Генератор. Электрооборудование ВАЗ-2106 – неисправности и их устранение.
Генератор.
Схема подключения генератора.
1 – аккумуляторная батарея; 2 – выключатель зажигания; 3 – блок предохранителей; 4 – колодка; 5 – регулятор напряжения; 6 – генератор; 7 – реле заряда; 8 – контрольная лампа.
Расположение на автомобиле.
1 – регулятор напряжения; 2 – генератор; 3 – колодка; 4 – реле заряда; 5 – блок предохранителей; 6 – аккумуляторная батарея; 7 – выключатель зажигания; 8 – контрольная лампа.
Неисправности и их устранение.
Признак неисправности | Причина неисправности | Способ устранения неисправности |
Нет зарядки аккумуляторной батареи (АКБ). Горит контрольная лампа заряда при увеличении частоты вращения двигателя | Проскальзывание приводного ремня генератора из-за недостаточного его натяжения | Ослабить гайки крепления генератора к натяжной планке и к кронштейну. Перемещая генератор от двигателя, натянуть ремень и снова затянуть гайки. Натяжение ремня слабое – генератор работает неустойчиво. Натяжение ремня сильное – ремень быстро изнашивается. Натяжение ремня нормальное – ремень прогибается посредине между шкивами генератора и вентилятора на 10 – 15 мм при приложении к нему усилия большим пальцем или динамометром в 10 кГс. Изношенный ремень заменить. Наружная длина нового ремня – 944 мм.
Для проверки включить зажигание – контрольная лампа на щитке приборов горит. Пустить двигатель, установить среднюю частоту вращения коленвала – контрольная лампа не должна гореть |
Окисление контактных колец, зависание или износ щеток генератора | Снять с генератора щеточный узел (не снимая генератора с автомобиля). Загрязненные контактные кольца очистить ветошью, смоченной в бензине, а незначительный их износ устранить мелкой шкуркой. Почистить щеточный узел. Щетки (высотой не менее 5 мм) должны легко перемещаться в щеткодержателях | |
Обрыв в цепи питания обмотки возбуждения ротора (чаще в местах пайки к контактным кольцам) | Проверить омметром сопротивление обмотки возбуждения, подключив его к контактным кольцам ротора. При обрыве снять генератор, разобрать и восстановить пайкой припоем с канифолью контакт обмотки с кольцами. Если щетки хорошо притерты к контактным кольцам и обмотка не имеет короткозамкнутых витков, то сопротивление, измеренное омметром между штекером 67 и «массой» генератора, должно быть 4,4 (+0,3 -0,2) Ом при температуре 20° С, а сопротивление обмоток возбуждения между двумя контактными кольцами должно быть 4,3±0,2 Ом при той же температуре. Если сопротивление намного больше, в обмотке возбуждения есть обрыв. Если сопротивление меньше, в обмотке возбуждения есть замыкание. И в том и в другом случае ремонтировать ротор или заменить его | |
Обрыв или замыкание на «массу» обмотки возбуждения ротора | Подсоединить омметр к корпусу генератора и к клемме 30 (+), При замыкании стрелка омметра отклоняется. Устранить замыкание вывода 30 (+) на корпус или заменить ротор | |
Замыкание или обрыв диодов выпрямительного блока генератора | Разобрать генератор, выпрямительный блок очистить от пыли. Контрольной лампой при питании ее от АКБ проверить диоды. При измерении полярности лампа в одном случае горит, а в другом не горит. Если лампа горит в обоих случаях, то налицо пробой (короткое замыкание) диода. Если лампа в обоих случаях не горит, очевиден обрыв в диодах. Диод или секцию с поврежденными диодами заменить | |
Обрыв или замыкание витков обмотки статора | 1 способ. Статор проверяется отдельно после разборки генератора. Выводы его обмотки отсоединить от зажимов диодов. Обрыв проверить омметром, присоединяя его выводы к концам обмоток статора. При обрыве стрелка омметра не должна отклоняться. Замыкание статорных обмоток генератора обнаруживается с помощью омметра присоединяя его выводы поочередно к концам обмоток и к «массе». При неисправной обмотке стрелка омметра отклоняется.
2 способ. Отсутствие обрыва проверить контрольной лампой при питании ее от АКБ Поочередно подключить концы вывода лампы к концам обмотки статора. При обрыве цепи лампа не горит. Чтобы обнаружить замыкание витков обмотки статора, один контакт лампы нужно поочередно подсоединять к концам обмоток статора, а другим касаться сердечника. При коротком замыкании лампа горит |
|
Неисправен регулятор напряжения (PH) | При средней частоте вращения коленвала вывод 67 генератора или PH соединить отдельным проводом с зажимом (+) АКБ, возбудив генератор непосредственно от АКБ. Появление зарядного тока указывает на неисправность PH. Заменить PH | |
Не горит контрольная лампа заряда при неработающем двигателе | Перегорела лампа | Заменить лампу |
Нарушен контакт в подходящих к реле заряда проводах | Восстановить надежный контакт в клеммах, наконечниках и в креплении проводов, соединяющих реле заряда с генератором, PH и блоком предохранителей | |
Контрольная лампа горит после пуска двигателя и при движении автомобиля | Неисправно реле заряда РС-702 | Реле, установленное в отсеке двигателя на верхней части брызговика правого колеса, заменить |
Выкипание электролита АКБ | Слабый контакт корпуса PH с «массой» | Укрепить контакт корпуса PH с «массой» |
Неисправен регулятор напряжения | Отказ в работе PH проверить вольтметром, подключив его к выводу 30 (+). Пустить двигатель и наблюдать за показаниями вольтметра: на малых частотах вращения напряжения должно быть 12-12,5 В; по мере увеличения частоты вращения напряжение должно плавно возрастать до 13,8-14,2 В. Если напряжение превышает указанные пределы, PH неисправно. Его необходимо отрегулировать или заменить | |
Повышенный шум при работе генератора | Изогнуты лопасти вентилятора | Отрихтовать лопасти |
Износ подшипников, выработка посадочных мест под подшипники, отсутствие смазки в подшипниках, чрезмерное натяжение ремня | Разобрать генератор. Отремонтировать посадочные места, (подложив фольгу), промыв подшипники, заложить в них смазку и собрать генератор. Ослабить натяжение ремня | |
Ослабление крепления шкива к генератору и генератора к двигателю | Проверить и подтянуть крепление | |
Межвитковое замыкания обмотки статора («вой» генератора) | Заменить статор |