Техническое обслуживание. КамАЗ Компас 9, 12 – руководство по эксплуатации.
6. Техническое обслуживание автомобиля КамАЗ Компас.
Перейти к:
Ежедневное техническое обслуживание.
Периодическое техническое обслуживание.
Перечень работ при ежедневном техническом обслуживании (ЕТО).
Проверка состояния и герметичности приборов и трубопроводов систем автомобиля.
Проверка наличия конденсата в ресиверах.
Проверка уровня масла в картере двигателя.
Проверка уровня охлаждающей жидкости.
Проверка уровня жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления.
Фильтр грубой очистки топлива.
Проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления.
Система нейтрализации отработавших газов
Рекомендации по проверке крепления деталей рулевого механизма.
Техническое обслуживание электрического подогревателя.
Регулярные проверки и техническое обслуживание деталей и компонентов с учётом интервалов, обозначенных в Сервисной книжке, необходимы для гарантии эксплуатационной безопасности и надлежащей работы автомобиля в течение срока его эксплуатации. Владельцу необходимо организовать проведение небольших проверок и несложное техническое обслуживание самостоятельно.
Техническое обслуживание подразделяется на ежедневное и периодическое.
Ежедневное техническое обслуживание.
Для автомобилей проводится ежедневное техническое обслуживание (ЕТО).
Основное назначение ЕТО – общий контроль за состоянием узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения и поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля.
Техническое состояние автомобиля в объеме ЕТО необходимо проверять один раз в сутки перед началом движения после стоянки или на остановках после длительного движения.
Внимание!
- Для устранения неисправностей, обнаруженных во время проведения ЕТО, следует обратиться в специализированный сервисный центр.
- При обслуживании автомобиля, проверке уровня и доливки жидкостей/ смазочных материалов необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
- пользоваться защитными очками и перчатками;
- открытые участки кожи и поверхности с лакокрасочными покрытиями, на которые попала жидкость/ смазочный материал, необходимо промыть водой;
- не допускать разлива жидкости/ смазочного материала в канализацию, открытые водоемы, грунтовые воды или в почву, необходимо подставлять емкость.
Периодическое техническое обслуживание.
Периодическое техническое обслуживание производится по инициативе пользователя, в соответствии с интервалами, которые определяются пройденным пробегом или временем использования (в месяцах), с целью обеспечения безопасной эксплуатации.
Вследствие продолжительной эксплуатации, детали и компоненты автомобиля изнашиваются, а производительность может понижаться. Чтобы поддерживать эффективность эксплуатации на максимальном уровне и обеспечить долгосрочную безопасность, необходимо компенсировать износ выполняя проверки и техническое обслуживание в соответствии с указанными интервалами.
Интервалы периодической проверки и параметры, детали и компоненты указаны в Сервисной книжке в разделе «Виды и периодичность технического обслуживания автомобиля». Всегда производите замену таких деталей в качестве меры безопасности у вашего ближайшего уполномоченного сервисного партнера КОМПАС.
Смазочные материалы, масла и специальные жидкости применять в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложениях Б, В.
Перечень работ при ежедневном техническом обслуживании (ЕТО).
№ п/п | Наименование операции | Технические требования и указания |
1 | Проверить состояние и герметичность приборов и трубопроводов системы питания топливом, системы нейтрализации, системы смазки двигателя, системы охлаждения, гидропривода сцепления, коробки передач, ведущего моста, тормозной системы, рулевого управления, узлов подвески, системы кондиционирования | См. подраздел «Проверка состояния и герметичности приборов и трубопроводов систем автомобиля»
При потере герметичности устранить неисправность. При необходимости довести до нормы уровень жидкости/ масла в соответствующей системе автомобиля Необходимо проверить состояние вентилятора системы охлаждения. Не допускается наличие трещин на лопастях и следов трения о кожух При необходимости обратиться в сервисный центр |
2 | Проверить наличие неисправностей в системах автомобиля по показаниям контрольных ламп на комбинации приборов и сообщениям на дисплее комбинации приборов | Определение и устранение неисправности см. в разделе 7 «Возможные неисправности агрегатов и систем автомобиля. Самопомощь» |
3 | Проверить действие приборов освещения, световой и звуковой сигнализации | Проверить исправность всех приборов освещения и световой сигнализации. Проверить действие выключателя аварийной сигнализации. Убедиться в исправности контрольных ламп и звукового сигнала
Проверить действие передних фонарей и фар: указателей поворотов (левый, правый), габаритных и контурных огней, ближнего света фар, дальнего света фар, противотуманных фар Проверить действие задних фонарей: указателей поворотов (левый, правый), «стоп» сигнала, габаритных и контурных огней, фонарей заднего хода |
4 | Проверить крепление дисков колес и состояние шин | См. подраздел «Обслуживание шин» |
5 | Проверить наличие конденсата в одном из ресиверов тормозной системы | См. подраздел «Проверка наличия конденсата в ресиверах» |
6 | Проверить уровень масла в картере двигателя | См. подраздел «Проверка уровня масла в картере двигателя» |
7 | Проверить уровень жидкости в системе охлаждения | См. подраздел «Проверка уровня охлаждающей жидкости» |
8 | Проверить состояние механизма закрывания бортов платформы автомобиля | Запорные устройства должны надёжно удерживать закрытыми (при наличии) |
9 | Слить отстой из фильтра грубой очистки топлива (ФГОТ) (для комплектаций без датчика) | Слить отстой из фильтра грубой очистки топлива (см. подраздел «Фильтр грубой очистки топлива»). Слив производить до тех пор, пока не пойдет чистое дизельное топливо без признаков воды |
При необходимости вымыть фары, стояночные, габаритные и задние фонари, стекла, номерные знаки, зеркала заднего вида.
На нижних частях крыльев, подножках, рессорах, мостах, брызговиках, крышке гнезда аккумуляторных батарей не должно быть грязи, снега и льда.
Очистить агрегаты, в том числе карданные валы, от грязи и строительных смесей. Протереть контрольные приборы и стекла в кабине.
Для уборки автомобиля использовать мягкие губки с достаточным количеством воды.
Продуть (в холодное время года) замки дверей и ящика для инструмента сжатым воздухом.
Для мойки автомобиля следует использовать нейтральные моющие средства, а воздействие воды под давлением должно быть не более 118 кПа (1,2 кгс/см²).
При мойке автомобиля защищать генератор от попадания в него воды.
Для обеспечения срока службы лакокрасочных покрытий необходимо исключить длительное воздействие на лакокрасочные покрытия солей, кислот, растворителей, дизельного топлива и других едких веществ.
Для исключения разрушения лакокрасочного покрытия и, как следствие, возникновения очагов коррозии, следует своевременно удалять загрязнения, особенно: выделения насекомых; птичий помет; масла и консистентные смазки.
Необходимо своевременно устранять повреждения лакокрасочного покрытия от ударов камней и других механических воздействий.
Радиаторы и моторный отсек автомобилей, необходимо очищать по мере необходимости продувкой сжатым воздухом.
Продувку следует проводить с отбором сжатого воздуха от бортовой или автономной сети.
Элементы кондиционера.
1, 2 – клипса; 3 – крышка; 4 – наружный воздушный фильтр; 5 – внутренний воздушный фильтр.
В панели приборов со стороны пассажира под вещевым ящиком расположены воздушные фильтры (см. рис. Элементы кондиционера).
Рекомендуется регулярно проводить очистку и продувку воздушных фильтров. Проверить фильтрующую ткань на отсутствие повреждений и разрывов. В случае обнаружения разрывов и повреждений, для исключения попадания пыли в салон, фильтр рекомендуется заменить.
Щетки стеклоочистителей должны плотно прилегать по всей длине кромки к поверхности ветрового стекла и перемещаться равномерно, без заеданий.
Проверить действие омывателя и выполнить, при необходимости, регулировку направления струи, прочистив и отрегулировав жиклер. Направление струи жидкости регулировать с помощью иглы, установленной в отверстии жиклера.
Внимание!
- Не допускается работа стеклоочистителя щетками по сухому стеклу.
- При отрицательной температуре окружающего воздуха не допускается работа стеклоочистителя с примерзшими к стеклу щетками.
- Своевременно заменять поврежденную щетку стеклоочистителя.
Бачок стеклоомывателя находится в кабине со стороны сиденья пассажира, заливная горловина выведена в дверной проем (см. рис. Бачок стеклоомывателя). Уровень жидкости должен быть выше половины объема бачка.
В холодный период года бачок стеклоомывателя заправлять готовой стеклоомывающей жидкостью, имеющей пониженную температуру замерзания.
В холодную погоду запрещается заливать более 75 % стеклоомывающей жидкости от объема бачка.
Бачок стеклоомывателя.
Внимание!
- Не применять концентрат стеклоомывающего средства без разбавления его водой, чтобы не повредить лакокрасочное покрытие.
Проверка состояния и герметичности приборов и трубопроводов систем автомобиля.
Внимание!
- Подтекание и каплеобразование топлива, масел и специальных жидкостей не допускается.
При потере герметичности необходимо устранить неисправности. Устранить течи подтяжкой элементов крепления трубопроводов. При необходимости обратиться в сервисный центр.
Обнаруженные при осмотре неисправности должны устраняться квалифицированными специалистами, допущенными к выполнению работ.
Двигатель CUMMINS.
Внимание!
- Перед проведением проверки выключить двигатель.
- Для устранения неисправностей следует обратиться в сервисный центр.
Запрещается прикасаться к любому компоненту системы выпуска отработавших газов после долгой работы двигателя в течение 30 минут после его остановки.
Ежедневное техническое обслуживание двигателя CUMMINS следует проводить согласно Руководства по эксплуатации двигателя CUMMINS.
Руководство по эксплуатации двигателя CUMMINS прикладывается к автомобилю.
1. Необходимо проверить на слух отсутствие какого-либо необычного шума двигателя, который может указывать на необходимость ремонта.
2. Необходимо проверить состояние вентилятора системы охлаждения.
Не допускается наличие трещин на лопастях.
Проверять отсутствие трещин, ослабленных заклепок, погнутых или плохо закрепленных лопастей.
3. Ежедневно осматривать впускной воздухопровод с целью обнаружения следов износа и повреждения воздухопровода, слабо затянутых хомутов и микроотверстий, которые могут вызвать повреждение двигателя. Убедиться в отсутствии коррозии под хомутами и шлангами воздухопроводов системы впуска.
4. Необходимо проверять трубку сапуна двигателя Cummins на наличие внутри нее загрязнений и льда. В условиях льдообразования проверять трубку чаще. Не допускается перегиб сапуна. Визуально проверять трубку на отсутствие трещин и повреждений.
5. Ежедневно проверять состояние ремня привода агрегатов. Перед проведением проверки выключить двигатель.
Проверить визуальным осмотром состояние ремня. Допускаются поперечные трещины. Не допускается пересечение поперечных и продольных трещин. Ремень подлежит замене также в случае выкрашивания его фрагментов.
Тормозная система.
1. Необходимо проверить состояние тормозных камер, тормозных шлангов и трубок. Тормозные камеры должны быть надежно закреплены. Шланги не должны иметь потертостей, повреждений и трещин. Не допускается смятие трубок тормозной системы.
Герметичность пневмопривода тормозных систем определяется на слух или по указателям давления в тормозной системе, расположенным на комбинации приборов. Утечка воздуха не допускается.
При неработающем двигателе и включенном стояночном тормозе падение давления в каждом контуре тормозной системы автомобиля должно быть не более 100 кПа в течение 30 минут.
При неработающем двигателе, выключенном стояночном тормозе и нажатой педали рабочего тормоза падение давления в каждом контуре тормозной системы автомобиля должно быть не более 0,05 кПа в течение 15 мин, исключая падение давления за счет заполнения тормозных магистралей.
2. Необходимо проверить работу дренажной системы осушителя.
При работе компрессора в режиме наполнения утечка воздуха через атмосферный вывод осушителя не допускается. При достижении максимального давления в системе через атмосферные выводы осушителя должен произойти сброс воздуха.
Система рулевого управления.
Проверить визуальным осмотром состояние привода рулевого управления.
Для проверки установить передние колеса на горизонтальной площадке. Проверить свободный ход рулевого колеса при работе двигателя на холостом ходу, поворачивая рулевое колесо вправо и влево до начала поворота управляемых колес (свободный угол должен быть не более 25°).
Не допускается осевое перемещение рулевого колеса.
Система кондиционирования.
Ремень привода агрегатов
Необходимо регулярно проверять состояние ремня привода агрегатов и ремня привода компрессора системы кондиционирования.
Внимание!
- Перед проведением проверки необходимо выключить двигатель.
Допустимые трещины.
Недопустимые трещины.
Проверить визуальным осмотром состояние ремня. Допускаются поперечные трещины. Не допускается пересечение поперечных и продольных трещин. Ремень подлежит замене также в случае выкрашивания его фрагментов.
Все работы по обслуживанию системы кондиционирования следует проводить в специализированном сервисном центре.
Не допускается наличие трещин, вмятин на дисках колес. Диски должны быть надежно закреплены, не допускается поломка шпилек или отсутствие гаек крепления колес.
Соблюдать момент и схему затяжки гаек крепления колёс (см. раздел 7 «Возможные неисправности агрегатов и систем автомобиля. Самопомощь»).
Техническое состояние шин проверять внешним осмотром, начиная с левого переднего колеса по часовой стрелке. Удалить застрявшие в протекторе, боковинах камни и другие посторонние предметы.
При обнаружении на шинах топлива, масла и других нефтепродуктов протереть шины досуха.
Необходимо следить за тем, чтобы на шины не попадали топливо, масло и другие нефтепродукты, так как это быстро выводит их из строя.
Проверку давления осуществлять на холодных шинах. Давление воздуха в шинах колес проверять манометром. Давление воздуха в шинах должно соответствовать величинам, указанным в технической характеристике (см. раздел 2 «Эксплуатационные параметры»).
Снижение давления на 25 % от нормального сокращает срок службы шин на 35-40 %. Также необходимо учитывать, что расход топлива увеличивается от 1 до 1,5 л на 100 км пробега при снижении давления в шинах на 98 кПа (1,0 кгс/см²).
Подкачивать шину без демонтажа возможно при снижении давления воздуха не более, чем на 40 % по сравнению с нормальным и при уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильность монтажа.
Внимание!
- При подкачке шин постоянно контролировать уровень давления в шине. Недопустимо превышение номинального давления в шине!
- Давление в шинах без контроля может подняться до 10 кгс/см² до срабатывания предохранительного клапана в регуляторе давления (шина может взорваться)!
- При подкачке шин не находиться в зоне подкачиваемого колеса.
Подкачивать шины следует, пользуясь шлангом для накачки шин из комплекта инструмента и принадлежностей, или любым другим шлангом с накидной гайкой под резьбу М 16Х1,5. Шланг подсоединять к регулятору давления.
Для накачки шин на регуляторе давления имеется клапан отбора воздуха, закрытый колпачком.
Подсоединить шланг для накачки шин вместо колпачка, навернув до упора гайку-барашек и понизить давление сжатого воздуха в пневмоприводе до значений от 608 до 637 кПа (от 6,2 до 6,5 кгс/см²).
Для понижения давления открыть кран слива конденсата на любом ресивере или привести несколько раз в действие тормозной кран. Происходит включение регулятора, и компрессор начинает нагнетать сжатый воздух.
Допускается подкачку шин проводить путем отбора воздуха из клапана контрольного вывода, установленного на ресивере.
Проверка наличия конденсата в ресиверах.
Для поддержания требуемого давления сжатого воздуха, поступающего от компрессора, а также для охлаждения и выделения конденсата, в тормозной системе автомобиля применяется адсорбентный осушитель воздуха, выполненный совместно с регулятором давления (см. рис. Осушитель воздуха).
Наличие конденсата следует проверять ежедневно в одном из ресиверов в конце рабочей смены. Краны слива конденсата открывать нажатием на толкатель снизу вверх (см. рис. Толкатель).
Толкатель.
Внимание!
- Нельзя тянуть шток вниз.
- При появлении конденсата в ресиверах:
- проверить работоспособность осушителя со встроенным регулятором давления (включение/ выключение). Давление сжатого воздуха в пневмоприводе должно быть номинальным;
- проверить на герметичность адсорбентный осушитель воздуха и соединительные трубопроводы.
Внимание!
- Недопустима даже малейшая утечка воздуха в трубопроводах, соединяющих осушитель с четырёхконтурным защитным клапаном и головкой компрессора (управление разгрузкой).
При срабатывании регулятора давления накопленный конденсат должен резко сброситься через атмосферный вывод адсорбентного осушителя.
После этого наступает режим разгрузки: воздух, поступающий от компрессора, выходит через атмосферный вывод адсорбентного осушителя. Режим разгрузки компрессора должен продолжаться не менее двух минут.
Осушитель воздуха.
1 – адсорбентный осушитель воздуха; 2 – атмосферный вывод адсорбентного осушителя.
При загрязнении шумоглушителя необходимо его снять, разобрать, промыть дизельным топливом или заменить на новый.
При появлении конденсата в ресиверах проверить работоспособность регулятора давления осушителя: несоответствие давления, выявленные утечки, либо уменьшенное время работы разгрузки компрессора.
Если отклонений в работе регулятора давления осушителя нет, то необходимо заменить патрон осушителя.
Если неисправность не удалость устранить самостоятельно, необходимо обратиться в сервисный центр.
Техническое обслуживание осушителя заключается в периодической замене патрона осушителя по мере потери его эффективности (примерно раз в год перед зимним периодом эксплуатации) при очередном техническом обслуживании.
При обслуживании рекомендуется использовать патрон осушителя и осушитель одного производителя.
При повышенном выбросе масла компрессором, приводящем к загрязнению маслом фильтрующего элемента и значительному сокращению срока
его работы, необходимо обратиться в сервисный центр.
Проверка уровня масла в картере двигателя.
1. Установить автомобиль на ровной горизонтальной поверхности. Включить стояночный тормоз.
2. Перед проверкой уровня масла заглушить двигатель, выждать не менее 15 минут. За это время масло стечет в поддон картера двигателя.
3. Опрокинуть кабину.
4. Проконтролировать уровень масла при помощи измерительного щупа. Щуп находится на двигателе с левой стороны по ходу движения автомобиля (см. рис. Проверка уровня масла в картере двигателя).
Проверка уровня масла в картере двигателя.
1 – измерительный щуп.
Перед определением уровня масла следует вытереть щуп тканью. Уровень масла должен быть между отметками «MIN» и «MAX» измерительного щупа (см. рис. Метки «MIN» и «MAX» на измерительном щупе).
Метки «MIN» и «MAX» на измерительном щупе.
При необходимости долить масло через маслозаливную горловину. Смазочные материалы применять в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложениях Б, В.
Запрещается эксплуатация двигателя, если уровень масла находится ниже отметки «MIN» или выше отметки «MAX».
Это может привести к ухудшению рабочих характеристик или серьезному повреждению двигателя.
Для слива масла рекомендуется обратиться в сервисный центр.
При сливе масла не допускать попадания смазочных материалов в канализацию, открытые водоемы, грунтовые воды или в почву.
Проверка уровня охлаждающей жидкости.
Запрещается открывать крышку бачка на горячем двигателе!
Охлаждающая жидкость ядовита! Не допускать разлива жидкости на землю, попадания на кожу и слизистые оболочки!
При использовании охлаждающих жидкостей необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
– пользоваться защитными очками и перчатками;
– открытые участки кожи и поверхности с лакокрасочными покрытиями, на которые попала охлаждающая жидкость, необходимо промыть водой;
– не допускать разлива охлаждающей жидкости на землю, необходимо подставить емкость.
Запрещается проведение каких-либо работ в зоне действия вентилятора системы охлаждения при работающем двигателе.
1. Установить автомобиль на ровной горизонтальной поверхности. Остановить двигатель.
2. Проконтролировать уровень охлаждающей жидкости на холодном двигателе (температура не выше 50 °С). Уровень охлаждающей жидкости, при ее оптимальном объеме, должен находится между метками «MAX» и «MIN» (см. рис. Расширительный бачок).
Расширительный бачок.
3. При необходимости долить охлаждающую жидкость до метки «MAX» через заливную горловину, отвернув крышку расширительного бачка.
Охлаждающую жидкость применять в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении В.
В случае возникновения утечек жидкости, перед доливкой следует обязательно устранить утечки.
4. Завернуть крышку до упора и дать немного поработать двигателю с переменной частотой вращения.
5. Остановить двигатель и еще раз проверить уровень охлаждающей жидкости.
Проверка уровня жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления.
Внимание!
- Тормозная жидкость, применяемая в приводе сцепления, ядовита, следует обращаться с ней осторожно.
При использовании тормозной жидкости необходимо соблюдать меры предосторожности:
– пользоваться защитными очками и перчатками;
– открытые участки кожи и поверхности с лакокрасочными покрытиями, на которые попала тормозная жидкость, необходимо промыть водой;
– не допускать разлива тормозной жидкости на землю, необходимо подставить емкость.
Следует регулярно проверять уровень тормозной жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления.
Проверку уровня тормозной жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления проводить на автомобиле, установленном на ровной горизонтальной поверхности, с выключенным двигателем и включенной стояночный тормозной системой.
Бачок главного цилиндра привода находится в кабине со стороны сиденья водителя, заливная горловина выведена в дверной проем (см. рис. Бачок главного цилиндра привода сцепления)
Бачок главного цилиндра привода сцепления.
Уровень тормозной жидкости должен быть между отметками «ДОБ.» и «МАКС».
Если тормозная жидкость в бачке значительно снижается ниже отметки «ДОБ.» в течение короткого периода времени, возможно произошло нарушение герметичности системы.
Следует обратиться в сервисный центр для устранения неисправности.
Тормозную жидкость применять в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении Б.
Фильтр грубой очистки топлива.
Фильтр грубой очистки топлива (ФГОТ) (см. рис. Фильтр грубой очистки топлива) расположен за кабиной с левой стороны.
ФГОТ может устанавливаться с вмонтированным электрическим подогревателем дизельного топлива.
Фильтр грубой очистки топлива.
1 – топливопрокачивающий насос; 2 – винт удаления воздуха; 3 – сменный фильтр; 4 – сливная пробка.
Внимание!
- Не допускать попадания топлива на агрегаты автомобиля и землю.
Перед сливом смеси воды и топлива из водосборного стакана, а также перед прокачкой системы питания топливом с помощью топливопрокачивающего насоса, необходимо подставить под ФГОТ емкость для cбора смеси воды и топлива.
Насос предпусковой прокачки топлива не демонтировать.
Удаление воздуха из системы питания.
Удаление воздуха из системы питания топливом с помощью ручного топливопрокачивающего насоса необходимо производить:
– после длительной стоянки;
– после замены сменных фильтрующих элементов;
– после слива воды из ФГОТ.
Для удаления воздуха:
– вывернуть винт удаления выпуска воздуха;
– с помощью ручного топливопрокачивающего насоса прокачать систему до появления из резьбового отверстия топлива без пузырьков воздуха;
– установить винт на место и затянуть от руки.
Слив воды из ФГОТ.
При появлении на дисплее информации о срабатывании датчика наличия воды, необходимо слить отстой из фильтра грубой очистки топлива.
Для исключения попадания воды в систему из-за некорректного срабатывания датчика, слив воды из ФГОТ рекомендуется осуществлять один раз в неделю.
Для слива воды:
1. Повернуть сливную пробку против часовой стрелки примерно на три оборота.
2. Сливать воду из фильтра примерно в течение 10 секунд.
3. Затянуть сливную пробку от руки.
Проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления.
Уровень масла в бачке насоса гидроусилителя проверять при неработающем двигателе, предварительно прогретом до температуры охлаждающей жидкости 80 °С.
1. Остановить автомобиль с учетом дорожной обстановки. Поставить автомобиль на стояночный тормоз.
2. Установить передние колёса прямо.
3. Для проверки уровня масла в бачке следует снять крышку (см. рис Бачок насоса гидроусилителя рулевого управления).
Бачок насоса гидроусилителя рулевого управления.
Уровень охлаждающей жидкости, при ее оптимальном объеме, должен находится между метками «MAX» и «MIN». При необходимости долить масло.
Смазочные материалы применять в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложениях Б, В.
Система нейтрализации отработавших газов.
Эксплуатация автомобиля с системой нейтрализации.
Система нейтрализации предназначена для снижения выбросов оксидов азота в результате впрыска нейтрализующей жидкости (восстановителя оксидов азота) в систему выпуска двигателя.
При повороте ключа замка выключателя приборов и стартера в положение «ON» на дисплее происходит просмотр информации об автотранспортном средстве. Один из экранов по умолчанию показывает уровень восстановителя в баке.
Заправку системы производить по мере расходования восстановителя оксидов азота.
В случае снижения уровня восстановителя в баке, на панели приборов загорается контрольная лампа .
Система нейтрализации отработавших газов заправляется только восстановителем оксидов азота в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложениях Б, В.
Ориентировочный расход восстановителя оксидов азота составляет от 4 до 7 % от расхода топлива. Заливная горловина бака с восстановителем закрыта крышкой синего цвета.
Внимание!
- Перед заправкой бака восстановителем оксидов азота остановить двигатель и выключить автономный отопитель кабины (при наличии).
Автомобиль при заправке должен быть установлен на ровную горизонтальную поверхность.
Для двигателя Cummins заливать восстановитель необходимо через заливную горловину бака:
– до нижней линии на смотровом окне (см. рис. Смотровое окно уровня восстановителя оксидов азота, Бак с восстановителем оксидов азота. Вариант 1);
Смотровое окно уровня восстановителя оксидов азота.
Бак с восстановителем оксидов азота. Вариант 1.
1 – смотровое окно уровня восстановителя оксидов азота; 2 – сапун; 3 – сливная пробка.
– или не доливая до края заливной горловины бака не более 8 см (см. рис. Бак с восстановителем оксидов азота. Вариант 2).
Бак с восстановителем оксидов азота. Вариант 2.
1 – сапун; 2 – сливная пробка.
Запрещается повторная заливка слитого восстановителя.
При переливе восстановителя в баке выше максимального уровня:
– возможен выброс восстановителя через трубку сапуна и образование белого налета и ржавчины на деталях, на которые попал восстановитель;
– возможны некорректные показания уровня восстановителя на дисплее комбинации приборов.
В заливной горловине бака с восстановителем оксидов азота установлен магнит (в отдельных комплектациях – сетчатый фильтр с магнитом). Магнит открывает предохранительный клапан только в заправочном пистолете восстановителя для исключения его заливки в другие баки.
Отключение заправочного пистолета происходит автоматически.
При необходимости (например, для анализа) отбор пробы восстановителя оксидов азота следует производить через заливную горловину; предварительно необходимо извлечь сетчатый фильтр (при наличии).
Для слива восстановителя до рекомендуемого уровня в баке, необходимо подставить емкость под бак и ослабить сливную пробку.
Необходимо регулярно проверять крепление бака с восстановителем оксидов азота.
Если между хомутами крепления и баком появились зазоры, необходимо затянуть гайки крепления хомутов после заполнения бака восстановителем.
Внимание!
- Практические рекомендации, требования по обращению, транспортированию и хранению восстановителя оксидов азота см. в ГОСТ ИСО 22241-3-2013.
Эксплуатация системы без восстановителя оксидов азота не допускается.
Не пользоваться никакими присадками к восстановителю оксидов азота.
Не разбавлять восстановитель водопроводной водой, так как это может привести к выходу из строя системы нейтрализации отработавших газов.
Запрещаются несанкционированное вмешательство и демонтаж любых компонентов системы обработки отработавших газов.
Необходимо следить за чистотой используемого восстановителя оксидов азота. Загрязнения восстановителя приводят к повышению показате-
лей вредных эмиссий и выходу из строя компонентов системы нейтрализации отработавших газов.
Не допускать попадания восстановителя на агрегаты автомобиля и землю.
Не допускать попадания восстановителя оксидов азота в глаза. При попадании восстановителя в глаза немедленно промыть их чистой водой.
В случае попадания восстановителя оксидов азота при заправке на лакированные или алюминиевые поверхности, немедленно обильно промыть поверхность чистой водой.
Преждевременное отключение аккумуляторных батарей может привести к выходу из строя системы нейтрализации отработавших газов.
Восстановитель оксидов азота очень чувствителен к металлам: цинку, алюминию, меди, чугуну, латуни. При контакте с этими металлами образуются соли, которые могут вывести его из строя и элементы системы нейтрализации.
Для хранения восстановителя оксидов азота рекомендуется пользоваться канистрами только из пластика или нержавеющей стали.
Эксплуатация системы нейтрализации в тяжелых дорожных условиях.
При эксплуатации в тяжелых дорожных условиях (бездорожье, высокая запыленность и влажность) следует регулярно проверять чистоту элементов компенсации давления на корпусе насоса и крышке основного фильтра насоса (см. рис. Элементы компенсации давления на корпусе насоса и крышке основного фильтра насоса).
Элементы компенсации давления на корпусе насоса и крышке основного фильтра насоса.
При наличии скопления пыли, следов влаги или других веществ, которые могут негативным образом сказаться на работе элементов компенсации, продуть сжатым воздухом. Следует регулярно проверять чистоту корпуса насоса. При появлении налета грязи необходимо очистить корпус насоса!
При эксплуатации в тяжелых дорожных условиях (бездорожье, высокая запыленность и влажность) и в случае перелива восстановителя оксидов азота при заправке бака следует проверять трубку сапуна/ сапун.
Образование налета, скопление грязи и соли внутри трубки сапуна не допускается.
При необходимости продуть трубку сапуна/ сапун сжатым воздухом.
Сохранение насоса системы нейтрализации в деактивированном состоянии на время простоя автомобиля.
На время простоя автомобиля после эксплуатации, насос системы нейтрализации может оставаться в деактивированном состоянии (режим ожидания), при выполнении следующих условий:
– после обычного останова двигателя должна произойти автоматическая продувка системы нейтрализации;
– для исключения испарения остаточной воды в насосе системы нейтрализации необходимо дозаправить бак с восстановителем оксида азота до максимального уровня;
– все гидравлические и электрические разъемы должны быть подключены.
Для сохранения насоса системы нейтрализации в деактивированном состоянии должны соблюдаться условия по продолжительности простоя автомобиля и температуре окружающего воздуха (см. таблицу «Условия сохранения насоса системы нейтрализации в деактивированном состоянии»).
Условия сохранения насоса системы нейтрализации в деактивированном состоянии.
Максимальный период простоя автомобиля, месяц | Минимальная температура окружающего воздуха, °С | Максимальная температура окружающего воздуха, °С |
2 | минус 40 | плюс 40 |
4 | минус 40 | плюс 25 |
Если период простоя автомобиля превышает максимальное значение, указанное в таблице «Условия сохранения насоса системы нейтрализации в деактивированном состоянии», то в сервисном центре необходимо выполнить повторный ввод в эксплуатацию системы нейтрализации. Для этого:
– заполнить бак новым восстановителем оксидов азота, предварительно слив весь старый восстановитель из бака;
– заменить основной фильтр насоса.
Аккумуляторные батареи предназначены для запуска двигателя стартером и питания потребителей системы электрооборудования автомобиля.
Аккумуляторные батареи заправлены водным раствором аккумуляторной серной кислоты – электролитом.
Аккумуляторные батареи применяются с габаритами типа серии EU (см. ГОСТ Р МЭК 60095-2-2010).
Аккумуляторные батареи устанавливаются в ящике аккумуляторных батарей. В зависимости от комплектации автомобиля, ящик аккумуляторных батарей устанавливается справа на раме.
Правила безопасности при обслуживании аккумуляторных батарей.
1. Производить зарядку только на снятых с автомобиля аккумуляторных батареях.
2. Зарядку аккумуляторных батарей производить только в помещениях с исправной вентиляцией, так как при зарядке аккумуляторных батарей выделяется взрывоопасный гремучий газ.
3. Вблизи аккумуляторных батарей не допускается работа с открытым огнем, искрообразование, курение.
4. Не класть металлические предметы или инструмент на аккумуляторные батареи во избежание короткого замыкания.
5. Отработанные и неисправные аккумуляторные батареи необходимо сдавать в специализированные пункты приема.
6. Запрещается вскрывать батарею для доливки электролита, а также для измерения уровня и плотности.
7. Запрещается снимать или ослаблять наконечники на аккумуляторной батарее при работающем двигателе.
8. Не допускать попадания электролита на открытые участки кожи, глаза, одежду, лакокрасочное покрытие автомобиля.
9. Не вдыхать газ, выделяемый аккумуляторной батареей. Испарение паров ядовитых соединений может стать причиной легкого отравления, вызывающего типичные симптомы химического отравления: головную боль, тошноту, резь в глазах, усталость, нервное расстройство и раздражительность.
10. При обслуживании аккумуляторных батарей необходимо соблюдать правила безопасности (см. символы на корпусе аккумуляторных батарей).
11. Никогда не разбирать самостоятельно старые автомобильные аккумуляторы.
Правила безопасности при демонтаже/ монтаже аккумуляторных батарей.
Внимание!
- Не ослаблять и не снимать клеммы аккумуляторных батарей при работающем двигателе.
- Не допускать соприкосновение выводов от плюсовой клеммы аккумуляторной батареи с деталями корпуса автомобиля, возможно возникновение короткого замыкания.
- Не путать полярность силовых проводов электрооборудования автомобиля, подключаемых к аккумуляторным батареям.
- При монтаже аккумуляторных батарей рекомендуется зачистить полюсные выводы аккумуляторных батарей и клеммы на силовых проводах от окислов.
- В случае ослабления крепления возможно искрообразование с последующим взрывом выделяемого гремучего газа, при этом аккумуляторная батарея может выйти из строя.
При отсоединении силовых проводов от аккумуляторной батареи сначала отсоединить минусовую клемму, затем отсоединить плюсовую клемму.
При подсоединении силовых проводов аккумуляторной батареи сначала подсоединить плюсовые клеммы, затем подсоединить минусовые клеммы.
Демонтаж аккумуляторных батарей.
Демонтаж аккумуляторных батарей с автомобиля производят для их проверки или замены.
1. Замок выключателя приборов и стартера в положении «LOCK» – все выключено. Ключ-брелок вынут из замка. Закрыть двери кабины.
2. Выждать не менее 4, 5 минут после останова двигателя. Это необходимо для корректного сохранения параметров в памяти электронного блока управления двигателем.
3. Выключить аккумуляторные батареи с помощью выключателя аккумуляторных батарей.
4. Отщёлкнуть замки защелки 2 на боковых частях крышки 1, сдвинуть крышку по направлению стрелки и снять крышку ящика аккумуляторных батарей (см. рис. Снятие крышки ящика аккумуляторных батарей).
Снятие крышки ящика аккумуляторных батарей.
1 – гнездо аккумуляторных батарей; 2 – замки защелки; 3 – крышка ящика аккумуляторных батарей.
5. Открутить гайки 1, 2, 3, 4 и демонтировать кронштейны 5, 6 (см. рис. Демонтаж аккумуляторных батарей));
Демонтаж аккумуляторных батарей.
1, 2, 3, 4 – гайки; 5, 6 – кронштейны; 7, 8 – аккумуляторные батареи; 9, 10, 11, 12 – полюсные выводы аккумуляторной батареи.
6. Проверить момент затяжки клемм на полюсных выводах аккумуляторных батарей (9, 10, 11, 12). Момент затяжки должен быть в пределах от 8 до 12 Н∙м.
7. Отсоединить силовые провода: сначала отсоединить плюсовой провод, затем минусовой провод.
8. Демонтировать из корпуса гнезда аккумуляторные батареи за переносное устройство (ручки).
Установку аккумуляторных батарей следует осуществлять в обратной последовательности.
Момент затяжки болтов и гаек крепления аккумуляторных батарей должен находиться в пределах от 10 до 12 Н∙м.
Рекомендации по обслуживанию и контролю исправности аккумуляторных батарей.
1. Корпус аккумуляторной батареи должен быть целым, без сколов и трещин. Поверхность корпуса должна быть чистой, без подтеков, пыли и грязи – их наличие может привести к повышенному саморазряду.
При обслуживании аккумуляторных батарей необходимо протереть верхнюю крышку от грязи и пыли.
Внимание!
- Не допускать засорения и регулярно прочищать вентиляционные отверстия пробок аккумуляторной батареи.
Вентиляционные отверстия в пробках должны быть всегда свободны, во избежание накопления паров электролита. В противном случае возможно повреждение крышки, разрушение корпуса, при этом аккумуляторная батарея может выйти из строя.
2. Рекомендуется проверять напряжение разомкнутой цепи на клеммах аккумуляторных батарей.
Напряжение разомкнутой цепи должно быть не менее 12,6 В/ 12,3 В*.
* Для отдельных комплектаций автомобилей, изготавливаемых в климатическом исполнении «Т».
Внимание!
- Эксплуатация аккумуляторной батареи не допускается, если напряжение разомкнутой цепи аккумуляторной батареи менее 12,0 В.
3. Полюсные выводы аккумуляторных батарей должны быть чистыми и сухими. После установки проводов смазать полюсные выводы и клеммы тонким слоем кислотостойкой защитной смазки.
Клеммы на полюсных выводах аккумуляторной батареи должны быть надежно затянуты, момент затяжки от 8 до 12 Н·м.
Внимание!
- В случае ослабления крепления возможно искрообразование с последующим взрывом выделяемого гремучего газа, при этом аккумуляторная батарея может выйти из строя.
Зарядка аккумуляторных батарей.
Для зарядки необходимо:
1. Демонтировать аккумуляторные батареи.
2. Подсоединить зарядное устройство.
3. Зарядить аккумуляторные батареи.
4. Если аккумуляторные батареи заряжены, отсоединить зарядное устройство.
5. Произвести монтаж аккумуляторных батарей.
Для зарядки аккумуляторных батарей рекомендуется использовать электронное автоматическое зарядное устройство с функцией автоматического отключения.
Если зарядка аккумуляторных батарей осуществляется не с помощью электронного автоматического устройства, то необходимо следовать следующим рекомендациям:
– не заряжать новые аккумуляторные батареи в режиме ускоренного (форсированного) заряда;
– при зарядке необходимо учитывать тип аккумуляторных батарей. Зарядку производить в соответствии с руководством по эксплуатации на аккумуляторные батареи;
– зарядный ток не должен превышать 10 % от номинальной емкости аккумуляторных батарей;
– напряжение разомкнутой цепи после зарядки должно составлять от 12,7 до 12,8 В.
Внимание!
- Необходимо соединять положительный вывод аккумуляторной батареи «+» с положительным выводом зарядного устройства, а отрицательный вывод аккумуляторной батареи «-» с отрицательным выводом зарядного устройства.
- При заряде аккумуляторных батарей не допускать её перегрева. При повышении температуры выше 45 °С необходимо прервать заряд до снижения температуры аккумуляторной батареи.
- Не заряжать замерзшие аккумуляторные батареи.
- Включать зарядное устройство только после полного подсоединения аккумуляторной батареи.
- При использовании зарядного устройства рекомендуется использовать руководство по эксплуатации на зарядное устройство.
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей при хранении. Транспортирование.
Подсоединение и отсоединение силовых проводов от батареи необходимо производить при отключенных потребителях и на заглушенном двигателе.
Для хранения снимать аккумуляторные батареи с автомобиля (если эксплуатация автомобиля прекращается более чем на 1 месяц), полностью зарядить и держать, по возможности, в сухом прохладном помещении при температуре не выше 0 °С. Хранить аккумуляторные батареи следует вдали от нагревательных приборов.
Минимальная температура при хранении не должна быть ниже минус 30 °С.
Необходимо ежемесячно проверять напряжение на клеммах; при снижении напряжения до 12,5 В и ниже требуется подзаряжать батареи.
Не хранить батареи в разряженном состоянии, так как это приведет к сульфатации пластин и к полной потере работоспособности батареи.
Максимальный срок хранения аккумуляторных батарей без дополнительного заряда рекомендован не более трех месяцев.
При эксплуатации аккумуляторные батареи заряжать стационарным зарядным устройством 1 раз в 3 месяца.
Замену неисправных аккумуляторных батарей или аккумуляторных батарей, отработавших свой срок службы, производить на оригинальные аккумуляторные батареи
Транспортирование аккумуляторных батарей производить полюсными выводами вверх, крытыми транспортными средствами, обеспечивающими защиту от механических повреждений, прямых солнечных лучей, осадков.
Запрещается при транспортировке наклонять батареи на угол больше 45°.
Простой автомобиля.
Если эксплуатация автомобиля приостанавливается на срок более трех дней, необходимо отсоединить провода от аккумуляторной батареи для защиты от продолжительного разряда.
Отключение электрооборудования выключателем аккумуляторной батареи недостаточно!
Указания, которые следует соблюдать при простое автомобиля более трех дней.
1. Отключить аккумуляторные батареи с помощью выключателя аккумуляторных батарей.
2. Аккумуляторные батареи должны быть отключены отсоединением силовых проводов;
3. Перед тем как поставить на стоянку автомобиль аккумуляторные батареи должны быть заряжены. Если плотность электролита низкая, то при отрицательной температуре электролит может замерзнуть, что приведет к повреждению аккумуляторных батарей.
4. Демонтированные аккумуляторные батареи должны храниться в прохладном, хорошо проветриваемом месте.
5. Необходимо регулярно проверять плотность электролита, при необходимости следует подзарядить аккумуляторные батареи.
Утилизация.
Внимание!
- Электролит представляет собой опасность для окружающей среды.
- Неисправные аккумуляторные батареи необходимо сдавать в специализированные пункты приема.
Аккумуляторные батареи относятся к опасным отходам и должны быть утилизированы надлежащим образом с соблюдением действующих норм и правил охраны окружающей среды и правил утилизации.
Рекомендации по проверке крепления деталей рулевого механизма.
Проверять шплинтовку гаек шаровых пальцев рулевых тяг (внешним осмотром), крепление сошки рулевого механизма.
Сошка не должна иметь повреждений. Гайка крепления сошки должна быть закреплена и законтрена.
Гайки шаровых пальцев должны быть затянуты и зашплинтованы. При отсутствии шплинтов поставить их на место.
Проверка шплинтовки гаек шаровых пальцев рулевых тяг.
1 – сошка рулевого механизма; 2 – тяга; 3 – гайка прорезная; 4 – шплинт; 5 – палец шаровой.
Техническое обслуживание электрического подогревателя.
1. Перед проведением операций по техническому обслуживанию необходимо отключить подогреватель от электрической сети.
2. Периодически, но не реже одного раза в сезон, очищать подогреватель снаружи от грязи и масла.
3. Следует периодически проверять состояние резиновых рукавов, а также подтягивать хомуты в случае их ослабления для предотвращения течи охлаждающей жидкости.
4. Рекомендуется один раз в год до наступления зимних холодов снять подогреватель и промыть внутреннюю полость горячей водой с моющим средством.