Меню Закрыть

Карбюратор К-151 ГАЗель.

Карбюратор К-151 ГАЗель.

Элементы карбюратора.

Карбюратор К-151 ГАЗель.

1 – винт-пробка оси поплавка; 2 – рычаг на оси воздушной заслонки; 3 – резьбовая пробка топливного жиклера переходной системы вторичной камеры; 4 – штуцер отбора разрежения в вакуумный регулятор распределителя зажигания; 5 – штуцер отбора разрежения к клапану системы ЭПХХ; 6 – штуцер системы вентиляции картера; 7 – корпус топливного фильтра с подводящим и перепускным штуцерами; 8 – винт крепления корпуса фильтра; 9 – штуцер вакуумного управления клапаном рециркуляции отработавших газов; 10 – резьбовая пробка эмульсионного жиклера системы холостого хода; 11 – шпилька крепления корпуса воздушного фильтра; 12 – резьбовая пробка слива топлива из поплавковой камеры; 13 – штуцер подвода разрежения к клапану ЭПХХ; 14 – винт регулировки состава смеси на холостом ходу (винт «качества»); 15 – винт-упор рычага заслонки первичной камеры; 16, 22 – микропереключатель системы ЭПХХ; 17 – винт регулировки частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу (винт «количества»); 18 – винт двуплечего рычага пускового устройства; 19 – рычаг пускового устройства; 20 – рычаг на оси воздушной заслонки; 21 – тяга привода воздушной заслонки; 23 – стяжная пружина свободного хода рычага управления дроссельными заслонками; 24 – накладной рычаг кулачка управления пусковым устройством; 25 – регулировочный винт положения тяги привода воздушной заслонки; 26 – открывающий усик рычага дроссельной заслонки второй камеры; 27 – закрывающий усик рычага дроссельной заслонки второй камеры; 28 – кулачок пускового устройства; 29 – винт-упор рычага заслонки второй камеры; 30 – топливоотводящий штуцер; 31 – винт крепления кулачка ускорительного насоса (вариант исполнения); 32 – топливоподводящий штуцер.

Схема карбюратора.

Карбюратор К-151 ГАЗель.

1 – крышка; 2 – поплавок; 3 – воздушный жиклер переходной системы второй камеры; 4 – топливный жиклер переходной системы второй камеры; 5 – резьбовой винт-держатель распылителя эконостата; 6 – главный воздушный жиклер второй камеры; 7 – распылитель эконостата; 8 – эмульсионная трубка главной дозирующей системы второй камеры; 9 – малый диффузор первой камеры с распылителем; 10 – держатель распылителя ускорительного насоса с нагнетательным клапаном; 11* – распылители ускорительного насоса; 12 – воздушная заслонка; 13 – малый диффузор второй камеры с распылителем; 14 – главный воздушный жиклер первой камеры; 15 – эмульсионная трубка главной дозирующей системы первой камеры; 16 – блок топливного и воздушного жиклеров холостого хода с эмульсионной трубкой; 17 – эмульсионный жиклер системы холостого хода; 18 – второй воздушный жиклер холостого хода; 19 – регулировочная игла на жиклере дренажного канала ускорительного насоса; 20 – ограничитель хода всасывающего шарикового клапана ускорительного насоса; 21 – корпус карбюратора; 22 – перепускной (дренажный) жиклер ускорительного насоса; 23 – шарик всасывающего клапана ускорительного насоса; 24 – пружина хода всасывания диафрагмы ускорительного насоса; 25 – диафрагма ускорительного насоса; 26 – крышка диафрагмы ускорительного насоса; 27 – рычаг привода ускорительного насоса; 28 – главный топливный жиклер первой камеры; 29 – штуцер клапана ЭПХХ; 30 – диафрагма клапана ЭПХХ; 31 – запорный клапан ЭПХХ; 32 – вставной пластмассовый ограничитель поворота винта «качества»; 33 – винт регулировки состава смеси («винт качества») на холостом ходу; 34 – разгрузочное поддиафрагменное отверстие в корпусе клапана ЭПХХ; 35 – корпус экономайзера принудительного холостого хода (узел холостого хода); 36 – седло клапана системы холостого хода; 37 – винт регулировки частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу; 38 – прокладка узла холостого хода; 39 – дополнительный винт регулировки состава смеси на главной топливоподающей ветви холостого хода (только на ранних модификациях карбюраторов); 40 – переходное щелевое отверстие системы холостого хода; 41 – дроссельная заслонка первой камеры; 42 – кулачок привода рычага ускорительного насоса; 43 – ролик рычага ускорительного насоса; 44 – входное окно воздушного канала системы холостого хода; 45 – дроссельная заслонка второй камеры; 46 – термоизоляционная наборная прокладка корпуса карбюратора; 47 – корпус дроссельных заслонок; 48 – штуцер отбора разрежения к электромагнитному клапану управления ЭПХХ; 49 – штуцер отбора разрежения к вакуумному регулятору опережения зажигания; 50 – главный топливный жиклер второй камеры; 51 – штуцер отбора разрежения к клапану рециркуляции отработавших газов; 52 – силовая цепь блока управления ЭПХХ; 53 – цепь микропереключателя системы ЭПХХ; 54 – фильтр на вентиляционном штуцере электромагнитного клапана управления ЭПХХ; 55 – электромагнитный клапан системы ЭПХХ; 56 – винт крепления корпуса топливного фильтра; 57 – топливный фильтр; 58 – топливный штуцер; 59 – пробка на стенке поплавковой камеры; 60 – запорный клапан поплавкового механизма; 61 – серьга запорной иглы; 62 – язычок поплавка.

* У карбюраторов, установленных на двигателе ЗМЗ-402 распылитель имеет одну форсунку, направленную в первую камеру.

Тарировочные данные карбюраторов К-151 (ЗМЗ-402), К-151Д (ЗМЗ-406), К-151Т (УМЗ-4215).

Карбюратор К-151 ГАЗель.

Особенности конструкции.

Карбюраторы К-151 представляют собой устройства для точного дозирования топлива в потоке воздуха, образования из топлива и воздуха горючей смеси и регулирования ее подачи в двигатель.

Карбюратор имеет два расположенных рядом вертикальных канала для прохода воздуха, в нижней части каждого из которых установлена поворотная дроссельная заслонка. Каждый из каналов называют камерой карбюратора. Поскольку таких каналов-камер два, а привод дроссельных заслонок устроен так, что по мере нажатия на педаль акселератора сначала открывается одна, а затем другая заслонка, карбюраторы этого типа называют двухкамерными с последовательным открытием камер. Камера, в которой дроссельная заслонка открывается раньше, называется первой, другая — второй.

В средней части каждого из главных воздушных каналов имеются конусообразные сужения-диффузоры, посредством которых создается разрежение в потоке воздуха, необходимое для подсасывания топлива из находящейся в корпусе карбюратора специальной емкости — поплавковой камеры. Необходимый для нормальной работы карбюратора уровень топлива в поплавковой камере поддерживается постоянным (точнее, почти постоянным) при помощи механизма с поплавком и запорной иглой.

Принципиальное отличие поплавкового механизма карбюратора К-151 от аналогичного устройства всех других отечественных карбюраторов: он полностью, вместе с иглой и поплавком, размещен в корпусе карбюратора и доступен для контроля после снятия крышки, без нарушения его работы.

Карбюратор состоит из трех основных частей:

  • верхней — крышки с фланцем и шпильками крепления воздушного фильтра, с устройством вентиляции поплавковой камеры и деталями пускового устройства. Семью винтами крышка крепится к корпусу карбюратора через картонную прокладку;
  • средней — корпуса карбюратора с поплавковой камерой и поплавковым механизмом, топливоподводящим штуцером и топливодозирующими системами;
  • нижней — корпуса дроссельных заслонок, с дроссельными заслонками и механизмом их привода, а также устройством холостого хода. Корпус дроссельных заслонок крепится к корпусу карбюратора снизу двумя винтами через прокладки: двух тонких картонных и одной толстой пластмассовой.

В карбюраторе имеются следующие системы, устройства и механизмы:

  • поплавковый механизм;
  • топливодозирующие системы;
  • главные дозирующие системы
  • первой и второй камер;
  • система холостого хода;
  • переходная система второй камеры;
  • эконостат;
  • ускорительный насос;
  • пусковое устройство;
  • клапан-экономайзер отключения
  • топливоподачи на режиме принудительного холостого хода;
  • система принудительной вентиляции картера;
  • система вентиляции поплавковой камеры;
  • механизм управления дроссельными заслонками.
  • система холостого хода — с регулировкой количества и состава смеси (автономная система холостого хода).

Во второй камере карбюратора имеется переходная система с подачей топлива непосредственно из поплавковой камеры. Система вступает в работу в момент открытия дроссельной заслонки второй камеры.

Ускорительный насос диафрагменного типа. Для обогащения горючей смеси при полной нагрузке во второй камере предусмотрен эконостат.

Пусковое устройство — полуавтоматического типа, состоит из пневмокорректора, системы рычагов и воздушной заслонки, закрытие которой перед пуском холодного двигателя производится водителем при помощи ручного привода. В момент пуска двигателя пневмокорректор, используя разрежение, возникающее под карбюратором, автоматически приоткрывает воздушную заслонку на требуемый угол, обеспечивая устойчивую работу двигателя при прогреве.

Внимание.

При вытягивании ручки воздушной заслонки необходимо нажать на педаль акселератора.

Карбюраторы К-151Д и К-151Т отличаются от карбюратора К-151 распылителем ускорительного насоса с двумя форсунками и проходными сечениями дозирующих элементов.

Система отключения подачи топлива карбюратора К-151Д состоит из электромагнитного клапана, управляемого контроллером зажигания, и экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ). ЭПХХ размещается на карбюраторе, электромагнитный клапан и контроллер зажигания — под капотом, на щитке передка автомобиля.

Контроллер зажигания управляет электромагнитным клапаном в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя и разрежения во впускном трубопроводе.

Система отключения подачи топлива работает следующим образом.

При отпущенной педали привода дроссельных заслонок и частоте вращения коленчатого вала двигателя более 1650 мин -1 контроллер не подает напряжение на электромагнитный клапан, в результате через каналы электромагнитного клапана атмосферный воздух поступает в ЭПХХ, клапан которого перекрывает канал холостого хода.

Регулировка уровня топлива.

Устанавливаем автомобиль на горизонтальной площадке.

Снимаем корпус воздушного фильтра.

Снимаем с карбюратора микропереключатель.

Шлицевой отверткой через отверстие в кронштейне микропереключателя отворачиваем винт крепления и снимаем кронштейн. Тонкими плоскогубцами расшплинтовываем нижний конец тяги привода воздушной заслонки и отсоединяем тягу от накладного рычага управления пусковым устройством. Шлицевой отверткой отворачиваем семь винтов крепления крышки корпуса карбюратора, снимаем крышку и картонную прокладку. Ручным приводом топливного насоса накачиваем топливо в поплавковую камеру карбюратора.

Глубиномером штангенциркуля замеряем расстояние между верхней плоскостью корпуса поплавковой камеры и уровнем топлива. Оно должно быть 19–22 мм.

В противном случае снимаем поплавок. Уровень топлива регулируем подгибанием язычка. Если регулировка не дает положительного результата, уровень выше — негерметичен игольчатый клапан, уровень ниже — негерметичен поплавок либо неисправен топливный насос.

Проверяем герметичность поплавка, погрузив его в воду. Если при этом будут выделяться пузырьки воздуха — заменяем поплавок.

Герметичность игольчатого клапана проверяем, установив поплавок на место. Потянув за поплавок вверх, закрываем клапан и подкачиваем топливо насосом. Герметичный клапан не должен пропускать топливо. Неисправный клапан заменяем.

Устанавливаем крышку карбюратора в обратной последовательности.

Система экономайзера принудительного холостого хода.

Система ЭПХХ отключает подачу топлива во впускной трубопровод в режиме торможения двигателем (так называемого принудительного холостого хода), тем самым экономится топливо и уменьшается выброс токсичных веществ в атмосферу.

Система состоит из электронного блока управления, микропереключателя, клапана экономайзера принудительного холостого хода и электромагнитного клапана.

Электронный блок управления ЭПХХ (1412.3733 или 25.3761-01) при увеличении оборотов двигателя свыше 1590–1700 мин – 1 отключает питание обмотки электромагнитного клапана. При этом пространство над диафрагмой экономайзера через клапан соединяется с атмосферой, разрежение падает и клапан экономайзера под действием пружины перекрывает канал холостого хода.

Когда обороты двигателя падают примерно до 1300 мин – 1 , блок управления вновь подает напряжение на электромагнитный клапан, он закрывается, и в полости над диафрагмой вновь создается разрежение.

Клапан экономайзера открывается, обеспечивая доступ топлива в канал

холостого хода. Электромагнитный клапан обесточивается также, если выключить зажигание, чем исключается самовоспламенение топливовоздушной смеси в цилиндрах.

На карбюраторе установлен микропереключатель, который при открытии дроссельной заслонки подает напряжение на электромагнитный клапан напрямую, минуя блок управления.

Регулировка микропереключателя системы ЭПХХ.

Отсоединяем провода от микропереключателя.

Подсоединяем к его штекерам омметр.

При отпущенной педали подачи топлива контакты микропереключателя должны быть разомкнуты, при малейшем нажатии на педаль — замкнуты.

Для регулировки момента включения отверткой ослабляем два винта и, перемещая микропереключатель вдоль овальных отверстий корпуса, добиваемся его оптимального положения.

Схема пускового устройства.

Карбюратор К-151 ГАЗель.

1 – шток диафрагменного механизма; 2 – левая часть двуплечего рычага пускового устройства; 3 – пружина закрытия воздушной заслонки; 4 – стяжной винт двуплечего рычага; 5 – усик на правой части двуплечего рычага; 6 – рычаг на переднем конце оси воздушной заслонки; 7 – закрывающий рычаг на заднем конце оси воздушной заслонки; 8 – тяга пускового устройства; 9 – промежуточный рычаг; 10 – воздушная заслонка; 11 – резьбовая головка на конце тяги (для ранних моделей карбюраторов); 12 – регулировочный винт-упор приоткрытия дроссельной заслонки; 13 – кулачок; 14 – канал подвода разрежения к диафрагме пускового устройства; А, Б, В – зазоры; К – выступ рычага 9.

Регулировка пускового устройства.

Снимаем карбюратор с двигателя.

Приоткрыв дроссельную заслонку, отводим рычаг пусковым устройством до упора влево и фиксируем его в этом положении проволокой или шнуром.

Круглым калибром (например, сверлом) проверяем зазор между кромкой дроссельной заслонки и стенкой смесительной камеры.

Зазор должен быть 1,5–1,8 мм.

Если он не соответствует норме, пассатижами (или ключом «на 8») ослабляем затяжку контргайки, отверткой вращая винт-упор, выставляем требуемый зазор.

Винт-упор имеет фигурную головку. Плоскость головки должна оставаться перпендикулярной плоскости кулачка пускового устройства. Поэтому поворачиваем винт либо на пол-оборота, либо на целое количество оборотов.

При повернутом рычаге управления пусковым устройством до упора и полностью закрытой воздушной заслонке набором щупов проверяем зазор между рычагами на оси воздушной заслонки. Он должен быть в пределах 0,2–0,8 мм.

Если зазор «неправильный», отверткой ослабляем винт крепления накладного рычага на кулачке пускового устройства. При большем зазоре перемещаем накладной рычаг вверх, а при отсутствии зазора – вниз (в пределах прорези под винт крепления).

На карбюраторах ранних выпусков указанный зазор выставляется регулировкой длины тяги привода воздушной заслонки. Для этого на тяге установлена резьбовая головка.

Утопив Г-образный шток пускового устройства, сверлом проверяем зазор между нижней кромкой воздушной заслонки и стенкой диффузора. Он должен быть 6±1 мм.

Для установки требуемого зазора ослабляем затяжку винта, стягивающего половины двуплечего рычага.

Система рециркуляции отработавших газов.

Система состоит из клапана рециркуляции с мембраной, термовакуумного выключателя и двух шлангов.

Одним шлангом выключатель соединен с наддроссельным пространством карбюратора, и при работе двигателя в шланге создается разрежение. Другой шланг подходит к выключателю от клапана рециркуляции. При прогреве двигателя клапан термовакуумного включателя открывается и пропускает разрежение к клапану рециркуляции, открывая его. Часть отработавших газов через перепускное отверстие засасывается во впускной коллектор и догорает в цилиндрах двигателя, что снижает токсичность отработавших газов.

Схема системы рециркуляции отработавших газов.

Карбюратор К-151 ГАЗель.

1 – шланг от термовакуумного выключателя к клапану рециркуляции; 2 – шланг от термовакуумного выключателя к карбюратору; 3 – карбюратор; 4 – термовакуумный выключатель; 5 – головка блока цилиндров; 6 – выпускной коллектор; 7 – впускной трубопровод; 8 – клапан рециркуляции; А – на холодном двигателе; Б – на двигателе, прогретом до температуры 40°С, на частичных нагрузках.

 

 
 

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства