Корпусные детали двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
БЛОК ЦИЛИНДРОВ И ГИЛЬЗЫ ЦИЛИНДРОВ.
Блок цилиндров четырехцилиндровый, отлит из серого чугуна. Служит основанием для монтажа всех деталей и узлов двигателя. Каждое цилиндровое гнездо имеет в верхней полке кольцевую проточку под бурт гильзы и цилиндрическое отверстие в нижней полке, выполненные соосно.
Гильза цилиндра «мокрого» типа, изготовлена из фосфористого чугуна. Гильза центрируется в блоке по наружному диаметру бурта, а в нижней части по посадочному диаметру.
Уплотнение полости охлаждения гильзы по верхнему бурту осуществляется за счет точности и чистоты обработки (без герметика и резиновых колец), а по нижнему поясу двумя резиновыми кольцами, устанавливаемыми в канавки на нижнем посадочном поясе блока цилиндров.
Стенки водяной рубашки образуют замкнутый силовой пояс вокруг каждого цилиндрового гнезда и связывают верхнюю и нижнюю плиты цилиндровой части блока, обеспечивая конструкции необходимую жесткость. Дополнительно, для увеличения жесткости, в зоне всех коренных опор коленчатого вала с обеих сторон блок имеет вертикальные полости жесткости, от плоскости поддона до головки цилиндров. Через эти полости происходит слив масла с головки цилиндров в картер масляный.
В картерных поперечных стенках блока расположено пять гнезд с вкладышами под коренные шейки коленчатого вала.
Крышки коренных опор крепятся к блоку двумя болтами. Обработка гнезд под коленчатый вал производится в сборе с крышками, поэтому крышки коренных опор не взаимозаменяемы.
Порядковый номер крышек выбивается на площадках крепежных бобышек крышек (рядом с головками болтов). Отсчет ведется от переднего торца блока. Для исключения переворачивания крышки она имеет установочную втулку только с одной стороны. Поперечная фиксация крышки осуществляется вертикальными пазами в блоке.
Год выпуска и порядковый номер двигателя маркируются на специальной площадке блока цилиндров, расположенной на переднем торце блока с левой стороны у генератора).
В верхней левой части блока имеется туннель с пятью расточками под распределительный вал. В четырех расточках установлены бронзовые втулки. Расточка у заднего торца блока втулки не имеет, в нее устанавливается корпус заднего подшипника распределительного вала.
Над расточкой под распределительный вал имеется восемь вертикальных гнезд для толкателей штанг. Каждое гнездо имеет паз, в котором толкатель фиксируется от проворота.
ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ.
Головка цилиндров блочная, общая на четыре цилиндра, изготовлена из специального чугуна. Крепление осуществляется болтами, в процессе эксплуатации контроля затяжки болтов не требуется.
Для обеспечения отвода тепла головка цилиндров имеет сложную полость жидкостного охлаждения, сообщающуюся с полостью блока.
Впускной воздушный коллектор отлит за одно целое с головкой цилиндров. В отверстия, выполненные во впускном коллекторе напротив впускного канала каждого цилиндра, устанавливаются дозаторы газа (форсунки) системы подачи газа, обеспечивающие через распылители подачу газа от рампы во впускной коллектор. Кронштейн системы подачи газа, на котором она установлена, крепится болтами к головке цилиндров.
В головке цилиндров размещены клапаны с пружинами, коромысла клапанов, траверсы, стойки коромысел и свечи зажигания со стаканами свечей зажигания, герметичность которых обеспечивается уплотнительными кольцами. В головке цилиндров выполнены специальные каналы, через которые при помощи удлинителей к свечным наконечникам свечей зажигания подводится высокое напряжение.
Под клапаны газораспределения в головку с натягом установлены седла и направляющие втулки клапанов. Седла и направляющие втулки клапанов окончательно обрабатываются после их запрессовки в головку.
Привалочная к блоку цилиндров поверхность головки гладкая. Уплотнение стыка головки цилиндров, блока и гильзы осуществляется металлической трехслойной прокладкой за счет зигов на прокладке.
Прокладка головки цилиндров.
1 – отверстие подвода масла к головке цилиндров; 2 – отверстия подвода охлаждающей жидкости к головке цилиндров; 3 – отверстия слива масла с головки цилиндров; 4 – отверстия отвода охлаждающей жидкости из головки цилиндров; 5 – место маркировки прокладки головки цилиндров.
КОРПУС ШЕСТЕРЕН.
Корпус шестерен установлен непосредственно на задний торец блока цилиндров на герметик, без прокладки, с центрированием по двум штифтам. Вместе с картером маховика корпус шестерен образует полость, в которой размещены масляный насос и все шестерни привода агрегатов, расположенные в задней части двигателя.
На корпус шестерен установлен компрессор пневмотормозов.
КАРТЕР МАХОВИКА.
Картер маховика изолирует заднюю часть внутренней полости двигателя от маховика. Уплотнение обеспечивается манжетой, работающей по хвостовику коленчатого вала.
Картер маховика устанавливается на корпус шестерен на герметик, без прокладки, с центрированием по двум штифтам.
С правой стороны двигателя имеется расточка с фланцем для установки стартера.
С левой стороны двигателя, внизу картера имеется отверстие для установки механизма проворота коленчатого вала и смотровое отверстие, необходимые при регулировке тепловых зазоров в клапанах.
Для стыковки двигателя с трансмиссией задний торец картера маховика выполнен по стандарту SAE-3.
ПЕРЕДНЯЯ КРЫШКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ.
Передняя крышка блока цилиндров обеспечивает уплотнение переднего носка коленчатого вала манжетой. Центрирование передней крышки осуществляется при помощи двух штифтов. Стык между торцом блока цилиндров и привалочной поверхностью крышки уплотняется прокладкой.