Комплексная микропроцессорная система управления двигателем. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
- Конструкция. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
- Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
Комплексная микропроцессорная система управления двигателем.
Микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40522.10 предназначена:
- для обеспечения оптимальной работы двигателя на всех режимах с учетом топливной экономичности, выбросов токсичных веществ в отработавших газах, пусковых и ездовых качеств автомобиля;
- для автоматизированного контроля технического состояния двигателя, а также проведения внешней диагностики.
Принципиальная схема системы управления показана на рис.40. Электрическая схема соединений системы управления двигателем приведена в приложении 2. Компоненты системы управления приведены в приложении 3. Коды неисправностей системы управления двигателем приведены в приложении 4.
Для диагностирования системы управления двигателем ЗМЗ-40522.10 применяется диагностический тестер АСКАН-10 или аналогичные.
Рис.40. Принципиальная схема системы управления.
Блок управления получает информацию с датчиков системы и по сложной логике вырабатывает сигналы управления, необходимые для функционирования систем двигателя, обеспечивающих его работу:
а) топливоподача в двигатель: блок управляет включением-выключением бензонасоса, порядком и длительностью открытия форсунок;
б) искровое зажигание: блок управляет катушками зажигания для искрообразования в свечах зажигания;
в) защита от детонации: блок формирует угол опережения зажигания, обеспечивающий работу двигателя без детонации;
г) стабилизация частоты вращения холостого хода: блок регулирует открытие регулятора холостого хода для поддержания частоты вращения холостого хода;
д) электромагнитная муфта вентилятора системы охлаждения: блок управляет включением-выключением реле электромагнитной муфты системы охлаждения.
Датчики и узлы системы управления, размещенные на двигателе.
1. Датчик синхронизации (положения коленчатого вала двигателя), индукционного типа, размещен на крышке цепи вблизи шкива коленчатого вала. Предназначен для определения блоком управления углового положения и частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Формирует электрический сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика со специальным зубчатым диском (60-2 зуба), установленным на шкиве коленчатого вала. Взаимная ориентация диска синхронизации и датчика такова, что момент прохождения осью датчика сбега двадцатого зуба диска синхронизации соответствует нахождению поршня первого и четвертого цилиндров в верхней мертвой точке. Отсчет номера зуба – от пропуска в направлении, противоположном вращению коленчатого вала двигателя.
2. Датчик фазы (положения распределительного вала) – на эффекте Холла, размещен на головке цилиндров. Предназначен для определения блоком управления фазы рабочего цикла в цилиндрах двигателя.
Формирует сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика с отметчиком (отогнутая пластина), установленном на выпускном распределительном вале.
Момент начала формирования сигнала датчиком фазы, при наличии совпадения сбега первого зуба диска 60-2 с осью датчика синхронизации, свидетельствует о начале такта сжатия в первом цилиндре.
3. Датчик положения дроссельной заслонки – установлен на корпусе дроссельной заслонки и связан с осью вращения заслонки. Датчик магниторезистивный (двухканальный), предназначен для определения блоком управления углового положения дроссельной заслонки.
4. Датчик температурного состояния двигателя, терморезистивный. Один размещен в корпусе термостата, другой – на впускной трубе.
Предназначены для определения температурного состояния двигателя и корректировки регулировок систем питания и зажигания.
5. Датчик детонации пьезоэлектрический, размешен на блоке цилиндров со стороны впускной системы, в зоне 4-го цилиндра.
Предназначен для выявления блоком управления детонационного сгорания в двигателе.
6. Регулятор холостого хода (добавочного воздуха) предназначен для поддержания частоты вращения коленчатого вала при пуске, на холостом ходу, при прогреве. Регулятор обеспечивает в этих режимах подачу воздуха в двигатель в обход дроссельной заслонки (байпас).
Регулятор закреплен на ресивере и представляет собой неразборный агрегат в виде клапана, регулирующего подачу воздуха на указанных выше режимах работы.
7. Катушки зажигания предназначены для вырабатывания электрического тока высокого напряжения, необходимого для образования искры в свечах зажигания и воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя.
Катушки зажигания (2 шт.) установлены на крышке клапанов и представляют собой трансформаторы, преобразующие низкое напряжение, поступающее в первичное обмотку, в высокое напряжение, снимаемое со вторичной обмотки.
8. Свечи зажигания типа АУ14ДВРМ – малогабаритного исполнения, с помехоподавительным резистором, четыре, ввернуты в головку цилиндров по центру камер сгорания. Зазор между электродами свечей 0,70…0,85 мм.
Кроме этого, компонентами системы управления, размещенными на двигателе, являются электромагнитные форсунки и электромагнитная муфта привода
вентилятора системы охлаждения, информации по которым приведена в соответствующих разделах руководства.
Датчики и узлы системы управления, размещенные на автомобиле.
1. Датчик массового расхода воздуха ДМРВ термоанемометрический, пленочный, размещен между воздушным фильтром и дроссельным патрубком двигателя. Предназначен для определения блоком управления расхода воздуха (наполнения цилиндров) двигателя.
В ДМРВ встроен датчик температуры, терморезистивного типа. Предназначен для измерения блоком управления температуры воздуха на впуске.
2. Датчик кислорода (лямбда-зонд), циркониевый, с управляемым электроподогревом, размещен до нейтрализатора, на приемной трубе выхлопной системы автомобиля. Предназначен для определения блоком управления состава смеси до нейтрализатора (на выпуске двигателя).
Цепи подогрева датчика кислорода управляются непосредственно от блока управления.
3. Датчик скорости автомобиля, на эффекте Холла, размещение на приводе спидометра коробки передач. Предназначен для измерения блоком управления скорости автомобиля.
4. Адсорбер паров бензина с клапаном продувки, электромагнитным, размещение в подкапотном пространстве автомобиля. Предназначен для улавливания топливных паров из бензобака и их аккумулирования в адсорбере.
По команде от блока управления, клапан коммутирует магистраль, соединяющую адсорбер и впускную трубу двигателя (подвод – через штуцер за дроссель). Клапан предназначен для продувки (регенерации) адсорбера.
5. Погружной электробензонасос, размещен в бензобаке автомобиля. Предназначен для подачи топлива в топливопровод.
6. Диагностический разъем, размещение в салоне автомобиля на кронштейне педали акселератора.
Предназначен для обеспечения информационного обмена блока управления с диагностическим оборудованием.
В памяти блока управления сохраняются параметры эксплуатации автомобиля и информация по неисправностям в виде кодов неисправности, доступная для считывания диагностическим оборудованием через разъем диагностики.
7. Реле электромагнитные, размещение в подкапотном пространстве автомобиля.
Предназначены для коммутации напряжения бортовой сети автомобиля по команде от блока управления:
- (Главное) – на исполнительные механизмы, датчики системы управления и блок управления;
- (Бензонасоса) – на электропривод погружного бензонасоса.
8. Индикатор диагностики – лампа, желтого (оранжевого) цвета с символом мотора, размещение на панели приборов автомобиля. Предназначен для индикации нарушений в функционировании системы управления и выполнения функций бортовой диагностики.
При включении зажигания, индикатор должен включиться, и в случае не обнаружения бортовой диагностикой неисправностей, погаснуть через 5-10 сек.
Разнохарактерное горение сигнализатора в движении указывает на выход из строя некоторых элементов системы управления двигателем. Пуск двигателя и движение автомобиля при свечении лампы неисправности, в целях предотвращения повреждения нейтрализатора или нарушения функций управления, без предварительной диагностики системы нежелательно.
9. Блок управления Микас 7.1, микропроцессорный, размещение в подкапотном пространстве автомобиля. Исполнение блока управления может меняться, в зависимости от комплектации автомобиля.
10. Жгут проводов системы управления, в зависимости от комплектации автомобиля.