Меню Закрыть

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

ТИ 3100.25100.40176

1. Типы насосов и конструктивные особенности.

На автомобилях LADA применяются масляные насосы шестеренчатого типа служащие для подачи масла к трущимся поверхностям деталей двигателя. На задне – и полноприводные автомобили устанавливаются насосы типа 2101/2121-1011010. Масляный насос этого типа устанавливается внутри поддона картера и крепится двумя болтами 1, рисунок 1, к блоку цилиндров. Ведущая шестерня неподвижно закреплена на валике 8, а ведомая шестерня 9 свободно вращается на оси, запрессованной в корпусе. Масло поступает в насос по маслоприемному патрубку 2, пройдя через фильтрующую сетку.

В корпусе маслоприемного патрубка встроен редукционный клапан 5. При повышении давления масла в системе смазки выше допустимого, редукционный клапан открывается и избыточное масло перепускается из полости давления в полость маслоприемника. Давление, при котором срабатывает редукционный клапан, определяется жесткостью пружины 4.

Рисунок 1. Детали масляного насоса задне – и полноприводных автомобилей.

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

1 – болт; 2 – патрубок приемный; 3 – шайба пружины; 4 – пружина; 5 – клапан редукционный; 6 – крышка; 7 – корпус; 8 – валик; 9 – шестерня ведомая.

На переднеприводные автомобили устанавливаются насосы типа 2108/2112-1011010. Насос собран в корпусе 1, рисунок 2, и крепится к передней стенке блока цилиндров. Масляный насос односекционный, шестеренчатый, с зубчатым колесом внутреннего зацепления. Внутренняя ведущая шестерня 4 масляного насоса приводится во вращение коленчатым валом.

В крышке масляного насоса устанавливается передний сальник коленвала.

При работе двигателя ведущая и ведомая шестерни насоса всасывают масло через маслоприемник и впадинами зубьев подают его в нагнетательную полость насоса. При давлении выше допустимого открывается редукционный клапан 8 и часть масла перепускается из нагнетательной полости в полость всасывания.

Применяемость масляных насосов на а/м LADA указана в таблице 1, основные детали насосов указаны в таблице 2.

Рисунок 2. Детали масляного насоса переднеприводных автомобилей.

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

1 – корпус; 2 – патрубок приемный; 3 – болт; 4 – шестерня ведущая; 5 – шестерня ведомая; 6 – крышка; 7 – сальник; 8 – клапан редукционный; 9 – пружина; 10 – пробка; 11 – болт; 12 – уплотнительное кольцо.

Рисунок 3. Патрубок масляного насоса.

2101

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

2121

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

Высота патрубка 2101 равна 49 мм.

Высота патрубка 2121 равна 79 мм.

Рисунок 4. Крышка масляного насоса.

2108

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

2112

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

На крышке 2112 масляного насоса имеется прилив под датчик положения коленчатого вала.

На крышке 2108 масляного насоса прилив отсутствует.

Таблица 1.

Применяемость масляных насосов на двигатели ВАЗ.

Номер насоса по каталогу ВАЗ Модель двигателя
2103

2104

2105

2106

21067

21213

21214

2130

2108

21081

21083

2110

11183

11194

21114

2112

21124

21126

2101-1011010 +      
2121-1011010   +    
2108-1011010     +  
2112-1011010       +

Таблица 2.

Основные детали масляных насосов.

Наименование детали Модель масляного насоса
2101-1011010 2121-1011010 2108-1011010 2112-1011010
Корпус насоса 2101-1011015 2101-1011015 2108-1011015 2108-1011015
Крышка насоса 2101-1011052 2101-1011052 2108-1011050 2112-1011050
Патрубок приемный 2101-1011070 2121-1011070 2108-1011070 2108-1011070
Валик 2101-1011040 2101-1011040
Клапан редукционный 2101-1011090 2101-1011090 2108-1011090 2108-1011090
Пробка 2112-1011061
Шестерня ведущая 2108-1011045 2108-1011045
Шестерня ведомая 2101-1011032 2101-1011032 2108-1011032 2108-1011032

2. Разборка.

Работы выполнять в соответствии с требованиями “Правил по охране труда на автомобильном транспорте” ПОТ РМ-027-2003 и инструкции по охране труда, действующей на предприятии.

2.1 Разобрать масляный насос:

– закрепить масляный насос в тисках с алюминиевыми накладками (тиски).

Для масляных насосов задне – и полноприводных автомобилей:

– отвернуть болты, снять приемный патрубок 2, рисунок 1, вместе с редукционным клапаном 5 давления масла и пружиной 4 (головка сменная 13, вороток);

– снять крышку 6 корпуса 7 насоса, извлечь из корпуса валик 8 насоса с ведущей шестерней и ведомую шестерню 9.

Для масляных насосов переднеприводных автомобилей:

– отвернуть болты 11, рисунок 2, крепления корпуса 1 насоса и крышки 6. Извлечь корпус, ведомую 5 и ведущую 4 шестерни (ключ торцовый 5 под внутренний шестигранник);

– отвернуть пробку 10 редукционного клапана 8. Извлечь пружину 9 с клапаном (головка сменная 13 или ключ под внутренний шестигранник 8, вороток);

– извлечь из крышки насоса сальник 7 коленчатого вала (отвертка плоская или крючок технологический). Сальник коленвала подлежит замене.

2.2 Промыть детали и продуть сжатым воздухом (установка L-90 для мойки узлов и деталей, пистолет типа АН 050101 для обдува сжатым воздухом).

3. Контроль и сортировка деталей.

3.1 Произвести осмотр деталей.

Детали, техническое состояние которых не удовлетворяет требованиям настоящей инструкции, а также прокладка и сальник подлежат замене.

Не допускаются:

  • трещины, сколы, задиры, обломы, раковины, срыв резьбы более чем на два витка, смятие граней, повреждение и износ шлицев.

3.2 Произвести замер деталей.

Рисунок 5. Корпус 2101-1011015 масляного насоса.

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

3.2.1 Корпус 2101-1011015 масляного насоса, рисунок 5.

Допускается:

  • диаметр оси ведомой шестерни не менее 11,9 мм;
  • диаметр отверстия под валик ведущей шестерни не более 12,05 мм;
  • глубина гнезд под шестерни не более 30,1 мм;
  • диаметр гнезд под шестерни не более 34,13 мм (штангенциркуль ШЦ-1-125, нутромер НИ-10-18, 18-50, штангенглубиномер ШГ 250).

Рисунок 6. Валик 2101-1011040 с ведущей шестерней.

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

3.2.2 Валик 2101-1011040 с ведущей шестерней, рисунок 6.

Допускается:

  • диаметр валика не менее 11,97 мм;
  • высота шестерни не менее 29,95 мм;
  • изгиб валика не более 0,04 мм (микрометр МК 25-1, 50-1, призмы, штатив ШМ-ПВ-8, индикатор ИЧ-10).

Рисунок 7. Ведомая шестерня 2101-1011032.

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

3.2.3 Ведомая шестерня 2101-1011032, рисунок 7.

Допускается:

  • высота шестерни не менее 29,95 мм;
  • диаметр отверстия под ось не более 11,98 мм (микрометр МК 50-1, нутромер НИ-10-18).

Рисунок 8. Редукционный клапан 2101-1011090.

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

3.2.4 Редукционный клапан 2101-1011090, рисунок 8.

Допускается:

  • диаметр стержня клапана не менее 6,93 мм (микрометр МК 25-1).

Рисунок 9. Патрубок 2101/2121-1011070.

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

3.2.5 Патрубок 2101/2121-1011070 масляного насоса, рисунок 9.

Допускается:

  • диаметр отверстия под редукционный клапан не более 7,04 мм (нутромер НИ 6-10).

Рисунок 10. Крышка 2101-1011052 масляного насоса.

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

3.2.6 Крышка 2101-1011052 масляного насоса, рисунок 10.

Допускается:

  • допуск плоскостности рабочей поверхности крышки не более 0,03 мм (плита поверочная, набор щупов).

Рисунок 11. Ведущая шестерня 2108-1011045.

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

Рисунок 12. Ведомая шестерня 2108-1011032.

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

3.2.7 Ведущая шестерня 2108-1011045, рисунок 11.

Допускается:

  • внутренний диаметр шестерни не более 35,05 мм; ширина шестерни не менее 7,42 мм;
  • ширина посадочного места на вал не более 30,0 мм (нутромер НИ 18-50, микрометр МК-25-1, штангенциркуль ШЦ-1).

3.2.8 Ведомая шестерня 2108-1011032, рисунок 12.

Допускается:

  • наружный диаметр шестерни не менее 74,80 мм (микрометр МК 75-1);
  • ширина шестерни не менее 7,35 мм (микрометр МК 25-1).

Рисунок 13. Редукционный клапан 2108-1011090.

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

3.2.9 Редукционный клапан 2108-1011090, рисунок 13.

Допускается:

  • диаметр стержня клапана не менее 11,98 мм (микрометр МК 25-1).

Рисунок 14. Корпус 2108-1011015 масляного насоса.

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

3.2.10 Корпус 2108-1011015 масляного насоса, рисунок 14.

Допускается:

  • диаметр гнезда под ведомую шестерню не более 75,10 мм (нутромер НИ 50-100).

3.2.11 Крышка 2108/2112-1011052 масляного насоса.

Допускается:

  • диаметр отверстия под клапан не более 12,03 мм (нутромер НИ 10-18).

4. Сборка.

4.1 Выполнить сборку масляного насоса в последовательности, обратной разборке. Перед сборкой смазать детали насоса моторным маслом.

Для масляных насосов задне- и полноприводных автомобилей:

– зазор между зубьями шестерен и корпусом насоса должен быть от 0,11 до 0,18 мм, рисунок 15 (набор щупов);

– зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса должен быть от 0,06 до 0,16 мм, рисунок 16 (набор щупов, линейка поверочная).

Рисунок 15. Проверка радиального зазора.

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

Рисунок 16. Проверка осевого зазора.

Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.

Для масляных насосов переднеприводных автомобилей:

– шестерни устанавливать фасками в сторону корпуса.

Предъявить масляный насос ОТК. ОТК проверить выборочно качество проведенного ремонта пооперационно в процессе выполнения работ.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства