Система охлаждения двигателя. Автомобили ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 – многокрасочный альбом.
Система охлаждения двигателя.
Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Вместимость системы 9,85 л, включая систему отопления салона кузова. Система охлаждения состоит из следующих элементов: насоса 36 охлаждающей жидкости, радиатора, расширительного бачка 8, трубопроводов и шлангов, электровентилятора 19, рубашек охлаждения блока и головки блока цилиндров.
При работе двигателя жидкость, нагретая в рубашках охлаждения, поступает через выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат в зависимости от положения клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом 36 и подается вновь в рубашки охлаждения.
Проверка уровня охлаждающей жидкости осуществляется на холодном двигателе (при температуре плюс 15-20°С) по уровню жидкости в расширительном бачке 8, который должен быть на 3-4 мм выше метки “MIN”.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеется датчик, установленный в головке цилиндров, и указатель на щитке приборов. При нормальном температурном режиме работы двигателя стрелка указателя стоит у начала красного поля шкалы в пределах 80-100°С. Переход стрелки в красную зону указывает на повышенный тепловой режим двигателя, который может быть вызван неполадками в системе охлаждения (ослабление ремня привода насоса, недостаточное количество охлаждающей жидкости, неисправности термостата или электровентилятора), а также тяжелыми дорожными условиями.
Слив жидкости из системы осуществляется через сливные отверстия, закрываемые пробками: одна – в левом углу нижнего бачка 33 радиатора, другая – в блоке цилиндров слева по ходу движения автомобиля.
К системе охлаждения подключен отопитель салона автомобиля. Нагретая жидкость из головки цилиндров поступает по шлангу 4 через кран в радиатор отопителя, а по шлангу 3 и трубке 1 отсасывается насосом 36.
Насос охлаждающей жидкости – центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым ремнем привода генератора. Насос крепится к блоку цилиндров с правой стороны через уплотнительную прокладку.
Корпус 30 и крышка 25 насоса отлиты из алюминиевого сплава. В крышке подшипника 24, который стопорится винтом 28, установлен валик 27. Подшипник 24 двухрядный, неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник заполнен смазкой при сборке и в дальнейшем не смазывается. На валик 27 с одной стороны напрессована крыльчатка 31, а с другой – ступица 26 шкива привода насоса. Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительным кольцом, закален токами высокой частоты на глубину 3 мм. Уплотнительное кольцо прижимается к крыльчатке пружиной через резиновую манжету 29. Сальник неразборный, состоит из наружной латунной обоймы 23, резиновой манжеты и пружины. Он запрессован в крышку 25 насоса.
Корпус насоса имеет приемный патрубок 32 и окно 22 в сторону блока цилиндров для подачи насосом охлаждающей жидкости. При нормальном натяжении ремня привода насоса прогиб его под усилием 10 кгс должен быть в пределах 10-15 мм.
Электровентилятор. Вентилятор четырехлопастной, изготовлен из пластмассы. Лопасти вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице. Вентилятор устанавливается на вал электродвигателя и прижимается гайкой. Для лучшей эффективности работы вентилятор находится в кожухе 18, который крепится болтами к кронштейнам радиатора. Электродвигатель в сборе с вентилятором устанавливается на три резиновые втулки и крепится гайками на шпильки кожуха 18 вентилятора.
Включение и выключение электровентилятора 19 осуществляется автоматически в зависимости от температуры жидкости с помощью датчика типа ТМ-108, установленного в нижнем бачке радиатора с левой стороны. Температура замыкания контактов датчика должна быть в пределах 89-95°С, а размыкания в пределах 84-90°С.
В вариантных исполнениях на автомобилях ВАЗ-21061 могут устанавливаться вентиляторы с механическим приводом от ступицы валика насоса охлаждающей жидкости.
Радиатор. Радиатор с верхним и нижним бачками, с двумя рядами латунных вертикальных трубок и лужеными охлаждающими пластинками крепится четырьмя болтами к передку кузова и опирается на резиновые опоры 21.
Заливная горловина 15 радиатора закрывается пробкой 11 и соединяется шлангом 10 с полупрозрачным пластмассовым расширительным бачком 8. Пробка радиатора имеет впускной клапан 13 и выпускной 12, через которые радиатор соединяется шлангом с расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0,5-1,1 мм) и допускает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагревании и охлаждении двигателя.
С 1988 г. на автомобилях устанавливаются радиаторы с алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками.
Термостат и работа системы охлаждения. Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим работы двигателя. При оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть 85-95°С.
Термостат 38 состоит из корпуса 43 и крышки 46, которые завальцованы вместе с седлом основного клапана 41. Термостат имеет входной патрубок 40 для впуска охлажденной жидкости от радиатора, патрубок 44 перепускного шланга 5 для перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и патрубок 45 для подачи охлаждающей жидкости в насос 36.
Основной клапан установлен в стакан термоэлемента, в котором завальцована резиновая вставка 39. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 47, закрепленный на неподвижном держателе. Между стенками и резиновой вставкой помещен термочувствительный твердый наполнитель. Основной клапан 41 прижимается пружиной к седлу. На клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 42, поджимаемый пружиной.
Рис. 6. Система охлаждения двигателя.
1 – Трубка отвода жидкости от радиатора отопителя в насос охлаждающей жидкости; 2 – Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы; 3 – Шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 4 – Шланг подвода жидкости в радиатор отопителя; 5 – Перепускной шланг термостата; 6 – Выпускной патрубок рубашки охлаждения; 7 – Подводящий шланг радиатора; 8 – Расширительный бачок; 9 – Пробка бачка; 10 – Шланг от радиатора к расширительному бачку; 11 – Пробка радиатора; 12 – Выпускной (паровой) клапан пробки; 13 – Впускной клапан; 14 – Верхний бачок радиатора; 15 – Заливная горловина радиатора; 16 – Трубка радиатора; 17 – Охлаждающие пластины радиатора; 18 – Кожух вентилятора; 19 – Электровентилятор; 20 – Шкив привода насоса охлаждающей жидкости; 21 – Резиновая опора; 22 – Окно со стороны блока цилиндров для подачи охлаждающей жидкости; 23 – Обойма сальника; 24 – Подшипник валика насоса охлаждающей жидкости; 25 – Крышка насоса; 26 – Ступица шкива привода насоса; 27 – Валик насоса; 28 – Стопорный винт; 29 – Манжета сальника; 30 – Корпус насоса; 31 – Крыльчатка насоса; 32 – Приемный патрубок насоса; 33 – Нижний бачок радиатора; 34 – Отводящий шланг радиатора; 35 – Ремень привода насоса охлаждающей жидкости; 36 – Насос охлаждающей жидкости; 37 – Шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 38 – Термостат; 39 – Резиновая вставка; 40 – Входной патрубок (от радиатора); 41 – Основной клапан; 42 – Перепускной клапан; 43 – Корпус термостата; 44 – Патрубок перепускного шланга; 45 – Патрубок шланга для подачи охлаждающей жидкости в насос; 46 – Крышка термостата; 47 – Поршень рабочего элемента.
I – Схема работы термостата; II – Температура жидкости менее 80°С; III – Температура жидкости 80-94°С; IV – Температура жидкости более 94°С.