Техническое обслуживание. Двигатель ЗМЗ-409.10 – руководство по ремонту.
Техническое обслуживание двигателя.
Для обеспечения надлежащего технического состояния, постоянной готовности двигателя к работе и поддержания его высоких эксплуатационных качеств необходимо применять топливо, масло и охлаждающую жидкость, рекомендуемые настоящим руководством, и своевременно выполнять работы по техническому обслуживанию.
Виды технического обслуживания:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
- первое техническое обслуживание (ТО-1);
- второе техническое обслуживание (ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание (СО).
Периодичность первого и второго технических обслуживаний устанавливается в зависимости от категории условий эксплуатации автомобиля:
Категория условий эксплуатации | Периодичность технического обслуживания, км | |
ТО-1 | ТО-2 | |
I | 10000 | 20000 |
II | 9000 | 18000 |
III | 8000 | 16000 |
IV | 7000 | 14000 |
Отклонение от километража, определяющего периодичность технических обслуживании, допускается в пределах ± 500 км.
Сезонное техническое обслуживание выполняется один раз в год осенью, совместно с проведением очередных работ по ТО-1 или ТО-2. Расчетная периодичность СО – 40000 км пробега автомобиля.
Содержание работ | Технические требования | Инструмент, материалы |
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) | ||
Проверить уровень: | ||
масла в картере двигателя | Уровень масла должен находиться между метками “0” и “П” стержневого указателя | Визуально |
жидкости в системе охлаждения | Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе при температуре 15-20 °С должен быть у метки МИН или выше ее на 3-5 см | Визуально |
Проверить герметичность систем питания, смазки, охлаждения | Подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости не допускается | Визуально |
Первое техническое обслуживание (ТО-1) | ||
Проверить: | ||
состояние и герметичность систем питания, смазки, охлаждения | Подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости не допускается | Визуально |
работу привода управления воздушным дросселем | Открытие дроссельной заслонки плавное без заеданий | Вручную |
крепление генератора и стартера | Ослабленные гайки подтянуть | Ключ 17, 19 |
Отрегулировать: | ||
натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов | Прогиб ремня при нажатии с усилием 8 кгс должен быть 15 мм | Линейка с динамометром ключ 10, 12 мм |
зазор между электродами или заменить свечи | Зазор должен быть 0,7-0,85 мм | Свечной ключ, щуп |
Второе техническое обслуживание (ТО-2) | ||
Выполнить все работы ТО-1 | См. выше | |
Проверить: | ||
состояние подвески двигателя | Расслоение и разрыв подушек не допускаются | Визуально |
крепление выпускного коллектора, впускной трубы, приемных труб глушителя | Ослабленные гайки подтянуть | Ключи 13, 14, 17 мм |
крепление масляного картера | Ослабленные гайки подтянуть | Ключ 12 мм |
крепление топливопровода, натяжного ролика, катушек зажигания шкивов коленчатого вала и водяного насоса | Ослабленные гайки подтянуть | |
Очистить: | ||
контрольное отверстие в водяном насосе для выхода охл. жидкости | Течь не допускается | Металлический стержень 3 мм |
Промыть через ТО-2 детали закрытой вентиляции картера | Без разборки маслоотражателя | Неэтилированный бензин, ветошь |
Заменить: | ||
масло в двигателе и масляный фильтр* | см. “Особенности ТО двигателя” (ниже) | Масло см. Приложение 4, ёмкость для слива масла, ключ 24 мм |
фильтрующий элемент воздушного фильтра | ||
Сезонное техническое обслуживание (СО) | ||
Выполнить все работы ТО-1 и ТО-2 | См. выше | |
Проверить крепление водяного насоса и корпуса термостата | Ослабленные винты подтянуть | Ключ с шеcтигранником 6 мм |
Проверить: | ||
крепление картера сцепления к блоку цилиндров | Ослабленные винты подтянуть | Ключ 19 мм |
состояние щеточного узла генератора | Щеточный узел должен быть чистым. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателе
Высота щетки должна быть не менее 7 мм от пружины до основания щетки |
Отвертка, ключ 8 мм, линейка, ветошь |
плотность охлаждающей жидкости | Плотность должна быть 1,075-1,085 г/см³ при 20 °С | Ареометр |
состояние шестерен привода масляного насоса, предварительно сняв крышку привода масляного насоса | Визуально, ключ 12 мм |
* первую замену масла в двигателе и масляного фильтра 2105С-1012005-НК-2 произвести после пробега первых 1000 км. Последующая замена масла и масляного фильтра – через каждые 10000 км.
Особенности технического обслуживания.
Уход за системой смазки заключается в проверке уровня масла, доливке и смене его, а также в замене масляного фильтра 2105С-1012005-НК-2.
Перед установкой фильтра на двигатель смазать прокладку 8 (рисунок 13), завернуть фильтр на 3/4 оборота после касания прокладкой блока цилиндров.
Заправить двигатель маслом. Запустить двигатель и через 30…40 с остановить.
Убедиться в отсутствии течи масла между прокладкой фильтра и блоком цилиндров.
Уход за системой вентиляции картера заключается в периодической промывке и очистке каналов и шлангов. При сборке обеспечить герметичность соединений.
Работу вентиляции картера можно проверить следующим образом: при работающем двигателе на минимальной частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода должно быть разрежение в картере двигателя. Это определяется с помощью водного пьезометра, соединенного с картером двигателя через патрубок под масляный щуп. Если система работает ненормально, то в картере будет давление. Это возможно в случае закоксовывания каналов вентиляции или чрезмерного прорыва газов в картер двигателя.
При межсезонном обслуживании системы вентиляции, при пробеге 40 тыс. км, рекомендуется:
а) снять крышку клапанов и шланги вентиляции;
6) очистить от смолистых отложений маслоотделитель крышки, шланги вентиляции и каналы во впускной трубе. Промывку деталей системы производить без разборки маслоотражателя.
Уход за системой охлаждения заключается в проверке уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе.
Уровень жидкости должен быть не ниже метки МIN. При необходимости долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок.
Необходимо поддерживать правильное натяжение ремня привода агрегатов, устранять течь в системе, контролировать температуру охлаждающей жидкости в пределах 80-90 °С.
При необходимости отрегулировать натяжение ремня.
Натяжение ремня (рисунок 18) производится натяжным роликом 6, для чего необходимо: ослабить болт 7 крепления натяжного ролика и, закручивая болт 3, перемещающий ролик, произвести натяжение ремня, затем затянуть болт 7 крепления натяжного ролика на оси.
Прогиб ремня привода агрегатов должен находиться в пределах 14±1 мм при нагрузке на него 8 кгс.
При слабом натяжении во время работы двигателя на высоких оборотах начинается пробуксовка ремня, излишний его перегрев и расслоение. Чрезмерное натяжение ремня вызывает быстрый износ подшипников генератора, водяного насоса и натяжного ролика, а также вытягивание ремня.
Рисунок 18. Схема натяжения ремня привода агрегатов.
1 – шкив генератора; 2 – шкив насоса системы охлаждения; 3 – болт перемещения натяжного ролика; 4 – ремень; 5 – шкив коленчатого вала; 6 – натяжной ролик; 7 – болт крепления натяжного ролика на оси.
Перед заменой охлаждающей жидкости систему необходимо промыть следующим образом:
- слить охлаждающую жидкость;
- заполнить систему водой и запустить двигатель, прогреть, слить воду при работе двигателя на малых оборотах холостого хода и остановить двигатель;
- после охлаждения двигателя снова заполнить систему водой и повторить промывку;
- заполнить систему охлаждающей жидкостью.
Перед началом зимней эксплуатации проверить удельный вес охлаждающей жидкости, который должен быть в пределах 1,078-1,085 г/см³ при 20 °С.
Уход за системой питания топливом. Обязательным условием надежной работы системы питания является чистота ее приборов и узлов.
Система питания от электробензонасоса до редукционного клапана на работающем двигателе находиться под давлением 3 кгс/см².
Следует тщательно проверять плотность соединений топливопровода. Эта проверка должна производиться при хорошем освещении и работающем на холостом ходу двигателе. Подтекание топлива создает опасность пожара.
Неплотности резьбовых соединений устраняются подтяжкой гаек и штуцеров ключом с умеренным усилием, обеспечивающим герметичность.