Меню Закрыть

Система смазки двигателя. Автомобили ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 – многокрасочный альбом.

Система смазки двигателя. Автомобили ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 – многокрасочный альбом.

Система смазки двигателя.

Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительного вала, втулки шестерни и валика привода масляного насоса и распределителя зажигания.

Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода газораспределительного механизма, опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках.

Вместимость системы смазки 3,75 л. Уровень масла контролируется по меткам на указателе 5. Нормальное давление масла 0,35-0,45 Мпа (3,5-4,5 кгс/см²) при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин. Минимальное давление должно быть не менее 0,08 Мпа (0,8 кгс/см²)

В систему смазки входят: масляный насос 10, приемный патрубок с фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса, полнопоточный масляный фильтр 6, установленный на левой передней стороне двигателя; редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный патрубок, датчики 29 указателя и контрольной лампы давления масла.

Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос 10, приводимый в движение парой шестерен с винтовыми зубьями, засасывает масло из картера через фильтрующую сетку приемного патрубка и подает его по каналу 11 в полнопоточный фильтр 6. Отфильтрованное масло по каналу 12 попадает в продольный магистральный канал 28, проходящий вдоль блока с левой стороны, а оттуда по каналам 16, просверленным в перегородках блока цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналам, просверленным в блоке цилиндров 27, в головке цилиндров 26 и в корпусе подшипников распределительного вала. В прокладке головки цилиндров имеется окантованное медью отверстие, по которому масло проходит из канала 27 блока в канал 26 головки.

В каждом вкладыше первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников имеется по два отверстия, через которые масло попадает в кольцевые канавки на внутренних поверхностях вкладышей. Из канавок часть масла идет на смазывание коренных подшипников, а другая часть по каналам 2, просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к шатунным подшипникам, и от них через отверстия в нижних головках шатунов струя масла попадает на зеркала цилиндров в момент совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке. С 1990 г. шатуны изготавливаются без отверстия в нижней головке, и масло от нее на стенки цилиндра не подается.

Масло, прошедшее к центральной опоре распределительного вала через кольцевую выточку 21 в опорной шейке, попадает в магистральный канал 20 распределительного вала, а из канала через отверстия в кулачках и опорных шейках к рабочим поверхностям кулачков, рычагов и опор вала.

Масло от первого подшипника валика 17 привода масляного насоса и распределителя зажигания поступает по каналу, просверленному в самом валике, ко второму подшипнику. К втулке шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания масло подводится по отдельному каналу 13 из полости перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются разбрызгиванием и самотеком.

Масляный насос (см. рис. 4) – шестеренчатого типа, установлен внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня насоса закреплена на валике неподвижно, а ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. Масло поступает в насос по маслоприемному патрубку, пройдя фильтрующую сетку. В корпус маслоприемного патрубка встроен редукционный клапан. При повышении давления в системе смазки выше допустимого масло отжимает редукционный клапан, и избыточное масло перепускается из полости давления в полость маслоприемника. Давление, при котором срабатывает редукционный клапан, обеспечивается пружиной соответствующей упругости, установленной на заводе. Это давление не регулируется.

Масляный фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику на блоке цилиндров. Герметичность соединения обеспечивается резиновой прокладкой, установленной между крышкой фильтра и буртиком блока. Фильтр имеет противодренажный клапан 9, предотвращающий стекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан 7, который срабатывает при засорении фильтрующего элемента и перепускает масло помимо фильтра в магистральный канал 28. Фильтрация масла производится бумажным элементом 8.

Вентиляция картера двигателя. Вентиляция картера закрытая, принудительного типа, не допускает повышения давления в картере из-за проникновения в него отработавших газов. Картерные газы отсасываются в коллектор 30 воздушного фильтра 42 через маслоотделитель 34, вытяжной шланг 32 с пламегасителем 31. Из коллектора 30 газы могут идти двумя путями: непосредственно в воздушный фильтр 42, а также по шлангу 41, золотник 36 на оси дроссельной заслонки в задроссельное пространство карбюратора.

С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник 36 поворачивается и открывает дополнительный путь картерным газам через канавку в золотнике.

Рис. 5. Система смазки двигателя.

Система смазки двигателя. Автомобили ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 – многокрасочный альбом.

1 – Канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 2 – Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 3 – Масляный картер; 4 – Коленчатый вал; 5 – Указатель уровня масла; 6 – Масляный фильтр; 7 – Перепускной клапан; 8 – Фильтрующий элемент; 9 – Противодренажный клапан; 10 – Масляный насос; 11 – Канал подачи масла от насоса к фильтру; 12 – Горизонтальный канал подачи масла в масляную магистраль; 13 – Канал в блоке цилиндров для подачи масла к опоре шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания; 14 – Передний сальник коленчатого вала; 15 – Канал в шейке коленчатого вала; 16 – Канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику и к валику привода масляного насоса и распределителя зажигания; 17 – Валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 18 – Отверстие в звездочке для смазки цепи; 19 – Звездочка распределительного вала; 20 – Магистральный канал в распределительном валу; 21 – Кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала; 22 – Канал в кулачке распределительного вала; 23 – Крышка маслоналивной горловины; 24 – Канал в опорной шейке распределительного вала; 25 – Корпус подшипников распределительного вала; 26 – Наклонный канал в головке цилиндров для подачи масла к газораспределительному механизму; 27 – Вертикальный канал в блоке цилиндров для подачи масла к газораспределительному механизму; 28 – Магистральный канал в блоке цилиндров; 29 – Датчик контрольной лампы и указателя давления масла; 30 – Вытяжной коллектор вентиляции картера; 31 – Пламегаситель; 32 – Вытяжной шланг; 33 – Крышка маслоотделителя; 34 – Маслоотделитель; 35 – Сливная трубка маслоотделителя; 36 – Золотник на оси дроссельной заслонки первичной камеры карбюратора; 37 – Калиброванное отверстие; 38 – Впускная труба; 39 – Дроссельная заслонка; 40 – Карбюратор; 41 – Шланг отсоса картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 42 – Воздушный фильтр.

I – Схема вентиляции картера; II – Работа золотникового устройства карбюратора; III – При малой частоте вращения коленчатого вала двигателя; IV – При средней частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства