Система питания двигателя автомобилей ВАЗ-2107, -21047.
Система питания двигателя.
Система питания двигателя.
1 – передняя трубка топливопровода; 2 – фильтр тонкой очистки топлива; 3 – рычаг ручной подкачки топливного насоса; 4 – топливный насос; 5 – топливный шланг; 6 – шланг воздухозаборника теплого воздуха; 7 – заборник холодного воздуха; 8 – терморегулятор; 9 – воздушный фильтр; 10 – патрубок для отвода картерных газов к золотниковому устройству карбюратора; 11 – вытяжной коллектор картерных газов; 12 – карбюратор; 13 – фланец датчика указателя уровня и резерва топлива; 14 – топливозаборник; 15 – поплавок датчика; 16 – задняя трубка топливопровода; 17 – пробка топливного бака; 18 – шланг сообщения топливного бака с атмосферой; 19 – топливный бак.
Описание конструкции.
В систему питания двигателя входят: топливный бак, топливопровод, топливный насос, карбюратор с приводами дроссельной и воздушной заслонок и воздушный фильтр с корпусом.
Запас топлива находится в баке, который установлен в багажнике с правой стороны. Бак состоит из двух сваренных между собой стальных штампованных половин. Топливо из бака по топливопроводу через фильтр тонкой очистки поступает к диафрагменному насосу. Он приводится в действие от эксцентрика валика привода вспомогательных агрегатов. При неработающем двигателе топливо в карбюратор можно подкачать рычагом ручного привода насоса. В наружной дистанционной прокладке насоса имеется отверстие. Подтекание из него топлива свидетельствует о негерметичности диафрагмы насоса. Далее топливо подается в карбюратор.
Воздух поступает в двигатель через фильтр, корпус которого установлен на крышке карбюратора. Фильтрующий элемент фильтра бумажный, сменный.
Корпус фильтра имеет заборник теплого воздуха от выпускного коллектора при эксплуатации в холодное время года. На части автомобилей может быть установлен автоматический терморегулятор, но на большинстве он обычный, с ручной заслонкой.
Замена фильтрующей элемента воздушного фильтра.
Ключом «на 10» отворачиваем три гайки крепления крышки фильтра и снимаем ее.
Вынимаем фильтрующий элемент, тщательно удаляем пыль и мусор из корпуса фильтра, затем ставим новый элемент и крышку на место. Гайки крышки затягиваем равномерно.
Сезонная регулировка температуры забираемого воздуха.
Между воздухозаборником и корпусом воздушного фильтра установлен терморегулятор для сезонной регулировки температуры забираемого воздуха в зависимости от температуры окружающей среды.
Регулятор имеет три положения: COLD – для забора холодного воздуха (летом); НОТ – для забора теплого воздуха (зимой) и промежуточное положение, когда заслонка терморегулятора находится посередине (весна и осень), при этом в карбюратор поступает и холодный, и теплый воздух.
Замена топливного насоса.
Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомутов подводящего и отводящего топливных шлангов.
Снимаем шланги со штуцеров насоса. Чтобы бензин не вытекал, заглушаем шланги болтами М8.
Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления насоса
и снимаем его со шпилек.
Снимаем со шпилек наружную регулировочную прокладку,
теплоизоляционную проставку с толкателем
и вторую прокладку, которую помечаем, чтобы при сборке не перепутать с первой.
Устанавливаем новый насос в порядке, обратном снятию, при этом прокладки устанавливаем каждую на свое место.
После ремонта двигателя для надежной работы топливного насоса проверяем и при необходимости подбираем толщину наружной регулировочной прокладки. Для этого проворачиваем коленчатый вал двигателя так, чтобы толкатель выступал на минимальную величину.
После установки теплоизоляционной проставки с обеими прокладками толкатель привода топливного насоса должен выступать на величину 0,8-1,3 мм.
Между блоком цилиндров и теплоизоляционной проставкой должна быть только прокладка толщиной 0,27-0,33 мм. Наружная прокладка (между проставкой и насосом) подбирается под требуемую величину выступания толкателя. Эту прокладку можно изготовить самостоятельно, вырезав ее из листа паронита подходящей толщины.
Ремонт топливного насоса.
Очистить (заменить) сетчатый фильтр и заменить диафрагмы можно, не снимая насос с двигателя. Для наглядности топливный насос снят.
Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления крышки насоса.
Снимаем крышку и аккуратно вынимаем сетчатый фильтр.
Осматриваем впускной клапан (для чего поджимаем его тонкой отверткой), при необходимости поправляем его положение в седле. Промываем фильтр в растворителе и продуваем сжатым воздухом.
Крестообразной отверткой отворачиваем шесть винтов, соединяющих верхнюю и нижнюю половины корпуса насоса,
и разъединяем эти детали.
Выпускной клапан проверяем так же, как и впускной. Промываем верхнюю часть корпуса в бензине и обдуваем ее сжатым воздухом.
Повернув узел диафрагм на 90°, вынимаем его из нижней части корпуса. Снимаем со штока пружину.
Ключом «на 8» отворачиваем гайку
и последовательно снимаем: верхнюю стальную чашку, две рабочие диафрагмы, наружную и внутреннюю дистанционные прокладки, нижнюю чашку с диафрагмой и шайбу.
Чтобы при снятии и разборке узла диафрагм не повредить предохранительную диафрагму, которая со временем прилипает к корпусу и прокладке, отделяем ее тонким ножом или плоским щупом.
Очистив фильтр и заменив порванные диафрагмы, собираем насос в порядке, обратном разборке.
Сетчатый фильтр устанавливаем в корпус насоса так, чтобы его отверстие располагалось над клапаном. Отбортовка отверстия фильтра должна войти в отверстие клапана.
Замена топливного бака и крышки его лючка.
Перед снятием бака рекомендуем слить топливо в канистру шлангом через заливную горловину.
Снимаем накладку топливного бака (см. «Замена обивки багажника»).
Отсоединяем от датчика уровня топлива наконечники трех проводов и топливный шланг (см. «Замена датчика указателя уровня топлива»).
Чтобы остатки топлива не вытекли, вставляем в шланг болт М8 и затягиваем хомут.
Ключом «на 10» отворачиваем болт и снимаем наружный хомут крепления бака.
Снимаем чехол горловины наливной трубы с отбортовки по периметру проема.
Вынимаем топливный бак из багажника.
Внимание! Перед любыми работами по ремонту топливного бака необходимо тщательно промыть его изнутри горячей водой с моющим средством.
Устанавливаем новый или отремонтированный топливный бак в порядке, обратном снятию.
Для снятия крышки лючка
крестообразной отверткой отворачиваем два самореза
и снимаем крышку лючка.