Кривошипно-шатунный механизм. Двигатели А274-100 и А275-100 – устройство, техническое обслуживание и ремонт.
- Конструкция и обслуживание. Двигатели А274-100 и А275-100 – устройство, техническое обслуживание и ремонт.
- Двигатели А274-100 и А275-100. Устройство, техническое обслуживание и ремонт.
3.3 Кривошипно-шатунный механизм.
Коленчатый вал – пятиопорный, отлит из высокопрочного чугуна. В шатунных шейках имеются полости для дополнительной центробежной очистки масла. Масло от коренных шеек в полости шатунных подводится через сверленые каналы. К коренным шейкам масло поступает из каналов блока цилиндров.
Рисунок 4. Уплотнение переднего конца коленчатого вала.
1 – шкив привода агрегатов; 2 – болт коленчатого вала; 3 – демпфер коленчатого вала; 4 – ступица шкива коленчатого вала; 5 – манжета; 6 – маслоотражатель коленчатого вала; 7 – шестерня коленчатого вала; 8 – шайба упорная коленчатого вала; 9 – шайба упорного подшипника коленчатого вала передняя; 10 – вал коленчатый.
Передний конец коленчатого вала уплотняется самоподжимной манжетой, работающей по наружной поверхности ступицы шкива коленчатого вала.
Усилие, направленное вдоль оси коленчатого вала при выключении сцепления, воспринимается упорными подшипниками, установленными на передней опоре коленчатого вала.
Рисунок 5. Уплотнение заднего конца коленчатого вала.
1 – манжета; 2 – хвостовик коленчатого вала; 3 – маховик; 4 – держатель манжеты верхний; 5 – крышка манжеты коленчатого вала; 6 – держатель манжеты нижний; В – места для нанесения жидкой прокладки при сборке узла.
Задний конец коленчатого вала также уплотняется самоподжимной манжетой, работающей по цилиндрической поверхности хвостовика.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала изготовлены из стальной ленты, залитой антифрикционным сплавом на основе алюминия. Вкладыши коренных подшипников, устанавливаемые в крышки подшипников коленчатого вала, в отличии от вкладышей, установленных в блоке цилиндров, не имеют маслоподающей проточки.
Маховик чугунный, со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером, крепиться к торцу коленчатого вала семью самостопорящимися болтами. Коленчатый вал отбалансирован в сборе с маховиком и сцеплением.
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения. В верхние головки шатунов запрессованы тонкостенные втулки из оловянистой бронзы. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна имеется отверстие, совпадающее с отверстием во втулке.
Стопорение гаек шатунных болтов выполнено герметиком «Трибопласт-9» или «Гермикон-9». В случае разборки указанных соединений необходимо тщательно удалить нанесенный герметик. При сборке на резьбовые части болта следует нанести 2–3 капли свежего герметика и произвести затяжку соединения.
Поршневые пальцы плавающего типа, пустотелые, стальные.
Поршни выполнены из алюминиевого сплава. В верхней части поршня – головке имеются три канавки для поршневых колец. Юбка поршня в горизонтальном сечении имеет овальную форму. Большая ось овала перпендикулярна оси бобышек под поршневой палец. В вертикальном сечении юбка имеет «бочкообразный» профиль. Поверхность юбки имеет специальное покрытие.
Поршневые кольца устанавливаются по три на каждом поршне: два компрессионных одно маслосъемное. 1-е компрессионное и маслосъемное сборное кольцо – стальные, 2-е компрессионное кольцо – чугунное.
Первое компрессионное кольцо азотировано и имеет на рабочей поверхности бочкообразный профиль с полированной поверхностью.
Второе компрессионное кольцо скребкового типа имеет фосфатное покрытие темного цвета. Для ориентации при установке на поршень, на верхней поверхности кольца имеется лазерная метка (маркировка), которая должна быть направлена вверх.
Маслосъемное кольцо состоит из двух азотированных колец и двухфункционального расширителя в виде профильной ленты.
Перед установкой поршней с шатунами в сборе на двигатель, поршневые кольца должны быть сориентированными следующим образом:
- замки первого и второго компрессионных колец должны быть развернуты под углом 180° по отношению друг к другу;
- замок верхнего дискового кольца наборного маслосъемного кольца устанавливается под углом 90° по отношению к замку нижнего компрессионного кольца. Замок нижнего дискового кольца должен быть развернут под углом 180° по отношению к верхнему дисковому кольцу. Замок двухфункционального расширителя маслосъемного кольца устанавливается под углом 90° по отношению к замкам дисковых колец.