Наименование дефекта |
Способ устранения |
Место контроля |
1. Блок цилиндров |
1.1 Пробоины на стенках цилиндров, трещины на верхней плоскости блока, в районе водяной рубашки и на ребрах, поддерживающих коренные подшипники, пробоины на водяной рубашке и картере. |
Браковать. |
– |
1.2 Износ диаметра цилиндра свыше 0,1 мм. |
Браковать. |
|
1.3 Увеличение некруглости и нецилиндричности гильз блока цилиндров до 0,08- 0,1 мм. |
Браковать. |
1.4 Повреждение резьбовых отверстий в виде забоин или срыва резьбы менее двух витков. |
Ремонтировать. Прогнать резьбу метчиком номинального размера. |
1.5 Износ или срыв резьбы резьбовых отверстий более двух витков. |
Ремонтировать.
Нарезать резьбу увеличенного ремонтного размера.
Установка резьбовых ввертышей с последующим нарезанием в них резьбы номинального размера или установкой резьбовых спиральных вставок. |
1.6 Износ диаметров опор под вкладыши коренных подшипников более 68,5 (+0,019) мм. |
Браковать. Замер диаметров опор под вкладыши коренных подшипников производить на блоке цилиндров, собранном с соответствующими крышками коренных подшипников. |
|
1.7 Несоосность опор для коленчатого вала относительно оси коленчатого вала более 0,15 мм. |
Браковать блок цилиндров. |
1.8 Износ опор распределительного вала в блоке 0,75 мм. |
Извлечь втулки распределительного вала.
Запрессовать в блок втулки распределительного вала.
Расточить втулки, уменьшая диаметр каждой последующей втулки, начиная с Ø52 мм, на 1 мм.
Ø52+0,065/+0,040
Ø51+0,065/+0,040
Ø50+0,065/+0,040
Ø49+0,065/+0,040
Ø48+0,065/+0,040 |
|
2. Поршень. |
2.1. Механические повреждения (трещины, сколы, задиры на поверхности юбки). |
Браковать поршень. |
|
2.1. Износ диаметров поршней менее 96,35 мм. |
Ремонтировать. Заменить поршни |
|
2.2. Износ ширины канавки:
под верхнее компрессионное кольцо более 1,35 мм.
под нижнее компрессионное кольцо более 1,65 мм.
под маслосъемное кольцо более 3,14 мм. |
Браковать поршень. |
|
2.3. Зазор по высоте между канавкой и компрессионными кольцами более 0,08мм. |
Браковать поршень.
Замерять щупом в нескольких точках. |
3. Гильза цилиндров – поршень. |
3.1. Зазор между поршнем и цилиндром более 0,30 мм.
Замер производить в двух взаимно-перпендикулярных направлениях (по оси коленчатого вала и перпендикулярно к ней) и в двух поясах (на расстоянии 8-10 мм и 60-65 мм от верхней плоскости блока). Принимается наибольший размер. Поршень замерять на расстоянии 5-10 мм от низа юбки в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца. |
Ремонтировать. Произвести подбор поршня к цилиндру, выдерживая зазор от 0,030 до 0,054 мм между цилиндром и поршнем. |
|
4. Шатун |
4.1. Износ диаметра поршневой головки шатуна более 25,045 мм. |
Ремонтировать. Заменить втулку поршневой головки шатуна ремонтной втулкой, запрессовать в шатун. Расточить в номинальный размер. |
|
5. Вал распределительный. |
5.1. Наличие трещин любого характера и расположения распределительного вала. |
Браковать. |
|
5.2. Задиры и глубокие раковины на поверхности опорных шеек и кулачков распределительного вала. |
Браковать. |
5.3. Износ кулачков распределительного вала по высоте более чем на 0,5 мм. |
Распределительный вал заменить на новый. |
5.4. Изгиб распределительного вала. |
Вал устанавливается в центрах.
Проверяется индикатором по затылкам впускных и выпускных кулачков второго и третьего цилиндров. Если биение превышает 0,03 мм заменить вал. |
5.5. Износ опорных шеек. Зазор в сопряжении с гнездом блока более 0,15. |
Перешлифовать шейки уменьшая их размер не более чем на 0,75, с сохранением допусков.
Установить ремонтные втулки см. п. 1.8. |
6. Вал коленчатый. |
6.1. Трещины любого характера и расположения. |
Браковать. |
Фаски и отверстия передего и заднего концов коленчатого вала не пригодны для установки на шлифовальный станок. |
6.2. Повреждения резьб или срыв резьбы в отверстиях не более двух ниток. |
Ремонтировать. Прогнать резьбу метчиком до номинального размера. |
|
6.3. Износ или срыв резьбы в отверстиях более двух ниток. |
В отверстиях под болты крепления маховика – Браковать.
В отверстиях под пробки, в отверстиях под храповик – Ремонтировать нарезанием ремонтной резьбы. |
6.4. Износ диаметра коренных шеек менее 63,934 мм. |
Ремонтировать.
Шлифовать коренные шейки под один из ремонтных размеров:
первый ремонтный – Ø 63,75 (-0,013) мм;
второй ремонтный – Ø 63,50 (-0,013) мм;
третий ремонтный – Ø 63,25 (-0,013) мм;
четвертый ремонтный – Ø 63,00 (-0,013) мм;
пятый ремонтный – Ø 62,75 (-0,013) мм;
шестой ремонтный – Ø 62,50 (-0,013) мм.
После ремонта использовать соответствующие ремонтные вкладыши. |
6.5. Износ диаметра шатунных шеек менее 57,951 мм. |
Ремонтировать.
Шлифовать шатунные шейки под один из ремонтных размеров:
первый ремонтный – Ø 57,75 (-0,013) мм;
второй ремонтный – Ø 57,50 (-0,013) мм;
третий ремонтный – Ø 57,25 (-0,013) мм;
четвертый ремонтный – Ø 57,00 (-0,013) мм;
пятый ремонтный – Ø 56,75 (-0,013) мм;
шестой ремонтный – Ø 56,50 (-0,013) мм.
После ремонта использовать соответствующие ремонтные вкладыши. |
6.6. Биение коренных шеек более 0,05 мм. |
Браковать. |
После проведения ремонтных работ промыть коленчатый вал. Для чего вывернете пробки грязеуловителей, промойте полости и масляные каналы металлическим ершиком с моющим составом (таблица 7). Затем промыть полости керосином и высушить. Завернуть пробки с нанесением на резьбу анаэробного герметика Трибопласт-9, Фиксатор-9 или Гермикон-9 с моментом 3,8…4,2 кгс/м Чистку полостей коленчатого вала проводить при каждой разборке двигателя. |
7. Головка блока цилиндров, клапанный механизм. |
7.1. Наличие пробоин, прогара и трещин на стенках камеры сгорания и разрушение перемычек между гнездами. |
Браковать головку блока цилиндров. |
|
7.2. Износ или срыв резьбы более двух ниток. |
Ремонтировать.
Нарезание резьбы увеличенного ремонтного размера.
Постановка резьбовых ввертышей с последующим нарезанием в них резьбы номинального размера. |
7.3. Неплоскостность поверхности головки блока цилиндров прилегающей к блоку цилиндров. |
Ремонтировать.
До 0,2 мм – шлифовать, необходимый размер 0,03/100 мм.
Более 0,2 мм – заменить головку блока цилиндров. |
7.4. Ослабление посадки втулки клапанов в головке блока цилиндров. |
Заменить головку блока цилиндров. |
7.5. Зазор в сопряжении клапан втулка более 0,25 мм. |
Ремонтировать.
Клапан и втулку заменить новыми.
Фаски седел прошлифовать, центрируя по отверстию во втулке, выдерживая размеры, указанные на рисунке, обеспечивая концентричность фаски на седле клапана с отверстием во втулке в пределах 0,025 мм. |
7.6. Коробление тарелки клапана и прогорание клапана и седла клапана. |
Ремонтировать.
Седло прошлифовать.
Клапан заменить на новый. |
7.7. Износ диаметра стержня клапана.
Выпускной менее 8,905мм.
Впускной менее 8,925 мм. |
Заменить клапан. |
7.8. Износ диаметров отверстий направляющих втулок более 9,022 мм. |
Ремонтировать.
Выпрессовать направляющие втулки.
Запрессовать новые ремонтные втулки в головку блока цилиндров
Развернуть отверстия втулок в номинальный размер. |