Перед началом эксплуатации (общее описание). Электромобиль GAZelle e-NN – руководство по эксплуатации.
Перед началом эксплуатации.
Перейти к описанию систем GAZelle e-NN:
Отпирание и запирание замков дверей, выдвижная подножка Центральная система запирания дверей.
Панель приборов и органы управления.
Сигнализаторы комбинации приборов.
Выключатели на панели приборов.
Аварийное отключение тяговой батареи.
Выключатель аварийной сигнализации.
Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.
К электромобилю прилагается комплект ключей.
В комплект входят два единых ключа 1 для замков двери водителя, боковой сдвижной и задних дверей цельнометаллического фургона, а также замка выключателя приборов.
Номер ключей указан на бирке 2.
Отпирание и запирание замков дверей, выдвижная подножка.
Дверь водителя снабжена выключателем замка, позволяющим блокирование/разблокирование замка снаружи электромобиля.
Отпирание:
– вставьте ключ в скважину
выключателя замка и поверните его
вправо до упора (положение I).
– верните ключ в исходное положение и выньте его.
– откройте дверь, потянув ручку на себя.
Запирание:
– закройте дверь и, вставив ключ в скважину выключателя замка, поверните его влево до упора (положение II).
– верните ключ в исходное положение и выньте его.
Изнутри замки дверей могут быть заблокированы нажатием на кнопки 1. При опущенных кнопках 1 двери нельзя открыть снаружи.
Для открывания заблокированной двери изнутри, потяните два раза ручку 2 на себя: первый раз – для разблокирования замка (кнопка 1 поднимется), второй – для открывания двери.
Механизм блокировки замка двери водителя исключает возможность блокировки замка при открытой двери.
Внимание!
- В пути кнопки блокировки дверей (кроме двери/дверей грузового салона цельнометаллического кузова) рекомендуется держать в поднятом положении, чтобы в экстренных случаях была облегчена эвакуация водителя и/или пассажиров.
Внимание!
- Приложение значительного усилия (более 9кгс) к кнопке блокировки и ключу выключателя при открытой водительской двери может привести к поломке замка. При этом будет утеряна функция защиты от случайного закрытия двери с заблокированным замком.
Цельнометаллический кузов имеет также боковую сдвижную дверь с правой стороны и двойную заднюю дверь.
Пользование замками боковой сдвижной и правой задней двери аналогично указанному для замка двери водителя, только отпирание замков происходит при повороте ключа влево, а запирание – при повороте ключа вправо.
Для открывания боковой сдвижной двери снаружи потяните ручку на себя и сдвиньте дверь назад. Для закрывания боковой сдвижной двери снаружи потяните за ручку по ходу движения электромобиля и сдвиньте дверь.
Для открывания боковой сдвижной двери изнутри потяните ручку против хода движения и сдвиньте дверь назад. Этой же ручкой пользуйтесь и при закрывании двери изнутри.
Для открывания задней правой двери снаружи/изнутри потяните на себя соответственно наружную или внутреннюю ручку правой двери. Для открывания левой двери потяните против часовой стрелки ручку на торце двери и откройте дверь. Закрывать следует сначала левую дверь, затем правую.
Внимание!
- Закрывание левой задней двери при закрытой правой может привести к повреждению панелей дверей.
В вариантном исполнении боковая сдвижная и задняя дверь грузового салона могут быть заблокированы/разблокированы кнопкой на панели приборов. При заблокированных замках боковой сдвижной и задней двери и при включенных приборах индикатор в кнопке горит. Блокировка/разблокировка с кнопки не работает при открытых боковой сдвижной и задней двери.
Внимание!
- Замки боковой сдвижной и задней двери имеют функцию защиты моторедукторов замков от перегрева, вызванного чрезмерно частым блокированием/разблокированием дверей (более 5 раз подряд). При этом дистанционная блокировка замков (опция) перестает работать на несколько минут, после чего работоспособность полностью восстанавливается.
Задние двери открываются на 270° с фиксацией ограничителями при открывании на 90° (на электробусах ограничители не устанавливаются, задние двери открываются на 180° без фиксации при открывании на 90°).
Для фиксации правой или левой задней двери на 90° откройте дверь и убедитесь, что рычаг ограничителя находится в зацеплении со стопором как показано на рисунке.
Для фиксации правой или левой задней двери на 270° откройте дверь на угол меньше 90° и убедитесь, что рычаг ограничителя не находится в зацеплении со стопором (положение А), отведите рычаг ограничителя в направлении стрелки как показано на рисунке и откройте дверь. При необходимости ограничитель можно отключить (не рекомендуется!), зафиксировав рычаг в пружинном фиксаторе (положение В). Для включения ограничителя потяните рычаг на себя и введите его в зацепление со стопором.
Фиксация при максимальном открывании двери (~270°) осуществляется автоматически при помощи магнитного фиксатора. Для расфиксации потяните дверь в сторону закрывания (на себя).
Выдвижная подножка.
Для удобства посадки-высадки пассажиров, на электробусе установлена выдвижная подножка.
Подножка выдвигается автоматически в начале открывания боковой сдвижной двери, убирается после ее закрытия.
Внимание!
- На электромобиле с цельнометаллическим кузовом для предупреждения о присутствии на дороге остановившегося электромобиля с открытыми в положение 90° задними дверями необходимо установить знак аварийной остановки.
Внимание!
- Во избежание деформации деталей кузова от ударных нагрузок, при открывании дверей на максимальный угол придерживайте створки дверей до срабатывания магнитных фиксаторов.
Опасно!
- Категорически запрещается эксплуатация электромобиля с открытыми или неплотно закрытыми дверями. Движение, даже на минимальной скорости, разрешается только с полностью убранной выдвижной подножкой электробуса. Выдвинутая подножка движущегося электробуса может нанести травмы окружающим людям, а в случае контакта с препятствием возможна поломка или повреждение элементов подножки.
Центральная система запирания дверей.
Центральный замок работает только при наличии электропитания (заряженной батареи).
Центральный замок позволяет одновременное блокирование (запирание) и разблокирование (отпирание) двери водителя и пассажирских дверей.
Запирание. Снаружи: закройте двери и поверните ключ в замке водительской двери влево до упора. Верните ключ в исходное положение и выньте его.
Изнутри: на закрытых дверях нажмите вниз кнопку блокировки на водительской двери – кнопки блокировки опустятся на двери водителя и пассажирских дверях.
Отпирание. Снаружи: поверните ключ в замке водительской двери вправо до упора. Верните ключ в исходное положение и выньте его.
Изнутри: потяните на себя внутреннюю ручку водительской двери один раз. Кнопки блокировки поднимутся на двери водителя и пассажирских дверях, замки указанных дверей будут разблокированы. Для открывания двери потяните на себя внутреннюю ручку еще раз.
Внимание!
- Центральный замок имеет функцию защиты моторедукторов замков от перегрева, вызванного блокированием/разблокированием дверей более 5 раз подряд. При этом центральный замок перестает работать на несколько минут, после чего его работоспособность полностью восстанавливается.
Рекомендуем регулировать сиденье водителя следующим образом:
- используя регулировки, установите сиденье так, чтобы, не испытывая дискомфорта, Вы могли полностью нажать любую педаль управления электромобилем;
- наклон спинки установите таким образом, чтобы Вы могли достать до рукоятки переключения режимов движения на панели приборов, не отрывая спины от спинки сиденья.
Опасно!
- Во избежание создания аварийной ситуации не производите регулировку сиденья водителя во время движения электромобиля.
Сиденье водителя.
В зависимости от комплектации электромобиля сиденье водителя может оснащаться регулируемым подлокотником, электрообогревом подушки и спинки, регулировкой жесткости поясничного подпора спинки сиденья и регулировкой положения подушки в продольном направлении.
Подлокотник регулируется по углу наклона поворотом колеса, расположенного в нижней передней части подлокотника.
Сиденье имеет следующие регулировки:
- продольную;
- по высоте передней части сиденья;
- по высоте задней части сиденья;
- по углу наклона спинки;
- жесткости поясничного подпора;
- продольного перемещения подушки.
Для продольного перемещения сиденья потяните рукоятку 1 продольной регулировки вверх и выберите желаемое положение сиденья. После регулировки убедитесь, что сиденье зафиксировалось.
Исполнение 1.
Исполнение 2.
Для регулировки высоты передней или задней части сиденья поднимите вверх соответственно рукоятку 2 или 3 и последовательно установите желаемую высоту передней или задней части сиденья.
Для регулировки угла наклона спинки сиденья поверните рычаг 4 как показано на рисунке и выберите желаемое положение наклона спинки.
Для регулировки жесткости поясничного подпора спинки сиденья поворачивайте рукоятку 5 как показано на рисунке и выберите желаемую жесткость поясничного подпора.
Сиденье водителя установлено на сварное основание, выполняющее дополнительно функцию отсека для мелких вещей. Для получения доступа в отсек отклоните спинку сиденья и передвиньте сиденье максимально вперед.
Для регулировки продольного перемещения подушки поднимите рукоятку 6 вверх как показано на рисунке, и не отпуская, произведите регулировку, после чего отпустите рукоятку.
Подголовник сиденья водителя регулируется по высоте.
Для регулировки подголовника нажмите фиксатор 1 и, удерживая его, передвиньте (вверх или вниз) подголовник так, чтобы затылок располагался на уровне его центральной части. Затем отпустите фиксатор и попробуйте передвинуть подголовник, чтобы убедиться, что он надежно закреплен.
Исполнение 1.
Исполнение 2.
Для регулировки подголовника обхватите подголовник руками и передвиньте (вверх или вниз) подголовник так, чтобы затылок располагался напротив его центральной части.
Сиденье пассажиров.
Сиденье пассажиров двухместное, нерегулируемое.
На основании сиденья пассажиров с правой стороны имеются приварные кронштейны для установки огнетушителя.
На втором ряду электромобилей с платформой и двухрядной кабиной установлены аналогичные по конструкции сиденья.
На электромобилях с платформой и двухрядной кабиной огнетушитель устанавливается на приварные кронштейны правого сиденья второго ряда.
Электромобили с цельнометаллическим кузовом и двухрядной кабиной оснащены, а электромобили с платформой и двухрядной кабиной могут быть оснащены трансформируемыми в спальное место сиденьями пассажиров второго ряда. Дополнительно сиденья несут функцию вещевого ящика, образованного наружными декоративными панелями.
Для доступа в ящик потяните за ремешок подушки и откиньте подушку вперед до вертикального положения.
Для трансформации сидений в спальное место, при сложенной подушке, потяните за ремешок привода замка спинки и опустите спинку сиденья как показано на рисунке, положив ее на подушку сиденья.
В случае установленных трансформируемых сидений пассажиров второго ряда, огнетушитель закреплен на кронштейнах сиденья передних пассажиров.
Опасно!
- Во избежание травм, запрещается движение электромобиля с разложенными сиденьями второго ряда при нахождении на них людей.
Сиденья пассажиров в кабинной части электробусов одноместные нерегулируемые, установленные на единое основание. Левое сиденье имеет в своем составе диагонально- поясной ремень безопасности и подлокотник. В составе правого сиденья ремень безопасности отсутствует.
В салоне электробусов, в зависимости от комплектации, могут быть установлены одноместные нерегулируемые сиденья со встроенными двухточечными (поясными) ремнями безопасности, либо без ремней безопасности. Отдельные сиденья могут быть оснащены подлокотниками. В первом ряду салона электробуса может быть установлено сиденье, предназначенное для лица приоритетной группы.
Рулевая колонка регулируется по углу наклона.
Для регулировки колонки опустите рычаг 1 механизма фиксации рулевой колонки вниз (положение II), установите рулевое колесо в удобное положение и зафиксируйте колонку, подняв рычаг вверх до упора (в исходное положение I).
Регулировку положения рулевого колеса производите после регулировки сиденья водителя.
Рулевое колесо установите так, чтобы слегка согнутой рукой можно было свободно достать его верхнюю часть.
Опасно!
- Во избежание создания аварийной ситуации не производите регулировку рулевой колонки во время движения электромобиля.
Ремни безопасности являются эффективным средством защиты водителя и пассажиров от тяжёлых последствий дорожно-транспортных происшествий.
Электромобили комплектуются тремя типами ремней: трёхточечными (диагонально-поясными) с инерционными катушками, двухточечными (поясными) статическими с ручной регулировкой длины ленты или двухточечными (поясными) с инерционной катушкой. Диагонально-поясные ремни, а также двухточечные (поясные) ремни с инерционной катушкой не нуждаются в регулировке. В случае поясных статических ремней необходима индивидуальная регулировка длины лямки ремня, при этом поясная лямка должна плотно прилегать к бёдрам. Изменение длины лямки осуществляется регулятором.
Ремни безопасности водителя и переднего правого пассажира оснащены механизмами, позволяющими отрегулировать верхнюю направляющую ремня безопасности по высоте, обеспечивая тем самым удобство пользования ремнем людям различных ростовых групп. Крайние диагонально-поясные ремни безопасности второго ряда сидений указанными механизмами не оснащаются.
Для регулировки положения верхней направляющей потяните на себя кнопку 1 и одновременно двигайте ее либо вверх, либо вниз по необходимости.
Для пристёгивания ремнём медленно (без рывков) потяните ленту ремня за язычок 1, чтобы её длина по груди и бёдрам была примерно одинаковой, и вставьте его в соответствующий данному сиденью замок 2 до характерного щелчка.
Верхняя часть ремня должна проходить через середину плеча, и ни в коем случае через шею или под рукой, и должна плотно прилегать к верхней части туловища.
Поясная часть ремня должна лежать как можно ниже и всегда плотно прилегать к бёдрам. В противном случае следует отпустить ремень и потянуть его.
Для освобождения ремней нажмите на красную кнопку 3 соответствующего замка. При этом язычок будет вытолкнут пружиной из своего гнезда. Отведите ленту ремня за язычок рукой назад, чтобы механизму было легче её смотать.
Ремнями безопасности должны пристёгиваться и беременные женщины. Необходимо помнить, что лента ремня должна располагаться таким образом, чтобы избежать любого давления на живот. Поясная часть ремня должна располагаться ниже живота.
Внимание!
- Ремни, которые испытали большую нагрузку при дорожно-транспортном происшествии или которые имеют потёртости, разрывы и другие повреждения, должны быть обязательно заменены на соответствующие новые ремни безопасности в сборе.
- Недопустимы любые изменения в конструкции ремней безопасности.
- Нельзя вдвоём пристёгиваться одним ремнём, особенно недопустимо пристёгивать ремнём ребёнка, сидящего на коленях пассажира.
Исполнение 1.
Исполнение 2.
Для регулировки наружных зеркал с электроприводом при включенных приборах поворотом рукоятки 1 пульта управления выберите правое R или левое L зеркало. Перемещением рукоятки вправо или влево осуществляется регулировка по горизонтали, а вверх или вниз – регулировка по вертикали. При включенных габаритных огнях пульт управления подсвечивается.
Регулировка наружных зеркал без электропривода осуществляется вручную, воздействием на само зеркало.
При запотевании/обмерзании наружных зеркал включите их обогрев выключателем, установленным в блоке выключателей на панели приборов (для электромобилей с платформой и автофургонов) или справа от рулевого колеса (для электробусов). Обогрев зеркал выключается повторным нажатием на выключатель.
Регулировку положения зеркал заднего вида производите после регулировки сиденья водителя.
Зеркала имеют механизмы складывания, и в случае наезда на препятствие позволяют им отклоняться в сторону удара, тем самым, исключая повреждение зеркал.
Опасно!
- Во избежание создания аварийной ситуации не производите регулировку зеркал заднего вида во время движения электромобиля.
Внутреннее зеркало заднего вида регулируйте поворотом вокруг шарнира его крепления.
Панель приборов и органы управления.
1 ─ Блок управления электроприводом стеклоподъемников и наружных зеркал; 2 ─ Боковые дефлекторы вентиляции; 3 ─ Аварийная кнопка отключения тяговой батареи; 4 ─ Модуль управления светом; 5 ─ Рычаг подрулевого переключателя указателей поворота и света фар; 6 ─ Комбинация приборов; 7 ─ Рулевое колесо; 8 ─ Выключатель аварийной сигнализации; 9 ─ Кнопка звукового сигнала; 10 ─ Выключатель приборов4 11 ─ Рычаг подрулевого переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя; 12 ─ Центральные дефлекторы вентиляции; 13 ─ Головное устройство аудиосистемы; 14 ─ Выключатели на панели приборов; 15 ─ Пульт управления климатической установкой панели приборов; 16 ─ Карман для документов; 17 ─ Выключатель ФВУ; 18 ─ Верхний вещевой ящик; 19 ─ Нижний вещевой ящик; 20 ─ Ручка управления кондиционером пассажирского салона; 21 ─ Розетка; 22 ─ Ящик для мелких вещей/пепельница; 23 ─ Кнопка экстренного вызова «SOS», совмещенная с микрофоном и кнопкой дополнительных функций или прикуриватель; 24 ─ Рычаг стояночного тормоза; 25 ─ Ручка управления дополнительным отопителем; 26 ─ Педаль акселератора; 27 ─ Переключатель режимов движения; 28 ─ Педаль рабочих тормозов; 29 ─ Модуль управления подогревателем для отопителя в панели приборов; 30 ─ Рычаг механизма фиксации рулевой колонки; 31 ─ Крышка блока предохранителей; 32 ─ Пульт управления независимым отопителем; 33 ─ Ручка открывания замка капота; 34 ─ Ручка открывания двери изнутри.
1. Амперметр.
Указывает ток разряда или заряда тяговой батареи.
Серая (0-100 А), оранжевая (100-200 А) и красная (200-300 А) зоны – разряд тяговой батареи (расходование электроэнергии для движения, удерживание электромобиля двигателем на уклоне, для зарядки 12-ти вольтовой батареи, для работы насоса ГУР, вакуумного насоса тормозов, приборов световой и звуковой сигнализации, а также других 12-ти вольтовых приборов).
Зеленая зона (0-100 А) – накопление электроэнергии в тяговой батарее (от внешнего источника тока или рекуперативное торможение).
Внимание!
- Не допускайте длительную работу электродвигателя при силе тока свыше 200 А (красная зона), это может вызвать перегрев батареи или элементов электропривода. В этом случае автоматически сработает защита от перегрева тяговой батареи или двигателя с одновременным снижением тягово-скоростных характеристик электромобиля.
2. Указатель температуры охлаждающей жидкости.
При достижении стрелкой красной зоны шкалы и загорании сигнализатора аварийно высокой температуры охлаждающей жидкости двигателя и контроллера, необходимо остановить электромобиль и устранить причину перегрева.
3. Кнопка «Режим» / управления маршрутным компьютером.
Для «самотестирования» комбинации приборов нажмите кнопку «Режим» и, удерживая ее, включите приборы − положение ключа I. При этом включаются тестируемые сигнализаторы, все сегменты многофункционального дисплея, стрелочные индикаторы проходят путь от минимума до максимума.
Режим «самотестирования» прерывается: самостоятельно после движения стрелок приборов от начальной отметки шкалы до максимальной; при начале движения (появление скорости); при выключении приборов.
После окончания режима «самотестирования» комбинация приборов выходит в рабочий режим.
Для управления маршрутным компьютером (выбор меню по кругу) поверните кнопку по часовой стрелке (МК-up) или против часовой стрелки (МК-down).
Для сброса (обнуления) отдельных показаний маршрутного компьютера нажмите кнопку во время индикации конкретного показания.
4. Многофункциональный дисплей.
Режимы работы смотрите на следующей странице.
5. Кнопка установки на нуль показаний суточного пробега/перевода часов и минут.
Для установки на нуль показаний суточного пробега нажмите кнопку и удерживайте ее нажатой не менее 3 секунд.
Для перевода часов и минут поверните кнопку: по часовой стрелке – изменение показаний часов, против часовой стрелки – изменение показаний минут.
6. Указатель уровня топлива.
При остатке топлива менее 2 л стрелка достигает красной зоны шкалы и загорается сигнализатор минимального резерва топлива в баке (дизельное топливо используется только для обогрева кабины и салона электромобиля).
Внимание!
- Положение указателя уровня топлива зависит от поверхности, на которой стоит электромобиль, и от загрузки электромобиля.
7. Спидометр.
Указывает скорость движения электромобиля в км/ч.
Внимание!
- Во избежание сбоев в работе приборов системы управления и выхода их из строя запрещается отключать аккумуляторную батарею (отсоединять провода с клемм «+» и «–») при включенных приборах.
Для исключения последствий сбоев в работе комбинации приборов:
1. Выключите приборы.
2. При отключенной аккумуляторной батарее 12В восстановите соединение аккумуляторной батареи 12В с бортовой сетью электромобиля, при подключенной аккумуляторной батарее12В – отключите и через несколько секунд подключите аккумуляторную батарею12В к бортовой сети электромобиля.
3. Нажмите кнопку «Режим» и, удерживая ее, включите приборы. При этом стрелочные индикаторы вернутся в исходное положение.
Многофункциональный дисплей.
Показания дисплея:
Режим показаний текущего времени, ч:мин (от 00:00 до 23:59).
Режим показаний напряжения бортовой электрической сети, В (от 6.0 до 18.0).
Режим показаний уровня заряда батареи (числовой – от 0 до 100 %, графический – от 0 до 10 прямоугольных значков) и предполагаемого запаса хода, км (от 0 до 120).
Режим показаний тока потребления в бортовой 12-ти вольтовой сети электромобиля, А (от 0 до 213).
Режим показаний напряжения тяговой батареи, В (от 200 до 400).
Режим показаний минимальной температуры на ячейках батареи, °С (от -40 до 99).
Режим показаний максимальной температуры на ячейках батареи, °С (от -40 до 99).
Режим показаний потребленной энергии (суточный), кВт·ч (от 0 до 999).
Режим показаний потребленной энергии (общий), кВт·ч (от 0 до 999999).
Режим показаний счетчика суточного пробега, км (от 0.0 до 9999.9).
Режим показаний счетчика пройденного пути, км (от 0 до 999999).
Режим показаний предупреждения о неисправности изоляции:
– постоянное горение значка «Молния» – некритическая утечка тока – возможно продолжить движении до СТО для устранения неисправности;
– горение значка «Молния» в мигающем режиме – аварийное состояние высоковольтного оборудования – блок управления отключит тяговую батарею, движение будет невозможно.
Показания маршрутного компьютера носят информационно-справочный характер.
Сигнализаторы комбинации приборов.
1. Сигнализатор (оранжевый) неисправности двигателя.
Загорается при включении приборов и гаснет через несколько секунд.
При непрерывном горении сигнализатора информирует водителя о не критических неисправностях двигателя, фиксируемых бортовой диагностической системой. Допускается продолжать движение, соблюдая меры предосторожности.
Необходимо провести диагностику системы управления двигателем на предприятии технического обслуживания.
2. Сигнализатор (красный) критической неисправности двигателя.
Загорается при включении приборов и гаснет через несколько секунд.
При непрерывном горении информирует водителя о наличии критической неисправности (перегрев двигателя, отказ газ-педали, критическая неисправность электронного блока) при которой необходимо немедленно прекратить движение, остановиться и устранить неисправность.
3. Сигнализатор (оранжевый) низкого уровня охлаждающей жидкости.
Загорается при включении приборов и гаснет через несколько секунд.
При непрерывном горении сигнализатора необходимо устранить причину утечки охлаждающей жидкости и довести уровень в расширительном бачке системы охлаждения двигателя до нормы.
4. Сигнализатор (красный) критической неисправности тяговой батареи.
Загорается при включении приборов и гаснет через несколько секунд.
При непрерывном горении информирует водителя о наличии критической неисправности тяговой батареи, при которой произойдет автоматическое отключение батареи.
Электромобиль должен быть проверен на предприятии технического обслуживания.
5. Сигнализатор (оранжевый) неисправности тяговой батареи.
Загорается при включении приборов и гаснет через несколько секунд.
При непрерывном горении информирует водителя о наличии неисправности тяговой батареи. Допускается продолжать движение, соблюдая меры предосторожности.
6. Сигнализатор (красный) высокой температуры тяговой батареи.
Загорается при включении приборов и гаснет через несколько секунд. При непрерывном горении сигнализатор информирует водителя о повышенной температуре тяговой батареи.
Автоматически ограничивается подаваемая электроэнергия к двигателю или забираемая от двигателя при рекуперативном торможении. Необходимо немедленно уменьшить скорость движения и быть готовым совсем прекратить движение, соблюдая меры предосторожности.
7. Сигнализатор (зеленый) включения левых указателей поворота.
8. Сигнализатор (белый) включения дневных ходовых огней.
9. Сигнализатор (красный) аварийно высокой температуры охлаждающей жидкости.
Загорается при включении приборов и гаснет через несколько секунд.
При непрерывном горении сигнализатора необходимо немедленно остановить электромобиль, соблюдая меры предосторожности, отключить тяговую батарею, определить и устранить причину перегрева.
10. Сигнализатор (зеленый) включения габаритных огней.
11. Сигнализатор (красный) «STOP».
Загорается одновременно с одним из аварийных сигнализаторов красного цвета. При загорании указанных сигнализаторов дальнейшая эксплуатация электромобиля не допускается до устранения неисправности.
Горение сигнализатора в мигающем режиме и дублирование периодическим звуковым сигналом указывает на требование остановки пассажирами (нажатие кнопки в салоне).
12. Сигнализатор (синий) включения дальнего света фар.
13. Сигнализатор (оранжевый) минимального резерва топлива в баке.
Загорается при положении поплавка уровня топлива в районе 2 литров.
14. Сигнализатор (зеленый) включения ближнего света фар.
15. Сигнализатор (зеленый) включения правых указателей поворота.
16. Сигнализатор (оранжевый) неисправности гидроусилителя рулевого управления.
Загорается при включении приборов и гаснет через несколько секунд.
При непрерывном горении информирует водителя о наличии неисправности гидроусилителя рулевого управления.
Допускается продолжать движение, соблюдая меры предосторожности (увеличивается усилие на рулевом колесе).
Электромобиль должен быть проверен на предприятии технического обслуживания.
17. Сигнализатор (зеленый) зарядки тяговой батареи.
Загорается при соединении вилки зарядного кабеля с зарядным портом электромобиля, мигает при зарядке.
18. Сигнализатор (оранжевый) пониженной мощности двигателя.
Загорается при уменьшении уровня заряда батареи до критически низкого уровня. Необходимо зарядить электромобиль.
19. Сигнализатор (зеленый) «Готовность к движению».
20. Сигнализатор (оранжевый) режима «Парковка».
21. Сигнализатор (оранжевый) режима «Задний ход».
22. Сигнализатор (зеленый) нейтрального положения силового привода или резервный.
23. Сигнализатор (оранжевый) неисправности антиблокировочной системы тормозов или резервный.
Загорается при включении приборов и гаснет через несколько секунд.
Длительное горение сигнализатора или его загорание в движении указывает на неисправность антиблокировочной системы тормозов. При этом рабочая тормозная система сохраняет работоспособность.
Электромобиль должен быть проверен на предприятии технического обслуживания.
24. Сигнализатор (оранжевый) режима «Движение».
25. Сигнализатор (синий) низкой температуры тяговой батареи.
Загорается при включении приборов и гаснет через несколько секунд.
При непрерывном горении сигнализатор информирует водителя о пониженной температуре тяговой батареи.
26. Сигнализатор (оранжевый) включения подогревателя тяговой батареи.
Загорается при включении приборов и гаснет через несколько секунд.
Включается автоматически при зарядке холодной батареи.
Начинать движение можно только после того, как сигнализатор погаснет (одновременно контролировать отключение сигнализатора низкой температуры тяговой батареи).
27. Сигнализатор (красный) разряда 12-ти вольтовой аккумуляторной батареи.
Загорается при включении приборов и гаснет через несколько секунд.
Горит постоянно при включенных приборах и отключенной тяговой батареи.
В остальных случаях непрерывное горение сигнализатора указывает на неисправность в цепи заряда батареи.
28. Сигнализатор (красный) включения стояночного тормоза.
Загорается мигающим светом при включении приборов, если электромобиль заторможен стояночным тормозом (дублируется кратковременным звуковым сигналом при движении электромобиля).
29. Сигнализатор (красный) незакрытых дверей и/или выдвинутой подножки.
Горение сигнализатора в мигающем режиме и дублирование периодическим звуковым сигналом при движении указывает на незакрытые передние и/или боковые двери и/или выдвинутую подножку.
Горение сигнализатора в постоянном режиме и дублирование постоянным звуковым сигналом указывает на незакрытые задние двери электробуса.
Внимание!
- Запрещается эксплуатация электромобиля с постоянно горящими или мигающими сигнализаторами красного цвета. В случае невозможности устранения неисправности на месте допускается движение электромобиля до предприятия технического обслуживания за исключением случаев загорания сигнализаторов, запрещающих дальнейшую эксплуатацию.
- При несвоевременном обращении на предприятие технического обслуживания электромобиль может быть снят с гарантийного обслуживания. Время эксплуатации электромобиля с включенными сигнализаторами записывается в память блока управления.
Положения выключателя:
0 – все выключено, ключ не вынимается, противоугонное устройство не включено (фиксированное положение);
I – включены приборы, ключ не вынимается (фиксированное положение);
II – не используется, ключ не вынимается (нефиксированное положение);
III – приборы выключены, ключ вынимается (фиксированное положение), при вынутом ключе включено противоугонное устройство. Для блокировки рулевого управления при вынутом ключе поверните рулевое колесо в любую сторону до щелчка.
Для выключения противоугонного устройства вставьте ключ в выключатель приборов и, слегка покачивая рулевое колесо вправо-влево, поверните ключ в положение 0.
В зависимости от типа выключателя приборов на части электромобилей работа магнитолы, стеклоподъемников и розетки возможна только при вставленном ключе.
Опасно!
- Во избежание запирания рулевого вала, запрещено вынимать ключ из замка во время движения электромобиля, в том числе и при его буксировке.
Переключатель указателей поворота и света фар.
Указатели поворота работают только при включенных приборах. Для включения указателей поворота: правых – рычаг вверх, левых – рычаг вниз.
Положения рычага:
1. Положение кратковременного включения указателей поворота.
Переместите рычаг вверх или вниз на величину собственного свободного хода (до ощущения лёгкого упругого сопротивления рычага).
Сигнализация будет работать пока вы держите рычаг.
При этом должен мигать соответствующий сигнализатор на комбинации приборов.
2. Фиксированные положения указателей поворота.
По завершении поворота рычаг автоматически вернётся в исходное положение.
Мигание сигнализатора на комбинации приборов с удвоенной частотой указывает на неисправность лампы указателя поворота.
3. Ближний свет.
Среднее фиксированное положение рычага, если ручка центрального переключателя света находится в положении II и выключатель приборов находится в положении I.
4. Дальний свет.
Переместите рычаг от рулевого колеса в фиксированное положение.
5. Кратковременная сигнализация дальним светом фар.
Потяните рычаг к рулевому колесу. После отпускания рычаг вернётся в среднее положение.
Переключатель стеклоочистителя и стеклоомывателя с регулятором паузы.
Стеклоочиститель и стеклоомыватель работают только при включенных приборах.
В морозную погоду, прежде чем включить стеклоочиститель, убедитесь, что щётки не подмёрзли к ветровому стеклу.
Положения рычага (вариант 1):
1. Очистка ветрового стекла одним рабочим ходом щёток. Переместите рычаг вверх только на величину его свободного хода (до ощущения лёгкого упругого сопротивления рычага).
Стеклоочиститель будет работать пока вы держите рычаг. Рекомендуется пользоваться при слабом дожде или забрызгивании ветрового стекла встречным автомобилем.
2. Малая скорость стеклоочистителя.
3. Большая скорость стеклоочистителя.
4. Прерывистая работа стеклоочистителя.
Щётки стеклоочистителя совершают один рабочий ход в интервале от 2 с до 12 с в зависимости от положения регулятора паузы 1, которое выбирается поворотом регулятора в направлении стрелки, как показано на рисунке.
5. Включение стеклоомывателя.
Включается перемещением рычага вперёд, вдоль рулевой колонки из любого положения, положение не фиксируемое.
Положения рычага (вариант 2):
1. Прерывистая работа стеклоочистителя.
Щётки стеклоочистителя совершают один рабочий ход в интервале от 2 с до 12 с в зависимости от положения регулятора паузы 1, которое выбирается поворотом регулятора в направлении стрелки, как показано на рисунке.
2. Малая скорость стеклоочистителя.
3. Большая скорость стеклоочистителя.
4. Очистка ветрового стекла одним рабочим ходом щёток.
Переместите рычаг вниз только на величину его свободного хода (до ощущения лёгкого упругого сопротивления рычага).
Стеклоочиститель будет работать пока вы держите рычаг.
Рекомендуется пользоваться при слабом дожде или забрызгивании ветрового стекла встречным автомобилем.
5. Включение стеклоомывателя.
Включается перемещением рычага вперёд, вдоль рулевой колонки из любого положения, положение не фиксируемое.
Центральный переключатель света.
Переключатель имеет три фиксированных положения:
0 – наружное освещение выключено;
I – включены габаритные огни, освещение комбинации приборов, заднего номерного знака и некоторых органов управления электрооборудованием;
II – дополнительно включены ближний или дальний свет, в зависимости от положения (соответственно 3 или 4) рычага подрулевого переключателя указателей поворота и света фар.
Дневные ходовые огни включаются автоматически при включении приборов, если центральный переключатель света находится в положении 0. При переводе переключателя в положение I или II дневные ходовые огни выключаются.
На электромобилях с цельнометаллическим кузовом дневные ходовые огни выключаются при включении стояночного тормоза.
Опасно!
- Не допускается движение с дневными ходовыми огнями при недостаточной видимости и в ночное время суток, т.к. задние габаритные фонари не горят.
Регулятор освещенности приборов.
Поворотом регулятора вверх или вниз выбирается яркость освещения приборов, выключателей, пульта управления отоплением.
Регулятор корректора фар.
Позволяет при включенном ближнем свете фар корректировать угол наклона пучка света в зависимости от загрузки электромобиля:
0 – только водитель;
1 – полностью груженый электромобиль;
2 и 3 – не задействованы.
Выключатель передних противотуманных фар.
Включение передних противотуманных фар происходит при нажатии на клавишу выключателя при включенных габаритных огнях.
При этом в клавише загорается контрольный индикатор включенного состояния передних противотуманных фар.
Выключение происходит при:
– повторном нажатии на клавишу выключателя;
– переключении ключа в выключателе приборов в положение «0».
– переводе центрального переключателя света в положение «0».
Выключатель задних противотуманных фонарей.
Включение задних противотуманных фонарей происходит при нажатии на клавишу выключателя, если включены ближний, дальний свет фар или передние противотуманные фары. При этом в клавише загорается контрольный индикатор, а на комбинации приборов сигнализатор включенного состояния задних противотуманных фонарей.
Выключение задних противотуманных фонарей происходит при:
– повторном нажатии на клавишу выключателя;
– переключении ключа в выключателе приборов в положение «0»;
– выключении ближнего/дальнего света фар и передних противотуманных фар.
Выключатели на панели приборов.
Выключатели имеют контрольные сигнализаторы включенного состояния.
1. Выключатель обогрева наружных зеркал заднего вида.
2. Выключатель жидкостного подогревателя отопительно-вентиляционной установки.
3. Выключатель жидкостного подогревателя дополнительного отопителя.
4. Выключатель обогрева сиденья водителя.
5. Выключатель блокировки/разблокировки дверей грузового салона автофургона или
выключатель плафонов салона электробуса.
6. Выключатель управления зарядной сессией.
Аварийное отключение тяговой батареи.
При попадании электромобиля в обстоятельства чрезвычайного характера, такие как дорожно-транспортное происшествие, задымление или возгорание, нахождение в воде с невозможностью двигаться, а также другие случаи, когда возникает сомнение в целостности изоляции высоковольтного оборудования, необходимо по возможности остановить электромобиль и отключить тяговую аккумуляторную батарею, используя аварийную кнопку отключения тяговой батареи (см. раздел «Панель приборов и органы управления»). В этом случае тяговая батарея будет отключена от высоковольтного оборудования электромобиля.
После устранения причин и последствий чрезвычайного происшествия для включения тяговой батареи необходимо:
– «отжать» аварийную кнопку отключения тяговой батареи, повернув ее;
– выключить приборы, если они были включены;
– включить приборы.
Выключатель аварийной сигнализации.
Выключатель 1 расположен в окне верхнего кожуха рулевой колонки.
При нажатии на кнопку выключателя одновременно горят в мигающем режиме все указатели поворота.
Аварийную световую сигнализацию необходимо включать при вынужденной остановке электромобиля на проезжей части дороги и для оповещения других участников дорожного движения об опасности, создаваемой вашим электромобилем.
Аварийная сигнализация работает как при включенных, так и при выключенных приборах.
Управление электрическими стеклоподъемниками осуществляется с помощью переключателей, расположенных на поручне подлокотников дверей.
Расположение переключателей на двери водителя (левый/правый) соответствует расположению дверей электромобиля.
Стеклоподъемники работают только при включенных приборах.
Для подъема или опускания стекла нажмите соответственно вверх или вниз переключатель и удерживайте его, пока стекло не займет желаемое положение.
При включенных приборах символы органов управления стеклоподъемниками подсвечиваются.
Опасно!
- При пользовании электрическими стеклоподъемниками необходимо проявлять особую осторожность и не допускать зажатия частей тела, предметов одежды и пр. опускными стеклами дверей.
Прикуриватель.
Опасно!
- Включенный прикуриватель сильно нагревается. При обращении с ним соблюдайте особенную осторожность, убедитесь, что исключена возможность попадания прикуривателя в руки детей: это может стать причиной возгорания и/или ожогов.
Для пользования прикуривателем, утопите его до фиксированного положения.
После нагрева спирали он вернется в исходное положение готовым к применению.
Пепельница.
Пепельница расположена в кармане для мелких вещей на панели приборов. Чтобы воспользоваться пепельницей откройте крышку 1 кармана, а затем крышку 2 пепельницы как показано на рисунке.
Для очистки контейнера пепельницы потяните его вверх за наружный край корпуса пепельницы.
Внимание!
- Не допускается класть в пепельницу легковоспламеняющиеся предметы.
Чтобы воспользоваться розеткой, откройте крышку, закрывающую гнездо розетки, как показано на рисунке.
Розетка предназначена для подключения внешних потребителей (вилка переносной лампы, зарядное устройство и др.).
Длительное использование электрических устройств при выключенных приборах или отключенной тяговой батареи может стать причиной разряда аккумуляторной батареи и сделать невозможным включение тяговой батареи.
На электромобилях с двумя рядами сидений устанавливается дополнительная розетка на обивке левой средней стойки боковины.
В пассажирском салоне электробусов могут устанавливаться четыре розетки: две USB-розетки 5В на левой боковине и две розетки 12 В на правой боковине (перед сиденьем у сдвижной двери и за задним сиденьем).
Внимание!
- Не пользуйтесь розеткой для подключения внешних устройств, мощность которых превышает 120 Вт.
Верхний вещевой ящик.
Вещевой ящик открывается рукояткой, как показано стрелкой.
Нижний вещевой ящик.
Вещевой ящик открывается рукояткой, как показано стрелкой.
Внимание!
- Для уменьшения вероятности травмирования пассажира крышка вещевого ящика всегда должна быть закрыта.
Карман для документов.
Крышка кармана для документов открывается рукояткой, как показано стрелкой.
При захлопывании крышки не давите на рукоятку.
Потолочная консоль.
В потолочную консоль имеется возможность установить радиооборудование 1 DIN или тахограф.
Полка для багажа.
На электромобилях с цельнометаллическим кузовом над водителем предусмотрена полка для багажа.
Внимание!
- Для исключения вероятности поломки полки для багажа не допускается нагружать ее свыше 30 кг.
Ниша для перевозки длинномеров.
На электромобилях с цельнометаллическим кузовом и однорядной кабиной в перегородке грузового отсека имеется люк для перевозки длинномеров, закрытый крышкой.
Для открывания люка поверните фиксаторы крышки люка из положения I в положение II и снимите крышку.
В нижней части крышки люка имеются зацепы, с помощью которых крышка держится в отверстиях панели перегородки.
Отверстия А – для открытого положения люка, отверстия В – для закрытого.
Внимание!
- При транспортировке длинномерных грузов с открытым люком запрещается перевозка пассажиров.
Карманы и емкости для мелких вещей.
Для размещения мелких вещей в кабине электромобиля предусмотрены карманы и емкости на панели приборов и в обивке дверей.
Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.
Дефлекторы вентиляции салона.
А − Боковые дефлекторы закрыты.
В − Центральные дефлекторы открыты.
1 – Открывание.
2 – Закрывание.
3 – Регулировка направления воздушных потоков.
Пульт управления климатической установкой панели приборов.
1 – Ручка регулятора температуры воздуха.
2 – Ручка регулятора распределения потоков воздуха.
Воздух поступает в ноги водителя и пассажиров.
Воздух поступает на обдув стекол и в ноги водителя и пассажиров.
Воздух поступает на обдув ветрового стекла и стекол дверей.
Воздух поступает на обдув стекол, в салон и в ноги водителя и пассажиров.
Воздух поступает в салон через дефлекторы вентиляции.
3 – Ручка регулятора скорости вращения вентилятора отопителя.
4 – Кнопка включения/выключения переднего кондиционера.
5 – Кнопка включения/выключения режима рециркуляции воздуха.
Устранение запотевания стекол.
Для быстрого устранения запотевания ветрового стекла и стекол дверей, установите ручки 1 и 3 на пульте управления в крайнее правое положение, а ручку 2 в положение , показанные на рисунке.
При включении кондиционера устранение запотевания стекол происходит интенсивнее.
Отопление.
Для быстрого обогрева салона установите ручки 1 и 3 на пульте управления в крайнее правое положение, а ручку 2 в положение , показанные на рисунке и включите подогреватели отопителей (см. подраздел «Подогреватели системы отопления салона»)
Для достижения максимальной эффективности отопления, а также чтобы изолировать салон от неприятных запахов и дыма включите режим рециркуляции, нажав на кнопку 5. Режим рециркуляции автоматически выключается через 10 минут.
Принудительное выключение режима рециркуляции осуществляется повторным нажатием на кнопку 5. После выключения и последующего включения приборов заслонка рециркуляции автоматически переводится в режим забора наружного воздуха.
Не пользуйтесь режимом рециркуляции длительное время, так как в этом случае прекращается поступление свежего воздуха в салон электромобиля, что может привести к ухудшению самочувствия, а также запотеванию стекол.
Когда салон будет достаточно прогрет, регулятор скорости вращения вентилятора 3 рекомендуем поставить в среднее положение, регулятор распределения потоков воздуха в положение, соответствующее комфортному распределению воздуха, и регулировать температуру перемещением ручки регулятора температуры 1 в пределах красной зоны.
Вентиляция.
Для максимального поступления в салон свежего воздуха, установите ручку 1 на пульте управления в крайнее левое положение, ручку 3 в крайнее правое положение, а ручку 2 в положение , показанные на рисунке.
Откройте дефлекторы вентиляции.
Отрегулируйте направление потоков воздуха дефлекторами вентиляции.
Для исключения проникновения в салон неприятных запахов, выхлопных газов впереди идущих автомобилей, при езде в туннеле и т.п., рекомендуем включить режим рециркуляции кнопкой 5.
Кондиционирование.
Для достижения комфортных условий в салоне электромобилей и электробусов предусмотрена установка переднего кондиционера.
На отдельных комплектациях электробусов дополнительно предусмотрена установка заднего кондиционера.
Передний кондиционер расположен в передней части кабины в панели приборов и обеспечивает охлаждение рабочего места водителя и передней части пассажирского салона. Задний кондиционер расположен в задней части электробуса и обеспечивает охлаждение пассажирского салона. Для обеспечения максимальной эффективности и равномерного охлаждения салона, рекомендуется включать оба кондиционера одновременно.
Передний кондиционер.
Для быстрого охлаждения салона включите кондиционер кнопкой 4 и установите ручку 1 на пульте управления в крайнее левое положение, ручку 3 в крайнее правое положение, а ручку 2 в положение , показанные на рисунке.
Для достижения максимальной эффективности кондиционирования, а также чтобы изолировать салон от неприятных запахов и дыма включите режим рециркуляции, нажав на кнопку 5. Режим рециркуляции автоматически выключается через 10 минут. Принудительное выключение режима рециркуляции осуществляется повторным нажатием на кнопку 5. После выключения и последующего включения приборов заслонка рециркуляции автоматически переводится в режим забора наружного воздуха.
Не пользуйтесь режимом рециркуляции длительное время, так как в этом случае прекращается поступление свежего воздуха в салон электромобиля, что может привести к ухудшению самочувствия, а также запотеванию стекол.
Когда салон будет достаточно охлажден, установите регулятор скорости вращения вентилятора 3 в среднее положение, регулятор распределения потоков воздуха в положение, соответствующее комфортному распределению воздуха, и регулируйте температуру перемещением ручки регулятора температуры 1 в пределах синей зоны.
После длительной стоянки закрытого электромобиля в солнечную жаркую погоду, рекомендуется на несколько минут открыть двери или окна, проветрить салон, и только затем включить кондиционер.
Выключение кондиционера осуществляется повторным нажатием на кнопку 4.
Для обеспечения нормальной работы кондиционера рекомендуется его включать не реже одного раза в месяц продолжительностью 5-10 минут. Это необходимо для смазывания узлов кондиционера маслом, содержащимся в растворенном виде в хладагенте. Данную процедуру необходимо производить и в зимнее время года, но при условии положительной температуры окружающей среды.
Задний кондиционер.
Управление задним кондиционером осуществляется ручкой, расположенной на панели приборов, с помощью которой кондиционер включается и обеспечивается переключение скоростей работы вентиляторов (от 1 до 3).
Охлажденный воздух подается в салон через щелевидные отверстия в воздуховодах, расположенных на потолке, вдоль электробуса. Для обеспечения быстрого охлаждения салона включите кондиционер на максимальную производительность, затем, при достижении комфортной температуры, переключите работу кондиционера на минимально необходимый режим, для поддержания комфортных условий.
Для обеспечения нормальной работы кондиционера рекомендуется его включать не реже одного раза в месяц продолжительностью 5-10 минут. Это необходимо для смазывания узлов кондиционера маслом, содержащимся в растворенном виде в хладагенте. Данную процедуру необходимо производить и в зимнее время года, но при условии положительной температуры окружающей среды.
Внимание!
- Кондиционер является герметичной системой, находящейся под высоким давлением. Соблюдайте осторожность при ремонтных работах в электромобиле, не допускайте каких-либо механических повреждений узлов и агрегатов кондиционера. В случае разгерметизации или повреждения системы кондиционирования обратитесь на предприятие технического обслуживания и никогда не осуществляйте самостоятельный ремонт.
Внимание!
- При включенной системе кондиционирования не открывайте окна и люк, поскольку в этом случае ее эффективность сводится к нулю.
Внимание!
- Избегайте прямого потока охлажденного воздуха на части тела водителя и пассажиров, поскольку это может привести к локальному переохлаждению и, как следствие, к простудным заболеваниям.
Подогреватели системы отопления салона.
Для достижения комфортных температурных условий в салоне электромобиля в зимнее время и межсезонье на электромобиль установлены жидкостные подогреватели системы отопления.
Один подогреватель установлен в подкапотном пространстве перед аккумуляторной батареей и нагревает теплоноситель для климатической установки в панели приборов, которая обеспечивает комфортные температурные условия в зоне водителя и передней части салона, а также исключает запотевание переднего остекления для комфортной и безопасной эксплуатации электромобиля.
На электромобилях с двумя рядами сидений и электробусах дополнительно устанавливается второй подогреватель, который располагается под полом кузова фургона на стенке подножки сдвижной двери и нагревает теплоноситель для дополнительного отопителя салона.
Кнопкой 1 включается жидкостной подогреватель климатической установки в панели приборов.
Кнопкой 2 включается жидкостной подогреватель дополнительного отопителя салона.
Подогреватели работают в автоматическом режиме, повышая температуру теплоносителя, поступающего в систему отопления до 80-85°С.
Без включения подогревателей не будет происходить нагрева воздуха в салоне при работе климатической установки в режиме отопления и дополнительного отопителя.
Опасно!
- Запрещается производить прогрев салона с помощью подогревателя в закрытом помещении. Отработавшие газы подогревателя содержат ядовитые продукты сгорания топлива, которые при вдыхании вызывают тяжёлые отравления и могут привести даже к смертельному исходу. Не рекомендуется также включать вентиляцию салона на стоянке при работающем подогревателе.
Дополнительный отопитель.
Для создания комфортных условий в салоне электромобилей с двумя рядами сидений и электробусов предусмотрена установка дополнительного отопителя салона.
Отопитель устанавливается под передним пассажирским сиденьем.
Распределительная решетка отопителя направлена в сторону второго ряда сидений.
Отопитель работает в режиме использования внутреннего воздуха. Неоднократное прохождение внутреннего воздуха через радиатор дополнительного отопителя обеспечивает высокую интенсивность прогрева салона.
Управление дополнительным отопителем осуществляется ручкой, расположенной на панели приборов, с помощью которой регулируется скорость работы вентилятора (от 1 до 3). При этом для нагрева воздуха должен быть включен подогреватель дополнительного отопителя (см. подраздел «Подогреватели системы отопления салона»).
Независимый отопитель.
Для создания комфортных условий в салоне электробуса предусмотрена установка независимого отопителя салона.
Независимый отопитель устанавливается под задним рядом пассажирских сидений. Для отопления салона используется внутренний воздух. Неоднократное прохождение внутреннего воздуха через теплообменник независимого отопителя обеспечивает высокую интенсивность прогрева салона.
Воздуховод независимого отопителя направляет нагретый воздух в салон вдоль левого борта электробуса.
Управление независимым отопителем осуществляется пультом, расположенными на панели приборов.
Необходимо включать независимый отопитель в том числе и в теплое время года примерно раз в месяц на 10 минут.
Перед началом постоянной эксплуатации в холодное время года выполните пробный запуск отопителя. Отверстия подачи воздуха в камеру сгорания и отвода выхлопных газов после длительного простоя необходимо проверить, при необходимости − очистить.
Топливные магистрали и дозирующий насос после заправки зимнего дизельного топлива необходимо заполнить новым топливом путем эксплуатации отопительного прибора в течение 15 минут!
Остальные требования изложены в руководстве по эксплуатации на независимый отопитель, прикладываемом к электромобилю.
Опасно!
- Запрещается производить прогрев салона с помощью независимого отопителя в закрытом помещении. Отработавшие газы независимого отопителя содержат ядовитые продукты сгорания топлива, которые при вдыхании вызывают тяжёлые отравления и могут привести даже к смертельному исходу.
Фильтро-вентиляционная установка (ФВУ).
Для дополнительной вентиляции пассажирского салона электробуса, в задней части крыши установлена ФВУ, работающая в режиме приточной и вытяжной вентиляции.
Включение/выключение ФВУ осуществляется выключателем 1.
Устройство и особенности эксплуатации ФВУ, ее возможные неисправности, технические характеристики и гарантийные обязательства приведены в инструкции (руководстве), прикладываемом к электромобилю.
Плафон внутреннего освещения кабины расположен на обивке крыши в передней части. Плафон имеет две кнопки и общую секцию освещения кабины.
Для включения внутреннего освещения кабины нажмите кнопку включения плафона со стороны водителя. Для выключения освещения повторно нажмите кнопку плафона.
При нажатии кнопки включения плафона со стороны пассажиров, внутреннее освещение кабины, а также плафон освещения подножки на электромобилях с двухрядной кабиной включаются/выключаются «от открытой двери» следующим образом:
– при открывании двери водителя и/или пассажиров освещение кабины и плафон освещения подножки включаются и остаются включенными 10 минут после чего, плафоны выключатся принудительно, во избежание разряда аккумуляторной батареи;
– при закрывании дверей водителя и пассажиров освещение кабины и плафон освещения подножки плавно выключатся через 10 секунд;
– при включении выключателя приборов в положение I при включенном плафоне, освещение кабины и плафон освещения подножки плавно выключатся через 2 секунды без 10 секундной задержки.
При закрытых дверях, плафон внутреннего освещения не управляется кнопкой со стороны пассажиров.
На электромобилях с платформой и двухрядной кабиной плафон внутреннего освещения второго ряда сидений расположен на обивке крыши в средней части. Плафон имеет две кнопки и две секции освещения второго ряда сидений.
Для включения внутреннего освещения второго ряда сидений с правой и/или левой стороны нажмите соответствующую кнопку включения плафона. Для выключения освещения повторно нажмите кнопку плафона.
На электромобилях с цельнометаллическим кузовом и двухрядной кабиной плафоны внутреннего освещения второго ряда сидений расположены в накладке обивки крыши. Плафон имеет кнопку включения/выключения.
Для включения внутреннего освещения второго ряда сидений с правой и/или левой стороны нажмите кнопку соответствующего плафона. Для выключения освещения повторно нажмите кнопку плафона.
Для освещения внутреннего пространства над полкой для багажа в электромобилях с двухрядной кабиной предусмотрен плафон, включение/выключение которого осуществляется кнопкой. Освещение пространства над полкой в электромобилях с однорядной кабиной осуществляется плафоном, расположенным около боковой сдвижной двери.
На электромобилях с цельнометаллическим кузовом освещение грузового салона осуществляется:
– на трехместных электромобилях двумя плафонами освещения, которые расположены на поперечинах усилителя крыши около боковой сдвижной и задних дверей;
– на семиместных электромобилях одним плафоном освещения, который расположен на поперечине усилителя крыши около задних дверей.
Включение/выключение плафона/плафонов осуществляется нажатием кнопки на соответствующем плафоне (плафоны работают только при включенных габаритных огнях).
На электромобилях с опцией блокировки/разблокировки дверей грузового отсека включение/выключение плафона/плафонов осуществляется автоматически при открывании/закрывании двери/дверей. При открытой боковой сдвижной и/или задней двери плафон/плафоны остаются включенными 30 минут после чего, выключатся принудительно, во избежание разряда аккумуляторной батареи. При закрывании дверей грузового салона плафон/плафоны выключатся через 1 минуту, во избежание разряда аккумуляторной батареи.
При необходимости возможно принудительно включить/выключить любой плафон в грузовом отсеке нажав кнопку включения/выключения на необходимом плафоне.
На электробусах освещение пассажирского салона осуществляется десятью плафонами, которые расположены на обивке крыши с правой и левой стороны салона.
Для включения плафонов нажмите соответствующую кнопку, расположенную в центральной части панели приборов. Для выключения плафонов повторно нажмите эту кнопку.
При открывании боковой сдвижной двери автофургонов с двумя рядами сидений и электробусов подножка освещается светодиодным плафоном.
Внимание!
- Не оставляйте включенными на длительное время плафоны освещения кабины и салона при не работающем двигателе во избежание разряда аккумуляторной батареи.
На крыше электробуса установлен аварийно-вентиляционный люк с пластиковой или стеклянной крышкой люка, предназначенный для приточно-вытяжной вентиляции салона при эксплуатации и запасного выхода в аварийной ситуации.
Чтобы приоткрыть люк для вентиляции салона надавите вверх на передние и/или задние ручки 1 крышки люка. Механизмы люка с пластиковой крышкой имеют два положения открытия – промежуточное и полное, механизмы люка со стеклянной крышкой имеют одно положение открытия.
Для закрывания люка потяните вниз за ручки крышки.
Внимание!
- При постановке электробуса на стоянку убедитесь, что люк закрыт.
Для аварийного выхода пассажиров через проем люка, согласно инструкции на крышке, необходимо:
– на люке с пластиковой крышкой выдернуть красные ручки 2, закрепленные на облицовке люка внутри салона или ручки 3, закрепленные на рамке люка снаружи, вытолкнуть крышку люка наружу;
– на люке со стеклянной крышкой разбить стекло молотком, закрепленным на боковине, или другим твердым предметом.
В зависимости от комплектации электромобиль может оснащаться аудиооборудованием в следующем составе:
– Головное устройство 1DIN или 2DIN, встроенное в панель приборов. Руководство по эксплуатации головного устройства 1DIN или 2DIN прикладывается к электромобилю.
– USB разъем головного устройства 1DIN расположен в кармане для документов, головного устройства 2DIN – во вставке панели приборов центральной.
– Дублирующие кнопки управления головным устройством 1DIN или 2DIN на рулевом колесе:
1. Кнопки выбора радиостанции в активированном диапазоне частот или выбора трека.
2. Кнопки регулировки уровня громкости.
– Громкоговорители: расположены в дверях.
– Антенна штыревая, на панели крыши.
Для контроля за режимами движения, труда и отдыха водителей на электромобиле предусмотрена установка тахографа.
Тахограф устанавливается в отсек потолочной консоли.
В случае установки тахографа на предприятии-изготовителе к электромобилю прикладываются Руководство по эксплуатации тахографа, его паспорт и демонтажные вилки.
В случае отсутствия установки тахографа на предприятии-изготовителе для подключения тахографа к электрической цепи электромобиля имеются два электрических разъема: 1 (белого цвета) и 2 (желтого цвета), расположенные внутри отсека потолочной консоли.
Все работы по вводу в эксплуатацию тахографа, его установке и техническому обслуживанию осуществляются специализированными сервисными центрами (мастерскими).
Сведения об указанных мастерских, а также иную информацию, касающуюся использования тахографов, Вы можете узнать в сети Интернет на сайте ФБУ «Росавтотранс».
Подключение дополнительного оборудования к бортовой сети электромобиля разрешается производить следующим образом:
1. Питание от цепи вывода «15» выключателя приборов брать с места установки резервного предохранителя №9 правого ряда предохранителей в блоке реле и предохранителей панели приборов, установив предохранитель необходимого номинала.
Максимальный ток нагрузки 10А.
2. Питание +12В АКБ допускается брать с общей шины силового блока предохранителей в подкапотном пространстве с установкой дополнительного предохранителя в непосредственной близости от места подключения к блоку.
Внимание!
- При установке указанных систем в период гарантийного срока эксплуатации электромобиля, гарантийные обязательства на дорабатываемые узлы электромобиля, а также ответственность за качество подключения, монтажа компонентов систем и проводов, электромагнитную совместимость с бортовой сетью электромобиля должна взять на себя организация, выполнившая доработку.
Электробус оснащается системой требования остановки, состоящей из светового табло «STOP» и специальной кнопки, расположенной на трубе поручня напротив сдвижной двери, для обеспечения требования пассажиров в салоне об остановке электробуса.
При нажатии на кнопку подается кратковременный звуковой сигнал водителю и загорается световое табло «STOP» в передней части электробуса. Световое табло продолжает гореть до открытия двери на остановке.
Устройство вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС), которое позволяет вызвать оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС», предназначено для снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий и иных происшествий на дорогах посредством уменьшения времени доведения информации об указанных происшествиях до экстренных оперативных служб. УВЭОС срабатывает после нажатия кнопки экстренного вызова, а также автоматически при опрокидывании транспортного средства.
В УВЭОС входит кнопка 1 экстренного вызова «SOS», совмещенная с микрофоном и кнопка 3 дополнительных функций, расположенные на панели приборов, блок управления и антенна ГЛОНАСС/GPS, размещенные под панелью приборов, около рулевой колонки справа, а также громкоговоритель, размещенный в потолочной консоли.
Кнопка 1 экстренного вызова SOS предназначена для использования в случае ДТП или при других чрезвычайных ситуациях.
Для использования кнопки экстренного вызова откиньте защитную крышку 2 и нажмите на кнопку с символом , удерживая ее не менее 2с.
УВЭОС, после нажатия кнопки экстренного вызова, обеспечивает формирование и передачу в систему экстренного реагирования при авариях минимально-необходимого набора данных о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествии, а также установление и обеспечения двусторонней голосовой связи с экстренными оперативными службами.
Регистрация устройства в сети сопровождается миганием кнопки «SOS» красным светом.
При передаче минимального набора данных и во время установленной голосовой связи с оператором, подсветка кнопки «SOS» непрерывно горит красным светом.
При осуществлении голосовой связи, УВЭОС отключает звуковоспроизведение штатного радиоприемника (мультимедийной системы), если до момента осуществления экстренного вызова производилось звуковоспроизведение.
Кнопку «SOS» можно использовать как при включенных приборах, так и при выключенных приборах, если с момента выключения приборов прошло менее 72 часов.
Если во время осуществления дозвона (пока кнопка «SOS» мигает красным светом), повторно нажать кнопку «SOS» и удерживать не менее 2 секунд, то экстренный вызов будет отменен (подсветка кнопки «SOS» красным светом будет выключена).
Режим самотестирования.
Режим самотестирования осуществляется автоматически при каждом включении приборов и предназначен для проверки работоспособности компонентов УВЭОС.
В режиме самотестирования проверяется работоспособность индикатора состояния, антенны ГЛОНАСС/GPS, исправность цепей подключения громкоговорителя и кнопки «SOS», блока управления и резервной батареи (находится внутри блока управления). При обнаружении одной или нескольких неисправностей индикатор состояния остается включенным в течение всего времени наличия неисправности.
Режим тестирования.
Используется при проведении регламентных работ на электромобиле. Режим тестирования рекомендуется на открытом пространстве, для исключения появления ошибки о невозможности определения координат электромобиля.
В данном режиме проверяются следующие параметры системы:
- Наличие ошибок, обнаруженных при самотестировании.
- Работоспособность индикатора «SOS».
- Работоспособность кнопки «SOS» и кнопки дополнительных функций.
- Работоспособность индикатора состояния системы.
- Работоспособность микрофона и динамика.
- Работоспособность обмена сообщениями АС (автомобильная система вызова экстренных оперативных служб) с оператором системы ЭРА-ГЛОНАСС.
Для запуска режима тестирования в ручном режиме:
‒ убедитесь, что двигатель и приборы выключены;
‒ включите приборы и выждите не менее чем одну минуту;
‒ нажмите и одновременно удерживайте кнопку «SOS» и кнопку дополнительных функций более двух секунд.
Индикатор состояния системы должен загореться и постоянно гореть красным светом. Если этого не произошло, значит обнаружена неисправность кнопки «SOS» и/или кнопки дополнительных функций. При этом процедура тестирования не начинается, т.к. невозможно выполнить условия входа в режим тестирования. Система считается неработоспособной.
Если вход в процедуру тестирования выполнен успешно, будет воспроизведена звуковая подсказка «Запущена процедура тестирования» и индикатор состояния системы загорается красным светом.
Если индикатор состояния системы загорелся красным светом, а звуковая подсказка не была воспроизведена, это означает неисправность динамика системы и невозможность проведения дальнейшего тестирования. Необходимо прервать процедуру тестирования выключением приборов. Система считается неработоспособной.
Если индикатор состояния системы не загорелся красным светом, а звуковая подсказка была воспроизведена, это означает неисправность индикатора состояния системы. При этом можно проводить процедуру тестирования для обнаружения других возможных неисправностей. Система считается неработоспособной.
Если индикатор «SOS» не «мигает» 2 секунды после успешного входа в тестирование и воспроизведения голосовой подсказки «выполняется самодиагностика», это означает неисправность индикатора «SOS». При этом можно проводить процедуру тестирования для обнаружения других возможных неисправностей. Система считается неработоспособной.
Если после успешного входа в тестирование и воспроизведения голосовой подсказки «выполняется самодиагностика» в последующем была воспроизведена фраза «обнаружены ошибки», это означает неисправность АС. При этом можно проводить процедуру тестирования для обнаружения других возможных неисправностей. Система считается неработоспособной.
При успешном входе в режим тестирования и после успешного выполнения самодиагностики необходимо следовать голосовым подсказкам до окончания процедуры тестирования.
При обнаружении ошибок в ходе тестирования, они записываются в память блока, и сохраняются до устранения.
Проверить факт устранения ошибок работы системы можно по отсутствию свечения индикатора состояния системы после самотестирования при включенных приборах, либо повторной процедурой тестирования (для проверки устранения ошибки индикатора, кнопок, микрофона или динамика системы).
Внимание!
- При обнаружении неисправности в работе УВЭОС в режиме самотестирования или при проведении тестирования в ручном режиме (индикатор состояния непрерывно горит красным светом после инициализации системы при включении приборов или после проведения тестирования в ручном режиме), настоятельно рекомендуем сразу обратиться на предприятие технического обслуживания для выявления и устранения неисправности!
- Индикатор состояния может загореться постоянным красным светом в случае отсутствия сигналов от спутников GPS/ГЛОНАСС, что не является неисправностью в случае нахождения электромобиля, оборудованного УВЭОС в местах закрывающих прямую видимость спутников (в тоннелях, под мостами, на закрытых парковках и т.п.). После выезда электромобиля из мест, закрывающих прямую видимость спутников, индикатор состояния должен погаснуть.
Резервная батарея.
В блоке управления УВЭОС находится резервная батарея, необходимая для обеспечения работы УВЭОС при повреждении аккумуляторной батареи электромобиля в случае ДТП. Срок службы резервной батареи – 3 года, после которого требуется ее замена. При включенных приборах производится подзарядка, а также контроль уровня заряда резервной батареи. В случае неисправности резервной батареи индикатор состояния загорится красным светом, что означает требование о ее замене.
Замена резервной батареи должна производиться только на аттестованных предприятиях технического обслуживания или дилерских центрах.
Кнопка дополнительных функций.
Данная кнопка с символом может использоваться при наличии дополнительных сервисных услуг, связанных с навигацией, передачей мониторинговой информации в диспетчерские центры, удаленной диагностикой транспортных средств и т.д. Дополнительные функции могут быть подключены у специализированных организаций или дилера.
Электромобиль оборудован* системой «ГАЗ Коннект», позволяющей осуществлять мониторинг эксплуатационных и технических параметров электромобиля.
Наличие наклейки «GAZ Connect» (см. рисунок) указывает на то, что электромобиль оборудован системой мониторинга.
Активация и управление услугами** системы «ГАЗ Коннект» возможны путем обращения к официальному дилеру.
* Зависит от комплектации электромобиля, необходимо уточнить у официального дилера.
** Некоторые услуги могут быть платными.