Датчик давления и температуры наддувочного воздуха двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.
Датчик давления наддува со встроенным датчиком температуры DS-S3-TF служит для оценки абсолютного давления и температуры наддувочного воздуха на выходе из турбокомпрессора, а также используется для контроля системы рециркуляции ОГ.
Датчик расположен на впускном патрубке.
Датчик давления и температуры наддувочного воздуха.
ЭБУ, получая от датчика значения давления и температуры надувочного воздуха, рассчитывает массовый расход воздуха двигателя.
Значения, получаемые с датчика давления и температуры наддувочного воздуха, могут быть использованы следующими функциями программы ЭБУ:
- защита от перегрева;
- коррекция цикловой подачи для уменьшения дымности;
- корректировка степени рециркуляции отработавших газов;
- работа устройства облегчения пуска (например, предпусковой подогреватель воздуха на входе в двигатель) и др.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДАТЧИКА.
Рабочие характеристики датчика давления представлены в таблице.
Выходное напряжение лежит в диапазоне 0…5 В и подается к ЭБУ, который по этому напряжению рассчитывает величину давления. Напряжение выходного сигнала от абсолютного давления может быть рассчитано, как UOut = (c1·pabs+c0)·US;
где UOut – напряжение выходного сигнала в В; US – напряжение питания в В; pabs – абсолютное давление в кПа; с0 – 5/350; c1 – 0,8/350 кПа–1.
Зависимость выходного напряжения от давления приведена на рисунке.
Характеристика датчика давления при US = 5,0 В.
- Температурный диапазон: минус 40/плюс 130°C.
- Номинальное напряжение: через последовательное сопротивление 1 кОм от источника питания 5 В или от источника постоянного тока ≤ 1 мА для измерительных целей.
- Номинальное сопротивление при 20°C: 2,5 кОм ± 6%.
Зависимость сопротивления датчика от температуры приведена на рисунке.
Характеристика датчика температуры.
Для проверки показаний датчика измерение сопротивления проводится измерительным током ≤ 1 мА и после выдержки в течение ≥ 10 мин при температуре минус 10, плюс 20 и 80°C.
Зависимости сопротивления от температуры R(t) приведены в таблице.
Конфигурация разъёма датчика давления и температуры наддувочного воздуха приведена на рисунке.
Конфигурация разъёма.
Контакт 1 (провод 2.25) – ЭБУ контакт 2.25 масса датчика;
Контакт 2 (провод 2.36) – ЭБУ контакт 2.36 выходной сигнал температуры;
Контакт 3 (провод 2.33) – ЭБУ контакт 2.33 питание датчика (+5 В);
Контакт 4 (провод 2.34) – ЭБУ контакт 2.34 выходной сигнал давления.
ОТКАЗ ДАТЧИКА ДАВЛЕНИЯ И ТЕМПЕРАТУРЫ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА.
При отказе датчика давления и температуры наддувочного воздуха ЭБУ сигнализирует об ошибке посредством диагностической лампы. При отказе датчика принимаются следующие замещающие значения: температура наддувочного воздуха – 30°С, давление – 40 кПа (0,4 кГс/см2). При отказе датчика ограничиваются крутящий момент двигателя и максимальная частота холостого хода до 2000 мин-1. Отказ датчика не ведет к аварийному останову двигателя.
ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА.
В составе двигателя работоспособность датчика DS-S3-TF проверяется ЭБУ. При необходимости его проверки в лабораторных условиях рекомендуется следующий порядок:
а) проверить наличие ошибки в памяти ЭБУ об отказе датчика;
б) при наличии ошибки об отказе выполнить следующие действия: подключить датчик к источнику питания постоянного тока напряжением US = 5,0 В, используя подходящий разъем, и измерить выходное напряжение при атмосферном давлении и комнатной температуре. Работоспособный датчик должен иметь выходное напряжение при барометрическом давлении 1000 мбар (100 кПа) 1,07 В ± 2%;
- отклонения давления воздуха ±20 мбар (2 кПа) приводят к расширению диапазона
допустимых значений на 0,4 В (например, (1,07 + 0,4) В ± 2%);
- датчик неисправен, если напряжение выходного сигнала при нормальном барометрическом давлении выходит за пределы этого диапазона. Датчик, вероятно, исправен, если напряжение выходного сигнала находится в указанных пределах, хотя быть уверенным в правильной работе при других давлениях или температурах нельзя;
- проверить надежность соединения контактов датчика и разъема жгута проводов.
При обнаружении неисправности датчик или разъем следует заменить;
в) в таблице приведены возможные типы сбоев (уровень сигналов), выявленные при
диагностике неисправностей жгута датчиков, приведены в таблице.
*) SRC – специальный код маршрутизации.