Диагностика неисправностей двигателя и его систем автомобилей ВАЗ-2107, -21047.
- Диагностика неисправностей автомобилей ВАЗ-2107, -21047.
- ВАЗ-2107, -21047 – сборник инструкций по устройству, обслуживанию, диагностике и ремонту.
Диагностика неисправностей двигателя и его систем
Условные обозначения:
[К] – только для автомобилей с контактной системой зажигания.
[Б] – только для автомобилей с бесконтактной системой зажигания (устанавливалась на часть автомобилей с 1988 года).
[СТО] – работу рекомендуется производить на станции технического обслуживания.
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
Коленчатый вал не проворачивается стартером | ||
Аккумуляторная батарея разряжена | Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях ниже 12 В. При включении стартера из-под капота может раздаваться треск | Зарядите батарею; если она не заряжается – замените |
Снижение емкости аккумуляторной батареи | Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает ниже 6-8 В. При этом из-под капота может раздаваться треск. Убедитесь, что в стартере нет замыкания (см. ниже) | Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если ее работоспособность не восстановилась – замените |
Окислены или неплотно надеты клеммы аккумуляторной батареи | При включении стартера напряжение в бортовой сети падает намного больше, чем на выводах аккумуляторной батареи. При включении стартера из-под капота может раздаваться треск | Обожмите клеммы, зачистите контакты, смажьте их любой пластичной смазкой |
Слишком густое масло в двигателе | Проверьте масло на масляном щупе: капля должна быть жидкой | Замените масло на соответствующее климатическим условиям (см. «Приложения») |
Заклинило двигатель или навесные агрегаты | Проверьте свободное вращение коленчатого вала, генератора, насоса охлаждающей жидкости. Для этого можно поворачивать коленчатый вал за гайку шкива специальным ключом, заводной ручкой за храповик (на тех автомобилях, где есть отверстие для нее) или толкать автомобиль силами 1-2 человек, включив высшую передачу | Отремонтируйте двигатель, генератор, замените насос охлаждающей жидкости |
Неисправна цепь управления тяговым реле стартера: повреждены провода, окислены или ослабли их наконечники, не замыкаются контакты “30” и “50” выключателя зажигания или реле включения стартера | При поворачивании ключа в положение “стартер” тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом). Проверьте, подается ли при этом +12 В на управляющий контакт тягового реле | Зачистите, обожмите наконечники проводов; замените неисправный выключатель зажигания или его контактную часть, реле включения стартера |
Замыкание или обрыв во втягивающей обмотке реле стартера. Заедание якоря реле (перекос якоря, загрязнение поверхностей, коррозия и т.п.) | При поворачивании ключа в положение “стартер” тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом), но +12 В подается на управляющий контакт тягового реле. Снимите стартер, реле, проверьте его работу | Неисправное тяговое реле замените |
Окислены контакты тягового реле или проводов, плохой контакт “массы” | При включении стартера слышен щелчок под капотом, но якорь стартера не вращается. Проверьте омметром сопротивление цепи “аккумуляторная батарея – стартер”, в том числе и провода “массы” (от кузова к картеру сцепления и от кузова к головке блока цилиндров). Если цепи исправны, снимите стартер и проверьте его работу | Подтяните наконечники проводов, обожмите клеммы. Неисправное тяговое реле (или стартер) замените |
Обгорание коллектора. Зависание щеток или их износ | Убедитесь в исправности тягового реле. Можно подать питание к стартеру, минуя реле. (Осторожно, избегайте искрения вблизи аккумуляторной батареи!)
На снятом стартере проверьте усилие прижима щеток к коллектору, их остаточную высоту, износ коллектора |
Зачистите коллектор мелкозернистой стеклянной шкуркой, промойте неэтилированным бензином, обеспечьте свободное перемещение щеток в гнездах. При сильном износе коллектора замените стартер |
Обрыв или замыкание в обмотке якоря | Убедитесь в исправности тягового реле. Можно подать питание к стартеру, минуя реле. (Осторожно, избегайте искрения вблизи аккумуляторной батареи!)
Обмотка якоря проверяется после разборки стартера омметром или по потемнению изоляции |
Замените стартер |
Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке реле стартера | При включении стартера из-под капота раздается треск. Напряжение на аккумуляторной батарее и на управляющем контакте тягового реле в пределах нормы. Реле проверяется омметром или по его чрезмерному нагреву | Замените тяговое реле стартера |
Пробуксовка муфты свободного хода | При включении стартера якорь вращается, маховик неподвижен. Предварительно убедитесь, что тяговое реле исправно и шестерня привода входит в зацепление с венцом маховика (на снятом стартере шестерня не заедает на оси, зубья венца маховика в хорошем состоянии) | Замените муфту или стартер |
Повреждены шестерня муфты стартера или зубья венца маховика | Осмотр после разборки узлов | Замените стартер или маховик |
Зубчатый венец проворачивается на маховике | Визг, вой со стороны картера сцепления (при включении стартера зубчатый венец вращается, маховик неподвижен; коленчатый вал может проворачиваться рывками, с пробуксовкой) | Замените маховик |
Сильный шум при работе стартера | ||
Стартер закреплен на двигателе с перекосом, ослабло его крепление или сломана крышка со стороны привода | Осмотр | Подтяните резьбовые соединения указанным моментом, замените сломанные, изношенные детали или стартер в сборе |
Ослабло крепление полюса стартера (за него задевает якорь) | Разберите стартер, осмотрите, проверьте соосность полюсов и зазор между ними и якорем | Подтяните крепление полюсов или замените стартер |
Чрезмерный износ втулок подшипников или шеек вала якоря | Осмотр после разборки стартера | Замените втулки или стартер |
Зубчатый венец проворачивается на маховике | При включении стартера зубчатый венец вращается, маховик неподвижен. Визг, вой со стороны картера сцепления | Замените маховик |
Изношены зубья шестерни привода стартера или (чаще) венца маховика | Осмотр | Замените стартер (либо его привод) или маховик |
Шестерня не выходит из зацепления с маховиком: заедает рычаг привода; ослабла или сломана муфта свободного хода или тягового реле стартера; заедает муфта на шлицах вала якоря или сердечник тягового реле; неисправен выключатель зажигания (не размыкаются контакты “30” и “50”) или реле включения стартера | Проверка снятого стартера, осмотр после разборки. Работу выключателя зажигания можно проверить омметром или визуально, сняв его контактную часть | Замените тяговое реле стартера или стартер в сборе; контактную группу выключателя зажигания или выключатель в сборе, реле включения стартера |
Коленчатый вал проворачивается стартером, но двигатель не пускается | ||
В баке нет топлива | По указателю и контрольной лампе уровня топлива | Залейте топливо |
Аккумуляторная батарея разряжена | Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях ниже 12 В. После нескольких оборотов стартер перестает проворачивать коленчатый вал, при этом из-под капота может раздаваться треск | Зарядите батарею; если она не заряжается – замените |
Снижена емкость аккумуляторной батареи | Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает до 6-8 В. После нескольких оборотов стартер перестает проворачивать коленчатый вал, при этом из-под капота может раздаваться треск. Убедитесь, что в стартере нет замыкания (см. выше) | Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если ее работоспособность не восстановилась – замените |
Окислены или неплотно надеты клеммы аккумуляторной батареи | При включении стартера напряжение в бортовой сети падает намного больше, чем на выводах аккумуляторной батареи. При этом из-под капота может раздаваться треск | Обожмите клеммы, зачистите контакты, смажьте их любой пластичной смазкой |
Неисправность в цепи низкого напряжения | Проверьте, подается ли напряжение при включенном зажигании на катушку зажигания. Проверьте омметром цепь от катушки зажигания до контактов прерывателя [К] или до коммутатора [Б] | Зачистите окисленные наконечники, подтяните ослабленные крепления проводов, замените поврежденные провода, выключатель зажигания или его контактную часть |
[К] Не отрегулирован зазор между контактами прерывателя | Зазор 0,35-0,45 мм проверяется плоским щупом | Отрегулируйте зазор |
[К] Неисправна контактная группа прерывателя-распределителя: повреждены или замаслены контакты, ослабла пружина, подвижный контакт заедает на оси | Осмотр, проверка автотестером (см. “Система зажигания“) | Изношенные контакты зачистите надфилем (проверьте их параллельность, отсутствие смещения) и протрите насухо. При ослаблении пружины, заедании или сильном износе контактов замените контактную группу |
[К] Неисправен конденсатор | Выньте центральный провод из распределителя зажигания и закрепите его наконечник на расстоянии 5-6 мм от “массы” автомобиля. Включив зажигание, вручную размыкайте контакты прерывателя (слегка поворачивая его за бегунок). Если между проводом и “массой” проскакивает сильная, со щелчком, голубая искра – конденсатор исправен. Если искра слабая, нитевидная или отсутствует вовсе – замыкайте контакты куском провода или отверткой. Усиление искры в этом случае укажет на неисправность конденсатора | Неисправный конденсатор замените |
[Б] Неисправен датчик Холла или его электрические цепи | Определяется вольтметром или заменой датчика на заведомо исправный | Замените неисправный датчик |
[Б] Неисправен коммутатор | Замените коммутатор заведомо исправным | Неисправный коммутатор замените |
Повреждение высоковольтных приборов и цепей | Надежно закрепив конец высоковольтного провода на расстоянии 5-6 мм от “массы” автомобиля, прокручивайте двигатель стартером (не прикасайтесь к высоковольтным цепям!). Между проводом и “массой” должна регулярно проскакивать искра (для проверки используйте только заведомо исправные высоковольтные провода). Если искра отсутствует на выводе катушки зажигания – неисправна катушка, если на выводе или выводах распределителя зажигания – неисправны бегунок или крышка распределителя. Прогары бегунка или крышки определяются визуально. Исправность резистора бегунка проверяется омметром | Неисправную катушку, высоковольтные провода, бегунок замените. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 5 лет |
Высоковольтные провода подсоединены к распределителю зажигания в неправильном порядке | Осмотр | Подсоедините провода в соответствии с порядком работы цилиндров (1-3-4-2) |
Зазор между электродами свечей не соответствует норме | Зазор 0,5-0,6 мм [К] (0,7-0,8 мм [Б]) проверяется круглым щупом | Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи |
Дефектные свечи | Свечи замените заведомо исправными или проверьте на специальном стенде [СТО]. Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности | Замените неисправные свечи |
Неправильная установка момента зажигания | См. “Система зажигания“ | Отрегулируйте угол опережения зажигания |
Нарушены фазы газораспределения | Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах (см. “Двигатель“) | Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам) |
Не поступает +12 В на электропневмоклапан ЭПХХ или неисправен сам клапан | Напряжение питания и отсутствие обрыва в обмотке клапана проверяем автотестером. Срабатывание клапана можно определить по щелчку | Временно можно соединить шлангом штуцер на корпусе ЭПХХ со штуцером на впускном коллекторе (при этом после выключения зажигания двигатель может давать вспышки) |
Порвана диафрагма ЭПХХ | Осмотр после разборки (см. “Карбюратор“) | Замените диафрагму |
Засорены топливные фильтры, замерзла вода в системе питания, пережаты шланги, деформированы трубки топливной магистрали | При прокручивании двигателя стартером из выпускной трубы не пахнет бензином. В поплавковой камере карбюратора нет бензина – при нажатии на “газ” из распылителя ускорительного насоса нет струи топлива (видно при снятой крышке корпуса воздушного фильтра) | Зимой закатите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) систему питания от двигателя к бензобаку, дефектные шланги и трубки замените |
Не работает топливный насос | Снимите подводящий топливный шланг с карбюратора и, зажав его пальцем, подкачайте топливо рычагом насоса. Исправный насос должен развивать ощутимое давление, которое должно держаться в шланге не менее 10 с. Проверьте правильность установки топливного насоса (выступание толкателя) (см. “Система питания“) | Замените топливный насос или его диафрагмы, отрегулируйте выступание толкателя (установочными прокладками), при необходимости замените толкатель |
Неисправны или не отрегулированы пусковое устройство карбюратора или его привод | См. “Карбюратор“ | Отрегулируйте пусковое устройство, замените изношенные детали |
Подсос постороннего воздуха во впускной трубопровод | Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. Временно отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг (усилие на педали тормоза значительно возрастет!) | Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените |
Засорены топливные жиклеры карбюратора (главный топливный и холостого хода) | Двигатель пускается только после нескольких энергичных нажатий на педаль “газа”. Горячий двигатель пускается лучше, чем холодный.
Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры |
Промойте растворителем или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!) |
Неплотно завернуты топливные жиклеры карбюратора. Засорены воздушные жиклеры | Из выпускной трубы чувствуется сильный запах бензина, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Уровень топлива в поплавковой камере нормальный (для проверки снимите крышку карбюратора) (см. “Карбюратор“) | Промойте растворителем или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!) |
Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора | Из выпускной трубы чувствуется сильный запах бензина, холодный двигатель пускается лучше, чем теплый. Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте герметичность поплавка, легкость его перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Проверка герметичности игольчатого клапана: сняв крышку карбюратора и перевернув ее поплавком вверх, подкачивайте бензин рычагом ручной подкачки топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или седла клапана недопустима | Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере (см. “Карбюратор“) |
Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса | Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа сигнализатора недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя | Замените топливный насос или его диафрагмы; если в масле много бензина, то и масло |
В холодную погоду двигатель легко пускается, но тут же глохнет, и только после нескольких попыток пуска начинает работать устойчиво | ||
Неисправно (ослабла пружина телескопической тяги, порвана диафрагма) или неотрегулировано пусковое устройство карбюратора | Проверка работоспособности пускового устройства: провод от катушки зажигания замкните на “массу”, снимите крышку корпуса воздушного фильтра, полностью закройте воздушную заслонку и прокручивайте двигатель стартером (попросите помощника) – при этом заслонка на должна приоткрываться. Вставьте высоковольтный провод в распределитель и попросите пустить двигатель (он должен быть холодным) – как только двигатель начнет работать, заслонка должна приоткрыться на 5 мм (см. “Карбюратор“) | Замените диафрагму, телескопическую тягу или подберите более жесткую пружину (см. “Карбюратор“) |
Двигатель пускается долго | ||
Испарился бензин из поплавковой камеры карбюратора (после длительной стоянки, особенно в жаркую погоду) | После длительной стоянки можно подкачать бензин рычагом ручной подкачки топливного насоса | |
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу | ||
Двигатель не прогрет | По указателю температуры | Прогрейте двигатель до рабочей температуры |
Засорены топливопроводы, топливные фильтры, вода в топливе | Трубки продуваем, при необходимости – заменяем | Очистите сетку бензоприемника, топливные фильтры, при подозрении на низкое качество бензина, особенно накануне зимнего сезона, используйте специальные присадки к топливу, растворяющие воду. После их применения рекомендуется промыть или заменить топливные фильтры |
Нарушена регулировка холостого хода двигателя | См. “Карбюратор“ | Отрегулируйте холостой ход (см. “Карбюратор“) |
Подсос постороннего воздуха во впускной трубопровод | Проверьте стыки трубопровода с карбюратором и головкой блока, плотность посадки шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. Временно отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг (усилие на педали тормоза значительно возрастет!) | Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените |
Засорены топливные жиклеры карбюратора (главный топливный и холостого хода) | Двигатель пускается только после нескольких энергичных нажатий на педаль “газа”. Горячий двигатель пускается лучше, чем холодный.
Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры |
Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!) |
Недостаточный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора | Двигатель плохо пускается и плохо “тянет”. Возможны хлопки в карбюраторе. При вытягивании кнопки “подсоса” рывки и провалы уменьшаются или исчезают полностью.
Для проверки уровня топлива снимите крышку карбюратора (см. “Карбюратор“) |
Отрегулируйте уровень топлива (см. “Карбюратор“) |
Топливный насос не создает необходимого давления в системе | Снимите подводящий топливный шланг с карбюратора и, зажав его пальцем, подкачайте топливо рычагом насоса. Исправный насос должен развивать ощутимое давление, которое должно держаться в шланге не менее 10 с. Проверьте правильность установки топливного насоса (выступание толкателя) (см. “Система питания“) | Замените топливный насос или его диафрагмы, отрегулируйте выступание толкателя (установочными прокладками), при необходимости замените толкатель |
Неплотно завернуты топливные жиклеры карбюратора. Засорены воздушные жиклеры | Из выпускной трубы чувствуется сильный запах бензина, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Уровень топлива в поплавковой камере нормальный (для проверки снимите крышку карбюратора) (см. “Карбюратор“) | Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!) |
Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора | Из выпускной трубы чувствуется сильный запах бензина, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте герметичность поплавка, легкость его перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Проверка герметичности игольчатого клапана: сняв крышку карбюратора и перевернув ее поплавком вверх, подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или седла клапана недопустима | Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере (см. “Карбюратор“) |
Переобогащение смеси из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса | Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя | Замените топливный насос или его диафрагмы; если в масле много бензина, то и масло |
Не поступает +12 В на клапан ЭПХХ или неисправен сам клапан | Напряжение питания и отсутствие обрыва в обмотке клапана проверяем автотестером. Срабатывание клапана можно определить по щелчку | Временно можно соединить шлангом штуцер на корпусе ЭПХХ со штуцером на впускном коллекторе (при этом после выключения зажигания двигатель может давать вспышки) |
Порвана диафрагма ЭПХХ | Осмотр после разборки | Замените диафрагму |
Зазор между электродами свечей не соответствует норме | Зазор 0,5-0,6 мм [К] (0,7-0,8 мм [Б]) проверяют круглым щупом | Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи |
Сильный нагар на электродах свечей зажигания; попадание частиц нагара в зазор между электродами | Осмотр | Очистите свечи сжатым воздухом или механическим способом (не повредите изолятор!), убедитесь в их работоспособности [СТО] (отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности). Выявите и устраните причину повышенного нагарообразования в камере сгорания, при необходимости замените свечи |
Дефектные свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт в сборке центрального электрода | Свечи замените заведомо исправными или проверьте на специальном стенде [СТО]. Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности | Замените неисправные свечи |
Повреждение высоковольтных приборов и цепей | Надежно закрепив конец высоковольтного провода на расстоянии 5-6 мм от “массы” автомобиля, прокручивайте двигатель стартером (не прикасайтесь к высоковольтным цепям!). Между проводом и “массой” должна регулярно проскакивать искра (для проверки используйте только заведомо исправные в/в провода). Если искра отсутствует на выводе катушки зажигания – неисправна катушка, если на выводе/выводах распределителя зажигания – неисправны бегунок или крышка распределителя. Прогары бегунка или крышки определяется визуально. Исправность резистора бегунка проверяется омметром | Неисправную катушку, высоковольтные провода, бегунок замените. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 5 лет |
Износ, повреждение контактного уголька в крышке распределителя зажигания. Ослабла пружина уголька | Осмотр при снятой крышке | Замените крышку распределителя или уголек с пружиной |
Неправильная установка момента зажигания | См. “Система зажигания“ | Отрегулируйте угол опережения зажигания |
Плохой контакт в цепи низкого напряжения | Проверьте, подается ли напряжение при включенном зажигании на катушку зажигания. Проверьте омметром цепь от катушки зажигания до контактов прерывателя [К] или до коммутатора [Б] | Зачистите окисленные наконечники, подтяните ослабленные крепления проводов, замените поврежденные провода, выключатель зажигания или его контактную часть |
[К] Неисправна контактная группа прерывателя-распределителя: повреждены или замаслены контакты, ослабла пружина, подвижный контакт заедает на оси | Осмотр, проверка автотестером (см. “Система зажигания“) | Изношенные контакты зачистите надфилем (проверьте их параллельность, отсутствие смещения) и протрите насухо. При ослаблении пружины, заедании или сильном износе контактов замените контактную группу |
[Б] Неисправен датчик Холла или его электрические цепи | Определяется вольтметром (см. “Система зажигания“) или заменой датчика на заведомо исправный | Замените неисправный датчик |
[Б] Неисправен коммутатор | Замените коммутатор заведомо исправным | Замените неисправный коммутатор |
[К] Снижение емкости конденсатора или плохой контакт в его цепи | Проверьте цепь автотестером. Для проверки конденсатора выньте центральный провод из распределителя зажигания и закрепите его наконечник на расстоянии 5-6 мм от “массы” автомобиля. Включив зажигание, вручную размыкайте контакты прерывателя (слегка поворачивая его за бегунок). Если между проводом и “массой” проскакивает сильная, со щелчком, голубая искра – конденсатор исправен. Если искра слабая, нитевидная или отсутствует вовсе – замыкайте контакты куском провода или отверткой. Усиление искры в этом случае укажет на неисправность конденсатора | При подозрении на неисправность конденсатора замените его |
Ослабление или поломка пружин грузиков центробежного регулятора распределителя зажигания, потеряны демпферные колечки грузиков, заедание грузиков | Визуально и на специальном стенде [СТО] | Замените распределитель зажигания |
Нечеткая работа вакуумного регулятора опережения зажигания: при снятии вакуума пластина не возвращается в исходное положение, большой люфт в подшипнике | Осмотр. Характеристика вакуумного регулятора снимается на специальном стенде [СТО] | Устраните заедание, замените неисправный вакуумный регулятор или распределитель зажигания в сборе |
Нарушены фазы газораспределения | Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах (см. “Двигатель“) | Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам) |
Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов | Проверяется набором щупов (см. “Двигатель“) | Отрегулируйте зазоры |
Сильный износ кулачков распределительного вала | Осмотр после частичной разборки двигателя | Замените распределительный вал |
Низкая компрессия в цилиндрах (менее 10 кгс/см²) или большая ее неравномерность по цилиндрам (более 2 кгс/см²): износ или повреждение клапанов, седел, износ, залегание или поломка поршневых колец | Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи. До конца нажмите на педаль “газа” и, вставляя в свечные отверстия компрессометр, прокручивайте коленчатый вал стартером (работайте вдвоем). При этом следует замкнуть на “массу” высоковольтный провод катушки зажигания. Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 10-15 см³ моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более, чем на 2 кгс/см², возможно сильно изношены, поломаны или залегли кольца. Если компрессия осталась ниже 10 кгс/см², возможен износ или повреждение клапанов или их седел | Замените кольца, поршни. Отремонтируйте блок цилиндров [СТО]. Притрите клапаны к седлам, при необходимости замените клапаны, их направляющие втулки, проточите седла [СТО] |
Низкие обороты холостого хода | ||
Нарушена регулировка холостого хода двигателя | См. “Карбюратор“ | Отрегулируйте холостой ход |
Неправильная установка момента зажигания | См. “Система зажигания“ | Отрегулируйте угол опережения зажигания |
Двигатель не прогрет | По указателю температуры | Прогрейте двигатель до рабочей температуры |
Подсос постороннего воздуха во впускной коллектор | Осмотрите стыки трубопровода с карбюратором и головкой блока, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. Временно отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг (усилие на педали тормоза значительно возрастет!) | Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените |
Засорены топливные жиклеры карбюратора (главный топливный и холостого хода) | Двигатель пускается только после нескольких энергичных нажатий на педаль “газа”. Горячий двигатель пускается лучше, чем холодный.
Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры |
Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!) |
Недостаточный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора | Двигатель плохо пускается и плохо “тянет”. Возможны хлопки в карбюраторе. При вытягивании кнопки “подсоса” рывки и провалы уменьшаются или исчезают полностью.
Для проверки уровня топлива снимите крышку карбюратора (см. “Карбюратор“) |
Отрегулируйте уровень топлива (см. “Карбюратор“) |
Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора | Из выпускной трубы чувствуется сильный запах бензина, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Снимите крышку карбюратора, проверьте герметичность поплавка, легкость его перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Проверка герметичности игольчатого клапана: сняв крышку карбюратора и перевернув ее поплавком вверх, подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или седла клапана недопустима | Замените негерметичный игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере (см. “Карбюратор“) |
Неплотно завернуты топливные жиклеры карбюратора. Засорены воздушные жиклеры | Из выпускной трубы чувствуется сильный запах бензина, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Уровень топлива в поплавковой камере нормальный (для проверки снимите крышку карбюратора) (см. “Карбюратор“) | Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!) |
Повышенное сопротивление потоку воздуха во впускном тракте | Проверьте элемент воздушного фильтра, впускной тракт (отсутствие посторонних предметов, листьев и т.п.) | Очистите впускной тракт, загрязненный элемент воздушного фильтра замените |
Высокие обороты холостого хода | ||
Нарушена регулировка холостого хода двигателя | См. “Карбюратор“ | Отрегулируйте холостой ход |
Длительная езда при высоких оборотах двигателя | Через 30-40 с работы на холостом ходу обороты снижаются до нормы | Не является неисправностью |
Неисправность привода акселератора | Проверьте ход педали акселератора, зазор в приводе (свободный ход педали), убедитесь в отсутствии заедания деталей | Дефектные детали замените, трос смажьте моторным маслом |
Неисправно или неотрегулировано пусковое устройство карбюратора или его привод | См. “Карбюратор“ | Отрегулируйте пусковое устройство, замените изношенные детали |
Неправильная установка момента зажигания | См. “Система зажигания“ | Отрегулируйте угол опережения зажигания |
Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора | Из выпускной трубы чувствуется сильный запах бензина, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте герметичность поплавка, легкость его перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Проверка герметичности игольчатого клапана: сняв крышку карбюратора и перевернув ее поплавком вверх, подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или седла клапана недопустима | Замените негерметичный игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере |
Засорен воздушный жиклер холостого хода | Осмотр после разборки | Промойте неэтилированным бензином или ацетоном и продуйте жиклер. При сильном загрязнении очистите его леской или иглой из мягкого дерева. Промойте систему вентиляции картера |
Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса | Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя | Замените топливный насос или его диафрагмы; если в масле много бензина, то и масло |
Не полностью закрываются дроссельные заслонки карбюратора | На просвет видна щель между дроссельной заслонкой и стенками смесительной камеры | Упорными винтами заслонок добейтесь их полного закрытия. При этом заслонки должны открываться легко, без заедания. По окончании регулировки винты залейте краской |
Заслонки карбюратора установлены на осях с перекосом и не закрываются при любом положении упорных винтов | Осмотр | Оперев оси заслонок на подходящий упор (чтобы не погнуть их), ослабьте винты и, правильно сориентировав заслонки, затяните их [СТО] (или замените карбюратор) |
Попадание посторонних предметов под дроссельную заслонку | Осмотр | Удалите посторонний предмет, проверьте работу заслонки |
В холодную погоду двигатель глохнет вскоре после начала движения, но после непродолжительной стоянки вновь пускается | ||
В диффузоре карбюратора образовалась ледяная пробка (шланг подачи подогретого воздуха не подсоединен к патрубку на выпускном коллекторе) | Осмотр | Закрепите хомутом шланг на патрубке забора подогретого воздуха. |
В жаркую погоду двигатель самопроизвольно останавливается и пускается с трудом | ||
Паровая пробка в системе питания | Осмотрите топливопроводы, продуйте шинным насосом магистраль | Устраните перегибы шлангов, замените деформированные трубки |
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью. Рывки и провалы при движении автомобиля | ||
Двигатель не прогрет | По указателю температуры | Прогрейте двигатель до рабочей температуры |
В баке мало топлива | По указателю и контрольной лампе уровня топлива | Долейте топливо |
Топливный насос не создает необходимого давления в системе | Снимите подводящий топливный шланг с карбюратора и, зажав его пальцем, подкачайте топливо рычагом насоса. Исправный насос должен развивать ощутимое давление, которое должно держаться в шланге не менее 10 с. Проверьте правильность установки топливного насоса (выступание толкателя) (см. “Система питания“) | Замените топливный насос или его диафрагмы, отрегулируйте выступание толкателя (установочными прокладками), при необходимости замените толкатель |
Засорены топливопроводы, топливные фильтры, пережаты шланги, деформированы трубки, вода в топливе | Осмотр, проверка, при необходимости – замена деталей | Очистите сетку бензоприемника, промойте или замените фильтры, дефектные трубки, устраните перегибы шлангов. Зимой закатите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) систему питания от двигателя к бензобаку.
При подозрении на низкое качество бензина, особенно накануне зимнего сезона используйте специальные присадки к топливу, растворяющие воду. После их применения рекомендуется промыть или заменить топливные фильтры |
Недостаточный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора | При вытягивании кнопки “подсоса” рывки и провалы уменьшаются или исчезают полностью.
Для проверки уровня топлива снимите крышку карбюратора (см. “Карбюратор“) |
Отрегулируйте уровень топлива (см. “Карбюратор“) |
Засорены жиклеры и каналы карбюратора.
Неплотно завернуты жиклеры |
Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры | Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!) |
Порвана диафрагма ускорительного насоса, заклинило его рычаг, засорен распылитель или подводящие каналы | Проверьте подачу насоса, направление струи, отсутствие подтекания бензина из-под диафрагмы. Убедитесь в свободном перемещении рычага ускорительного насоса | Замените поврежденные детали, подтяните резьбовые соединения, продуйте клапаны |
Подсос постороннего воздуха во впускной трубопровод | Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На короткое время отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг (осторожно: усилие на педали тормоза значительно возрастет!) | Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените |
Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора | Из выпускной трубы чувствуется сильный запах бензина, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте герметичность поплавка, легкость его перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Проверка герметичности игольчатого клапана: сняв крышку карбюратора и перевернув ее поплавком вверх, подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или седла клапана недопустима (см. “Карбюратор“) | Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере |
Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса | Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа недостаточного давления масла на оборотах холостого хода, холостой ход нестабильный | Замените топливный насос или его диафрагмы; если в масле много бензина, то и масло |
Неправильная установка момента зажигания | См. “Система зажигания“ | Отрегулируйте угол опережения зажигания |
Неисправность в цепи низкого напряжения | Проверьте, подается ли напряжение при включенном зажигании на катушку зажигания. Проверьте омметром цепь от катушки зажигания до контактов прерывателя [К] или до коммутатора [Б] | Зачистите окисленные наконечники, подтяните ослабленные крепления проводов, замените поврежденные провода, выключатель зажигания или его контактную часть |
[Б] Неисправен датчик Холла или его электрические цепи | Определяется вольтметром (см. “Система зажигания“) или заменой датчика на заведомо исправный | Замените неисправный датчик |
[Б] Неисправен коммутатор | Замените коммутатор заведомо исправным | Неисправный коммутатор замените |
[К] Неисправна контактная группа прерывателя распределителя: повреждены или замаслены контакты, ослабла пружина, подвижный контакт заедает на оси | Осмотр, проверка автотестером (см. “Система зажигания“) | Изношенные контакты зачистите надфилем (проверьте их параллельность, отсутствие смещения) и протрите насухо. При ослаблении пружины, заедании или сильном износе контактов замените контактную группу |
[К] Снижение емкости конденсатора или плохой контакт в его цепи | Проверьте цепь автотестером. Для проверки конденсатора выньте центральный провод из распределителя зажигания и закрепите его наконечник на расстоянии 5-6 мм от “массы” автомобиля. Включив зажигание, вручную размыкайте контакты прерывателя (слегка поворачивая его за бегунок). Если между проводом и “массой” проскакивает сильная, со щелчком, голубая искра – конденсатор исправен. Если искра слабая, нитевидная или отсутствует вовсе – замыкайте контакты куском провода или отверткой. Усиление искры в этом случае укажет на неисправность конденсатора | При подозрении на неисправность конденсатора замените его |
Ослабление или поломка пружин грузиков центробежного регулятора распределителя зажигания, потеряны демпферные колечки грузиков, заедание грузиков | Визуально и на специальном стенде [СТО] | Замените распределитель зажигания |
Нечеткая работа вакуумного регулятора опережения зажигания: при снятии вакуума пластина не возвращается в исходное положение, большой люфт в подшипнике | Осмотр. Характеристика вакуумного регулятора снимается на специальном стенде [СТО] | Устраните заедание, замените неисправный вакуумный регулятор, подшипник с поворотной пластиной или распределитель зажигания в сборе |
Зазор между электродами свечей не соответствует норме | Зазор 0,5-0,6 мм [К] (0,7-0,8 мм [Б]) проверяется круглым щупом | Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи |
Сильный нагар на электродах свечей зажигания; попадание частиц нагара в зазор между электродами | Осмотр | Очистите свечи сжатым воздухом или механическим способом (не повредите изолятор!), убедитесь в их работоспособности [СТО] (отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности). Выявите и устраните причину повышенного нагарообразования в камере сгорания, при необходимости замените свечи |
Дефектные свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт в сборке центрального электрода | Свечи замените заведомо исправными или проверьте на специальном стенде [СТО]. (Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности.) | Замените неисправные свечи |
Износ, повреждение контактного уголька в крышке распределителя зажигания. Ослабла пружина уголька | Осмотр | Замените крышку распределителя или уголек с пружиной |
Прогар изоляции высоковольтных цепей | Проверяется омметром и визуально (черные трещины, оплавление изоляции). Для проверки высоковольтных проводов замените их заведомо исправными | Замените неисправные крышку распределителя зажигания, бегунок, катушку зажигания, высоковольтные провода |
Неполное открытие дроссельной заслонки | Определяется визуально на остановленном двигателе | Отрегулируйте привод дроссельных заслонок |
Нарушены фазы газораспределения | Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах (см. “Двигатель“) | Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам) |
Низкая компрессия в цилиндрах (менее 10 кгс/см²) или большая ее неравномерность по цилиндрам (более 2 кгс/см²): износ или повреждение клапанов, седел, износ, залегание или поломка поршневых колец | Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи. До конца нажмите на педаль “газа” и, вставляя в свечные отверстия компрессометр, прокручивайте коленчатый вал стартером (работайте вдвоем). При этом следует замкнуть на “массу” высоковольтный провод катушки зажигания. Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 10-15 см³ моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более, чем на 2 кгс/см², возможно сильно изношены, поломаны или залегли кольца. Если компрессия осталась ниже 10 кгс/см², возможен износ или повреждение клапанов или их седел | Замените кольца, поршни. Отремонтируйте блок цилиндров [СТО]. Притрите клапаны к седлам, при необходимости замените клапаны, их направляющие втулки, проточите седла |
Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов | Проверяется набором щупов (См. “Двигатель“) | Отрегулируйте зазоры |
Сильный износ кулачков распределительного вала | Осмотр после частичной разборки двигателя | Замените изношенный распределительный вал |
Осадка или поломка клапанных пружин | Осмотр, измерение длины пружин в свободном состоянии и под нагрузкой (после частичной разборки двигателя) | Замените слабые или сломанные пружины |
Хлопки во впускном трубопроводе | ||
Неправильная установка момента зажигания | См. “Система зажигания“ | Отрегулируйте угол опережения зажигания |
Нарушены фазы газораспределения | Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах (см. “Двигатель“) | Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам) |
Выстрелы в глушителе | ||
Неправильная установка момента зажигания | См. “Система зажигания“ | Отрегулируйте угол опережения зажигания |
[К] Неисправен конденсатор | Выньте центральный провод из распределителя зажигания и закрепите его наконечник на расстоянии 5-6 мм от “массы” автомобиля. Включив зажигание, вручную размыкайте контакты прерывателя (слегка поворачивая его за бегунок). Если между проводом и “массой” проскакивает сильная, со щелчком, голубая искра – конденсатор исправен. Если искра слабая, нитевидная или отсутствует вовсе – замыкайте контакты куском провода или отверткой. Усиление искры в этом случае укажет на неисправность конденсатора | Неисправный конденсатор замените |
[Б] Неисправен коммутатор | Замените коммутатор заведомо исправным | Неисправный коммутатор замените |
Нарушены фазы газораспределения | Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах (см. “Двигатель“) | Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам) |
Прогар изоляции высоковольтных цепей | Проверяется омметром и визуально (черные трещины, оплавление изоляции). Высоковольтные провода для проверки замените заведомо исправными | Замените неисправные крышку распределителя зажигания, бегунок, высоковольтные провода |
Неисправна катушка зажигания | Для проверки замените катушку заведомо исправной | Замените неисправную катушку |
Хлопки во впускном трубопроводе после работы двигателя на мощностных режимах | ||
Используются свечи с несоответствующим калильным числом | – | Используйте свечи, рекомендованные заводом-изготовителем |
Повышенный расход топлива | ||
Повышенный расход топлива | Запах бензина, потеки | Подтяните хомуты на шлангах, резьбовые соединения. Проверьте посадку штуцеров; при ослаблении посадки замените соответствующие узлы |
Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса | Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя | Замените топливный насос или его диафрагмы; если в масле много бензина, то и масло |
Повышенное сопротивление движению автомобиля | Выбег прогретого автомобиля (после пробега не менее 20 км) со скорости 50 км/ч должен быть не менее 500 м | Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, углы установки передних колес, работу тормозной системы |
Неисправны или не отрегулированы пусковое устройство карбюратора или его привод | См. “Система питания“ | Отрегулируйте пусковое устройство, замените изношенные детали |
Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора | Из выпускной трубы чувствуется сильный запах бензина, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте герметичность поплавка, легкость его перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Проверка герметичности игольчатого клапана: сняв крышку карбюратора и перевернув ее поплавком вверх, подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или седла клапана недопустима (см. “Карбюратор“) | Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере |
Неплотно завернуты топливные жиклеры карбюратора. Засорены воздушные жиклеры.
Негерметичен клапан ускорительного насоса |
Из выпускной трубы чувствуется сильный запах бензина, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Уровень топлива в поплавковой камере нормальный (для проверки снимите крышку карбюратора) (см. “Карбюратор“) | Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!) |
Неправильная установка момента зажигания | См. “Система зажигания“ | Отрегулируйте угол опережения зажигания |
[К] Пропуски зажигания: неисправна контактная группа прерывателя-распределителя: повреждены или замаслены контакты, ослабла пружина, подвижный контакт заедает на оси | Осмотр, проверка автотестером (см. “Система зажигания“) | Изношенные контакты зачистите надфилем (проверьте их параллельность, отсутствие смещения) и протрите насухо. При ослаблении пружины, заедании или сильном износе контактов замените контактную группу |
[К] Пропуски зажигания: снижение емкости конденсатора или плохой контакт в его цепи | Проверьте цепь автотестером. Для проверки конденсатора выньте центральный провод из распределителя зажигания и закрепите его наконечник на расстоянии 5-6 мм от “массы” автомобиля. Включив зажигание, вручную размыкайте контакты прерывателя (слегка поворачивая его за бегунок). Если между проводом и “массой” проскакивает сильная, со щелчком, голубая искра – конденсатор исправен. Если искра слабая, нитевидная или отсутствует вовсе – замыкайте контакты куском провода или отверткой. Усиление искры в этом случае укажет на неисправность конденсатора | При подозрении на неисправность конденсатора замените его |
[Б] Неисправен коммутатор | Замените коммутатор заведомо исправным | Неисправный коммутатор замените |
Ослабление или поломка пружин грузиков центробежного регулятора распределителя зажигания, потеряны демпферные колечки грузиков, заедание грузиков | Визуально и на специальном стенде [СТО] | Замените распределитель зажигания |
Нечеткая работа вакуумного регулятора опережения зажигания: при снятии вакуума пластина не возвращается в исходное положение | Осмотр. Характеристика вакуумного регулятора снимается на специальном стенде [СТО] | Устраните заедание, замените неисправный вакуумный регулятор или распределитель зажигания в сборе |
Дефектные свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт в сборке центрального электрода | Свечи замените заведомо исправными или проверьте на специальном стенде [СТО]. Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности | Замените неисправные свечи |
Нарушена регулировка холостого хода двигателя | См. “Карбюратор“ | Отрегулируйте холостой ход |
Не полностью закрываются дроссельные заслонки карбюратора | На просвет видна щель между дроссельной заслонкой и стенками смесительной камеры | Упорными винтами заслонок добейтесь их полного закрытия. При этом заслонки должны открываться легко, без заедания. По окончании регулировки винты залейте краской |
Заслонки карбюратора установлены на осях с перекосом и не закрываются при любом положении упорных винтов | Осмотр после снятия карбюратора | Оперев оси заслонок на подходящий упор (чтобы не погнуть их), ослабьте винты, и, правильно сориентировав заслонки, затяните их [СТО] (или замените карбюратор) |
Попадание посторонних предметов под дроссельную заслонку | Осмотр после снятия карбюратора | Удалите посторонний предмет, проверьте работу заслонки |
Низкая компрессия в цилиндрах (менее 10 кгс/см²) или большая ее неравномерность по цилиндрам (более 2 кгс/см²): износ или повреждение клапанов, седел, износ, залегание или поломка поршневых колец | Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи. Полностью нажмите на педаль “газа” и, вставляя в свечные отверстия компрессометр, прокручивайте коленчатый вал стартером (работайте вдвоем). При этом следует замкнуть на “массу” высоковольтный провод катушки зажигания. Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 10-15 см³ моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более, чем на 2 кгс/см², возможно, сильно изношены, поломаны или залегли кольца. Если компрессия осталась ниже 10 кгс/см², возможен износ или повреждение клапанов или их седел | Замените кольца, поршни. Отремонтируйте блок цилиндров [СТО]. Притрите клапаны к седлам, при необходимости замените клапаны, их направляющие втулки, проточите седла |
Повышенный расход масла (более 1 л на 1000 км пробега) | ||
Течь масла через прокладки и сальники: износ уплотняющих кромок, затвердевание прокладок, коробление привалочных поверхностей | Вымойте двигатель, затем после короткого пробега осмотрите места возможной утечки | Подтяните винты крепления поддона картера, крышки механизма газораспределения, топливного насоса; замените изношенные манжеты |
Течь масла через прокладки и сальники: засорена система вентиляции картера | Осмотр | Прочистите систему вентиляции |
Износ, потеря упругости маслоотражательных колпачков клапанов. Износ стержней клапанов, направляющих втулок | Сизый дым из выпускной трубы | Замените изношенные детали |
Износ, поломка или закоксовывание (потеря подвижности) поршневых колец. Износ поршней, цилиндров | Осмотр после разборки двигателя. См. также “Недостаточная компрессия в двигателе” | Замените кольца, очистите канавки в поршнях. Замените изношенные поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры [СТО] |
Недостаточное давление масла | ||
Мало масла в двигателе | По щупу уровня масла | Долейте масло |
Применение масла несоответствующей вязкости | – | Замените масло |
Засорение сетки маслоприемника | Осмотр после снятия поддона картера | Очистите сетку |
Течь масла через прокладки и сальники: засорена система вентиляции картера | Осмотр после снятия поддона картера | Очистите клапан. Замените неисправные клапан и/или пружину |
Износ шестерен масляного насоса | Осмотр (см. “Двигатель“) | Замените изношенные шестерни |
Чрезмерный зазор между вкладышами и шейками коленчатого вала | Определяется промером деталей после разборки двигателя | Замените изношенные вкладыши. При необходимости замените или отремонтируйте [СТО] коленчатый вал |
Разжижение масла из-за протекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса | Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя | Замените топливный насос или его диафрагмы; если в масле много бензина, то и масло |
Неисправен датчик аварийного давления масла или его указатель | Проверка с помощью манометра и омметра (см. “Контрольные приборы“) | Замените неисправный датчик или указатель |
Двигатель перегревается (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне) | ||
Неисправен датчик или указатель температуры | Проверьте указатель и датчик автотестером (см. “Контрольные приборы“) | Неисправные датчик, указатель замените |
Неисправен термостат | См. “Проверка термостата“ | Замените неисправный термостат |
Слабо натянут ремень привода насоса охлаждающей жидкости, замаслены шкивы | Осмотр (см. “Двигатель“) | Подтяните ремень, при необходимости замените.
Устраните причину замасливания |
Неисправен насос охлаждающей жидкости | Шкив насоса должен легко проворачиваться от руки и не иметь люфта | Замените насос |
Мало жидкости в системе охлаждения | Уровень жидкости ниже метки на расширительном бачке | Устраните утечки. Долейте охлаждающую жидкость (см. “Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке”) |
Много накипи в системе охлаждения | Промойте систему охлаждения средством для удаления накипи. Не используйте воду в системе охлаждения. Концентрированный антифриз разводите только дистиллированной водой | |
Загрязнены ячейки радиатора | Осмотр | Промойте радиатор струей воды под давлением |
Не включается электровентилятор системы охлаждения | Замкните между собой контакты термовыключателя радиатора. Если вентилятор заработал (берегите руки!) – неисправен термовыключатель, если нет – электрические цепи, реле или электродвигатель вентилятора.
Проверьте, подается ли +12 В на управляющий и силовой контакты реле электровентилятора. Если да, то неисправны реле или электродвигатель вентилятора, иначе – цепь питания реле (проверяется омметром) |
Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные термовыключатель, реле, электродвигатель замените |
Недопустимо низкое октановое число бензина | Работа двигателя сопровождается отчетливыми детонационными стуками | Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем |
Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов | Осмотр после снятия головки блока цилиндров | Устраните причину нагарообразования. См. “Повышенный расход топлива”, “Повышенный расход масла”. Применяйте масла рекомендованной вязкости и, по возможности, высокого качества |
Неправильная установка момента зажигания | См. “Система зажигания“ | Отрегулируйте угол опережения зажигания |
Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе) | ||
Не размыкаются контакты термовыключателя радиатора | Если при отсоединении провода от термовыключателя вентилятор перестает работать, неисправен выключатель | Замените термовыключатель |
Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора | Проверка тестером | Замените реле |
Двигатель долго прогревается до рабочей температуры | ||
Неисправен термостат | См. “Проверка термостата“ | Замените неисправный термостат |
Низкая температура воздуха (ниже -15°С) | – | Утеплите двигатель: установите термо-шумоизоляцию капота, щитки перед радиатором (не перекрывайте всю площадь радиатора в зоне крыльчатки вентилятора!) |
Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя | См. «Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе)» | |
Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке | ||
Повреждение радиатора, шлангов, ослабление их посадки на патрубках. Подтекание жидкости из крана отопителя | Осмотр. Герметичность радиаторов (двигателя и отопителя) проверяется в ванне с горячей водой сжатым воздухом под давлением 1 кгс/см² | Замените поврежденные детали. Подтяните хомуты на шлангах |
Утечка жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости | Осмотр | Замените насос |
Паровые потери в системе охлаждения из-за негерметичности клапанов крышки радиатора | На остановленном двигателе сдавите руками шланги системы охлаждения. Жидкость не должна поступать в расширительный бачок (уровень не должен повышаться) | Замените крышку |
Повреждена прокладка головки блока цилиндров. Дефект блока или головки блока цилиндров | При замене масла из картера выливается эмульсия с белесым оттенком. Возможно появление обильного белого дыма из глушителя и масляных пятен на поверхности жидкости (в расширительном бачке). Потеки охлаждающей жидкости на наружной поверхности двигателя | Поврежденные детали замените. Проверьте плоскостность привалочных поверхностей блока цилиндров и головки |
Детонация (металлические стуки высокого тона, возникающие, как правило, при работе двигателя под нагрузкой, особенно на низких оборотах – разгон “внатяг” и т.п. – и исчезающие при снижении нагрузки) | ||
Недопустимо низкое октановое число бензина | – | Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем |
Неправильная установка момента зажигания | См. “Система зажигания“ | Отрегулируйте угол опережения зажигания |
Перегрев двигателя | По указателю температуры | Устраните причину перегрева (см. “Двигатель перегревается”) |
Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов | Осмотр после снятия головки блока цилиндров | Устраните причину нагарообразования (см. “Повышенный расход топлива”, “Повышенный расход масла”). Применяйте масла рекомендованной вязкости и, по возможности, высокого качества |
Используются свечи с несоответствующим калильным числом | – | Используйте свечи, рекомендованные заводом-изготовителем |
Посторонние шумы и стуки в двигателе (кроме детонации, см. выше) | ||
Увеличены зазоры в клапанном механизме | Клацанье в зоне головки блока цилиндров.
Измерьте зазоры щупом |
Отрегулируйте зазоры |
Шум цепи газораспределительного механизма: не отрегулировано ее натяжение, сломан натяжитель и/или успокоитель (кроме двигателя ВАЗ-2105) | Равномерный шум в передней части двигателя, усиливающийся при средних оборотах и переменных нагрузках (хорошо слышен при сбросе “газа” с 2000-2500 до 1000-1500 мин⁻¹) | Натяните цепь (см. “Двигатель“). При необходимости замените цепь, натяжитель, успокоитель |
Сломана пружина клапана | Неравномерное слабое постукивание в зоне головки цилиндров. Осмотр после частичной разборки двигателя | Замените пружину |
Увеличен зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой | Стук средней силы и высоты в зоне головки блока цилиндров. Люфт ощущается при покачивании во втулке свободно вставленного (рассухаренного) клапана | Замените клапан, втулку |
Сильно изношены кулачки распределительного вала (огранка) | Стук такой же, как при увеличенных зазорах в клапанном механизме (см. выше), но регулировкой зазоров не устраняется.
Осмотр после частичной разборки двигателя |
Замените изношенные детали |
Стук коленчатого и распределительного валов, шатунных подшипников, поршней, поршневых пальцев, люфт или заедание в подшипниках насоса охлаждающей жидкости | Проверка на СТО | Ремонт деталей на СТО или замена узлов и агрегатов |
Сильная вибрация двигателя См. также “Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу” |
||
Потеряли упругость или разрушились опоры силового агрегата | Осмотр | Замените опоры |
Повышенное содержание вредных веществ в отработавших газах | ||
Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора | Из выпускной трубы чувствуется сильный запах бензина, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте герметичность поплавка, легкость его перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Проверка герметичности игольчатого клапана: сняв крышку карбюратора и перевернув ее поплавком вверх, подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или седла клапана недопустима (см. “Карбюратор“) | Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере |
Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса | Масло на щупе пахнет бензином, возможно загорание лампы недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя | Замените топливный насос, его диафрагмы; если в масле много бензина, то и масло |
Неисправны или неотрегулированы пусковое устройство или его привод | См. “Карбюратор“ | Отрегулируйте пусковое устройство, замените изношенные детали |
Нарушена регулировка холостого хода двигателя | См. “Карбюратор“ | Отрегулируйте холостой ход |
Неплотно завернуты топливные жиклеры карбюратора. Засорены воздушные жиклеры. Негерметичен клапан ускорительного насоса | Из выпускной трубы чувствуется сильный запах бензина, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Уровень топлива в поплавковой камере нормальный (для проверки снимите крышку карбюратора) (см. “Карбюратор“) | Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!) |
Неправильная установка момента зажигания | См. “Система зажигания“ | Отрегулируйте угол опережения зажигания |
[К] Пропуски зажигания: неисправна контактная группа прерывателя-распределителя: повреждены или замаслены контакты, ослабла пружина, подвижный контакт заедает на оси | Осмотр, проверка автотестером (см. “Система зажигания“) | Изношенные контакты зачистите надфилем (проверьте их параллельность, отсутствие смещения) и протрите насухо. При ослаблении пружины, заедании или сильном износе контактов замените контактную группу |
[К] Пропуски зажигания: снижение емкости конденсатора или плохой контакт в его цепи | Проверьте цепь автотестером. Для проверки конденсатора выньте центральный провод из распределителя зажигания и закрепите его наконечник на расстоянии 5-6 мм от “массы” автомобиля. Включив зажигание, вручную размыкайте контакты прерывателя (слегка поворачивая его за бегунок). Если между проводом и “массой” проскакивает сильная, со щелчком, голубая искра – конденсатор исправен. Если искра слабая, нитевидная или отсутствует вовсе – замыкайте контакты отрезком провода или отверткой. Усиление искры в этом случае укажет на неисправность конденсатора | При подозрении на неисправность конденсатора замените его |
[Б] Неисправен коммутатор | Замените коммутатор заведомо исправным | Замените неисправный коммутатор |
Прогар изоляции высоковольтных цепей | Проверяется омметром и визуально (черные трещины, оплавление изоляции). Для проверки высоковольтных проводов замените их заведомо исправными | Замените неисправные крышку распределителя зажигания, бегунок, катушку зажигания, высоковольтные провода |
Дефектные свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт в сборке центрального электрода | Свечи замените заведомо исправными или проверьте на специальном стенде [СТО]. (Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности) | Замените неисправные свечи |
Ослабление или поломка пружин грузиков центробежного регулятора распределителя зажигания, потеряны демпферные колечки грузиков, заедание грузиков | Визуально и на специальном стенде [СТО] | Замените распределитель зажигания |
Нечеткая работа вакуумного регулятора опережения зажигания: при снятии разрежения пластина не возвращается в исходное положение, большой люфт в подшипнике | Осмотр. Характеристика вакуумного регулятора снимается на специальном стенде [СТО] | Устраните заедание, замените неисправный вакуумный регулятор или распределитель зажигания в сборе |
Не полностью закрываются дроссельные заслонки карбюратора | На просвет видна щель между дроссельной заслонкой и стенками смесительной камеры | Упорными винтами заслонок добейтесь их полного закрытия. При этом заслонки должны открываться легко, без заедания. По окончании регулировки винты залейте краской |
Заслонки карбюратора установлены на осях с перекосом и не закрываются при любом положении упорных винтов | Осмотр | Оперев оси заслонок на подходящий упор (чтобы не погнуть их), ослабьте винты и, правильно сориентировав заслонки, затяните их [СТО] (или замените карбюратор) |
Попадание посторонних предметов под дроссельную заслонку | Осмотр | Удалите посторонний предмет, проверьте работу заслонки |