Меню Закрыть

Проверка и корректировка фаз газораспределения. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Проверка и корректировка фаз газораспределения. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Проверка и корректировка фаз газораспределения.

В процессе эксплуатации в результате удлинения цепей и износа звездочек возможно значительное отклонение фаз газораспределения от номинальных значений. Правильность фаз газораспределения является одним из важнейших факторов, влияющих на мощность, крутящий момент и экономические показатели двигателя.

Поэтому, при снижении мощности двигателя, повышении эксплуатационного расхода топлива и неустойчивой работе двигателя необходимо проверить и, при необходимости, откорректировать установку фаз газораспределения.

Для этой цели используется комплект оснастки, разработанный на ПАО «ЗМЗ». В комплект входит: транспортир (рис.53), шаблон (рис.54) с профилем кулачка и стрелкой и кондуктор (рис.55) для сверления дополнительных отверстий под штифт в звездочках распределительных валов.

Рис.53. Транспортир.

Проверка и корректировка фаз газораспределения. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Технические требования:

Материал: сталь t=3 мм

Неуказанные пред. откл. h14, H14, ±IT14/2

Обозначения нанести на шаблоне ударным или другим способом

Проверку и корректировку фаз газораспределения можно провести на двигателе, установленном на автомобиле.

Для контроля фаз газораспределения необходимо снять крышку клапанов, отсоединив все провода и шланги.

Дальнейшая последовательность действий:

1. Установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия, повернув коленчатый вал по ходу вращения (по часовой стрелке) до совпадения риски на шкиве-демпфере коленчатого вала с ребром-указателем (в виде прилива) на крышке цепи.

Внимание!

  • Вращение коленчатого вала против часовой стрелки недопустимо.

Рис.54. Шаблон кулачка со стрелкой.

Проверка и корректировка фаз газораспределения. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Технические требования:

Материал: алюминиевый сплав толщиной 10 мм.

*Размер для справок

Неуказанные пред. откл. h14, H14, ±IT14/2

Максимальный диаметр фрезы для обработки контура кулачка 8 мм

Рис.55. Кондуктор для сверления дополнительных отверстий под штифт в звездочках распределительных валов.

Привод распределительных валов с втулочными цепями.

Проверка и корректировка фаз газораспределения. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Привод распределительных валов с зубчатыми цепями.

Проверка и корректировка фаз газораспределения. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

При этом кулачки распределительных валов 1-го цилиндра и метки на звездочках распределительных валов должны располагаться согласно схемы (рис.56).

Рис.56. Схема положения распределительных валов при положении поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия для зубчатой цепи.

Привод распределительных валов с втулочными цепями.

Проверка и корректировка фаз газораспределения. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Привод распределительных валов с зубчатыми цепями.

Проверка и корректировка фаз газораспределения. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

1 – метка на звездочке выпускного распределительного вала; 2 – верхняя плоскость головки цилиндров; 3 – метки на звездочке впускного распределительного вала.

В случае, если вершины кулачков и метки расположены внутрь, то необходимо повернуть коленчатый вал еще на один оборот.

Точную установку поршня 1-го цилиндра в ВМТ можно провести с помощью индикатора часового типа, который устанавливается и закрепляется в свечном отверстии 1-го цилиндра.

2. Установить транспортир 3 (рис.57) за первым кулачком распределительного вала впускных клапанов – вид «А». Прижимая транспортир 3 к верхней плоскости головки цилиндров 5, приложить и плотно прижать шаблон 2 к поверхности первого кулачка. При этом стрелка шаблона должна показывать на транспортире угол:

  • 20°30´±2°40´ для привода распределительных валов с втулочными цепями;
  • 20°±2°40´ для привода распределительных валов с зубчатыми цепями.

При измерении ведущая ветвь цепи (в районе верхнего и среднего успокоителей) должна быть натянута. Для этого ключом повернуть впускной распределительный вал за четырехгранник на его теле против часовой стрелки и удерживать в этом состоянии, не допуская поворота коленчатого вала.

Аналогично провести проверку углового положения первого кулачка распределительного вала выпускных клапанов – вид «В». Стрелка шаблона должна показывать на транспортире угол:

  • 19°30´±2°40´ для привода распределительных валов с втулочными цепями;
  • 19°±2°40´ для привода распределительных валов с зубчатыми цепями.

Рис.57. Проверка углового положения распределительных валов.

Проверка и корректировка фаз газораспределения. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

А – проверка углового положения распределительного вала впускных клапанов; В – проверка углового положения распределительного вала выпускных клапанов; 1 – кулачок впускного клапана первого цилиндра; 2 – шаблон кулачка со стрелкой; 3 – транспортир; 4 – кулачок выпускного клапана первого цилиндра; 5 – головка цилиндров; 6 – гидротолкатель.

При измерении ведущая ветвь цепи (в районе среднего успокоителя) должна быть натянута. Для этого ключом повернуть выпускной распределительный вал за четырехгранник на его теле против часовой стрелки и удерживать в этом состоянии, не допуская поворота коленчатого вала.

При этих значениях углового положения первых кулачков распределительных валов достигаются наилучшие технико-экономические показатели двигателя.

В случае, если отклонения углового положения кулачков распределительных валов превышают допустимые ±2°40´, требуется корректировка фаз газораспределения.

Для корректировки установки фаз выполнить следующие работы:

1. Снять переднюю крышку головки цилиндров.

2. Снять верхний гидронатяжитель (в головке цилиндров), отвернув болты крепления крышки гидронатяжителя, снять крышку с шумоизоляционной шайбой.

3. Снять верхний и средний успокоители цепи, отвернув болты их крепления.

4. Снять звездочки распределительных валов, отвернув болты их крепления, удерживая при этом валы ключом за квадрат на теле валов. Цепь, снятую со звездочек распределительных валов, удержать от соскакивания со звездочки промежуточного вала.

5. По установленному на звездочку распределительного вала кондуктору в каждой звездочке просверлить шесть дополнительных отверстий 3 (рис.58) 6,1 мм со следующими угловыми смещениями от номинального положения заводского отверстия 2:

  • 2°30´, 5° и 7°30´ для привода распределительных валов с втулочными цепями;
  • 2°, 4° и 6° для привода распределительных валов с зубчатыми цепями.

При этом три дополнительных отверстия, смещенные от заводского установочного отверстия 2 по часовой стрелке, плюсовые, три других, смещенные против часовой стрелки, – минусовые, если смотреть на звездочку со стороны метки 1.

Рис.58. Звездочка распределительного вала с дополнительными отверстиями.

Привод распределительных валов с втулочными цепями.

Проверка и корректировка фаз газораспределения. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Привод распределительных валов с зубчатыми цепями.

Проверка и корректировка фаз газораспределения. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

1 – метка; 2 – заводское отверстие; 3 – дополнительные отверстия.

При установке звездочки на дополнительное отверстие заводская установочная метка (метки) 1 на звездочке не будет совпадать с верхней плоскостью головки цилиндров.

Если для корректировки фаз газораспределения требуется повернуть распределительный вал по ходу его вращения (по часовой стрелке), то звездочку необходимо установить на одно из дополнительных отверстий с плюсовым смещением, расположенное справа от заводского отверстия. Если требуется повернуть распределительный вал в направлении противоположном его вращению (против часовой стрелки), то звездочку необходимо установить на одно из отверстий с минусовым смещением, расположенное слева от заводского отверстия.

Выбор отверстия на звездочке с необходимой величиной углового смещения производится в зависимости от величины отклонения положения кулачка от номинального значения.

Далее работу продолжить в следующей последовательности:

1. Накинуть цепь на звездочку (с одной меткой) выпускного распределительного вала и установить её на фланец и штифт распределительного вала, используя одно из отверстий. Поворотом выпускного распределительного вала против часовой стрелки натянуть ведущую ветвь цепи.

2. Установить шаблон кулачка со стрелкой на первый кулачок выпускного распределительного вала и проверить фазу выпуска. Стрелка при натянутой ведущей ветви цепи должна показывать:

  • 19°30´±2°40´ для привода с втулочными цепями;
  • 19°±2°40´ для привода с зубчатыми цепями.

В противном случае установить звездочку на другое отверстие – повторить действия, начиная с п.1.

3. Накинуть цепь на звездочку (с двумя метками – для привода с зубчатыми цепями) впускного распределительного вала и установить её на одно из отверстий. Поворотом впускного распределительного вала против часовой стрелки натянуть ведущую ветвь цепи.

4. Установить шаблон кулачка со стрелкой на первый кулачок впускного распределительного вала и проверить фазу впуска. Стрелка при натянутой ведущей ветви цепи должна показывать:

  • 20°30´±2°40´ для привода с втулочными цепями;
  • 20°±2°40´ для привода с зубчатыми цепями.

В противном случае установить звездочку на другое отверстие – повторить действия, начиная с п.3.

5. Предварительно завернуть болты крепления звездочек.

6. Разобрать и собрать («зарядить») гидронатяжитель, установить его в отверстие головки цилиндров, закрыть крышкой, затянув болты крышки, и вывернуть пробку из крышки.

7. Через отверстие в крышке гидронатяжителя металлическим стержнем или отверткой нажать на гидронатяжитель, переместив его до упора, затем отпустить – произойдет «разрядка» гидронатяжителя, когда стопорное кольцо на плунжере выйдет из зацепления с корпусом гидронатяжителя и даст возможность плунжеру и корпусу перемещаться под действием пружины. Корпус переместится до упора в крышку, а цепь через башмак будет натянута.

8. Завернуть пробку в крышку гидронатяжителя, предварительно нанеся на резьбу пробки анаэробный герметик «Фиксатор-6».

9. Повернуть коленчатый вал по ходу вращения на два оборота и совместить риску на шкиве-демпфере коленчатого вала с выступом на крышке цепи.

10. Проверить установку фаз газораспределения с помощью транспортира и шаблона кулачка со стрелкой, как описано выше. В случае отклонения фаз газораспределения, превышающих предельно допустимые значения, необходимо повторить корректировку фаз газораспределения.

11. Завернуть и затянуть болты крепления звездочек распределительных валов окончательно моментом 54,9…58,8 Н·м (5,6…6,2 кгс·м).

12. Установить верхний и средний успокоители цепи, завернув винты крепления. Предварительно нанести на резьбу винтов крепления успокоителей анаэробный герметик «Фиксатор-6».

13. Произвести дальнейшую сборку двигателя в порядке обратном разборке.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства