Система питания двигателя. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.
Система питания двигателя.
В систему питания входят приборы, обеспечивающие подачу топлива, воздуха, приготовление горючей смеси и выпуск отработавших газов.
Система питания двигателя.
1 – Задняя трубка топливного трубопровода. 2 – Передняя трубка топливного трубопровода. 3 – Топливный насос. 4 – Шланг от топливного насоса к карбюратору. 5 – Карбюратор. 6 – Ось рычага механической подачи топлива. 7 – Седло нагнетательного клапана. 8 – Нагнетательный клапан. 9 – Верхний корпус насоса. 10 – Фильтр. 11 – Нагнетательный патрубок. 12 – Крышка насоса. 13 – Впускной патрубок. 14 – Седло впускного клапана. 15 – Впускной клапан. 16 – Тарелка диафрагмы. 17 – Внутренняя дистанционная прокладка. 18 – Верхние диафрагмы. 19 – Наружная дистанционная прокладка. 20 – Нижняя диафрагма. 21 – Шток. 22 – Рычаг ручной подкачки топлива. 23 – Пружина рычага. 24 – Нижний корпус насоса. 25 – Балансир. 26 – Пробка топливного бака. 27 – Воздушная трубка топливного бака. 28 – Шланг сообщения топливного бака с атмосферой. 29 – Приемная трубка. 30 – Блок цилиндров. 31 – Эксцентрик вала привода масляного насоса и распределителя зажигания. 32 – Толкатель. 33 – Теплоизоляционная проставка. 34 – Прокладка теплоизоляционной проставки. 35 – Прокладка топливного насоса. 36 – Рычаг механической подачи топлива. 37 – Кулачок ручной подкачки топлива. 38 – Датчик указателя уровня топлива. 39 – Топливный бак.
Приборы подачи топлива.
К приборам подачи топлива относятся: топливный бак 39, топливопроводы 1 и 2, топливный насос 3 и шланги топливопроводов. Топливом для двигателя является бензин АИ-93 с октановым числом 93 (по исследовательскому методу).
Топливный бак сварен из двух половин, отштампованных из освинцованного стального листа. Снаружи бак окрашен черной эмалью. Вместимость топливного бака 39 л, включая резерв 4-6,5 л.
Бак установлен в багажном отделении справа по ходу автомобиля на резиновой прокладке и закреплен к кузову двумя хомутами, стянутыми болтом. Наливная горловина бака выведена в нишу в правом заднем крыле и закрыта глухой резьбовой пробкой. Вентиляция бака осуществляется через шланг 28, выведенный в люк наливной горловины.
На баке через уплотнительную прокладку закреплен датчик 38 уровня топлива в сборе с топливоприемной трубкой, имеющей топливный фильтр. Датчик соединен электрическими проводами с указателем уровня топлива, установленным на щитке приборов и снабженным контрольной красной лампой резерва, загорающейся, когда в баке остается 4-6,5 л топлива.
Бак имеет сливную пробку, для доступа к которой в полу кузова выполнено отверстие, закрытое резиновой пробкой.
Топливопроводы 1 и 2 изготовлены из стальных оцинкованных или освинцованных трубок. Трубки соединены между собой, с баком и с топливным насосом резиновыми шлангами в тканевой оплетке и закреплены стяжными хомутами с винтом и гайкой.
Топливный насос 3 с карбюратором 5 соединен также резиновым шлангом 4.
Топливный насос – диафрагменного типа, с механическим приводом, установлен на левой стороне блока цилиндров и закреплен на двух шпильках через теплоизоляционную проставку 33 и регулировочные прокладки 34 и 35. Насос снабжен рычагом ручной подкачки топлива. Производительность насоса не менее 60 л/ч при частоте качаний 2000 циклов в минуту. Давление, развиваемое насосом, 20-30 кПа.
Топливный насос приводится в действие толкателем 32 от эксцентрика 31 вала привода масляного насоса и распределителя зажигания.
Насос состоит из нижнего корпуса 24 с рычагами привода, верхнего корпуса 9 с клапанами и патрубками, диафрагменного узла и крышки 12 насоса.
Диафрагменный узел установлен между корпусами, имеет три диафрагмы: две верхние 18 – рабочие для подачи топлива и нижняя 20 – предохранительная, работающая в контакте с картерным маслом и предохраняющая попадание топлива в картер при повреждениях рабочих диафрагм. Между рабочими и предохранительной диафрагмами установлены дистанционные наружная 19 и внутренняя 17 прокладки.
Наружная прокладка 19 имеет отверстие для выхода топлива наружу при повреждениях рабочих диафрагм. Диафрагмы с тарелками установлены на шток 21 и закреплены сверху гайкой. На шток под узел диафрагмы установлена сжатая пружина.
Шток Г-образным хвостовиком вставлен в прорезь балансира 25; узел диафрагм можно снимать не разбирая.
В нижнем корпусе на оси 6 установлены рычаг 36 механической подачи топлива и балансир 25. Также в нижнем корпусе на оси с кулачком 37 установлен рычаг 22 ручной подкачки топлива с возвратной пружиной 23.
В верхнем корпусе насоса установлены текстолитовые шестигранные впускной 15 и нагнетательный 8 клапаны. Клапаны пружинами поджаты к латунным седлам. Сверху к корпусу насоса центральным болтом закреплена крышка 12. Между крышкой и корпусом установлен пластмассовый сетчатый фильтр. В верхний корпус насоса запрессованы впускной 13 и нагнетательный 11 патрубки.
При работе двигателя эксцентрик 31 вала привода через толкатель 32 действует на рычаг 36 и поворачивает балансир 25, который оттягивает шток 21 вместе с диафрагмами вниз. При этом пружина диафрагм сжимается. Над диафрагмами создается разрежение, в результате которого топливо через впускной клапан заполняет рабочую полость. При сбеге эксцентрика с толкателя освобождаются рычаг 36, балансир и шток с диафрагмами. Диафрагмы под действием пружины создают давление в рабочей полости, впускной клапан закрывается и топливо через нагнетательный клапан подается по шлангу 4 в поплавковую камеру карбюратора.
При небольшом расходе топлива ход диафрагм будет неполным, поэтому ход рычага 36 с балансиром частично будет холостым.
При ручной подкачке топлива нажимают на рычаг 22, кулачок 37 действует на балансир и оттягивает шток с диафрагмами. Происходит впуск топлива в рабочую полость. При отпускании рычаг 22 и кулачок под действием пружины 23 возвращаются в исходное положение, а диафрагмы нагнетают топливо в карбюратор.
При установке топливного насоса на двигатель подбирают прокладки 34 и 35 так, чтобы выступание толкателя 32 над привалочной плоскостью проставки 33 (с учетом прокладки 35 между насосом и проставкой) составляло 0,8-1,3 мм. Регулировочные прокладки изготовляются трех типов и имеют толщину 0,3; 0,75 и 1,25 мм.