Система зажигания автомобилей ВАЗ-2107 и ВАЗ-21047.
- Электрооборудование ВАЗ-2107, -21047.
- ВАЗ-2107, -21047 – сборник инструкций по устройству, обслуживанию, диагностике и ремонту.
Система зажигания.
Система зажигания предназначена для воспламенения рабочей смеси в камерах сгорания двигателя искровым разрядом в соответствии с очередностью работы его цилиндров.
Автомобили ВАЗ-2107, -21047 комплектуются контактной (классической) системой зажигания. Часть автомобилей может быть оснащена бесконтактной системой зажигания.
Контактная система зажигания.
Контактная система зажигания состоит из выключателя зажигания, катушки зажигания, прерывателя-распределителя, свечей зажигания, проводов низкого и высокого напряжения.
Распределитель зажигания 30.3706.
1 – валик; 2 – провод подвода тока к распределителю; 3 – конденсатор; 4 – запорная пружина крышки; 5 – корпус вакуумного регулятора; 6 – мембрана; 7 – фильц; 8 – тяга вакуумного регулятора; 9 – опорная пластина регулятора опережения зажигания; 10 – ротор распределителя; 11 – боковой электрод с клеммой; 12 – центральный электрод с клеммой; 13 – крышка распределителя; 14 – уголек центрального электрода; 15 – резистор; 16 – наружный контакт ротора; 17 – пружина центробежного регулятора опережения зажигания; 18 – ведущая пластина центробежного регулятора; 19 – грузик центробежного регулятора; 20 – кулачок прерывателя; 21 – изоляционная колодка рычажка; 22 – рычажок прерывателя с подвижным контактом; 23 – контакты прерывателя; 24 – подвижная пластина прерывателя; 25 – винт крепления контактной группы; 26 – стойка с неподвижным контактом прерывателя; 27 – паз; 28 – корпус распределителя зажигания.
Схема контактной (классической) системы зажигания.
Распределитель зажигания преобразует постоянный ток цепи низкого напряжения в импульсный и распределяет импульсы тока высокого напряжения по свечам зажигания. Он конструктивно объединен с прерывателем и центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания.
Распределитель установлен в передней части блока цилиндров с левой стороны.
Корпус распределителя отлит из алюминиевого сплава. В хвостовик корпуса запрессованы два подшипника скольжения, в которых вращается валик. На верхней части валика выполнен кулачок прерывателя, а также смонтированы центробежный регулятор опережения зажигания и ротор (бегунок). При вращении валика грузики центробежного регулятора расходятся под действием центробежных сил и поворачивают четырехгранный кулачок прерывателя на определенный угол в направлении вращения валика. При этом контакты размыкаются с некоторым опережением, тем большим, чем выше обороты двигателя. Угол поворота ограничен величиной паза в опорной пластине ротора.
Прерыватель состоит из стойки с неподвижным контактом и подвижного контакта с текстолитовым упором, который плоской пружиной прижат к четырехгранному кулачку валика распределителя. При вращении кулачка контакты замыкаются и размыкаются. Кулачок смазывается фетровым фильцем, пропитанным моторным маслом.
Внимание! При эксплуатации автомобиля необходимо систематически проверять и регулировать зазор между контактами прерывателя (см. «Регулировка угла замкнутого состояния контактов прерывателя»).
Пластина, на которой смонтирован механизм прерывателя, установлена на шарикоподшипнике, позволяющем ей поворачиваться вокруг оси валика. Пластина соединена тягой с диафрагмой вакуумного регулятора опережения зажигания. Разрежение (подведенное по шлангу из задроссельного пространства карбюратора) действует на диафрагму вакуумного регулятора, и тяга поворачивает механизм прерывателя вместе с подвижной пластиной относительно четырехгранного кулачка, обеспечивая тем самым оптимальный момент зажигания в зависимости от нагрузки двигателя.
Чтобы уменьшить искрение между контактами прерывателя, параллельно им подключен конденсатор. Он закреплен снаружи на корпусе распределителя.
Сверху корпус распределителя закрыт крышкой с гнездами для проводов высокого напряжения. Изнутри крышки в ее центральный электрод вмонтирован подпружиненный уголек. Ротор с контактной пластиной (бегунок) распределяет ток высокого напряжения по свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров (1-3-4-2). Валик распределителя зажигания вращается по часовой стрелке (при виде сверху).
При регулировке опережения зажигания поворот корпуса распределителя по часовой стрелке уменьшает опережение, против часовой стрелки – увеличивает.
Катушка зажигания Б-117А.
Катушка зажигания – повышающий трансформатор, преобразует импульсный ток низкого напряжения (12В) в ток высокого напряжения. Обмотки катушки установлены в корпус из тонкой оцинкованной стали. Крышка корпуса из изоляционного материала, имеет два низковольтовых вывода и гнездо для провода высокого напряжения. В корпус катушки залито трансформаторное масло, охлаждающее обмотки.
Катушка зажигания устанавливается в моторном отсеке и крепится на левом брызговике кузова двумя гайками.
Выключатель зажигания.
Выключатель зажигания – комбинированный, состоит из замка с противоугонным устройством и контактной части, собранных в одном корпусе. Выключатель установлен с левой стороны рулевой колонки в специальном кронштейне и закреплен двумя винтами.
Свечи зажигания.
Свеча воспламеняет рабочую смесь в цилиндре искровым разрядом. Конструкция свечи неразборная.
У исправно работающей свечи цвет юбки изолятора центрального электрода должен быть серым или светло-коричневым.
На автомобиле применяются свечи А17ДВР (А17ДВРМ) или их аналоги.
Бесконтактная система зажигания.
Бесконтактная система зажигания состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания (27.3705), выключателя зажигания, свечей зажигания, а также проводов низкого и высокого напряжения.
Датчик-распределитель зажигания 38.3706.
1 – валик; 2 – корпус датчика-распределителя зажигания; 3 – запорная пружина крышки; 4 – бесконтактный датчик; 5 – корпус вакуумного регулятора; 6 – диафрагма; 7 – тяга вакуумного регулятора; 8 – опорная пластина центробежного регулятора; 9 – ротор распределителя зажигания; 10 – боковой электрод с клеммой; 11 – крышка; 12 – центральный электрод с клеммой; 13 – уголек центрального электрода; 14 – резистор; 15 – наружный контакт ротора; 16 – ведущая пластина центробежного регулятора; 17 – грузик центробежного регулятора; 18 – опорная пластина бесконтактного датчика; 19 – экран.
Схема бесконтактной системы зажигания.
Датчик-распределитель зажигания четырехискровой, с бесконтактным датчиком управляющих импульсов и встроенным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.
Датчик-распределитель зажигания передает управляющие сигналы на коммутатор, задавая момент новообразования, и распределяет импульсы тока высокого напряжения по свечам зажигания.
Датчик установлен в передней части блока цилиндров с левой стороны.
Корпус датчика-распределителя отлит из алюминиевого сплава. В хвостовик корпуса запрессованы два подшипника скольжения, в которых вращается валик. При вращении валика через прорезь бесконтактного датчика проходят зубцы специального экрана, создавая в электрической цепи датчика управляющие импульсы. В верхней части валика смонтирован центробежный регулятор, на опорной пластине которого закреплен ротор (бегунок). При вращении валика грузики центробежного регулятора под действием центробежных сил расходятся, поворачивая экран на определенный угол в направлении вращения валика. Управляющие импульсы создаются при этом с опережением, которое тем больше, чем быстрее вращение. Угол поворота ограничен величиной паза в опорной пластине центробежного регулятора.
Опорная пластина бесконтактного датчика установлена на шарикоподшипнике, который позволяет ей поворачиваться вокруг оси валика. Пластина соединена тягой с диафрагмой вакуумного регулятора опережения зажигания. Разрежение (подводимое по шлангу из задроссельного пространства карбюратора) действует на диафрагму вакуумного регулятора, и тяга поворачивает опорную пластину вместе с датчиком относительно экрана, обеспечивая тем самым оптимальный момент зажигания в зависимости от нагрузки двигателя.
Сверху корпус датчика-распределителя закрыт крышкой с гнездами для проводов высокого напряжения. С внутренней стороны крышки в ее центральный электрод вмонтирован подпружиненный уголек. Ротор с контактной пластиной (бегунок) распределяет ток высокого напряжения по свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров (1- 3- 4- 2). Валик датчика-распределителя зажигания вращается по часовой стрелке при виде сверху.
Распределитель 30.3706 и датчик-распределитель 38.3706 одинаковы по посадочным местам и способу крепления на двигателе, а их крышки и роторы (бегунки) взаимозаменяемы.
Коммутатор 3620.3734.
Коммутатор преобразует управляющие импульсы бесконтактного датчика в импульсный ток, поступающий на первичную обмотку катушки зажигания. Исправность коммутатора невозможно проверить без специального оборудования.
Внимание! Во избежание повреждения коммутатора не отсоединяйте его разъем при включенном зажигании; не снимайте клеммы аккумуляторной батареи при работающем двигателе. Систематически проверяйте надежность крепления «массы» коммутатора к кузову.
В остальном бесконтактная система аналогична контактной системе зажигания.
Проверка системы зажигания на автомобиле (для классической контактной системы).
Проверка свечей зажигания.
Когда одна из свечей зажигания не работает, двигатель на холостом ходу сильно вибрирует – «троит».
На двигателе, работающем на холостом ходу, поочередно отсоединяем высоковольтные провода от свечей зажигания.
Делать это нужно в резиновой перчатке или обмотав провод (в несколько слоев) сухой ветошью. При снятии проводов с работающих свечей двигатель теряет обороты или даже глохнет.
Проверка работы системы зажигания.
Если двигатель не пускается при наличии топлива в карбюраторе, проверяем работу системы зажигания.
Вынимаем центральный высоковольтный провод (соединенный с катушкой зажигания) из крышки распределителя.
Подносим его наконечник на расстоянии около 1 миллиметра к оголенному контакту «массы» (например, к болту или шпильке на двигателе).
Удерживая провод в таком положении, просим помощника прокрутить стартером коленчатый вал двигателя.
Если искры при этом нет, начинаем проверку с величины зазора между контактами прерывателя (см. «Регулировка угла замкнутого состояния контактов прерывателя»).
Наличие напряжения на низковольтном контакте распределителя при включении зажигания можно проверить тестером или контрольной лампой.
Тестер (вольтметр) при проворачивании коленчатого вала должен показывать периодическое возникновение напряжения, а контрольная лампа – загораться и гаснуть (см. «Проверка установки момента зажигания»).
Заменяем катушку зажигания на заведомо исправную.
Если искра есть, устанавливаем центральный провод на место и повторяем проверку с другим свечным проводом.
Если между свечным проводом и «массой» искры нет, возможно: оседание конденсата на внутренней стенке крышки распределителя; повреждение уголька центрального электрода; неисправность резистора бегунка,
а также окисление электродов крышки распределителя и бегунка.
Если искра на свечном проводе есть – проверяем состояние свечей, момент установки зажигания (см. соответствующие разделы).
Замена свечей зажигания.
Свечи установлены в головке блока цилиндров с левой стороны.
Обдуваем гнездо свечи сжатым воздухом от компрессора или насоса, чтобы удалить загрязнения.
Свечи меняем по очереди, чтобы не перепутать порядок подсоединения проводов.
Снимаем наконечник свечи.
Свечным ключом из набора или специальной головкой «на 21» отворачиваем свечу.
Перед установкой новой свечи проверяем зазор между ее электродами (см. «Регулировка зазора между электродами свечи зажигания») и убеждаемся, что уплотнительная шайба на месте и не деформирована. Свечу заворачиваем сначала «от руки», затем затягиваем ключом (см. «Приложения»).
Регулировка зазора между электродами свечи зажигания.
Зазор между электродами свечи проверяем круглым проволочным щупом-калибром.
Удобен специальный ключ (предназначенный для технического обслуживания системы зажигания) с набором необходимых щупов.
Аккуратно подгибая или отгибая боковой электрод, добиваемся зазора 0,5-0,6 мм (0,7-0,8 для бесконтактной системы).
Регулировка угла замкнутого состояния контактов прерывателя.
Угол замкнутого состояния контактов прерывателя (55±3°) определяют автомобильным тестером или щупом по величине зазора между разомкнутыми контактами.
Снимаем крышку распределителя.
Зазор удобнее регулировать на распределителе, снятом с двигателя, но после этого придется вновь устанавливать момент зажигания.
Для проверки зазора на распределителе, не снятом с двигателя, поворачиваем коленчатый вал в положение, при котором упор подвижного контакта окажется на вершине кулачка валика (зазор между контактами максимальный).
Щупом проверяем зазор (0,35-0,45 мм).
Если он отличается от положенного, то для его регулировки
отверткой ослабляем винт крепления контактной группы
и регулировочный винт. Для удобства бегунок можно снять (см. «Замена ротора распределителя»).
Внимание! Отворачивая и заворачивая винты контактной группы, сильно не нажимайте на них, так как можно повредить подшипник подвижной пластины прерывателя.
Перемещая пластину контактной группы, выставляем требуемый зазор и затягиваем регулировочный винт. Еще раз убедившись в правильности зазора, затягиваем и винт крепления контактной группы.
Регулировка угла опережения зажигания.
Проверять и регулировать угол опережения зажигания удобно с помощью стробоскопа (порядок работы см. в инструкции к прибору).
При отсутствии стробоскопа проверяем и регулируем зажигание с помощью контрольной лампы (на 12 В) или вольтметра.
Внимание! Момент зажигания в бесконтактной системе (с датчиком-распределителем и коммутатором) проверяется и регулируется только с помощью стробоскопа.
Проверка установки момента зажигания.
На передней крышке блока цилиндров имеются три метки в виде приливов.
Первая метка по ходу вращения шкива коленчатого вала соответствует 10° опережения зажигания, вторая – 5° и третья метка, самая длинная – 0°.
На шкиве коленчатого вала выбита метка верхней мертвой точки (ВМТ) первого цилиндра. На торце шкива в этом месте имеется прилив.
Если ранее проводилась регулировка угла опережения зажигания по шкале октан-корректора, устанавливаем корпус распределителя в нулевое положение октан-корректора (см. «Корректировка угла опережения зажигания»).
Подсоединяем один щуп контрольной лампы или вольтметра к контакту низкого напряжения распределителя, а второй замыкаем на «массу» и включаем зажигание. При разомкнутых контактах прерывателя лампа должна гореть, а вольтметр – показывать наличие напряжения.
Специальным ключом проворачиваем коленчатый вал за гайку шкива до загорания лампы. Если такого ключа нет, вывешиваем одно из задних колес и, включив четвертую передачу, вращаем его, поворачивая коленчатый вал. Загоревшаяся лампа указывает на момент зажигания. Проверяем совмещение метки на шкиве с длинной меткой на передней крышке блока цилиндров. При несовпадении меток регулируем момент установки зажигания.
Примечание. Начальный угол опережения зажигания при использовании бензина с октановым числом 95 – 5° (средняя метка на передней крышке блока цилиндров).
Регулировка момента зажигания.
Устанавливаем коленчатый вал в положение верхней мертвой точки такта сжатия поршня первого цилиндра (длинная метка).
Если распределитель зажигания не снимали с двигателя, то такт сжатия первого цилиндра определяем, сняв его крышку – контакт ротора должен стоять против внутреннего контакта крышки, соединенного проводом со свечой первого цилиндра. Если распределитель зажигания (после замены или ремонта) только установлен на двигатель – выворачиваем свечу первого цилиндра. Закрыв отверстие бумажной пробкой, вращаем коленчатый вал. Выходящий воздух, вытолкнув пробку, укажет на начало такта сжатия в первом цилиндре.
Ключом «на 13» ослабляем затяжку гайки крепления стопорной пластины.
Поворачиваем корпус распределителя по часовой стрелке до замыкания контактов прерывателя – лампа погаснет.
Медленно поворачиваем корпус распределителя против часовой стрелки до загорания лампы, при этом слегка прижимаем ротор против часовой стрелки, чтобы выбрать зазор в приводе. Удерживая его в таком положении, затягиваем гайку стопорной пластины.
После регулировки уточняем момент зажигания (см. «Корректировка угла опережения зажигания»).
Корректировка угла опережения зажигания.
Если установка момента зажигания была нарушена, проверяем и при необходимости регулируем момент зажигания (см. «Проверка установки момента зажигания»).
Для подстройки угла опережения зажигания под конкретный состав топлива на корпусе распределителя зажигания нанесена шкала октан-корректора.
Зубилом на приливе блока помечаем середину шкалы – нулевое положение октан-корректора.
При прогретом до рабочей температуры двигателе, двигаясь на IV передаче с постоянной скоростью 50 км/ч, резко нажимаем на педаль «газа». Если при этом детонация (по звуку она похожа на звон клапанов) появится на короткое время, 1-3 с – момент зажигания выбран правильно. При продолжительной детонации угол опережения зажигания уменьшаем на 1/2 деления шкалы октан-корректора, а при ее отсутствии – увеличиваем. Проводим повторную проверку в движении и при необходимости продолжаем регулировку.
Замена ротора распределителя.
Зубилом на приливе блока помечаем середину шкалы – нулевое положение октан-корректора.
При прогретом до рабочей температуры двигателе, двигаясь на IV передаче с постоянной скоростью 50 км/ч, резко нажимаем на педаль «газа». Если при этом детонация (по звуку она похожа на звон клапанов) появится на короткое время, 1-3 с – момент зажигания выбран правильно. При продолжительной детонации угол опережения зажигания уменьшаем на 1/2 деления шкалы октан-корректора, а при ее отсутствии – увеличиваем. Проводим повторную проверку в движении и при необходимости продолжаем регулировку.
Замена ротора распределителя.
Снимаем крышку.
Отворачиваем два винта крепления ротора
и снимаем его.
Устанавливаем новый ротор прямоугольным выступом в овальный паз опорной пластины.
Надеваем крышку распределителя и защелкиваем зажимы.
Смазка распределителя зажигания.
Через каждые 20 тыс. км пробега, повернув крышку, открываем отверстие масленки и заливаем в него четыре капли моторного масла.
Закрываем отверстие крышкой.
Через каждые 10 тыс. км пробега смазываем одной-двумя каплями моторного масла ось подвижного контакта и пропитываем маслом фильц (фетровую вставку).
Замена распределителя зажигания.
Снимаем крышку распределителя (см. «Замена ротора распределителя»).
Запоминаем (или помечаем) положение контактной пластины ротора.
Снимаем шланг со штуцера вакуумного регулятора опережения зажигания.
Ключом «на 13» отворачиваем гайку и снимаем стопорную пластину.
Вынимаем распределитель зажигания из блока цилиндров,
не потеряв уплотнительную прокладку.
Ключом «на 7» отворачиваем гайку, снимаем наконечник провода низкого напряжения с вывода и подсоединяем его к выводу нового распределителя.
Устанавливаем распределитель в блок цилиндров и регулируем угол опережения зажигания (см. «Регулировка угла опережения зажигания»).
Замена катушки зажигания.
Катушка зажигания установлена в моторном отсеке на левом брызговике и закреплена двумя гайками.
Вынимаем высоковольтный провод из крышки катушки.
Ключом «на 8» отворачиваем гайку с вывода, обозначенного на крышке катушки буквой «Б», и снимаем наконечник голубого провода с красной полосой.
Чтобы мелкие гайки не потерять, рекомендуем наживлять их на место.
Аналогично отсоединяем два провода (красный и коричневый) от вывода, обозначенного буквами «ОК».
Если цвета проводов окажутся другими, а такое возможно – перед отсоединением пометьте их положение. С вывода «Б» провод уходит в жгут проводов, с вывода «ОК» – один соединяется с выводом распределителя зажигания, а другой – с колодкой блока управления ЭПХХ карбюратора.
Ключом «на 10» отворачиваем на три-четыре оборота гайки крепления катушки
и снимаем ее.
Устанавливаем новую катушку в обратной последовательности, соблюдая записанный порядок подсоединения проводов.
Ремонт распределителя зажигания.
Снимаем распределитель зажигания (см. «Замена распределителя зажигания»).
Измерить характеристики вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания можно только на специальном оборудовании.
Отверткой отворачиваем винт крепления конденсатора.
Для проверки конденсатора необходим специальный прибор, но предварительно оценить его состояние можно омметром. Сначала соединяем вывод конденсатора с его корпусом, чтобы он разрядился. Подсоединяем один щуп омметра к корпусу, а второй к наконечнику провода (омметр лучше переключить в верхний предел измерений). У исправного конденсатора стрелка должна резко отклониться в сторону «0», а затем плавно вернуться в конец шкалы, к символу «бесконечность» (∞). Если поменять полярность, то стрелка должна еще больше отклониться к «нулю».
Неисправный конденсатор меняем.
Снимаем бегунок (см. «Замена ротора распределителя»).
Ключом «на 7» отворачиваем гайку контакта низкого напряжения,
удерживая винт отверткой.
Снимаем шайбы,
вынимаем винт, снимаем с него изолятор и наконечник провода.
Отворачиваем два винта крепления контактной группы (см. «Регулировка угла замкнутого состояния контактов прерывателя»).
Снимаем контактную группу.
Проверяем состояние контактов, при необходимости надфилем выравниваем их поверхность. Если контакты сильно изношены (оплавлены) – меняем контактную группу в сборе.
Тонким бородком выбиваем штифт.
Тонким бородком выбиваем штифт.
Тонким бородком выбиваем штифт.
Поддев тонкой отверткой, снимаем запорную шайбу и тягу со штифта поворотной пластины.
Отворачиваем два винта крепления вакуумного регулятора опережения зажигания
и снимаем его.
Отворачиваем два винта (винт со стороны пластмассовой вставки крепит «массу»)
и вынимаем подшипник с поворотной пластиной.
Подшипник при вращении не должен заедать и иметь люфты. Неисправный подшипник заменяем.
Собираем распределитель зажигания в порядке, обратном разборке.
Ремонт датчика-распределителя зажигания.
Снимаем датчик-распределитель зажигания (так же, как контактный распределитель, см. « Замена распределителя зажигания»).
Измерить характеристики вакуумного и центробежного регуляторов можно только на специальном оборудовании.
Отверткой отворачиваем два винта крепления ротора.
Снимаем ротор.
При установке ротора на место квадратный выступ должен войти в прорезь, а круглый – в отверстие опорной пластины.
Тонким бородком выбиваем штифт.
Снимаем с валика маслоотражатель и шайбу.
Вынимаем валик из корпуса распределителя.
Поддев тонкой отверткой, снимаем запорную шайбу тяги вакуумного регулятора опережения зажигания.
Поддев тонкой отверткой, снимаем запорную шайбу тяги вакуумного регулятора опережения зажигания.
Отворачиваем два винта крепления вакуумного регулятора опережения зажигания
Один из винтов имеет удлинение для фиксации электропроводки датчика.
Снимаем вакуумный регулятор.
Для проверки вакуумного регулятора утапливаем его шток и пальцем закрываем отверстие штуцера. У исправного регулятора шток должен выдвинуться только на часть длины, если шток сразу выдвигается на всю длину – деталь неисправна. Заменяем регулятор.
Отворачиваем два винта крепления датчика.
Вынимаем электропроводку датчика.
Отворачиваем два винта крепления соединительного разъема
и снимаем датчик. Неисправности датчика чаще связаны с механическими повреждениями проводов.
Отворачиваем два винта
и вынимаем подшипник с поворотной пластиной.
Подшипник при вращении не должен заедать и иметь люфты. Собираем распределитель зажигания в порядке, обратном разборке.
Перед установкой вакуумного регулятора аккуратно укладываем проводку датчика.
Смазываем втулки валика, оси грузиков центробежного регулятора и подшипник поворотной пластины.