Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.
4. Контроль и сортировка деталей.
4.1 Произвести осмотр деталей.
Не допускаются: трещины, обломы, вмятины, забоины, смятие граней, повреждение резьбы более двух витков, наличие на зубьях звездочек следов износа и наклепа, расслоение и разлохмачивание ремней привода генератора и ГРМ (осмотр визуальный).
Детали, техническое состояние которых не удовлетворяет требованиям настоящей инструкции, а также прокладки, сальники подлежат замене.
4.2 Произвести замер рабочих поверхностей деталей.
4.2.1 Блок цилиндров.
Максимальный диаметр D цилиндров, при котором требуется расточка согласно таблице 3 (нутромер НИ 50-100-1).
Таблица 3.
Обозначение блока цилиндров | D |
2101/2103/2108/21081-1002011 | 76,15 |
21011/2105/2106-1002011 | 79,15 |
21213/21214/2123/2130/21083/2110/2112/11183-1002011-10 | 82,15 |
11194-1002011 | 76,65 |
11193-1002011 | 82,15 |
21126-1002011 | 82,15 |
Рис. 36.
Измерение диаметра цилиндра производить по четырем поясам в продольном и поперечном направлениях как показано на рисунке 36. Предельный размер определять по наиболее изношенному цилиндру.
Для двигателей заднеприводных и полноприводных автомобилей:
– диаметр втулок валика привода масляного насоса не более 48,10 мм и 22,02 мм (нутромер НИ 18-50-1);
– диаметр втулки шестерни привода масляного насоса не более 16,04 мм (нутромер НИ 10-18-1).
4.2.2 Шатун с крышкой в сборе.
Допустимый диаметр отверстия под поршневой палец согласно таблице 4 (нутромер НИ 18-50-1).
Таблица 4.
Обозначение шатуна | Диаметр отверстия под поршневой палец не более, мм |
2101/2108-1004045 | 21,96 |
21213/2110-1005045 | 22,00 |
11194-1004045 | 18,00 |
Шатуны 2101/21213-1004045 отличаются от шатунов 2108/2110-1004045 формой верхней головки шатуна, как показано на рисунке 37.
Шатун 11194-1004045 “колотый”, линия разъема крышки и шатуна произвольная. Шатун 11194-1004045 отличается от шатунов 2108/2110-1004045 и шатунов 2101/21213-1004045 длиной. Длина шатуна согласно таблице 5.
Таблица 5.
Обозначение шатуна | Длина шатуна L не более, мм |
2101/21213-1004045 | 195,07 |
2108/2110-1004045 | 178,04 |
11194-1004045 | 181 |
В отверстия верхних головок шатунов 21213/2110-1004045 запрессованы втулки и на шатуны нанесена маркировка класса отверстия под поршневой палец и класса шатуна по массе.
Маркировка наносится:
– для шатунов 21213-1004045 – ударным способом на торце верхней головки шатуна (класс отверстия под поршневой палец), краской на стержне шатуна согласно таблице 6 (класс шатуна по массе);
Рис. 37.
Таблица 6.
Масса верхней головки шатуна, г | Масса нижней головки шатуна, г | Класс | Цвет маркировки |
186±2 | 527±3 | A | белый |
533±3 | B | голубой | |
539±3 | C | красный | |
190±2 | 527±3 | D | черный |
533±3 | E | фиолетовый | |
539±3 | F | зеленый | |
194±2 | 527±3 | G | желтый |
533±3 | H | коричневый | |
539±3 | I | оранжевый |
– для шатунов 2110-1004045 – ударным способом на торце крышки шатуна (класс отверстия под поршневой палец), ударным способом или краской на торце крышки шатуна согласно таблице 7 (класс шатуна по массе).
Таблица 7.
Масса шатуна, г | Масса верхней головки шатуна, г | Масса нижней головки шатуна, г | Класс | Цвет маркировки |
673±5 | 184±2 | 489±3 | Ф | красный |
679±5 | 495±3 | Л | зеленый | |
685±5 | 501±3 | Б | ||
677±5 | 188±2 | 489±3 | Х | |
683±5 | 495±3 | М | ||
689±5 | 501±3 | В | ||
681±5 | 192±2 | 489+3 | Ц | |
687±5 | 495±3 | Н | ||
693±5 | 501±3 | Г | голубой |
Масса шатуна 11194-1004045 по классам, согласно таблице 8.
Таблица 8.
Масса шатуна в сборе, г | Класс |
398±3 | A |
405±4 | B |
412±3 | C |
Применяемость шатунов согласно таблице 9.
Таблица 9.
4.2.3 Вал коленчатый.
Допустимые значения размеров согласно таблице 10 (микрометр типа МК 75-1, штангенциркуль ШЦ-П-250-0,1, призмы, индикатор типа ИЧ-10, штатив ШМ-ПВ-8).
При значениях размеров диаметров коренных и шатунных шеек, менее указанных в таблице, коленчатый вал, рисунок 38, подлежит ремонту путем перешлифовки шеек с уменьшением диаметра на 0,25; 0,5; 0,75 или 1мм.
При значениях размеров D – 49,79 мм и d – 46,83 мм коленчатый вал выбраковывается.
На поверхностях коленчатого вала, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, не допускаются царапины, забоины и риски.
Рис. 38.
Таблица 10.
Обозначение коленчатого вала | Диаметр D коренных шеек не менее, мм | Диаметр d шатунных шеек не менее, мм | Ширина t пятой коренной шейки не более, мм | Ширина t1третьей коренной шейки не более, мм |
2101/ 2103/ 21213/ 2130-1005015 | 50,79 | 47,83 | 28,0 | – |
2108/ 21081/ 2112-1005016, 11183-1005016-01 | – | 27,2 |
На коленчатые валы 2101/2103/21213/-1005015, 2112-1005016, 11183-1005016-01 нанесена маркировка обозначения детали:
– на боковой поверхности первого противовеса – для коленчатых валов 2101/2103-1005015;
– на лыске в передней части – для коленчатых валов 21213/2130-1005015;
– на боковой поверхности пятого противовеса – для коленчатых валов 2112-1005016,11183-1005016-01.
Коленчатые валы 2108/21081-1005016 не маркируются и отличаются друг от друга размерами противовесов. Диаметр образующей окружности противовесов D, рисунок 39:
– для коленчатого вала 2108-1005016 – 131 мм;
– для коленчатого вала 21081-1005016 – 115 мм;
– для коленчатого вала 11183-1005016-01 – 124 мм.
Рис. 39.
Ширина А щечки противовеса:
– для коленчатого вала 2108-1005016 – 102 мм;
– для коленчатого вала 21081-1005016 – 96 мм;
– для коленчатого вала 11183-1005016-01 – 102 мм.
Применяемость коленчатых валов согласно таблице 11.
Таблица 11.
4.2.4 Поршень.
Не допускаются сколы и трещины любого характера, прогары, разрушение перегородок (осмотр визуальный).
Отличия поршней по внешнему виду днища приведены на рисунке 40.
Рис. 40.
Поршни 2108-1004015 и 21083-1004015 отличаются диаметрами и маркировкой. Маркировка нанесена на боковой поверхности поршня в зоне отверстия под поршневой палец на поршень 2108-1004015 – “08”, на поршень 21083-1004015 – “083”.
Поршень 2110-1004015 отличается от поршней 2108/21083-1004015 наличием канавок под стопорные кольца в отверстии под поршневой палец.
Поршень 21124-1004015 отличается от поршня 2112-1004015 большей глубиной выборки под клапан: у поршня 21124-1004015 глубина выборки – 6,6 мм; у поршня 2112-1004015 глубина выборки – 4,0 мм.
Для двигателей ВАЗ 11194, 21126:
Поршень 21126-1004015 отличается от поршня 2112/21124-1004015 высотой поршня.
Высота поршня 21126-1004015 – 45,4 мм, а поршня 2112/21124-1004015 – 65,13 мм.
Применяемость поршней согласно таблице 12.
Таблица 12.
4.2.5 Поршневые пальцы.
Не допускаются следы износа и задиры на поршневых пальцах после выпрессовки (осмотр визуальный).
По наружному диаметру поршневые пальцы разбиты на три категории (1, 2, 3) через 0,004 мм. Категория указывается цветной меткой на торце пальца: синяя метка – первая категория, зеленая – вторая, красная – третья.
Поршневые пальцы 11194/21126-1004020 поставляются в запасные части одной категории.
Применяемость поршневых пальцев согласно таблице 13.
Таблица 13.
Таблица 14.
Обозначение поршневого пальца | Длина L, мм | Внутренний диаметр D отверстия, мм |
2101-1004020 | 67 | 15 |
21213-1004020 | 67 | 15 |
2108-1004020 | 60,5 | 15 |
2110-1004020 | 60,5 | 13,5 |
11194/21126-1004020 | 53 | 10,5 |
Рис. 41.
4.2.6 Упорные полукольца 2101/2106-1005183.
Допускается:
– толщина полукольца номинального размера не менее 2,30 мм;
– толщина полукольца увеличенного размера не менее 2,40 мм (микрометр МК 25-1).
Отличие полуколец:
– 2101-1005183 – металокерамическое (желтого цвета);
– 2106-1005183 – сталеалюминиевое (белого цвета).
4.2.7 Вал распределительный, рисунок 42.
Допустимые значения размеров согласно таблице 15 (призмы, индикатор типа ИЧ-10, штатив ШМ-ПВ-8, микрометр МК 50-1).
Высоту кулачков определять по формуле С = Н – D, где: Н – высота кулачка с базовым диаметром, D – базовый диаметр.
Рис. 42.
Таблица 15.
Распределительные валы 21213/21214-1006010 отличаются от распределительного вала 2101-1006010-20 наличием двух шестигранников между третьим и четвертым, пятым и шестым кулачками. Распределительный вал 2101-1006010-20 имеет один шестигранник между третьим и четвертым кулачками.
Распределительный вал 21214-1006010 отличается от распределительного вала 21213-1006010 наличием маркировки на задней торцевой поверхности вала и меткой диаметром 10…15 мм, нанесенной маслостойкой краской любого контрастного цвета, кроме красного, между первым и вторым кулачками.
Распределительный вал 2110-1006015 отличается от распределительного вала 2108-1006015 наличием шестигранника между пятым и шестым кулачками.
Впускной распределительный вал 2112-1006015 отличается от выпускного распределительного вала 2112-1006014 наличием выступающего пояска Б, рисунок 42, после первой опорной шейки.
Применяемость распределительных валов согласно таблице 16.
Таблица 16.
* – на двигателях под нормы токсичности ЕВРО-3.
4.2.8 Корпус подшипников распределительного вала, рисунок 43.
Допустимые значения размеров согласно таблице 17 (плита поверочная, набор щупов, нутромер НИ 18-50-1).
Корпус подшипников распределительного вала 21214-1006033 отличается от корпуса подшипников распределительного вала 2101-1006033 уменьшенной высотой бобышки с отверстием под масляный канал, как показано на рисунке 44. Корпусы подшипников 21214-1006033 и 2101-1006033 не взаимозаменяемы.
Таблица 17.
Замеры отверстий на корпусах подшипников распределительных валов 2108-1006033/35 и 2112-1006033 производить в сборе с головкой цилиндров. Момент затяжки гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала 2108-1006033/35 от 18 до 22 Н·м (от 1,8 до 2,2 кгс·м), момент затяжки болтов крепления корпуса подшипников распределительных валов 2112-1006033 от 8,0 до 10,0 Н·м (от 0,8 до 1,0 кгс·м) (головки сменные 8 и 13, вороток и удлинитель, ключ моментный).
Рис. 43.
Рис. 44.
Применяемость корпуса подшипников распределительного вала согласно таблице 18.
Таблица 18.
4.2.9 Цепь привода распределительного вала, рисунок 45.
Допустимая длина цепи согласно таблице 19 (приспособление 67.7824-9521, штангенциркуль типа ШЦ-111-500-0,1).
Применяемость цепей согласно таблице 20.
Таблица 19.
Обозначение цепи привода распределительного вала | Тип цепи | Количество звеньев | Длина цепи не более, мм |
2101-1006040 | двухрядная | 114 | 490,0 |
2103-1006040 | двухрядная | 116 | 500,0 |
21214-1006040-03 | однорядная |
Измерение длины производить в следующем порядке:
– установить цепь 4, рисунок 45, на ступенчатые ролики 1 приспособления 5;
– вращением регулировочной гайки 2 отрегулировать положение противовеса 3. Ось противовеса 3 должна быть параллельна основанию приспособления 5;
Рис. 45.
– переместить противовес в крайнее правое положение. При этом приспособление обеспечивает растяжение цепи с усилием 300 Н (30 кгс);
– переместить противовес 3 в крайнее левое положение. При этом растяжение цепи происходит с усилием 150 Н (15 кгс);
– повторить операции по растяжению цепи с нагрузками 300 Н (30 кгс) и 150 Н (15 кгс);
– замерить штангенциркулем 6 расстояние между роликами 1, рисунок 45;
– определить длину цепи (расстояние между осями роликов 1) по формуле:
L = Н + D, где:
- L – длина цепи;
- Н – расстояние между роликами;
- D – диаметр ролика.
Таблица 20.
4.2.10 Валик 2101-1011235 привода масляного насоса, рисунок 46.
Допустимые диаметры опорных шеек не менее: d – 21,94 мм и D – 48,01 мм (микрометры МК 25-1 и МК 50-1).
Рис. 46.
4.2.11 Шестерня 2101/21213-1011228 привода масляного насоса.
Допустимый диаметр посадочной поверхности не менее 15,97 мм (микрометр типа МК25-1).
4.2.12 Шкивы зубчатые 2108-1006020-20, 2112-1006019/20, 21124-1006019/20, 21126-1006019 распределительных валов.
Допускается:
– диаметр отверстия под распределительный вал не более 22,04 мм (нутромер НИ 18-50);
– ширина паза под шпонку не более 4,1 мм (штангенциркуль).
Шкивы 2112-1006019/020 отличаются от шкивов 21124-1006019/20 установочными метками: на шкивах 2112-1006019/020 метки имеют овальную форму, на шкивах 21124-1006019/20 – прямоугольную форму. Шкивы не взаимозаменяемы.
4.2.13 Шкивы зубчатые 2108-1005030-20, 2110-1005030, 21126-1005030 коленчатых валов.
Допускается:
– диаметр отверстия под коленчатый вал не более 22,04 мм (нутромер НИ 18-50);
– ширина паза под шпонку не более 4,1 мм (штангенциркуль).
4.2.14 Толкатель 2101-1106166 бензонасоса.
Допустимая длина толкателя не менее 82,0 мм (штангенциркуль).
4.2.15 Болт крепления головки цилиндров, рисунок 47.
Допустимая длина болта L без учета высоты головки согласно таблице 21 (штангенциркуль).
Рис. 47.
Таблица 21.
Обозначение болта | Длина L болта не более, мм |
21213-1003271 | 115,7 |
21213-1003271-01 | 115,7 |
2108-1003271, 2108-1003271-01 | 135,5 |
2112-1003271, 2112-1003271-01 | 100 |
Применяемость болтов крепления головки цилиндров согласно таблице 22.
Таблица 22.
4.2.16 Маховик, рисунок 48.
Проверить состояние зубчатого обода и, в случае повреждения зубьев, заменить маховик. Установить маховик на поверочную плиту поверхностью А и проверить непараллельность плоскостей В и С относительно плоскости А (плита поверочная, штатив ШМ-ПВ-8, индикатор ИЧ – 10). Допустимая непараллельность поверхностей А, В, С не должна быть более 0,1 мм. Диаметр маховика согласно таблице 23.
Рис. 48.
Таблица 23.
Обозначение маховика | Диаметр маховика, мм | |
D | D1 | |
2101-1005115 | 277,5 | 263 |
2108/2109-1005115 | 274,3 | 264 |
2110-1005115 | 278,7 | 262 |
21213-1005115 | 277,5 | 263 |
Маховик 2101-1005115 отличается от маховика 21213-1005115 количеством грязеотводящих отверстий. У маховика 2101-1005115 четыре отверстия, а у маховика 21213-1005115 два отверстия. Отверстия расположены на привалочной поверхности маховика к коленчатому валу на диаметре – 134 мм.
Маховик 2108-1005115 отличается от маховика 2109-1005115 наличием на наружном диаметре D1 штифта Е.
Применяемость маховика согласно таблице 24.
Таблица 24.