Порядок работы с диагностическим прибором. ЭСУД LADA с контроллером М73 Евро-3 – диагностика.
- Диагностика. ЭСУД LADA с контроллером М73 Евро-3 – устройство и диагностика.
- Система управления двигателем автомобилей семейств LADA 110, LADA SAMARA, LADA 2105, 2107 с контроллером М73 Евро-3 – устройство и диагностика.
2.4 Порядок работы с диагностическим прибором.
Диагностический прибор позволяет:
1. в режиме “Параметры” просмотреть:
– текущие значения параметров ЭСУД. Выбрав пункт меню “Общий просмотр”, получаем возможность контролировать все параметры ЭСУД, которые выдает контроллер. Данный режим удобен для сравнения текущих значений с теми, которые приведены в таблице 2.4-01. Выбрав пункт меню “Просмотр групп”, контролируем работу отдельных подсистем (например, топливоподачи или стабилизации холостого хода). Для этого некоторые параметры сгруппированы в соответствующие группы. Состав этих групп можно изменять, выбрав пункт меню “Настройка групп”;
– текущие значения каналов АЦП;
– информацию о контроллере ЭСУД (номер контроллера, калибровки, дата программирования и т.д.);
2. в режиме “Контроль исполнительных механизмов”, выбрав необходимый исполнительный механизм, выполнить проверку его функционирования;
3. в режиме “Коды неисправностей”:
– просмотреть диагностическую информацию по кодам неисправностей, хранящимся в памяти ошибок контроллера;
– стереть информацию из памяти ошибок.
Диагностический прибор получает сигнал контроллера и отображает его в удобном для чтения виде. Если сигнал отсутствует, то в правом верхнем углу высвечивается символ “X”. Если сигнал присутствует, то высвечивается символ в виде стрелок (направленных вверх и вниз).
Параметры, отображаемые в режиме “Параметры / Parameters; Общий просмотр / Vars List”.
Количество ошибок / num_err.
Общее количество обнаруженных ошибок.
Температура двигателя при пуске / TMST (°C).
Температура охлаждающей жидкости, запоминаемая в ячейке памяти при каждом пуске двигателя.
Температура охлаждающей жидкости / ТМОТ (°C).
Контроллер измеряет падение напряжения на датчике температуры охлаждающей жидкости и преобразует его в значение температуры в градусах Цельсия.
Значения должны быть близкими к температуре воздуха, когда двигатель не прогрет, и должны повышаться по мере прогрева двигателя. После пуска двигателя температура должна равномерно повышаться до 94-101 °C.
Температура впускного воздуха / TAN S (°C).
Температура впускного воздуха, измеренная с помощью датчика, встроенного в датчик массового расхода воздуха.
Напряжение в бортовой сети / UB (В).
Отображается напряжение бортсети автомобиля, поступающее на контакты “44” и “63” контроллера.
Текущая скорость автомобиля / VFZG (км/ч).
Отображается интерпретация контроллером сигнала датчика скорости автомобиля с погрешностью ±2 %.
Положение дроссельной заслонки / WDKBA (%).
Отображаемый параметр представляет собой угол открытия дроссельной заслонки, рассчитываемый контроллером в зависимости от напряжения входного сигнала датчика положения дроссельной заслонки. 0% соответствует полностью закрытой дроссельной заслонке, 100% – полностью открытой.
Частота вращения коленчатого вала двигателя / NMOT (об/мин).
Отображаемые данные соответствуют интерпретации контроллером фактических оборотов коленчатого вала двигателя по сигналу датчика положения коленчатого вала с дискретностью 40 об/мин.
Массовый расход воздуха / ML (кг/ч).
Параметр представляет собой потребление воздуха двигателем, выраженное в килограммах в час.
Угол опережения зажигания / ZWOUT (° по к.в.).
Отображается угол опережения зажигания по коленчатому валу относительно верхней мертвой точки.
Величина отскока У ОЗ при детонации / WKR_X (° по к.в.).
Величина, на которую уменьшен в данный момент угол опережения зажигания для предотвращения детонации.
Параметр нагрузки / RL (%).
Параметр характеризует нагрузку на двигатель.
Расчетная нагрузка / RLP (%).
Расчётная нагрузка на двигатель.
Фактор высотной адаптации / FHO.
Величина, косвенно отражающая высоту над уровнем моря. Уменьшение фактора высотной адаптации на 0,01 примерно соответствует подъему на 100 м.
Длительность импульса впрыска топлива / TI (мсек).
Параметр представляет собой длительность (в миллисекундах) включенного состояния форсунки.
Желаемые обороты холостого хода / NSOL (об/мин).
В режиме холостого хода частотой вращения коленчатого вала управляет контроллер. Желаемыми оборотами называется оптимальное значение частоты вращения коленчатого вала, определяемое контроллером в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. С ростом температуры желаемые обороты уменьшаются.
Текущее положение регулятора холостого хода / MOMPOS (0-255 шагов).
Показания соответствуют положению регулятора холостого хода.
Диагностический прибор отображает количество шагов от положения, в котором клапан полностью закрыт. Большее количество шагов соответствуют большей степени открытия клапана регулятора холостого хода. После запуска двигателя по мере его прогрева до нормальной рабочей температуры степень открытия должна уменьшаться. Любые условия, вызывающие увеличение нагрузки двигателя на холостом ходу, должны вызывать увеличение степени открытия клапана.
Желаемый расход воздуха на холостом ходу / MSNLLSS (кг/ч).
Отображается теоретически рассчитанный и скорректированный расход воздуха в зависимости от оборотов двигателя и температуры охлаждающей жидкости.
Параметр адаптации регулировки холостого хода / DMDVAD.
Отображается значение коррекции самообучением момента двигателя для поддержания желаемых оборотов холостого хода.
Сигнал датчика кислорода до нейтрализатора / USVK (В).
Отображается напряжение сигнала датчика кислорода в вольтах. Когда датчик не прогрет, напряжение стабильное на уровне 0,45 В. После прогрева датчика подогревающим элементом при работе двигателя напряжение колеблется в диапазоне 0,05…0,9 В. При включенном зажигании и заглушенном двигателе напряжение сигнала прогретого ДК постепенно падает до уровня ниже 0,1 В в течение нескольких минут.
Коэффициент коррекции длительности импульса впрыска топлива по сигналу датчика кислорода / FR.
Отображается во сколько раз изменяется длительность импульса впрыска для компенсации текущих отклонений состава смеси от стехиометрического.
Желаемое значение состава смеси / LAMSBG.
Отображается коэффициент отклонения желаемого состава топливовоздушной смеси от стехиометрического (14,5… 14,6 кг воздуха на 1 кг топлива).
Коэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера / TATEOUT (%).
Данный параметр отражает в процентах степень продувки адсорбера в зависимости от режима работы двигателя.
Нормализованный уровень сигнала датчика детонации / RKRN.
Сигнал датчика детонации.
Неравномерность вращения коленвала / LUMS (об/сек2).
Контроллер рассчитывает время полуоборотов коленчатого вала двигателя и, используя эти данные, определяет приращение скорости вращения коленвала за один полуоборот.
Параметр адаптации / FSE.
Служит для компенсации погрешности расчета неравномерности вращения коленчатого вала двигателя.
Счетчик пропусков зажигания, влияющих на токсичность, цилиндр 1 (2, 3, 4) / FZABG 1 (2, 3, 4).
Используется для определения процента пропусков воспламенения в соответствующем цилиндре двигателя, влияющих на токсичность отработавших газов. Отображает количество зафиксированных пропусков воспламенения за тысячу оборотов коленчатого вала. После обнаружения очередного пропуска счётчик инкрементируется на 1. Значение счётчика обнуляется через каждую тысячу оборотов коленчатого вала.
Счетчик пропусков воспламенения, влияющих на работоспособность нейтрализатора / FZKATS.
Используется для определения процента пропусков воспламенения, приводящих к повреждению нейтрализатора. После обнаружения очередного пропуска значение счётчика увеличивается на величину, которая зависит от режима работы двигателя. Значение счётчика обнуляется через каждые двести оборотов коленчатого вала.
Время работы системы / TIME (час).
Время работы системы управления двигателем без пропадания напряжения питания от аккумуляторной батареи.
Контрольная сумма / CHKSUMFL.
Мгновенный расход топлива / VSKS (л/час).
Желаемое изменение момента для поддержания холостого хода (интегральная часть) / DMLLRI.
Отображается значение, соответствующее дополнительному моменту двигателя, который необходим для компенсации механических потерь с целью поддержания желаемых оборотов холостого хода.
Желаемое изменение момента для поддержания холостого хода (пропорциональная часть) / DMLLR.
Отображается значение, соответствующее дополнительному моменту двигателя, который необходим для компенсации механических потерь с целью поддержания желаемых оборотов холостого хода.
Аддитивная составляющая коррекции самообучением / RKAT (%).
Отображается значение коррекции самообучением, на которое изменяется длительность импульса впрыска на холостом ходу. Рассчитывается контроллером на базе сигнала датчика кислорода при работе системы в режиме замкнутого контура регулирования состава топливовоздушной смеси.
Мультипликативная составляющая коррекции самообучением / FRA.
Отображается коэффициент коррекции самообучения на базе параметра FR, на значение которого изменяется длительность импульса впрыска на частичных нагрузках.
Частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу / NMOTLL (об/мин).
Отображаемые данные соответствуют интерпретации контроллером фактических оборотов коленчатого вала двигателя на холостом ходу по сигналу датчика положения коленчатого вала с дискретностью 10 об/мин.
Сигнал датчика кислорода после нейтрализатора / USHK (В).
Отображается напряжение сигнала диагностического датчика кислорода в вольтах. Когда датчик не прогрет, напряжение стабильное на уровне 0,45 В. При исправном нейтрализаторе и работе двигателя на средних нагрузках напряжение сигнала прогретого датчика меняется в диапазоне от 0,6 до 0,75 В.
Период сигнала датчика кислорода до нейтрализатора / TPSVKMR (сек).
Отображается измеренный контроллером период сигнала управляющего датчика кислорода.
Интегральная часть задержки обратной связи по датчику кислорода после нейтрализатора / ATV (мс).
Регулирование топливоподачи по сигналу диагностического датчика кислорода служит для более точного поддержания состава топливовоздушной смеси, обеспечивающего минимальную токсичность отработавших газов с учетом состояния нейтрализатора. Рассчитанное контроллером значение параметра ATV используется для формирования коэффициента коррекции длительности импульса впрыска FR.
Фактор старения нейтрализатора / АНКАТ.
Значение параметра изменяется в пределах от 0 до 1. Чем меньше его значение, тем выше эффективность работы нейтрализатора.
Фильтровованное значение сигнала ДНД / BSMW.
Фильтровованная величина сигнала ДНД, измеряющего вертикальное ускорение передней стойки автомобиля.
Признак работы двигателя в режиме холостого хода / B_LL (да/нет).
Отображается – задействован ли режим холостого хода.
Признак мощностного обогащения / B_VL (да/нет).
Отображается – задействован ли режим мощностного обогащения.
Признак включения кондиционера / S_AC (да/нет).
Отображается наличие команды контроллера на включение кондиционера.
Запрос на включение кондиционера / В_КОЕ (да/нет).
Отображается наличие запроса на включение кондиционера, поступающего в контроллер.
Признак включения электробензонасоса / В_ЕКР (вкл/выкл).
Отображается наличие команды контроллера на включение электробензонасоса.
Признак включения электровентилятора / S_LF (вкл/выкл).
Отображается наличие команды контроллера на включение электровентилятора системы охлаждения.
Признак включения контрольной лампы / B_MIL (вкл/выкл).
Отображается наличие команды на включение или выключение сигнализатора неисправностей.
Контроль детонации активен / В_КВ (да/нет).
Включение этого бита означает, что все условия для контроля по детонации выполнены.
Признак работы в зоне регулировки по сигналу управляющего датчика кислорода / B_LR (да/нет).
Переход от разомкнутого к замкнутому контуру регулирования состава топливовоздушной смеси зависит от времени с момента запуска двигателя, готовности управляющего датчика кислорода и температуры охлаждающей жидкости.
Отсечка топливоподачи / B_SA (есть/нет).
Флаг устанавливается на режиме торможения двигателем.
Готовность переднего датчика 02 / B_SBBVK (есть/нет).
Флаг устанавливается после отклонения напряжения датчика кислорода от средней линии.
Базовая адаптация смеси / B_LRA (есть/нет).
При включении флага происходит обучение FRA или RKAT в зависимости от режима двигателя.
Продувка адсорбера активирована / В_ТЕ (да/нет).
Флаг устанавливается при открытии клапана продувки адсорбера для подачи во впускную систему паров бензина, скопившихся в адсорбере.
Обнаружение пропусков зажигания приостановлено / B_LUSTOP (да/нет).
Значение бита равно 1, когда обнаружение пропусков зажигания приостановлено.
Параметры, отображаемые в режиме “Параметры / Parameters; Входы АЦП / ADC Channels”
БОРТ. НАП / UBAT, В.
Напряжение бортовой сети.
Т.О.Ж. / TCOLANT, В.
Выходное напряжение датчика температуры охлаждающей жидкости.
ДАТЧ. МРВ / AIRSENS, В.
Выходное напряжение датчика массового расхода воздуха.
ПОЛ.Д.З / TPS, В.
Выходное напряжение датчика положения дроссельной заслонки.
O2 ДАТЧ 1 / 02SENS1, В.
Выходное напряжение управляющего датчика кислорода.
Т. ВОЗД / WTANS, В.
Выходное напряжение датчика температуры воздуха.
O2 ДАТЧ 2 / 02SENS2, В.
Выходное напряжение диагностического датчика кислорода.
ДАТЧ. УСК. / ACCELSENS, g.
Сигнал датчика неровной дороги.
O2 СОПР 1 / RINV 1, Ом.
Внутреннее сопротивление управляющего датчика кислорода.
O2 СОПР 2 / RINV 2, Ом.
Внутреннее сопротивление диагностического датчика кислорода.
Контроль исполнительных механизмов в режиме “Контроль ИМ / Control”.
Диагностический прибор способен выдавать контроллеру команды на включение исполнительных механизмов. Это обеспечивает возможность быстрой проверки работоспособности элементов системы.
Выбрав пункт меню прибора “2- Контроль ИМ”, затем можно выбрать следующее:
– РДВ / IAC Step Motor.
Выполняется при включенном зажигании или при работающем двигателе и позволяет проверить работоспособность регулятора холостого хода (производится установка регулятора в желаемое положение);
– обороты XX / Idle Speed.
Выполняется при работающем двигателе и позволяет управлять регулятором холостого хода, задавая увеличение или уменьшение оборотов холостого хода. Если регулятор холостого хода исправен, он должен выполнять команды, и частота вращения коленчатого вала должна соответственно изменяться;
– форсунка 1 (2,3,4) / Injector 1 (2,3,4).
При работающем двигателе позволяет отключать топливоподачу в одном из цилиндров. Наблюдая при этом за уменьшением частоты вращения коленчатого вала двигателя, можно определить эффективность работы соответствующего цилиндра. При включенном зажигании позволяет подавать на форсунки серию импульсов;
– зажигание 1 кат (2,3,4) / Ignition Coil 1 (2,3,4).
Выполняется при включенном зажигании и позволяет проверить наличие искры на разряднике;
– реле бензонасоса / Fuel Pump Relay.
Выполняется при включенном зажигании и неработающем двигателе. Данная команда удобна при диагностике топливной системы, например, для контроля давления топлива или при проверке на герметичность;
– вентилятор / Cooling Fan.
Позволяет проконтролировать на слух включение электровентилятора системы охлаждения;
– реле стартера / Starter relay.
Позволяет проконтролировать на слух включение реле стартера;
– продувка адсорбера / Canister Purge Valve.
Позволяет управлять электромагнитным клапаном продувки адсорбера.
– реле кондиционера / А/С Compressor.
Позволяет проконтролировать на слух включение муфты при работе двигателя на холостом ходу и выключателе кондиционера в положении “включено”.
Параметры, отображаемые в режиме “Ошибки / DT Codes”.
Контроллер выполняет функцию диагностики ЭСУД. Она осуществляется в течение так называемого “драйв-цикла”, который начинается через 5 сек после пуска двигателя и заканчивается в момент остановки двигателя. В случае возникновения неисправности контроллер заносит в свою память соответствующий код и включает сигнализатор неисправностей. Для исключения отображения ложных ошибок сигнализатор включается через определенный промежуток времени (параметр FLC), в течение которого неисправность постоянно присутствует.
Если обнаруженная неисправность после её регистрации исчезает, то сигнализатор продолжает гореть в течение определенного времени (параметр HLC), а затем гаснет, но диагностический код этой неисправности сохраняется в памяти контроллера в течение определенного промежутка времени (параметр DLC) или до очистки кодов.
Информация о зафиксированной неисправности может быть считана из памяти контроллера с помощью диагностического прибора в режимах “Ошибки / DT Codes; Актуальные / Actual DTC’s” или “Ошибки / DT Codes; История кодов / DTS’s history”. В первом случае выдаются те коды неисправностей, для которых необходимо провести диагностику и ремонт. Во втором – все коды неисправностей, хранящиеся в памяти контроллера в порядке их возникновения.
Каждому коду неисправности сопутствует дополнительная информация, которая включает в себя:
– FLC (секунда или драйв-цикл).
Отображается значение задержки до включения сигнализатора после обнаружения неисправности. Для разных кодов неисправностей задержка может быть задана в секундах или в драйв-циклах.
В исходном состоянии параметр имеет предустановленное значение. При возникновении неисправности значение параметра начинает уменьшаться. Лампа включается, когда значение FLC становится равным нулю. При исчезновении неисправности предустановленное значение параметра восстанавливается.
– HLC (драйв-цикл).
Отображается значение задержки до выключения сигнализатора после того, как код неисправности стал неактивным (неисправность исчезла).
В исходном состоянии параметр имеет предустановленное значение. При исчезновении неисправности значение параметра начинает уменьшаться. Лампа выключается, когда значение HLC становится равным нулю;
– DLC (цикл прогрева).
Отображается значение задержки до стирания кода неисправности из памяти контроллера после того, как код стал неактивным.
В исходном состоянии параметр имеет предустановленное значение (40 циклов прогрева). При исчезновении неисправности значение параметра начинает уменьшаться после каждого цикла прогрева, под которым понимают промежуток времени с момента запуска двигателя до его прогрева выше заданного значения. Код неисправности стирается из памяти контроллера, когда значение DLC становится равным нулю;
– HZ.
Отображается количество случаев возникновения кода неисправности;
– TSF (секунда)
Отображается в секундах время активного состояния кода неисправности в течение текущего драйв-цикла;
– условия работы ЭСУД, при которых возникла неисправность;
– набор статус-флагов в виде пиктограмм (рис. 2.4-01).
Рис. 2.4-01. Виды пиктограмм.
Очистка кодов неисправностей.
Имеются два метода очистки кодов из памяти контроллера после завершения ремонта или в целях контроля на повторное возникновение. Необходимо или отключить питание контроллера на время не менее 10 сек, или стереть коды с помощью диагностического прибора в режиме “Ошибки / DT Codes; Очистка кодов / Clear”.
Питание контроллера можно отключить путем отсоединения отрицательного провода от аккумуляторной батареи. При этом другие данные, хранящиеся в оперативной памяти контроллера, также теряются.
Внимание. Для предотвращения повреждения контроллера при отключении или подключении его питания зажигание должно быть выключено.