Освещение, световая и звуковая сигнализация автомобилей ВАЗ-2107, -21047.
- Электрооборудование ВАЗ-2107, -21047.
- ВАЗ-2107, -21047 – сборник инструкций по устройству, обслуживанию, диагностике и ремонту.
Освещение, световая и звуковая сигнализации.
Фары.
На автомобиле установлены две блок-фары (фара и указатель поворота выполнены в едином корпусе).
В фаре размещены лампа габаритного света и галогенная двухнитевая лампа ближнего и дальнего света. Электрические цепи блок-фары защищены плавкими предохранителями, а напряжение к нитям ламп подается через реле. На части автомобилей блок-фары оборудованы гидрокорректором. Он позволяет изменять наклон пучка света фар в зависимости от загрузки автомобиля, чтобы не слепить водителей встречного транспорта.
Правая и левая блок-фары невзаимозаменяемы.
Схема включения фар и противотуманного света в задних фонарях.
Замена ламп блок-фары.
Поворачиваем крышку блок-фары против часовой стрелки и снимаем ее.
Для замены лампы головного света снимаем соединительную колодку с выводов лампы ближнего-дальнего света,
выводим усики пружинного фиксатора из пазов
и вынимаем неисправную лампу.
Новую лампу устанавливаем в обратной последовательности. Галогенную лампу нельзя брать руками за стеклянную колбу, чтобы не оставить жирных следов от пальцев. Если это произошло, лампу протираем спиртом. Иначе возможно потемнение кварцевой колбы лампы при включении.
Для замены лампы габаритного света вынимаем патрон.
Для замены лампы указателя поворота поворачиваем патрон против часовой стрелки
и вынимаем его вместе с неисправной лампой.
Замена блок-фары.
Если меняем левую блок-фару, то для обеспечения доступа предварительно снимаем бачок стеклоочистителя (см. «Очистители и омыватели ветрового стекла и фар»), если меняем правую – аккумуляторную батарею.
Снимаем рычаг-щетку очистителя фары (см. «Замена очистителя фар»).
Отсоединяем привод гидрокорректора (см. «Замена гидрокорректора фар»).
Замена показана на примере левой блок-фары.
Отсоединяем колодку проводов фары
и указателя поворота.
Удерживая гайку ключом или головкой «на 8»,
крестообразной отверткой отворачиваем винт.
Очень часто из-за коррозии гайку отвернуть не удается. Чтобы снять фару, не повредив ее, аккуратно высверливаем винт сверлом диаметром 5-6 мм.
Придерживая рукой фару, крестообразной отверткой отворачиваем два оставшихся самореза крепления фары.
Вынимаем блок-фару.
Устанавливаем блок-фару в обратной последовательности. Верхний саморез крепления фары заворачивается в пластинчатую гайку – убеждаемся, что она осталась на своем месте.
Замена гидрокорректора фар.
Гидрокорректор служит для изменения угла наклона фар в зависимости от загрузки автомобиля. Он состоит из главного цилиндра, закрепленного на панели приборов, исполнительных цилиндров, установленных в блок-фарах, и соединительных трубок. Цилиндры и трубки – герметичны и заполнены специальной жидкостью с низкой температурой замерзания. Гидрокорректор – неразборный и ремонту не подлежит. При закисании поршней в цилиндрах, течи из цилиндров или трубок, а также если ход штоков исполнительных механизмов (в блок-фарах) отличается от величины 7±0,5 мм, меняем гидрокорректор.
Снимаем щиток приборов (см. «Снятие щитка приборов»). Гидрокорректор можно поменять, не снимая приборы, но при этом придется работать снизу приборной панели, что очень неудобно.
Потянув на себя, снимаем рукоятку гидрокорректора фар с приборной панели.
Пассатижами или головкой «на 24» отворачиваем гайку крепления главного цилиндра гидрокорректора
и вынимаем его внутрь приборной панели.
Отверткой поджимаем фиксатор рабочего цилиндра гидрокорректора
и, повернув против часовой стрелки, извлекаем его из корпуса фары.
Аналогично снимаем цилиндр гидрокорректора с другой фары.
Сжимая пассатижами усики фиксаторов, выступающие (под крылом) из отверстий брызговика,
снимаем пластмассовые хомуты крепления жгутов электропроводки.
Отверткой аккуратно проталкиваем резиновый уплотнитель внутрь салона
и через отверстие вынимаем рабочие цилиндры гидрокорректора в салон под панель приборов.
Новый гидрокорректор монтируем в обратной последовательности.
После установки проверяем регулировку фар (см. «Регулировка фар»).
Наружное освещение, лампы сигнала торможения, противотуманного света и света заднего хода.
Передние лампы габаритного света установлены в фарах (см. «Фары»). Задние комбинированные фонари объединяют в себе несколько секций. В наружных секциях размещены лампы габаритного и противотуманного света. Секция света заднего хода – с белым рассеивателем. Лампы сигнала торможения расположены в крайних секциях, ближе к номерному знаку.
Номерной знак освещается двумя фонарями, которые установлены в рамке крышки багажника.
Выключатель сигнала торможения, закрепленный на кронштейне педального узла, включает лампы сигнала при нажатии на педаль тормоза. Электрическая цепь сигнала торможения подключена к аккумуляторной батарее, минуя выключатель зажигания.
Схема включения наружного освещения.
Выключатель света заднего хода установлен на картере коробки передач с правой стороны. Он работает только при включенном зажигании.
На центральных стойках автомобиля расположены плафоны освещения салона со встроенными в них выключателями. В дверных проемах на стойках установлены дополнительные выключатели. При открывании любой из дверей автомобиля освещение салона включается вне зависимости от положения выключателей в плафонах. Цепи плафонов освещения салона всегда находятся под напряжением.
На передней панели в подкапотном пространстве установлена лампа освещения моторного отсека. Работает она только при включенном наружном освещении и открытом капоте (патрон лампы снабжен выключателем).
Аварийная сигнализация и указатели поворотов.
Указатели поворотов включаются подрулевым переключателем. Режим аварийной сигнализации (мигают все указатели поворотов) включается выключателем, установленным на рулевой колонке. С 1995 г. в конструкции выключателя изменена схема подключения контрольной лампы и ликвидированы выводы «5» и «6». Реле аварийной сигнализации должно обеспечивать мигание ламп указателей поворота с частотой 90±30 в минуту при температуре окружающего воздуха от – 20 до +50° С и напряжении от 10,8 до 15 В. При перегорании одной из ламп указателя поворота частота мигания контрольной и оставшихся ламп удваивается.
Схема системы аварийной сигнализации и указателей поворота.
Замена ламп в задних фонарях.
Изнутри багажника отворачиваем две пластмассовые гайки и снимаем крышку фонаря.
Сжав два фиксатора,
снимаем плату с лампами. Меняем неисправную лампу.
Очень часто неисправность связана не с лампой, а с плохим контактом в колодке или патроне.
Нажав на выступ снизу колодки, отсоединяем ее от платы.
Осматриваем контакты в патроне, колодке и на лампе, при необходимости очищаем их.
Устанавливаем снятые детали в последовательности, обратной снятию.
Замена задних фонарей.
Отвернув два пластмассовых винта, снимаем крышку (см. «Замена ламп в задних фонарях»), отсоединяем соединительную колодку печатной платы заднего фонаря.
Ключом «на 8» отворачиваем четыре гайки крепления фонаря
и снимаем фонарь.
Устанавливая новый фонарь в последовательности, обратной снятию, предварительно подложив под нижнюю гайку со стороны разъема платы «массовый» провод,
а для правого фонаря дополнительно под верхнюю гайку (со стороны крыла) – «массу» датчика уровня топлива.
Замена лампы бокового указателя поворота.
Если на автомобиле установлен подкрылок, снимаем его.
С внутренней стороны крыла снимаем защитный чехол вместе с патроном указателя поворота и меняем неисправную лампу.
Вставляем патрон в корпус указателя и надеваем защитный чехол.
Замена бокового указателя поворота.
Вынимаем патрон (см. «Замена лампы бокового указателя поворота»).
С внутренней стороны крыла головкой «на 7» или отрезком трубы подходящего диаметра сжимаем усики фиксатора корпуса указателя и выталкиваем их в отверстие крыла.
Аналогично выталкиваем второй фиксатор и снимаем указатель.
Выводим провода наружу через отверстие крыла.
Для замены патрона снимаем его с проводов и подсоединяем к ним новый.
Вставляем лампу с патроном в корпус указателя.
Совместив фиксаторы с отверстиями, устанавливаем указатель поворота на место.
Замена лампы фонаря освещения номерного знака.
Открыв крышку багажника, крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления фонаря.
Вынимаем фонарь и отсоединяем два провода.
Сняв резиновую прокладку, сдвигаем плафон в сторону выступа на корпусе фонаря
и меняем лампу.
Устанавливаем фонарь освещения номерного знака с новой лампой в последовательности, обратной снятию. Провода питания фонаря можно подсоединить произвольно.
Замена лампы плафона освещения салона.
Поддев снизу отверткой,
вынимаем плафон освещения салона
и заменяем лампу.
Устанавливаем плафон, надавливая на его верхнюю часть до срабатывания пружинной защелки.
Замена выключателей и плафонов освещения салона.
Для замены дверного выключателя,
крестообразной отверткой отворачиваем винт,
вынимаем выключатель и отсоединяем от него провод.
Новый выключатель устанавливаем в обратной последовательности.
Для замены плафона освещения салона снимаем его (см. «Замена лампы освещения салона»). Запоминаем порядок подсоединения проводов к плафону.
Отсоединяем провода от неисправного плафона и подсоединяем их к новому.
Замена лампы освещения вещевого ящика.
Открыв вещевой ящик, вынимаем из корпуса выключателя патрон вместе с лампой.
Меняем неисправную лампу и устанавливаем патрон на место.
Замена подкапотной лампы и ее выключателя.
Для замены лампы слегка нажимаем на нее и, повернув против часовой стрелки, вынимаем.
Выключатель лампы и ее патрон выполнены в общем корпусе. Для его замены
отсоединяем наконечник провода.
Ключом «на 8» отворачиваем гайку крепления выключателя к передней панели кузова и
снимаем выключатель.
Новый выключатель устанавливаем в порядке, обратном снятию.
Замена выключателя сигнала торможения.
Под панелью приборов со стороны водителя
снимаем два штекера с выводов выключателя.
Ключом «на 19» отворачиваем пластмассовый буфер,
ослабляем затяжку контргайки и выворачиваем выключатель из резьбового отверстия кронштейна.
Установив новый выключатель, регулируем свободный ход педали тормоза (см. «Тормозная система»).
Провода подсоединяем к выключателю в произвольном порядке.
Подрулевые переключатели.
На автомобиле применен трехрычажный подрулевой переключатель, установленный на рулевой колонке. Переключатели указателя поворотов, света фар и режима работы очистителя и омывателя фар имеют общий корпус.
Замена подрулевых переключателей и выключателя аварийной сигнализации.
Поддев отверткой, снимаем декоративную накладку.
Головкой «на 24» отворачиваем гайку крепления рулевого колеса, оставив ее на валу заподлицо,
ударами ладоней по ободу сбиваем рулевое колесо со шлицев вала.
Если таким способом снять его не удается – поджав коленями обод, сбиваем его, нанося удары по валу через оправку из мягкого металла.
Окончательно отворачиваем гайку и снимаем рулевое колесо.
Крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта, стягивающие с двух сторон половинки кожуха рулевой колонки,
и один саморез, фиксирующий нижнюю половину на колонке.
Снимаем нижнюю накладку, разрезав пластмассовый хомут крепления к ней жгута проводов.
Снимая верхнюю половину кожуха, не потеряйте резиновое кольцо с выключателя зажигания.
Для замены выключателя аварийной сигнализации снимаем его с соединительной колодки и устанавливаем новый.
Снимаем приборную панель (см. «Снятие щитка приборов»).
Внутри приборной панели разъединяем соединительные колодки жгута подвода напряжения к подрулевым переключателям:
восьмиразъемную,
шести- и двухразъемную.
Вынимаем их снизу приборной панели.
Головкой «на 8» ослабляем болт хомута крепления подрулевых переключателей
и снимаем их вместе со жгутами проводов с рулевой колонки, сдвинув вдоль оси вверх.
Устанавливаем новые подрулевые переключатели в последовательности, обратной снятию.
Внимание! Укладывая жгуты проводов в нижний кожух, обязательно закрепляем их пластмассовым хомутом и убеждаемся, что они не касаются карданного шарнира рулевого вала.
Звуковые сигналы.
Звуковые сигналы включаются центральной кнопкой рулевого колеса. Контактное кольцо выключателя закреплено на рулевом колесе, а подпружиненный контакт – на корпусе подрулевых переключателей.
В настоящее время применяюся звуковые сигналы 20.3721-01. Они имеют
винт для регулировки сигнала и встроенное реле (выводы монтажного блока под реле звукового сигнала закорочены перемычкой).
Сигналы неразборные – при выходе из строя подлежат замене.
Схема включения звуковых сигналов.
Регулировка и замена звукового сигнала.
Чтобы отрегулировать один из сигналов, отключаем другой. Для этого
отсоединяем наконечник серого с черной полосой провода от вывода отключаемого сигнала.
При включенном другом сигнале, отверткой плавно вращая регулировочный винт в ту или иную сторону, добиваемся чистого и громкого звука. Если регулировкой не удается устранить хрипы – меняем звуковой сигнал.
Для замены звукового сигнала отсоединяем «минусовую» клемму аккумуляторной батареи.
Отсоединяем провода от неисправного звукового сигнала.
Ключом «13» отворачиваем гайку
и снимаем сигнал.
Новый сигнал устанавливаем в обратной последовательности. Провода к сигналу подключаем в произвольном порядке.