в глухих гнездах заднего картера, пластины и переднего картера. Преднатяг конических подшипников создаётся подбором и установкой при сборке одного из регулировочных колец 54 в гнездо переднего картера. Шариковый подшипник 39 устанавливается в глухое гнездо заднего картера с зазором по торцу.

Шестерня 3-й передачи и шестерня привода промежуточного вала посажены с натягом на вал, на котором нарезаны зубья шестерён 1-й и 2-й передач.

Ось 68 промежуточной шестерни заднего хода с втулкой, фиксируемой штифтом, установлена в отверстие в пластине и в постель заднего картера и закреплена болтом 69.

Механизм переключения (рис. 3.30) содержит штоки, на которых крепятся вилки 3, 4 и 9 переключения передач и головки 14 и 19. Вилки имеют съемные сухари 28, которые входят в пазы муфт включения. Фиксация штоков во включенном и выключенном положениях осуществляется посредством шариков 17 и пружин 18. Блокировочное устройство, состоящее из двух стопорных плунжеров 24 и стопорного пальца 23, предохраняет коробку от одновременного включения двух передач. Кроме того, между головкой штока включения заднего хода и стенкой заднего картера располагается блокировочная втулка 13 с пружиной 10, которая делает невозможным случайное перемещение рычага переключения из положения включенной 5-й передачи в положение заднего хода.

Рычаг переключения передач состоит из верхней 13 и нижней 15 частей, соединенных через резинометаллический шарнир, который крепится к частям рычага клеевым соединением. Для обеспечения демпфирования между верхней и нижней частями рычага установлена резиновая подушка. Конструкция рычага является неразборной. Рычаг расположен в корпусе 16, прикрепленном к заднему картеру сверху. С помощью пружин и предохранителей нижняя головка рычага переключения в нейтральном положении всегда находится в пазе штока включения 3-й и 4-й передач.

Маслосливная пробка 42 (см. рис. 3.28) имеет магнит, улавливающий содержащиеся в масле мелкие частички металла – продукты износа деталей коробки передач.

В привод спидометра входит датчик импульсов 65, установленный в заднем картере и ротор 31 датчика скорости – на вторичном валу.

Рис. 3.30. Механизм переключения передач.

Конструкция, особенности, возможные неисправности. Коробка передач A21R22-1700010-11 (с рычагом на полу) ГАЗель Next.

1 – передний картер; 2, 7 – болты; 3 – вилка включения 3-й и 4-й передач; 4 – вилка включения 1-й и 2-й передач; 5 – прокладка пластины фиксаторов штоков; 6 – пластина фиксаторов штоков переключения передач; 8 – пластина с гнездом подшипника; 9 – вилка включения 5-й передачи и заднего хода; 10 – пружина блокировочной втулки; 11 – накладка; 12 – рукоятка рычага переключения; 13 – рычаг переключения – верхняя часть; 14 – уплотнитель пола кабины; 15 – рычаг переключения – нижняя часть; 16 – корпус рычага переключения; 17 – блокировочная втулка; 18 – головка штока включения 5-й передачи и заднего хода; 19 – задний картер; 20, 28 – пальцы; 21 – шарик; 22 – пружина; 23 – включатель света заднего хода; 24 – прокладка; 25 – шток включения 5-й передачи и заднего хода; 26 – шток включения 3-й и 4-й передач; 27 – шток включения 1-й и 2-й передач; 29, 30 – плунжеры; 31 – седло пружины рычага; 32 – колпак; 33 – штифт; 34 – головка штока включения 1-й и 2-й передач; 35 – ограничительный штифт; 36 – заглушка; 37 – пружина предохранителя; 38 – предохранитель; 39 – пружина рычага; 40 – защитный уплотнитель; 41 – сухарь вилки.

Особенности технического обслуживания коробки передач.

Обслуживание коробки передач заключается в периодическом наружном осмотре, проверке крепления коробки передач, проверке уровня и смене масла согласно Руководству по эксплуатации автомобиля, и очистке сапуна в соответствии с указаниями по обслуживанию автомобиля.

Уровень масла проверяют через наливное отверстие коробки передач на автомобиле, стоящем на горизонтальной площадке, через некоторое время после поездки, чтобы дать возможность маслу остыть и стечь со стенок, а пене – осесть.

Сливать масло следует сразу после поездки, пока оно горячее с соблюдением мер предосторожности. Если отработавшее масло оказывается очень грязным и в нем содержатся металлические частицы, коробку необходимо промыть.

Промывать коробку передач следует указанным ниже способом:

  • через наливное отверстие коробки залить в картер 1,4 л трансмиссионного масла;
  • установить упоры под передние колеса и вывесить задний мост до отрыва колес одной из сторон или всех колес моста от пола;
  • включить первую передачу в коробке передач и пустить двигатель на 2-3 мин;
  • слить масло через сливное отверстие в нижней части картера коробки;
  • заправить коробку свежим маслом до уровня нижней кромки заливного отверстия. Уровень масла проверяется через отверстие, расположенное с правой стороны переднего картера. При заправке коробки не следует проворачивать шестерни, так как при этом будет залито масла больше, чем следует, что может вызвать течь масла через манжеты.

В процессе эксплуатации следует обращать особое внимание на состояние сапуна, расположенного на переднем картере.

Сапун служит для сообщения внутренней полости коробки с атмосферой, и его загрязнение приводит к повышению давления и возникновению течи масла.

В начальный период эксплуатации до приработки манжет допускается незначительное (но не в виде капель) просачивание масла и образование масляных пятен в местах сальниковых уплотнений.

Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения.

Причина неисправности Способ устранения
Затрудненное переключение передач
Неполное выключение сцепления, наличие воздуха в гидроприводе выключения сцепления или недостаток жидкости в главном цилиндре сцепления Довести до нормы уровень жидкости в бачке главного цилиндра тормозов и прокачать систему гидропривода сцепления
Ослабление затяжки стопорных болтов головок или вилок механизма переключения Вывернуть и заменить изношенные болты, смазать резьбовую часть болтов герметиком и затянуть болты заданным моментом (см. подраздел «Сборка коробки передач»)
Заусенцы на внутренней поверхности зубьев муфт включения передач Зачистить заусенцы
Ослабление посадки штифтов в корпусе рычага переключения Заменить корпус рычага переключения
Нарушение синхронизации включения передач (включение с треском)
Для 3-й, 4-й, 5-й передач и заднего хода – уменьшение зазора между торцами блокирующего кольца синхронизатора и съемного зубчатого венца вследствие износа их конических поверхностей При зазоре менее 0,5 мм установить новый комплект шестерни или первичного вала со съемным зубчатым венцом и блокирующим кольцом или установить новое кольцо, притерев его по конусу венца шестерни или первичного вала
Для 1-й и 2-й передач – уменьшение зазора между торцами колец синхронизатора и съемного зубчатого венца в следствии износа конических поверхностей комплекта блокирующих колец При зазоре менее 0,2 мм установить новый комплект блокирующих колец (см. подраздел «Сборка коробки передач»)
Деформация блокирующего кольца (кольцо не стопорится на конусе при нажатии и повороте рукой) Для 3-й, 4-й, 5-й передач и заднего хода – установить новый комплект шестерни или первичного вала со съемным зубчатым венцом и блокирующим кольцом или установить новое кольцо, притерев его по конусу венца шестерни или первичного вала.

Для 1-й и 2-й передач установить новый комплект блокирующих колец или шестерню (см. подраздел. «Сборка коробки передач»)

Самопроизвольное выключение передач
Ослабление затяжки гаек крепления коробки передач к картеру сцепления или болтов крепления картеров коробки передач Затянуть гайки или болты
Износ торцов зубьев муфт включения передач или износ зубьев шлицевых венцов на шестернях 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач, заднего хода и на первичном валу Заменить изношенные детали
Ослабление пружин фиксаторов Заменить изношенные пружины
Шум в коробке передач
Износ подшипников Заменить подшипники
Износ или выкрашивание рабочей поверхности зубьев, поломка зубьев шестерен Заменить поврежденные шестерни
Пониженный уровень масла в картере Долить масло до нормального уровня
Течь масла из коробки передач
Износ манжет Заменить манжеты
Загрязнение сапуна или его повреждение Очистить сапун от грязи или заменить новым
Ослабление затяжки маслосливной и маслоналивной пробок Подтянуть пробки до прекращения течи
Негерметичность заглушек картеров Установить новые заглушки (см. подраздел. «Сборка коробки передач»
Ослабление затяжки болтов крепления передней крышки, переднего и заднего картеров с пластиной и корпуса рычага переключения передач Затянуть болты крепления картеров. Вывернуть болты крепления передней крышки или корпуса рычага, смазать резьбовую часть болтов герметиком и затянуть болты заданным моментом (см. подраздел «Сборка коробки передач»)
Повреждение прокладок или наличие забоин на привалочных поверхностях Заменить прокладки, зачистить забоины
При включении всех передач крутящий момент не передается на карданный вал
Ослабление посадки шестерни привода промежуточного вала на валу Заменить промежуточный вал в сборе
При включении 3-й передачи крутящий момент не передается на карданный вал
Ослабление посадки шестерни 3-й передачи на промежуточном валу Заменить промежуточный вал в сборе
Не работает датчик импульсов (нет показаний спидометра)
Налипание металлических частиц на магнитную головку датчика Очистить головку датчика от металлических частиц

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства