Система подачи воздуха. Выпуск отработавших газов. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.
Система подачи воздуха. Выпуск отработавших газов.
1 – Заборник холодного воздуха. 2 – Терморегулятор. 3 – Патрубок воздушного фильтра. 4 – Крышка фильтра. 5 – Корпус фильтра. 6 – Патрубок вытяжной вентиляции картера двигателя. 7 – Бумажный фильтрующий элемент. 8 – Перфорированные оболочки фильтрующего элемента. 9 – Предочиститель фильтрующего элемента. 10 – Рукоятка заслонки терморегулятора. 11 – Патрубок забора теплого воздуха от выпускного коллектора. 12 – Заслонка. 13 – Выпускная труба. 14 – Подушка подвески выпускной трубы. 15 – Ремень подвески глушителя. 16 – Основной глушитель. 17 – Передняя труба основного глушителя. 18 – Хомут. 19 – Дополнительный глушитель. 20 – Передняя труба дополнительного глушителя. 21 – Кронштейн крепления приемной трубы к коробке передач. 22 – Газоприемник. 23 – Приемная труба глушителей. 24 – Верхний полукорпус основного глушителя. 25 – Теплоизоляция кожуха глушителя. 26 – Кожух глушителя. 27 – Кожух левой трубы. 28 – Опускной патрубок. 29 – Нижний полукорпус основного глушителя. 30 – Перфорация на трубах для гашения энергии газов. 31 – Перфорированная перегородка. 32 – Левая труба. 33 – Выпускной патрубок. 34 – Глухая перегородка. 35 – Верхний полукорпус дополнительного глушителя. 36 – Нижний полукорпус дополнительного глушителя. 37 – Передняя перфорированная труба. 38 – Диафрагма. 39 – Задняя перфорированная труба.
Воздушный фильтр сухого типа со сменным фильтрующим элементом. Фильтр состоит из стального штампованного корпуса 5, крышки 4 и фильтрующего элемента.
Корпус фильтра установлен на шпильках крышки карбюратора и закреплен четырьмя самоконтрящимися гайками. Корпус уплотнен резиновой прокладкой. В основании корпуса установлены равномерно через 120° три оси крепления крышки воздушного фильтра. К корпусу 5 приварен патрубок 3 воздушного фильтра и патрубок 6 вытяжной вентиляции картера двигателя.
Картерные газы подводятся к патрубку 6 вытяжной вентиляции по шлангу и далее отсасываются по двум направлениям: через корпус воздушного фильтра в карбюратор, минуя фильтрующий элемент, чем исключается его замасливание, и по второму шлангу к золотниковому устройству карбюратора в дроссельное пространство.
Фильтрующий элемент имеет вид «гармошки», изготовлен из специального фильтрующего картона 7, вставленного в перфорированные оболочки 8, и залит вместе с ними снизу и сверху в эластичные крышки из самотвердеющего герметика. Эластичные крышки на наружных поверхностях имеют уплотнительные упругие воротнички.
При установке элемента в корпус и затягивании гаек крышка 4 фильтра прижимается к дистанционным выступам осей крепления, чем достигается необходимая для уплотнения упругая деформация воротничков; это обеспечивает герметичность соединения между элементом, корпусом и крышкой и исключает деформацию элемента или крышки фильтра.
Для увеличения пылеемкости с наружной стороны перфорированной оболочки фильтрующего элемента установлена обкладка-предочиститель из нетканого синтетического материала, который выполняет роль элемента предварительной очистки воздуха.
Срок замены фильтрующего элемента – 10 000 км пробега автомобиля в городских и шоссейных условиях эксплуатации. На пыльных проселочных дорогах замена должна быть более частой – 5000 км.
Очищать и восстанавливать фильтрующий элемент завод не рекомендует, так как при этом возможно повреждение фильтрующего картона, а следовательно, появляется вероятность абразивного износа цилиндров двигателя.
Терморегулятор 2 состоит из пластмассового корпуса с заслонкой 12, положение которой можно изменять рукояткой 10. Терморегулятор установлен в патрубке 3 воздушного фильтра и крепится стяжным болтом. Снизу корпус терморегулятора имеет патрубок 11 забора теплого воздуха от дефлектора, расположенного на выпускном коллекторе. Патрубок 11 соединен с дефлектором гофрированным шлангом. На корпус терморегулятора надет заборник 1 холодного воздуха из подкапотного пространства. Для снижения шума всасывания воздуха заборник 1 изготовлен из полипропилена.
В зависимости от температуры окружающего воздуха заслонку 12 устанавливают рукояткой 10 в одно из трех положений: 1) НОТ– из зоны выпускного коллектора поступает теплый воздух по гофрированному шлангу и патрубку 11, 2) COLD – через заборник 1 поступает холодный воздух; 3) промежуточное положение.
На некоторых автомобилях ВАЗ-2105 устанавливается терморегулятор с автоматическим приводом заслонки 12 от термосилового элемента, установленного внутри терморегулятора и позволяющего автоматически поддерживать температуру воздуха на входе в воздушный фильтр. Сверху указанного терморегулятора находится дополнительный пневмопривод заслонки, соединенный шлангом с полостью впускного коллектора. Диапазон работы термосилового элемента от +30 до +42°С. При работе двигателя на холостом ходу за счет увеличенного разрежения во впускном коллекторе пневмопривод действует на заслонку терморегулятора и обеспечивает поступление в воздушный фильтр теплого воздуха, чем достигается более полное сгорание рабочей смеси в цилиндрах двигателя, а следовательно, снижение токсичности отработавших газов.
Выпуск отработавших газов.
Выпуск отработавших газов производится через выпускной коллектор, приемную трубу 23, дополнительный 19 и основной 16 глушители. Указанные узлы соединяются вдвиганием труб одной в другую (причем одна из соединяемых труб имеет развальцованный конец с двумя продольными диаметрально расположенными прорезями) и закрепляются стяжными хомутами 18.
Приемная труба состоит из фланца, двух труб и газоприемника 22, сваренного из двух штампованных половинок и закрытого с обеих сторон асбестовыми теплоизолирующими прокладками и тонкостенными защитными кожухами. Подобную теплоизоляцию имеют также оба глушителя. Приемная труба крепится к выпускному коллектору четырьмя латунными гайками, а также к кронштейну 21, закрепленному на коробке передач. Между приемной трубой и коллектором устанавливается уплотнительная прокладка, изготовленная из асбеста, армированного перфорированной стальной лентой.
Дополнительный 19 и основной 16 глушители неразборные, состоят из двух штампованных полукорпусов 24, 29 и 35, 36, а также перфорированных труб и перегородок.
Все детали глушителей сварены между собой. Основной глушитель прикреплен к полу кузова ремнями 15.