Разборка. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
- Ремонт двигателя. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
- Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
Разборка двигателя.
Двигатели, поступающие в ремонт, должны быть тщательно очищены от грязи. Разборку двигателя, как и сборку, рекомендуется производить на стенде, позволяющем устанавливать двигатель в положениях, обеспечивающих свободный доступ ко всем деталям во время разборки и сборки.
Разборку и сборку двигателей необходимо производить инструментом соответствующего размера (гаечные ключи, съемники, приспособления), рабочая поверхность которых должна быть в хорошем состоянии.
Необходимые специальные инструменты и приспособления для разборки двигателя приведены в приложении 8.
При индивидуальном методе ремонта детали, пригодные для дальнейшей работы, должны быть установлены на свои прежние места. Для этого такие детали как поршни, поршневые пальцы, поршневые кольца, шатуны, вкладыши, клапаны, гидротолкатели и др., при снятии их с двигателя, необходимо маркировать любым способом, не вызывающим порчу деталей (кернение, надписывание, прикрепление бирок и др.), или укладывать их на стеллажи с пронумерованными отделениями в порядке, соответствующем их расположению на двигателе.
При обезличенном методе ремонта двигателей надо помнить, что крышки шатунов с шатунами, крышки коренных подшипников с блоком цилиндров, крышки опор распределительных валов с головкой цилиндров обрабатываются в сборе и поэтому их разукомплектовывать нельзя.
В гидронатяжителях разукомплектация корпуса с плунжером не допускается.
Перед тем, как приступить к разборке основных механизмов двигателя, необходимо снять картер сцепления и навесное оборудование: генератор, стартер, регулятор холостого хода, датчики, ремень привода водяного насоса.
Установить двигатель на стенд.
Разборка механизмов двигателя:
1. Снять указатель уровня масла.
2. Снять стартер.
3. Снять картер сцепления.
4. Снять провода высокого напряжения со свечными наконечниками.
5. Снять, при необходимости, катушки зажигания.
6. Ослабить натяжение ремня привода водяного насоса и генератора и снять ремень.
7. Ослабить крепление генератора и снять генератор с кронштейном.
8. Снять шланг основной ветви вентиляции картера.
9. Снять шланги подогрева дросселя.
10. Снять, при необходимости, впускную трубу с ресивером, дросселем, топливопроводом и регулятором холостого хода в сборе, предварительно отсоединив шланг малой ветви вентиляции от трубки крышки клапанов и ослабив гайки крепления впускной трубы к головке цилиндров.
11. Снять, при необходимости, теплоизоляционный экран и выпускной коллектор.
12. Снять трубку забора охлаждающей жидкости со скобой.
13. Снять крышку клапанов с установленными на ней катушками зажигания.
14. Снять переднюю крышку головки цилиндров.
15. Снять верхний и средний успокоители цепи.
16. Снять крышку верхнего гидронатяжителя цепи и вынуть гидронатяжитель с шумоизоляционной прокладкой и адаптером (при его наличии).
17. Отвернуть болт крепления звездочки впускного распределительного вала, удерживая ключом распределительный вал от поворачивания, и снять звездочку.
18. Снять крышки распределительных валов, проверив правильность меток на них.
19. Снять цепь со звездочки выпускного распределительного вала и снять распределительные валы.
20. Ослабить хомуты шланга корпуса термостата.
21. Отвернуть винты крепления корпуса термостата и снять термостат с корпусом.
22. Отвернуть болты крепления головки цилиндров и снять головку цилиндров и прокладку головки цилиндров.
Если нет необходимости в разборке и ремонте термостата, ресивера, впускной трубы, выпускного коллектора и головки цилиндров, то головка цилиндров может быть снята вместе с этими узлами.
23. Вынуть гидротолкатели из головки цилиндров с помощью магнита или присоски.
24. Перевернуть двигатель на стенде.
25. Снять усилитель картера сцепления.
26. Снять масляный картер. Для страгивания масляного картера рекомендуется использовать специальную оправку.
27. Снять масляный насос и его прокладку.
28. Вынуть шестигранный валик привода масляного насоса.
29. Отвернуть масляный фильтр.
30. Отвернуть штуцер масляного фильтра и снять термоклапан и его прокладку.
31. Снять крышки шатунов вместе с вкладышами.
32. Вынуть поршни вместе с шатунами. Перед разборкой шатунно-поршневой группы проверить правильность меток на шатунах и их крышках, а также их соответствие порядковым номерам цилиндров.
33. Отвернуть стяжной болт коленчатого вала и снять шкив-демпфер коленчатого вала с помощью съёмника (рис.42).
Рис.42. Снятие шкива коленчатого вала с помощью съемника.
34. Снять шпонку шкива-демпфера.
35. Снять крышку нижнего гидронатяжителя цепи и вынуть гидронатяжитель с шумоизоляционной прокладкой и адаптером (при его наличии).
36. Снять, при необходимости, водяной насос и его прокладку.
37. Снять кронштейн с натяжным роликом ремня.
38. Снять крышку цепи. Если нет необходимости в замене водяного насоса, то крышка цепи может быть снята с ним.
39. Снять верхнюю цепь привода распределительных валов.
40. Отогнуть углы стопорной пластины болтов промежуточного вала, отвернуть болты крепления звездочек промежуточного вала, снять звездочки и нижнюю цепь привода распределительных валов цепь.
41. Снять втулку с переднего конца коленчатого вала и снять резиновое уплотнительное кольцо.
42. Спрессовать звездочку с переднего конца коленчатого вала с помощью съемника (рис.43) и вынуть шпонку звездочки.
Рис.43. Снятие звездочки коленчатого вала.
1 – съемник; 2 – оправка; 3 – шпонка; 4 – звездочка коленчатого вала.
43. Отвернуть болты фланца промежуточного вала и снять фланец промежуточного вала.
44. Перевернуть двигатель на стенде.
45. Снять крышку привода масляного насоса и его прокладку.
46. Вынуть валик привода масляного насоса с шестерней.
47. Наживить два болта в отверстия промежуточного вала.
48. Удерживая промежуточный вал за болты, отвернуть гайку и снять с промежуточного вала шестерню привода масляного насоса.
49. Вынуть промежуточный вал.
50. Снять с помощью приспособления и съемника подшипник первичного вала из маховика (рис.44).
Рис.44. Снятие подшипника первичного вала коробки передач.
1 – подшипник; 2 – шайба болтов маховика; 3 – распорная втулка; 4 – сальникодержатель; 5 – прокладка сальникодержателя; 6 – коленчатый вал; 7 – сальник; 8 – маховик; 9 – болты маховика; 10 – съемник; 11 – оправка.
51. Снять сцепление.
52. Снять маховик.
53. Снять сальникодержатель с сальником.
54. Отвернуть болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала и снять крышки коренных подшипников коленчатого вала вместе с вкладышами и упорными полушайбами, проверив правильность меток на крышках.
55. Вынуть коленчатый вал.
56. Вынуть верхние вкладыши коренных подшипников и верхние упорные полушайбы.
57. Снять верхний и нижний башмаки натяжения цепей.