Стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла «ГАЗон Next» 10 т.
7.7. Стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла.
7.7.1. Стеклоочиститель.
Для очистки ветрового стекла, обеспечения водителю хорошей видимости на автомобиле установлен стеклоочиститель с электрическим приводом на два рычага со щетками. Привод стеклоочистителя 6 (рис. 7.36) расположен под капотом.
Управление стеклоочистителем и омывателем – совмещенное, и осуществляется переключателем, расположенным справа под рулевым колесом.
Переключатель кроме двух постоянных скоростей стеклоочистителя включает прерывистый режим работы с увеличением паузы между двойными ходами.
При выключении стеклоочистителя его щетки автоматически укладываются вдоль границы керамической полосы ветрового стекла.
Стеклоочиститель относится к необслуживаемым изделиям.
Для получения хорошей очистки ветрового стекла необходимо постоянно следить за состоянием поверхности стекла, не допуская на ней масляных пятен, мешающих удалению влаги. Резиновую ленту щеток необходимо предохранять от воздействия масла и бензина.
Внимание.
- Во избежание повреждения лакокрасочного покрытия капота запрещается включать стеклоочиститель при открытом капоте.
- При наличии на стекле сухой пыли и грязи нельзя включать стеклоочиститель, так как это вызовет появление на стекле царапин и натиров, а также приведёт к порче резиновой ленты щёток.
- Если необходимо снять щетки стеклоочистителя, на концы рычагов рекомендуется надеть кусочки резиновой трубки.
Резиновая лента щетки должна быть эластичной, прямой, без изъянов по всей длине, прилегающей к стеклу кромки. При этих условиях щетка должна вытирать обильно смоченное стекло не более чем за три двойных хода на малой скорости. Очищать щетки необходимо теплой водой с добавлением нескольких капель жидкости для мойки посуды. Если после очистки щетки оставляют следы на стекле, заменить щетки на новые.
На автомобиль возможна установка щеток следующей длины:
– водительская сторона – 550-650 мм;
– пассажирская сторона – 550 мм.
Рис. 7.36. Установка стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла.
1, 7 – рычаги со щетками; 2, 12 – гайки; 3 – колпачок; 4, 8, 16 – болты; 5, 9, 13, 15 – шайбы; 6 – привод стеклоочистителя; 10 – переходник; 11, 18, 19 – трубки; 14 – омыватель; 17 – тройник с клапаном.
Рис. 7.37. Замена щеток стеклоочистителя.
а).
б).
в).
Замену щеток необходимо выполнять в следующем порядке:
– отвести рычаг стеклоочистителя от ветрового стекла и удерживать щетку под прямым углом к рычагу;
– прижать концы пластмассового зажима, согласно стрелкам, показанным на рис. 7.37, а;
– скользящим движением продвинуть щетку по рычагу по направлению стрелки (рис. 7.37, б) и снять щетку (рис. 7.37, в);
– установить новую щетку в порядке, обратном снятию, обеспечив, ее правильное крепление к рычагу стеклоочистителя.
Замену рычагов щеток необходимо выполнять в следующем порядке:
– снять колпачки с рычагов щеток;
– отвернуть гайки крепления рычагов к осям привода и снять рычаги щеток с осей;
– включить стеклоочиститель и через 1-2 минуты работы выключить;
– установить рычаги со щетками на оси привода. Щетки должны располагаться по верхней границе керамической полосы, нанесенной с внутренней стороны стекла. Затянуть гайки крепления рычагов щеток к осям моментом 11-16 Н·м (1,1-1,6 кгс·м);
– включить стеклоочиститель. При работе щетки не должны касаться облицовки. Если щетки ударяются об облицовку или после выключения останавливаются слишком высоко, необходимо немного изменить установку рычагов на оси.
Электрическая схема стеклоочистителя показана на рис. 7.38.
Рис. 7.38. Электрическая схема подключения стеклоочистителя.
1 – Моторедуктор стеклоочистителя; 2 – Электронасос стеклоомывателя; 3 – Реле укладки щеток стеклоочистителя; 4 – Переключатель стеклоочистителя; 5 – Реле стеклоочистителя.
При отказе в работе стеклоочистителя необходимо определить, что неисправно – стеклоочиститель или переключатель. Для этого необходимо отключить штекерную колодку от переключателя (она находится под панелью приборов) и соединить штекерные наконечники колодки (которая осталась на жгуте проводов, идущих к стеклоочистителю), как показано на рис. 7.39, А – для малой скорости и на рис. 7.39, Б – для большой скорости.
Если стеклоочиститель начнет работать, значит, неисправен переключатель, а если нет, неисправен стеклоочиститель.
Для проверки работоспособности стеклоочистителя, снятого с автомобиля, необходимо соединить штекерную колодку стеклоочистителя по схеме, показанной на рис. 7.40 (лампа 1 будет мигать).
Если стеклоочиститель работает на малой и большой скоростях, а в прерывистом режиме не работает, проверить исправность переключателя.
В случае выхода из строя заменяются на новые переключатель, привод стеклоочистителя, рычаги и щетки.
Рис. 7.39. Электрическая схема проверки стеклоочистителя на автомобиле.
А – малая скорость; Б – большая скорость; 1 – дополнительная перемычка; 2 – штекерный разъем жгута проводов к переключателю стеклоочистителя.
Рис. 7.40. Электрическая схема проверки работы стеклоочистителя, снятого с автомобиля.
А – работа на большой скорости; Б – работа на малой скорости; 1 – контрольная лампа; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – соединительная колодка стеклоочистителя.
7.7.2. Переключатель стеклоочистителя с регулятором паузы и функцией моторного тормоза.
Управление стеклоочистителем и омывателем – совмещенное, и осуществляется переключателем 3110.3709300-38 или UC1A11.3709300 (для автомобилей, оборудованных «Моторным тормозом») (рис. 7.41 и 7.42), расположенным справа под рулевым колесом.
Переключатель кроме двух постоянных скоростей стеклоочистителя включает прерывистый режим работы с увеличением паузы между двойными ходами.
Управление функцией «Моторный тормоз» осуществляется кнопкой, расположенной на торце рычага – для UC1A11.3709300.
Перемещение рычага переключения, переключение регулятора из одного положения в другое должны быть четкими без заеданий, с обеспечением надежной фиксации в предусмотренных положениях и коммутации электрических цепей в соответствии с рис. 7.41 или 7.42.
Падение напряжения на выводных контактах нового переключателя (с проводами) при силе тока 0,9-1,1 А не должно превышать 0,04 В, для переключателя, бывшего в эксплуатации – не более 0,06 мм.
Падение напряжения на контактах кнопки включения моторного тормоза при силе тока 0,9-1,1 А не должно превышать для нового переключателя – 0,1 В, для бывшего в эксплуатации – не более 0,15 мм.
Усилие переключения рычага из одного фиксированного положения в другое должно быть 3-7 Н (0,3-0,7 кгс). Усилие включения стеклоомывателя (нефиксированное) должно быть 1,5-3,0 Н (0,15-0,3 кгс). Усилие включения кнопки моторного тормоза 4,5-9,5 Н (0,45-0,95 кгс).
Если переключатель неисправен, замените его на новый.
Рис. 7.41. Схема соединения контактов переключателя 3110.3709300-38 стеклоочистителя при различных положениях рукоятки.
А – расположение штекеров в соединительной колодке; 0 – выключено; I – включена первая скорость стеклоочистителя (самовозврат в поз. 0, нефиксированное положение); II – включена первая скорость стеклоочистителя; III – включена вторая скорость стеклоочистителя; IV и VII–XI – включен прерывистый режим работы стеклоочистителя с увеличением паузы между двойными ходами до максимальной; V – выключен стеклоомыватель; VI – включена совместная работа стеклоочистителя и стеклоомывателя (самовозврат в поз. V, нефиксированное положение).
Номер на корпусе | Номер провода | |
54 | 1 | желтый |
53 | 2 | голубой |
53b | 3 | фиолетовый |
53c | 7 | оранжевый |
31b | 8 | белый |
54-2 | 9 | коричневый |
Рис. 7.42. Схема соединения контактов переключателя UC1A11.3709300 (для автомобилей, оборудованных «Моторным тормозом») стеклоочистителя при различных положениях рукоятки.
А – расположение штекеров в соединительной колодке; 0 – выключено; I и VII–XI – включен прерывистый режим работы стеклоочистителя с увеличением паузы между двойными ходами до максимальной; II – включена первая скорость стеклоочистителя; III – включена вторая скорость стеклоочистителя; IV включена первая скорость стеклоочистителя (самовозврат в поз. 0, нефиксированное положение); V – выключен стеклоомыватель; VI – включена совместная работа стеклоочистителя и стеклоомывателя (самовозврат в поз. V, нефиксированное положение; XII – разомкнута цепь моторного тормоза; XIII – замкнута цепь моторного тормоза (самовозврат в поз. XII, нефиксированное положение).
Номер провода в колодке | Цвет провода |
1 | желтый |
2 | голубой |
3 | фиолетовый |
4 | зеленый |
5 | розовый |
7 | оранжевый |
8 | белый |
9 | коричневый |
Функция «Моторный тормоз».
Функцией «Моторный тормоз» рекомендуется пользоваться на затяжных спусках.
При работе моторного тормоза увеличивается эффективность торможения двигателем, уменьшается нагрузка на тормозную систему.
Кнопка включения функции «Моторный тормоз».
При однократном нажатии на кнопку вдоль оси включается функция «Моторный тормоз» и на комбинации приборов загорается соответствующий сигнализатор.
При повторном нажатии кнопки функция «Моторный тормоз» выключается. Так же функция «Моторный тормоз» отключается при нажатии на педаль сцепления или акселератора.
Возможные неисправности стеклоочистителя и способы их устранения.
Причина неисправности | Способ устранения |
При включении стеклоочиститель не работает | |
Отсутствует контакт в соединительных колодках | Проверить надежность соединений и устранить неисправность |
Не работает переключатель | Проверить переключатель и при необходимости заменить |
Неисправен моторедуктор | Заменить привод стеклоочистителя |
Перегорел предохранитель вследствие заклинивания рычагов привода, неисправности моторедуктора | Найти причину неисправности, устранить ее и заменить предохранитель или привод стеклоочистителя |
Во время работы щетки ударяются о детали кабины | |
Неправильно установлены рычаги щеток | Изменить установку рычагов щеток |
Неправильное положение щеток после выключения стеклоочистителя | |
Неправильно установлены рычаги | Установить рычаги щеток |
Стеклоочиститель работает только на одной скорости | |
Неисправен моторедуктор или переключатель | Проверить и при необходимости заменить привод стеклоочистителя или переключатель |
Стеклоочиститель не работает в прерывистом режиме | |
Неисправен переключатель (если стеклоочиститель не включается) | Проверить и при необходимости заменить переключатель |
Неисправен моторедуктор, реле прерывистой работы или реле укладки щеток (если стеклоочиститель работает без паузы) | Проверить и при необходимости заменить неисправное изделие |
Нет укладки щеток стеклоочистителя | |
Неисправен моторедуктор, реле прерывистой работы или реле укладки щеток | Проверить и при необходимости заменить неисправное изделие |
Стеклоочиститель не работает в режиме стеклоомывателя | |
Неисправно реле прерывистой работы | Проверить и при необходимости заменить реле |
7.7.3. Омыватель ветрового стекла.
Стеклоомыватель состоит из бачка, в котором установлен насос с приводом от электродвигателя, жиклеров и шлангов (см. рис. 7.35).
Техническая характеристика омывателя.
Номинальное напряжение, В | 12 |
Давление, развиваемое насосом омывателя при напряжении питания 13,4-13,6 В и закрытом выходном штуцере, Мпа (кг/см²), не менее, | 0,14-0,16 (1,4-1,6) |
а потребляемый ток, при этом, А, не более | 3,5 |
При положительной температуре окружающего воздуха в качестве рабочей жидкости применяется чистая питьевая вода, при отрицательной температуре окружающего воздуха – специальные жидкости для автомобильных стеклоомывателей.
Возможные неисправности омывателя ветрового стекла и способы их устранения.
Причина неисправности | Способ устранения |
Жидкость не поступает на ветровое стекло | |
Засорение жиклера | Промыть жиклеры, продуть их сжатым воздухом, при необходимости заменить жиклеры. Промыть бачок омывателя и заполнить его чистой жидкостью |
Нарушение герметичности шлангов | Сменить шланги или обрезать и удалить поврежденные концы |
Повреждение уплотнительной втулки соединения электронасоса и бачка | Заменить уплотнительную втулку |
Нарушение герметичности бачка | Заменить омыватель в сборе |
Неправильное присоединение проводов | Устранить неисправность в соединении проводов. Вывод «–» должен быть соединен с корпусом автомобиля |
Неисправен электронасос | Заменить электронасос |
Жиклеры (форсунки) омывателя ветрового стекла.
При недостаточном напоре струи воды (стеклоомывающей жидкости) в первую очередь проверьте наличие омывающей жидкости в бачке стеклоомывателя. Засорение отверстий жиклеров (форсунок) стеклоомывателя также может являться причиной недостаточного напора струи воды, при необходимости прочистите отверстия или замените жиклеры.
Направление струй охлаждающей жидкости показано на рис. 7.43.
Рис. 7.43. Направление струй охлаждающей жидкости.
1 – рычаг стеклоочистителя; 2 – жиклер (форсунка).
7.7.4. Реле прерывистой работы стеклоочистителя и реле укладки щеток стеклоочистителя.
Для создания прерывистой работы стеклоочистителя, укладки щеток при выключении стеклоочистителя, включения стеклоочистителя в режиме стеклоомывателя используется электронное реле 526.3747-04.
Исправность реле можно проверить только при работе со стеклоочистителем.
Совместно с реле прерывистой работы используется реле укладки щеток стеклоочистителя 192.3777-01 с помехоподавительными диодами. При неисправности данное реле заменить на новое.