Общий обзор. OM 457 LA, OM 460 LA Mercedes-Benz (КамАЗ) – руководство по эксплуатации.
Общий обзор.
Внешний вид.
Обзор двигателя.
1 – Поликлиновой ремень; 2 – Топливный насос; 3 – Корпус термостата; 4 – Топливный фильтр; 5 – Масляный фильтр; 6 – Крышка головки блока цилиндров; 7 – Кнопка пуска / выключения двигателя Start/Stop; 8 – Распределитель наддувочного воздуха; 9 – Напорный трубопровод наддувочного воздуха от охладителя наддувочного воздуха; 10 – Трубопровод удаления воздуха из блок-картера; 11 – Блок управления системой управления работой двигателя (MR); 12 – Воздушный компрессор; 13 – Насос гидроусилителя рулевого механизма; 14 – Маслоизмерительный стержень; 15 – Заливной патрубок для моторного масла.
1 – Генератор; 2 – Стартер; 3 – Турбокомпрессор, работающий от ОГ; 4 – Выпускной коллектор; 5 – Насос охлаждающей жидкости; 6 – Натяжное устройство поликлинового ремня.
Обзор датчиков.
Общий обзор датчиков.
1 – Датчик давления и температуры моторного масла; 2 – Датчик давления / температуры наддувочного воздуха; 3 – Датчик ВМТ (на приводной шестерне распределительного вала); 4 – Позиционный датчик коленчатого вала (на маховике); 5 – Датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 – Датчик уровня заполнения моторного масла; 7 – Датчик температуры топлива.
Элементы системы восстановителя AdBlue® / DEF.
Общий обзор датчиков системы BlueTec®.
1 – Датчик содержания N0 x; 2 – Дозировочный прибор; 3 – Система нейтрализации отработавших газов; 4 – Датчик температуры и влажности (сторона поступления свежего воздуха воздушного фильтра); 5 – Устройство предварительного обогрева клапана системы восстановителя AdBlue® / DEF; 6 – Датчик температуры ОГ (впуск); 7 – Датчик температуры ОГ (выпуск); 8 – Блок управления системой нейтрализации отработавших газов; 9 – Блок питания; 10 – Фильтр восстановителя AdBlue® / DEF; 11 – Бак восстановителя AdBlue® / DEF.
Датчики системы BlueTec® и контрольный патрубок на дозировочном приборе.
1 – Датчик давления восстановителя AdBlue® / DEF; 2 – Датчик температуры восстановителя AdBlue® / DEF; 3 – Датчик давления сжатого воздуха; 4 – Контрольный патрубок на дозировочном приборе; 5 – Система отопления дозировочного устройства; 6 – Дозировочный клапан.
Общие сведения.
Техническое описание двигателя.
Данный двигатель является четырехтактным дизельным двигателем с водяным охлаждением с непосредственным впрыском топлива.
Шесть цилиндров имеют рядное расположение.
Каждый цилиндр имеет два впускных и два выпускных клапана.
Каждый цилиндр имеет собственный топливный насос высокого давления (ТНВД) (индивидуальный топливный насос) с коротким топливопроводом высокого давления к центрально расположенной в камере сгорания форсунке с многоструйным распылителем. Индивидуальные топливные насосы встроены непосредственно в блок-картер двигателя и приводятся в действие распределительным валом.
В базовой комплектации двигатель оснащен турбокомпрессором, работающим от ОГ, и системой охлаждения наддувочного воздуха. В зависимости от варианта исполнения возможно оборудование двигателя моторным тормозом (тормозной заслонкой и постоянным дросселем).
Данный двигатель отличается особо малым выбросом вредных веществ. Начало впрыска, продолжительность впрыска и количество впрысживаемого топлива регулируются полностью электронно.
Электронная система управления работой двигателя.
Двигатель имеет электронную систему управления работой, состоящую, наряду с двигателем и соответствующими датчиками, из следующих элементов:
- блока управления системой управления работой двигателя (MR);
- блока управления системой регулирования движения (FR) и / или других специфичных для автомобиля блоков управления, например, блока управления гибким адаптирующим модулем (ADM);
- блока управления системой нейтрализации отработавших газов (только в двигателях с системой нейтрализации отработавших газов BlueTec®).
Блоки управления взаимосвязаны с помощью шины передачи данных CAN (Controller Area Network), через которую осуществляется обмен всеми необходимыми данными.
Электронная система управления работой двигателя, наряду с контролем двигателя и системы нейтрализации отработавших газов BlueTec®, производит также и самоконтроль. В зависимости от возникающих неисправностей / нарушений работы автоматически выбираются, например, режим обеспечения безопасности и аварийной работы (см. во “Введение“).
Электронная система управления работой двигателя обеспечивает возможность запуска двигателя автомобиля только в том случае, если коробка передач находится в нейтральном положении.
Блок управления системой управления работой двигателя (MR) (закрепленный на двигателе).
Блок управления системой управления работой двигателя (MR) находится сбоку слева на двигателе.
Блок управления системой управления работой двигателя (MR) (пример).
Блок управления системой управления работой двигателя (MR) обрабатывает данные, поступающие от блока управления системой регулирования движения (FR) и блока управления гибким адаптирующим модулем (ADM). Такими данными являются, например, положение датчика заданного значения (педали акселератора), моторного тормоза или пуск / выключение двигателя и т. д.
Эти данные анализируются вместе с данными, поступающими от датчиков на двигателе. Они сравниваются с сохраненными в блоке управления системой управления работой двигателя (MR) полями характеристик и характеристиками.
Отдатчиков могут поступать, например, следующие данные:
- Давление и температура наддувочного воздуха.
- Температура охлаждающей жидкости.
- Температура топлива.
- Давление моторного масла.
На основании этого рассчитываются начало и продолжительность впрыскивания, а также количество впрыскиваемого топлива, и в соответствии с этим производится управление индивидуальными топливными насосами через электромагнитные клапаны.
При наличии системы нейтрализации отработавших газов BlueTec® производится также анализ показаний соответствующих датчиков и управление дозированием восстановителя AdBlue® / DEF.
Полезный совет.
- Для приобретения запасного блока управления системой управления работой двигателя (MR) необходимы все приведенные на заводской табличке блока управления данные.
Заводская табличка блока управления.
1 – Набор данных; 2 – Номер сертификата; 3 – Номер двигателя; 4 – Код прибора.
Блок управления системой регулирования движения (FR) / гибким адаптирующим модулем (ADM).
С помощью блока управления системой регулирования движения (FR) или блока управления гибким адаптирующим модулем (ADM) можно адаптировать двигатель к различным специфическим условиям эксплуатации.
Блок управления системой регулирования движения (FR) (пример).
В память блока управления системой регулирования движения (FR) или блока управления гибким адаптирующим модулем (ADM) введены различные специфические эксплуатационные параметры, например, частота вращения на холостом ходу, максимальная рабочая частота вращения или ограничение частоты вращения.
Блок управления системой регулирования движения (FR) или блок управления гибким адаптирующим модулем (ADM) получает данные от:
- пользователя (положение датчика заданного значения, пуск и выключение двигателя);
- переключателя моторного тормоза;
- других систем (например, противобуксовочной системы);
- блока управления системой управления работой двигателя (MR) (например, давление масла и температура охлаждающей жидкости).
Исходя из этих данных определяются заданные значения для блока управления системой управления работой двигателя (MR) и передаются через сеть передачи данных CAN.
Блок управления системой регулирования движения (FR) или блок управления гибким адаптирующим модулем (ADM) управляет, например, предупредительной сигнальной лампой электронного оборудования, моторным тормозом и постоянными дросселями.
Блок управления системой нейтрализации отработавших газов (на раме).
Блок управления системой нейтрализации отработавших газов.
Блок управления системой нейтрализации отработавших газов считывает сигналы и передает их через сеть передачи данных CAN блоку управления системой управления работой двигателя (MR).
Считываются следующие сигналы:
- Датчик температуры перед катализатором SCR.
- Датчик температуры за катализатором SCR.
- Датчик содержания NOx за катализатором SCR.
- Комбинированный датчик уровня заполнения и температуры в баке восстановителя AdBlue® / DEF.
- Комбинированный датчик влажности воздуха и температуры всасываемого воздуха.
Если электронная система управления работой двигателя распознает неисправность, то эта неисправность вводится в память блоков управления в качестве кода неисправности. Неисправность может быть считана через соответствующие приборы диагностирования (STAR DIAGNOSIS или minidiag2).
Дополнительно включается предупредительная сигнальная лампа электронного оборудования .
Полезный совет.
- Приборы диагностирования “Мерседес-Бенц” могут быть подключены к 14-контакному разъему диагностирования на приборах или к штекеру для техобслуживания согласно директиве ЕС. С помощью этих приборов возможно считывание как памяти неисправностей, так и введенных в память технических характеристик двигателя.
Разъем диагностирования (пример).
Сервисный штекер согласно директиве ЕС (пример).
Система нейтрализации отработавших газов BlueTec®.
Для обеспечения надлежащего функционирования системы нейтрализации ОГ BlueTec® эксплуатируйте двигатель / автомобиль / оборудование с использованием восстановителя AdBlue®. Заправка восстановителем AdBlue® не входит в объем работ по ТО. Поэтому регулярно производите заполнение бака восстановителя AdBlue®.
Если восстановитель AdBlue® полностью израсходован или имеет место неисправность, то на комбинации приборов горит или мигает контрольная лампа . Если электронная система распознает неисправность, то эта неисправность вводится в блок управления двигателем в качестве кода неисправности и может быть считана через соответствующие приборы диагностирования (STAR DIAGNOSIS или minidiag2).
Мощность двигателя может быть автоматически снижена при первом выключении двигателя / остановке автомобиля. Адаптируйте соответственно свой стиль вождения. Управляйте автомобилем с особой осторожностью. Немедленно заправьте бак восстановителя AdBlue®. При появлении неисправности поручите проверку и ремонт системы нейтрализации отработавших газов BlueTec® специализированной мастерской с квалифицированным персоналом.
“Мерседес-Бенц” рекомендует Вам пользоваться для этого услугами пункта ТО “Мерседес-Бенц” или “Моторно-Турбинного Союза” (MTU).
Технология BlueTec® является составной частью омологации двигателя, требующей сертификации. При эксплуатации двигателя / автомобиля / оборудования без восстановителя AdBlue® или с использованием другого, недопущенного со стороны концерна “Даймлер”, средства действие допуска к эксплуатации / сертификата двигателя прекращается.
Предупредительные сигнальные и контрольные лампы системы нейтрализации отработавших газов BlueTec®.
Общая информация о двигателе.
Символ (1) | Причина индикации / индицируется | |
Текст на символе двигателя: “CHECK” |
Лампа неисправности | Недопустимые эксплуатационные состояния |
Текст на символе двигателя: “STOP” |
Лампа STOP | Серьезная неисправность (2) |
Неисправность электронной системы управления работой двигателя | Загорается при неисправности электронной системы управления работой двигателя. Двигатель можно эксплуатировать только в аварийном режиме | |
Зарядный ток (выработка тока) | Загорается при неисправности зарядного тока (выработки тока).
Генератор трехфазного тока или поликлиновой ремень неисправен, если:
|
|
Пусковое устройство холодного двигателя | Горит при активированном пусковом устройстве холодного двигателя |
Система нейтрализации отработавших газов BlueTec® в исполнении для движения по дорогам (3).
На панели приборов могут находиться следующие индикаторные лампы:
Символ (1) | Причина индикации / индицируется | |
Уровень заполнения восстановителя AdBlue® / DEF | Указание по неисправности / указание к действию (предупреждение об ограничении эксплуатации) | |
Контрольная лампа двигателя | Наличие неисправности в системе выпуска ОГ | |
Лампа NOx |
Ограничение эксплуатации | Активное ограничение момента частоты вращения |
(1) – В зависимости от варианта комплектации автомобиля / оборудования могут иметься различные символы.
(2) – Дополнительно может производиться звуковое предупреждение.
(3) –Движение по дорогам: автомобили с допуском к эксплуатации на дорогах.
Система нейтрализации отработавших газов BlueTec® в исполнении для движения по бездорожью (4).
На панели приборов могут находиться следующие индикаторные лампы:
Символ (4) | Причина индикации / индицируется | |
Уровень заполнения восстановителя AdBlue® / DEF | Указание по неисправности / указание к действию (предупреждение об ограничении эксплуатации) | |
Проверить двигатель / систему нейтрализации ОГ | Неисправность и неправильное использование (нарушения работы контрольной системы) | |
горит (ступень 1) |
Ограничение крутящего момента / частоты вращения активировано (2) | Незначительное эксплуатационное ограничение |
мигает (ступень 2) |
Значительное эксплуатационное ограничение |
(4) – Движение по бездорожью: оборудование и автомобили без допуска к эксплуатации на дорогах.
(1) – В зависимости от варианта комплектации автомобиля / оборудования могут иметься различные символы.
(2) – Дополнительно может производиться звуковое предупреждение.
Постоянный тормоз.
Для повышения мощности торможения двигатель может быть оснащен тормозной заслонкой после турбокомпрессора, работающего от ОГ, в сочетании с постоянным дросселем.
1 – Постоянные дроссели (пример).
Противодавление ОГ используется тормозной заслонкой для повышения мощности торможения. Постоянные дроссели вызывают уменьшение давления компрессии в рабочем такте (3-й такт), в то время как сжатие (2-й такт) практически не изменяется.
Постоянный дроссель – это дополнительный клапан в головке блока цилиндров. В открытом состоянии постоянный дроссель устанавливает связь между камерой сгорания и выпускным каналом. Это ведет к требуемой декомпрессии в процессе рабочего такта.
При включении моторного тормоза производится открывание постоянных дросселей. Одновременно тормозная заслонка на турбокомпрессоре, работающем от ОГ, закрывается.
Моторный тормоз возбуждается блоком управления системой регулирования движения (FR) или блоком управления гибким адаптирующим модулем (ADM) (см. выше).
При частоте вращения ниже 900 об/мин моторный тормоз всегда выключен; это предотвращает “глушение” двигателя. Моторный тормоз автоматически выключается также и при задействовании датчика заданного значения (например, педали акселератора).
Полезный совет.
- В аварийном режиме (при постоянной частоте вращения) моторный тормоз можно включить только в режиме принудительного холостого хода при повышенной частоте вращения. По достижении постоянной частоты вращения опять производится автоматическое отключение моторного тормоза.
Пусковое устройство холодного двигателя.
Пусковое устройство холодного двигателя облегчает пуск двигателя при низкой температуре наружного воздуха (ниже -15 °C). Оно активируется уже при температуре наружного воздуха ниже -4 °C.
Указание по охране окружающей среды.
- При температуре наружного воздуха примерно ниже -4 °C пусковое устройство холодного двигателя сокращает выброс в атмосферу вредных веществ после пуска двигателя. Кроме того, уменьшается износ стартера и аккумуляторных батарей и сокращается продолжительность пуска двигателя. Производите пуск двигателя только после погасания контрольной лампы на индикации статуса бортового компьютера.
Указание относительно порядка действий.
- Включение пускового устройства холодного двигателя: поверните ключ в замке зажигания в положение движения. Контрольная лампа на панели приборов загорается.
- После выключения контрольной лампы двигатель запускается в течение 30 секунд.
Пусковое устройство холодного двигателя выключается автоматически, если:
- двигатель не запустился в течение 30 секунд после выключения контрольной лампы ,
- двигатель запускается, пока горит контрольная лампа ,
- при работающем двигателе температура охлаждающей жидкости достигает примерно ниже 0 °C.
При температуре охлаждающей жидкости выше -4 °C контрольная лампа гаснет примерно через 2 секунды (контроль работоспособности).
При температуре охлаждающей жидкости ниже -4 °C контрольная лампа выключается примерно через 20 секунд.
Обращайтесь для контроля и ремонта пускового устройства холодного двигателя исключительно в специализированную мастерскую с квалифицированным персоналом. “Мерседес-Бенц” рекомендует Вам пользоваться для этого услугами пункта ТО “Мерседес-Бенц” или “Моторно-Турбинного Союза” (MTU) (см. во “Введение“). Выполнение работ, связанных с безопасностью, и работ на системах, обеспечивающих безопасность, должно непременно осуществляться квалифицированным персоналом специализированной мастерской.