Эксплуатация и обслуживание аккумуляторных батарей МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).
На автомобилях применяются стартерные аккумуляторные батареи емкостью 190 Ач и выше, как в сухозаряженном исполнении так и залитые электролитом и полностью заряженные.
Для обеспечения длительного срока службы аккумуляторные батареи должны быть постоянно в достаточной степени заряжены.
При поездках преимущественно на короткие расстояния или при длительных стоянках автомобиля следует чаще проверять уровень зарядки аккумуляторных батарей.
Подзарядка АКБ во время длительных стоянок автомобиля гарантирует их постоянную готовность к запуску двигателя.
Запрещается!
- Подключение к АКБ электроприборов на 12 В (магнитол, приемников и т.д.).
- Класть металлические предметы или инструмент на аккумуляторные батареи, это может привести к короткому замыканию.
Включение/выключение.
- Попеременно нажимать дистанционный выключатель включения АКБ D на панеле приборов до включения замка зажигания. Включение замка зажигания блокирует включение/выключение АКБ дистанционным выключателем АКБ D.
- Начальное включение/выключение АКБ осуществляется выключателем АКБ 1 который может располагаться как на задней так и на передней стенке контейнера аккумуляторных батарей. Выключатель 1 отключает клемму “+24В” от бортовой сети автомобиля.
- После включения АКБ монитор А показывает напряжение бортовой сети В, усредненное за интервал 1-1,5 с, с дискретностью 0,1 В.
Внимание!
- Допускается кратковременное удержание дистанционного выключателя D включения АКБ в нажатом состоянии.
- На стоянках автомобиля, а также в аварийных случаях, с целью отключения потребителей электроэнергии, АКБ следует выключать с помощью выключателя АКБ 1.
Запрещается!
- Запрещается отключать батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе и разрывать силовую цепь между генератором и АКБ путем снятия наконечников проводов с клемм генератора и АКБ или любым другим способом.
- Отсоединяйте аккумуляторную батарею не раньше, чем через 8 мин после выключения двигателя. Это время нужно для восстановления работоспособности системы нейтрализации отработанных газов после ее повторного ввода в эксплуатацию.
- Запрещается переполюсовка проводов при подсоединении АКБ к бортовой системе электрооборудования автомобиля.
Предостережение!
- При соприкосновении подсоединенной плюсовой клеммы аккумуляторной батареи с деталями автомобиля существует опасность короткого замыкания. В результате этого может воспламениться взрывоопасная смесь воздуха с газом, что может привести к тяжелым травмам.
- Аккумуляторная батарея имеет большой собственный вес, поэтому при перемещении батареи прибегайте к помощи второго человека.
Во время отсоединения/подсоединения аккумуляторных батарей 1 все потребители электроэнергии должны быть выключены, а ключ вынут из замка зажигания.
Отсоединение/подсоединение аккумуляторных батарей.
- Открыть замки В и снять крышку аккумуляторных батарей А.
- Отсоединить минусовые клеммы 2 на обоих аккумуляторных батареях.
- Отсоединить плюсовые клеммы 5 на обоих аккумуляторных батареях.
- Отсоединить крепление аккумуляторных батарей 4.
- Вынуть АКБ из контейнера аккумуляторных батарей за ручки 3.
- Подсоединение аккумуляторных батарей произвести в обратном порядке. При подключении АКБ следить за полярностью клемм.
После перерыва в электроснабжении (например, отсоединения и подсоединения аккумуляторной батареи) следует выполнить:
- Установить часы.
- Активировать систему защиты аудиоаппаратуры от кражи (см. “Руководство по эксплуатации” изготовителя).
Контроль уровня жидкости аккумуляторной батареи (только для батарей “обслуживаемого” типа, раз в две недели).
При повышенной плотности электролита доливать только дистиллированную или деионизированную воду. Водопроводная вода ухудшает работоспособность аккумуляторных батарей. Не использовать для доливки металлические воронки. Опасность короткого замыкания.
- Снять крышку аккумуляторных батарей (см. выше).
- Вывернуть пробки 1.
- Проверить и при необходимости откорректировать уровень жидкости аккуляторной батареи. Уровень жидкости в каждой ячейке аккумуляторной батареи должен быть примерно на 15 мм выше верхней кромки пластин. Для контроля уровня на корпусе аккумуляторной батареи нанесены отметки 3 Min и 2 Мах.
- Доливать электролит в аккумулятор запрещается за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания. При этом плотность заливаемого электролита должна быть такой же, какую имел электролит в аккумуляторе до выплескивания.
- В холодное время года доливать воду при работающем двигателе, для быстрого перемешивания ее с электролитом.
- Ввернуть пробки.
- Установить крышку аккумуляторных батарей (см. выше).
Заливка батарей электролитом.
Запрещается!
- Вливать воду в концентрированную серную кислоту запрещается во избежание несчастного случая.
- Для приготовления электролита залить сначала воду, а затем при непрерывном перемешивании серную кислоту.
- Плотность электролита (раствор серной кислоты), приведенная к 25 °C в г/см3, указана в зависимости от климатического района, в котором эксплуатируется аккумуляторная батарея:
Макроклиматические районы средняя месячная температура воздуха в январе | Плотность электролита заливаемого | Время года |
Очень холодный от -50°C до -30°C | 1,28 | Круглый год |
Холодный от -30°C до -15°C | 1,26 | Круглый год |
Умеренный от -15°C до -8°C | 1,24 | Круглый год |
Теплый влажный от 0 °C до 4 °C | 1,21 | Круглый год |
Макроклиматические районы средняя месячная температура воздуха в январе | Плотность электролита заряженной батареи | Время года |
Очень холодный от -50°C до -30°C | 1,30 | Круглый год |
Холодный от -30°C до -15°C | 1,28 | Круглый год |
Умеренный от -15°C до -8°C | 1,26 | Круглый год |
Теплый влажный от 0°C до 4°C | 1,23 | Круглый год |
- Допускаются отклонения плотности электролита от значений, приведенных в таблицах, на ± 0,01 г/см3.
- Электролит для батарей готовить из серной кислоты ГОСТ 667 и дистиллированной воды ГОСТ 6709. Плотность электролита измерять ареометром аккумуляторным ГОСТ 18481. Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть от 15°C до 30°C.
- Перед заливкой электролита следует разгерметизировать аккумуляторную батарею. Для этого, в зависимости от конструкций крышки, удалить герметизирующие детали (пленку, выступы на пробках и т.д.). Заливку электролита производить до тех пор, пока зеркало электролита не коснется нижнего торца тубуса горловины, а при отсутствии тубуса заливку производить до уровня на 10-15 мм выше пластин батареи.
- В интервале между 20 минутами и 2 часами после заливки электролита, произвести замер его плотности. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 относительно плотности заливаемого электролита (см. Таблицу), то батареи могут быть сданы в эксплуатацию. При понижении плотности электролита более чем на 0,03 г/см3 батареи следует зарядить см. далее.
- Для срочного ввода сухозаряженных батарей в эксплуатацию, допускается установка их на машины без проверки плотности электролита после 20 мин пропитки, при условии, что срок хранения батареи менее одного года с момента изготовления, а приведение в рабочее состояние производится при температуре батареи и заливаемого электролита выше 15°C.
- Для батарей, залитых электролитом и заряженных перед установкой на автомобиль или хранением, следует проверить плотность электролита в батарее. Если плотность электролита меньше, чем 1,28±0,01 г/см3 или значения плотности в аккумуляторах батареи отличаются, более чем на 0,01 г/см3 батарею следует зарядить см. далее.
Заряд батареи.
- Зарядное устройство должно соответствовать номинальному напряжению батареи.
- Подсоединяйте зарядное устройство к аккумуляторным батареям в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя.
- Пробки на батарее вывернуть.
- Клеммы аккумуляторных батарей отсоединить.
- Температура электролита перед зарядом менее 35°C.
- Положительный полюсный вывод зарядного устройства присоединить к положительному выводу батареи, а отрицательный к отрицательному.
- Напряжение, подаваемое на аккумулятор, должно быть в интервале 13,6-14,4 В.
- Заряд батареи проводить в хорошо проветриваемом помещении током, равным 10 % от номинальной емкости батареи. При достижении напряжения 14,4 В на полюсных выводах батарее, зарядный ток следует уменьшить в 2 раза и проводить заряд до достижения постоянства напряжения и плотности электролита в течении двух часов, т.е. до полного заряда.
Температура электролита при измерении его плотности, °C | Поправка к показанию денсиметра, г/см3 |
+45 | + 0,02 |
+30 | + 0,01 |
+15 | 0,00 |
0 | – 0,01 |
– 15 | – 0,02 |
-30 | – 0,03 |
-40 | – 0,04 |
- Заряд батареи вести до обильного газовыделение во всех аккумуляторах батареи, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 ч. Напряжение на выводах батареи контролировать вольтметром ГОСТ 8711 класса точности 1,0 со шкалой на 30 В с ценой деления 0,2 В.
- Во время заряда необходимо периодически проверять температуру электролита и следить за тем, чтобы она не поднималась выше 45°C, если же температура окажется выше, то следует уменьшить зарядный ток наполовину или прервать заряд на время, необходимое для снижения температуры до 30-35°C.
- В конце заряда, если плотность электролита, замеренная с учетом температурной поправки по приведенной выше таблице, будет отличаться от плотности, указанной в таблице плотностей электролита см. 7.10-04, следует произвести корректировку плотности электролита доливкой дистиллированной воды в случаях, когда она выше нормы, а когда плотность ниже нормы доливкой электролита плотностью 1,40 г/см3, с продолжением заряда для перемешивания в течении 30-40 мин.
- Соединительные клеммы зарядного устройства снимать только после выключения зарядного устройства и прекращения газообразования в аккумуляторных батареях.
- После заряда батарею сдать в эксплуатацию.
- Следует соблюдать указания руководства по эксплуатации зарядного устройства для аккумуляторных батарей.
Эксплуатация аккумуляторных батарей.
- При перерывах, более 3-х суток, в эксплуатации транспортного средства следует отсоединить перемычку аккумуляторных батарей.
- При перерывах, свыше одного месяца, в эксплуатации транспортного средства, аккумуляторные батареи следует подзарядить.
- Движение при помощи стартера запрещено.
- Запуск двигателя производить при выжатом сцеплении продолжительность менее 15 с с интервалом 1 мин.
- Нарушение правил запуска двигателя (многократные, длительные попытки запуска) приводит к глубокому разряду батареи, сульфатации и разрушению электродов и выходу батареи из строя.
- Запрещено подключение к батареям электроприборов на 12 В (магнитол, приемников и т.п.).
- При эксплуатации величина зарядного напряжения должна соответствовать значению, указанному в техническом описании и инструкции по эксплуатации соответствующего автомобиля.
- При эксплуатации автомобиля контролировать зарядный режим аккумуляторных батарей. Перезарядка или недозарядка, батарей запрещена, это сокращает срок их службы.
- Запрещается эксплуатация батареи с уровнем электролита ниже нормы.
- Запрещается эксплуатация разряженной батареи, в которой плотность электролита уменьшилась на 0,08 г/см3. Это приводит к сульфатации электродов и выходу батареи из строя, а при отрицательных температурах – к замерзанию электролита и разрушению батареи.
Техническое обслуживание (раз в две недели).
- Проверить надежность крепления батареи в контейнере и плотность контакта наконечников проводов с выводами батареи.
- Наконечники проводов после их монтажа смазать смазкой предписанной руководством.
- При засоренности очистить батарею от пыли и грязи, прочистить вентиляционные отверстия. Очистку батареи производить с ввернутыми пробками. Электролит, попавший на поверхность батареи, вытереть чистой ветошью, смоченной в растворе аммиака или кальцинированной соды (10 %).
- Проверить работу генератора, реле регулятора и регулятор.
- При выявлении неисправностей в бортовой системе автомобиля (генераторе, реле, стартере), неисправности устранить.
- Проверить уровень жидкости аккумуляторной батареи.
- Батарею поддерживать в заряженном состоянии. Раз в месяц проверять плотность электролита. При уменьшении плотности, соответствующей данному климатическому району, на 0,03 г/см3 и более батарею следует зарядить.
- Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом снять с эксплуатации и поставить на заряд.
Плотность батареи заряженной на 100 % | Плотность батареи разряженной на 25 % | Плотность батареи разряженной на 50 % |
1,30 | 1,26 | 1,22 |
1,28 | 1,24 | 1,20 |
1,26 | 1,22 | 1,18 |
1,23 | 1,19 | 1,15 |
- Аккумулятор, при понижении плотности электролита, заряжать током не более 10 % от его номинальной емкости. Повышать плотность путем добавления электролита запрещено.
Транспортирование и хранение.
- Транспортирование батарей производится (вверх пробками) в крытых транспортных средствах, обеспечивающих защиту их от механических повреждений и загрязнения, от попадания атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.
- Батареи, временно снятые с автомобилей для хранения, полностью зарядить и довести плотность электролита до нормы, соответствующей данному климатическому району. Такие батареи по возможности установить в помещении при температуре не выше 0°C.
- Проверку уровня и плотности электролита, а также доливку дистиллированной воды производить через каждые 30 суток, если температура окружающего воздуха выше 25°C и через каждые 2 месяца, если температура окружающего воздуха ниже 25°C.
- Подзарядку батареи производить один раз месяц (см. зарядка батареи).
Утилизация.
Батарея, отработавшая установленные сроки, с учетом фактического состояния, подлежит утилизации на специализированном предприятии, о чем свидетельствует соответствующий знак на этикетке батареи.