Бесконтактная система зажигания. Электрооборудование ВАЗ-2106 – неисправности и их устранение.
Бесконтактная система зажигания.
Схема подключения бесконтактной системы зажигания.
1 – катушка зажигания; 2 – распределитель зажигания; 3 – генератор; 4 – коммутатор; 5 – колодка; 6 – аккумуляторная батарея; 7 – выключатель зажигания.
Расположение на автомобиле.
1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – свеча зажигания; 4 – выключатель зажигания; 5 – катушка зажигания; 6 – коммутатор; 7 – распределитель зажигания.
Неисправности и их устранение.
Признак неисправности | Причина неисправности | Способ устранения неисправности |
Двигатель не запускается | Неисправен электромагнитный (бесконтактный) датчик в распределителе | Техническое состояние датчика проверять осциллографом на стенде СТО. Профилактические работы можно выполнять самостоятельно |
Не поступают импульсы тока на катушку зажигания. Неисправен коммутатор, из-за чего двигатель не запускается или не развивает полной мощности и возникают перебои в работе на всех режимах | Отсоединить от катушки зажигания провод, идущий от клеммы 1 коммутатора, и подключить наконечник провода к контрольной лампе. Другой вывод лампы подключить к клемме «+»Б катушки зажигания. Включить зажигание и провернуть коленвал стартером. Лампа мигает, коммутатор выдает импульсы тока на катушку зажигания – цепь низкого напряжения исправна. Лампа не мигает – коммутатор требует замены | |
Обрыв в проводах питания коммутатора | Проверить состояние проводов, надежность их соединения. Обнаруженные поврежденные провода заменить, ослабленные соединения закрепить | |
Обрыв в проводах между датчиком и коммутатором | Внешним осмотром проверить состояние проводов и надежность их соединения Поврежденные провода заменить, а ослабленные соединения проводов к приборам надежно закрепить |
Остальные возможные неисправности аналогичны тем, которые могут возникнуть в обычной системе зажигания.
Коммутатор.
В бесконтактной системе зажигания может быть установлен коммутатор типа 3620.3734, или Н1М-52, или ВАТ 10.2. Он преобразует управляющие импульсы бесконтактного датчика в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания.
Коммутатор проверяется с помощью осциллографа и генератора прямоугольных импульсов по схеме, приведенной на рисунке. Выходное сопротивление генератора должно быть 100-500 Ом. Осциллограф желательно применять двухканальный. 1-й канал – для импульсов генератора, а 2-й канал – для импульсов коммутатора.
На клеммы «3» и «6» коммутатора подаются прямоугольные импульсы, имитирующие импульсы датчика. Частота импульсов от 3,33 до 233 Гц, а скважность (отношение периода к длительности импульса Т/Ти) равна 3. Максимальное напряжение Umax – 10 В, а минимальное Umin не более 0,4 В. У исправного коммутатора форма импульсов тока должна соответствовать осциллограмме I.
Для коммутатора 3620.3734 при напряжении питания 13,5 (+001) В величина тока (В) должна быть 7,5-8,5 А. Время накопления тока (А) не нормируется.
Для коммутатора Н1М-52 при напряжении питания (13,5±0,2) В величина тока должна быть 8- 9 А, а время накопления 8-10,5 мс при частоте 25 Гц. Для коммутатора ВАТ 10.2 при этом же напряжении питания и частоте сила тока составляет 7-8 А, а время накопления 5,6-7,5 мс.
Если форма импульсов коммутатора искажена, то могут быть перебои с искрообразованием или оно может происходить с запаздыванием. Двигатель будет перегреваться и не развивать номинальной мощности.
Схема для проверки коммутатора.
1 – разрядник; 2 – катушка зажигания; 3 – коммутатор; 4 – резистор 0,01 Ом ±1 %, 20 Вт; А – к генератору прямоугольных импульсов; В – к осциллографу
Форма импульсов на экране осциллографа.
I – импульсы коммутатора; II – импульсы генератора; А – время накопления тока; В – максимальная величина тока.
Предупреждения.
- Нельзя отсоединять от коммутатора штепсельный разъем при включенном зажигании, так как при этом на отдельных участках схемы коммутатора может возникнуть напряжение до 400 В и он будет поврежден.
- Не допускается прокладывать провода низкого напряжения в одном жгуте с проводами высокого напряжения.
- Не допускается отсоединять провода от клемм аккумуляторной батареи при работающем двигателе, так как это может привести к повреждению коммутатора.