Меню Закрыть

Управление автомобилем КамАЗ-5490.

Управление автомобилем КамАЗ-5490.

Другие записи по эксплуатации автомобиляКамАЗ-5490:

Требования безопасности.

  • Все неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля, должны быть устранены.
  • При пуске двигателя надо соблюдать меры предосторожности: вначале убедиться, что автомобиль заторможен стояночной тормозной системой; рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, а в коробке передач с автоматическим управлением включена нейтраль.
  • Не прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.
  • Содержать в чистоте и исправности двигатель и предпусковой подогреватель; замасливание картера двигателя и подтекание топлива могут явиться причиной возникновения пожара.
  • Помнить, что дизельное топливо, а также его пары ядовиты и огнеопасны. Необходимо соблюдать меры предосторожности и правила пожарной безопасности. Не допускать попадания дизельного топлива на кожу и одежду, а паров дизельного топлива в дыхательные пути.
  • В случае воспламенения дизельного топлива, пламя следует засыпать землей, песком или накрыть его войлоком или брезентом, использовать огнетушитель. Категорически запрещается заливать горящее топливо водой.
  • Нельзя производить смазку и очистку работающего двигателя.
  • Категорически запрещается проведение каких-либо работ в зоне действия вентилятора системы охлаждения при работающем двигателе.
  • Не открывать пробку расширительного бачка перегретого двигателя, необходимо дать двигателю остыть.
  • Помнить, что охлаждающие жидкости, применяемые в системе охлаждения двигателя, и жидкости, применяемые в приводе сцепления, ядовиты, поэтому обращаться с ними осторожно.
  • Перед началом движения убедиться, что кабина надежно заблокирована.
  • При движении на спусках не выключать передачу в коробке передач, и, для механической коробки передач, не выжимать сцепление.
  • Не допускать эксплуатации автомобиля с ослабленным креплением реактивных штанг задней подвески.
  • Не допускать эксплуатации автомобиля, если суммарный люфт в рулевом управлении превышает 25 градусов.
  • Эксплуатация с негерметичным впускным трактом приводит к преждевременному выходу двигателя из строя. Периодически проверять целостность резиновых патрубков, воздухопроводов и надежность соединений, устранить негерметичность тракта.
  • Не эксплуатировать полуприцеп с не присоединенными, а также неисправными тормозной и электрической системами.
  • Не эксплуатировать автомобиль с незакрепленным грузом.
  • Не трогать автомобиль с места, когда между автомобилем и полуприцепом находятся люди.
  • Не работать под автомобилем, если он поднят домкратом без подставки.
  • Перед подъемом кабины затормозить автомобиль стояночной тормозной системой, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение, закрыть двери кабины. Зона опрокидывания кабины должна быть свободной.
  • При работе под поднятой кабиной, фиксирование ее положения обеспечивается конструкцией гидроцилиндра подъема кабины.
  • После опускания кабина должна заблокироваться с характерным щелчком фиксации. При незаблокированной кабине загорается контрольная лампа, расположенная на панели приборов.
  • Перед проведением электросварочных работ на автомобиле необходимо:
  • отключить аккумуляторные батареи дистанционным выключателем;
  •  снять клеммы с выводов аккумулятора;
  • снять провода со всех выводов генератора и отсоединить разъем (при его наличии);
  • отсоединить все разъемы со всех электронных блоков управления, установленных на автомобиле: двигателя, тормозной системы (АБС, EBS), системы нейтрализации отработавших газов, пневмоподвески, коробки передач, электрооборудования автомобиля и других (при наличии);
  • при проведении сварочных работ на шасси отсоединить проходные разъемы, ведущие в кабину. Отсоединять разъёмы от электронных блоков, находящихся в кабине, в данном случае не требуется;
  • минусовую клемму сварочного аппарата необходимо подключить как можно ближе к месту сварки;
  • при проведении сварочных работ на кабине заземление подключать только к кабине, а при сварке на шасси автомобиля только к шасси.

Запрещается проводить сварочные работы на составных частях кондиционерной установки (при наличии) или вблизи от них, так как нагревание установки может привести к ее поломке или взрыву.

Запрещается подсоединять провода для замыкания на землю к датчикам, элементам электропроводки или к электронному блоку управления двигателем, расположенному на двигателе.

Категорически запрещается укладывать кабель сварочного аппарата параллельно электропроводке автомобиля.

Не рекомендуется выполнять сварочные операции на двигателе или на компонентах, смонтированных на двигателе.

  • Не разбирать на автомобиле пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер. Разборку проводить в мастерской с использованием специальных приспособлений.
  • При эксплуатации седельного автомобиля-тягача КАМАЗ-5490, укомплектованного низким седельно-сцепным устройством (высота установки ССУ 1100 мм и менее) и пневмоподвеской, в составе автопоезда углы наклона полуприцепа по отношению к тягачу в продольном направлении не должны превышать значений, указанных на рис. Углы гибкости автопоезда.

Углы гибкости автопоезда.

Управление автомобилем КамАЗ-5490.

Это выполнимо при соблюдении следующих условий движения автопоезда:

  •                 при выходе со спуска на горизонтальный участок дороги и при заходе на подъем с горизонтального участка, уклон дороги не должен превышать 8 %;
  •                 при выходе с подъема на горизонтальный участок, а также при заходе на спуск с горизонтального участка на спуск, уклон дороги не должен превышать 9 %.

Требования безопасности при эксплуатации автомобиля с электронными системами.

  • Во время проведения ремонта или замены элементов электронных систем на автомобиле аккумуляторная батарея должна быть отключена.
  • Категорически запрещается подключать к блоку управления его электрические разъемы до окончания монтажа системы.
  • Категорически запрещается подавать напряжение напрямую на контакты блока управления.
  • Замеры напряжения в системе необходимо производить только соответствующими измерительными приборами! Входное сопротивление измерительного прибора должно составлять не менее 10 МОм.
  • Разъемы электронного блока управления следует отсоединять и подсоединять к блоку только тогда, когда ключ замка выключателя приборов и стартера находится в положении «0».
  • Не допускается эксплуатация автомобиля с сопротивлением цепи между «минусом» АКБ и разъемом электронного блока более 3 Ом.
  • При проведении покрасочных работ электронные компоненты системы можно подвергать нагреву в сушильной камере до температуры 95 °C в течение непродолжительного времени (до 10 минут), а при температуре в сушильной камере не более 85 °C до 2 часов. При этом аккумуляторы необходимо отсоединить.
  • Смену предохранителей, контрольных ламп и отсоединение/присоединение кабелей и других устройств коммутации производить только при отключенном питании (аккумуляторе) автомобиля. При замене предохранителя обязательно использовать предохранитель того же номинала.
  • Не допускается короткое замыкание выводов электронного блока управления на массовый или положительный полюс источника питания.
  • Не допускается производить размыкание -смыкание контактного разъема электронного блока управления при включенном источнике питания.

Предупреждения.

  • На время выполнения операций окраски в электростатическом поле, подсоединения аккумуляторной батареи к блоку управления двигателем должны быть сняты. Перед тем, как выполнять окраску автомобиля, отсоединить как положительный, так и отрицательный аккумуляторные провода от батареи.
  • При отсоединении аккумуляторной батареи автомобиля положительный провод должен всегда отсоединяться первым.
  • Все электрически сочленяемые разъемы до начала окраски должны быть подсоединены. Не подсоединенные разъемы необходимо замаскировать на время процесса окраски.
  • На время проведения окрасочных работ следует замаскировать табличку с техническими данными на блоке управления двигателем. После окончания окраски все маскировочные материалы надо удалить.

Эксплуатация нового автомобиля (обкатка).

Надежность и экономичность автомобиля, а также его долговечность зависят от приработки деталей, агрегатов в период эксплуатации нового автомобиля – первые 1000 км пробега.

В период обкатки автомобиля должны соблюдаться следующие требования:

  • следует избегать движения автомобиля на максимальной скорости, с максимальными оборотами коленчатого вала двигателя. Не превышать % максимальной скорости на каждой передаче;
  •  в механической коробке передач: своевременно переключать передачи; не включать пониженные передачи с целью торможения автомобиля;
  • не допускать эксплуатации автомобиля в тяжелых дорожных условиях.

Основные правила эксплуатации.

  • При эксплуатации автомобиля использовать эксплуатационные материалы, рекомендуемые заводом.
  • Перед началом движения необходимо прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости не менее 40 °C.
  • Начинать движение следует только после того, как прекратится подача звукового сигнала (зуммера) и погаснет контрольная лампа неисправности тормозной системы, что свидетельствует о заполнении тормозных систем воздухом.
  • Для механической коробки передач при трогании автомобиля с места всегда надо включать первую передачу. Переключать передачи нужно плавно, обязательно выключив сцепление.

Рекомендуется кратковременно задержать рычаг переключения передач в нейтральном положении. Почувствовав сопротивление перемещению рычага, нельзя включать передачу резкими толчками, а плавно усиливать давление на рычаг до полного включения синхронизатора. Если не удается включить передачу при трогании автомобиля с места, надо вторично выключить сцепление и снова включить передачу.

  • При движении частоту вращения коленчатого вала контролировать по тахометру. Помнить, что максимальный крутящий момент (предельное тяговое усилие) двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала ниже номинальной.

Не допускать превышения предельной частоты вращения коленчатого вала. Скорость движения на маршруте выбирать с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя.

  • Контролировать состояние всех систем автомобиля позволяют контрольные приборы и сообщения на дисплее комбинации приборов. Нужно следить за их показаниями и своевременно устранять неисправности.
  • Следить за сигнализацией засоренности воздухоочистителя: в случаях срабатывания контрольной лампы засорённости воздухоочистителя, расположенной на панели приборов, заменить фильтроэлемент.
  • При свечении контрольных ламп аварийного давления масла и аварийной температуры охлаждающей жидкости на панели приборов, свидетельствующих об аварийном падении давления в смазочной системе двигателя и аварийном перегреве охлаждающей жидкости, немедленно остановить двигатель, найти и устранить неисправность.
  • При возникновении каких-либо неисправностей, угрожающих безопасности движения, надо немедленно остановить автомобиль для их устранения и включить систему аварийной сигнализации.
  • Для предохранения шин от интенсивного износа соблюдать величины давления воздуха в шинах в соответствии с требованиями настоящего Руководства.
  • Масса перевозимого груза не должна превышать установленной нормы, так как перегрузка влияет на безопасность движения и приводит к быстрому износу агрегатов автомобиля.
  • При разгоне автомобиля нельзя включать высшую передачу до тех пор, пока скорость движения на данной передаче не достигнет максимальной.
  • Останавливать автопоезд на подъеме или спуске не рекомендуется. При вынужденной остановке для предотвращения скатывания автопоезда нужно:
  •  включить стояночную тормозную систему;
  •  установить нейтральную передачу в коробке передач. Для коробки передач с автоматизированным управлением убедиться, что на дисплее горит «N». Если нет, включить «N» (нейтраль) принудительно;
  • выключить двигатель;
  • подложить противооткатные клинья под задние колеса автомобиля и полуприцепа.
  • При выводе автомобиля из колеи не двигаться с повернутым в крайнее положение рулевым колесом более 15 секунд.
  • При длительном движении по грязным дорогам (с жидкой грязью) периодически промывать поверхность радиатора водой с достаточным напором из шланга. Для этого поднять кабину и направить струю воды на радиатор со стороны двигателя. Избегать прямого попадания воды на генератор.
  • Передачу заднего хода включать только на стоящем автомобиле с двигателем, работающем на холостых оборотах.
  • Не отключать аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.
  • При стоянке автомобиля отключить аккумуляторные батареи от системы электрооборудования, нажав клавишу дистанционного выключателя аккумуляторных батарей. Клавишу нажимать кратковременно – не более 2 секунд.

Движение на подъемах.

Короткие подъемы на хороших дорогах преодолевать, используя запас скорости.

Крутые или затяжные подъемы преодолевать на низших передачах коробки передач, учитывая при выборе передачи нагрузку автопоезда, длину подъема и его крутизну. По возможности надо использовать передачу, которая обеспечит движение без дополнительных переключений и остановок.

Если по каким-либо причинам не удалось преодолеть подъем, следует медленно спустить автомобиль задним ходом вниз для новой попытки.

Движение на спусках.

При движении на спусках не выключать передачу в коробке передач и не выжимать сцепление.

Для замедления движения на спуске надо пользоваться вспомогательной тормозной системой, при необходимости притормаживая автомобиль (автопоезд) рабочей тормозной системой.

При включенной вспомогательной тормозной системе нельзя выключать сцепление и переключать передачи.

Движение на подъемах и спусках. (для автомобиля, укомплектованного коробкой передач с автоматизированным управлением).

Короткие подъемы на хороших дорогах преодолевать, используя запас скорости. Если по каким-либо причинам не удалось преодолеть подъем, следует медленно спустить автомобиль задним ходом вниз для новой попытки.

При движении на спусках и подъемах рекомендуется двигаться в автоматическом режиме. Коробка передач сама выбирает необходимую передачу, подходящую для скорости движения.

Для замедления движения на спуске надо пользоваться вспомогательной тормозной системой, при необходимости притормаживая автомобиль (автопоезд) рабочей тормозной системой.

Рекомендуемые режимы работы двигателя.

  • При движении на затяжных подъемах и в горных условиях необходимо выбирать такой режим работы двигателя, чтобы не допустить падения оборотов ниже 1200-1600 мин’1.
  • Во избежание подсоса масла из турбокомпрессоров и попадания его в цилиндры двигателя и на проточные части компрессора и турбины не допускать длительной работы двигателя в режиме холостого хода. Это приводит к закоксовыванию поршневых колец, загрязненности проточной части компрессора и нагарообразованию на проточной части турбины.

При вынужденной работе двигателя на оборотах холостого хода (прогрев, накачка воздуха в ресиверы тормозной системы и т.п.) необходимо поддерживать частоту вращения 1200-1600 мин’1.

  • Перед остановом двигателя после работы под нагрузкой обязательно проработать 3-5 минут в режиме холостого хода во избежание перегрева подшипников турбокомпрессора и закоксовывания узла уплотнения ротора.

Резкий останов двигателя после работы под нагрузкой категорически запрещается.

Подготовка автомобиля к движению.

Перед началом движения автомобиля:

  • Провести ежедневное техническое обслуживание автомобиля).
  • Проверить по указателю запас топлива в топливном баке.

Заправку автомобиля производить топливом, соответствующим эксплуатационному диапазону температур, в соответствии с рекомендациями.

При заправке уровень топлива не должен быть выше уровня клапана, расположенного в заливной горловине топливного бака. После заправки крышку топливного бака завернуть до упора.

Внимание!

Перед заправкой автомобиля топливом выключить двигатель и автономный отопитель кабины.

  • Проверить наличие нейтрализующей жидкости. Если на панели приборов загорелась контрольная лампа низкого уровня жидкости в системе нейтрализации Управление автомобилем КамАЗ-5490., долить нейтрализующую жидкость AdBlue.

Заправка топливных баков.

Топливный бак.

Управление автомобилем КамАЗ-5490.

1 — топливный бак; 2 — перепускной трубопровод; 3 — кран.

Топливные баки соединены перепускным трубопроводом небольшого сечения (см. рис. Топливный бак).

При заправке обоих топливных баков рекомендуется закрыть один из кранов на перепускном трубопроводе и поочередно заправить оба бака. После заправки открыть кран на перепускном трубопроводе. Скорость перетекания топлива из бака в бак достаточная в процессе движения автомобиля.

Очередность заправки любая, но основным считается левый бак, т.к. в нем установлен топливозаборник.

Поделиться ссылкой:

Руководства