Схема электрооборудования. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.
Схема электрооборудования.
1 – Блок-фары. 2 – Боковые указатели поворота. 3 – Аккумуляторная батарея. 4 – Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. 5 – Пневмоклапан системы холостого хода карбюратора. 6 – Монтажный блок. 7 – Датчик в. м. т. поршня в первом цилиндре двигателя. 8 – Стартер. 9 – Микропереключатель карбюратора. 10 – Генератор. 11 – Электродвигатели очистителей фар. 12 – Звуковые сигналы. 13 – Свечи зажигания. 14 – Датчик контрольной лампы давления масла. 15 – Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. 16 – Подкапотная лампа. 17 – Датчик недостаточного уровня тормозной жидкости. 18 – Катушка зажигания. 19 – Распределитель зажигания. 20 – Электродвигатель омывателя ветрового стекла. 21 – Электродвигатель омывателя фар. 22 – Блок управления пневмоклапаном. 23 – Колодка диагностики. 24 – Электродвигатель стеклоочистителя. 25 – Электродвигатель отопителя. 26 – Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации. 27 – Штепсельная розетка для переносной лампы. 28 – Выключатель сигнала торможения. 29 – Выключатель света заднего хода. 30 – Дополнительный резистор электродвигателя отопителя. 31 – Реле включения ближнего света Фар. 32 – Реле включения дальнего света фар. 33 – Перемычка. 34 – Реле включения очистителей и омывателя фар. 35 – Реле включения обогрева заднего стекла. 36 – Реле стеклоочистителя. 37 – Выключатель освещения приборов. 38 – Выключатель зажигания. 39 – Переключатель света фар. 40 – Переключатель указателей поворота. 41 – Выключатель звуковых сигналов. 42 – Блок контрольных ламп. 43 – Контрольная лампа недостаточного уровня тормозной жидкости. 44 – Контрольная лампа ручного тормоза. 45 – Контрольная лампа включения противотуманного света в задних фонарях. 46 – Переключатель стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла и фар. 47 – Выключатель аварийной сигнализации. 48 – Выключатель контрольной лампы ручного тормоза. 49 – Прикуриватель. 50 – Лампа освещения вещевого ящика. 51 – Плафон освещения салона. 52 – Выключатели плафона, расположенные в стойках передних дверей. 53 – Выключатели плафона, расположенные в стойках задних дверей. 54 – Элемент обогрева заднего стекла. 55 – Датчик указателя уровня и резерва топлива. 56 – Выключатель обогрева заднего стекла с контрольной лампой включения. 57 – Переключатель электродвигателя отопителя. 58 – Спидометр. 59 – Лампы освещения приборов. 60 – Контрольная лампа дальнего света фар. 61 – Контрольная лампа указателей поворота. 62 – Контрольная лампа наружного освещения. 63 – Вольтметр. 64 – Реле-прерыватель контрольной лампы ручного тормоза. 65 – Комбинация приборов. 66 – Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. 67 – Контрольная лампа резерва топлива. 68 – Контрольная лампа недостаточного давления масла. 69 – Выключатель наружного освещения. 70 – Выключатель противотуманного света в задних фонарях. 71 – Лампы указателей поворота в задних фонарях. 72 – Лампы габаритного и противотуманного света в задних фонарях. 73 – Лампы света заднего хода в задних фонарях. 74 – Лампы сигнала торможения в задних фонарях. 75 – Фонари освещения номерного знака.
На автомобилях ВАЗ-2105 применяется однопроводная схема включения приборов электрооборудования, т. е. вторым проводом, соединяющим потребителей с источником питания, является масса автомобиля. Такая схема позволяет уменьшить количество проводов и упростить их монтаж.
Номинальное напряжение источников питания 12 В. С массой соединяются отрицательные выводы источников питания и потребителей. При таком соединении уменьшается разъединение металлических деталей кузова из-за электрохимической коррозии.
Все электрооборудование автомобилей можно разделить на следующие основные системы:
1. система питания, куда входит аккумуляторная батарея и генератор с регулятором напряжения;
2. система пуска двигателя, включающая в себя стартер и выключатель зажигания;
3. система зажигания, состоящая из катушки зажигания, распределителя зажигания и свечей зажигания;
4. система освещения и световой сигнализации, объединяющая в себе фары, фонари и соответствующие выключатели и реле;
5. контрольные приборы с датчиками;
6. дополнительное электрооборудование, куда входит стеклоочиститель и очиститель фар, омыватель ветрового стекла и фар, электродвигатель отопителя, прикуриватель и звуковые сигналы.
Работой и включением всех систем управляют соответствующие выключатели и переключатели.
Напряжение питания к большинству потребителей подводится через выключатель зажигания. Включаемые цепи при различных положениях ключа приведены в табл. 1.
Всегда включены (независимо от положения ключа в выключателе зажигания) цепи питания звуковых сигналов, прикуривателя, сигнала торможения, плафона освещения салона, выключателя аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации) и штепсельной розетки переносной лампы.
Цепи питания приборов электрооборудования защищены плавкими предохранителями, установленными в монтажном блоке 6. В нем имеется 17 предохранителей, но два из них пока не используются.
Предохранители 5 и 7 рассчитаны на максимальный ток 16 А, а остальные – на 8 А.
Цепи, защищаемые плавкими предохранителями, приведены в табл. 2.
Не защищена предохранителем система зажигания двигателя, чтобы не вводить в нее лишнего элемента, снижающего надежность системы в эксплуатации. Цепь пуска двигателя также не защищена, чтобы не снижать надежность пуска. Кроме того, не защищены предохранителями цепь заряда аккумуляторной батареи и реле включения ближнего и дальнего света фар.
Таблица 1.
Положение ключа | Контакты под напряжением | Включено |
0 Выключено |
30 и 30/1 | Наружное освещение, стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла, очистители и омыватель фар |
III Стоянка |
30–INT
30/1 |
Наружное освещение, стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла, очистители и омыватель фар |
I Зажигание |
30–INT | Наружное освещение, стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла, очистители и омыватель фар |
30/1–15/1 | Система зажигания, возбуждение генератора, контрольные приборы, сигнализация поворота, система управления пневмоклапаном карбюратора | |
30–15/2 | Отопитель, обогрев заднего стекла, свет заднего хода | |
II Стартер |
30/1–15/1 | Система зажигания, возбуждение генератора, контрольные приборы, сигнализация поворота, система управления пневмоклапаном карбюратора |
30–INT | Наружное освещение, стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла, очистители и омыватель фар | |
30–50 | Стартер |
Электродвигатели 11 очистителей фар защищены дополнительно либо плавким предохранителем, расположенным в проводе подвода питания к электродвигателю, либо биметаллическим предохранителем, расположенным в самом электродвигателе.
Для соединения узлов электрооборудования в общую схему на автомобиле ВАЗ-2105 применяются гибкие низковольтные провода типа ПВА (высоковольтные провода описаны в «Система зажигания»). Эти провода имеют токопроводящую жилу, свитую из большого числа мягких медных проволочек (от 19 для провода сечением 1 мм² до 84 для провода сечением 16 мм²), и поливинилхлоридную изоляцию, стойкую к воздействию масла, бензина и сохраняющую работоспособность в интервале температур от -40° С до +105° С. Изоляция проводов может быть окрашена в один из следующих десяти цветов: белый, голубой, желтый, зеленый, оранжевый, красный, коричневый, розовый, серый и черный. Кроме того, на поверхность изоляции могут быть нанесены продольные или спиральные полоски белого, голубого, красного или черного цветов.
Таблица 2.
№ Предохранителя | Защищаемые цепи |
1 | Задние фонари (свет заднего хода). Электродвигатель отопителя. Контрольная лампа и реле обогрева заднего стекла (обмотка) |
2 | Лампа освещения вещевого ящика. Электродвигатели стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла. Электродвигатели очистителей и омывателя фар. Реле стеклоочистителя. Реле очистителей и омывателя фар (контакты) |
3 | Резервный |
4 | Резервный |
5 | Элемент обогрева заднего стекла и реле включения обогрева (контакты) |
6 | Прикуриватель. Штепсельная розетка для переносной лампы |
7 | Звуковые сигналы |
8 | Указатели поворота в режиме аварийной сигнализации. Выключатель и реле аварийной сигнализации |
9 | Обмотка возбуждения генератора |
10 | Указатели поворота в режиме указания поворота и соответствующая контрольная лампа. Контрольные приборы. Контрольная лампа и реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. Контрольные лампы резерва топлива, давления масла, ручного тормоза, уровня тормозной жидкости. Система управления пневмоклапаном карбюратора |
11 | Задние фонари (лампы сигнала торможения). Плафон внутреннего освещения кузова |
12 | Правая фара (дальний свет). Обмотка реле включения очистителей фар (при включенном дальнем свете) |
13 | Левая фара (дальний свет). Контрольная лампа включения дальнего света фар |
14 | Левая фара (габаритный свет). Правый задний фонарь (габаритный свет). Фонари освещения номерного знака. Подкапотная лампа. Контрольная лампа включения габаритного света |
15 | Правая фара (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный свет). Лампа освещения прикуривателя. Лампы освещения приборов |
16 | Правая фара (ближний свет). Обмотка реле включения очистителей фар (при включенном ближнем свете) |
17 | Левая фара (ближний свет). Задние фонари (противотуманный свет) и контрольная лампа включения противотуманного света |
Поскольку по разным проводам протекает электрический ток различной силы, то и поперечное сечение жил проводов тоже различно. Чем большей силы протекает электрический ток, тем больше поперечное сечение жилы провода. На автомобиле применяются провода сечением 16; 6; 4; 2,5; 1,5; 1 и 0,75 мм². Самыми толстыми проводами сечением 16 мм² соединяются с массой аккумуляторная батарея и двигатель, а также- стартер с аккумуляторной батареей. По этим проводам протекает ток наибольшей силы при пуске двигателя стартером. У провода, которым соединяется с массой двигатель, один наконечник приварен к кузову, а другой крепится болтом к кожуху сцепления. Наконечник провода, соединяющего аккумуляторную батарею с массой, крепится болтом к усилителю верхней поперечины рамки радиатора, причем болт заворачивается в гайку, приваренную к усилителю.
Аккумуляторная батарея 3 и генератор 10 соединяются проводом сечением 6 мм², так как по этому проводу протекает тоже довольно большой ток при зарядке аккумуляторной батареи, а также когда от батареи питаются все потребители (при неработающем двигателе). Проводом сечением 6 мм² также соединяется генератор с черной колодкой монтажного блока 6. По этому проводу протекает ток, питающий большую часть потребителей. В табл. 3. приведены провода сечением 4, 2,5 и 1,5 мм².
По остальным проводам, не указанным в таблице, протекает электрический ток небольшой силы и они имеют поперечное сечение жилы 0,75-1 мм².
Провода подключаются к узлам электрооборудования и соединяются между собой с помощью удобных быстроразъемных штекерных соединений. Исключением является присоединение проводов к аккумуляторной батарее 3, к зажиму «30» генератора 10, к силовому болту стартера 8 и к выводам низкого напряжения катушки зажигания 18. У этих ответственных соединений наконечники проводов зажимаются гайками для обеспечения максимальной надежности.
Для предохранения электрических соединений в отсеке двигателя от воды и грязи защитными резиновыми колпачками закрыты наконечники проводов высокого напряжения, датчики указателя температуры (15) охлаждающей жидкости и контрольной лампы давления масла (14) а также клемма «+» аккумуляторной батареи и клемма «30» генератора. Задняя часть боковых указателей поворота 2, которая находится под передними крыльями и постоянно подвергается воздействию пыли и грязи, также закрывается резиновым колпачком.
Для облегчения монтажа все провода объединены в пучки. Провода в пучках обмотаны липкой лентой или заключены в пластиковые трубки. Между собой и многими узлами электрооборудования пучки проводов соединяются с- помощью многоклеммовых разъемов, колодки которых изготовлены из полиамидной пластмассы. Отверстия в кузове, через которые проходят провода, закрыты резиновыми уплотнителями. Они предохраняют провода от повреждения о кромки отверстий и не допускают проникновения через отверстия воды и грязи.
Таблица 3.
Провод | Цвет изоляции | Сечение, мм² |
Зажим «30» генератора – белая колодка монтажного блока | Розовый | 4 |
Штекер «50» стартера – желтая колодка монтажного блока | Красный | 4 |
Штекер «30/1» выключателя зажигания – черная колодка монтажного блока | Коричневый | 4 |
Штекер «15/1» выключателя зажигания – черная колодка монтажного блока | Голубой с черной полоской | 4 |
Штекер «50» выключателя зажигания – голубая колодка монтажного блока | Красный | 4 |
Штекер «30» выключателя зажигания – зеленая колодка монтажного блока | Розовый | 4 |
Левая блок-фара – «масса» | Черный | 2,5 |
Левая блок-фара – голубая колодка монтажного блока | Зеленый, серый | 2,5 |
Штекер «15» генератора – желтая колодка монтажного блока | Оранжевый | 2,5 |
Правая блок-фара – «масса» | Черный | 2,5 |
Правая блок-фара – белая колодка монтажного блока | Зеленый | 2,5 |
Правая блок-фара – черная колодка монтажного блока | Серый | 2,5 |
Штекер «15/2» выключателя зажигания – одноклеммовая колодка монтажного блока | Голубой | 2,5 |
Штекер «INT» выключателя зажигания – черная колодка, монтажного блока | Черный | 2,5 |
Шестиклеммовая колодка трехрычажного переключателя – «масса» | Белый с черной полоской | 2,5 |
Двухклеммовая колодка трехрычажного переключателя – средняя колодка пучка щитка приборов | Белый с черной полоской | 2,5 |
Средняя колодка пучка щитка приборов – прикуриватель | Белый с черной полоской | 2,5 |
Элемент обогрева заднего стекла – белая восьмиклеммовая колодка монтажного блока | Серый | 1,5 |
Всего пучков проводов на автомобиле ВАЗ-2105 шесть. Из них три находятся в отсеке двигателя и три в салоне автомобиля.
В отсеке двигателя находятся пучки проводов левого и правого брызговика и пучок проводов аккумуляторной батареи. Пучок проводов левого брызговика проложен по щиту передка и левому брызговику, а пучок проводов правого брызговика – по правому брызговику. К брызговикам пучки проводов крепятся пластмассовыми хомутиками, а к щиту передка – стальными скобами, приваренными к кузову.
В салоне автомобиля имеются тоже три пучка – пучок проводов панели приборов, пучок проводов щитка приборов и задний пучок проводов.
Пучок проводов панели приборов проложен под панелью приборов и имеет ответвления к переключателям, приборам и другим узлам электрооборудования. Он крепится к поперечине передка пластмассовыми хомутиками и скобами и дополнительно к коробке воздухопритока отопителя липкой лентой. Наконечник двух проводов (черного и белого с черной полоской), идущих из пучка на массу, закрепляется на болте крепления реле-прерывателя 26 указателей поворота и аварийной сигнализации.
Задний пучок проводов идет от монтажного блока 6 сначала вниз, а затем назад по правой стороне пола кузова. Около стойки задней двери он имеет ответвление вверх к плафону 51 освещения салона. Вдоль поперечины пола кузова перед задним сиденьем проложено ответвление к выключателям 52 и 53 плафона, установленным на стойках левых дверей. В районе полки заднего окна имеется ответвление к элементу 54 обогрева заднего стекла и к датчику 55 указателя уровня и резерва топлива. Кроме того, в этом месте имеется еще ответвление к фонарям 75 освещения номерного знака, установленным на крышке багажника. Это ответвление проходит около правой петли крышки багажника, а затем вдоль правой стороны крышки к фонарям.
Провода заднего пучка проводов крепятся к кузову стальными скобами, пластмассовыми хомутиками и липкой лентой. Наконечники проводов (черных), соединяющих плафоны и фонари с массой, крепятся к кузову самонарезающими винтами.
Электрическое соединение передних пучков проводов с задним пучком и пучком панели приборов осуществляется через монтажный блок 6, расположенный в правой задней части отсека двигателя. Для удобства обслуживания в монтажном блоке помещены все предохранители и вспомогательные реле, включающие фары, очистители и омыватель фар, обогрев заднего стекла. Вместо реле включения звуковых сигналов установлена перемычка 33, так как для включения сигналов автомобиля ВАЗ-2105 вспомогательное реле не требуется. Электрические соединения внутри монтажного блока обеспечиваются блоком печатных плат. Сверху монтажный блок закрыт прозрачной пластмассовой крышкой, на которой против каждого предохранителя и реле нанесен условный знак – символ, показывающий, какие узлы электрооборудования защищает или включает данный предохранитель или реле.