Меню Закрыть

Контроллер. ЭСУД LADA с контроллером М73 Евро-3 – устройство и ремонт.

Контроллер. ЭСУД LADA с контроллером М73 Евро-3 – устройство и ремонт.

Контроллер.

Контроллер (рис. 1.1-01) является центральным устройством системы управления двигателем. Он получает информацию от датчиков и управляет исполнительными механизмами, обеспечивая оптимальную работу двигателя при заданном уровне показателей автомобиля. Контроллер расположен под консолью панели приборов и закреплен на кронштейне (рис. 1.1-02, 1.1-03).

Сокращения в тексте.

Рис. 1.1-01. Контроллер.

Контроллер. ЭСУД LADA с контроллером М73 Евро-3 – устройство и ремонт.

Рис. 1.1-02. Расположение контроллера в салоне автомобилей семейства LADA SAMARA.

Контроллер. ЭСУД LADA с контроллером М73 Евро-3 – устройство и ремонт.

Рис. 1.1-03. Расположение контроллера в салоне автомобилей семейства LADA 110.

Контроллер. ЭСУД LADA с контроллером М73 Евро-3 – устройство и ремонт.

Контроллер управляет исполнительными механизмами, такими как топливные форсунки, катушка зажигания, регулятор холостого хода, нагреватель датчика кислорода, клапан продувки адсорбера и различными реле.

Контроллер управляет включением и выключением главного реле, через которое напряжение питания от аккумуляторной батареи поступает на элементы системы (кроме электробензонасоса, электровентилятора, катушки зажигания в а/м семейства LADA 110, блока управления и индикатора состояния АПС). Контроллер включает главное реле при включении зажигания. При выключении зажигания контроллер задерживает выключение главного реле на время, необходимое для подготовки к следующему включению (завершение вычислений, установка регулятора холостого хода в положение, предшествующее запуску двигателя).

При включении зажигания контроллер, кроме выполнения упомянутых выше функций, обменивается информацией с АПС (если она установлена и функция иммобилизации включена, см. раздел 1.2). Если в результате обмена определяется, что доступ к автомобилю разрешен, то контроллер продолжает выполнение функций управления двигателем. В противном случае работа двигателя блокируется.

Контроллер выполняет также функцию диагностики системы. Он определяет наличие неисправностей элементов системы, включает сигнализатор и сохраняет в своей памяти коды, обозначающие характер неисправности и помогающие механику осуществить ремонт. Дополнительные сведения об использовании диагностической функции контроллера см. в разделе 2 “Диагностика”.

Внимание.

  • Контроллер является сложным электронным прибором, ремонт которого должен производиться только на заводе-изготовителе. Во время эксплуатации и технического обслуживания автомобиля разборка контроллера запрещается.
  • Несанкционированная модификация программного обеспечения контроллера может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик двигателя и даже к его поломке. При этом гарантийные обязательства завода-изготовителя автомобиля на техническое обслуживание и ремонт двигателя и системы управления утрачиваются.

 

Контроллер подает на различные устройства напряжение питания 5 или 12 В. В некоторых случаях оно подается через резисторы контроллера, имеющие столь высокое номинальное сопротивление, что при включении в цепь контрольной лампочки она не загорается. В большинстве случаев обычный вольтметр с низким внутренним сопротивлением не дает точных показаний.

Для контроля напряжения выходных сигналов контроллера необходим цифровой вольтметр с внутренним сопротивлением не менее 10 МОм.

Память контроллера.

Контроллер имеет три типа памяти: программируемое постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) и электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ).

Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ).

В ПЗУ хранится программа управления, которая содержит последовательность рабочих команд и калибровочную информацию. Калибровочная информация представляет собой данные управления впрыском, зажиганием, холостым ходом и т.п., которые в свою очередь зависят от массы автомобиля, типа и мощности двигателя, от передаточных отношений трансмиссии и других факторов.

Эта память является энергонезависимой, т.е. ее содержимое сохраняется при отключении питания.

Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ).

Оперативное запоминающее устройство используется микропроцессором для временного хранения измеряемых параметров, результатов вычислений, кодов неисправностей. Микропроцессор может по мере необходимости вносить в ОЗУ данные или считывать их.

Эта память является энергозависимой. При прекращении подачи питания (отключение аккумуляторной батареи или отсоединение от контроллера жгута проводов) содержащиеся в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчетные данные стираются.

Электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ).

ЭРПЗУ используется для хранения идентификаторов контроллера, двигателя и автомобиля, а также кодов-паролей автомобильной противоугонной системы (АПС). Коды-пароли, принимаемые контроллером от блока управления АПС, сравниваются с хранимыми в ЭРПЗУ и меняются микропроцессором по определенному закону.

ЭРПЗУ является энергонезависимой памятью и может хранить информацию без подачи питания на контроллер.

Замена контроллера.

Внимание. Для предотвращения повреждений контроллера при отсоединении клеммы провода “массы” от аккумуляторной батареи или жгута проводов от контроллера зажигание должно быть выключено.

Снятие контроллера.

1. Выключить зажигание.

2. Отсоединить клемму провода “массы” от аккумуляторной батареи (ключ гаечный 10).

3. Отвернуть винты крепления и снять на а/м семейства LADA SAMARA правый экран консоли панели приборов, на а/м семейства LADA 110 правый и левый экраны консоли панели приборов (отвертка крестообразная).

4. Отсоединить колодку жгута проводов от контроллера.

5. Отвернуть гайки крепления контроллера к кронштейну и снять контроллер (ключ гаечный 8).

Внимание. В случае неисправности контроллера для замены необходимо использовать “чистый” контроллер (см. раздел 1.2. “Автомобильная противоугонная система”).

Установка контроллера.

1. Установить контроллер на место и подключить к контроллеру колодку жгута проводов (ключ гаечный 8).

2. Установить экраны консоли панели приборов на место (отвертка крестообразная).

3. Присоединить клемму провода “массы” к аккумуляторной батарее (ключ гаечный 10).

Проверка работоспособности контроллера.

1. Включить зажигание.

2. Провести диагностику (см. порядок в карте А “Проверка диагностической цепи”).

Внимание. Для проведения диагностики впервые после снятия питания (отсоединения аккумуляторной батареи) необходимо запустить двигатель, затем заглушить его, выключив зажигание, и, выждав 10-15 секунд, подключить диагностический прибор.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства