Меню Закрыть

Принцип работы. Система управления бесступенчатой трансмиссией (CVT) “JATCO” LADA XRAY.

Принцип работы. Система управления бесступенчатой трансмиссией (CVT) “JATCO” LADA XRAY.

1.2 Принцип работы.

Режимы работы исполнительных механизмов.

Режимы работы исполнительных механизмов и узлов в зависимости от выбора положения переключателя диапазонов коробки передач приведены ниже.

Принцип работы. Система управления бесступенчатой трансмиссией (CVT) “JATCO” LADA XRAY.

+ задействован, – не задействован

Бесступенчатый механизм трансмиссии.

Бесступенчатый механизм состоит из пары шкивов, ширина канавки которых изменяется в осевом направлении, и стального ремня.

Стальной ремень состоит из стальных пластин (A), рисунок 1-6, уложенных на двух стальных кольцах (B).

Рисунок 1-6 – Конструкция ремня.

Принцип работы. Система управления бесступенчатой трансмиссией (CVT) “JATCO” LADA XRAY.

Ведущий шкив (сторона входного вала) и ведомый шкив (сторона выходного вала) состоят из неподвижной части шкива, рисунок 1-7, и подвижной в осевом направлении части шкива.

Неподвижная часть шкива зафиксирована на валу. Со стороны подвижной части ведущего и ведомого шкива расположена камера давления масла.

В зависимости от параметров нагрузки на двигатель (положение педали акселератора, число оборотов двигателя, скорость автомобиля) меняется рабочее давление в камерах давления масла ведущего и ведомого шкивов.

Изменение рабочего давления в камере давления масла обеспечивает перемещение подвижной части шкива вдоль оси вала, что меняет ширину канавки шкива и соответственно радиус контакта ремня, рисунок 1-8.

Данный механизм позволяет плавно регулировать передаточное отношение, и осуществляет непрерывное и бесступенчатое переключение передач с пониженной на повышенную и наоборот.

Рисунок 1-7 – Бесступенчатый механизм трансмиссии.

Принцип работы. Система управления бесступенчатой трансмиссией (CVT) “JATCO” LADA XRAY.

Рисунок 1-8 – Положение ремня на шкивах при выборе передач.

Принцип работы. Система управления бесступенчатой трансмиссией (CVT) “JATCO” LADA XRAY.

Дополнительная коробка передач.

Дополнительная коробка передач состоит из планетарной передачи, многодисковой муфты и многодискового тормоза. 1-я, 2-я и задняя передачи переключаются с помощью указанных механизмов под давлением масла от соответствующих клапанов.

Система давления масла.

Давление масла, необходимое для работы трансмиссии, создается масляным насосом, и с помощью электромагнитных клапанов и клапанов контроля давления масла подается к соответствующим исполнительным механизмам.

Парковочный механизм.

При переключении рычага выбора передач в положение “P” парковочный механизм фиксирует парковочную шестерню, интегрированную с ведущей шестерней главной передачи.

Функциональная схема БСТ.

Сокращения в схеме:

  • БСМ – бесступенчатый механизм;
  • ВдщШ – ведущий шкив;
  • ВдмШ – ведомый шкив;
  • ВдщШестГлПер – ведущая шестерня главной передачи;
  • ВдмШестГлПер – ведомая шестерня главной передачи;
  • ГидрТр – гидротрансформатор;
  • ДТТЖ – датчик температуры трансмиссионной жидкости;
  • ДЧОВВ – датчик числа оборотов выходного вала (датчик скорости автомобиля);
  • ДЧОВШ – датчик числа оборотов вторичного (ведомого) шкива;
  • ДЧОПШ – датчик числа оборотов первичного (ведущего) шкива;
  • ДопКП – дополнительная коробка передач;
  • КРегГТр – клапан регулировки гидротрансформатора;
  • КРучнУпр – клапан с ручным управлением;
  • КУпрБлМГТр – клапан управления блокировочной муфтой гидротрансформатора;
  • КСУД – контроллер ЭСУД;
  • МПЗУ – модуль постоянного запоминающего устройства;
  • ПДКП – переключатель диапазонов коробки передач;
  • РВП – рычаг выбора передач;
  • ШестВхПер – шестерни входной передачи;
  • ЭКБлМГТр – электромагнитный клапан блокировочной муфты гидротрансформатора;
  • ЭКМВПвП/ТПЗХ – электромагнитный клапан муфты включения повышающей передачи/тормоза передачи заднего хода;
  • ЭКРегДавлМаг – электромагнитный клапан регулирования давления в магистрали;
  • ЭКПервДавл – электромагнитный клапан первичного давления;
  • ЭКТПнП – электромагнитный клапан тормоза понижающей передачи;
  • H/C – муфта включения повышающей передачи;
  • L/B – тормоз понижающей передачи;
  • R/B – тормоз передачи заднего хода.

Рисунок 1-9 – Функциональная схема БСТ.

Принцип работы. Система управления бесступенчатой трансмиссией (CVT) “JATCO” LADA XRAY.

Карта сигналов на входе/на выходе контроллера БСТ.

Принцип работы. Система управления бесступенчатой трансмиссией (CVT) “JATCO” LADA XRAY.

* – если на входе/на выходе обнаружена неисправность – то контроллер БСТ инициирует аварийный режим.

Система передачи данных CAN.

CAN (Controller Area Network) – это последовательная система передачи данных, работающая в реальном масштабе времени. Представляет собой систему мультиплексной связи автомобиля и имеет высокую скорость передачи данных. В процессе работы между электронными блоками управления осуществляется обмен информацией. В системе CAN используются 2 линии передачи данных (линия CAN-H, линия CAN-L), разрешающие высокую скорость передачи информации при наличии меньшего количества проводов. Каждый блок управления передаёт / получает данные и выборочно считывает только необходимые данные.

Аварийный режим работы.

Контроллер включает аварийный режим работы при обнаружении неисправности в БСТ, максимально обеспечивая при этом надежность передвижения автомобиля. Если при движении автомобиля возникают нештатные ситуации, включая “низкое ускорение”, то контроллер БСТ проводит проверку системы и автомобиль может перейти в аварийный режим.

Управление защитой.

Контроллер БСТ может временно активизировать режим управления определенной защитой для исключения отказа при работе БСТ. Контроллер автоматически возвращается в нормальный режим работы, если режим работы БСТ безопасен.

Контроллер БСТ управляет следующими защитами:

Контроль скорости вращения колеса.

Режим управления защитой При обнаружении разницы в скорости вращения колес мощность двигателя и передаточное число ограничиваются, давление масла в магистрали увеличивается. На 1GR давление масла в муфте увеличивается
Поведение автомобиля при активации защиты Если педаль акселератора удерживается в нажатом положении, обороты двигателя и скорость автомобиля ограничиваются. С 1GR разрешено переключение на повышенную передачу до определенного передаточного числа
Условия возврата в нормальный режим работы Отсутствие разницы вращения колес

Защита от перегрева.

Режим управления защитой Если температура трансмиссионной жидкости (масла) высока, максимальные обороты переключения передачи и максимальный крутящий момент уменьшаются, чтобы предотвратить дальнейшее повышение температуры масла
Поведение автомобиля при активации защиты Мощность может быть снижена по сравнению с нормальным режимом работы
Условия возврата в нормальный режим работы Снижение температуры трансмиссионной жидкости до установленного значения

Управление снижением крутящего момента при движении задним ходом.

Режим управления защитой Мощность двигателя регулируется в зависимости от скорости автомобиля при движении задним ходом
Поведение автомобиля при активации защиты Мощность может быть снижена при движении задним ходом
Условия возврата в нормальный режим работы Крутящий момент возвращается к нормальному состоянию путем позиционирования РВП в положение отличное от положения “R”

Защита от включения задней передачи.

Режим управления защитой Тормоз передачи заднего хода управляется таким образом, чтобы избежать зацепления, если РВП установлен в положение “R” при движении вперед на скорости более определенного значения
Поведение автомобиля при активации защиты При переводе РВП в положение “R” при движении вперед, БСТ автоматически переходит в нейтральное положение для прерывания передачи крутящего момента
Условия возврата в нормальный режим работы Движение автомобиля на скорости ниже определенного значения

Регулирование давления в магистрали.

Рисунок 1-10 – Схема регулирования давления в магистрали.

Принцип работы. Система управления бесступенчатой трансмиссией (CVT) “JATCO” LADA XRAY.

Нормальное регулирование.

Давление в магистрали, необходимое для условий движения, определяется на основе сигналов положения педали акселератора, частоты вращения коленчатого вала двигателя, частоты вращения ведущего шкива и ведомого шкива, скорости автомобиля, крутящего момента двигателя, положения выключателя стоп-сигнала, положения переключателя диапазонов коробки передач, напряжения питания, температуры и давления масла, и целевого коэффициента смещения.

Регулирование с обратной связью.

Высокоточное регулирование давления в магистрали осуществляется по сигналу датчика вторичного давления.

Управление переключением передач.

Рисунок 1-11 – Схема управления переключением передач.

Принцип работы. Система управления бесступенчатой трансмиссией (CVT) “JATCO” LADA XRAY.

По сигналам датчиков и переключателей контроллер БСТ определяет условия движения автомобиля, такие как скорость автомобиля и положение дроссельной заслонки, и устанавливает оптимальное передаточное число в БСТ, управляя исполнительными механизмами.

При выборе позиции РВП “D” переключение осуществляется во всех диапазонах передаточных чисел от самого низкого до самого высокого, рисунок 1-12 (а).

При выборе позиции РВП “Ручной режим” (“М”) устанавливается фиксированная линия переключения передач. При перемещении РВП в положение “+” или “-” осуществляется переключение передач, аналогичное механической трансмиссии, рисунок 1-12 (б).

На спуске при отпускании педали акселератора торможение двигателем будет усилено за счет переключения на пониженную передачу.

Рисунок 1-12 – Характеристика передаточного отношения.

Принцип работы. Система управления бесступенчатой трансмиссией (CVT) “JATCO” LADA XRAY.

Управление при переключении РВП.

Рисунок 1-13 – Схема управления при переключении РВП.

Принцип работы. Система управления бесступенчатой трансмиссией (CVT) “JATCO” LADA XRAY.

Используя сигналы датчиков и переключателей, контроллер БСТ устанавливает оптимальное рабочее давление в системе при переключении РВП с позиции “N” (“P”) на позицию “D” (“R”).

Управление блокировкой гидротрансформатора.

Рисунок 1-14 – Схема управления блокировкой гидротрансформатора.

Принцип работы. Система управления бесступенчатой трансмиссией (CVT) “JATCO” LADA XRAY.

Гидротрансформатор имеет блокировочную муфту, при включении которой гидротрансформатор работает как муфта сцепления для более эффективной передачи мощности от двигателя к БСТ.

Блокировочной муфтой гидротрансформатора управляет соответствующий клапан.

Клапан управления блокировочной муфтой гидротрансформатора приводится в действие электромагнитным клапаном блокировочной муфты гидротрансформатора (ЭКБлМГтр) при подаче на последний сигнала управления с контроллера БСТ.

Для включения блокировочной муфты электромагнитный клапан (ЭКБлМГТр) перемещает клапан управления в сторону блокирования, в результате чего возрастает давление на блокировочной муфте, и она переходит в состояние сцепления.

Для выключения блокировочной муфты электромагнитный клапан (ЭКБлМГТр) перемещает клапан управления в сторону разблокирования, в результате чего сбрасывается давление на блокировочной муфте, и она выходит из состояния сцепления.

Зона блокировки муфты гидротрансформатора в зависимости от положения дроссель-

ной заслонки и скорости автомобиля для бесступенчатой трансмиссии (CVT) и автоматической трансмиссии (АТ) приведена на рисунке 1-15.

Рисунок 1-15 – Зона блокировки муфты гидротрансформатора.

Принцип работы. Система управления бесступенчатой трансмиссией (CVT) “JATCO” LADA XRAY.

Управление холостым ходом.

Рисунок 1-16 – Схема управления холостым ходом.

Принцип работы. Система управления бесступенчатой трансмиссией (CVT) “JATCO” LADA XRAY.

Если автомобиль не начинает движение в положении РВП “D”, контроллер БСТ снижает давление масла на тормозе понижающей передачи. Следовательно, тормоз понижающей передачи находится в отпущенном состоянии (не задействован), и маршрут передачи мощности коробки передач находится в том же состоянии, что и в положении РВП “N”. Таким образом, коробка передач находится в состоянии холостого хода и нагрузка на двигатель может быть уменьшена для повышения экономии топлива.

Управление холостым ходом осуществляется, если выполняются все следующие условия:

– автомобиль находится на ровной дороге или на дороге с небольшим уклоном;

– РВП в позиции “D”;

– скорость автомобиля = 0 км/ч;

– педаль акселератора не нажата;

– педаль тормоза нажата;

– двигатель работает на холостом ходу;

– сигнал указателей поворота/аварийной сигнализации отсутствует.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства