Эксплуатация электромобиля. Электромобиль GAZelle e-NN – руководство по эксплуатации.
Эксплуатация электромобиля.
Перейти к описанию систем GAZelle e-NN:
Заправка электромобиля топливом.
Выбор режима движения электромобиля.
Заправка электромобиля топливом.
На электромобиле имеются потребители дизельного топлива – подогреватели системы отопления, независимый отопитель (электробус), поэтому электромобили оборудованы топливным баком емкостью 19 литров. Топливный бак расположен с левой стороны электромобиля за дверью водителя и крепится под полом кузова на электромобиле с цельнометаллическим кузовом или на раме электромобиля с бортовой платформой.
Для заправки топливом электромобиля с платформой снимите пробку топливного бака, вращая ее против часовой стрелки.
Для того чтобы снова закрыть пробку топливного бака, установите ее в горловину и завинтите до упора вращением по часовой стрелке до щелчка.
Для заправки топливом электромобиля с цельнометаллическим кузовом разблокируйте лючок 1 наливной горловины, повернув ручку 2 в направлении стрелки до отпирания замка лючка. При этом под действием пружины лючок приоткроется на 10-12мм. Поверните лючок до полного открывания (90°). Снимите пробку топливного бака, вращая ее против часовой стрелки и зафиксируйте пробку в подвешенном положении на лючке как показано на рисунке.
Для того чтобы снова закрыть пробку топливного бака, установите ее в горловину, заверните до упора вращением по часовой стрелке до щелчка и закройте лючок, надавив рукой в центре задней части до срабатывания замка лючка.
Опасно!
- Не допускайте присутствия открытого огня или зажженной сигареты у заправочной горловины топливного бака, поскольку это может привести к возгоранию.
Опасно!
- Не допускайте одновременную заправку топливного бака и зарядку тяговой батареи электрическим током, поскольку это может привести к возгоранию.
Внимание!
- Топливный бак электромобилей связан с атмосферой через систему клапанов.
- Не допускается заменять пробку топливного бака с предохранительным клапаном и клапаном разрежения на пробку другой конструкции.
Внимание!
- Во избежание преждевременного выхода из строя подкачивающего насоса не допускайте продолжительную работу подогревателей при малом количестве топлива в топливном баке.
Внимание!
- Электромобиль необходимо заправлять только автомобильным дизельным топливом. Использование других нефтепродуктов или смесей может привести к серьезной поломке подогревателей и стать причиной отказа производителя от гарантийного ремонта.
- В случае ошибочной заправки бака топливом другого типа, не пускайте подогреватель и слейте топливо из топливного бака. Если подогреватель уже успел поработать на топливе, не предназначенном для электромобиля, то необходимо слить топливо из всей системы подачи топлива электромобиля.
Для работы дизельных подогревателей и независимого отопителя необходимо применять дизельное топливо по ГОСТ 32511-2013 (ЕN 590:2009) класса К5.
В зависимости от температуры окружающего воздуха рекомендуется применять топливо соответствующего класса или сорта указанного в таблице:
Класс топлива | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Температура применения, °С, не ниже | -20 | -26 | -32 | -38 | -44 |
Сорт топлива | A | B | C | D | E | F |
Температура применения, °С, не ниже | +5 | 0 | -5 | -10 | -15 | -20 |
Электромобиль не требует специальной обкатки, однако долговечность узлов и агрегатов электромобиля в значительной степени зависят от стиля вождения и условий эксплуатации на начальном пробеге.
На протяжении первых 2000 км пробега скорость движения электромобиля не должна превышать 90 км/ч.
Выбор режима движения электромобиля.
Выбор режима движения электромобиля осуществляется с помощью переключателя 1.
Положение переключателя соответствует следующим режимам работы:
P – режим «Парковка», сопровождается загоранием соответствующего сигнализатора комбинации приборов;
D – режим «Движение», включен передний ход, сопровождается загоранием соответствующего сигнализатора комбинации приборов;
R – режим «Задний ход», сопровождается загоранием соответствующего сигнализатора комбинации приборов и дублируется прерывистым звуковым сигналом.
Для включения режимов движения “D” и “R” необходимо нажать педаль тормоза. Включение указанных режимов произойдет только при нажатой педали тормоза.
Выбор режимов движения необходимо проводить только на полностью остановившимся электромобиле.
Внимание!
- Во время длительных остановок для избежания самопроизвольного движения электромобиля, снижения нагрузок на электродвигатель и систему управления электроприводом, а также для исключения их перегрева всегда включайте режим «Парковка».
Перед началом использования электромобиль должен быть заторможен стояночным тормозом, а переключатель режимов движения находиться в положении «Р» («Парковка»). Перед началом движения включите приборы (см. раздел «Выключатель приборов)», нажмите педаль тормоза и выберите режим движения «D» («Движение») или «R» («Задний ход»). На комбинации приборов загорится соответствующий сигнализатор режима. Отключите стояночный тормоз. При отпускании педали тормоза электромобиль сразу начнет движение и будет плавно увеличивать скорость до отметки 5 км/ч без нажатия на педаль акселератора. Электромобиль будет двигаться постоянно с этой скоростью, если не будут использоваться педали тормоза и акселератора. Для увеличения скорости необходимо нажать на педаль акселератора. Степенью нажатия на педаль акселератора можно регулировать величины разгона, замедления и скорости электромобиля. При отпускании педали акселератора на скорости движения свыше 10 км/ч электродвигатель перейдет в генераторный режим (режим рекуперации) и будет притормаживать электромобиль. Педалью тормоза Вы можете остановить электромобиль и удерживать его на месте. Во время длительных остановок для избежания самопроизвольного движения электромобиля, снижения нагрузок на электродвигатель и систему управления электроприводом, а также для исключения их перегрева всегда включайте режим «Парковка» и стояночный тормоз.
Внимание!
- Запрещается ставить электромобиль на стояночный тормоз в режиме «D» или «R».
Для начала движения при положительных температурах окружающего воздуха никакой особой подготовки не требуется. При температурах ниже -10°С рекомендуется заранее включить подогреватели и прогреть салон. При температурах ниже -20°С необходимо прогреть тяговую батарею. При включенных приборах прогрев тяговой батареи осуществляется в автоматическом режиме, контроль состояния температуры осуществляется по показателям на многофункциональном дисплее и отключению сигнализатора низкой температуры тяговой батареи (см. раздел «Комбинация приборов»). Если такой возможности нет и прогрев батареи производится при движении электромобиля, то при низкой температуре окружающего воздуха и после длительной стоянки рекомендуется некоторое время двигаться с низкой скоростью.
По мере прогрева и после отключения сигнализатора низкой температуры тяговой батареи в комбинации приборов можете увеличивать скорость движения.
При преодолении брода следите, чтобы его глубина с учетом встречной волны и водяного вала перед электромобилем не превышала высоты нижней кромки переднего бампера над поверхностью дороги, при этом необходимо двигаться с минимально возможной скоростью, не превышающей 20 км/ч, во избежание забрасывания воды в подкапотное и межрамное пространство.
Опасно!
- Не допускается преодоление брода при наличии неисправностей в системе высоковольтного электрооборудования (горит значок «Молния» на многофункциональном дисплее комбинации приборов).
После преодоления брода, после мойки электромобиля, а также при длительном движении по мокрой дороге, когда в тормозные механизмы колес попадает вода, необходимо при движении произвести несколько плавных торможений, чтобы просушить диски и тормозные накладки.
При движении по лужам снижайте скорость во избежание аквапланирования, что может вызвать занос или потерю управления; при изношенных шинах эта опасность возрастает.
По возможности управляйте электромобилем без резких ускорений и замедлений, так как это приводит к повышенному износу шин и увеличению расхода энергии.
Длительное движение электромобиля на скоростях до 10 км/ч при больших нагрузках (движение в подъем, движение по мягкому грунту, по пашне) не рекомендуется, так как может привести к перегреву двигателя.
Изменение режима движения производите только при полной остановке электромобиля.
Всегда включайте режим «Парковка» при остановках для посадки-высадки и других остановках более 2 минут во избежание самопроизвольного движения электромобиля.
Ведущий мост электромобиля оборудован коническим шестеренчатым дифференциалом, позволяющий колесам электромобиля вращаться с разной скоростью, что необходимо для обеспечения устойчивости и управляемости при движении электромобиля. Длительное (более 5 минут) буксование одного из колес ведущего моста может привести к перегреву деталей дифференциала и выходу его из строя. В случае возникновения подобной ситуации используйте подручные средства для улучшения сцепления колес с дорогой или эвакуируйте электромобиль с опасного участка на буксире.
Опасно!
- При загорании сигнализатора минимального резерва топлива в баке необходимо при первой возможности произвести заправку электромобиля.
- Движение со слишком низким уровнем топлива в баке может привести к созданию аварийной ситуации и невозможности продолжить движение вследствие отключения системы отопления и запотевания остекления в холодное время года или в межсезонье.
Система рекуперации энергии электромобиля.
Электромобиль имеет эффективную систему рекуперации энергии, которая обеспечивает дополнительный запас хода и необходимое замедление при штатных режимах торможения.
Для удобства управления движением электромобиля рабочий ход педали акселератора поделен на участок А, управляющий разгоном и движением с постоянной скоростью, и участок В, управляющий замедлением. Замедление происходит за счет рекуперации, степень которой зависит от близости педали к точке 0.
В точке 1 происходит движение электромобиля накатом, от точки 1 до точки 2 происходит разгон электромобиля, от точки 1 до точки 0 происходит увеличение момента рекуперации и в точке 0 замедление максимально возможное для данной скорости.
Для наиболее комфортного и экономичного управления электромобилем рекомендуется всегда во время движения держать ногу на педали акселератора, управляя скоростью движения. Режим рекуперации обеспечивается на скорости от 10 км/час и выше. При полностью заряженной батарее (от 95 до 100 %) режим рекуперации невозможен. Педаль тормоза рекомендуется использовать для резкого замедления, экстренного торможения и окончательной остановки, когда скорость движения меньше 10 км/час.
Стиль вождения электромобиля также является важным фактором, влияющим на пробег без подзарядки.
– Поддерживайте достаточную дистанцию до впереди идущего ТС, позволяющую двигаться более равномерно в транспортном потоке. Избегайте резких ускорений и частых торможений.
– С повышением скорости движения возрастает сопротивление движению электромобиля, а, следовательно, возрастает расход электроэнергии. Кроме того, с увеличением скорости движения электромобиля увеличивается интенсивность износа шин.
– Для экономичного движения рекомендуется выбирать режим работы двигателя с силой тока до 150 А по показанию амперметра на комбинации приборов.
К уменьшению пробега на одной зарядке также ведут движение под нагрузкой в подъем, движение на высоких скоростях и резкие ускорения.
Общее состояние электромобиля и исправность его систем во многом определяют расход электроэнергии.
– Постоянно поддерживайте электромобиль в технически исправном состоянии. Значения регулируемых параметров должны соответствовать требованиям завода-изготовителя.
– Регулярно проверяйте давление воздуха в шинах. При недостаточном давлении увеличивается сопротивление качению. Это влечет увеличение расхода электроэнергии, повышенный износ шин и негативно сказывается на поведении электромобиля на дороге.
Повышенное сверх нормы давление в шинах отрицательно сказывается на плавности хода электромобиля.
Особенности и условия эксплуатации электромобиля оказывают существенное влияние на пробег без подзарядки.
– Низкая температура тяговой батареи и перегрев батареи ведут к снижению её емкости и уменьшению пробега электромобиля. После длительной стоянки при отрицательной температуре окружающего воздуха, рекомендуется прогреть батарею, подключив к зарядной станции или некоторое время двигаться с невысокой скоростью (30 км/ч).
– Используйте только рекомендуемые заводом-изготовителем смазочные материалы. Температурный диапазон масла, используемого в трансмиссии, должен соответствовать диапазону устойчивых температур окружающего воздуха.
– Избегайте перевозки в электромобиле лишних предметов и грузов.
На электромобиле в качестве источника энергии служит высоковольтная тяговая батарея. Батарея расположена между лонжеронов рамы (под полом кузова на электромобилях с цельнометаллическим кузовом или под грузовой платформой).
Загорание на многофункциональном дисплее комбинации приборов значка указывает на необходимость зарядить тяговую батарею.
Зарядка батареи может производиться тремя способами:
– от бытовой однофазной сети 220-240 В;
– от трехфазной сети промышленного тока 380-400 В;
– от специальных зарядных станций прямым током высокого напряжения.
Для каждого способа зарядки имеется свой зарядный кабель.
Электромобиль комплектуется тремя кабелями для зарядки:
– от бытовой однофазной сети 220 В;
– от трехфазной сети переменного тока 380 В (показан на рисунке) через стационарную розетку 380 В 3P+PE+N 32А;
– от специализированной зарядной станции 32 А трехфазной сети переменного тока 380 В.
Каждый кабель упакован в отдельную сумку.
Зарядка прямым током высокого напряжения осуществляется на специализированных станциях зарядки, которые оборудованы встроенным зарядным кабелем.
Кабель для зарядки прямым током высокого напряжения устанавливается на указанных зарядных станциях.
Процедура зарядки одинакова для всех трех типов зарядки.
Порядок зарядки тяговой батареи (на примере зарядки от трехфазной сети промышленного тока 380 В или бытовой однофазной сети 220В).
1. Установите электромобиль таким образом, чтобы расстояние от зарядного порта (закрыт лючком с эмблемой ГАЗа на облицовке радиатора) до сетевой розетки или розетки на зарядной станции было меньше длины зарядного кабеля.
2. Переведите рукоятку управления режимами движения в положение «Р» («Парковка»). Затормозите электромобиль стояночным тормозом.
3. Для разблокирования и извлечения из зарядного порта защитной заглушки нажмите выключатель на панели приборов (см. раздел «Выключатели на панели приборов»).
Нажатие на указанный выключатель одновременно запускает процедуру зарядки. При коротком нажатии (0,5 сек) выбирается зарядка сетевым переменным током (220-240 В или 380-400 В), при длительном нажатии (более 3 сек) выбирается зарядка прямым током, при этом на выключателе загорается индикатор, указывающий что выбрана зарядка прямым током.
4. Откройте лючок зарядного порта на облицовке радиатора (под эмблемой ГАЗа), извлеките защитные заглушки и вставьте семиконтактную вилку 1 типа «Mennekes».
5. Вставьте пятиконтактную вилку 2 зарядного кабеля в розетку промышленной трехфазной сети 380 В или бытовой однофазной сети 220 В. Розетка промышленной трехфазной сети 380 В при этом должна быть обесточена.
6. Подайте напряжение на розетку трехфазной сети 380 В.
Зарядка начнется автоматически. При этом вилка «Mennekes» заблокируется механически в зарядном порту от попыток выдернуть её под напряжением.
7. При нагреве зарядного устройства автоматически включится вентилятор системы охлаждения.
8. Если температура батареи ниже -10 °С, сначала включится автоматический подогрев батареи и только после прогрева батареи до температуры 0 °С начнется зарядка.
9. Зарядка может вестись как при выключенных, так и при включенных приборах. При включённых приборах вы можете контролировать процесс зарядки, дисплей комбинации приборов будет светиться и показывать степень заряда батареи в процентах. Стрелка амперметра будет находится в зеленой зоне (зарядка, см. раздел «Комбинация приборов»). Полная зарядка разряженной батареи будет длиться 2-2,5 часа при зарядке от сети 380 В и 12-13 часов при зарядке от сети 220 В.
10. Для прекращения зарядки обесточьте розетку промышленной трехфазной сети 380 В или извлеките вилку из розетки бытовой сети 220 В. При этом вилка зарядного кабеля автоматически разблокируется в зарядном порту.
Если вы производите зарядку от специализированной зарядной станции 32А трехфазной сети переменного тока 380 В, то после достижения уровня заряда тяговой батареи 100% останов зарядной сессии произойдет автоматически. При необходимости прекращения зарядки раньше нужно нажать на выключатель на панели приборов. При этом вилка зарядного кабеля автоматически разблокируется в зарядном порту.
Примечание: время зарядной сессий может отличаться и зависит от уровня остаточного заряда тяговой батареи и температуры окружающего воздуха.
Зарядка батареи на специальных зарядных станциях прямым током высокого напряжения также имеет похожую схему, но может незначительно отличаться на станциях различных производителей и при зарядке нужно будет следовать инструкциям, имеющимся на зарядных станциях.
Особенности работы подогревателя изложены в разделе «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».
На панели приборов установлен модуль управления подогревателем. Для включения подогрева включите или запрограммируйте его запуск в соответствии с инструкцией по эксплуатации на модуль управления, прикладываемой к электромобилю.
Для обеспечения нормальной работы подогревателя рекомендуется его включать, в том числе и в теплое время года примерно один раз в месяц на 10 минут. Перед началом постоянной эксплуатации в холодное время года выполните пробный пуск. Отверстия подачи воздуха в камеру сгорания и отвода выхлопных газов после длительного простоя необходимо проверить, при необходимости – почистить.
Топливные магистрали и дозирующий насос после заправки зимнего дизельного топлива необходимо заполнить новым топливом путем эксплуатации отопительного прибора в течение 15 минут!
Для затормаживания электромобиля на стоянке стояночным тормозом плотно затяните рычаг, потянув его вверх.
При стоянке на уклоне затягивайте рычаг по необходимости сильнее.
На заторможенном электромобиле, если включены приборы, на комбинации приборов загорается прерывистым светом сигнализатор .
При растормаживании слегка потяните рычаг вверх, нажмите на кнопку 1 фиксатора на торце рукоятки и полностью опустите рычаг вниз, при этом сигнализатор гаснет.
Внимание!
- Запрещается ставить электромобиль на стояночный тормоз в режиме «D» или «R».
Внимание!
- Запрещается движение электромобиля с включенным стояночным тормозом за исключением случая экстренного торможения стояночным тормозом при отказе рабочей тормозной системы.
- В случае экстренного торможения стояночным тормозом при движении груженого электромобиля на сухом твердом покрытии возможна деформация деталей стояночных тормозных механизмов, что может привести к снижению эффективности торможения стояночным тормозом при последующих торможениях, притормаживанию в движении, повышенному расходу энергии, перегреву и выходу из строя колесных узлов.
- Если указанное торможение осуществлялось, следует обратиться на станцию технического обслуживания, имеющую необходимое оборудование, для диагностики состояния стояночных тормозных механизмов и, при необходимости, замены деформированных деталей.
Электромобиль имеет возможность рекуперативного торможения – т.е. торможение тяговым электродвигателем, работающими в генераторном режиме, при котором вырабатываемая электроэнергия используется для подзарядки тяговой батареи.
Рекуперативное торможение или торможение двигателем осуществляется системой управления двигателем с помощью педали акселератора. Отпускание педали акселератора переводит тяговый электродвигатель в генераторный режим и двигатель тормозит электромобиль. Тормозной момент зависит от скорости электромобиля и положения педали акселератора.
Интенсивность торможения регулируется степенью отпускания педали акселератора. При полностью отпущенной педали акселератора интенсивность торможения и тормозной момент максимальны (см. раздел «Экономичное вождение» см. (выше)).
Электромобиль оборудован антиблокировочной системой тормозов (АБС), которая при экстренном торможении на дороге с различным покрытием (например, асфальт – лед) предотвращает блокировку колёс, находящихся в менее благоприятных по сцеплению условиях (на льду), обеспечивая минимальный тормозной путь электромобиля для данного дорожного покрытия при сохранении его устойчивости и управляемости. При срабатывании АБС на тормозной педали ощущаются пульсирующие колебания.
Система АБС также управляет рекуперативным торможением – при блокировке колес для сохранения управляемости рекуперативное торможение двигателем отключается.
Данная АБС имеет функцию электронного регулятора тормозных сил (EBD), который исключает занос задней оси при интенсивном торможении электромобиля с частичной загрузкой.
Внимание!
- Для получения оптимальной эффективности при экстренном торможении электромобиля с использованием АБС необходимо нажимать на тормозную педаль с максимальным усилием.
- Нужно быть готовым к отключению рекуперативного торможения на скользком и неоднородном покрытии, чтобы успеть нажать на педаль тормоза.
Электромобиль имеет двухконтурную систему тормозов. В случае выхода из строя одного из контуров, торможение электромобиля обеспечивает второй контур. При этом ход педали тормоза увеличивается и снижается эффективность торможения, что в первый момент может быть воспринято как отказ тормозов. Однако, сохраняющий свою работоспособность контур тормозной системы обеспечит эффективное торможение.
В этом случае не отпускайте педаль тормоза, а продолжайте нажимать на нее с наибольшим возможным усилием для получения максимально эффективного торможения. Повторные нажатия только увеличат тормозной путь.
При движении по глубоким лужам, по мокрой дороге, а также при мойке электромобиля возможно попадание воды в тормозные механизмы колес. Это может вызвать снижение эффективности тормозов. В этих случаях во время движения электромобиля произведите несколько плавных торможений, чтобы просушить тормозные механизмы.
На продолжительных спусках целесообразно использовать эффект рекуперативного торможения двигателем совместно с тормозной системой.
Электромобиль оснащен вакуумным усилителем тормозов, снижающим усилие на педали.
Для обеспечения усилителя тормозной системы вакуумом на электромобиле установлен вакуумный насос и вакуумный ресивер. Вакуумный насос автоматически поддерживает необходимую глубину вакуума при включенных приборах.
После отключения приборов и затем одного-двух нажатий на педаль тормоза действие усилителя тормозов прекращается. При этом усилие, которое нужно приложить к педали тормоза для эффективного торможения электромобиля, намного возрастает.
Общая информация.
Электромобиль укомплектован стальными штампованными колесами размерностью 5 1/2 Jx16 H2.
Опасно!
Во избежание ухудшения параметров устойчивости и управляемости электромобиля необходимо использовать комплект колес одного типа и комплект шин одной размерности и модели.
Обозначение шины.
Модель и обозначение шины выполнено на её боковине.
Завод-изготовитель электромобиля комплектует колеса шинами 185/75R16С 104/102Q.
Обозначение шины включает в себя:
185 – условная ширина профиля шины в миллиметрах;
75 – серия шины – отношение высоты профиля к его ширине, выраженное в процентах;
R – радиальная шина;
16 – посадочный диаметр обода колеса, в дюймах;
С – шина для легкого коммерческого автомобиля;
104 – индекс несущей способности, обозначающий максимально допустимую нагрузку на шину (для одинарных колес), в данном случае 900 кг;
102 – индекс несущей способности, обозначающий максимально допустимую нагрузку на шину (для сдвоенных колес), в данном случае 850 кг;
Q – индекс категории скорости, указывающий максимальную скорость для шины – 160 км/ч.
Индикаторы износа.
У основания протектора имеются «индикаторы износа» шин высотой 1,6 мм, расположенные поперек беговой дорожки протектора на одинаковом расстоянии по окружности.
Местонахождение индикаторов износа показывает маркировка на боковине шины (например, обозначение «TWI» или пиктограммы). Индикаторы износа проявляются в виде сплошных участков резины и соответствуют предельному износу шины, при глубине рисунка 1,6 мм. В этом случае шина подлежит замене.
Рекомендуется менять изношенные шины целым комплектом новых шин.
Внимание!
- Чем меньше остаточная высота протектора, тем хуже устойчивость и управляемость электромобиля, сцепление шин с поверхностью дороги, особенно на мокрой и заснеженной дороге. Во избежание аварийных ситуаций своевременно заменяйте шины. Шины подлежат обязательной замене при достижении минимально допустимой глубины протектора шины (протектор изношен до индикаторов износа).
Давление воздуха в шинах.
Отклонение давления воздуха в шинах от номинальных значений приводит к быстрому и неравномерному износу протектора, негативно сказывается на управляемости электромобиля, на шумности и вибрациях в салоне. Пониженное давление вызывает повышение расхода топлива.
Регулярно (один раз в неделю и дополнительно перед длительными поездками) проверяйте давление воздуха в шинах.
Значения давления воздуха в шинах приведены в разделе «Техническая характеристика» данного Руководства. Давление воздуха в шинах проверяйте на холодных шинах.
При движении электромобиля шины нагреваются. Это приводит к повышению давления воздуха в них. Не следует корректировать давление сразу после остановки электромобиля.
Поддерживайте давление воздуха и в запасном колесе.
Для движения с повышенной скоростью более 1 часа на загородных шоссе рекомендуем повысить давление воздуха в шинах на 20-30 кПа (0,2-0,3 кгс/см²).
Если в движении вы почувствовали, что электромобиль «уводит» вправо или влево, то это может указывать на снижение давления в одной из шин или нарушение углов установки передних колес.
В случае постоянного падения давления в шине, проверьте с помощью мыльного раствора, нет ли утечки воздуха через золотник вентиля. Если утечка воздуха обнаружится, доверните золотник колпачком-ключиком, закрывающим золотник. Если это не поможет, замените золотник. При падении давления воздуха в шине при исправном золотнике требуется ремонт шины.
Рекомендуем, по возможности, выполнить его на предприятии технического обслуживания, имеющее для этого необходимое оборудование.
Балансировка колес.
Высокие скорости движения электромобиля требуют хорошей динамической балансировки колёс с шинами в сборе.
Повышенный дисбаланс проявляется появлением вибрации, негативно сказывающейся на устойчивости электромобиля и вызывающих ускоренный износ шин, деталей передней и задней подвесок, рулевого управления и кузова. Вибрации, вызванные дисбалансом передних колёс, могут передаваться на рулевое колесо, органы управления и пол кузова.
Если Вы обнаружили признаки нарушения балансировки колёс, или шины демонтировались для ремонта, нужно проверить и, при необходимости, произвести их балансировку.
Эту операцию необходимо выполнять на предприятии технического обслуживания, имеющее для этого необходимое оборудование. Перед балансировкой, шины и колеса должны быть вымыты и очищены от грязи и посторонних предметов.
Допускаемый остаточный дисбаланс с каждой стороны колеса с шиной не должен превышать 20 г на ободе колеса. В случае, если не представляется возможным произвести динамическую балансировку колёс, можно выполнить статическую. При этом балансировочные грузики следует устанавливать на закраине обода, расположенной ближе к поверхности крепления диска колеса.
Перестановка колес.
Перестановку колес рекомендуется производить через каждые 10000 км пробега (при необходимости) в соответствии с рисунком.
Перестановка колес необходима для получения равномерного износа всех шин, в том числе и запасной, а также обеспечение правильного подбора шин по осям. На оси следует устанавливать шины, имеющие одинаковый износ протектора, причем более надёжные шины следует устанавливать на переднюю ось электромобиля.
Делайте перестановку колес, не дожидаясь появления явных признаков износа протектора шины, которыми являются износ боковых зон протектора для шин передних колес и износ середины протектора для шин задних колес.
После перестановки колес откорректируйте величину давления в шинах.
Зимние шины.
Применение зимних шин на обледенелых и заснеженных дорогах позволит улучшить управление электромобилем, его устойчивость, динамические и тормозные параметры. Они должны иметь ту же размерность и индекс грузоподъемности и должны быть установлены на все колеса. При этом необходимо учитывать следующее:
– Новые шины должны пройти обкатку в течение пробега 500-1000 км.
– Никогда не превышайте максимально допустимую скорость для зимних шин (определяется индексом скорости в маркировке шины). При превышении максимально допустимой скорости возможно разрушение шины.
– На сухой или сырой дороге применение зимних шипованных шин способствует увеличению тормозного пути и приводит к необходимости снижения скорости, особенно перед поворотами.
– Эффективность зимних шин намного снижается, если остаточная глубина их рисунка протектора менее 4 мм.
– Применение зимних шин способствует некоторому увеличению внутреннего и внешнего шума электромобиля.
Зимние шины, особенно ошипованные, имеют неудовлетворительные характеристики сцепления с дорогой при использовании их по окончании зимнего сезона. Поэтому своевременно меняйте зимние шины на дорожные или всесезонные при среднесуточной температуре окружающего воздуха выше 7 °С.
Уход за шинами.
Периодически осматривайте шины, оценивая их состояние, степень и равномерность износа рисунка протектора и своевременно выявляйте наличие видимых дефектов. Заменяйте шину при наличии вздутий, трещин или значительных порезов.
При затруднении с оценкой возможности дальнейшей эксплуатации шины или её ремонта, обратитесь на предприятие технического обслуживания.
Удар колесом о препятствие может привести к скрытому повреждению шины. Такая шина представляет собой угрозу безопасности движения электромобиля на высокой скорости.
Поэтому, при необходимости, проезжайте препятствие, например, бордюр, осторожно, на небольшой скорости и, по возможности, перпендикулярно к нему.
Деформированные колеса и неудовлетворительное состояние посадочных поверхностей обода с шиной могут быть причиной нарушения балансировки колес и падения давления воздуха в бескамерных шинах. При монтаже и демонтаже не допускайте повреждения бортов шин. Выполнение этих операций на предприятии технического обслуживания позволит избежать подобных повреждений.
Храните снятые шины или колеса с шинами в темном, сухом и холодном помещении. Если шины эксплуатировались, то пометьте, например, мелом, направление вращения шин для сохранения прежнего направления вращения при повторной установке на электромобиль.
Опасно!
- Регулярно следите за колёсами и шинами. Их неудовлетворительное состояние может быть причиной дорожно-транспортного происшествия.
Как замедлить износ шин.
– Поддерживайте необходимое давление воздуха в шинах.
– Начинайте движение плавно и снижайте скорость перед крутыми поворотами.
– Избегайте резких торможений.
– Помните, что интенсивность износа шин увеличивается с увеличением скорости движения электромобиля.
– Радиальные шины электромобиля должны иметь одно направление качения в течение всего срока их службы.
– Значения регулируемых параметров передней подвески электромобиля должны соответствовать требованиям завода-изготовителя.
– Избегайте касания боковин шин к бордюрам дорог и быстрой езды по дорогам с нарушенным покрытием.
– Неотбалансированные колеса ускоряют износ шин и ухудшают комфортабельность электромобиля.
– Не перегружайте электромобиль.
– Защищайте шины от попадания на них масла, смазок, топлива, химикатов и других веществ, разрушающих резину.