Меню Закрыть

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

4. Контроль и сортировка деталей.

4.1 Произвести осмотр деталей.

Не допускаются: трещины, обломы, вмятины, забоины, смятие граней, повреждение резьбы более двух витков, наличие на зубьях звездочек следов износа и наклепа, расслоение и разлохмачивание ремней привода генератора и ГРМ (осмотр визуальный).

Детали, техническое состояние которых не удовлетворяет требованиям настоящей инструкции, а также прокладки, сальники подлежат замене.

4.2 Произвести замер рабочих поверхностей деталей.

4.2.1 Блок цилиндров.

Максимальный диаметр D цилиндров, при котором требуется расточка согласно таблице 3 (нутромер НИ 50-100-1).

Таблица 3.

Обозначение блока цилиндров D
2101/2103/2108/21081-1002011 76,15
21011/2105/2106-1002011 79,15
21213/21214/2123/2130/21083/2110/2112/11183-1002011-10 82,15
11194-1002011 76,65
11193-1002011 82,15
21126-1002011 82,15

Рис. 36.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

Измерение диаметра цилиндра производить по четырем поясам в продольном и поперечном направлениях как показано на рисунке 36. Предельный размер определять по наиболее изношенному цилиндру.

Для двигателей заднеприводных и полноприводных автомобилей:

– диаметр втулок валика привода масляного насоса не более 48,10 мм и 22,02 мм (нутромер НИ 18-50-1);

– диаметр втулки шестерни привода масляного насоса не более 16,04 мм (нутромер НИ 10-18-1).

4.2.2 Шатун с крышкой в сборе.

Допустимый диаметр отверстия под поршневой палец согласно таблице 4 (нутромер НИ 18-50-1).

Таблица 4.

Обозначение шатуна Диаметр отверстия под поршневой палец не более, мм
2101/2108-1004045 21,96
21213/2110-1005045 22,00
11194-1004045 18,00

Шатуны 2101/21213-1004045 отличаются от шатунов 2108/2110-1004045 формой верхней головки шатуна, как показано на рисунке 37.

Шатун 11194-1004045 “колотый”, линия разъема крышки и шатуна произвольная. Шатун 11194-1004045 отличается от шатунов 2108/2110-1004045 и шатунов 2101/21213-1004045 длиной. Длина шатуна согласно таблице 5.

Таблица 5.

Обозначение шатуна Длина шатуна L не более, мм
2101/21213-1004045 195,07
2108/2110-1004045 178,04
11194-1004045 181

В отверстия верхних головок шатунов 21213/2110-1004045 запрессованы втулки и на шатуны нанесена маркировка класса отверстия под поршневой палец и класса шатуна по массе.

Маркировка наносится:

для шатунов 21213-1004045 – ударным способом на торце верхней головки шатуна (класс отверстия под поршневой палец), краской на стержне шатуна согласно таблице 6 (класс шатуна по массе);

Рис. 37.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

Таблица 6.

Масса верхней головки шатуна, г Масса нижней головки шатуна, г Класс Цвет маркировки
186±2 527±3 A белый
533±3 B голубой
539±3 C красный
190±2 527±3 D черный
533±3 E фиолетовый
539±3 F зеленый
194±2 527±3 G желтый
533±3 H коричневый
539±3 I оранжевый

для шатунов 2110-1004045 – ударным способом на торце крышки шатуна (класс отверстия под поршневой палец), ударным способом или краской на торце крышки шатуна согласно таблице 7 (класс шатуна по массе).

Таблица 7.

Масса шатуна, г Масса верхней головки шатуна, г Масса нижней головки шатуна, г Класс Цвет маркировки
673±5 184±2 489±3 Ф красный
679±5 495±3 Л зеленый
685±5 501±3 Б  
677±5 188±2 489±3 Х  
683±5 495±3 М  
689±5 501±3 В  
681±5 192±2 489+3 Ц  
687±5 495±3 Н  
693±5 501±3 Г голубой

Масса шатуна 11194-1004045 по классам, согласно таблице 8.

Таблица 8.

Масса шатуна в сборе, г Класс
398±3 A
405±4 B
412±3 C

Применяемость шатунов согласно таблице 9.

Таблица 9.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

4.2.3 Вал коленчатый.

Допустимые значения размеров согласно таблице 10 (микрометр типа МК 75-1, штангенциркуль ШЦ-П-250-0,1, призмы, индикатор типа ИЧ-10, штатив ШМ-ПВ-8).

При значениях размеров диаметров коренных и шатунных шеек, менее указанных в таблице, коленчатый вал, рисунок 38, подлежит ремонту путем перешлифовки шеек с уменьшением диаметра на 0,25; 0,5; 0,75 или 1мм.

При значениях размеров D – 49,79 мм и – 46,83 мм коленчатый вал выбраковывается.

На поверхностях коленчатого вала, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, не допускаются царапины, забоины и риски.

Рис. 38.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

Таблица 10.

Обозначение коленчатого вала Диаметр D коренных шеек не менее, мм Диаметр d шатунных шеек не менее, мм Ширина t пятой коренной шейки не более, мм Ширина t1третьей коренной шейки не более, мм
2101/ 2103/ 21213/ 2130-1005015 50,79 47,83 28,0
2108/ 21081/ 2112-1005016, 11183-1005016-01 27,2

На коленчатые валы 2101/2103/21213/-1005015, 2112-1005016, 11183-1005016-01 нанесена маркировка обозначения детали:

– на боковой поверхности первого противовеса – для коленчатых валов 2101/2103-1005015;

– на лыске в передней части – для коленчатых валов 21213/2130-1005015;

– на боковой поверхности пятого противовеса – для коленчатых валов 2112-1005016,11183-1005016-01.

Коленчатые валы 2108/21081-1005016 не маркируются и отличаются друг от друга размерами противовесов. Диаметр образующей окружности противовесов D, рисунок 39:

– для коленчатого вала 2108-1005016 – 131 мм;

– для коленчатого вала 21081-1005016 – 115 мм;

– для коленчатого вала 11183-1005016-01 – 124 мм.

Рис. 39.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

Ширина А щечки противовеса:

– для коленчатого вала 2108-1005016 – 102 мм;

– для коленчатого вала 21081-1005016 – 96 мм;

– для коленчатого вала 11183-1005016-01 – 102 мм.

Применяемость коленчатых валов согласно таблице 11.

Таблица 11.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

4.2.4 Поршень.

Не допускаются сколы и трещины любого характера, прогары, разрушение перегородок (осмотр визуальный).

Отличия поршней по внешнему виду днища приведены на рисунке 40.

Рис. 40.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

Поршни 2108-1004015 и 21083-1004015 отличаются диаметрами и маркировкой. Маркировка нанесена на боковой поверхности поршня в зоне отверстия под поршневой палец на поршень 2108-1004015 – “08”, на поршень 21083-1004015 – “083”.

Поршень 2110-1004015 отличается от поршней 2108/21083-1004015 наличием канавок под стопорные кольца в отверстии под поршневой палец.

Поршень 21124-1004015 отличается от поршня 2112-1004015 большей глубиной выборки под клапан: у поршня 21124-1004015 глубина выборки – 6,6 мм; у поршня 2112-1004015 глубина выборки – 4,0 мм.

Для двигателей ВАЗ 11194, 21126:

Поршень 21126-1004015 отличается от поршня 2112/21124-1004015 высотой поршня.

Высота поршня 21126-1004015 – 45,4 мм, а поршня 2112/21124-1004015 – 65,13 мм.

Применяемость поршней согласно таблице 12.

Таблица 12.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

4.2.5 Поршневые пальцы.

Не допускаются следы износа и задиры на поршневых пальцах после выпрессовки (осмотр визуальный).

По наружному диаметру поршневые пальцы разбиты на три категории (1, 2, 3) через 0,004 мм. Категория указывается цветной меткой на торце пальца: синяя метка – первая категория, зеленая – вторая, красная – третья.

Поршневые пальцы 11194/21126-1004020 поставляются в запасные части одной категории.

Применяемость поршневых пальцев согласно таблице 13.

Таблица 13.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

Таблица 14.

Обозначение поршневого пальца Длина L, мм Внутренний диаметр D отверстия, мм
2101-1004020 67 15
21213-1004020 67 15
2108-1004020 60,5 15
2110-1004020 60,5 13,5
11194/21126-1004020 53 10,5

Рис. 41.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

4.2.6 Упорные полукольца 2101/2106-1005183.

Допускается:

– толщина полукольца номинального размера не менее 2,30 мм;

– толщина полукольца увеличенного размера не менее 2,40 мм (микрометр МК 25-1).

Отличие полуколец:

– 2101-1005183 – металокерамическое (желтого цвета);

– 2106-1005183 – сталеалюминиевое (белого цвета).

4.2.7 Вал распределительный, рисунок 42.

Допустимые значения размеров согласно таблице 15 (призмы, индикатор типа ИЧ-10, штатив ШМ-ПВ-8, микрометр МК 50-1).

Высоту кулачков определять по формуле С = НD, где: Н – высота кулачка с базовым диаметром, D – базовый диаметр.

Рис. 42.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

Таблица 15.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

Распределительные валы 21213/21214-1006010 отличаются от распределительного вала 2101-1006010-20 наличием двух шестигранников между третьим и четвертым, пятым и шестым кулачками. Распределительный вал 2101-1006010-20 имеет один шестигранник между третьим и четвертым кулачками.

Распределительный вал 21214-1006010 отличается от распределительного вала 21213-1006010 наличием маркировки на задней торцевой поверхности вала и меткой диаметром 10…15 мм, нанесенной маслостойкой краской любого контрастного цвета, кроме красного, между первым и вторым кулачками.

Распределительный вал 2110-1006015 отличается от распределительного вала 2108-1006015 наличием шестигранника между пятым и шестым кулачками.

Впускной распределительный вал 2112-1006015 отличается от выпускного распределительного вала 2112-1006014 наличием выступающего пояска Б, рисунок 42, после первой опорной шейки.

Применяемость распределительных валов согласно таблице 16.

Таблица 16.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

* – на двигателях под нормы токсичности ЕВРО-3.

4.2.8 Корпус подшипников распределительного вала, рисунок 43.

Допустимые значения размеров согласно таблице 17 (плита поверочная, набор щупов, нутромер НИ 18-50-1).

Корпус подшипников распределительного вала 21214-1006033 отличается от корпуса подшипников распределительного вала 2101-1006033 уменьшенной высотой бобышки с отверстием под масляный канал, как показано на рисунке 44. Корпусы подшипников 21214-1006033 и 2101-1006033 не взаимозаменяемы.

Таблица 17.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

Замеры отверстий на корпусах подшипников распределительных валов 2108-1006033/35 и 2112-1006033 производить в сборе с головкой цилиндров. Момент затяжки гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала 2108-1006033/35 от 18 до 22 Н·м (от 1,8 до 2,2 кгс·м), момент затяжки болтов крепления корпуса подшипников распределительных валов 2112-1006033 от 8,0 до 10,0 Н·м (от 0,8 до 1,0 кгс·м) (головки сменные 8 и 13, вороток и удлинитель, ключ моментный).

Рис. 43.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

Рис. 44.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

Применяемость корпуса подшипников распределительного вала согласно таблице 18.

Таблица 18.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

4.2.9 Цепь привода распределительного вала, рисунок 45.

Допустимая длина цепи согласно таблице 19 (приспособление 67.7824-9521, штангенциркуль типа ШЦ-111-500-0,1).

Применяемость цепей согласно таблице 20.

Таблица 19.

Обозначение цепи привода распределительного вала Тип цепи Количество звеньев Длина цепи не более, мм
2101-1006040 двухрядная 114 490,0
2103-1006040 двухрядная 116 500,0
21214-1006040-03 однорядная

Измерение длины производить в следующем порядке:

– установить цепь 4, рисунок 45, на ступенчатые ролики 1 приспособления 5;

– вращением регулировочной гайки 2 отрегулировать положение противовеса 3. Ось противовеса 3 должна быть параллельна основанию приспособления 5;

Рис. 45.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

– переместить противовес в крайнее правое положение. При этом приспособление обеспечивает растяжение цепи с усилием 300 Н (30 кгс);

– переместить противовес 3 в крайнее левое положение. При этом растяжение цепи происходит с усилием 150 Н (15 кгс);

– повторить операции по растяжению цепи с нагрузками 300 Н (30 кгс) и 150 Н (15 кгс);

– замерить штангенциркулем 6 расстояние между роликами 1, рисунок 45;

– определить длину цепи (расстояние между осями роликов 1) по формуле:

L = Н + D, где:

  • L – длина цепи;
  • Н – расстояние между роликами;
  • D – диаметр ролика.

Таблица 20.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

4.2.10 Валик 2101-1011235 привода масляного насоса, рисунок 46.

Допустимые диаметры опорных шеек не менее: d – 21,94 мм и D – 48,01 мм (микрометры МК 25-1 и МК 50-1).

Рис. 46.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

4.2.11 Шестерня 2101/21213-1011228 привода масляного насоса.

Допустимый диаметр посадочной поверхности не менее 15,97 мм (микрометр типа МК25-1).

4.2.12 Шкивы зубчатые 2108-1006020-20, 2112-1006019/20, 21124-1006019/20, 21126-1006019 распределительных валов.

Допускается:

– диаметр отверстия под распределительный вал не более 22,04 мм (нутромер НИ 18-50);

– ширина паза под шпонку не более 4,1 мм (штангенциркуль).

Шкивы 2112-1006019/020 отличаются от шкивов 21124-1006019/20 установочными метками: на шкивах 2112-1006019/020 метки имеют овальную форму, на шкивах 21124-1006019/20 – прямоугольную форму. Шкивы не взаимозаменяемы.

4.2.13 Шкивы зубчатые 2108-1005030-20, 2110-1005030, 21126-1005030 коленчатых валов.

Допускается:

– диаметр отверстия под коленчатый вал не более 22,04 мм (нутромер НИ 18-50);

– ширина паза под шпонку не более 4,1 мм (штангенциркуль).

4.2.14 Толкатель 2101-1106166 бензонасоса.

Допустимая длина толкателя не менее 82,0 мм (штангенциркуль).

4.2.15 Болт крепления головки цилиндров, рисунок 47.

Допустимая длина болта L без учета высоты головки согласно таблице 21 (штангенциркуль).

Рис. 47.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

Таблица 21.

Обозначение болта Длина L болта не более, мм
21213-1003271 115,7
21213-1003271-01 115,7
2108-1003271, 2108-1003271-01 135,5
2112-1003271, 2112-1003271-01 100

Применяемость болтов крепления головки цилиндров согласно таблице 22.

Таблица 22.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

4.2.16 Маховик, рисунок 48.

Проверить состояние зубчатого обода и, в случае повреждения зубьев, заменить маховик. Установить маховик на поверочную плиту поверхностью А и проверить непараллельность плоскостей В и С относительно плоскости А (плита поверочная, штатив ШМ-ПВ-8, индикатор ИЧ – 10). Допустимая непараллельность поверхностей А, В, С не должна быть более 0,1 мм. Диаметр маховика согласно таблице 23.

Рис. 48.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

Таблица 23.

Обозначение маховика Диаметр маховика, мм
D D1
2101-1005115 277,5 263
2108/2109-1005115 274,3 264
2110-1005115 278,7 262
21213-1005115 277,5 263

Маховик 2101-1005115 отличается от маховика 21213-1005115 количеством грязеотводящих отверстий. У маховика 2101-1005115 четыре отверстия, а у маховика 21213-1005115 два отверстия. Отверстия расположены на привалочной поверхности маховика к коленчатому валу на диаметре – 134 мм.

Маховик 2108-1005115 отличается от маховика 2109-1005115 наличием на наружном диаметре D1 штифта Е.

Применяемость маховика согласно таблице 24.

Таблица 24.

Контроль и сортировка деталей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства